Jump to content

Фэнцзянь

Фэнцзян ( китайский : 封建 ; букв. «Демаркация и установление») была системой управления в Древнем Китае и Императорском Китае , социальная структура которой формировала децентрализованную систему управления, подобную конфедерации . [1] состоял Правящий класс из Сына Неба (царя или императора ) и аристократии, а низший класс состоял из простолюдинов, разделенных на четыре профессии (или «четыре категории людей», а именно ученых-чиновников , крестьян , чернорабочих и торговцев ). Узы элиты через родственные отношения и подчинение власти короля восходят к династии Шан , но именно при династии Западная Чжоу короли Чжоу объявили родственниками по клану и товарищами-воинами своих вассалов . Посредством системы фэнцзянь король выделял участок земли дворянину, устанавливая его правителем этого региона и позволяя его титулу и феодальному поместью быть законно унаследованными его потомками. Это создало большое количество местных автономных династических владений . [2] [3] : 7–8 

Развитие [ править ]

Правители этих вассальных государств , известные как zhūhóu ( 諸侯 ; «многие лорды»), имели политическое обязательство отдавать дань уважения королю, но по мере того, как центральная власть начала приходить в упадок во время династии Восточная Чжоу , их власть стала превосходить ту, что была раньше. королевского дома, а впоследствии государства превратились в свои собственные королевства, в результате чего династия Чжоу превратилась не более чем в престижное имя. [4] В результате история Китая от династии Чжоу (1046 г. до н.э. – 256 г. до н.э.) до начала династии Цинь . [5] Многие китайские историки назвали его «феодальным» периодом из-за обычая владения землей, аналогичного тому, что существовал в средневековой Европе . Однако ученые предположили, что в Фэнцзяне отсутствуют некоторые фундаментальные аспекты феодализма . [6] [7] Эту систему часто путают с конфуцианством , а также с легизмом .

Каждое Фэнцзянь государство было автономным и имело свою собственную налоговую и правовую системы, а также свою уникальную валюту и даже стиль письма. Дворяне были обязаны оказывать регулярную дань уважения королю и предоставлять ему солдат во время войны. Эта структура играла важную роль в политической структуре Западного Чжоу , расширявшего свои территории на востоке. Со временем это привело к усилению власти благородных лордов, чья сила в конечном итоге превысила силу королей Чжоу, что привело к уменьшению центральной власти. Вассальные государства начали игнорировать приказы двора Чжоу и сражаться друг с другом за землю, богатство и влияние, что в конечном итоге превратило власть Восточного Чжоу в хаос и насилие периода Воюющих царств , где в конечном итоге оказались великие лорды. провозгласившие себя королями. [8]

В период до Цинь Фэнцзянь представлял политическую систему династии Чжоу, и различные мыслители, такие как Конфуций , смотрели на эту систему как на конкретный идеал политической организации. В частности, по словам Конфуция, в период весны и осени традиционная система ритуалов и музыки опустела, и, следовательно, его целью было вернуться или вернуть политическую систему ранней династии Чжоу. С основанием династии Цинь в 221 г. до н. э. Первый Император объединил страну и отменил систему фэнцзянь , консолидировав новую систему административного деления, названную системой Цзюньсянь (郡縣制, « система командования - уезда ») или системой префектур. с созданием тридцати шести префектур и ротационной системы назначения местных чиновников. Между этими двумя системами есть много различий, но одно стоит упомянуть особенно: система префектур давала больше власти центральному правительству, поскольку она консолидировала власть в политическом центре или на вершине политической иерархии империи. Традиция повествует, что Сожжение книг и захоронение ученых было результатом того, что ученые-конфуцианцы способствовали возрождению системы фэнцзянь. Начиная с династии Цинь, китайские литераторы обнаруживали противоречие между конфуцианским идеалом фэнцзянь и реальностью централизованной имперской системы. [8]

После основания династии Хань конфуцианство стало господствующей имперской идеологией, и ученые и придворные чиновники снова начали смотреть на систему фэнцзянь династии Чжоу как на идеал. Эти ученые выступали за включение элементов системы фэнцзянь в систему цзюньсянь . Императоры династии Хань в конечном итоге решили раздать землю своим родственникам и нескольким другим влиятельным чиновникам, объединив таким образом системы Цзюньсянь и Фэнцзянь . [8] Поворотным моментом стало Восстание семи штатов , после которого автономия феодальных владений была ограничена, а феодальные владения в конечном итоге были полностью упразднены. Последующие династии также частично внедрили систему фэнцзянь наряду с регулярной администрацией в других регионах империи.

От династии Тан до династии Южная Сун , включая династии Ляо и династию Цзинь , дворяне получали титулы, но не владели феодальными владениями.

Система фэнцзянь снова возродилась во времена династии Юань , когда в различных частях империи снова были созданы династические феодальные владения. Это оставалось неизменным на протяжении всей династии Мин и династии Цин , хотя количество феодальных владений в династии Цин резко сократилось.

Четыре профессии [ править ]

Четырьмя профессиями были ши (士), класс «рыцарских» ученых, в основном из низших аристократических сословий, гун (工), которые были ремесленниками и ремесленниками королевства и, как и фермеры, производили товары первой необходимости, необходимые им самим. и остальная часть общества, нонг (农/農), которые были крестьянами-фермерами, обрабатывавшими землю, которая обеспечивала людей необходимыми продуктами питания и данью королю, и шанг (商), которые были купцами и торговцами королевство.

Цзунфу (宗法, Клановый закон), который распространялся на все социальные классы, регулировал первородство ранга и преемственность других братьев и сестер. Старший сын супруги унаследует титул и сохранит то же звание в системе. Другим сыновьям супруги, наложниц и любовниц будут присвоены титулы на один ранг ниже, чем их отец. Со временем все эти термины утратили свое первоначальное значение, однако Чжухоу (诸侯), Дафу (大夫) и Ши (士) стали синонимами судебных чиновников.

Четыре занятия в системе фэнцзян отличались от занятий европейского феодализма тем, что люди не рождались в определенных классах, так что, например, сын, рожденный ремесленником гун, мог стать частью купеческого класса Шан , и скоро.

Начиная с династии Хань, размеры войск и владений, которыми мог командовать дворянин-мужчина, определялись его званием пэра, которое от высшего к низшему было:

  1. гонг публичный
  2. Хоу Хоу
  3. комплект
  4. цзы
  5. нан

Хотя до династии Хань этим местом фактически управлял аристократ с топонимом в титуле, впоследствии это было лишь номинально. Любого дворянина мужского пола можно было назвать гунцзы (公子 gōng zǐ), а любого сына короля можно было назвать ванцзы ( 王子 wáng zǐ, т.е. принц).

Колодцевая система [ править ]

Коричневая граница между фермами очень напоминает персонаж ( 井)

Система колодцев ( китайский : 井田制度 ; пиньинь : jugtián zhìdù ) была методом распределения земли, существовавшим в некоторых частях Китая между девятым веком до нашей эры (конец династии Западная Чжоу ) примерно до конца периода Воюющих царств . Его название происходит от китайского иероглифа ( jǐng ), что означает «хорошо» и выглядит как символ # ; этот символ представляет собой теоретический вид разделения земли: квадратный участок земли был разделен на девять участков одинакового размера; восемь внешних секций (私田; sītián ) обрабатывались крестьянами в частном порядке, а центральная часть (公田; gōngtián) обрабатывалась совместно от имени аристократа-землевладельца. [9]

Хотя все поля принадлежали аристократам, [ нужна ссылка ] В то время частные поля находились в ведении исключительно отдельных семей, а продукция принадлежала исключительно фермерам. Аристократам доставалась только продукция с общинных полей, обрабатываемых всеми восемью семьями, а она, в свою очередь, могла идти королю в качестве дани .

Как часть более крупной системы фэнцзян , система колодцев стала перегруженной в весенний и осенний период. [10] поскольку родственные связи между аристократами потеряли смысл. [11] система стала экономически несостоятельной Когда в период Воюющих царств , на смену ей пришла система частной собственности на землю. [10] Впервые оно было приостановлено в штате Цинь Шан Яном , и вскоре его примеру последовали и другие китайские государства.

В рамках реформ «поворота времени вспять», проведенных Ван Мангом во время недолговечной династии Синь , система была временно восстановлена. [12] и переименованы в Королевские поля (王田; wángtián ). Эта практика была более или менее прекращена при династии Сун , но такие ученые, как Чжан Цзай и Су Синь, с энтузиазмом относились к ее восстановлению и говорили о ней, возможно, с упрощенным восхищением, ссылаясь на Мэн-цзы . частые похвалы системы [13]

Феодализм» и марксизм « китайский

Историки-марксисты в Китае описывают средневековое китайское общество как в значительной степени феодальное. [14] [15] [16] Система фэнцзянь особенно важна для марксистской историографической интерпретации китайской истории в Китае, от рабовладельческого общества до феодального общества . [17] Первым, кто предложил использовать этот термин для китайского общества, был историк-марксист и один из ведущих писателей Китая ХХ века Го Моро в 1930-х годах. [18] Взгляды Го Моро доминировали в официальной интерпретации исторических записей. [19] согласно которому политическая система поздней династии Чжоу видела постепенную трансформацию общества из рабовладельческого общества в феодальное. Утверждается, что в период Воюющих царств общество начало развивать институты, сравнимые с феодальной системой в средневековой Европе. Придерживаясь теории исторического материализма Маркса , Го утверждает, что модели общества развиваются под воздействием технического прогресса. Например, с открытием бронзы и появлением бронзовых инструментов общество перешло от первобытного коммунизма к рабовладельческому обществу. Точно так же с появлением металлургии железа примерно в V веке до нашей эры китайское общество постепенно стало свидетелем централизации власти, возникновения тотальной войны и отказа от рабства как основного способа производства общества. Поэтому Го утверждает, что с объединением Китая при первом императоре Цинь Шихуанди Китай официально перешел в феодальное (или фэнцзянь) общество. Однако в работах Го Фэнцзянь больше не ссылался на классическую систему «демаркации и установления», а приравнивался к западной исторической стадии феодализма. Некоторые историки определили «почти псевдоисторический» характер оценки Го и утверждают, что использование Го фэнцзянь было преднамеренным злоупотреблением с целью устранения децентралистских и сепаратистских идеологий. [20]

Сравнения [ править ]

В обществе Чжоу Фэнцзянь делегирование власти основывалось на родстве и существовало одно направление обязательств, тогда как в европейской модели господин и вассал четко оговаривали взаимные обязательства и обязанности. [21] Средневековый европейский феодализм реализовал классический случай «благородного господина», в то время как в средней и поздней фазах китайского фэнцзяньского общества вместо этого можно было обнаружить систему землевладельцев. [19] В Европе феодальные владения были наследственными и безотзывными и передавались из поколения в поколение, тогда как владения Чжоу не всегда были наследственными, требовали повторного назначения королем и могли быть отменены. Средневековый крепостной был привязан к земле и не мог покинуть ее или распорядиться ею, тогда как крестьянин Чжоу мог свободно уйти или, начиная с династии Восточная Хань , покупать землю небольшими участками.

Более того, в Европе феодализм также считался иерархической экономической системой, в которой на вершине структуры находились сеньоры, за ними следовали вассалы, а затем крестьяне, которые были юридически связаны с землей и несли ответственность за все производство. При правлении Чжоу система фэнцзянь была исключительно политической и не отвечала за управление экономикой.

Более того, согласно «Китайской новой истории» Джона К. Фэрбенка и Мерла Голдмана , между торговым классом двух систем также существовали различия. [22] В феодальной Европе купеческий класс получил заметное развитие в городах, расположенных вдали от влияния поместий и прикрепленных к ним деревень. Европейские города могли расти вне феодальной системы, а не интегрироваться в нее, поскольку землевладельцы-аристократы селились в поместьях. Таким образом, города и их жители были независимы от влияния феодалов и обычно находились исключительно под политической властью монархов европейских королевств. В Китае таких условий не существовало, и король и его чиновники во многом зависели от региональных лордов во всем управлении, внутри городов и за их пределами, за исключением королевских владений. Таким образом, не существовало независимой политической власти, которая могла бы поощрять рост купечества независимым образом, хотя существовали исключения, и некоторые частные лица могли стать очень богатыми. [23] Китайские города и деревни были частью полностью интегрированной политической системы, и купцы оставались под политическим контролем аристократии вместо того, чтобы создавать независимую торговую или торговую экономику. [24]

Несмотря на сходство преимущественно аграрного общества, в котором доминируют феодалы в обоих обществах, применение термина «феодальный» к обществу Западного Чжоу было предметом серьезных споров из-за различий между двумя системами. Систему Чжоу Фэнцзянь называли «протобюрократической». [25] и бюрократия существовала рядом с феодализмом, тогда как в Европе бюрократия возникла как система, противостоящая феодальному порядку.

Поэтому, по мнению некоторых историков, термин «феодализм» не совсем подходит для политического устройства Западной Чжоу, но его можно считать системой, в некоторой степени аналогичной той, которая существовала в средневековой Европе. По словам Теренса Дж. Байрса в книге «Феодализм и неевропейские общества» , «феодализм в Китае больше не представляет собой отклонение от нормы, основанной на европейском феодализме, а представляет собой классический случай феодализма сам по себе». [26] По мнению Ли Фэна , термин «феодализм» вовсе не является подходящим описанием политической структуры Западной Чжоу из-за различий в отношениях между монархом и региональными лордами, различий в управлении региональными государствами, контрастов в военной организации и отсутствие упорядоченной системы званий. [27]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Мурти, Вирен (2006). «Современность против современности: критическая история китайской мысли Ван Хуэя». Современная интеллектуальная история . 3 (1). Издательство Кембриджского университета: 137–165. дои : 10.1017/S147924430500065X . S2CID   144009226 .
  2. ^ « Си 24 ». Цзочжуань . Перевод Стивена Дарранта; Вай-йи Ли; Дэвид Шаберг. Вашингтонский университет Press. 2016 [ок. 300 г. до н. э.]. стр. 380–381. ISBN  9780295999159 прошлом герцог Чжоу проявлял неуважение к своему второму дяде, поэтому родственники -феодалы использовали Фаня, чтобы прикрыть Чжоу. "
    Раньше герцог Чжоу что два младших брата ( Шу Сянь Цай Шу Ду согласии с ним не горевал , Гуань и « были в ) . изгородь и ширма для Чжоу
  3. ^ Пуллибланк, Эдвин Г. (2000). «Цзи姬 и Цзян姜: роль экзогамных кланов в организации государства Чжоу» (PDF) . Ранний Китай . 25 . Издательство Кембриджского университета: 1–27. дои : 10.1017/S0362502800004259 . JSTOR   23354272 . S2CID   162159081 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 ноября 2017 года.
  4. ^ Левенсон, Джозеф Р.; Шурманн, Франц (1969). Китай: интерпретирующая история: от истоков до падения Хань . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 34–36 . ISBN  0-520-01440-5 .
  5. ^ «Династия Чжоу (1045–256 до н. э.) – История Китая: факты о Древнем Китае» . 9 мая 2011 г. [ ненадежный источник? ]
  6. ^ «История династии Чжоу» . Китайский образовательный центр . 2004 . Проверено 23 октября 2015 г.
  7. ^ Ульрих Теобальд. «История Китая — Династия Чжоу周» . chinaknowledge.de . Проверено 23 октября 2015 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Робертс 1999 , стр. 9–12.
  9. ^ Фу 1981 , с. 7
  10. ^ Перейти обратно: а б Фу 1981 , с. 9
  11. ^ Льюис 2006 , с. 142
  12. ^ Фу 1981 , с. 12
  13. ^ Блум 1999 , стр. 129–134.
  14. ^ Дирлик 1985 , стр. 198–9
  15. ^ «История династии Чжоу» . Китайская научная книжная служба .
  16. ^ Чжоу, период весны и осени» . « Рабское общество — Ся, Шан, Западная
  17. ^ Ван, К. Эдвард (2000). «Между марксизмом и национализмом: китайская историография и советское влияние, 1949–1963». Журнал современного Китая . 9 (23). Тейлор и Фрэнсис: 95–111. дои : 10.1080/1067056001120 .
  18. ^ Робертс 1999
  19. ^ Перейти обратно: а б Байрес и Мухия 1985 , стр. 213, 214.
  20. ^ Вонг, Винн (2024). «Новый дискурс о Фэнцзяне: новое определение Фэнцзянь и демонизация федерализма» . Китайский исторический обзор . 31 (1). Тейлор и Фрэнсис: 81–102. дои : 10.1080/1547402X.2024.2327206 .
  21. ^ Ли Фэн (2003). « Феодализм» и Западный Чжоуский Китай: критика». Гарвардский журнал азиатских исследований . 63 (1). Гарвардский институт Йенчин: 115–144. дои : 10.2307/25066693 . JSTOR   25066693 .
  22. ^ Фэрбенк, Джон ; Гольдман, Мерл (1992). Китай: новая история . Издательство Гарвардского университета. ISBN  0-674-01828-1 .
  23. ^ ). Янь Цинхуа (苑清华); Фан Сяоюй (方小宇) ( 2009 Изменения в торговой стратификации в период до династий Цинь и Хань и ее политический анализ (PDF) . Журнал Уханьского университета (на китайском языке). 62 (3): 346–352.
  24. ^ Фэрбанк и Голдман, 1992 г.
  25. ^ Робертс (1999) .
  26. ^ Байрес и Мухия 1985 , с. 218
  27. ^ Ли (2008) , с. 290.

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c82464d936be504b9105e3b15c67ef53__1716771960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/53/c82464d936be504b9105e3b15c67ef53.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Fengjian - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)