Религиозное конфуцианство
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Религиозное конфуцианство | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
китайский | Конфуцианство | ||
Буквальный смысл | Ру религиозное учение | ||
| |||
Альтернативное китайское название | |||
китайский | Конфуцианство | ||
Буквальный смысл | Религиозное учение Конфуция | ||
| |||
Второе альтернативное китайское имя | |||
китайский | Конфуцианские верования | ||
Буквальный смысл | Ру школа мысли вера | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | Конфуцианство | ||
Китайские иероглифы | Конфуцианство | ||
корейское имя | |||
хангыль | Конфуцианство | ||
Ханджа | Конфуцианство | ||
| |||
Японское имя | |||
Кандзи | Конфуцианство | ||
|
Религиозное конфуцианство — это интерпретация конфуцианства как религии . Оно зародилось во времена Конфуция , когда он защищал традиционные религиозные институты своего времени, такие как обряды Чонмё , а также ритуальную и музыкальную систему . [1]
Китайское название религиозного конфуцианства — Руцзяо , в отличие от нерелигиозного конфуцианства, которое называется Руцзя . Различия можно грубо перевести следующим образом: «цзяо» означает «религия», а «цзя» означает «школа», хотя термин «Жуцзяо» является древним и появился еще до современного использования «цзяо» .
Ру («Эрудиты») представляли собой «небольшую группу специалистов по культуре», которые сохраняли старые династии Чжоу ритуалы и проводили научную работу, чтобы передать из поколения в поколение традиционную «письменную классику» Чжоу. [2]
Религиозное конфуцианство включает в свою практику традиционную китайскую патриархальную религию , из-за чего некоторые ученые вместо этого называют ее тяньцзуизмом ( китайский : 天祖教 ; пиньинь : Тяньцзяо ; букв. «Церковь Неба и предков»), чтобы избежать путаницы с нерелигиозным конфуцианством. [3] [4] Оно включает в себя такие практики, как небесное жертвоприношение , цзиси и фэншань .
Элементы включают обожествление и поклонение Конфуцию, семидесяти двум ученикам, Мэн-цзы , Чжу Си , [5] и Шанди . [6]
Религиозное конфуцианство пользовалось государственной поддержкой со времен династии Хань и во всех последующих крупных династиях до революции 1911 года . « Пять классических произведений» стали юридической основой национального кодекса и китайской правовой системы , а также весеннего и осеннего судов . В конце династии Хань было широко распространено религиозное конфуцианство. [7] Религиозные конфуцианские организации, известные как конфуцианские церкви , возникшие во времена династии Цин , сегодня пользуются значительной популярностью среди зарубежных китайцев . [8]
Элементы религиозного конфуцианства можно найти в китайских религиях спасения и Фалуньгун , в то время как ряд японских и корейских религиозных сект также заявляют о своей конфуцианской идентичности.
Зарождение и развитие религиозного конфуцианства.
[ редактировать ]По мнению Хэ Гуанху , конфуцианство можно рассматривать как продолжение официальной религии династий Шан и Чжоу (~ 1600–256 гг. до н.э.) или местной религии в Китае, которая ранее непрерывно существовала в течение трех тысяч лет. [9] Обе династии поклонялись верховному божеству по имени Шанди ( 上帝 «Высшее божество»), также известному просто как Ди ( 帝 ) у Шан и Тянь ( 天 «Небеса») у Чжоу.
Протокитайский
[ редактировать ]До формирования китайской цивилизации и распространения мировых религий в Восточной Азии местные племена разделяли анимистические , шаманские и тотемические мировоззрения. Посредники, такие как шаманы, передавали молитвы, жертвоприношения или подношения непосредственно духовному миру, и эта практика сохранилась в некоторых современных формах китайской религии. [10]
Древний шаманизм, в частности, связан с древними неолитическими культурами, такими как культура Хуншань . [11] Фламандский философ Ульрих Либбрехт возводит истоки некоторых особенностей даосизма в то, что Ян Якоб Мария де Гроот называл «вуизмом». [12] т.е. китайский шаманизм. [13]
Ся-Шан
[ редактировать ]Ульрих Либбрехт различает два периода в развитии китайской теологии и религии, которые продолжаются и по сей день: традиции, восходящие к Шану (1600–1046 до н.э.), и традиции, восходящие к Чжоу (1046–256 до н.э.). Религия Шан была основана на поклонении предкам и королям-богам, которые выживали после смерти как невидимые божественные силы. Они не были трансцендентными сущностями, поскольку Вселенная не была создана внешней силой, а скорее порождена внутренними ритмами и космическими силами. Царских предков называли ди ( 帝 ), «божества», а прародителем был Шанди ( 上帝 «Высшее божество»). Шанди символизирует дракон , символ неограниченной власти ( ци ). [13] и «протеанская» первозданная сила, воплощающая инь и ян , связанная с созвездием Дракона, вьющимся вокруг северного полюса эклиптики , [14] и скользит между Малой и Большой Медведицей (или Большой Колесницей). В теологии Шан множество богов природы и предков рассматривались как части Ди, а четыре клыка ( 方 «направления» или «стороны») и их фэн ( 風 «ветры») были его космической волей. [17]
Чжоу
[ редактировать ]Династия Чжоу была более укоренена в сельскохозяйственном мировоззрении и подчеркивала более универсальную идею Тянь ( 天 «Небеса»). [13] Правители династии Шан утверждали, что, поскольку Шанди был их богом-предком, они имели божественное право на управление. Чжоу превратил эту претензию на власть, основанную на потомках, в претензию на власть, основанную на морали, создав Небесный Мандат . В теологии Чжоу у Тянь не было единственного земного потомка, но он даровал божественную милость добродетельным правителям. Короли Чжоу заявили, что их победа над Шаном произошла потому, что они были добродетельными и любили свой народ, в то время как Шан были тиранами и, таким образом, были лишены власти Тянь. [18]
Джон К. Дидье и Дэвид Панкеньер связывают формы древних китайских иероглифов 帝 Ди и 天 Тиан с узорами звезд на северном небе, нарисованными в теории Дидье, соединяя созвездия, заключающие северный полюс мира в квадрат, в виде квадрата. , [19] или в теории Панкеньера путем соединения некоторых звезд, образующих созвездия Большой Медведицы и более широкой Большой Медведицы и Малой Медведицы (Малой Медведицы). [20] Культуры в других частях мира также воспринимали эти звезды или созвездия как символы происхождения вселенной, верховного божества, божественности или королевской власти. [21]
Инь — это результат обрядов Ся, и можно узнать выигрыши и потери; Чжоу является результатом обрядов Инь, и можно узнать прибыли и потери. Также можно узнать того, кто может стать преемником Чжоу, хотя и через сто поколений. Чжоу руководил вторым поколением, и оно было великим преемником Вэня! Я из Чжоу. [22]
— Конфуций
Ритуалы, правила и институты династии Чжоу были заимствованы из династий Ся и Шан и были идеальной системой в сознании конфуцианцев. Поэзия, каллиграфия, ритуалы и музыка занимали центральное место в образовании королевских чиновников династии Чжоу и были также известны как четыре учения древних времен. Они также заполнили учебники дворян Чжоу. В «Гоюй» записано, что Шэнь Шуши (申叔时) включил эти шесть древних книг в свой список учебных материалов для образования королевских принцев. [23]
Научите Весенним и Осенним Анналам, и чтобы они кричали добро и подавляли зло, чтобы предостерегать и давать советы своим сердцам; научите Мир, и чтобы они показали яркую добродетель и упразднили темное и слабое, чтобы успокоиться и бояться своих движений; учить поэзии и направлять их к широкой и очевидной добродетели, чтобы сиять яркостью их воли; учить место, чтобы знать правило верха и низа; учить музыке, чтобы облегчить их встречу и подчинить себе их плавание; обучать Ордену, чтобы посещать чиновники дела; учить языку, чтобы прояснить их добродетель, и знать. Задача первого короля - использовать в людях ясную добродетель; учите «Поэтому», чтобы познать растрату, подъем и страх; учить «Дисциплине», чтобы знать род, линию сравнения и праведности.
— Гоюй
Здесь Период Весны и Осени, а также Мир — это книги по истории, а Орден — об астрономическом календаре сезонных фестивалей, таких как Ритуальная запись — Лунный Орден. «Язык» относится к «государственному языку» и «семейному языку», например, к «семейному языку Конфуция», который был передан из поколения в поколение. «Гучжи» относится к «Буквам Чжунсюй», «Буквам Тан», «Буквам Да», «Буквам Кан», «Буквам вина» и «Буквам Ло», которые Конфуций включил в Шаншу. «Дисциплинами» являются «Яо Дянь», «Шунь Дянь» и «И Сюнь» из Шаншу. Конфуций принес людям династии Чжоу знания, которые были предназначены только для королевских чиновников. Религиозное конфуцианство — это ритуализм, основанный на поэзии, каллиграфии, ритуалах и музыке, который был улучшен интерпретацией Конфуция «Пяти классических произведений». Сюньцзы сказал: «Поэтому необходимо продолжать путь поэзии, каллиграфии, ритуалов и музыки. Стихотворение — это его воля, книга — это его дела, ритуал — это его дела, музыка — это его гармония, а весна и осень — это его микрокосм. [24] Религиозное конфуцианство считает Конфуция верховным мудрецом, а Шанди — верховным богом, а Бог назначает людям царей и учителей, чтобы они обучали Божий народ и управляли им. «Небеса посылают людей в качестве правителей и учителей, но говорят, что они помогают Богу и благоприятствуют четырем направлениям». [25]
Происхождение термина Ру
[ редактировать ]Иероглиф «ру» ( китайский : 儒 ; пиньинь : ru ; букв. «ученый») относился к юристу , который был знаком с поэзией, каллиграфией, ритуалами и музыкой династий Ся, Шан и Чжоу. Он развился из четырех ветвей шаманизма , истории, молитвы и гадания весеннего и осеннего периода. [ нужна ссылка ]
Согласно Фаяну , династия Чжоу «подчеркивает пять учений народа, а также еду, похороны и жертвоприношения. Подчеркивайте честность и праведность, уважайте нравственно честных людей и вознаграждайте заслуги там, где это необходимо. небеса естественным образом достигнут мира и гармонии». [26]
Последний Чжоу и воюющие государства
[ редактировать ]К VI веку до нашей эры концепция Тянь и символы, которые представляли ее на земле (архитектура городов, храмов, алтарей и ритуальных котлов, а также ритуальная система Чжоу), получили широкое распространение. Различные правители государств Чжоу претендовали на Небесный мандат, чтобы узаконить свои экономические, политические и военные амбиции. Божественное право на управление больше не считалось исключительным для королевского дома Чжоу; это было то, что мог купить любой, кто мог позволить себе сложные церемонии и обряды, необходимые для доступа к власти Тиана. [27]
Помимо приходящей в упадок ритуальной системы Чжоу, то, что можно определить как «дикие» ( 野 yě ) традиции или традиции «вне официальной системы», развивалось как попытки получить доступ к воле Тянь. Население потеряло веру в официальную традицию, которая больше не воспринималась как эффективный способ общения с Тианом. Процветали традиции «Девяти полей» ( 九野 JiŔyě ) и Ицзин . [28] Китайские мыслители, столкнувшись с этим вызовом легитимности, разошлись в « Сотню школ мысли », каждая из которых предлагала свои собственные теории реконструкции морального порядка Чжоу.
Предыстория конфуцианской мысли
[ редактировать ]Конфуций (551–479 гг. до н. э.) появился в этот период политического упадка и духовных сомнений. Он получил образование в области богословия Шан-Чжоу, которое он способствовал передаче и переформулированию, уделяя центральное место самосовершенствованию и человеческой деятельности. [18] и образовательная сила самоутверждающегося человека в помощи другим утвердиться (принцип 愛人 àirén , «любить других»). [30] Когда правление Чжоу рухнуло, традиционные ценности были оставлены, что привело к периоду морального упадка. Конфуций увидел возможность укрепить в обществе ценности сострадания и традиций. Разочаровавшись в повсеместной вульгаризации ритуалов доступа к Тянь, он начал проповедовать этическую интерпретацию традиционной религии Чжоу. По его мнению, сила Тиана имманентна и положительно откликается на искреннее сердце, движимое гуманностью и правотой, порядочностью и альтруизмом. Конфуций рассматривал эти качества как основу, необходимую для восстановления социально-политической гармонии. Как и многие современники, Конфуций рассматривал ритуальные практики как эффективный способ получить доступ к Тянь, но он считал, что решающим узлом является состояние медитации , в которое входят участники перед тем, как приступить к ритуальным действиям. [31] Конфуций внес поправки и перекодифицировал классические книги, унаследованные от династий Ся-Шан-Чжоу, и составил « Весенние и Осенние летописи» . [32]
Философы периода Воюющих царств , как «внутри квадрата» (сосредоточенные на одобренных государством ритуалах), так и «вне квадрата» (не связанные с государственным ритуалом), основывались на наследии Конфуция, собранном в « Аналектах », и формулировали классическую метафизику. это стало ударом конфуцианства. В соответствии с Учителем, они определили душевное спокойствие как состояние Тянь, или Единого (一 Yī ), которое в каждом человеке является дарованной Небесами божественной силой управлять собственной жизнью и миром. Выйдя за рамки Учителя, они теоретизировали единство производства и повторного поглощения космическим источником, а также возможность понять и, следовательно, вновь обрести его посредством медитации. Впоследствии этот образ мыслей оказал влияние на все китайские индивидуальные и коллективно-политические мистические теории и практики. [33]
По словам Чжоу Югуана , название конфуцианства на китайском языке, 儒 ru , первоначально относилось к шаманским методам проведения обрядов и существовало до времен Конфуция, но у Конфуция оно стало означать преданность распространению таких учений, чтобы принести цивилизацию людям. Конфуцианство было инициировано Конфуцием, развито Мэн-цзы (~372–289 гг. до н.э.) и унаследовано последующими поколениями, претерпевая постоянные преобразования и реструктуризацию с момента своего создания, но сохраняя в своей основе принципы гуманности и праведности. [32]
Династия Чосон
[ редактировать ]Во времена династии Чосон в Корее ортодоксальное неоконфуцианство отличалось от религий и было похоже на «всеохватывающую систему верований со многими аспектами религии». [34]
Доктрина
[ редактировать ]Тиан и боги
[ редактировать ]Тиан относится к Богу Небес, северной вершине небес и вращающимся звездам. [35] земная природа и ее законы, исходящие с Неба, к «Небу и Земле» (то есть «всем вещам») и к внушающим трепет силам, неподвластным человеческому контролю. [36] В китайской мысли так много применений, что невозможно дать один перевод на английский язык. [37]
Конфуций использовал этот термин в мистическом смысле. [38] он писал, В «Аналектах» (7.23) что Тиан дал ему жизнь, а Тиан наблюдал и судил (6.28; 9.12). В 9.5 Конфуций говорит, что человек может знать движения тянь , и это дает ощущение особого места во вселенной. В 17.19 Конфуций говорит, что Тиан говорил с ним, хотя и не словами. Ученый Ронни Литтлджон предупреждает, что Тиан не следует интерпретировать как личного Бога, сравнимого с Богом авраамических верований, в смысле потустороннего или трансцендентного творца. [39] Скорее, это похоже на то, что даосы подразумевали под Дао : «то, как обстоят дела» или «закономерности мира». [36] которое Штефан Фейхтванг отождествляет с древнегреческой концепцией physis , «природы» как порождения и возрождения вещей и морального порядка. [40] Тиан также можно сравнить с индуистских и Брахманом ведических традиций . [41] Ученый Промис Сюй, следуя за Робертом Б. Лауденом, объяснил 17:19 («Что говорит Тиан? Однако существуют четыре времени года, и возникают сотни вещей. Что говорит Тиан?») как подразумевая, что, хотя Тиан не является «говорящим человеком», он постоянно «делает» посредством ритмов природы и сообщает, «как люди должны жить и действовать», по крайней мере, тем, кто научился внимательно его слушать. . [38]
Цзыгун , ученик Конфуция, сказал, что Тянь направил мастера на путь, чтобы стать мудрецом (9.6). В 7.23 Конфуций говорит, что у него не осталось сомнений в том, что Тиан дал ему жизнь, и благодаря этому он развил правильную добродетель ( 德 dé ). В 8.19 он говорит, что жизни мудрецов переплетены с Тианом . [37]
Что касается личных богов ( шэн и воспроизводят , энергий, которые исходят из Тянь оживляющую природу), в « Аналектах» Конфуций говорит, что людям уместно ( 义 ; 義 ; yì ) поклоняться им ( 敬 jìng ), [42] хотя и посредством надлежащих обрядов ( 礼 ; 禮 ; lǐ ), подразумевающих уважение положения и осмотрительность. [42] Сам Конфуций был мастером ритуалов и жертвоприношений . [43]
Отвечая ученику, который спросил, чему лучше приносить жертву: богу печи или богу семьи (популярное изречение), Конфуций в 3.13 говорит, что для того, чтобы правильно молиться богам, нужно сначала знать и уважать Небеса. В 3.12 он объясняет, что религиозные ритуалы производят значимый опыт, [44] и приносить жертвы приходится лично, действуя в присутствии, иначе «это то же самое, что не приносить жертву вообще». Обряды и жертвоприношения богам имеют этическое значение: они порождают хорошую жизнь, поскольку участие в них ведет к преодолению своего «я». [45] В Аналекте 10.11 рассказывается, что Конфуций всегда брал небольшую часть своей еды и клал ее на жертвенные чаши как подношение своим предкам . [43]
Некоторые конфуцианские движения поклоняются Конфуцию. [46] хотя и не как высшее существо или что-то еще, приближающееся к силе Тянь или Дао и/или богов китайской народной религии . Эти движения не являются частью основного течения конфуцианства, хотя граница между китайской народной религией и конфуцианством может быть размыта. [ нужна ссылка ]
Другие движения, такие как мохизм , который позже был поглощен даосизмом, развили более теистическую идею Небес. [47] Фейхтванг поясняет, что различие между конфуцианством и даосизмом прежде всего заключается в том, что первое ориентировано на реализацию звездного порядка Неба в человеческом обществе, а второе — на созерцании самопроизвольно возникающего в природе Дао. [40] Однако конфуцианство почитает многие аспекты природы. [48] а также уважает различные дао , [49] [50] а также то, что Конфуций считал главным Дао , «[Путь] Небес». [2]
Путь Небес предполагает «пожизненную и искреннюю преданность традиционным культурным формам» и у вэй , «состояние спонтанной гармонии между индивидуальными склонностями и священным Путем». [2]
Поклонение и взгляды некоторых конфуцианцев на Тиана в династии Юань как на «тихого... творца без запаха» и существо, которое нельзя суммировать или представить изображениями, были похожи на то, как китайские мусульмане в ту эпоху поклонялись Аллаху . [51]
Шанди
[ редактировать ]Современные конфуцианские теологи подчеркивают различия между конфуцианской идеей Шанди, рассматриваемой одновременно как трансцендентной и имманентной и действующей только как правитель мира, и христианской идеей Бога, которую они считали противоположной христианской идее как божества, которое является совершенно потусторонний (трансцендентный) и является всего лишь творцом мира. [52] [53]
Как упоминалось выше, жертвы, принесенные царем Шанди, согласно традиционным китайским историям, произошли до династии Ся. Сохранившиеся археологические данные показывают, что в племени Шан лопатки принесенных в жертву волов использовались для отправки вопросов или общения через огонь и дым в божественное царство - практика, известная как скапулимантия . Из-за жары кости треснули, и королевские прорицатели интерпретировали эти знаки как ответ Шанди королю. Надписи, используемые для гадания, закапывали в специальные упорядоченные ямы, а те, что предназначались для практики или записей, после использования закапывали в обычные кучи . [54]
Под Шанди или его более поздними именами божество ежегодно получало жертвы от правителя Китая каждой китайской династии в великом Храме Неба в столице империи. Следуя принципам китайской геомантии , он всегда располагался в южном квартале города. [примечание 1] Во время ритуала совершенно здорового быка забивали и приносили в жертву Шанди. [примечание 2] В « Книге обрядов» говорится, что жертвоприношение должно совершаться в « самый длинный день » на круглом алтаре-кургане. [ нужны разъяснения ] Алтарь будет иметь три яруса: самый высокий — для Шанди и Сына Неба ; второй по величине для Солнца и Луны; и самый низкий для природных богов, таких как звезды, облака, дождь, ветер и гром.
Важно отметить, что Шанди никогда не изображается ни с изображениями, ни с идолами. Вместо этого в центральном здании Храма Неба, в сооружении, называемом «Императорский небесный свод», хранится «духовная табличка» (神位 , shénwèi), на которой написано имя Шанди на троне Хуантянь Шанди ( 皇天上帝 ). Во время ежегодного жертвоприношения император переносил эти таблички в северную часть Храма Неба, место, называемое «Молитвенный зал о хорошем урожае», и помещал их на этот трон. [55]
Поклонение Шанди в династии Юань было похоже на то, как китайские мусульмане в ту эпоху поклонялись Аллаху . [ нужна ссылка ]
Обряды
[ редактировать ]да
[ редактировать ]Джеса — конфуцианская церемония почитания предков. [56]
Жертва Небесам
[ редактировать ]Жертвоприношение Небу — обряд поклонения Шанди . [57] [58] Первоначально оно было ограничено дворянством, [57] [58] но со временем стал доступен простолюдинам. Он имеет множество местных вариаций.
Фэн Шань
[ редактировать ]Фэн-Шань — это исторически очень значимая церемония, которая нерегулярно проводится на горе Тай . [59] Завершение Фэн-Шаня позволило императору получить Небесный Мандат . [60] Обязательным условием для проведения ритуала считается то, что империя находится в периоде процветания, при наличии доброго императора и благоприятных знаков. [61] Многие государи отказывались совершать ритуал, считая себя недостойными его. [59]
В отличие от жертвоприношения небу , попыток повторить этот ритуал за пределами Китая не предпринималось, но в наше время каждый год проводится коммерческий фестиваль, претендующий на преемственность. [62] [ нужны дальнейшие объяснения ]
Ритуальная музыкальная система
[ редактировать ]Ритуальная и музыкальная система — это историческая социальная система, зародившаяся во времена династии Чжоу для поддержания социального порядка. [63]
Ритуально-музыкальная система разделена на две части: ритуальную и музыкальную. Ритуальная часть в основном разделяет идентичность людей и социальные нормы и, в конечном итоге, образует иерархию. Музыкальная часть в основном основана на иерархической системе этикета, использующей музыку для смягчения социальных конфликтов. [64]
Конфуций был решительным сторонником сохранения этой системы. [65] [66]
Взгляды на то, является ли конфуцианство религией
[ редактировать ]Виды династии Суй
[ редактировать ]написал Ли Шицянь в шестом веке свое мнение о том, что конфуцианство, даосизм и буддизм являются религиозными системами, дополняющими друг друга. [67]
Взгляды династии Юань
[ редактировать ]Ян Шоуи, магистрат Аньси , рассматривал конфуцианство как религию, превосходящую, по его мнению, даосизм и буддизм. [51]
Взгляды династии Цин
[ редактировать ]Споры о китайских обрядах ( упрощенный китайский : 中国礼仪之争 ; традиционный китайский : 中國禮儀之爭 ; пиньинь : Чжунго Луйи Чжи Чжэн ) представлял собой спор между римско-католическими миссионерами по поводу религиозности конфуцианства и китайских ритуалов в 17 и 18 веках. В ходе дебатов обсуждался вопрос о том, квалифицируются ли китайские ритуальные практики почитания семейных предков и другие формальные конфуцианские и китайские имперские обряды как религиозные обряды и, таким образом, несовместимы ли они с католической верой. [68]
Споры затронули ведущие европейские университеты; династии Цин Император Канси и несколько пап (включая Климента XI и Климента XIV ) рассмотрели этот случай; в дело вмешались и офисы Святого Престола . Ближе к концу 17 века многие доминиканцы и францисканцы изменили свою позицию, согласившись с мнением иезуитов, но Рим не согласился. Климент XI запретил эти обряды в 1704 году. В 1742 году Бенедикт XIV подтвердил запрет и запретил дебаты. [69] [68]
Взгляды поздней династии Цин и ранней республиканской эпохи
[ редактировать ]Цай Юаньпэй и Чэнь Дусю расширили теорию религиозного конфуцианства Ляна , отрицая, что конфуцианство было религией, но не отрицая, что религиозное конфуцианство существовало после императора У Хань .
Гражданская война и взгляды современной эпохи
[ редактировать ]В конце 1978 года на учредительной конференции Китайского атеистического общества Жэнь Цзию выдвинул аргумент, что конфуцианство является религией, а в 1980 году Жэнь опубликовал серию статей, в которых официально предлагалось, что «конфуцианство - это религия». Первой статьей о конфуцианстве как религии была статья «О формировании конфуцианства», опубликованная в первом выпуске журнала «Китайская общественная наука» в 1980 году, за ней последовали «Конфуцианство и конфуцианство» и другие статьи. Основой теории конфуцианства как религии является сакрализация конфуцианской классики с целью создания конфуцианской богословской системы. Теологизированное конфуцианство, объединяющее политику, философию и этику в одно целое, образует обширную конфуцианскую систему, всегда занимавшую ортодоксальную позицию в идеологии. Истоками конфуцианства являются, с одной стороны, теология провидения и религиозная идея поклонения предкам времен династий Инь и Чжоу, а с другой стороны, конфуцианское учение, основанное Конфуцием. Основание учения науки при династии Сун ознаменовало зрелость конфуцианства. Объектом поклонения конфуцианства являются «Небо и Земля, правитель и учитель», и существует система божеств и ритуалов Неба и Конфуция. Его доктрина — обожествление и религиозная система патриархата и патриархальной мысли. Чжу Си очень предан богам, о каждом важном событии докладывает Конфуцию; засухи и небольшого дождя, чтобы молиться горам, рекам и другим божествам. Религиозные чувства Чжу Си являются типичным воплощением конфуцианских религиозных чувств и концентрированного представительства. Отношения человека и бога в конфуцианстве являются выражением отношений между небом и человеком. В конфуцианстве небо является хозяином судьбы человека, и человек должен подчиняться воле небес. Дун Чжуншу сказал, что у небес есть воля, радость и гнев, и они могут вознаграждать добро и наказывать зло. Чжу Си, основанный на Дун Чжуншу, рационализировал и очеловечил небеса. Считается, что небо и нравственные качества – высшее благо, так что небо и человек являются причиной, небо и человек посредством; послушание воле Божией выражается в соблюдении принципов небесных. [70]
Хэ Гуанху указывает, что рай религиозного конфуцианства — это рай, который благословляет людей и отсрочивает грехи, и является верховным богом с волей и личностью. [71] Лай Юнхай указывает, что небо, или Бог, является верховным божеством конфуцианства и что воля небес является фундаментальной отправной точкой для всех политических и этических принципов конфуцианства. Система божеств, в которой Бог является верховным божеством, является системой убеждений религиозного конфуцианства. Изначально Бог был прародителем прошлого. Конфуцианцы династии Сун описывали Небо, Разум и Императора (Бога) как понятия одной и той же реальности и разных имен, но изменили лишь концепцию Бога, а не сущность Бога как хозяина мира. Конфуцию и лучшим конфуцианцам после их смерти поклонялись как общественным богам государства. Монархи и конфуцианцы были правителями и учителями, которые чтили повеление Бога управлять людьми и обучать их. Со времен династии Сун конфуцианцы использовали философские теории взаимосвязи между разумом и ци и природой ума, чтобы доказать, что учения о доброжелательности, праведности, приличии, мудрости и добродетелях верности, веры, сыновней почтительности и братства являются природой, данной каждому человеку Небом, поэтому долг человека — соблюдать эти принципы. Конфуцианство – это, по сути, изучение интерпретации Священных Писаний. [72]
С другой стороны, некоторые ученые считают, что не только конфуцианство, но и само конфуцианство является атеистической религией, ориентированной на человека. [73] Китайцы придают значение похоронным обрядам, преемственности семьи, сыновней почтительности, возвращению к своим корням, а уважение к предкам можно считать привычкой. [74] Некоторые современные китайцы приравнивают религию к суевериям и отвергают ее словом и делом, и поэтому часто не считают конфуцианство религией.
Чин-Шинг Хуан считает, что споры о том, является ли конфуцианство религией или нет, в наше время основаны на «христианстве» как основе религии, и именно так оценивается конфуцианство. [75] Однако эта концепция сильно отличается от традиционных религиозных взглядов и отличается от трех религий: конфуцианства, буддизма и даосизма, которые существовали со времен династии Восточная Хань и могли стать независимыми религиозными образованиями. В отчете «Обзора старых практик Тайваня», опубликованном в 1910 году, конфуцианство позиционируется как религия: «Конфуцианство — это древняя доктрина святых и королей, описанная наследственностью Конфуцием и Мэн-цзы, которая включает в себя религию, мораль и политику, и эти три интегрированы в большую религиозную систему. [76]
В частном праве Тайваня со ссылкой на «Журнал префектуры Тайвань » перечислены Нефритовый император , Император Дунъюэ , Бэйцзи Дади, Мацзу , Угу Сяньди, Баошэн Дади , Повелители Трех гор , Шуйсянь Цзунванг , Тан Гоан-конг , Гуан Цзэ Цзунь Ван. , Чжу Саэ , Чэнь Цзингу , император Хуагуан, Мяо , духи праведных людей , городские боги , Тудигун , Кухонный Бог , Вэньчан Ван и Куй Син как боги, все они принадлежат к различным традициям религиозного конфуцианства. [77] Позже Фукутаро Масуда утверждал, что религия тайваньцев — это «большая народная религия, представляющая собой смесь даосизма, конфуцианства и буддизма», верно отражающая традиционные религиозные концепции. Книга Катаока «Тайваньский фольклор» также унаследовала эту религиозную точку зрения и расширила сферу религиозного конфуцианства во время японского правления. [78] Религиозное конфуцианство не ограничивалось народными верованиями в период японского правления. В 1941 году в «Государственных учетных записях личного состава» появилась запись о «Хуан Чунцине»: религией Хуан Чунцина было «религиозное конфуцианство». Конфуцианство». И Хуан Чуньцин, и Вэй Циндэ перешли из периода японского правления в послевоенный период, и их религиозные убеждения оба позиционировались как религиозное конфуцианство. В 1918 году религиозное конфуцианство было включено в список «Религия» в «Журнале». Родной земли», составленный Баджиранской государственной школой (ныне начальная школа Шихлин). [79]
Проект ООР рассматривает конфуцианство как религию. , одобренной Биллом Гейтсом и другими участниками проекта ООР В книге «Большая история» , [80] его авторы защищают эту позицию, обсуждая, как конфуцианцы исторически пытались обращать в свою веру других, а также вели войны, чтобы навязать свою систему убеждений другим и навязать определенные ее версии. [81]
Юваль Ной Харари также рассматривает эту систему убеждений как религию, хотя она почитает природу и взгляды конфуцианцев на рациональность и естественный порядок вещей, а не на то, что он считает религией, которая вращается вокруг божества или божеств, таких как христианство и некоторые божества . ветви индуизма . [82] Он также классифицирует такие движения, как коммунизм и гуманизм , как религии по тому же определению, чтобы подчеркнуть точку зрения, которая подвергалась критике. [ нужна ссылка ]
Келли Джеймс Кларк утверждал, что сам Конфуций видел в Тиане антропоморфного бога в религиозной манере, которого Кларк гипотетически называет «Небесным Верховным Императором», хотя большинство других исследователей конфуцианства не согласны с этой точкой зрения. [83]
Конфуцианские церкви
[ редактировать ]Часть серии о |
Конфуцианство |
---|
Конфуцианская церковь ( китайский : 孔教会 ; пиньинь : Kong jiàohuì или Rú jiàohuì ) — конфуцианское религиозное и социальное учреждение конгрегационного типа . Впервые она была предложена Кан Ювэем (1858–1927) в конце XIX века в качестве государственной религии Цинского Китая по европейской модели. [85]
С первых лет существования Китайской Республики конфуцианское движение Кан Ювэя выступало за отделение религиозного конфуцианства от государственной бюрократии, позволяя каждому приносить жертвы Небесам, как это было вдохновлено христианством. [86]
Модель «конфуцианской церкви» позже была воспроизведена зарубежными китайскими общинами. [8] которые основали независимые конфуцианские церкви, действующие на местном уровне, особенно в Индонезии и США.
Примерно с 2000 года в современном Китае наблюдается возрождение конфуцианства , что спровоцировало распространение конфуцианских академий ( 书院 ; shūyuàn ); открытие и повторное открытие храмов Конфуция ; новый феномен массовых конфуцианских сообществ или общин ( 社区儒学 ; shèqū rúxué ); и возобновление переговоров о национальной «конфуцианской церкви». [87] При участии многих конфуцианских лидеров национальная Святая Конфуцианская церковь ( 孔圣会 ; Kongshènghuì 1 ноября 2015 года была основана ); ее нынешний духовный лидер - Цзян Цин .
Многочисленные секты китайских спасительных религий и движений, таких как Фалуньгун, включили в себя аспекты религиозного конфуцианства. Кроме того, секты японского синтоизма, такие как синто Тайсейкё и синто Сусей, практикуют конфуцианский синтоизм .
Индонезийская конфуцианская церковь
[ редактировать ]Конфуцианство зародилось в Китае и было завезено в Индонезию китайскими купцами еще в III веке нашей эры. В отличие от других религий, конфуцианство превратилось в более свободную индивидуальную практику и веру в кодекс поведения , а не в хорошо организованное сообщество со здравой теологией, что сродни образу жизни или социальному движению , а не религии. Лишь в начале 1900-х годов конфуцианцы сформировали в Батавии организацию под названием Хонг Кау Хве (THHK). [88] [89] [90]
Развитие Конфуцианской церкви в Индонезии началось в 1900 году, когда была создана Китайская ассоциация, президентом и секретарем которой стали Пань Цзинхэ и Чэнь Цзиньшань соответственно; лидер Китайской ассоциации Ли Ким Хок написал статью под названием «Китайцы в 1923 году представители конфуцианских церквей со всего мира провели первый национальный конгресс на Яве , в Суракарте в Центральной Яве, где было единогласно решено учредить Генеральная конфуцианская ассамблея, базирующаяся в Бандунге , которая позже была официально учреждена в 1924 году, избрала Чжан Чжэньи и Ху Инкуна президентом и секретарем Генерального совета. После японского вторжения в Индонезию считалась Конфуцианская церковь. были против Японии, и вся ее деятельность была заморожена. [91]
После обретения Индонезией независимости в 1945 году на конфуцианство повлияло несколько политических конфликтов. В 1965 году Сукарно издал президентский указ № 1/Pn.Ps/1965, признав, что индонезийский народ исповедует шесть религий, включая конфуцианство. В 1961 году Ассоциация Кхунг Цзяо Хуэй Индонезии (PKCHI) (ныне Верховный совет конфуцианской религии в Индонезии ) заявила, что конфуцианство — это религия, а Конфуций — их пророк . [92] [90]
Во время Нового порядка антикитайская политика стала методом козла отпущения для получения политической поддержки масс, особенно после падения КПИ, которую якобы поддерживал Китай. В 1967 году Сухарто издал скандальную президентскую инструкцию № 14/1967, которая фактически запретила китайскую культуру, включая документы, напечатанные на китайском языке, выражения китайской веры, китайские праздники и праздники и даже китайские имена. Однако Сухарто признал, что китайские индонезийцы обладают большим богатством и властью, несмотря на то, что составляют всего 3% населения. [92] [90]
В 1969 году был принят Статут № 5/1969, восстановивший официальное существование шести религий. Однако не всегда это применялось на практике. В 1978 году министр внутренних дел издал директиву, в которой утверждалось, что существует только пять религий, исключая конфуцианство. 27 января 1979 года заседание президентского кабинета министров решило, что конфуцианство не является религией. Другая директива министра внутренних дел от 1990 года подтвердила наличие пяти официальных религий в Индонезии. [92] [90] Таким образом, статус конфуцианства во время режима Нового порядка никогда не был ясен. Де-юре существовали противоречивые законы, поскольку высшие законы допускали конфуцианство, а низшие его не признавали. Де-факто конфуцианцы не были признаны правительством, и они были вынуждены зарегистрироваться в одной из первых пяти официальных религий, чтобы сохранить свое гражданство. Эта практика применялась во многих местах, включая национальную регистрационную карточку, регистрацию брака и карточку регистрации семьи. Гражданское образование в Индонезии научило школьников тому, что существует только пять официальных религий. [92] [90]
После падения Сухарто в 1998 году Абдуррахман Вахид был избран четвертым президентом страны. Он отменил указ президента 1967 года и директиву Министерства внутренних дел 1978 года, и конфуцианство вновь стало официально признано религией в Индонезии. Китайская культура и деятельность снова были разрешены. [93] [94] [95] [90]
В настоящее время Генеральная конфуцианская церковь Индонезии (МАКИН) имеет около 200 филиалов по всей Индонезии. Конфуцианские церкви организуют своих членов для участия в религиозных молитвах, пении гимнов и изучении Священных Писаний на регулярной основе, главным образом в аудиториях, а также проводят такие мероприятия, как традиционные китайские фестивали, конфуцианские ритуалы на Рождество (например, День рождения Конфуция или Рождество Конфуция). ), поддержка семьи, образование детей, гражданские браки и свадьбы для пар, похороны умерших пожилых людей, благотворительность и помощь при стихийных бедствиях. Конфуцианская церковь издает различную конфуцианскую классику, а также такие книги, как «Истории о священных знаках Конфуция», «Конфуцианские гимны», «Руководство по литургии», «Китайская культура» и т. д. Она также производит различную атрибутику и сувениры, такие как гимны. диски, узоры драконов и цилинь . Поскольку китайский язык был запрещен на протяжении десятилетий, издаваемые в настоящее время книги почти исключительно на индонезийском языке, и конфуцианцы надеются, что их дети будут изучать китайский язык и читать оригинальные Священные Писания и материалы. Индонезийские конфуцианцы см. Цюйфу называют «святым местом» и надеются посетить его хотя бы раз в жизни.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Например, в «Классике истории» записано, что герцог Чжоу построил алтарь в южной части Ло. [ нужна ссылка ]
- ↑ Хотя герцог Чжоу представлен как жертвующий двумя.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ян Фужун: мысли Конфуция о ритуалах и музыкальном образовании» www.chinakongzi.org Проверено 12 июля 2022 г. .
- ^ Перейти обратно: а б с Айвенго, Филип Дж .; Ван Норден, Брайан В. (2005). Чтения по классической китайской философии (2-е изд.). Индианаполис: Издательская компания Hackett . п. 2. ISBN 0-87220-781-1 . OCLC 60826646 .
- ^ Жэнь Вэньли (7 февраля 2017 г.). «Исследование аспектов конфуцианства как «национальной религии»» «Юань Дао» (том 23).
- ^ «Религия Тяньцзу - краткое введение в традиционную религию» Чжан Фэнцянь «О двух основных проблемах перспектив развития современного конфуцианства» Ли Инхуа
- ^ Теобальд, Ульрих. «Религиозные аспекты конфуцианства (www.chinaknowledge.de)» . www.chinaknowledge.de . Проверено 16 июля 2022 г.
- ^ Хуан, Юн (22 июля 2007 г.). «Конфуцианское богословие: три модели: Конфуцианское богословие: три модели» . Религиозный компас . 1 (4): 455–478. дои : 10.1111/j.1749-8171.2007.00032.x .
- ^ «Сборник древних и современных книг/Сборник Минлунь/Клановый кодекс/Том 225 – Wikisource, бесплатная библиотека zh.wikisource.org » .
- ^ Перейти обратно: а б Чен, Юн (2013). Конфуцианство как религия: противоречия и последствия . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-24378-1 . OCLC 821180610 .
- ^ Чен (2012) , с. 105, примечание 45.
- ^ Фэнган Ян; Грэм Лэнг, ред. (2011). Социально-научные исследования религии в Китае: методология, теории и выводы . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-18246-2 . OCLC 729743504 .
- ^ Нельсон, Сара М.; Мэтсон, Рэйчел А.; Робертс, Рэйчел М.; Рок, Крис; Стенсель, Роберт Э. (2006). «Археоастрономические свидетельства вуизма на стоянке Хуншань в Нюхэляне».
- ^ Де Гроот (1892). Религиозная система Китая т.1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Либбрехт (2007) , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б Панкеньер (2013) , с. 55.
- ^ Дидье (2009) , стр. 73–83, Vol. II, включающий разделы «Даотэ и Северный полюс мира» и «Значение прямоугольника и квадрата в Шанской бронзе».
- ^ Дидье (2009) , с. 137 и далее, Том. III.
- ^ Дидье (2009) , стр. 143–144, Том. II.
- ^ Перейти обратно: а б Фунг (2008) , с. 163.
- ^ Дидье (2009) , с. 103, Том. II.
- ^ Панкеньер (2013) , стр. 138–148, «Глава 4: Приведение небес на Землю».
- ^ Дидье (2009) , passim Vol. Я.
- ^ « Аналитики Конфуция · Байи», Глава 14.
- ^ "Гоюй Чую, часть 1"
- ^ Сюньцзы, династия до Цинь, « Сюньцзы · Конфуцианство»
- ^ "Мэн-цзы · Его Величество король Лян Хуэй"
- ^ " Шан Шу ·Чжоу Шу"
- ^ Дидье (2009) , стр. xxxvi–xxxvii, Том. Я.
- ^ Дидье (2009) , стр. xxxvii–xxxviii, Том. Я.
- ^ Яо, Синьчжун (2000). Введение в конфуцианство . Издательство Кембриджского университета. п. 19. ISBN 0-521-64312-0 .
- ^ Чжоу (2012) , с. 2.
- ^ Дидье (2009) , с. XXXVIII, Том. Я.
- ^ Перейти обратно: а б Чжоу (2012) , с. 1.
- ^ Дидье (2009) , стр. XXXVIII–XXXIX, Том. Я.
- ^ Сет, Майкл Дж. (29 марта 2020 г.). «Конфуцианское общество». Корея: очень краткое введение (иллюстрированное издание). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-883077-1 .
- ^ Дидье (2009) , с .
- ^ Перейти обратно: а б Хаген, Куртис. «Ключевые термины конфуцианства - Тянь天» . Государственный университет Нью-Йорка в Платтсбурге. Архивировано из оригинала 3 декабря 2014 года.
- ^ Перейти обратно: а б Литтлджон (2010) , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Сюй (2014) .
- ^ Литтлджон (2010) , стр. 35–36.
- ^ Перейти обратно: а б Фейхтванг (2016) , с. 146.
- ^ Адлер (2014) , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Литтлджон (2010) , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Литтлджон (2010) , с. 37.
- ^ Литтлджон (2010) , стр. 36–37.
- ^ Шен и Шун (2007) , стр. 278–279.
- ^ Чуарса, Ира (14 ноября 2017 г.). «Изобретение индонезийского конфуцианства» . Программа религиозных и межкультурных исследований, Высшая школа Центра религиозных и межкультурных исследований, Университет Гаджа Мада . Университет Гаджа Мада . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Дубс, Гомер (1960). «Теизм и натурализм в древнекитайской философии». Философия Востока и Запада . 9 (3–4). Издательство Гавайского университета: 163–172. дои : 10.2307/1397096 . JSTOR 1397096 .
- ^ Такер, Мэри Эвелин (1998). «Конфуцианство и экология: потенциал и пределы» . Форум по религии и экологии в Йельском университете . Йельский университет . Проверено 29 апреля 2023 г.
- ^ «дао» . Британская энциклопедия . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Вонг, Пак-Ханг (1 марта 2012 г.). «Дао, гармония и личность: на пути к конфуцианской этике технологий» . Философия и технология . 25 (1): 68–71, 76–78, 80–81. дои : 10.1007/s13347-011-0021-z . ISSN 2210-5441 . S2CID 33336571 .
- ^ Перейти обратно: а б Ван, Вэй (16 августа 2022 г.). «Об исторических предпосылках и идеологических ресурсах слияния ислама и конфуцианства» . Религии . 13 (8): 4–5. дои : 10.3390/rel13080748 . ISSN 2077-1444 — через MDPI .
- ^ Чжун Шу-шэн, Тяньсюэ Чучжэн: «Небеса - это« небеса, которые управляют миром, управляют добром и наказывают зло, именно так Бог называется в «Поэзии», «И» и «Доктрине среднего». Но это господствующее небо. Просто «это все равно что «править миром, не жить миром, как император, а управлять людьми, а не жить людьми »» .
- ^ Хуан (2007) , с. 457.
- ^ Сюй Яхуэй. Калтонхилл, Марк и др., пер. Древняя китайская письменность: надписи на костях оракула из руин Инь. Академия Синика . Национальный дворец-музей (Тайбэй), 2002 г. Правительство. Опубл. № 1009100250.
- ^ «ДжСДЖ» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2005 года.
- ^ «Что такое Джеса (Родовой обряд)?» . Национальный фольклорный музей Кореи . Проверено 13 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Битва за тысячу акров» (PDF) Архивировано из оригинала (PDF) 16 апреля 2022 года . Проверено 9 июля 2022 года .
- ^ Перейти обратно: а б Лэй Сяопэн: Глядя на правду о короле Сюане из династии Чжоу, который «не принадлежит тысяче акров» из бамбуковых пластинок Цинхуа «Синьань», «Сельскохозяйственная археология», 2014, (4)
- ^ Перейти обратно: а б Бокенкамп, Стивен (31 декабря 2002 г.). «24. Запись о жертвоприношениях Фэн и Шань». Религии Азии на практике . Издательство Принстонского университета. стр. 386–395. дои : 10.1515/9780691188140-029 . ISBN 978-0-691-18814-0 .
- ^ Цзин, Ван (1992). История камня: интертекстуальность, древние китайские знания о камне и каменный символизм во сне о Красной палате, Водном берегу и Путешествии на Запад . Дарем, Северная Каролина: Duke Press. стр. 66–69. ISBN 0-8223-1195-Х .
- ^ «Гора Тай — Святая земля политики и поклонения | ChinaFetching» . ChinaFetching.com . Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ « Жертвоприношения Фэншань на горе Тай[2]-Тайань» . www.chinadaily.com.cn . Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ «Ритуално-музыкальная система – HistoryTopic» . 4 июня 2022 г. Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ Необходимо помнить о здравом смысле | Что такое этикет и музыкальная система?_Music_Identity_Class» www.sohu.com « Проверено 20 июля 2022 г.
- ^ Фэй Чунфан Фей, изд. (2002). Китайские теории театра и перформанса от Конфуция до наших дней . Издательство Мичиганского университета. стр. 7–9. ISBN 978-0-472-08923-9 .
- ^ Сюй Чжихэн (1968). Краткая история китайской музыки . Тайваньская коммерческая пресса, стр. 15 . 978-957-05-1273-1 .
- ^ «Саньцзяо: Три учения» . Азия для преподавателей . Колумбийский университет . 15 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Койпер, Кэтлин (31 августа 2006 г.). «Спор о китайских обрядах» . Британская энциклопедия . Проверено 30 апреля 2023 г.
- ^ Питер Фан, Культура и литургия: ПОЧТЕНИЕ ПРЕДКОВ КАК ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР
- ^ Жэнь Цзию, 2007, «Китайский академический словарь в 20 веке: Цзунтунсюэ», Fujian Education Press, стр. 347
- ^ «Об интеграции государства и религии в истории Китая» (1988, «Культура · Китай и мир»)
- ^ Ли Шен, «Несколько вопросов о конфуцианстве» «Конфуцианство, конфуцианство и конфуцианцы»
- ^ конфуцианство Роджер Т. Эймс: и атеистическая религиозность («Религиозность конфуцианства»). Архивировано 5 декабря 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «[[Хао Давэй]]: «Конфуцианская демократия» . Архивировано из оригинала 7 марта 2009 года. Проверено 22 января 2010 года .
- ^ Хуан Цзиньсин, 1997, «Конфуцианство как религия — предварительное обсуждение сравнительной религии», «Азиатские исследования», выпуск 23, стр. 188.
- ^ Ли Шивэй и Ван Цзяньчуань, 1999, «Религия и культура на Тайване», (Тайбэй: Boyang Culture Company), стр. 155.
- ^ «Частное право Тайваня (Том 1)», 1911 г., (Тайбэй: Временный комитет по расследованию старой таможни Тайваня), стр. 246.
- ^ Катаока Ива , «Тайваньская таможня», 1921, (Тайбэй: Тайвань Daily News), (китайское издание Zhongwen Books, 1990), стр. 643-679.
- ^ «Вэн Шэнфэн, «Утрата этикета приводит к диким скандалам? - Об академической интеграции конфуцианства, конфуцианской религиозности и тайваньских литературных исследований», под редакцией Сюй Суланя, «Оглядываясь назад · Открыть новую страницу - Сборник литературно-исторических материалов Тайваня» № 7 (тайваньский) Музей, серия 48), стр. 112–131, Национальный музей тайваньской литературы, 2017/8. Архивировано из оригинала 4 сентября 2021 года. Проверено 6 ноября 2018 года .
- ^ «Большая история ДК: 9780744048445» . Случайный дом пингвинов . 2022 . Проверено 17 марта 2023 г.
- ^ Бохан, Элиза; Динвидди, Роберт; Чаллонер, Джек; Стюарт, Колин; Харви, Дерек; Рэгг-Сайкс, Ребекка ; Крисп, Питер ; Хаббард, Бен; Паркер, Филипп; и др. (Писатели) (февраль 2016 г.). Большая история (1-е американское изд.). Нью-Йорк : ДК . п. 275. ИСБН 978-1-4654-5443-0 . OCLC 940282526 .
- ^ Харари, Юваль Ной (2015). Sapiens: Краткая история человечества . Перевод Харари, Юваль Ной ; Перселл, Джон; Вацман, Хаим . Лондон: Penguin Random House UK. стр. 249, 253–256, 391. ISBN. 978-0-09-959008-8 . OCLC 910498369 .
- ^ Джонатан Фукуа; Роберт С. Кунс, ред. (10 февраля 2023 г.). «В поисках невыразимого: классический теизм и восточная мысль о Боге». Классический теизм: новые очерки метафизики Бога . Рутледж . ISBN 978-1-000-83688-2 . OCLC 1353836889 .
- ^ Тай Вэй Леонг. СПАСЕНИЕ КИТАЙСКОЙ НАЦИИ И МИРА: РЕЛИГИЯ И КОНФУЦИАНСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ, 1880–1937 гг. [ постоянная мертвая ссылка ] . Национальный университет Сингапура, 2012. стр. 96–98.
- ^ Я-пей Куо, 2010.
- ^ Кан Ювэй, «Надпись в журнале Китайской академии наук», 1913 г. Составлено Тан Чжицзюнем : «Сборник политических комментариев Кан Ювэя» (Часть 2), Пекин , Zhonghua Book Company , издание 1981 года, стр. 797.
- ^ Биллиоуд, 2010. с. 201
- ^ Чеу, Хок Тонг (1993). Китайские верования и обычаи в Юго-Восточной Азии: исследования китайской религии в Малайзии, Сингапуре и Индонезии . Уэзерхилл. ISBN 978-967-978-452-7 .
- ^ Линдси, Тим; Паусакер, Хелен (2005). Китайские индонезийцы: вспоминая, искажая, забывая . Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 978-981-230-303-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Шамбер-Луар, Анри (2015). «Конфуций пересекает южные моря». Индонезия (99): 67–107. дои : 10.5728/indonesia.99.0067 . ISSN 0019-7289 . JSTOR 10.5728/indonesia.99.0067 .
- ^ «Сусило Бамбанг Юдхойоно посетил мероприятие Весеннего фестиваля и пообещал решить проблему статуса китайцев в Индонезии» . Архивировано из оригинала 13 октября 2017 года. Проверено 26 октября 2008 года .
- ^ Перейти обратно: а б с д https://archiv.ub.uni-marburg.de/ep/0004/article/download/3627/3511/
- ^ Линдси, Тим; Паусакер, Хелен (2005). « «Буддизм и конфуцианство в современной Индонезии: последние события» « . Китайские индонезийцы: вспоминая, искажая, забывая . Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 978-981-230-303-5 .
- ^ Сай, Сью-Мин; Хун, Чанг-Яу, ред. (2013). Китайские индонезийцы обожрались. История, религия и принадлежность . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Сандкюлер, Эвамария (2014). «Популяризация религиозных традиций в Индонезии - историческая связь китайского индонезийского места поклонения». В Шлехе, Юдит; Сандкюлер, Эвамария (ред.). Религия, традиции и популярное: транскультурные взгляды из Азии и Европы . Билефельд: Стенограмма. ISBN 978-3-8394-2613-5 . OCLC 889814254 .
Библиография
[ редактировать ]- Чен Юн (2012) Конфуцианство как религия: дебаты и влияния . ISBN 978-90-04-24373-6 . Архивировано из оригинала 8 апреля 2022 года . Проверено 14 марта 2022 г.
- Адлер, Джозеф А. (2014), Конфуцианство как религиозная традиция: лингвистические и методологические проблемы (PDF) , Гамбье, Огайо: Колледж Кеньон .
- Уильям Теодор Де Бари (1989). Неоконфуцианское образование: этап формирования . Издательство Калифорнийского университета. стр. 455–. ISBN 978-0-520-06393-8 .
- Билью, Себастьен; Тораваль, Жоэль (2015). Мудрец и люди: конфуцианское возрождение в Китае . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-025814-6 .
- Биллиуд, Себастьен (2010). «Несение конфуцианского факела массам: задача структурирования конфуцианского возрождения в Китайской Народной Республике» (PDF) . ОЭ . 49 .
- Кларт, Филип (2003). «Конфуций и медиумы: существует ли «популярное конфуцианство»?» (PDF) . Тунг Пао . LXXXIX .
- Чен, Юн (2012). Конфуцианство как религия: противоречия и последствия . Брилл. ISBN 978-90-04-24373-6 .
- Крил, Херли (1949). Конфуций и китайский путь . Нью-Йорк: Harper Torchbooks.
- Джон В. Дардесс (1983). Конфуцианство и автократия: профессиональные элиты в эпоху основания династии Мин . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-04733-4 .
- Дидье, Джон К. (2009). «На площади и за ее пределами: небо и сила веры в Древнем Китае и мире, ок. 4500 г. до н.э. - 200 г. н.э.». Китайско-платонические статьи (192). Том I: Древний евразийский мир и небесная ось , Том II: Представления и идентичности высших держав в неолитическом и бронзовом Китае , Том III: Земные и небесные трансформации в Чжоу и раннеимперском Китае .
- Элман, Бенджамин А. (2005), На своих условиях: наука в Китае, 1550–1900 , издательство Гарвардского университета, ISBN 978-0-674-01685-9 .
- Фан, Лижу; Чен, На (2015). «Религиозность «конфуцианства» и возрождение конфуцианской религии в современном Китае» . Культурное разнообразие в Китае . 1 (1): 27–43. дои : 10.1515/cdc-2015-0005 . ISSN 2353-7795 .
- Фан, Лижу; Чен, На (2015a), «Возрождение конфуцианства и реконструкция китайской идентичности», Присутствие и будущее человечества в космосе , Токио: ICU .
- Фейхтванг, Стефан (2016), «Китайские религии», в Вудхеде, Линда; Каванами, Хироко; Партридж, Кристофер Х. (ред.), Религии в современном мире: традиции и трансформации (3-е изд.), Лондон: Routledge, стр. 143–172, ISBN 978-1-317-43960-8 .
- Фингаретт, Герберт (1972). Конфуций: Светское как священное . Нью-Йорк: Харпер. ISBN 978-1-4786-0866-0 .
- Фунг, Ю-мин (2008), «Проблематизация современного конфуцианства в Восточной Азии», Ричи, Джеффри (редактор), « Обучение конфуцианству» , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-804256-3 .
- Ганн, Джеффри К. (2003), Первая глобализация: Евразийский обмен, 1500–1800 гг. , Rowman & Littlefield, ISBN 978-0-7425-2662-4 .
- Хейнс, Джеффри (2008), Справочник Routledge по религии и политике , Тейлор и Фрэнсис, ISBN 978-0-415-41455-5 .
- Айвенго, Филип Дж. (2000). Конфуцианское моральное самосовершенствование (2-е изд.). Индианаполис: Издательство Hackett. ISBN 978-0-87220-508-6 .
- Ли-Сян, Лиза Розенли (2012). Конфуцианство и женщины: философская интерпретация . СУНИ Пресс. стр. 164–. ISBN 978-0-7914-8179-0 .
- Либбрехт, Ульрих (2007). В четырех морях...: Введение в сравнительную философию . Издательство Питерс. ISBN 978-90-429-1812-2 .
- Литтлджон, Ронни (2010), Конфуцианство: Введение , IB Tauris, ISBN 978-1-84885-174-0 .
- Нивисон, Дэвид С. (1996). Пути конфуцианства: исследования китайской философии . Чикаго: Open Court Press. ISBN 978-0-8126-9340-9 .
- Пайетт, Алекс. «Куншэнтан Шэньчжэня: религиозное конфуцианство и местное моральное управление» (PDF) . Международная ассоциация политических наук . Архивировано из оригинала (PDF) 23 октября 2017 года . Проверено 9 мая 2015 г. .
- Панкеньер, Дэвид В. (2013). Астрология и космология в раннем Китае . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-00672-0 .
- Ричи, Джеффри, изд. (2008), «Проблематизация современного конфуцианства в Восточной Азии», Преподавание конфуцианства , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-804256-3 , заархивировано из оригинала 15 апреля 2021 года , получено 14 марта 2022 года .
- Шен, Цинсун; Шун, Квонг-лой (2007), Конфуцианская этика в ретроспективе и перспективе , Совет по исследованию ценностей и философии, ISBN 978-1-56518-245-5 .
- Синайко, Герман Л. (1998), Возвращение канона: очерки философии, поэзии и истории , издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-06529-9 .
- Тай, Вэй Леонг (2010). «Кан Ювэй: Мартин Лютер конфуцианства и его видение конфуцианской современности и нации» (PDF) . Секуляризация, религия и государство .
- Ян, СК (1961). Религия в китайском обществе; Исследование современных социальных функций религии и некоторых их исторических факторов . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-01371-1 .
- Яо, Синьчжун (2000). Введение в конфуцианство . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-64312-2 .
- Чжоу, Югуан (2012). «Унаследовать древние учения Конфуция и Мэн-цзы и основать современное конфуцианство» (PDF) . Китайско-платонические статьи (226).
- Статьи
- Сюй, Обещание (16 ноября 2014 г.). «Гражданская теология символа «Тянь» Конфуция» . Вид на Фогелин . Архивировано из оригинала 24 декабря 2019 года . Проверено 25 февраля 2018 г. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хуан Кэву: « Споры по поводу конфуцианства в первые годы существования Китайской Республики, 1913–1917 (резервная копия архива страниц, хранится)».
- Чжан Сянлун: «Реконструкция религиозного конфуцианства» (резервная копия архива страниц, хранится) (2008)
- Чжан Сянлун: «Опасности, необходимость и промежуточные пути восстановления религиозного конфуцианства» (резервная копия архива страниц, хранится) (2008)
- У Чжэнь: « Проблема «государственно-религиозных отношений» в переходную эпоху современного Китая – с размышлениями о движении «конфуцианство» Кан Ювэя как сердцевины (резервная копия страницы, хранится в архиве)».
- Кэ Жуопу: « Исследование концепции «народного религиозного конфуцианства»: на примере тайваньского конфуцианства (резервная копия архива страниц, хранящаяся)».