Jump to content

Ритуальная и музыкальная система

Набор бронзовых колокольчиков под названием бяньчжун ок. V век до нашей эры из Хубэя

Китайская ритуальная и музыкальная система ( китайский : 礼乐制度 ; пиньинь : Lǐ yuè zhìdù ) — это социальная система, зародившаяся во времена династии Чжоу для поддержания социального порядка. [1] Вместе с патриархальным строем она составляла общественный строй всего древнего Китая и оказала большое влияние на политику, культуру, искусство и мысль последующих поколений. [2] [ нужен лучший источник ] Феодальная система и система Уэл-филда были двумя другими институтами, которые развивались в то время. [1] По легенде он был основан герцогом Чжоу и королем Чжоу У. [3] [4] [5] [6] [7] [8]

Система ритуальной музыки разделена на две части: ритуал и музыку. Ритуальная часть в основном разделяет идентичность людей и социальные нормы и, в конечном итоге, образует иерархию. Музыкальная часть в основном основана на иерархической системе этикета, использующей музыку для смягчения социальных конфликтов. [2]

Система возникла на основе старых шаманских традиций. [9] и считалось имеющим космологическое значение, [10] считалось, что это представляет баланс между Инь и Ян. [10] и Пять Элементов . [10]

Положения о ритуалах и музыке укрепили представление людей об иерархии, сыграли символическую роль в установлении власти, а также стандартизировали правила во всей цивилизации. [2]

Предшественники

[ редактировать ]
возрастом 9000 лет Костяная флейта из провинции Хэнань.

Археологические данные свидетельствуют о том, что музыкальная культура развивалась в Китае с очень раннего периода. При раскопках в деревне Цзяху в уезде Уян провинции Хэнань были обнаружены костяные флейты, возраст которых составляет 9000 лет, а глиняные музыкальные инструменты под названием Сюнь, возраст которых предположительно составляет 7000 лет, были найдены в стоянках Хэмуду в Чжэцзяне и Баньпо в Сиане . [11]

Чаша культуры Маджиаяо ( ок. 3300–2000 гг. до н.э.), украшенная фигурами мужчин, танцующих в ряд.

Графические изображения танца были найдены в китайской керамике еще в период неолита (до 2000 г. до н.э.), на них изображены люди, танцующие в шеренге, держась за руки. [12] Самый ранний китайский иероглиф «танец». , появляется на костях оракула и представляет собой танцора, держащего в каждой руке бычьи хвосты. [13] Согласно « Люши Чунцю » (составленному около 239 г. до н. э.): «В прежние времена люди клана Гетян (葛天氏) танцевали парами [или тройками] с бычьими хвостами в руках, топая ногами и распевая восемь строф». [6] [14]

Примитивный танец в древнем Китае также был связан с колдовством и шаманским ритуалом. Ранняя форма китайского иероглифа колдуна, у (巫), олицетворяла танцующих шаманов или их рукава; [15] Поэтому у описал человека, который танцевал как средство общения между богами и людьми. [9] Существует множество древних записей о шаманах и колдунах, которые танцевали, например, исполняя танец дождя во время засухи. Платформа для танца дождя (舞雩, wǔyú) упоминается во многих древних текстах, в том числе в «Аналектах Конфуция » . [16]

Чжоуский институт

[ редактировать ]

Согласно традиции, яюэ был создан герцогом Чжоу по поручению короля Чжоу У , вскоре после завоевания последним Шанга . В яюэ были включены элементы шаманских или религиозных традиций, а также ранняя китайская народная музыка , которая составила основу системы ритуальной музыки. Танец также был тесно связан с яюэ музыкой : с каждым произведением яюэ может быть связан церемониальный или ритуальный танец. Самым важным произведением яюэ династии Чжоу были Шесть великих танцев, каждый из которых был связан с легендарной или исторической личностью. [3] [4] [5] [6] [7]

  • Юньмэнь Дацзюань (雲門大卷) эпохи Желтого Императора выступал в знак почитания неба.
  • Дасянь ( 大咸 , или Дачжан 大章), из эпохи императора Яо , для почитания земли.
  • Дацин (大磬, или Дашао 大韶 ), из эпохи императора Шуня , для почитания богов четырех направлений или солнца, луны, звезд и морей, танцоры могли одеваться как птицы и звери. В одном из самых ранних документов, Шуцзин , упоминается ритуал «избиения камней во время танца всех диких животных». [17] [18] Исполнение танца высоко ценилось Конфуцием.
  • Даксия ( 大夏 ) — танец, исполнявшийся в честь Юя Великого из династии Ся , известного своей работой по борьбе с наводнениями. В этом танце 64 артистки танцевали с обнаженной грудью, в меховых шапках и белых юбках. Движения танца могут имитировать ручной труд, выполняемый во время борьбы с наводнением. [19]
  • Даху (大濩), из Тан династии Шан, датируемый концом династии Ся , для почитания предков женского пола.
  • Дау ( 大武 ), в честь короля Чжоу У , использовался для поклонения предкам. Кроме того, это было военное направление.

Музыка во времена династии Чжоу была задумана как космологическое проявление звуков природы, интегрированных в бинарный универсальный порядок инь и ян , и эта концепция оказала устойчивое влияние на позднее китайское мышление о музыке. [10] «Правильная» музыка, согласно концепции Чжоу, должна включать инструменты, соответствующие пяти стихиям природы, и привносить в природу гармонию. Примерно или раньше 7-го века до нашей эры система генерации высоты звука и пентатонической гаммы была выведена на основе теории квинтового цикла. [10]

В «Книге обрядов» записан ряд ситуаций, когда яюэ можно было выполнять . Сюда входили церемонии в честь Неба и Земли, богов или предков. Существовали также подробные правила их выполнения на дипломатических встречах. Яюэ также использовался в мероприятиях на свежем воздухе, таких как аристократические соревнования по стрельбе из лука , во время охотничьих экспедиций и после завершения успешной военной кампании. Яюэ отличался жесткостью формы. Когда оно исполнялось, оно было величественным и формальным и служило признаком аристократического класса. Иногда это также сопровождалось текстами песен . Некоторые из них сохранились в Книге Песен .

Реакции весеннего и осеннего периода

[ редактировать ]

С падением значения церемонии в межгосударственных отношениях в период Весны и Осени , произошло и Яюэ . Конфуций , как известно, оплакивал упадок классической музыки и обрядов. Говорят, что маркиз Вэнь из Вэй предпочитал популярную музыку Вэя и Чжэна древней придворной музыке, слушая которую, он мог заснуть. [20] [21] Конфуций , столкнувшись с социальным хаосом периода весны и осени, решительно выступал за восстановление системы ритуальной музыки Западной Чжоу и выступал за «восстановление ритуалов самому себе». социальные проблемы и построить гармоничное общество, в котором мир «праведен». [22]

Китайские философы по-разному подходили к музыке. Для Конфуция правильная форма музыки важна для развития и совершенствования личности, а конфуцианская система считает формальную музыку яюэ морально возвышающей и символом хорошего правителя и стабильного правительства. [23] Однако с конфуцианской точки зрения некоторые популярные формы музыки считались развращающими. [24] Мози , с другой стороны, осудил создание музыки и в книге «Против музыки» (非樂) утверждал, что музыка — это расточительность и потакание своим желаниям, которые не служат никакой полезной цели и могут быть вредными. [25] По словам Мэн-цзы , однажды могущественный правитель спросил его, морально ли то, что он предпочитает популярную музыку классике. Ответ заключался в том, что имело значение только то, чтобы правитель любил своих подданных.

Конфуций не только выступал за восстановление системы ритуальной музыки, но и практиковал ее физически. Легенда гласит, что он расспросил Лао-цзы о ритуалах и настолько увлекся музыкой, что «три месяца не знал вкуса мяса». [ нужна ссылка ]

Шицзин или Классик поэзии

Конфуций активно пропагандировал использование музыки в ритуалах или обрядах. Ученый Ли Цзэхоу утверждал, что конфуцианство основано на идее обрядов. Обряды служат отправной точкой для каждого человека, и эти священные социальные функции позволяют человеческой природе каждого человека быть в гармонии с реальностью. Учитывая это, Конфуций считал, что «музыка — это гармонизация неба и земли; обряды — это порядок неба и земли». Таким образом, применение музыки в обрядах создает порядок, который делает возможным процветание общества. [26]

Конфуцианский подход к музыке был во многом вдохновлен «Шицзином » и « Музыкальным классиком» , который считался шестым конфуцианским классическим произведением, пока не был утерян во времена династии Хань . «Шицзин» является одним из современных конфуцианских классиков и представляет собой поэтическую книгу, содержащую самые разнообразные стихи, а также народные песни. Конфуцию традиционно приписывают составление этих классических произведений в рамках его школы. [27] В «Аналектах» Конфуций описал важность искусства в развитии общества: [28]

Учитель сказал: «Дети мои, почему вы не изучаете Книгу Поэзии?
«Оды служат для стимулирования ума.
«Их можно использовать в целях самосозерцания.
«Они учат искусству общения.
«Они показывают, как регулировать чувство обиды.
«От них вы узнаете более непосредственный долг — служить отцу и более отдаленный — служить своему принцу.
«От них мы во многом знакомимся с названиями птиц, зверей и растений». [28]

В древнем Китае социальный статус музыкантов был намного ниже, чем у художников, хотя музыка считалась основой гармонии и долголетия государства. Почти каждый император серьезно относился к народным песням, посылая офицеров собирать песни для записи популярной культуры. Один из классических произведений конфуцианства, « Классик поэзии» , содержал множество народных песен, датируемых периодом с 800 г. до н.э. примерно по 400 г. до н.э. [ нужна ссылка ]

Более поздняя история

[ редактировать ]

Императорское музыкальное бюро , впервые созданное во времена династии Цинь (221–207 до н. э.), было значительно расширено при императоре Хань Уди (140–87 до н. э.), и ему было поручено контролировать придворную музыку и военную музыку, а также определять, какая народная музыка будет официально признана. . В последующих династиях на развитие китайской музыки повлияли музыкальные традиции Средней Азии, которые также привнесли элементы индийской музыки. [29] [30]

Чжоу Яюэ погиб во времена династии Хань. [31]

Во времена династии Хань бюро служило цели включения элементов народной музыки в ритуальную музыку. [1] Музыка становилась все более секуляризованной, поскольку она все больше удалялась от своих шаманских корней.

Во времена династии Тан снова произошло включение элементов популярной музыки. [31] [1]

Во времена династии Сун , когда неоконфуцианство стало новой ортодоксией, яюэ снова получил широкое распространение, и оркестр яюэ в эту эпоху состоял из более чем 200 инструменталистов. [32] Известный ритуал назывался «Великий пир», во время которого император пил вино. [1] Двумя важными текстами династии Сун, описывающими выступления яюэ, являются Чжу Си ( «Полное объяснение классического этикета и комментариев к нему» 儀禮經傳通解) и «Музыкальный сборник » (樂書) Чэнь Яна (陳暘). [33] подарил Корее 428 инструментов яюэ , а также 572 костюма и танцевальных предметов В 1116 году император Хуэйцзун по просьбе императора Корё Еджона . [34] В результате элементы музыки яюэ династии Сун , такие как мелодии, до сих пор сохраняются в Корее. [ нужна ссылка ]

Снижение веры в правительство означало упадок системы в династиях Сун и Мин. [1]

Некоторые формы яюэ сохранились для императорских церемоний и ритуалов до падения династии Цин , когда имперский период Китая подошел к концу. Однако яюэ все еще исполнялся как часть конфуцианского ритуала в Китае до прихода к власти коммунистов в 1949 году, когда он полностью исчез. Возрождение яюэ в конфуцианском ритуале наблюдается на Тайване с конца 1960-х годов, а в материковом Китае - с 1990-х годов. [35] Крупное исследование и современная реконструкция яюэ императорского двора было начато на Тайване в 1990-х годах, а в материковом Китае исполнение музыки яюэ в 2009 году Наньхуа Университета яюэ музыкальным ансамблем в Пекине также стимулировало интерес к этой форме музыки. [36] Однако есть вопросы по поводу подлинности этой возрожденной и воссозданной музыки и танцев яюэ , особенно использования современных форм инструментов и различных замен вместо более древних и оригинальных форм, тем не менее некоторые утверждают, что такая музыка и танцы всегда менялись с течением времени. через последующие династии, и что любые изменения, происходящие в современную эпоху, следует рассматривать именно в этом свете. [36] [37]

Танец использовался в политике в 20 веке

[ редактировать ]

В начале 20 века прозвучал призыв «использовать старые формы» литературы и искусства как средство связи с массами. [38] Традиционные китайские танцевальные формы были пересмотрены и распространены. В 1943 году Коммунистическая партия Китая запустила новое движение Янге , в котором танец Янге был принят как средство мобилизации поддержки деревни. Новый танец представляет собой упрощенную версию старого танца с социалистическими элементами, такими как лидер танца, держащий серп вместо зонтика, и он также известен как «янге борьбы» или «янге реформ». [39] [40]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж «Ритуално-музыкальная система – HistoryTopic» . 4 июня 2022 г. Проверено 25 сентября 2022 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Необходимо запомнить здравый смысл | Что такое этикет и музыкальная система?_Music_Identity_Class» www.sohu.com « Проверено 20 июля 2022 г.
  3. ^ Jump up to: а б Сюй Чжихэн (1968). история китайской музыки . Тайваньская коммерческая пресса. Краткая  978-957-05-1273-1 . Обратите внимание на некоторые альтернативные названия этих танцев, такие как Сяньчи (Сяньчи), Дашао (大韶) и Дачжан (大州)
  4. ^ Jump up to: а б Ван Кефен (1985). История китайского танца . Китайские книги и периодические издания. стр. 12–13. ISBN  978-0-8351-1186-7 .
  5. ^ Jump up to: а б Зехоу Ли (2009). Китайская эстетическая традиция . перевод Майи Белл Самей. Издательство Гавайского университета. п. 5. ISBN  978-0-8248-3307-7 .
  6. ^ Jump up to: а б с Зехоу Ли (2009). Китайская эстетическая традиция . перевод Майи Белл Самей. Издательство Гавайского университета. п. 5. ISBN  978-0-8248-3307-7 .
  7. ^ Jump up to: а б Фан Шихуа (2014). Быстрое чтение истории китайской культуры Дата-центр Зеленого Яблока.
  8. ^ https://inf.news/en/cultural/13f6bcc9ddf4e8248ad8525c0a36b55f.html .
  9. ^ Jump up to: а б Китай: пять тысяч лет истории и цивилизации . Городской университет Гонконга Press. 2007. с. 454. ИСБН  978-962-937-140-1 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и Дон Майкл Рэндел, изд. (2003). Гарвардский музыкальный словарь (4-е изд.). Издательство Гарвардского университета. стр. 260–262. ISBN  978-0-674-01163-2 .
  11. ^ Цзинь Цзе (3 марта 2011 г.). Китайская музыка . Издательство Кембриджского университета. п. 4. ISBN  978-0-521-18691-9 .
  12. ^ «Тассейн с изображением танцоров: неолит, культура Маджиаяо» . Национальный музей Китая . Архивировано из оригинала 26 декабря 2019 года. Керамика культуры Маджиаяо (3100–2700 гг. до н. э.).
  13. ^ Ван Кефен (1985). История китайского танца . Китайские книги и периодические издания. п. 7. ISBN  978-0-8351-1186-7 .
  14. Люй Ши Чунь Цю Оригинальный текст: Радость семьи Си Гэтяня, три человека играли на бычьем хвосте и проголосовали за восемь песен.
  15. ^ Ю Хуан Чжан, Кен Роуз (2001). Краткая история Ци . Пабы «Парадигма». ISBN  978-0-912111-63-6 .
  16. ^ Конфуций. (2011). Аналекты . Распространяется Paw Prints/Baker & Taylor. ISBN  978-1-4487-8842-2 . OCLC   711040761 .
  17. ^ Фан Пен Ли Че (2007). Китайский театр теней: история, народная религия и женщины-воины . Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 64. ИСБН  978-0-7735-3197-0 .
  18. ^ Шан Шу – Ю Шу – И и Цзи . Проект китайского текста.
  19. ^ Ван Кефен (1985). История китайского танца . Китайские книги и периодические издания. п. 8. ISBN  978-0-8351-1186-7 .
  20. ^ Фэй Чунфан Фей, изд. (2002). Китайские теории театра и перформанса от Конфуция до наших дней . Издательство Мичиганского университета. стр. 7–9. ISBN  978-0-472-08923-9 .
  21. ^ Сюй Чжихэн (1968). Краткая история китайской музыки . Тайваньская коммерческая пресса, стр. 15 .  978-957-05-1273-1 .
  22. ^ «Ян Фужун: мысли Конфуция о ритуалах и музыкальном образовании» www.chinakongzi.org Проверено 12 июля 2022 г.
  23. ^ Бреслер, Лиора (2007). Международный справочник исследований в области художественного образования . Спрингер. п. 85. ИСБН  978-1-4020-2998-1 .
  24. ^ Дороти Ко ; Джахён Ким Хабуш ; Джоан Р. Пигготт , ред. (2003). Женщины и конфуцианские культуры в досовременном Китае, Корее и Японии . Издательство Калифорнийского университета. п. 85. ИСБН  978-0-520-23138-2 .
  25. ^ Фэй Чунфан Фей, изд. (2002). Китайские теории театра и перформанса от Конфуция до наших дней . Издательство Мичиганского университета. стр. 10–13. ISBN  978-0-472-08923-9 .
  26. ^ Киркендалл, Дженсен Армстронг (14 декабря 2017 г.). «Хорошо упорядоченное сердце: Конфуций о гармонии, музыке и ритуалах» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 13 апреля 2021 г. Проверено 13 апреля 2021 г.
  27. ^ Дэвис, Альберт Ричард, изд. (1970), Книга китайских стихов «Пингвин» , Балтимор: Penguin Books
  28. ^ Jump up to: а б «Конфуций, Аналекты – 17» . 13 декабря 1901 г. Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 г. Проверено 13 апреля 2021 г.
  29. ^ История китайско-индийских отношений: с 1 по 7 век нашей эры, Юктешвар Кумар. стр.76 ISBN   978-81-7648-798-6
  30. ^ Журнал музыки в Китае, том 4, стр.4
  31. ^ Jump up to: а б Чи Фэнчжи (28 июня 2005 г.). «Изменение и преемственность китайской Яюэ в Корее» .
  32. ^ Дон Майкл Рэндел, изд. (2003). Гарвардский музыкальный словарь (4-е изд.). Издательство Гарвардского университета. стр. 261–262. ISBN  978-0-674-01163-2 .
  33. ^ Кейт Ховард (2012). Музыка как нематериальное культурное наследие: политическая идеология и практика сохранения восточноазиатских традиций . Эшгейт. ISBN  978-1-4094-3907-3 .
  34. ^ Кейт Ховард (2012). Музыка как нематериальное культурное наследие: политическая идеология и практика сохранения восточноазиатских традиций . Эшгейт. ISBN  978-1-4094-3907-3 .
  35. ^ Фредерик Лау (2007). Музыка в Китае . Издательство Оксфордского университета. стр. 118–121. ISBN  978-0-19-530124-3 .
  36. ^ Jump up to: а б Синди Суи (1 сентября 2011 г.). «Мелодии императоров» . Тайвань сегодня .
  37. ^ Кейт Ховард, изд. (2007). Музыка и ритуал . Издательство Семар. п. 131. ИСБН  978-88-7778-086-7 .
  38. ^ Бонни С. Макдугалл, изд. (1984). Популярная китайская литература и исполнительское искусство в Китайской Народной Республике 1949–1979 гг . Издательство Калифорнийского университета. стр. 8–14. ISBN  978-0-520-04852-2 .
  39. ^ Чанг-тай, Хун (2005). «Танец революции: Янге в Пекине в начале 1950-х годов». Китайский ежеквартальный журнал . 181 (181): 82–99. дои : 10.1017/S0305741005000056 . JSTOR   20192445 . S2CID   42166289 .
  40. ^ Ричард Гунде (2001). Культура и обычаи Китая . Гринвуд. п. 107. ИСБН  978-0-313-36118-0 .
[ редактировать ]
Связанный текст из Wikisource:« · Экономический сборник · Этикет · Ритуальный и музыкальный штаб » из Полного собрания классических произведений Древнего Китая. Объединенное собрание древних и современных книг
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 88a40c73e1a521e6c219d9207baed1f7__1719855480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/88/f7/88a40c73e1a521e6c219d9207baed1f7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ritual and music system - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)