Конфуцианский королевский родовой храм
Конфуцианский королевский родовой храм | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Родовой храм | ||
Упрощенный китайский | Родовой храм | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | Апостольский храм | ||
Китайские иероглифы | Родовой храм | ||
Корейское имя | |||
хангыль | Храм Чонмё | ||
Ханджа | Родовой храм | ||
| |||
Японское имя | |||
Хирагана | Собьо | ||
Кюдзитай | Родовой храм | ||
|
Конфуцианский королевский родовой храм (宗廟制) — это система конфуцианского поклонения королевским предкам в регионе Восточной Азии. Исторически он возник из китайской культуры, но позже был переработан среди стран культурной сферы Восточной Азии в результате культурного распространения . Сегодня эта система прославилась во всем мире благодаря своему аутентичному культурному наследию, сохранившемуся в Корее, « Чонмё », внесенному в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 году.
Систематические характеристики и обзор
[ редактировать ]Система «конфуцианских королевских родовых святынь» имеет четкую систематическую особенность от общей концепции « почитания умерших », поскольку эта система представляет собой не почитание мертвого тела в гробнице, а религиозное поклонение табличкам с духами царственных предков. Кроме того, система пытается ограничить количество предков, которые могут стать объектом поклонения в соответствии с деликатными конфуцианскими протоколами. Таким образом, протоколы должны включать подробные правила о том, каким и скольким предкам можно поклоняться или кого следует изгнать из святилища, чтобы удовлетворить лимит, и это правило конкретно отражается в архитектуре святилищ и связано с культурными учреждениями в виде названий храмов (廟號). Этот деликатный конфуцианский протокол отличает концепцию «конфуцианского королевского храма предков» (宗廟) от концепции простого « святилища предков » (始祖廟, 祠堂). [1] : 42–44
Хотя нет никаких сомнений в том, что вся эта система зародилась в китайской цивилизации , она также была переработана в других восточноазиатских цивилизациях, таких как Корея и Вьетнам , по мере культурного распространения . Тем не менее, поскольку китайская цивилизация пережила относительно частую смену династий, [2] : 38–39 и прошел даже суровую реконструкцию культурного наследия, такого как « Императорский Храм Предков », в современный комплекс отдыха под названием « Дворец культуры трудящихся » в 1950 году, [3] : 558–561 В настоящее время наиболее достоверно сохранившаяся историческая модель «конфуцианского королевского родового храма» находится в Чонмё династии Чосон . [4]
Цивилизацией
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]В то время как старые классические произведения, такие как «Книга обрядов» и «Обряды Чжоу» , утверждают, что изобретение конфуцианской системы королевских родовых святилищ восходит к эпохе Западного Чжоу , самые ранние свидетельства стабильной практики в соответствии с относительно жесткими конфуцианскими протоколами встречаются в эпоху Восточной Хань , когда два основных принципы, управляющие системой, материализуются. [1] : 61–62
Первым основным принципом системы является «Отдельные комнаты в одном здании» (同堂異室), введенный во времена правления императора Мин (明帝). До императора Мин китайские императоры построили не только одно здание «конфуцианской королевской родовой святыни» в столице, но также построили отдельный храм мяо для поклонения своему предку возле каждой королевской могилы предка, где лежит труп предка. При императоре Мине старая практика изменилась: в столице было построено только одно святилище, а в столице были введены отдельные комнаты как мяо (廟) для хранения каждой духовной таблички предка . Такая концентрация мест поклонения в столице отражает культурное понимание того, что Император не просто почитает своего семейного предка, но поклоняется Богу-Предку, выбранному в соответствии с конфуцианскими протоколами. [5] : 20
Второй основной принцип - «Сын Неба поклоняется семи предыдущим предкам» (天子七廟), введенный во время правления императора Чжана (章帝). Этот принцип подразумевает два различных нюанса значения. Один из них — это разработка социальной иерархии, а это означает, что количество предков, которые могут стать объектом поклонения, варьируется в зависимости от социальной иерархии, поскольку только Император ( Сын Неба ) может поклоняться 7 предкам, в то время как короли государств могут поклоняться 5 предкам и Учёным. чиновники могут поклоняться трем предкам. Другой вариант – это ограничение чрезмерных расходов правительства на ритуальные церемонии, при которых даже Император не может поклоняться более чем семи предкам. Последнее значение приводит к тому, что система вырабатывает строгое правило относительно того, кто должен быть введен в ограниченный список. Самое известное правило для семи предков Императора, связанное с протоколом названия храма , - это наличие одного прародителя (祖), двух избранных добродетельных предков (宗) и четырех прямых предшествующих предков (親) нынешнего Императора. Это правило практически реализовано Цай Юном. во времена Дун Чжо . военного правительства [6] : 103–105 Тем не менее, императоры часто пренебрегали вторым принципом, поскольку они хотели навсегда сохранить всех его предков в здании святилища. Например, во времена династии Тан император Сюаньцзун увеличил количество комнат в конфуцианском королевском родовом святилище с семи до девяти. [5] : 20–23 Это явление также произошло во времена династии Цин . [7] : 123(5)
Вслед за двумя основными принципами, закрепленными в Восточной Хань , в конфуцианскую королевскую родовую систему во времена династии Юань были введены еще одни подробные, но довольно второстепенные принципы , касающиеся выбора порядка (昭穆) для обустройства комнат предков. [7] : 122(4)
Существующий протокол до династии Юань предусматривал размещение предка с более высоким положением в родословной с запада на восток, поскольку для них западная сторона считалась выше, чем восточная. Тем не менее, эта практика была оспорена консервативными конфуцианскими идеологами, потому что к императору-основателю как к единственному прародителю (祖) следует относиться выше, чем к любым другим предкам, даже выше, чем к предыдущим отцам такого императора-основателя, которые не были императором при жизни, но почитались как Император посмертно. Это строгое понимание иерархии внутри богов-предков империи привело к тому, что система конфуцианских королевских родовых святынь обустроила место для духовных табличек королевских предков следующим образом: единственный прародитель перемещается в центр, а последующие предки (в соответствии с относительной иерархией внутри линии) размещаются поочередно слева и справа от прародителя. [7] : 122(4)
Еще одним важным изменением, сделанным во времена династии Юань, было изменение архитектурного стиля. Духовные таблички предка Императора (а также его предшественника), которым не был предоставлен статус недвижимого внутри главного храмового здания, позже были заменены на другие храмовые здания (祧廟), однако протокол управления такими зданиями не был стабильным. Реформы династии Юань привели к строительству двух новых пристроек, перед и позади главного храма (в котором осталось только 7 комнат мяо для предков) соответственно. В то время как переднее здание служило залом для проведения церемоний поклонения, заднее здание служило местом отдыха, куда помещалась духовная табличка предков, удаленная из главного здания. Этот новый архитектурный стиль из трех зданий (三殿) сохранялся до поздней китайской империи. Мин и Цин. [7] : 123(5) Его до сих пор можно наблюдать в современных остатках «Императорского храма предков » как « Дворца культуры трудящихся » в Пекине. [3] : 558
Корея
[ редактировать ]Система конфуцианских королевских родовых святынь, изобретенная в китайской цивилизации, была распространена на корейскую цивилизацию в эпоху Трех Королевств и продолжалась в эпоху Объединенной Силлы . [8] : 67–68
Система консолидировалась в эпоху Корё как имя «Тэмё» ( корейский : 태묘 ; ханджа : 太廟 ). Корё принял свой церемониальный статус, эквивалентный государству короля в международном дипломатическом порядке, движимом Китаем, таким образом, сохранив принцип пяти святынь мио ( 묘 ; 廟 ) в соответствии с основным принципом «Сын Неба поклоняется семи предыдущим предкам» (天子七廟). Тем не менее, хотя Корё принял свой церемониальный статус, эквивалентный государству короля при китайском императоре, он часто пытался увеличить количество комнат мио с пяти до семи. Частично этот подрывной удар против Империи Юань был вызван движением против Юаня во время правления короля Гунмина . [9] : 145–147
Вся конфуцианская королевская система родовых святынь в Корее была полностью переработана во времена династии Чосон во имя знаменитого « Чонмё » ( корейский : 종묘 ; ханджа : 宗廟 ), называемого «системой Чонмё». В первые дни правления Чосон, когда страна была основана и в которой доминировали конфуцианские учения, она стремилась реализовать наиболее аутентичную форму классической конфуцианской системы управления и приняла все основные принципы китайской конфуцианской королевской системы святилищ предков. [10] : 5–6 Однако, по иронии судьбы, в более позднюю эпоху Чосону пришлось искать свой собственный уникальный архитектурный стиль и церемонию поклонения, поскольку династия Чосон просуществовала очень долго - почти 500 лет, что намного дольше, чем любые другие китайские династии. Поскольку Чосон высоко ценил Хё ( 효 ; 孝 ), уважительное отношение к родителям и предкам, Чосон официально заявил, что он поклоняется только пяти предкам как государству короля, но на самом деле отклонил этот принцип и сохранил почти все духовные таблички предшественников в здание храма для поклонения, теоретически давая почти каждому предшественнику храмовое имя , имеющее тот же статус прародителя Чжо ( 조 ; 祖 ) или добродетельного предка Чонга ( 종 ; 宗 ), что позволяет им навсегда оставаться в главном здании храма, как Пульчхонджиджу ( Корейский : 불천지주 ; ханджа : 不遷 之主; букв . Когда Чосон был восстановлен в составе Корейской империи , переопределив ее статус с «Государства Короля» на «Империю Императора», официальное количество мио королевского предка расширилось с пяти до семи, однако старая практика предоставления каждому предшественнику неизменного присутствия была отменена. также продолжалось. [11] : 284–286
Фактическая практика конфуцианского королевского родового храма в Чосон, присуждающая почти каждому бывшему королю статус недвижимого, перестроила главное здание храма Чонмё « Чонджон » ( 정전 ) как форму бесконечного горизонтального расширения, в конечном итоге создав уникальное и знаковое архитектурное сооружение. стиль, встречающийся только в Чосоне. Кроме того, Чонмё Джерье и Чонмё Джереак , ритуал поклонения и его музыка в Чонмё, также сохранялись даже на протяжении всей колониальной эпохи . Эта интегрированная культурная система привела к тому, что здание храма Чонмё было признано объектом Всемирного наследия в 1995 году, а протоколы церемоний и музыка были признаны нематериальным культурным наследием в 2001 году. [12] : 32–34
Вьетнам
[ редактировать ]Влияние конфуцианской королевской родовой святыни также наблюдается во вьетнамской цивилизации. Одна из самых ранних записей о функционировании конфуцианского королевского родового храма находится в книге по истории Đại Việt sử ký toàn thư Вьетнама . В этой книге записи о том, как династия Ли в 11 веке построила конфуцианский королевский родовой храм под названием «Тхай миу» (太廟) недалеко от императорской цитадели Танг Лонг . показаны [13] : 190–192
Вьетнаме сохранились два исторических места, в которых сохранилась система конфуцианского королевского родового святилища В нынешнем императорском городе Хуэ во ; « Тхай миу » (太廟) и « Тхо Миу » (世廟) династии Нгуен . Эти два комплекса храмовых зданий приняли один из основных принципов китайской системы: «Отдельные комнаты в одном здании» (同堂異室). Между тем, поскольку династия Нгуен объявила себя независимой империей, она построила девять комнат миу (廟) в Таймиу. В то время как «Тхай Миу» был храмовым зданием для девяти предков первого императора династии Нгуен Гиа Лонга , увековеченного как императоры посмертно, « Тхо Миу » был храмовым зданием для Гиа Лонга и его потомков. [14] : 29–30
Япония
[ редактировать ]Хотя было несколько попыток, японская цивилизация никогда за всю свою историю не испытывала общенационального влияния со стороны системы конфуцианских королевских родовых святынь. Эта история заставляет японцев в наши дни использовать слово Собё (宗廟) просто как обозначение концепции просто « королевской родовой святыни », не имеющей отношения к строгим конфуцианским протоколам, улавливая только лицевое обозначение из кандзи . его [15]
Например, в Jingiyrō (神祇令), знаменитом своде законов и протоколов Японии VIII века периода Нара , нет утверждения о концепции «конфуцианского королевского родового святилища» (宗廟), [16] : 710–711 по сравнению с китайской династией Тан и корейской династией Силла той же эпохи. [17] : 309–310 Также в сёгунате Эдо , 17-го века Чжу Чжию китайский учёный-конфуцианец, сосланный в Японию после падения династии Мин , пытался пересадить всю систему китайского конфуцианского королевского родового святилища в область Кага , но это ему не удалось. [18] : 329 Даже в 18 веке Мотоори Норинага , известный исследователь Кокугаку , писал в Тамакацума (玉勝間), что традиционную японскую концепцию синтоистского храма следует отличать от китайской концепции конфуцианского королевского родового святилища, то есть не следует рассматривать две концепции. как культурно совместимые. [19] : 186–187 Это культурное отличие Японии от других частей культурной сферы Восточной Азии проистекает из культурного предпочтения Японии в отношении практики почитания предков в буддийском храме или местном мавзолее синтоистского храма , а не практики поклонения предкам в символическом конфуцианском храме, где просто находится духовная табличка Бога-Предка. ложь. Конфуцианство как политический институт в Японии имело слабые позиции в ранние века Японии, поскольку общее государственное управление в то время было слабым. Относительную пустоту конфуцианства в Японии заполнила традиционная религия синто . [16] : 713–714
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Шин, Сон Кон (2014). «Рождение системы королевских родовых святилищ в Древнем Китае - с акцентом на ее пространство и конфигурацию» . Журнал культур Восточной Азии (на корейском языке) (57): 41–67. дои : 10.16959/jechy..57.201405.41 . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ «Корейское наследие в мире, Чонмё и Парфенон, где встречаются люди и боги» (PDF) . Корейское наследие . Том. 5 (17), вып. 2. Тэджон, Южная Корея: Управление культурного наследия. 15 июня 2012 г. Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хун, Чантай (2013). «Политический парк: Дворец культуры трудящихся в Пекине» . Журнал современной истории . 48 (3): 556–577. дои : 10.1177/0022009413481828 . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ «Святилище Чонмё – описание» . Конвенция ЮНЕСКО о всемирном наследии . ЮНЕСКО. 1995 . Проверено 30 марта 2024 г.
Чонмё — старейшая и самая аутентичная из конфуцианских королевских родовых святынь...
- ^ Перейти обратно: а б Пак, Сунбарл (2013). «Происхождение и развитие церемониальных мест столицы древнего Китая» . Журнал древней истории Кореи (на корейском языке) (71): 5–54 . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Ким, Ёнчхон (2007). «Исповедь конфуцианства и конфуцианства в Поздней династии Хань» . Исследования по истории древнего средневековья Китая (на корейском языке) (17): 77–109. дои : 10.15840/амч.2007..17.003 . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кадзикава, Акихиро; Чон, Бонг Хи (2000). «Сравнительное исследование архитектурных систем Чонг-Мио (Королевской святыни) между Китаем и Кореей» . Журнал Архитектурного института Кореи (Планирование и дизайн) (на корейском языке). 16 (8): 119–126 (1–8) . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Пак, Чо-Ронг (2021). «Королевская композиция Чонмё (宗廟) и система Чонмё линии короля Муёля (武烈王系)» . Силла мунхва (на корейском языке). 59 : 65–84. дои : 10.37280/JRISC.2021.12.59.65 . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Юнг, Ги-Чул (2001). «Исследование архитектурной формы королевского родового святилища династии Корё» . Журнал Архитектурного института Кореи (Планирование и дизайн) (на корейском языке). 17 (11): 141–152. ISSN 1226-9093 . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Ким, Дэвид В.; Банг, Вон Иль (2021). «Королевская религиозность: конфуцианские мысли в храме Чосон Чонмё» . Достоверные социальные науки . 7 (1): 1–17. дои : 10.1080/23311886.2021.1970426 . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Ли, Хён Джин; Ли, Сохи (2021). «Святилище Чонмё» . Обзор корееведения . 24 (2): 281–298. doi : 10.25024/review.2021.24.2.012 . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Чхве, Хва Ёль; Но, Хэын (2009). «Исследование культурных и исторических особенностей святилища Чонмё и королевского обряда предков Чонмё как объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО» . Пейзаж и география (ЯКПГ) . 19 (4): 281–298. дои : 10.35149/jakpg.2009.19.4.003 . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Ким, Сан Бом (2022). «Столица Танлун (昇龍)» и ее государственный ритуал во Вьетнамской династии Ли (1010-1225)» . Обзор вьетнамских исследований (VSR) (на корейском языке). 20 (2): 171–204. дои : 10.31535/VS.2022.20.2.171 . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Ву, Сон Хун (2016). «Исследование особенностей планировки Хюэ, столицы династии Нгуен во Вьетнаме» . Журнал истории архитектуры (на корейском языке). 25 (1): 23–32. дои : 10.7738/JAH.2016.25.1.023 . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Нихон Кокуго Дайдзитэн Избранное издание) « » Котобанк г. ( Проверено 2024 2 апреля
- ^ Перейти обратно: а б Парамор, Кири (2016). «Конфуцианский ритуал и священное царствование: почему императоры не правили Японией» . Сравнительные исследования в обществе и истории . 58 (3): 694–716. дои : 10.1017/S0010417516000323 .
- ^ На, Хи-ла (2004). «Сравнительное исследование структуры государственного обряда Тан, Силла и Японии в VII-VIII веках» . Журнал древней истории Кореи (на корейском языке). 33 : 291–324. ISSN 1226-6213 .
- ^ Чард, Роберт Л. (2013). «Планы Чжу Шуньшуя относительно конфуцианских святынь предков (родовой храм Цзунмяо) в владениях Кага» (PDF) . Института восточной культуры . 164 : Протоколы 348–317 .
- ^ Ким, Тэ Хо (2004). Кокугаку Норинаги» «Государство и трансцендентность: дизайн пространства в (PDF) . Гуманитарный журнал (на корейском языке). 86 : 185–197. ISSN 1229-6201 .