Фэнцзянь
Фэнцзян ( китайский : 封建 ; букв. «Демаркация и установление») была системой управления в Древнем Китае и Императорском Китае , социальная структура которой формировала децентрализованную систему управления, подобную конфедерации . [1] состоял Правящий класс из Сына Неба (царя или императора ) и аристократии, а низший класс состоял из простолюдинов, разделенных на четыре профессии (или «четыре категории людей», а именно ученых-чиновников , крестьян , чернорабочих и торговцев ). Узы элиты через родственные отношения и подчинение власти короля восходят к династии Шан , но именно при династии Западная Чжоу короли Чжоу объявили родственниками по клану и товарищами-воинами своих вассалов . Посредством системы фэнцзянь король выделял участок земли дворянину, устанавливая его правителем этого региона и позволяя его титулу и феодальному поместью быть законно унаследованными его потомками. Это создало большое количество местных автономных династических владений . [2] [3] : 7–8
Развитие [ править ]
Правители этих вассальных государств , известные как zhūhóu ( 諸侯 ; «многие лорды»), имели политическое обязательство отдавать дань уважения королю, но по мере того, как центральная власть начала приходить в упадок во время династии Восточная Чжоу , их власть стала превосходить ту, что была раньше. королевского дома, а впоследствии государства превратились в свои собственные королевства, в результате чего династия Чжоу превратилась не более чем в престижное имя. [4] В результате история Китая от династии Чжоу (1046 г. до н.э. – 256 г. до н.э.) до начала династии Цинь . [5] Многие китайские историки назвали его «феодальным» периодом из-за обычая владения землей, аналогичного тому, что существовал в средневековой Европе . Однако ученые предположили, что в Фэнцзяне отсутствуют некоторые фундаментальные аспекты феодализма . [6] [7] Эту систему часто путают с конфуцианством , а также с легизмом .
Каждое Фэнцзянь государство было автономным и имело свою собственную налоговую и правовую системы, а также свою уникальную валюту и даже стиль письма. Дворяне были обязаны оказывать регулярную дань уважения королю и предоставлять ему солдат во время войны. Эта структура играла важную роль в политической структуре Западного Чжоу , расширявшего свои территории на востоке. Со временем это привело к усилению власти благородных лордов, чья сила в конечном итоге превысила силу королей Чжоу, что привело к уменьшению центральной власти. Вассальные государства начали игнорировать приказы двора Чжоу и сражаться друг с другом за землю, богатство и влияние, что в конечном итоге превратило власть Восточного Чжоу в хаос и насилие периода Воюющих царств , где в конечном итоге оказались великие лорды. провозгласившие себя королями. [8]
В период до Цинь Фэнцзянь представлял политическую систему династии Чжоу, и различные мыслители, такие как Конфуций , смотрели на эту систему как на конкретный идеал политической организации. В частности, по словам Конфуция, в период весны и осени традиционная система ритуалов и музыки опустела, и, следовательно, его целью было вернуться или вернуть политическую систему ранней династии Чжоу. С основанием династии Цинь в 221 г. до н. э. Первый Император объединил страну и отменил систему фэнцзянь , консолидировав новую систему административного деления, названную системой Цзюньсянь (郡縣制, « система командования - уезда ») или системой префектур. с созданием тридцати шести префектур и ротационной системы назначения местных чиновников. Между этими двумя системами есть много различий, но одно стоит упомянуть особенно: система префектур давала больше власти центральному правительству, поскольку она консолидировала власть в политическом центре или на вершине политической иерархии империи. Традиция повествует, что Сожжение книг и захоронение ученых было результатом того, что ученые-конфуцианцы способствовали возрождению системы фэнцзянь. Начиная с династии Цинь, китайские литераторы обнаруживали противоречие между конфуцианским идеалом фэнцзянь и реальностью централизованной имперской системы. [8]
После основания династии Хань конфуцианство стало господствующей имперской идеологией, и ученые и придворные чиновники снова начали смотреть на систему фэнцзянь династии Чжоу как на идеал. Эти ученые выступали за включение элементов системы фэнцзянь в систему цзюньсянь . Императоры династии Хань в конечном итоге решили раздать землю своим родственникам и нескольким другим влиятельным чиновникам, объединив таким образом системы Цзюньсянь и Фэнцзянь . [8] Поворотным моментом стало Восстание семи штатов , после которого автономия феодальных владений была ограничена, а феодальные владения в конечном итоге были полностью упразднены. Последующие династии также частично внедрили систему фэнцзянь наряду с регулярной администрацией в других регионах империи.
От династии Тан до династии Южная Сун , включая династии Ляо и династию Цзинь , дворяне получали титулы, но не владели феодальными владениями.
Система фэнцзянь снова возродилась во времена династии Юань , когда в различных частях империи снова были созданы династические феодальные владения. Это оставалось неизменным на протяжении всей династии Мин и династии Цин , хотя количество феодальных владений в династии Цин резко сократилось.
Четыре профессии [ править ]
Четырьмя профессиями были ши (士), класс «рыцарских» ученых, в основном из низших аристократических сословий, гун (工), которые были ремесленниками и ремесленниками королевства и, как и фермеры, производили товары первой необходимости, необходимые им самим. и остальная часть общества, нонг (农/農), которые были крестьянами-фермерами, обрабатывавшими землю, которая обеспечивала людей необходимыми продуктами питания и данью королю, и шанг (商), которые были купцами и торговцами королевство.
Цзунфу (宗法, Клановый закон), который распространялся на все социальные классы, регулировал первородство ранга и преемственность других братьев и сестер. Старший сын супруги унаследует титул и сохранит то же звание в системе. Другим сыновьям супруги, наложниц и любовниц будут присвоены титулы на один ранг ниже, чем их отец. Со временем все эти термины утратили свое первоначальное значение, однако Чжухоу (诸侯), Дафу (大夫) и Ши (士) стали синонимами судебных чиновников.
Четыре занятия в системе фэнцзян отличались от занятий европейского феодализма тем, что люди не рождались в определенных классах, так что, например, сын, рожденный ремесленником гун, мог стать частью купеческого класса Шан , и скоро.
Начиная с династии Хань, размеры войск и владений, которыми мог командовать дворянин-мужчина, определялись его званием пэра, которое от высшего к низшему было:
- гонг публичный
- Хоу Хоу
- комплект 伯
- цзы 子
- нан 男
Хотя до династии Хань этим местом фактически управлял аристократ с топонимом в титуле, впоследствии это было лишь номинально. Любого дворянина мужского пола можно было назвать гунцзы (公子 gōng zǐ), а любого сына короля можно было назвать ванцзы ( 王子 wáng zǐ, т.е. принц).
Колодцевая система [ править ]
Система колодцев ( китайский : 井田制度 ; пиньинь : jugtián zhìdù ) была методом распределения земли, существовавшим в некоторых частях Китая между девятым веком до нашей эры (конец династии Западная Чжоу ) примерно до конца периода Воюющих царств . Его название происходит от китайского иероглифа 井 ( jǐng ), что означает «хорошо» и выглядит как символ # ; этот символ представляет собой теоретический вид разделения земли: квадратный участок земли был разделен на девять участков одинакового размера; восемь внешних секций (私田; sītián ) обрабатывались крестьянами в частном порядке, а центральная часть (公田; gōngtián) обрабатывалась совместно от имени аристократа-землевладельца. [9]
Хотя все поля принадлежали аристократам, [ нужна ссылка ] В то время частные поля находились в ведении исключительно отдельных семей, а продукция принадлежала исключительно фермерам. Аристократам доставалась только продукция с общинных полей, обрабатываемых всеми восемью семьями, а она, в свою очередь, могла идти королю в качестве дани .
Как часть более крупной системы фэнцзян , система колодцев стала перегруженной в весенний и осенний период. [10] поскольку родственные связи между аристократами потеряли смысл. [11] система стала экономически несостоятельной Когда в период Воюющих царств , на смену ей пришла система частной собственности на землю. [10] Впервые оно было приостановлено в штате Цинь Шан Яном , и вскоре его примеру последовали и другие китайские государства.
В рамках реформ «поворота времени вспять», проведенных Ван Мангом во время недолговечной династии Синь , система была временно восстановлена. [12] и переименованы в Королевские поля (王田; wángtián ). Эта практика была более или менее прекращена при династии Сун , но такие ученые, как Чжан Цзай и Су Синь, с энтузиазмом относились к ее восстановлению и говорили о ней, возможно, с упрощенным восхищением, ссылаясь на Мэн-цзы . частые похвалы системы [13]
Феодализм» и марксизм « китайский
Историки-марксисты в Китае описывают средневековое китайское общество как в значительной степени феодальное. [14] [15] [16] Система фэнцзянь особенно важна для марксистской историографической интерпретации китайской истории в Китае, от рабовладельческого общества до феодального общества . [17] Первым, кто предложил использовать этот термин для китайского общества, был историк-марксист и один из ведущих писателей Китая ХХ века Го Моро в 1930-х годах. [18] Взгляды Го Моро доминировали в официальной интерпретации исторических записей. [19] согласно которому политическая система поздней династии Чжоу видела постепенную трансформацию общества из рабовладельческого общества в феодальное. Утверждается, что в период Воюющих царств общество начало развивать институты, сравнимые с феодальной системой в средневековой Европе. Придерживаясь теории исторического материализма Маркса , Го утверждает, что модели общества развиваются под воздействием технического прогресса. Например, с открытием бронзы и появлением бронзовых инструментов общество перешло от первобытного коммунизма к рабовладельческому обществу. Точно так же с появлением металлургии железа примерно в V веке до нашей эры китайское общество постепенно стало свидетелем централизации власти, возникновения тотальной войны и отказа от рабства как основного способа производства общества. Поэтому Го утверждает, что с объединением Китая при первом императоре Цинь Шихуанди Китай официально перешел в феодальное (или фэнцзянь) общество. Однако в работах Го Фэнцзянь больше не ссылался на классическую систему «демаркации и установления», а приравнивался к западной исторической стадии феодализма. Некоторые историки определили «почти псевдоисторический» характер оценки Го и утверждают, что использование Го фэнцзянь было преднамеренным злоупотреблением с целью устранения децентралистских и сепаратистских идеологий. [20]
Сравнения [ править ]
В обществе Чжоу Фэнцзянь делегирование власти основывалось на родстве и существовало одно направление обязательств, тогда как в европейской модели господин и вассал четко оговаривали взаимные обязательства и обязанности. [21] Средневековый европейский феодализм реализовал классический случай «благородного господина», в то время как в средней и поздней фазах китайского фэнцзяньского общества вместо этого можно было обнаружить систему землевладельцев. [19] В Европе феодальные владения были наследственными и безотзывными и передавались из поколения в поколение, тогда как владения Чжоу не всегда были наследственными, требовали повторного назначения королем и могли быть отменены. Средневековый крепостной был привязан к земле и не мог покинуть ее или распорядиться ею, тогда как крестьянин Чжоу мог свободно уйти или, начиная с династии Восточная Хань , покупать землю небольшими участками.
Более того, в Европе феодализм также считался иерархической экономической системой, в которой на вершине структуры находились сеньоры, за ними следовали вассалы, а затем крестьяне, которые были юридически связаны с землей и несли ответственность за все производство. При правлении Чжоу система фэнцзянь была исключительно политической и не отвечала за управление экономикой.
Более того, согласно «Китайской новой истории» Джона К. Фэрбенка и Мерла Голдмана , между торговым классом двух систем также существовали различия. [22] В феодальной Европе купеческий класс получил заметное развитие в городах, расположенных вдали от влияния поместий и прикрепленных к ним деревень. Европейские города могли расти вне феодальной системы, а не интегрироваться в нее, поскольку землевладельцы-аристократы селились в поместьях. Таким образом, города и их жители были независимы от влияния феодалов и обычно находились исключительно под политической властью монархов европейских королевств. В Китае таких условий не существовало, и король и его чиновники во многом зависели от региональных лордов во всем управлении, внутри городов и за их пределами, за исключением королевских владений. Таким образом, не существовало независимой политической власти, которая могла бы поощрять рост купечества независимым образом, хотя существовали исключения, и некоторые частные лица могли стать очень богатыми. [23] Китайские города и деревни были частью полностью интегрированной политической системы, и купцы оставались под политическим контролем аристократии вместо того, чтобы создавать независимую торговую или торговую экономику. [24]
Несмотря на сходство преимущественно аграрного общества, в котором доминируют феодалы в обоих обществах, применение термина «феодальный» к обществу Западного Чжоу было предметом серьезных споров из-за различий между двумя системами. Систему Чжоу Фэнцзянь называли «протобюрократической». [25] и бюрократия существовала рядом с феодализмом, тогда как в Европе бюрократия возникла как система, противостоящая феодальному порядку.
Поэтому, по мнению некоторых историков, термин «феодализм» не совсем подходит для политического устройства Западной Чжоу, но его можно считать системой, в некоторой степени аналогичной той, которая существовала в средневековой Европе. По словам Теренса Дж. Байрса в книге «Феодализм и неевропейские общества» , «феодализм в Китае больше не представляет собой отклонение от нормы, основанной на европейском феодализме, а представляет собой классический случай феодализма сам по себе». [26] По мнению Ли Фэна , термин «феодализм» вовсе не является подходящим описанием политической структуры Западной Чжоу из-за различий в отношениях между монархом и региональными лордами, различий в управлении региональными государствами, контрастов в военной организации и отсутствие упорядоченной системы званий. [27]
См. также [ править ]
- Древние китайские государства
- Весенний и осенний период
- Период Воюющих царств
- Восемнадцать королевств
- Китайская знать
- Дворянство династии Чжоу
- Сельское хозяйство в Китае
- Экономическая история Китая
- Эхидо
- Система равного поля
- Издольщик
- Аренда
- Индийский феодализм
- Феодальная Япония
- Феодализм в Пакистане
- Рицурё
Ссылки [ править ]
- ^ Мурти, Вирен (2006). «Современность против современности: критическая история китайской мысли Ван Хуэя». Современная интеллектуальная история . 3 (1). Издательство Кембриджского университета: 137–165. дои : 10.1017/S147924430500065X . S2CID 144009226 .
- ^ « Си 24 ». Цзочжуань . Перевод Стивена Дарранта; Вай-йи Ли; Дэвид Шаберг. Вашингтонский университет Press. 2016 [ок. 300 г. до н. э.]. стр. 380–381. ISBN 9780295999159 .В
прошлом герцог Чжоу проявлял неуважение к своему второму дяде, поэтому родственники -феодалы использовали Фаня, чтобы прикрыть Чжоу. "
Раньше герцог Чжоу что два младших брата ( Шу Сянь Цай Шу Ду согласии с ним не горевал , Гуань и « были в ) . изгородь и ширма для Чжоу - ^ Пуллибланк, Эдвин Г. (2000). «Цзи姬 и Цзян姜: роль экзогамных кланов в организации государства Чжоу» (PDF) . Ранний Китай . 25 . Издательство Кембриджского университета: 1–27. дои : 10.1017/S0362502800004259 . JSTOR 23354272 . S2CID 162159081 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 ноября 2017 года.
- ^ Левенсон, Джозеф Р.; Шурманн, Франц (1969). Китай: интерпретирующая история: от истоков до падения Хань . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 34–36 . ISBN 0-520-01440-5 .
- ^ «Династия Чжоу (1045–256 до н. э.) – История Китая: факты о Древнем Китае» . 9 мая 2011 г. [ ненадежный источник? ]
- ^ «История династии Чжоу» . Китайский образовательный центр . 2004 . Проверено 23 октября 2015 г.
- ^ Ульрих Теобальд. «История Китая — Династия Чжоу周» . chinaknowledge.de . Проверено 23 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Робертс 1999 , стр. 9–12.
- ^ Фу 1981 , с. 7
- ^ Перейти обратно: а б Фу 1981 , с. 9
- ^ Льюис 2006 , с. 142
- ^ Фу 1981 , с. 12
- ^ Блум 1999 , стр. 129–134.
- ^ Дирлик 1985 , стр. 198–9
- ^ «История династии Чжоу» . Китайская научная книжная служба .
- ^ Чжоу, период весны и осени» . « Рабское общество — Ся, Шан, Западная
- ^ Ван, К. Эдвард (2000). «Между марксизмом и национализмом: китайская историография и советское влияние, 1949–1963». Журнал современного Китая . 9 (23). Тейлор и Фрэнсис: 95–111. дои : 10.1080/1067056001120 .
- ^ Робертс 1999
- ^ Перейти обратно: а б Байрес и Мухия 1985 , стр. 213, 214.
- ^ Вонг, Винн (2024). «Новый дискурс о Фэнцзяне: новое определение Фэнцзянь и демонизация федерализма» . Китайский исторический обзор . 31 (1). Тейлор и Фрэнсис: 81–102. дои : 10.1080/1547402X.2024.2327206 .
- ^ Ли Фэн (2003). « Феодализм» и Западный Чжоуский Китай: критика». Гарвардский журнал азиатских исследований . 63 (1). Гарвардский институт Йенчин: 115–144. дои : 10.2307/25066693 . JSTOR 25066693 .
- ^ Фэрбенк, Джон ; Гольдман, Мерл (1992). Китай: новая история . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-01828-1 .
- ^ ). Янь Цинхуа (苑清华); Фан Сяоюй (方小宇) ( 2009 Изменения в торговой стратификации в период до династий Цинь и Хань и ее политический анализ (PDF) . Журнал Уханьского университета (на китайском языке). 62 (3): 346–352.
- ^ Фэрбанк и Голдман, 1992 г.
- ^ Робертс (1999) .
- ^ Байрес и Мухия 1985 , с. 218
- ^ Ли (2008) , с. 290.
Библиография [ править ]
- Блум, И. (1999). «Эволюция конфуцианской традиции в древности». В Де Бари, Уильям Теодор; Чан, Винг-цит; Луфрано, Ричард Джон; Адлер, Джозеф (ред.). Источники китайской традиции . Том. 2. Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Байрс, Теренс ; Мухия, Харбанс (1985). Феодализм и неевропейские общества . Бристоль: Stonebridge Press. ISBN 0-7146-3245-7 .
- Дирлик, Ариф (1985). Феодализм и неевропейские общества . Лондон: Фрэнк Касс и компания ISBN 0-7146-3245-7 .
- Льюис, Марк Эдвард (2006). Строительство космоса в раннем Китае . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- Фу Чжуфу (1981). «Экономическая история Китая: некоторые особые проблемы». Современный Китай . 7 (1): 3–30. дои : 10.1177/009770048100700101 . S2CID 220738994 .
- Ли Фэн (2008). Бюрократия и государство в раннем Китае . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-88447-1 .
- Робертс, Джон А.Г. (1999). Краткая история Китая . Первое Соединенное Королевство. ISBN 0-674-00074-9 .
- У Так-кунь (1952). «Интерпретация китайской экономической истории». Прошлое и настоящее . 1 (1): 1–12. дои : 10.1093/прошлое/1.1.1 .