Четыре книги и пять классических произведений
Четыре книги и пять классических произведений | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | 四書Четыре книги и пять классических произведений | ||
Упрощенный китайский | 四书Четыре книги и пять классических произведений | ||
Ханью Пиньинь | Сышу Воцзин | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | Четыре книги и пять классических произведений | ||
Китайские иероглифы | Четыре книги и пять классических произведений | ||
Корейское имя | |||
хангыль | Пять классиков | ||
Ханджа | Четыре книги и пять классических произведений | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | Четыре книги и пять классических произведений | ||
Нисколько | Сишогокё | ||
|
« Четыре книги» и «Пять классических произведений» — авторитетные и важные книги, связанные с конфуцианством , написанные до 300 г. до н.э. [1] Традиционно считается, что они были написаны, отредактированы или прокомментированы Конфуцием или одним из его учеников. Начиная с династии Хань , они стали основой китайской классики , по которой проверялись студенты в императорской экзаменационной системе.
Четыре книги [ править ]
Четыре книги ( 四書 ; Сысю ) — китайские классические тексты, иллюстрирующие основные ценности и системы убеждений конфуцианства . Они были выбраны интеллектуалом Чжу Си из династии Сун в качестве общего введения в конфуцианскую мысль, а во времена династий Мин и Цин они стали основой официальной учебной программы для экзаменов на государственную службу . [2] Более подробная информация о них следующая:
Список [ править ]
- Отличное обучение
- Первоначально одна глава в Книге Обрядов . Он состоит из краткого основного текста, приписываемого Конфуцию , и девяти глав комментариев Цзэнцзы , одного из учеников Конфуция . Его важность иллюстрируется предисловием Цзэнцзы о том, что это ворота в обучение.
Это важно, поскольку выражает многие темы китайской философии и политического мышления и поэтому оказало чрезвычайное влияние как на классическую, так и на современную китайскую мысль. - Доктрина среднего
- Еще одна глава в «Книге обрядов» , приписываемая Конфуция внуку Зиси . Цель этой небольшой книги из 33 глав — продемонстрировать полезность золотого пути достижения совершенной добродетели. В нем основное внимание уделяется Пути (道), который предписан небесным повелением не только правителю, но и всем.
- Аналекты
- Сборник речей Конфуция и его учеников, а также дискуссий, которые они проводили. Со времен Конфуция « Аналитики» оказали сильное влияние на философию и моральные ценности Китая других стран Восточной Азии , а затем и . Императорские экзамены , начавшиеся во времена династии Суй и в конечном итоге отмененные с основанием Китайской Республики , уделяли особое внимание конфуцианским исследованиям и ожидали, что кандидаты будут цитировать и применять слова Конфуция в своих эссе.
- Мэн-цзы
- Сборник бесед учёного Мэн-цзы с царями своего времени. В отличие от изречений Конфуция , которые кратки и самостоятельны, Мэн-цзы состоит из длинных диалогов с обширной прозой.
Пять классиков [ править ]
«Пять классических произведений» ( 五經 ; Wǔjīng ) — это пять китайских книг доциньской эпохи, которые составляют часть традиционного конфуцианского канона. Некоторые из текстов уже были известны в период Воюющих царств . Мэн-цзы , ведущий конфуцианский ученый того времени, считал Весенние и Осенние летописи столь же важными, как и полулегендарные хроники более ранних периодов. Во времена династии Западная Хань , которая приняла конфуцианство в качестве своей официальной идеологии, эти тексты стали частью финансируемой государством учебной программы. Именно в этот период тексты впервые стали рассматриваться как единый сборник и называться «Пять классиков». [3]
Список [ править ]
- Классик поэзии
- Сборник из 305 стихотворений, разделенных на 160 народных песен, 105 праздничных песен, исполняемых на придворных церемониях, и 40 гимнов и панегириков, исполняемых при жертвоприношениях героям и духам предков царского дома.
- Книга документов
- Сборник документов и речей, предположительно написанных правителями и чиновниками раннего периода Чжоу и ранее. Возможно, это старейшее китайское повествование, датируемое VI веком до нашей эры. Он включает примеры ранней китайской прозы.
- Книга обрядов
- Описывает древние обряды, социальные формы и придворные церемонии. Версия, изучаемая сегодня, представляет собой переработанную версию, составленную учеными в третьем веке до нашей эры, а не оригинальный текст, который, как говорят, был отредактирован самим Конфуцием.
- И Цзин ( Книга Перемен )
- Книга содержит систему гадания , сравнимую с западной геомантией или западноафриканской системой Ифа . В западных культурах и современной Восточной Азии он до сих пор широко используется для этой цели.
- Весенние и осенние летописи
- Исторические записи о государстве Лу , родном государстве Конфуция, 722–481 гг. До н.э., приписываемые Конфуцию.
иногда «Музыкальный классик» считают шестым классическим произведением, но он был утерян.
Вплоть до Западной Хань авторы обычно перечисляли классику в порядке «Стихи-Документы-Ритуалы-Перемены-Весна и Осень». Однако в Восточной Хань порядок по умолчанию был следующим: Изменения-Документы-Стихи-Ритуалы-Весна и Осень.
Авторы и редакторы более поздних эпох также присвоили себе термины «Книга» и «Классика» и иронически применяли их к сборникам, посвященным явно низкопробным темам. Примеры включают « Классическую блудницу» ( Пяоцзин Чжан Инъюя 嫖經) и «Новую книгу о пресечении мошенничеств» ( Дупянь Синьшу 杜騙新書, ок. 1617 г.), известную в просторечии как «Книга мошенничества» или «Классика мошенничества» .
Авторство [ править ]
Традиционно считалось, что Конфуций сам составил или отредактировал тексты Пяти классических произведений. Ученый Яо Синьчжун допускает, что есть веские основания полагать, что конфуцианская классика сформировалась в руках Конфуция, но что «в отношении ранних версий классики ничто не может считаться само собой разумеющимся». Со времен династии Западная Хань, продолжает Яо, большинство конфуцианских ученых считали, что Конфуций заново собирал и редактировал предыдущие работы, тем самым «исправляя» версии древних сочинений, которые стали классикой. Конфуцианская традиция считает, что коллекция Шицзин была отредактирована Конфуцием с коллекции из 3000 произведений до ее традиционной формы из 305 произведений. В двадцатом веке многие китайские ученые все еще придерживались этой традиции. Ученый новоконфуцианец - Сюн Шили (1885–1968), например, считал, что «Шесть классических произведений» были окончательными версиями, «исправленными» Конфуцием в старости. Другие ученые имели и имеют иные точки зрения. Школа старых текстов , например, опиралась на версии, найденные во времена династии Хань, которые предположительно пережили сожжение книг династией Цинь , но многие из них считали, что эти работы не редактировались Конфуцием, а сохранились непосредственно со времен династии Чжоу .
По совершенно иным причинам, в основном связанным с современной текстовой наукой , большее количество ученых двадцатого века как в Китае, так и в других странах считают, что Конфуций не имел никакого отношения к редактированию классических произведений, а тем более к их написанию. Яо Синьчжун сообщает, что еще другие учёные придерживаются «прагматического» взгляда на то, что история классиков длинна и что Конфуций и его последователи, хотя и не собирались создавать систему классиков, «внесли свой вклад в их формирование». [4] В любом случае, бесспорно, что на протяжении большей части последних 2000 лет считалось, что Конфуций либо писал, либо редактировал эти классические произведения.
Важнейшими событиями в текстовой карьере этих классиков стали принятие конфуцианства в качестве государственной ортодоксальности в династии Хань , что привело к их сохранению, и «возрождение» конфуцианства в династии Сун , что привело к тому, что они были положены в основу конфуцианской ортодоксальности в имперской экзаменационной системе в следующих династиях. Неоконфуцианский . мудрец Чжу Си (1130–1200) зафиксировал тексты Четырехкниг и написал комментарии, новые интерпретации которых были приняты как интерпретации самого Конфуция [2]
Наследие [ править ]
Во время правления императора У Хань «Пять классических произведений» и «Четыре книги» стали основой императорской экзаменационной системы. [5]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Бликер, К.Дж. и Г. Виденгрен (1971). Historia Religionum, Том 2 Религии современности . БРИЛЛ. п. 478. ИСБН 90-04-02598-7 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэниел К. Гарднер. Четыре книги: основные учения поздней конфуцианской традиции . Индианаполис: Хакетт, 2007. ISBN 978-0-87220-826-1 .
- ^ Нилан, Майкл. (Копия из Интернет-архива) Пять «конфуцианских» классических произведений . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2001.
- ^ Синь-чжун Яо, Введение в конфуцианство (Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2000), стр. 52–54.
- ^ Краке 1967 , стр. 253.
Библиография [ править ]
- Краке, Э.А. младший (1967) [1957]. «Регион, семья и человек в китайской экзаменационной системе». В Фэрбанке, Джон К. (ред.). Китайские мысли и институты . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
Внешние ссылки [ править ]
- Ульрих Теобальд, «Литературная категория конфуцианской классики» в ChinaKnowledge - универсальное руководство по китаеведению.
- Дональд Джордан (Калифорнийский университет, Сан-Диего): Канонические книги конфуцианства