Ритуальная и музыкальная система

Китайская ритуальная и музыкальная система ( китайский : 礼乐制度 ; пиньинь : Lǐ yuè zhìdù ) — это социальная система, зародившаяся во времена династии Чжоу для поддержания социального порядка. [1] Вместе с патриархальным строем она составляла общественный строй всего древнего Китая и оказала большое влияние на политику, культуру, искусство и мысль последующих поколений. [2] [ нужен лучший источник ] Феодальная система и система Уэл-филда были двумя другими институтами, которые развивались в то время. [1] По легенде он был основан герцогом Чжоу и королем Чжоу У. [3] [4] [5] [6] [7] [8]
Система ритуальной музыки разделена на две части: ритуал и музыку. Ритуальная часть в основном разделяет идентичность людей и социальные нормы и, в конечном итоге, образует иерархию. Музыкальная часть в основном основана на иерархической системе этикета, использующей музыку для смягчения социальных конфликтов. [2]
Система возникла на основе старых шаманских традиций. [9] и считалось имеющим космологическое значение, [10] считалось, что это представляет баланс между Инь и Ян. [10] и Пять Элементов . [10]
Положения о ритуалах и музыке укрепили представление людей об иерархии, сыграли символическую роль в установлении власти, а также стандартизировали правила во всей цивилизации. [2]
Предшественники
[ редактировать ]
Археологические данные свидетельствуют о том, что музыкальная культура развивалась в Китае с очень раннего периода. При раскопках в деревне Цзяху в уезде Уян провинции Хэнань были обнаружены костяные флейты, возраст которых составляет 9000 лет, а глиняные музыкальные инструменты под названием Сюнь, возраст которых предположительно составляет 7000 лет, были найдены в стоянках Хэмуду в Чжэцзяне и Баньпо в Сиане . [11]

Графические изображения танца были найдены в китайской керамике еще в период неолита (до 2000 г. до н.э.), на них изображены люди, танцующие в шеренге, держась за руки. [12] Самый ранний китайский иероглиф «танец». , появляется на костях оракула и представляет собой танцора, держащего в каждой руке бычьи хвосты. [13] Согласно « Люши Чунцю » (составленному около 239 г. до н. э.): «В прежние времена люди клана Гетян (葛天氏) танцевали парами [или тройками] с бычьими хвостами в руках, топая ногами и распевая восемь строф». [6] [14]
Примитивный танец в древнем Китае также был связан с колдовством и шаманским ритуалом. Ранняя форма китайского иероглифа колдуна, у (巫), олицетворяла танцующих шаманов или их рукава; [15] Поэтому у описал человека, который танцевал как средство общения между богами и людьми. [9] Существует множество древних записей о шаманах и колдунах, которые танцевали, например, исполняя танец дождя во время засухи. Платформа для танца дождя (舞雩, wǔyú) упоминается во многих древних текстах, в том числе в «Аналектах Конфуция » . [16]
Чжоуский институт
[ редактировать ]Согласно традиции, яюэ был создан герцогом Чжоу по поручению короля Чжоу У , вскоре после завоевания последним Шанга . В яюэ были включены элементы шаманских или религиозных традиций, а также ранняя китайская народная музыка , которая составила основу системы ритуальной музыки. Танец также был тесно связан с яюэ музыкой : с каждым произведением яюэ может быть связан церемониальный или ритуальный танец. Самым важным произведением яюэ династии Чжоу были Шесть великих танцев, каждый из которых был связан с легендарной или исторической личностью. [3] [4] [5] [6] [7]
- Юньмэнь Дацзюань (雲門大卷) эпохи Желтого Императора выступал в знак почитания неба.
- Дасянь ( 大咸 , или Дачжан 大章), из эпохи императора Яо , для почитания земли.
- Дацин (大磬, или Дашао 大韶 ), из эпохи императора Шуня , для почитания богов четырех направлений или солнца, луны, звезд и морей, танцоры могли одеваться как птицы и звери. В одном из самых ранних документов, Шуцзин , упоминается ритуал «избиения камней во время танца всех диких животных». [17] [18] Исполнение танца высоко ценилось Конфуцием.
- Даксия ( 大夏 ) — танец, исполнявшийся в честь Юя Великого из династии Ся , известного своей работой по борьбе с наводнениями. В этом танце 64 артистки танцевали с обнаженной грудью, в меховых шапках и белых юбках. Движения танца могут имитировать ручной труд, выполняемый во время борьбы с наводнением. [19]
- Даху (大濩), из Тан династии Шан, датируемый концом династии Ся , для почитания предков женского пола.
- Дау ( 大武 ), в честь короля Чжоу У , использовался для поклонения предкам. Кроме того, это было военное направление.
Музыка во времена династии Чжоу была задумана как космологическое проявление звуков природы, интегрированных в бинарный универсальный порядок инь и ян , и эта концепция оказала устойчивое влияние на позднее китайское мышление о музыке. [10] «Правильная» музыка, согласно концепции Чжоу, должна включать инструменты, соответствующие пяти стихиям природы, и привносить в природу гармонию. Примерно или раньше 7-го века до нашей эры система генерации высоты звука и пентатонической гаммы была выведена на основе теории квинтового цикла. [10]
В «Книге обрядов» записан ряд ситуаций, когда яюэ можно было выполнять . Сюда входили церемонии в честь Неба и Земли, богов или предков. Существовали также подробные правила их выполнения на дипломатических встречах. Яюэ также использовался в мероприятиях на свежем воздухе, таких как аристократические соревнования по стрельбе из лука , во время охотничьих экспедиций и после завершения успешной военной кампании. Яюэ отличался жесткостью формы. Когда оно исполнялось, оно было величественным и формальным и служило признаком аристократического класса. Иногда это также сопровождалось текстами песен . Некоторые из них сохранились в Книге Песен .
Реакции весеннего и осеннего периода
[ редактировать ]С падением значения церемонии в межгосударственных отношениях в период Весны и Осени , произошло и Яюэ . Конфуций , как известно, оплакивал упадок классической музыки и обрядов. Говорят, что маркиз Вэнь из Вэй предпочитал популярную музыку Вэя и Чжэна древней придворной музыке, слушая которую, он мог заснуть. [20] [21] Конфуций , столкнувшись с социальным хаосом периода весны и осени, решительно выступал за восстановление системы ритуальной музыки Западной Чжоу и выступал за «восстановление ритуалов самому себе». социальные проблемы и построить гармоничное общество, в котором мир «праведен». [22]
Китайские философы по-разному подходили к музыке. Для Конфуция правильная форма музыки важна для развития и совершенствования личности, а конфуцианская система считает формальную музыку яюэ морально возвышающей и символом хорошего правителя и стабильного правительства. [23] Однако с конфуцианской точки зрения некоторые популярные формы музыки считались развращающими. [24] Мози , с другой стороны, осудил создание музыки и в книге «Против музыки» (非樂) утверждал, что музыка — это расточительность и потакание своим желаниям, которые не служат никакой полезной цели и могут быть вредными. [25] По словам Мэн-цзы , однажды могущественный правитель спросил его, морально ли то, что он предпочитает популярную музыку классике. Ответ заключался в том, что имело значение только то, чтобы правитель любил своих подданных.
Конфуций не только выступал за восстановление системы ритуальной музыки, но и практиковал ее физически. Легенда гласит, что он расспросил Лао-цзы о ритуалах и настолько увлекся музыкой, что «три месяца не знал вкуса мяса». [ нужна ссылка ]

Конфуций активно пропагандировал использование музыки в ритуалах или обрядах. Ученый Ли Цзэхоу утверждал, что конфуцианство основано на идее обрядов. Обряды служат отправной точкой для каждого человека, и эти священные социальные функции позволяют человеческой природе каждого человека быть в гармонии с реальностью. Учитывая это, Конфуций считал, что «музыка — это гармонизация неба и земли; обряды — это порядок неба и земли». Таким образом, применение музыки в обрядах создает порядок, который делает возможным процветание общества. [26]
Конфуцианский подход к музыке был во многом вдохновлен «Шицзином » и « Музыкальным классиком» , который считался шестым конфуцианским классическим произведением, пока не был утерян во времена династии Хань . «Шицзин» является одним из современных конфуцианских классиков и представляет собой поэтическую книгу, содержащую самые разнообразные стихи, а также народные песни. Конфуцию традиционно приписывают составление этих классических произведений в рамках его школы. [27] В «Аналектах» Конфуций описал важность искусства в развитии общества: [28]
Учитель сказал: «Дети мои, почему вы не изучаете Книгу Поэзии?
«Оды служат для стимулирования ума.
«Их можно использовать в целях самосозерцания.
«Они учат искусству общения.
«Они показывают, как регулировать чувство обиды.
«От них вы узнаете более непосредственный долг — служить отцу и более отдаленный — служить своему принцу.
«От них мы во многом знакомимся с названиями птиц, зверей и растений». [28]
В древнем Китае социальный статус музыкантов был намного ниже, чем у художников, хотя музыка считалась основой гармонии и долголетия государства. Почти каждый император серьезно относился к народным песням, посылая офицеров собирать песни для записи популярной культуры. Один из классических произведений конфуцианства, « Классик поэзии» , содержал множество народных песен, датируемых периодом с 800 г. до н.э. примерно по 400 г. до н.э. [ нужна ссылка ]
Более поздняя история
[ редактировать ]Императорское музыкальное бюро , впервые созданное во времена династии Цинь (221–207 до н. э.), было значительно расширено при императоре Хань Уди (140–87 до н. э.), и ему было поручено контролировать придворную музыку и военную музыку, а также определять, какая народная музыка будет официально признана. . В последующих династиях на развитие китайской музыки повлияли музыкальные традиции Средней Азии, которые также привнесли элементы индийской музыки. [29] [30]
Чжоу Яюэ погиб во времена династии Хань. [31]
Во времена династии Хань бюро служило цели включения элементов народной музыки в ритуальную музыку. [1] Музыка становилась все более секуляризованной, поскольку она все больше удалялась от своих шаманских корней.
Во времена династии Тан снова произошло включение элементов популярной музыки. [31] [1]
Во времена династии Сун , когда неоконфуцианство стало новой ортодоксией, яюэ снова получил широкое распространение, и оркестр яюэ в эту эпоху состоял из более чем 200 инструменталистов. [32] Известный ритуал назывался «Великий пир», во время которого император пил вино. [1] Двумя важными текстами династии Сун, описывающими выступления яюэ, являются Чжу Си ( «Полное объяснение классического этикета и комментариев к нему» 儀禮經傳通解) и «Музыкальный сборник » (樂書) Чэнь Яна (陳暘). [33] подарил Корее 428 инструментов яюэ , а также 572 костюма и танцевальных предметов В 1116 году император Хуэйцзун по просьбе императора Корё Еджона . [34] В результате элементы музыки яюэ династии Сун , такие как мелодии, до сих пор сохраняются в Корее. [ нужна ссылка ]
Снижение веры в правительство означало упадок системы в династиях Сун и Мин. [1]
Некоторые формы яюэ сохранились для императорских церемоний и ритуалов до падения династии Цин , когда имперский период Китая подошел к концу. Однако яюэ все еще исполнялся как часть конфуцианского ритуала в Китае до прихода к власти коммунистов в 1949 году, когда он полностью исчез. Возрождение яюэ в конфуцианском ритуале наблюдается на Тайване с конца 1960-х годов, а в материковом Китае - с 1990-х годов. [35] Крупное исследование и современная реконструкция яюэ императорского двора было начато на Тайване в 1990-х годах, а в материковом Китае исполнение музыки яюэ в 2009 году Наньхуа Университета яюэ музыкальным ансамблем в Пекине также стимулировало интерес к этой форме музыки. [36] Однако есть вопросы по поводу подлинности этой возрожденной и воссозданной музыки и танцев яюэ , особенно использования современных форм инструментов и различных замен вместо более древних и оригинальных форм, тем не менее некоторые утверждают, что такая музыка и танцы всегда менялись с течением времени. через последующие династии, и что любые изменения, происходящие в современную эпоху, следует рассматривать именно в этом свете. [36] [37]
Танец использовался в политике в 20 веке
[ редактировать ]В начале 20 века прозвучал призыв «использовать старые формы» литературы и искусства как средство связи с массами. [38] Традиционные китайские танцевальные формы были пересмотрены и распространены. В 1943 году Коммунистическая партия Китая запустила новое движение Янге , в котором танец Янге был принят как средство мобилизации поддержки деревни. Новый танец представляет собой упрощенную версию старого танца с социалистическими элементами, такими как лидер танца, держащий серп вместо зонтика, и он также известен как «янге борьбы» или «янге реформ». [39] [40]
См. также
[ редактировать ]- Театральный штат
- Фэнцзянь
- Патриархальная система
- Конфуцианская ритуальная религия
- Музыка Китая
- История китайского танца
- Яюэ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Ритуално-музыкальная система – HistoryTopic» . 4 июня 2022 г. Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с Необходимо запомнить здравый смысл | Что такое этикет и музыкальная система?_Music_Identity_Class» www.sohu.com « Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Сюй Чжихэн (1968). история китайской музыки . Тайваньская коммерческая пресса. Краткая 978-957-05-1273-1 . Обратите внимание на некоторые альтернативные названия этих танцев, такие как Сяньчи (Сяньчи), Дашао (大韶) и Дачжан (大州)
- ^ Jump up to: а б Ван Кефен (1985). История китайского танца . Китайские книги и периодические издания. стр. 12–13. ISBN 978-0-8351-1186-7 .
- ^ Jump up to: а б Зехоу Ли (2009). Китайская эстетическая традиция . перевод Майи Белл Самей. Издательство Гавайского университета. п. 5. ISBN 978-0-8248-3307-7 .
- ^ Jump up to: а б с Зехоу Ли (2009). Китайская эстетическая традиция . перевод Майи Белл Самей. Издательство Гавайского университета. п. 5. ISBN 978-0-8248-3307-7 .
- ^ Jump up to: а б Фан Шихуа (2014). Быстрое чтение истории китайской культуры Дата-центр Зеленого Яблока.
- ^ https://inf.news/en/cultural/13f6bcc9ddf4e8248ad8525c0a36b55f.html .
- ^ Jump up to: а б Китай: пять тысяч лет истории и цивилизации . Городской университет Гонконга Press. 2007. с. 454. ИСБН 978-962-937-140-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и Дон Майкл Рэндел, изд. (2003). Гарвардский музыкальный словарь (4-е изд.). Издательство Гарвардского университета. стр. 260–262. ISBN 978-0-674-01163-2 .
- ^ Цзинь Цзе (3 марта 2011 г.). Китайская музыка . Издательство Кембриджского университета. п. 4. ISBN 978-0-521-18691-9 .
- ^ «Тассейн с изображением танцоров: неолит, культура Маджиаяо» . Национальный музей Китая . Архивировано из оригинала 26 декабря 2019 года. Керамика культуры Маджиаяо (3100–2700 гг. до н. э.).
- ^ Ван Кефен (1985). История китайского танца . Китайские книги и периодические издания. п. 7. ISBN 978-0-8351-1186-7 .
- ↑ Люй Ши Чунь Цю Оригинальный текст: Радость семьи Си Гэтяня, три человека играли на бычьем хвосте и проголосовали за восемь песен.
- ^ Ю Хуан Чжан, Кен Роуз (2001). Краткая история Ци . Пабы «Парадигма». ISBN 978-0-912111-63-6 .
- ^ Конфуций. (2011). Аналекты . Распространяется Paw Prints/Baker & Taylor. ISBN 978-1-4487-8842-2 . OCLC 711040761 .
- ^ Фан Пен Ли Че (2007). Китайский театр теней: история, народная религия и женщины-воины . Издательство Университета Макгилла-Куина. п. 64. ИСБН 978-0-7735-3197-0 .
- ^ Шан Шу – Ю Шу – И и Цзи . Проект китайского текста.
- ^ Ван Кефен (1985). История китайского танца . Китайские книги и периодические издания. п. 8. ISBN 978-0-8351-1186-7 .
- ^ Фэй Чунфан Фей, изд. (2002). Китайские теории театра и перформанса от Конфуция до наших дней . Издательство Мичиганского университета. стр. 7–9. ISBN 978-0-472-08923-9 .
- ^ Сюй Чжихэн (1968). Краткая история китайской музыки . Тайваньская коммерческая пресса, стр. 15 . 978-957-05-1273-1 .
- ^ «Ян Фужун: мысли Конфуция о ритуалах и музыкальном образовании» www.chinakongzi.org Проверено 12 июля 2022 г.
- ^ Бреслер, Лиора (2007). Международный справочник исследований в области художественного образования . Спрингер. п. 85. ИСБН 978-1-4020-2998-1 .
- ^ Дороти Ко ; Джахён Ким Хабуш ; Джоан Р. Пигготт , ред. (2003). Женщины и конфуцианские культуры в досовременном Китае, Корее и Японии . Издательство Калифорнийского университета. п. 85. ИСБН 978-0-520-23138-2 .
- ^ Фэй Чунфан Фей, изд. (2002). Китайские теории театра и перформанса от Конфуция до наших дней . Издательство Мичиганского университета. стр. 10–13. ISBN 978-0-472-08923-9 .
- ^ Киркендалл, Дженсен Армстронг (14 декабря 2017 г.). «Хорошо упорядоченное сердце: Конфуций о гармонии, музыке и ритуалах» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 13 апреля 2021 г. Проверено 13 апреля 2021 г.
- ^ Дэвис, Альберт Ричард, изд. (1970), Книга китайских стихов «Пингвин» , Балтимор: Penguin Books
- ^ Jump up to: а б «Конфуций, Аналекты – 17» . 13 декабря 1901 г. Архивировано из оригинала 13 апреля 2021 г. Проверено 13 апреля 2021 г.
- ^ История китайско-индийских отношений: с 1 по 7 век нашей эры, Юктешвар Кумар. стр.76 ISBN 978-81-7648-798-6
- ^ Журнал музыки в Китае, том 4, стр.4
- ^ Jump up to: а б Чи Фэнчжи (28 июня 2005 г.). «Изменение и преемственность китайской Яюэ в Корее» .
- ^ Дон Майкл Рэндел, изд. (2003). Гарвардский музыкальный словарь (4-е изд.). Издательство Гарвардского университета. стр. 261–262. ISBN 978-0-674-01163-2 .
- ^ Кейт Ховард (2012). Музыка как нематериальное культурное наследие: политическая идеология и практика сохранения восточноазиатских традиций . Эшгейт. ISBN 978-1-4094-3907-3 .
- ^ Кейт Ховард (2012). Музыка как нематериальное культурное наследие: политическая идеология и практика сохранения восточноазиатских традиций . Эшгейт. ISBN 978-1-4094-3907-3 .
- ^ Фредерик Лау (2007). Музыка в Китае . Издательство Оксфордского университета. стр. 118–121. ISBN 978-0-19-530124-3 .
- ^ Jump up to: а б Синди Суи (1 сентября 2011 г.). «Мелодии императоров» . Тайвань сегодня .
- ^ Кейт Ховард, изд. (2007). Музыка и ритуал . Издательство Семар. п. 131. ИСБН 978-88-7778-086-7 .
- ^ Бонни С. Макдугалл, изд. (1984). Популярная китайская литература и исполнительское искусство в Китайской Народной Республике 1949–1979 гг . Издательство Калифорнийского университета. стр. 8–14. ISBN 978-0-520-04852-2 .
- ^ Чанг-тай, Хун (2005). «Танец революции: Янге в Пекине в начале 1950-х годов». Китайский ежеквартальный журнал . 181 (181): 82–99. дои : 10.1017/S0305741005000056 . JSTOR 20192445 . S2CID 42166289 .
- ^ Ричард Гунде (2001). Культура и обычаи Китая . Гринвуд. п. 107. ИСБН 978-0-313-36118-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]« · Экономический сборник · Этикет · Ритуальный и музыкальный штаб » из Полного собрания классических произведений Древнего Китая. Объединенное собрание древних и современных книг