Jump to content

Акробаты

Акробаты
«Силач», из серии «Акробаты» , яма К9901. Мавзолей Первого императора Цинь Цинь Шихуана , 210 г. до н.э. [1]
Материал Терракота
Размер в. рост 180 см
Созданный 210 г. до н.э.
Обнаруженный Мавзолей Первого императора Цинь ( Цинь Шихуан )
Текущее местоположение Музей мавзолея Первого императора Цинь
Сиань расположен в континентальной Азии.
Сиань
Сиань
Место раскопок акробатов

Акробаты (百戏俑) — серия терракотовых скульптур из ямы К9901 мавзолея Первого императора Цинь Цинь Шихуана (датируемая 210-209 гг. до н. э.). Они примечательны проявлением скульптурного натурализма и художественным пониманием анатомии человека, которое они представляют. [2] [3] В частности, они считались исключительными в художественном отношении из-за изображения полуобнаженной натуры, что изменило традиционное представление о том, что в древнекитайской скульптуре того периода изображались только одетые фигуры. Скульптуры были обнаружены в ходе двух серий раскопок: первоначального открытия в 1999 году и второго раскопок в июне 2013 года. [4]

Помимо этих скульптур акробатов, в яме K9901 были обнаружены фигуры, изображающие придворных чиновников и конюхов, а в других ямах были обнаружены скульптуры, изображающие другие роли, такие как придворные писцы (яма K0006) и музыканты (яма K0007). [5]

Характеристики

[ редактировать ]

Акробаты были обнаружены в 1999 году в яме прямо внутри стен Мавзолея. [6]

Скульптуры демонстрируют глубокое понимание анатомии человека. Если анатомия терракотовых воинов под громоздкими униформами весьма неопределенна, то акробаты, напротив, демонстрируют многие детали анатомии человека, никогда не показавшиеся в дальневосточных художественных традициях: пропорции тела точны, мускулатура под ними кажется выпуклой. кожа, ребра появляются вдоль боков, а выступы позвонков точно формируются в спине спортсменов. Также осваиваются кинетические законы движения тела, о чем свидетельствует переменное выпячивание живота в ответ на определенные позы или движения. [7]

Первоначальная функция этих статуй остается неясной, но их описывают либо как акробатов, либо как танцоров. [1] Их число было относительно немногочисленным по сравнению с воинами в военной форме, вероятно, около нескольких десятков. Фигуры по существу обнажены, за исключением набедренной повязки. Эти фигуры очень яркие и менее стереотипные, чем у солдат Терракотовой армии , особенно благодаря динамической обработке мускулатуры и костных суставов. Некоторые мужчины очень худощавые, а у других массивные тела. Некоторые из них показаны в процессе движения или жестов. Эти терракотовые статуи демонстрируют высокое мастерство изображения форм и пропорций человеческого тела. [1]

План мавзолея Цинь Шихуан и расположение ямы акробатов K9901 (красным), а также самой ямы, находящейся на стадии раскопок. Центральную гробницу еще предстоит раскопать. [6]

Китайские прецеденты

[ редактировать ]

До Терракотовой армии было создано очень мало скульптур, и ни одна из них не была натуралистической. [8] Среди очень немногих подобных изображений, известных в Китае до этого времени: четыре деревянные фигурки. [9] из Ляндайцунь (梁帶村) в Ханьчэне (韓城), Шэньси , возможно, датируемый 9 веком до нашей эры; две деревянные человеческие фигурки иностранцев, возможно, изображающие носителей паланкинов из государственной гробницы Цинь в Лунсяне (隴縣), Шэньси, примерно 700 г. до н. э.; и более многочисленные статуэтки бронзовых музыкантов примерно V века в миниатюрном доме из Шаосина (紹興) в Чжэцзяне ; подставка для лампы IV века в форме человека из королевской гробницы округа Пиншань (平山), Хэбэй . [10]

Всадник Таэрпо китайской династии Чжоу — это терракотовая статуэтка периода -воина-государства Цинь из гробницы на кладбище Таэрпо (塔兒坡墓) недалеко от Сяньяна в провинции Шэньси , датируемая IV-III веками до нашей эры. Известна еще одна почти идентичная статуэтка из той же гробницы. Небольшие отверстия в его руках позволяют предположить, что первоначально он держал в одной руке поводья, а в другой — оружие. [11] Это самое раннее известное изображение кавалериста в Китае. [11]

По словам Дуань Цинбо , существует вероятность того, что эти миниатюрные формы человека и лошади уже были вдохновлены степным искусством как фигурки сакских , что видно по таким предметам , курильниц. [12]

Теории возможных влияний

[ редактировать ]
«Силач» и еще один акробат (вверху). Внизу: акробат, поднимающий руку; силуэт акробата на реставрации по состоянию на 2016 год; [6] и еще два акробата, в том числе стройный с головой. Мавзолей первого императора Цинь Цинь Шихуана, 210 г. до н.э.

Акробаты были в центре исследований, пытающихся установить происхождение статуй Цинь. С момента своего открытия эти фигуры отличались исключительным стилистическим реализмом и индивидуализмом, при этом оценки показали, что нет двух фигур, обладающих одинаковыми чертами. [13] [14] Натурализм статуй породил заявления о влиянии эллинистического искусства . [1] [6] [15]

Самое раннее замечание по этому аспекту принадлежит историку искусства XX века Герману Хафнеру, который в 1986 году первым высказал предположение о возможной эллинистической связи с этими скульптурами из-за необычного проявления натурализма по сравнению с общей скульптурой эпохи Цинь: «искусство Терракотовая армия возникла в результате контактов с Западом, возникла из знаний Александра Великого и великолепия греческого искусства». [15] Эту идею также в целом поддержал Дуань Цинбо , руководитель раскопок некрополя Первого Императора с 1998 по 2008 год. [15] или профессором Лукасом Никелем из SOAS . [16] [17] Дуань Цинбо также отметил близкое сходство Терракотовой армии со среднеазиатскими халчаянскими скульптурами как по стилю, так и по технике. [18] Ли Сючжэнь, старший археолог музея-музея Мавзолея, признал западное влияние, но настаивал на китайском авторстве: «Теперь мы думаем, что Терракотовая армия, акробаты и бронзовые скульптуры, найденные на этом месте, были вдохновлены древнегреческими скульптурами и искусством». [19] но хотя «терракотовые воины, возможно, были вдохновлены западной культурой, они были созданы исключительно китайцами» и «мы не нашли греческих имен на спинах терракотовых воинов, что подтверждает мою идею о том, что не было греческого мастера, обучавшего местных скульпторов» . [20]

Другие утверждали, что такие предположения основаны на ошибочных и старых « европоцентристских » идеях, которые предполагали, что другие цивилизации неспособны к утонченному искусству, и поэтому иностранное искусство следует рассматривать через призму западных традиций. [21] Дэррил Уилкинсон из Дартмутского колледжа вместо этого утверждал, что проявление скульптурного натурализма эпохи Цинь, наряду с проявлением доколумбовой культуры моче в Перу, указывает на то, что «греки не изобрели натурализм» и что «натурализм не является продуктом какого-либо одного цивилизационный «гений» культуры». [22] Доктор Рауль Маклафлин, независимый исследователь римской торговли, заявил, что на Терракотовую армию нет греческого влияния, и подчеркнул различия в ремеслах, строительных материалах и символике. [23]

Возможные зарубежные источники вдохновения

[ редактировать ]

Были предложены различные эллинистические источники из Центральной Азии, более или менее современные мавзолею Цинь. [24] , что в 4-м и 3-м веках до нашей эры Александр Македонский и его преемники заявляют известно, что империя Селевкидов и Греко-Бактрийское царство правили большей частью Центральной Азии вплоть до Согдианы , на пороге Таримского бассейна и Китая за его пределами. . Известно, что Александр брал с собой в свои экспедиции художников, таких как Лисипп и Апеллес . В последующие столетия после него в Средней Азии возникли крупные эллинистические города, такие как Ай-Ханум и Тахти Сангин . Эти города, процветавшие в эпоху эллинизма, вполне могли быть источником художественного влияния на Китай до падения Ай-Ханума около 135 г. до н.э. кочевниками саками и юэчжи . [24] Некоторые элементы эллинистического искусства Центральной Азии сохранились в I веке до нашей эры, как видно из скульптур Халчаяна , с использованием методов лепки из глины и реализма человеческого размера, аналогичного таковым в Терракотовой армии Цинь. [18] [24]

( Известно, что саки 8-2 века до н.э.) поддерживали контакты с Китаем и способствовали передаче технологий верховой езды и обработки металлов. [26] Они также, возможно, способствовали переносу художественного реализма из Центральной Азии. Натуралистическая бронзовая статуэтка воина была раскопана к северу от Тянь-Шаня , по которому далеко распространились эллинистические стили. [24] [27] [28] Альтернативно это мог быть греческий гоплит. [29]

Китайские записи передачи

[ редактировать ]
Деталь левого предплечья «Силача» акробатов .

Китайские записи, кажется, предполагают, что император Цинь построил для своего дворца монументальные бронзовые статуи, которые копировали некоторые большие иностранные статуи или гиганты (大人 daren ), встреченные в западной части страны, в Линьтао , Ганьсу . Эти бронзовые статуи, известные как Двенадцать металлических колоссов , оставались очень известными в древнем Китае и были объектом многочисленных комментариев, пока не были утеряны примерно в 4 веке нашей эры. Эти записи свидетельствуют о том, что крупный импульс к созданию монументальной скульптуры император Цинь получил из западных регионов, что, естественно, могло повлиять на создание монументальных статуй его Мавзолея. [30] Лукас Никель считает, что первый император Цинь, похоже, создал монументальные статуи по западному образцу для своего дворца, что создает интригующий прецедент для монументальных натуралистических скульптур его мавзолея. [30] Однако Фредерик Ши-чжун Чен оспаривает, что иностранные статуи на западной границе могли быть моделью Двенадцати металлических колоссов Первого Императора. Судя по повествовательному контексту записей, упоминание двенадцати гигантов представляло собой дурное предзнаменование, связанное с человеческими аномалиями. [31] У Хун говорит, что записи представляют некоторую поддержку теории иностранного влияния, но считает, что описания двенадцати статуй являются сказками и легендами, требующими для подтверждения «существенных новых археологических доказательств». [32]

  1. ^ Jump up to: а б с д Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 422–427. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN   0041-977X .
  2. ^ Цинбо, Дуань (январь 2023 г.). «Китайско-западный культурный обмен сквозь призму археологии некрополя Первого императора» . Журнал китайской истории . 7 (1): 22. дои : 10.1017/jch.2022.25 . ISSN   2059-1632 . S2CID   251690411 . Вдохновленный открытием терракотовых артистов в некрополе, которые демонстрируют беспрецедентный в Восточной Азии стиль скульптуры, а также внутренней ступенчатой ​​архитектурой, встроенной в курган гробницы императора, Дуань начал исследовать влияние западноазиатских культур на Цинь. Он опубликовал некоторые предварительные идеи по этой теме в своей монографии о некрополе 2011 года, но наиболее полно они были исследованы в трех статьях, опубликованных в последовательных выпусках его университетского журнала Xibei daxue xuebao в 2015 году (полностью переведены здесь).
  3. ^ Цинбо, Дуань. «Участие Персии и Греции в создании Первой Китайской империи» . Видео конференции 2018 года в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
  4. ^ Чен, Юмин (ноябрь 2013 г.). «Размышления о первой в Китае коллекции терракотовых акробатов (обзор выставки)» . Визуальная коммуникация . 12 (4): 497–502. дои : 10.1177/1470357213498175 . ISSN   1470-3572 .
  5. ^ Сельбичка, Армин (24 августа 2022 г.), «Астана, Цзяохэ и другие Турфанские кладбища» , Мир древнего Шелкового пути , Лондон: Routledge, стр. 276–292, ISBN  978-0-429-24458-2 , получено 22 мая 2024 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д УИЛЬЯМС, Арканзас (12 октября 2016 г.). «Открытия могут переписать историю терракотовых воинов Китая» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 28 февраля 2021 года.
  7. ^ Цинбо, Дуань (2022). «Китайско-западный культурный обмен сквозь призму археологии некрополя Первого императора» . Журнал истории Китая 中國歷史學刊 . 7 : 21–72. дои : 10.1017/jch.2022.25 . ISSN   2059-1632 . S2CID   251690411 . Методы изображения выражения туловища, скелета и мускулатуры, а также очень точные пропорции тела показывают, что художники очень тонко разбирались в анатомии человека. Выпуклые мышцы рук, когда фигура напрягается, видимая мускулатура и ребра вдоль боков, намек на позвоночные позвонки и изменение позы выпуклого живота, когда фигура поднимает что-то тяжелое, - все это свидетельствует о том, что скульптор также развил мастерство. относительно кинетики человеческого тела (см. рисунок 3). Подобный художественный стиль на данном этапе развития дальневосточных художественных традиций беспрецедентен.
  8. ^ Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 413–414. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN   0041-977X . Скульптура как художественное средство широко использовалась в искусстве Греции и эллинистического Востока, но играла лишь незначительную роль в древней Восточной Азии. Ситуация резко изменилась с приходом Первого императора Китая (...). Натуралистическая скульптура была совершенно неизвестна. Никакая давняя скульптурная традиция не предшествовала созданию знаменитых терракотовых воинов Первого Императора. Ни один ранний или современный представитель китайской элиты вообще не проявлял значительного интереса к скульптуре.
  9. ^ Изображение из Музея реликвий Ляндайкунь Жуйго (Музей реликвий Ляндайкунь Жуйго)
  10. ^ Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 416–418. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN   0041-977X . Из столетий, непосредственно предшествовавших династии Цинь, мы снова знаем лишь несколько изображений человеческих фигур (...) фигуры людей и животных были очень редкими исключениями из традиционных изображений периода Чжоу (...) Изображения человеческие фигуры не были обычной частью репрезентативного канона в Китае до династии Цинь (...) По словам фон Фалькенхаузена, «ничто в археологических записях не подготавливает человека к размеру, масштабу и технически совершенному исполнению терракотовых фигур Первого Императора». солдаты». Для современников скульптуры Первого императора, должно быть, были чем-то совершенно новым.
  11. ^ Jump up to: а б Хаютина, Мария (осень 2013 г.). «От деревянных служителей до терракотовых воинов» (PDF) . Информационный бюллетень Исторического музея Берниша . 65 : 2, рис.4. Другие примечательные терракотовые фигурки были найдены в 1995 году в гробнице 4-3 веков до нашей эры на кладбище Таэрпо недалеко от Сяньяна в провинции Шэньси, где с 350 по 207 годы до нашей эры располагалась последняя одноименная столица Цинь. Это самые ранние изображения кавалеристов в Китае, обнаруженные до наших дней. Одну из этой пары сейчас можно увидеть на выставке в Берне (рис. 4). Небольшой, ок. Статуэтка высотой 23 см представляет собой мужчину, сидящего на оседланной лошади. Он протягивает левую руку, тогда как его правая рука направлена ​​вниз. Дыры, пробитые в обоих его кулаках, позволяют предположить, что первоначально он держал поводья лошади в одной руке, а оружие в другой. На всаднике короткая куртка, брюки и ботинки – элементы типичного снаряжения жителей среднеазиатских степей. Брюки были впервые представлены в раннем китайском государстве Чжао в конце 4 века до нашей эры, когда китайцы начали учиться верховой езде у своих соседей-кочевников. Примерно в то же время государство Цинь должно было принять кочевническую одежду. Но фигурка из Таерпо имеет и другие особенности, которые могут указывать на ее иноземную принадлежность: капюшонообразный головной убор с плоской широкой тульей, обрамляющей лицо, и высокий заостренный нос. Также в Хаютина, Мария (2013). Цинь: вечный император и его терракотовые воины (1-е изд.). Цюрих: Neue Zürcher Zeitung. п. кот. № 314. ISBN .  978-3-03823-838-6 .
  12. ^ Цинбо, Дуань. «Участие Персии и Греции в создании Первой Китайской империи (время видео: 41:00–44:00)» . Видео конференции 2018 года в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.
  13. ^ фон Фалькенхаузен, Лотар (2008). «Действие и образ в раннем китайском искусстве» . Cahiers d'Extreme-Asie . 17 : 51–91. дои : 10.3406/asie.2008.1272 . ISSN   0766-1177 . JSTOR   44171471 . Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 30 января 2023 г.
  14. ^ Чен, Юмин (2013). «Размышления о первой в Китае коллекции терракотовых акробатов (обзор выставки)» . Визуальная коммуникация . 12 (4): 497–502. дои : 10.1177/1470357213498175 . ISSN   1470-3572 . S2CID   147420437 . Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 30 января 2023 г.
  15. ^ Jump up to: а б с Цинбо, Дуань (2022). «Китайско-западный культурный обмен сквозь призму археологии некрополя Первого императора» . Журнал истории Китая 中國歷史學刊 . 7 : 21–72. дои : 10.1017/jch.2022.25 . ISSN   2059-1632 . S2CID   251690411 . Более тридцати пяти лет назад [1986] был европейский ученый (Герман Хафнер, 1911–2008), который считал, что искусство терракотовой армии «возникло из контактов с Западом, возникло из знаний об Александре Македонском и великолепии Греческое искусство». Лукас Никель из SOAS выдвинул аналогичное предложение.
  16. ^ Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 413–447. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN   0041-977X .
  17. ^ «Ранние связи с Западом, вероятно, послужили источником вдохновения для создания Терракотовых воинов, - утверждает ученый SOAS» . Школа восточных и африканских исследований (SOAS) Лондонского университета . Архивировано из оригинала 6 октября 2017 года . Проверено 28 декабря 2013 г.
  18. ^ Jump up to: а б с Цинбо, Дуань (2022). «Китайско-западный культурный обмен сквозь призму археологии некрополя Первого императора» . Журнал истории Китая 中國歷史學刊 . 7 : 21–72. дои : 10.1017/jch.2022.25 . ISSN   2059-1632 . S2CID   251690411 . Единственное, что близко соответствует художественному стилю терракотовых воинов императорской Цинь, - это голова раскопанной керамической фигуры, раскопанной в Узбекистане (...) Способ сборки головы и тела этой кушанской фигурки воина (возможно, сакского) был таким же, как и для терракотовых воинов Цинь, в том смысле, что их изготавливали отдельно, а затем голову вставляли в туловище фигуры.
  19. ^ «Контакты Запада с Китаем начались задолго до Марко Поло, говорят эксперты» . Новости Би-би-си . 12 октября 2016 г.
  20. ^ «Китайский археолог опровергает сообщение BBC о терракотовых воинах» . China Daily China Daily www.chinadaily.com из оригинала . 9 июня 2021 года Архивировано
  21. ^ Ханинк, Джоанна; Сильва, Фелипе Рохас (20 ноября 2016 г.). «Почему терракотовые воины Китая вызывают споры» . Живая наука. Архивировано из оригинала 5 января 2020 года . Проверено 5 октября 2017 г. Первоначально опубликовано в Ханинк, Джоанна; Сильва, Фелипе Рохас (18 ноября 2016 г.). «Почему так много негативной реакции на теорию о том, что греческое искусство вдохновило Терракотовую армию Китая » Разговор . Архивировано из оригинала 14 сентября 2020 года . Проверено 22 февраля 2018 г.
  22. ^ Уилкинсон, Дэррил (2022), «Об онтологическом значении натуралистического искусства» , «Возвращение к древнему искусству » , Routledge, стр. 47–66, doi : 10.4324/9781003131038-3 , ISBN  978-1-003-13103-8 , получено 10 октября 2023 г.
  23. ^ Булла, Патрик Мишель (октябрь 2019 г.). «Династия Цинь, эллинистическая империя и искусство, которое может их объединить: почему изучение культурных связей важно для преподавателей и студентов, изучающих всемирную историю» . Всемирная история на связи . 16 (3).
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж г Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 427–436. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN   0041-977X .
  25. ^ Бопеараччи, Осмунд (1998). «Фаянсовая голова греко-бактрийского царя из Ай-Ханума» . Бюллетень Азиатского института . 12:27 . ISSN   0890-4464 . JSTOR   24049090 .
  26. ^ Лю, Ян; Ли, Руи; Ян, Цзюньчан; Лю, Жуйлян; Чжао, Госин; Тан, Панпан (26 апреля 2021 г.). «Китай и степь: технологическое исследование изделий из драгоценных металлов из гробницы Сигупан 2 (4–3 вв. до н. э.) в районе Ордоса, Внутренняя Монголия» . Наука о наследии . 9 (1): 46. дои : 10.1186/s40494-021-00520-5 . ISSN   2050-7445 .
  27. ^ «Метрополитен-музей» . www.metmuseum.org .
  28. ^ Рисунок 13.5. Статуэтка воина (а) и бронзовый котел (б), сакская культура, Синьцзян. в Ди Космо, Никола (1999). «Северная граница в доимперском Китае». Кембриджская история Древнего Китая . стр. 885–966. дои : 10.1017/CHOL9780521470308.015 . ISBN  978-1-139-05370-9 .
  29. ^ Беттс, Элисон; Вициани, Мэри; Цзя, Питер Вейминг; Кастро, Анджело Андреа Ди (19 декабря 2019 г.). Культуры Древнего Синьцзяна, Западного Китая: перекресток Шелкового пути . ООО «Археопресс Паблишинг» п. 103. ИСБН  978-1-78969-407-9 .
  30. ^ Jump up to: а б Никель, Лукас (октябрь 2013 г.). «Первый император и скульптура в Китае» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 76 (3): 436–450. дои : 10.1017/S0041977X13000487 . ISSN   0041-977X .
  31. ^ Чен 2021 , с. 430-432.
  32. ^ Хунг 2020 , с. 124-125.

Библиография

[ редактировать ]
  • Чен, Фредерик Ши-чжун (2021), «Не такие уж большие люди: ответ на интерпретацию Лукасом Никелем термина да жэнь 大人 в Линтао 臨洮», Журнал Американского восточного общества
  • Хунг, Ву (2020), «Размышление о масштабе: скульптурное предприятие первого императора», Статуэтки: фигура и чувство масштаба , Oxford University Press, ISBN  978-0-19-886109-6
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e27b7c0b184599cc7eb7c5fdf1e08240__1722735300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/40/e27b7c0b184599cc7eb7c5fdf1e08240.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Acrobats - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)