Сожжение книг и захоронение ученых
![]() Циньский регион Отдаленные регионы |
Сожжение книг и захоронение ученых | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Сожжение книг и ловушка Конфуция | ||
Упрощенный китайский | Сожжение книг и ловушка Конфуция | ||
Буквальный смысл | сжигать книги и хоронить ученых | ||
|
Сожжение книг и захоронение ученых было предполагаемым сожжением текстов в 213 г. до н.э. и живым захоронением 460 конфуцианских ученых в 212 г. до н.э. по приказу китайского императора Цинь Шихуанди . Утверждалось, что эти события уничтожили философские трактаты Ста школ мысли с целью укрепления официальной философии Цинь, управляющей легизмом .
Современные историки сомневаются в деталях этой истории, которая впервые появилась более века спустя в династии Хань представителя Сыма Цяня официального «Записках великого историка» . Как придворный ученый, Сыма имел все основания очернять предыдущего императора, чтобы польстить своему собственному, но более поздние конфуцианцы не подвергали сомнению эту историю. По словам историка Ульриха Найнингера, их послание было таким: «Если вы заберете нашу жизнь, Небеса заберут жизнь вашей династии». [1]
Современные ученые сходятся во мнении, что Цинь Шихуан собрал и уничтожил множество произведений, которые он считал неверными или подрывными. Он приказал сохранить по два экземпляра каждого текста в императорских библиотеках. Некоторые из них были уничтожены в боях после падения династии. Он приказал убивать ученых, но не хоронить их заживо, и жертвы не были «конфуцианцами», поскольку эта школа еще не была сформирована как таковая. [2] [3] [4]
Традиционная версия [ править ]
События древней китайской книги |
---|
'[1]' Сожжение книги Первого императора Цинь |
ученых Наказание
Согласно Сыма Цяня , «Запискам великого историка» после того, как Цинь Шихуан, первый император Китая , объединил Китай в 221 году до нашей эры, его канцлер Ли Си предложил подавить интеллектуальный дискурс, чтобы объединить мысли и политические взгляды.
записей . слуга, предлагаю сжечь все записи историков, Си сказал: «Я, ваш Цинь Канцлер Ли кроме ], Шуцзин [Классик истории] или сочинения ста философских школ , они должны передать их (книги) губернатору или коменданту для сожжения любого, кто осмелится обсуждать Ши Цзин или Классик истории. будет публично казнен. Любой, кто использует историю для критики настоящего, должен казнить свою семью. подвергнуть татуировкам и отправить на строительство Великой стены . Исключением являются книги по медицине, гаданию, сельскому и лесному хозяйству. Те, кто интересуется законами, должны вместо этого учиться у чиновников.
- Классик поэзии , Глава 6. «Основные летописи первого императора Цинь», тридцать четвертый год (213 г. до н.э.) [а]
Ли Си считал три категории книг наиболее опасными с политической точки зрения. Это были поэзия (особенно « Книга Китая »), история ( Шуцзин и особенно исторические записи других государств, кроме Цинь) и философия. Древний сборник стихов и исторических записей содержал множество рассказов о древних добродетельных правителях. Ли Сы считал, что если люди прочитают эти произведения, они, скорее всего, вспомнят прошлое и разочаруются в настоящем. Причиной противостояния различных школ философии было то, что они отстаивали политические идеи, зачастую несовместимые с тоталитарным режимом. [5]
Последствия [ править ]
Масштабы ущерба, нанесенного китайскому интеллектуальному наследию, трудно оценить, поскольку подробности не зафиксированы в истории. Однако некоторые факты указывают на то, что последствия этого события, хотя и длительные, но не были масштабными. Во-первых, в мемориале Ли Си записано, что все технологические книги нужно было сохранить. Во-вторых, даже «неугодные» книги, особенно поэзия и философия, сохранялись в императорских архивах и разрешались храниться официальным ученым. [6]
В некоторых категориях книг история понесла одну из величайших потерь древности. Сохранилось крайне мало государственных книг по истории до Цинь. Ли Си заявил, что все книги по истории, не соответствующие интерпретации Цинь, должны быть сожжены. Неясно, действительно ли копии этих книг были сожжены или остались в императорских архивах. Даже если бы некоторые истории сохранились, они, возможно, были бы уничтожены в 206 г. до н.э., когда враги захватили и сожгли императорские дворцы Цинь, в которых, скорее всего, располагались архивы. [7]
книг сожжения Позже
В конце Цинь национальные рекорды дворца Эпан были уничтожены пожаром. Поэт династии Тан Чжан Цзе ( китайский : 章碣 ) написал стихотворение (под названием 焚书坑, Фэнь Шу Кенг , «Ямы для сжигания книг») о политике разрушения, проводимой как династией Цинь, так и повстанцами (из которых Лю Бан вошли в столицу Сяньян и Сян Юй были приведенными примерами, когда они один за другим ):
По мере того как дым от горящего бамбука и шелка рассеивается, империя ослабевает.
() Перевал Хангу и Желтая река охраняют владения Цинь Ши Хуана . тщетно
Ямы пепла еще не остыли, к востоку от гор Сяо царил беспорядок .
Как оказалось, Лю Бан и Сян Юй не умели читать.Оригинальный китайский текст
Похороны учёных [ править ]

Традиция гласит, что после того, как два алхимика фанши , Сюй Фу и Хань Чжун , обманули его, в поисках продления жизни Цинь Шихуан приказал заживо похоронить в столице более 460 ученых во второй год запрета. Это убеждение было основано на следующем отрывке из «Шиджи» (глава 6):
Поэтому первый император поручил императорскому цензору исследовать ученых одного за другим. Учёные обвиняли друг друга, поэтому император лично решал их судьбу. Более 460 из них были похоронены заживо в Сяньяне, и об этом событии было объявлено всему поднебесной, чтобы предупредить последователей. Больше людей было сослано внутри страны в приграничные регионы. Фусу, старший сын императора, посоветовал: «Империя только что достигла мира, а варвары в отдаленных районах не сдались. Все ученые почитают Конфуция и считают его образцом для подражания. Ваш слуга боится, если Ваше Величество накажет их так строго, это может вызвать волнения в империи. Пожалуйста, обратите на это внимание, Ваше Величество». Однако он не изменил решения отца и вместо этого был отправлен охранять границу как фактический изгнанник». [8]
Отчет Вэй Хуна во II веке добавил к этой цифре еще 700 человек.
Скептицизм [ править ]
В 2010 году Ли Кайюань (李开元), исследователь в области истории династий Цинь и Хань , опубликовал статью под названием « Правда или вымысел о сожжении книг и казни ученых Жу: полуфальшивая история » (焚书坑儒的真伪虚实—半桩伪造的历史), в котором возникли четыре сомнения по поводу «казни русских ученых» («坑儒») и утверждалось, что Сыма Цянь злоупотребил историческими материалами. Ли считает, что сожжение книг и казнь ученых ру — это псевдоистория, умело синтезированная с реальным «сожжением книг» (真实的»焚书») и ложным «казнем ученых ру» (虚假的»坑儒"). [9]
Ученый Майкл Нилан отмечает, что, несмотря на свое мифическое значение, легенда о сожжении книг не выдерживает пристального внимания. Найлан предполагает, что причина, по которой ученые династии Хань обвиняли Цинь в уничтожении « Пяти классических произведений Конфуция» , заключалась отчасти в «клевете» на государство, которое они победили, а отчасти в том, что ханьские ученые неправильно поняли природу текстов, поскольку только после основания Хань они Сыма Цянь назвал «Пять классических произведений» «конфуцианскими». [3]
Найлан указывает, что двор Цинь назначал учёных-классиков, которые были специалистами по « Классику поэзии» и «Книге документов» , а это означало, что эти тексты были исключены, и что « Книга обрядов» и « Цзоочжуань» не содержали прославления побежденных. феодальные государства, которые Первый Император назвал причиной их уничтожения. Она предполагает, что эта история может быть основана на том факте, что дворец Цинь был снесен в 207 г. до н. э., и многие книги, несомненно, были утеряны в то время. [3] Мартин Керн добавляет, что сочинения Цинь и ранние ханьцы часто цитируют классиков, особенно « Документы» и «Книгу поэзии» , что, как сообщается, было бы невозможно, если бы они были сожжены. [4]
В рассказе Сыма Цяня о казни ученых есть аналогичные трудности. Во-первых, ни в одном тексте, предшествующем Шиджи , казни не упоминаются, Шиджи не упоминает ни одного конфуцианского ученого по имени как жертву казней, и фактически ни в одном другом тексте казни вообще не упоминаются до I века нашей эры. Самое раннее известное использование знаменитой фразы «сожжение книг и казнь конфуцианцев» отмечено только в начале IV века. [4]
Сыма Цянь сообщает, что учёными были «кэн, 坑», слово, которое он использует в нескольких других местах. Контекст в этих местах показывает, что имеется в виду «убить», а не «похоронить заживо». В более ранних текстах этот персонаж означал «яма, ров», а затем приобрел значение «ловить и убивать». Сыма Цянь использовал его, чтобы описать уничтожение вражеской армии. Недоразумение возникло в более поздних династиях, когда значение слова «похоронить заживо» стало общепринятым. [10]
См. также [ править ]
- Сожжение книг ( Книжная цензура )
- Цензура ( Свобода мысли )
- Четыре старика в культурной революции
- Юмин Чжэнце
- Великое антибуддийское преследование
- История Китая ( Китайские классические тексты )
- Ицкоатль
- Литературная инквизиция
- Двадцать четыре истории
Примечания [ править ]
- ↑ Премьер-министр Ли Си сказал: «Я попросил историков не сжигать записи династии Цинь. Если есть люди, которые не занимают положение докторантов и осмеливаются собирать стихи, книги и сотни школ мысли, Си И Шоу и Вэй Цза сожгут их. Любой, кто осмелится время от времени цитировать стихи и книги. Те, кто покидает город, виновны в том же преступлении, что и те, кто не знает, как это сделать, с чиновниками в качестве учителей.
Цитаты [ править ]
- ^ Найнингер (1983) , с. 122 .
- ^ Голдин (2005) , с. 151.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Нилан (2001) , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Керн (2010) , стр. 111–112 .
- ^ Чан (1972) , стр. 105–107.
- ^ Чан (1972) , с. 106.
- ^ Чан (1972) , с. 107.
- ^ (Затем императорскому цензору было предложено навести справки об этом деле, и все студенты рассказали друг другу, и более 460 человек, нарушивших запрет, были истреблены, и все они были заключены в тюрьму в Сяньяне, чтобы мир узнал о них. , и они будут наказаны. Их изгнали и перевезли на границу. Старший сын императора Фусу увещевал императора и сказал: «Мир впервые заселен, а головы Гуйчжоу вдалеке еще не собрались. . Все живые существа читают Дхарму Конфуция. Теперь я придаю большое значение верёвке Дхармы. Боюсь, что мир будет неспокойным.) Шиджи т. 6.
- ^ «Правда или вымысел о сожжении книг и казни ученых Ру: полуфальшивая история» . Сборник статей по историческим исследованиям. Архивировано из оригинала 14 июня 2021 года . Проверено 22 ноября 2020 г.
- ^ Найнингер (1983) , с. 135 .
Ссылки и дополнительная литература [ править ]
- Чан, Лоис Май (1972), «Сожжение книг в Китае, 213 г. до н. э.», Журнал библиотечной истории , 7 (2): 101–108, JSTOR 25540352 .
- Голдин, Пол Р. (2005), «Взлет и падение империи Цинь», в Мэйре, Виктор Х.; Стейнхардт, Нэнси С.; Голдин, Пол Р. (ред.), Гавайский читатель в традиционной китайской культуре , University of Hawai'i Press, стр. 151–160, ISBN 978-0-8248-2785-4 .
- Керн, Мартин (2010), «Ранняя китайская литература: Начало через Западную Хань», в Кан-и Сунь Чанг ; Стивен Оуэн (ред.), Кембриджская история китайской литературы , издательство Кембриджского университета, стр. 1–114, ISBN 9780521855587
- Нилан, Майкл (2001), Пять классических произведений «конфуцианства» (PDF) , издательство Йельского университета, ISBN 978-0-300-08185-5 , заархивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2014 г.
- Найнингер, Ульрих (1983), «Заживо хоронить ученых: о происхождении легенды о конфуцианских мучениках», «Нация и мифология», в Эберхарде, Вольфраме (редактор), « Восточноазиатские цивилизации. Новые попытки понимания традиций», т. 2 , стр. 121–136 Онлайн.
- Петерсен, Йенс Остергорд (1995), «Какие книги сжег Первый император Цинь? - о значении Пай Цзя в ранних китайских источниках», Monumenta Serica , 43 : 1–52, doi : 10.1080/02549948.1995.11731268 , JSTOR 40727062 .
- Сыма Цянь: «Первый император Цинь» Глава 25 Сожжение книг и захоронение ученых Дэвид К. Джордан Калифорнийский университет, Сан-Диего.
Внешние ссылки [ править ]
- 210-е гг. до н.э.
- III век до нашей эры в Китае.
- Антиконфуцианство
- История конфуцианства
- Антиинтеллектуализм
- Сожжение книг
- Книжная цензура в Китае
- История цензуры
- История китайской философии
- Резня в Китае
- Преследование интеллектуалов в Китае
- Политические и культурные чистки
- Политические репрессии в Китае
- Династия Цинь
- Цинь Ши Хуан