Западная Чжоу
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Октябрь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Часть серии о |
История Китая |
---|
Западная Чжоу ( китайский : 西州 ; пиньинь : Сичжоу ; ок. 1046 г.) [1] — 771 г. до н. э.) — период китайской истории, примерно соответствующий первой половине династии Чжоу . Это началось, когда король Чжоу У сверг династию Шан в битве при Муе , и закончилось в 771 году до нашей эры, когда скотоводы Цюаньжун разграбили столицу Чжоу в Хаоцзин и убили короля Чжоу Ю. Ярлык «Западный» для этого периода относится к расположению королевских столиц Чжоу, которые были сосредоточены в долине реки Вэй недалеко от современного Сианя .
Раннее государство Чжоу [а] находился на подъеме около 75 лет; после этого он постепенно утратил силу. Бывшие земли Шан были разделены на наследственные феодальные владения , которые со временем становились все более независимыми от короля Чжоу. Двор Чжоу был изгнан из долины реки Вэй в 771 г. до н.э.: это ознаменовало начало периода Восточного Чжоу , когда политическая власть фактически принадлежала номинальным вассалам короля.
Источники [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2024 г. ) |
Западная Чжоу известна по археологическим находкам, в том числе по значительным надписям, в основном на бронзовых ритуальных сосудах.В отличие от более ранних периодов, это прямое свидетельство можно с пользой сравнить с текстами, передаваемыми через рукописную традицию.К ним относятся некоторые классические произведения Конфуция , самые старые части которых, как полагают, относятся к этому периоду.Тексты периода Воюющих царств и династии Хань содержат более полное описание, хотя и далеки от первоначальных событий. [2]
Археология [ править ]
Чжоу Ритуальные бронзовые изделия собирались со времен династии Сун и сейчас разбросаны по коллекциям по всему миру.Научные раскопки начались в центральной части долины реки Вэй и в районах Лояна в 1930-х годах, а с 1980-х годов расширились до более широкой территории. [3] Бронзовые сосуды являются ключевым маркером памятников Западной Чжоу, включая здания, мастерские, городские стены и захоронения. [4] Элитные захоронения обычно содержат наборы сосудов, датировать которые можно по известным вариациям стилей, а также палеографии и содержанию надписей. [5] были найдены сотни кладов бронзы В Шэньси , датируемых падением западной столицы в 771 году до нашей эры.Клад обычно содержит ценные сосуды, накопленные семьей за три столетия и тщательно закопанные, чтобы скрыть их от захватчиков. [6]
Надписи [ править ]
Чжоу создал тысячи надписей, в основном на бронзовых ритуальных сосудах, часто значительно длиннее, чем в Позднем Шане. [7] Сосуд обычно отливали для какого-либо члена элиты Чжоу, фиксируя соответствующее событие или честь, оказанную владельцу королем.В последнем случае надпись могла включать повествование о церемонии и сообщать речь участников. [8] Они дают богатое представление об управлении Чжоу и высших уровнях общества Чжоу. [9]
Многие надписи содержат детали, которые можно сравнить с более поздними историями.Более сотни из них посвящены королевскому назначению на какую-либо государственную должность. [9] Более 50 из них описывают военные кампании. [10] Естественно, картина неполная, поскольку очень немногие записи касаются военных поражений или неудач правительства. [11]
Надписи обычно содержат некоторую информацию о датировке, но не имя нынешнего короля.Ученые разработали ряд критериев, позволяющих сузить сферу применения надписи, включая стиль сосуда, форму символов и детали текста. [12]
Классика [ править ]
Ранние истории [ править ]
История [ править ]
Ханьский историк Сыма Цянь чувствовал себя неспособным расширить свою хронологическую таблицу за пределы 841 г. до н.э., первого года Регентства Гунхэ , и до сих пор не существует общепринятой хронологии китайской истории до этого момента. [15] [16] В Кембриджской истории Древнего Китая использовались даты, определенные Эдвардом Л. Шонесси на основе «текущего текста» «Бамбуковые летописи » и бронзовых надписей. [17] В рамках проекта хронологии Ся -Шан-Чжоу был составлен график дат на основе полученных текстов, бронзовых надписей, радиоуглеродного датирования и астрономических событий. [18]
Период | Имя правителя | Царствование (все даты до н. э.) | ||
---|---|---|---|---|
Посмертный | Персональный | Шонесси [19] | Проект XSZ [20] [21] | |
До завоевания | Король Вэнь | Чанг ( Чанг ) | 1099–1050 [б] | |
Король Ву | делает ( 發 ) | 1049–1043 [б] | 1046–1043 | |
Рано | ||||
Король Ченг | Song (誦Песня | 1042–1006 | 1042–1021 | |
Король Канг | Чжао ( 钊 ) | 1005–978 | 1020–996 | |
Король Чжао † | Ся ( недостаток ) | 977–957 | 995–977 | |
Середина | Король Му | Мужчина ( полный ) | 956–918 | 976–922 |
Кинг Гонг | Йиху ( 焄戈 ) | 917–900 | 922–900 | |
Король Йих | Цзянь ( 囏 ) | 899–873 | 899–892 | |
Король Сяо | Пифанг ( Пифанг ) | 872–866 | 891–886 | |
Король Йи | Се ( 箮 ) | 865–858 | 885–878 | |
Поздно | Король Ли | Ху ( Ху ) | 857–842 | 877–841 |
Гонхэ Регентство | 841–828 | 841–828 | ||
Король Сюань | Цзин ( тихо ) | 827–782 | 827–782 | |
Король Ты † | Гонгни ( 宮涅 ) | 782–771 | 781–771 |
Завоевание Шана [ править ]
Происхождение Чжоу неясно.Археология долины Вэй до завоевания разнообразна и сложна, но никакой материальной культуры, сравнимой с династической Чжоу, обнаружено не было. [24] Археологи, ищущие додинастический Чжоу, сосредоточили свое внимание на районе Цишань , который упоминается в ранних текстах и был ключевым ритуальным центром Западного Чжоу.В этой области найдены два разных типа керамики, и археологи расходятся во мнениях относительно того, какая группа людей или их смесь создала Чжоу. [25] Вполне вероятно, что несколько групп со всей провинции Шэньси объединились, чтобы завоевать Шан. [26]
Завоевание отражено в материальных записях внезапным появлением по всему бассейну реки Вэй захоронений в стиле Шан и сложных бронзовых сосудов всех типов, произведенных Шан.Чжоу, очевидно, имел опытных мастеров, писцов и богатые ресурсы. [27] [28] Они также расширили практику позднего Шанского надписывания на бронзовых сосудах, создав длинные тексты, в которых записывались достижения их владельцев и почести, оказанные им королем.Надписи также показывают, что Чжоу переняли ритуал предков Шан.Принятие особенностей Шана предполагает попытку узаконить правление Чжоу. [28] [29] Однако они не принимали человеческие жертвоприношения, которые были столь распространены в Позднем Шане, и даже не упоминали о них ни в одном из своих текстов. [30]
Пань Ши Цян , часть семейного тайника , найденного в западной части Шэньси, была отлита во времена правления короля Гуна последним из семьи писцов, происходящих от писца, привезенного в Шэньси после завоевания. [31] Длинная надпись, резюмирующая историю Чжоу и семьи Вэй ( 微 ), начинается так: [32]
Созвучен древности был король Вэнь! (Он) первым принес гармонию в правительство. Господь Всевышний ниспослал прекрасную добродетель и великую безопасность. Распространившись на верхние и нижние штаты, он присоединился к десяти тысячам штатов.
Захватом и контролем был король Ву! (Он) действовал и вел кампанию через четыре квартала, проникая в Инь [= Шан] и управляя его народом. Вечно бесстрашный перед Ди (Далекими), о, он напал на миньонов И.
Более длинные отчеты встречаются в более поздних источниках.И « Исторические записи» , и «Бамбуковые летописи» описывают кампании короля Вэня на юге Шаньси. [33] После смерти короля Вэня его старший сын стал королем Ву и расширил походы на Шан, победив их в решающей битве при Муе , которая также описана в песне «Великая яркость» Классика поэзии . [34] По данным И Чжоу Шу , армия Чжоу провела в этом районе два месяца, подавляя сопротивление, прежде чем вернуться в долину Вэй.Король Вэнь оставил двух или трех своих братьев (в зависимости от источника) контролировать бывшие владения Шан, номинально управляемые У Гэном , сыном последнего короля Шан. [35]
Гражданская война [ править ]
От этого раннего периода сохранилось немного записей, а отчеты периода Западной Чжоу мало что охватывают, кроме списка королей с неопределенными датами. Король Ву умер через два или три года после завоевания. Поскольку его сын, король Чэн, был молод, его брат, герцог Чжоу Цзи Дань, помогал молодому и неопытному королю в качестве регента. Другие братья Ву ( Шу Ду из Цая , Гуань Шу и Хо Шу), обеспокоенные растущей мощью герцога Чжоу, заключили союз с У Гэном и другими региональными правителями и остатками Шан в восстании Трех гвардейцев . Герцог Чжоу подавил это восстание и завоевал новые территории, чтобы подчинить другие народы правлению Чжоу. [36] [37]
Герцог сформулировал доктрину «Небесного мандата», чтобы противостоять притязаниям Шан на божественное право правления, и основал Лоян как восточную столицу. [38] При феодальной системе фэнцзянь королевские родственники и генералы получали феодальные владения на востоке. [36] включая Лоян, Цзинь, Инь, Лу, Ци и Янь. Хотя это было сделано для сохранения власти Чжоу, поскольку оно расширило свою власть на большую территорию, многие из них стали крупными государствами, когда династия ослабла. Когда герцог Чжоу ушел с поста регента, оставшаяся часть правления Ченга и его сына Канга , казалось, была мирной и процветающей.
Дальнейшие короли [ править ]
Четвертый король, Чжао, повел армию на юг против Чу и был убит вместе с большей частью армии Чжоу. Пятый король Му запомнился своим легендарным визитом к Королеве-Матери Запада . Территория была отдана Сюй Жун на юго-востоке. Королевство, похоже, ослабло за время длительного правления Му, возможно, потому, что семейные отношения между королями Чжоу и региональными правителями истончились с течением поколений, так что феодальные владения, которые первоначально принадлежали королевским братьям, теперь принадлежали третьим и четвертым двоюродным братьям; Периферийные территории также развили местную власть и престиж наравне с королевской семьей Чжоу. [39]
Правление следующих четырех королей — Гун , Йи , Сяо и Йи — плохо документировано. Говорят, что девятый король сварил герцога Ци в котле, подразумевая, что вассалы больше не были послушными. Десятый король Ли (877–841 до н. э.) был вынужден покинуть страну, и власть в течение четырнадцати лет удерживала Регентство Гунхэ . Свержение Ли, возможно, сопровождалось первым зарегистрированным крестьянским восстанием в Китае. Когда Ли умер в изгнании, Гунхэ ушел в отставку, и власть перешла к сыну Ли Сюаню (827–782 до н.э.). Король Сюань работал над восстановлением королевской власти, хотя позже во время его правления региональные лорды стали менее послушными.
- Нефритовая фигура Западного Чжоу
- Бронзовый шлем эпохи Чжоу
- Западный меч Чжоу
- Кинжалы Западной Чжоу
Падение Западной Чжоу [ править ]
Конфликты с кочевым племенами с севера и северо-запада, известными как Сяньюнь , Гуйфан или различные племена «Жун», такие как Сиронг , Шанжун или Цюаньжун , усилились к концу периода Западного Чжоу. [40] Зарегистрировано, что эти племена преследовали территорию Чжоу, но в то время Чжоу расширялись на север, вторгаясь на свои традиционные земли, особенно в долину реки Вэй . Археологически Чжоу расширился на север и северо-запад за счет культуры Сива . [40]
Двенадцатым и последним царем периода Западной Чжоу был Ю (781–771 до н.э.). Когда Ю заменил жену наложницей, могущественный отец бывшей королевы, маркиз Шэнь , объединил свои силы с варварами Цюаньжун. Цюаньжун положил конец Западному Чжоу в 771 г. до н.э., разграбив столицу Чжоу и убив последнего короля Западного Чжоу Ю. Хаоцзин [40] После этого задача борьбы с северными племенами была передана их вассалу, государству Цинь . [40]
Его убийство привело к началу войн между местными государствами, которые продолжались до завершения объединительных войн Цинь пять столетий спустя. [с] Некоторые ученые предполагают, что разграбление Хаоцзин могло быть связано с набегом скифов с Горного Алтая перед их экспансией на запад. [41] Большая часть дворян Чжоу покинула долину Вэй, и столица была восстановлена ниже по течению в старой восточной столице Чэнчжоу недалеко от современного Лояна . Это было начало периода Восточной Чжоу, который обычно делят на период Весны и Осени и период Воюющих царств .
Правительство [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2024 г. ) |
Общество [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2024 г. ) |
Искусство [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июнь 2024 г. ) |
Примечания [ править ]
- ^ «...эти ранние государства наиболее известны из археологии и истории тем, что ими управляли династические дома, такие как Шан (1554–1046 до н.э.) и Западный Чжоу (1045–771 до н.э.). Следовательно, они могут быть называемые ранними «королевскими государствами». [1]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шонесси датирует завоевание Шана Чжоу 1045 годом до нашей эры. Более ранние даты представляют собой додинастический период Чжоу. [22]
- ^ «...Крах государства Западная Чжоу в 771 г. до н.э. и отсутствие после этого истинной центральной власти открыли путь к ожесточенной межгосударственной войне, которая продолжалась в течение следующих пятисот лет до объединения Китая Цинь в 221 г. до н.э.» [1]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ли (2013) , с. 6.
- ^ Ли (2006) , стр. 87-88.
- ^ Ли (2018) , с. 88.
- ^ Роусон (1999) , с. 352.
- ^ Роусон (1999) , стр. 358–360.
- ^ Роусон (1999) , стр. 371, 373.
- ^ Роусон (1999) , с. 364.
- ^ Роусон (1999) , с. 366.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ли (2018) , с. 89.
- ^ Шонесси (1992) , стр. 176–177.
- ^ Шонесси (1992) , с. 176.
- ^ Роусон (1999) , стр. 364–365.
- ^ Ли (2018) , с. 94.
- ^ Фалькенхаузен (2006b) , стр. 278–279.
- ^ Шонесси (1999a) , с. 21.
- ^ Ли (2002) , стр. 16–17.
- ^ Шонесси (1999a) , стр. 22–23.
- ^ Ли (2002) , стр. 17–18.
- ^ Шонесси (1999a) , с. 25.
- ^ Группа XSZCP (2000) , с. 88.
- ^ Ли (2002) , с. 18.
- ^ Шонесси (1999a) , с. 23.
- ^ Шонесси (1992) , стр. 1–4.
- ^ Роусон (1999) , стр. 375–376.
- ^ Роусон (1999) , стр. 376–381.
- ^ Роусон (1999) , с. 382.
- ^ Роусон (1999) , с. 385.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бэгли (2018) , с. 74.
- ^ Роусон (1999) , с. 387.
- ^ Бэгли (2018) , стр. 75–76.
- ^ Шонесси (1992) , с. 1.
- ^ Шонесси (1992) , с. 3.
- ^ Шонесси (1999b) , с. 307.
- ^ Шонесси (1999b) , с. 309.
- ^ Шонесси (1999b) , с. 310.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чинн (2007) , с. 43.
- ^ Хакер (1978) , с. 32.
- ^ Хакер (1978) , с. 33.
- ^ Хакер (1978) , с. 37.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Це, Вики В.К. (27 июня 2018 г.). Крах поздней китайской династии Хань, 25-220 гг. н. э.: Северо-западные окраины и окраины империи . Рутледж. стр. 45-46 , 63 примечание 40 . ISBN 978-1-315-53231-8 .
- ^ «Степь: скифские успехи» . Британская энциклопедия . Проверено 31 декабря 2014 г.
- ^ Ли (2006) , стр. 42, 59, 302, 320, 333.
Цитируемые работы [ править ]
- Бэгли, Роберт (2018), «Бронзовый век до династии Чжоу», Голдин, Пол Р. (редактор), Справочник Рутледжа по ранней китайской истории , Routledge, стр. 61–83, ISBN 978-1-138-77591-6 .
- Чинн, Анн-пинг (2007), Подлинный Конфуций , Скрибнер, ISBN 978-0-7432-4618-7 .
- Фалькенхаузен, Лотар фон (2006a), Китайское общество в эпоху Конфуция (1000–250 до н.э.): археологические свидетельства , Лос-Анджелес: Институт археологии Котсена, University of California Press, ISBN 978-1-931745-31-4 .
- ——— (2006b), «Написанные бронзы из Янцзякуня: новые данные о социальной структуре и историческом сознании в Китае позднего Западного Чжоу (ок. 800 г. до н.э.)» (PDF) , Proceedings of the British Academy , 139 : 239–295.
- Хакер, Чарльз О. (1978), Китай до 1850 года: краткая история , Stanford University Press, ISBN 0-8047-0958-0 .
- Керн, Мартин (2009), «Бронзовые надписи, Шицзин и Шаншу : эволюция жертвоприношений предков во время Западного Чжоу», в Лагервее, Джон; Калиновский, Марк (ред.), Ранняя китайская религия, Часть первая: Шан через Хань (1250 г. до н.э. – 220 г. н.э.) , Брилл, стр. 143–200, doi : 10.1163/ej.9789004168350.i-1312.23 , ISBN 978-90-04-17208-1 .
- Ли, Юн Куэн (2002), «Построение хронологии ранней китайской истории», Asian Perspectives , 41 (1): 15–42, doi : 10.1353/asi.2002.0006 , hdl : 10125/17161 , S2CID 67818363 .
- Ли, Фэн (2006), Пейзаж и власть в раннем Китае: кризис и падение Западной Чжоу 1045–771 до н.э. , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-85272-2 .
- ——— (2013), Ранний Китай: социальная и культурная история , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-89552-1 .
- ——— (2018), «Государство Западная Чжоу», Голдин, Пол Р. (редактор), Справочник Рутледжа по ранней китайской истории , Routledge, стр. 84–107, ISBN 978-1-138-77591-6 .
- Нилан, Майкл (2001), Пять «конфуцианских» классиков , издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-08185-5 .
- Роусон, Джессика (1999), «Археология Западной Чжоу», в Лоу, Майкл ; Шонесси, Эдвард Л. (ред.), Кембриджская история древнего Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 352–449, ISBN 978-0-521-47030-8 .
- Шонесси, Эдвард Л. (1992), Источники истории Западной Чжоу: бронзовые сосуды с надписями , University of California Press, ISBN 978-0-520-07028-8 .
- ——— (1999a), «Календарь и хронология», в Loewe, Michael; Шонесси, Эдвард Л. (ред.), Кембриджская история древнего Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 19–29, ISBN 978-0-521-47030-8 .
- ——— (1999b), «История Западной Чжоу», Лоу, Майкл; Шонесси, Эдвард Л. (ред.), Кембриджская история древнего Китая , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 292–351, ISBN 978-0-521-47030-8 .
- ——— (2001–2002), «Новые источники истории Западной Чжоу: недавние открытия бронзовых сосудов с надписями», Early China , 26/27: 73–98.
- ——— (2017), «Новейшие источники истории Западной Чжоу: бронзовые сосуды с надписями, 2000–2010», в Шонесси, Эдвард Л. (редактор), « Отпечатки родства: исследования недавно обнаруженных бронзовых надписей из Древнего Китая» , китайский язык Университет Гонконга Press, стр. 133–188.
- XSZCP Group (2000), Ся Шан Чжоу duàndai gōngchéng 1996–2000 гг. Отчет о достижениях проекта знакомств Ся, Шан и Чжоу с 1996 по 2000 год: упрощенная версия [ Отчет проекта хронологии Ся-Шан-Чжоу за 1996–2000 годы (сокращенный) ], Пекин: World Book Publishing Company, ISBN 978-7-5062-4138-0 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Ли Фэн (2003), « Феодализм и Западный Чжоуский Китай: критика», Гарвардский журнал азиатских исследований , 63 (1): 115–144, doi : 10.2307/25066693 , JSTOR 25066693 .
- —— (2018), «Бронзовый век до династии Чжоу», Голдин, Пол Р. (редактор), Справочник Рутледжа по ранней китайской истории , Routledge, стр. 84–107, ISBN 978-1-138-77591-6 .