династии Чжоу
Чжоу | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в. 1046 г. до н.э. – 256 г. до н.э. | |||||||||||
Капитал | |||||||||||
Общие языки | Старый китайский | ||||||||||
Религия | Китайская народная религия , почитание предков , поклонение небу [2] | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Король | |||||||||||
• в. 1046–1043 гг. до н.э. | Король Ву | ||||||||||
• 781–771 гг. до н.э. | Король ты | ||||||||||
• 770–720 гг. до н.э. | Король Пин | ||||||||||
• 314–256 гг. до н.э. | Король Нан | ||||||||||
Канцлер | |||||||||||
История | |||||||||||
в. 1046 г. до н.э. | |||||||||||
841–828 гг. до н.э. | |||||||||||
• Переезд в Ванчэн | 771 г. до н. э. | ||||||||||
Свержение короля Наня Цинь • | 256 г. до н.э. | ||||||||||
• Падение последних противников Чжоу [3] | 249 г. до н.э. | ||||||||||
Население | |||||||||||
• 273 г. до н.э. | 30,000,000 | ||||||||||
• 230 г. до н.э. | 38,000,000 | ||||||||||
Валюта | Лопата деньги | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Китай |
Чжоу | |||
---|---|---|---|
китайский | неделя | ||
Ханью Пиньинь | Чжоу | ||
|
Часть серии о |
История Китая |
---|
Династия Чжоу ( [ʈʂóʊ] ; китайский : 周 ) [с] была королевской династией Китая , существовавшей 789 лет с ок. С 1046 г. до н.э. по 256 г. до н.э., самое продолжительное такое правление в истории Китая . В период Западного Чжоу ( ок. 1046 – 771 до н. э.) королевский дом по фамилии Цзи имел военный контроль над древним Китаем . Несмотря на то, что сюзеренитет Чжоу в последующий период Восточного Чжоу (771–256 до н.э.) становился все более церемониальным, политическая система, созданная королевским домом Чжоу, сохранилась в той или иной форме еще несколько столетий. Дата основания Чжоу — 1046 г. до н. э. подтверждается Хронологическим проектом Ся-Шан-Чжоу и Дэвидом Панкеньером, [5] но Дэвид Нивисон и Эдвард Л. Шонесси датируют создание 1045 годом до нашей эры. [6] [7]
Последний период Восточного Чжоу сам по себе грубо подразделяется на две части. В период весны и осени ( ок. 771 – ок. 481 до н.э. ) власть становилась все более децентрализованной, поскольку авторитет королевского дома уменьшался. Последовавший за этим период Воюющих царств ( ок. 481–221 до н.э.) стал свидетелем крупномасштабных войн и консолидации между государствами-клиентами Чжоу, пока Чжоу не были официально уничтожены государством Цинь в 256 г. до н.э. В конечном итоге Цинь основал императорскую династию Цинь в 221 году до нашей эры после завоевания всего Китая .
Период Чжоу часто считается зенитом китайского ремесла по изготовлению бронзовых изделий . [8] Последний период Чжоу также известен появлением трех основных китайских философий: конфуцианства , даосизма и легизма . Династия Чжоу также охватывает период, когда преобладающей формой письменности китайского языка стало письмо печатей , которое развилось из более раннего письма на кости оракула и бронзового письма . К концу династии незрелая форма церковного письма также возникла .
История [ править ]
Фонд [ править ]
Традиционный миф
Согласно китайской мифологии , линия Чжоу началась, когда Цзян Юань , супруга легендарного императора Ку , чудесным образом зачала ребенка, Ци «Покинутого», после того, как вступила в божественный след Шанди . [9] [10] Ци был культурным героем , которому приписывают то, что он трижды пережил отказ от матери и значительно улучшил сельское хозяйство. [9] даровал ему власть над Тай , фамилию Цзи и титул Ходзи «Повелитель проса » до такой степени, что император Шунь . [11] Он даже получил жертвоприношение как бог урожая . Термин Ходзи , вероятно, был наследственным титулом, связанным с родословной.
Говорят, что Бужу — сын Ци, или, скорее, сын Ходзи — отказался от своего положения аграрного мастера ( 農師 ; Нунгши ) в преклонном возрасте, и либо он, либо его сын Цзюй отказались от своей традиции, живя по образу Сижун и Жунди (см. различие Хуа-И ). [12] Сын Цзюй Лю , [13] однако привел свой народ к процветанию, восстановив сельское хозяйство и поселив его в месте под названием Бин , [д] которым его потомки правили на протяжении поколений. Позже Тай возглавил клан из Биня в Чжоу, местность в долине реки Вэй (современный уезд Цишань ).
Герцог отказался от своих двух старших сыновей Тайбо и Чжунъюна в пользу младшего Цзили , самостоятельного воина. Будучи вассалом королей Шан У И и Вэнь Дина , Цзили отправился покорять несколько племен Сиронг, прежде чем был предательски убит войсками Шан. Тайбо и Чжунъюн предположительно уже бежали в дельту Янцзы, где основали государство У. среди тамошних племен Сын Цзили Вэнь подкупил свой выход из заключения и перенес столицу Чжоу в Фэн (современный Сиань ). Около 1046 г. до н.э. сын Вэня Ву и его союзник Цзян Цзыя возглавили армию из 45 000 человек и 300 колесниц через Желтую реку и победили короля Чжоу Шанга в битве при Муе , положив начало династии Чжоу. [и] Чжоу провозгласил члена побежденной королевской семьи Шан герцогом Сун , который принадлежал потомкам королевской семьи Шан до ее конца. Эта практика называлась « Два короля, три почтения» .
Культура [ править ]
По словам Николаса Бодмана, Чжоу, похоже, говорили на языке, во многом похожем по словарю и синтаксису на язык Шан; [15] недавнее исследование Дэвида МакКроу с использованием лексической статистики пришло к такому же выводу. [16] Чжоу подражали культурным практикам Шан, возможно, чтобы узаконить свое собственное правление. [17] и стали преемниками культуры Шан. [18] В то же время Чжоу, возможно, также был связан с Сиронгом , широко определенной культурной группой к западу от Шана, которую Шан считал данниками. [19] [ нужен лучший источник ] Например, философ Мэн-цзы (372–289 до н. э.) признал, что король Чжоу Вэнь имел происхождение от сиронгов как потомков короля Вэня. Короли Чжоу заявляли о своем происхождении от Хоу Цзи , легендарного культурного героя , возможно, связанного с Сиронгом через его мать Цзян Юань . [20] [21] [22] [23] конца 4-го века до нашей эры Кроме того, Цзо Чжуань отмечает, что барон Ли Жун ( 驪戎男 ) после поражения от Цзинь женился на своей дочери Ли Цзи . [24] [25] [ф] По словам историка Ли Фэна , термин «Жун» в период Западного Чжоу, вероятно, использовался для обозначения политических и военных противников, а не культурных и этнических «других». [18] Культурные артефакты Западного Жун сосуществовали с бронзовыми изделиями Западного Чжоу, что указывает на тесные связи между Жун и Западным Чжоу. [27]
Западная Чжоу [ править ]
Во времена Западного Чжоу (1045–771 до н.э.) король У сохранил старую столицу для церемониальных целей, но построил новую для своего дворца и администрации неподалеку в Хаоцзин . Хотя ранняя смерть Ву оставила молодого и неопытного наследника, герцог Чжоу помог своему племяннику королю Ченгу укрепить королевскую власть. Опасаясь растущей власти герцога Чжоу, «Три стражи», князья Чжоу, расквартированные на восточной равнине, подняли восстание против его регентства. Несмотря на то, что они заручились поддержкой независимо мыслящей знати, партизан Шан и нескольких племен Дунъи , герцог Чжоу подавил восстание и еще больше расширил Королевство Чжоу на восток. Чтобы сохранить власть Чжоу над значительно расширившейся территорией и предотвратить другие восстания, он создал систему фэнцзянь . [28] Более того, он противодействовал кризису легитимности Чжоу, разъясняя доктрину Небесного Мандата , одновременно проводя важные ритуалы Шан в Ванчэне и Чэнчжоу . [29]
Со временем эта децентрализованная система стала напряженной, поскольку семейные отношения между королями Чжоу и региональными династиями с течением поколений истончались. Периферийные территории развивали местную власть и престиж наравне с Чжоу. [30]
Конфликты с кочевым племенами с севера и северо-запада, известными как Сяньюнь , Гуйфан или различные племена «Жун», такие как Сиронг , Шанжун или Цюаньжун , усилились к концу периода Западного Чжоу. [31] Зарегистрировано, что эти племена преследовали территорию Чжоу, но в то время Чжоу расширялись на север, вторгаясь на свои традиционные земли, особенно на долину реки Вэй . Археологически Чжоу расширился на север и северо-запад за счет культуры Сива . [31]
Когда король Ю понизил в должности и сослал свою королеву Цзян в пользу простолюдинки Бао Си , отец опальной королевы, маркиз Шэнь, присоединился к Цзэну и Цюаньжун. Цюаньжун положил конец Западному Чжоу в 771 г. до н.э., разграбив столицу Чжоу и убив последнего короля Западного Чжоу Ю. Хаоцзин [31] После смерти короля Ю конклав знати собрался в Шене и провозгласил внука маркиза королем Пином . Столица была перенесена на восток в Ванчэн , что ознаменовало начало периода Восточного Чжоу. [1]
Восточный Чжоу [ править ]
Период Восточного Чжоу (771–256 до н.э.) характеризовался ускоряющимся крахом королевской власти, хотя ритуальная важность короля позволила ему просуществовать еще более пяти столетий. « Весенние и осенние летописи» , конфуцианская хроника первых лет этого процесса, дали этому периоду название «Период весны и осени» . Раздел Цзинь в середине V века до нашей эры часто называют началом последующего периода Воюющих царств . [30] В 403 году до нашей эры суд Чжоу признал Хань , Чжао и Вэй полностью независимыми государствами. В 344 году герцог Хуэй из Вэй первым потребовал для себя титул «короля». За ними последовали и другие, что стало поворотным моментом, поскольку правители даже не претендовали на вассальную зависимость от двора Чжоу, а вместо этого провозгласили себя полностью независимыми королевствами. Ряд государств приобрели известность, прежде чем каждое из них по очереди падало, и в большинстве этих конфликтов Чжоу играл второстепенную роль.
Последним королем Чжоу традиционно считается Нань , который был убит, когда Цинь захватил Ванчэн в 256 г. до н. э. [1] Герцог Вэнь из Восточного Чжоу объявил себя «королем Хуэй», но его отколовшееся государство было полностью разобрано к 249 году. Объединительные войны Цинь завершились в 221 году до нашей эры Цинь Шихуанди аннексией Ци .
Восточную Чжоу также помнят как золотой век китайской философии: Сотня школ мысли , которые процветали, когда соперничающие лорды покровительствовали странствующим ученым, возглавляется примером Академии Ци Цзися . Девятью школами мысли , которые стали доминировать над остальными, были конфуцианство в интерпретации Мэн-цзы и других, легализм , даосизм , мохизм , утопический коммунистический аграрный подход , два направления школы дипломатии , школа имен , Сунь Цзы . школа Военные и Школа натуралистов . [32] Хотя только первые три из них получили императорское покровительство в более поздних династиях, доктрины каждой из них влияли на других и китайское общество иногда необычным образом. Моисты, например, не нашли особого интереса в восхвалении меритократии, но получили большое признание за их мастерство ведения оборонительной осадной войны; Однако гораздо позже их аргументы против кумовства были использованы в пользу создания имперской экзаменационной системы.
Культура и общество [ править ]
Сердцем Чжоу была долина реки Вэй ; это оставалось их основной опорой власти после завоевания Шана. [33]
Мандат Небес [ править ]
Правители Чжоу представили « Небесный мандат », который оказался одной из самых устойчивых политических доктрин Восточной Азии. Согласно теории, Небеса наложили мандат на замену Шан Чжоу, моральное превосходство которого оправдывало захват богатства и территории Шан, чтобы вернуть народу хорошее управление. [34]
«Небесный мандат» был представлен как религиозный договор между народом Чжоу и их верховным богом на небесах. Чжоу согласились с тем, что, поскольку мирские дела должны были совпадать с делами небес, небеса наделяли законной властью только одного человека, правителя Чжоу. В свою очередь, правитель был обязан поддерживать небесные принципы гармонии и чести. Любой правитель, который не справился с этой обязанностью, который позволил нестабильности проникнуть в земные дела или который позволил своему народу страдать, потеряет свой мандат. При этой системе прерогативой духовной власти было лишить поддержки любого своенравного правителя и найти другого, более достойного. [35] Таким образом, бог неба Чжоу узаконил смену режима.
Используя это кредо, правители Чжоу должны были признать, что любая группа правителей, даже они сами, могут быть свергнуты, если они потеряют мандат небес из-за неправильных действий. Книга од, написанная в период Чжоу, ясно подчеркивает это предостережение. [35]
Короли Чжоу утверждали, что небеса благоприятствовали их триумфу, потому что последние короли Шан были злыми людьми, чья политика приносила людям боль из-за расточительства и коррупции. [36] После прихода к власти Чжоу мандат стал политическим инструментом.
Одной из обязанностей и привилегий короля было создание королевского календаря. В этом официальном документе определялось время проведения сельскохозяйственных работ и праздничных ритуалов. Но неожиданные события, такие как солнечные затмения или стихийные бедствия, поставили мандат правящей палаты под сомнение. Поскольку правители утверждали, что их власть исходит с небес, Чжоу приложили огромные усилия, чтобы получить точные знания о звездах и усовершенствовать астрономическую систему, на которой они основывали свой календарь. [35]
Легитимность Чжоу также возникла косвенно из материальной культуры Шан через использование бронзовых ритуальных сосудов, статуй , украшений и оружия. сила дани труда. Многие из его членов были Шан, которых иногда насильно перевозили в Новый Чжоу для производства бронзовых ритуальных предметов, которые затем продавались и распространялись по землям, символизируя легитимность Чжоу. [35]
Феодализм [ править ]
Чжоу Западные писатели часто описывают период Чжоу как феодальный, потому что система фэнцзянь позволяет сравнивать ее с европейскими политическими системами Средневековья .
Между децентрализованными системами было много общего. Когда династия была основана, завоеванные земли были разделены на наследственные феодальные владения ( 諸侯 , zhūhóu ), которые со временем стали самостоятельными могущественными. В вопросах наследования династия Чжоу признавала только первородство по отцовской линии. законным [37] [38] Согласно Си-Шэн Тао, «Цун-фа, или система родовых линий, имеет следующие характеристики: отцовское происхождение, отцовская преемственность, патриархат, сиб-экзогамия и первородство». [39]
Система, также называемая «обширной стратифицированной отцовской линией», была определена антропологом Кван-чи Чангом как «характеризующаяся тем фактом, что старший сын каждого поколения формировал основную линию происхождения и политическую власть, тогда как младшие братья были вытеснены установить новые линии передачи с меньшим авторитетом. Чем дальше, тем меньше политический авторитет». Эбри определяет систему родословной следующим образом: «Великая линия (та-цунг) — это линия старших сыновей, продолжающаяся неопределенно долго от предка-основателя. Меньшая линия — это линия младших сыновей, насчитывающая не более пяти поколений. Великая линии и меньшие линии постоянно порождают новые меньшие линии, основанные младшими сыновьями».
К.Э. Брашье в своей книге «Память предков в раннем Китае» пишет о системе цзун-фа отцовского первородства: «Большая родословная, если она сохранилась, представляет собой прямую преемственность от отца к старшему сыну и не определяется через побочные сдвиги из меньших линий передачи. В дискуссиях, которые разграничивают туловищные и боковые линии, первая называется цзун, а вторая - цзу, тогда как вся линия передачи называется ши [...] С одной стороны, каждый сын, который не является таковым. старший и, следовательно, не наследник территории родословной, имеет потенциал стать прародителем и способствовать развитию новой основной линии (в идеале он должен был бы начать культивировать новую территорию родословной [...] Согласно комментарию Цзо, сын) . небо разделило землю между своими феодалами, его феодалы разделили землю между своими зависимыми семьями и так далее, вплоть до офицеров, у которых были их зависимые родственники, и простолюдинов, у которых «каждый имел своих распределенных родственников, и все имели свой ранг старшинства» " [40]
Этот тип однолинейной группы происхождения позже стал моделью корейской семьи под влиянием неоконфуцианства , поскольку Чжу Си и другие выступали за ее восстановление в Китае. [41]
Фэнцзянь и бюрократия Система
было пять званий пэра Ниже королевских рангов , в порядке убывания с общепринятыми английскими переводами: gōng 公 «герцог», hóu 侯 «маркиз», bó 伯 «граф», zǐ 子 «виконт» и nán 男 «барон». [42] Временами энергичный герцог отбирал власть у своей знати и централизовал государство. Централизация стала более необходимой, поскольку государства начали воевать между собой, а децентрализация способствовала новым войнам. Если бы герцог отобрал власть у своих дворян, государством пришлось бы управлять бюрократически назначенными чиновниками.
Несмотря на эти сходства, существует ряд важных отличий от средневековой Европы. Одно очевидное отличие состоит в том, что Чжоу правил из городов-крепостей, а не из замков. Другой причиной была отчетливая классовая система Китая, в которой отсутствовало организованное духовенство, но йомены шангского происхождения становились мастерами ритуалов и церемоний, а также астрономии, государственных дел и древних канонов, известных как жу ( 儒 ). [43] Когда герцогство было централизованным, эти люди находили работу в качестве государственных чиновников или офицеров. Эти наследственные классы были похожи на западных рыцарей по статусу и воспитанию, но, в отличие от европейского эквивалента, от них ожидалось, что они будут чем-то вроде ученого, а не воина. Будучи назначенными, они могли переходить из одного штата в другой. Некоторые путешествовали из штата в штат, торгуя схемами административной или военной реформы. Те, кто не мог найти работу, часто заканчивали обучением молодых людей, стремившихся к официальному статусу. Самым известным из них был Конфуций , который учил системе взаимного долга между высшими и низшими. Напротив, у легистов не было времени на конфуцианскую добродетель, и они выступали за систему строгих законов и суровых наказаний. [ нужна ссылка ]
Сельское хозяйство [ править ]
Сельское хозяйство при династии Чжоу было очень интенсивным и во многих случаях направлялось правительством. Все сельскохозяйственные земли принадлежали дворянам, которые затем отдавали свою землю своим крепостным , ситуация аналогична европейскому феодализму . участок земли был разделен на девять квадратов Например, в системе колодцев , при этом зерно из среднего квадрата забиралось правительством, а зерно из соседних квадратов оставалось у отдельных фермеров. Таким образом, правительство могло хранить излишки продуктов питания и распределять их во времена голода или неурожая. Некоторые важные отрасли производства в этот период включали выплавку бронзы, которая была неотъемлемой частью производства оружия и сельскохозяйственных инструментов. Опять же, в этих отраслях доминировала знать, которая руководила производством таких материалов. [2]
в Китае Первые проекты гидротехнического строительства были инициированы во времена династии Чжоу, в конечном итоге как средство облегчения сельскохозяйственного орошения. Суньшу Ао , канцлер Вэй , который служил королю Чу Чжуану , построил плотину на реке, чтобы создать огромный ирригационный резервуар в современной северной Аньхой провинции . За это Суньшу считают первым инженером-гидротехником в Китае. Более поздний государственный деятель Вэй Симэнь Бао , служивший маркизу Вэню из Вэя (445–396 до н. э.), был первым инженером-гидротехником Китая, создавшим большую систему оросительных каналов. Будучи основным направлением его грандиозного проекта, его работа по каналу в конечном итоге перенаправила воды всей реки Чжан в место, расположенное выше по Желтой реке . [ нужна ссылка ]
Военный [ править ]
Ранний Западный Чжоу поддерживал сильную армию, разделенную на две основные части: «Шесть армий запада» и «Восемь армий Чэнчжоу». Армии вели кампанию на северном Лёссовом плато , в современной Нинся и в пойме реки Хуанхэ . Военное мастерство Чжоу достигло пика на 19-м году правления короля Чжао , когда шесть армий были уничтожены вместе с королем Чжао в кампании вокруг реки Хань . Ранние короли Чжоу были настоящими главнокомандующими.
Король Чжао прославился неоднократными кампаниями в регионе Янцзы и погиб во время кампании. Кампании более поздних королей были менее эффективными. Король Ли возглавил 14 армий против варваров на юге, но не смог добиться ни одной победы. Король Сюань сражался с кочевниками Цюаньжун тщетно . Король Ю был убит Цюаньжун, когда Хаоцзин был разграблен. Хотя колесницы были завезены в Китай во времена династии Шан из Центральной Азии, в период Чжоу колесницы впервые широко использовались в боях. [45] [46] Недавние археологические находки демонстрируют сходство конских захоронений династий Шан и Чжоу со степным населением на западе, таким как саки и усуни . [47] [48] Другие возможные культурные влияния, возникшие в результате контактов с этими иранскими народами Центральной Азии в этот период, могут включать боевые стили, захоронения с головой и копытами, художественные мотивы и мифы. [47]
В состав армии Чжоу также входили «варварские» войска, такие как народ Ди . Король Чжоу Хуэй женился на принцессе Красного Ди в знак признательности за важность войск Ди. [49] Король Чжоу Сян также женился на принцессе Ди после получения военной поддержки Ди. [50]
- Золотая рукоять меча, Восточная Чжоу, 6-5 века до н. э. – Британский музей
- Бронзовый меч Восточной Чжоу, раскопанный в Чансе, Хунань.
- Бронзовая алебарда Восточной Чжоу
Философия [ править ]
При династии Чжоу сложились истоки исконно китайской философии , начальные этапы ее развития начались с VI века до нашей эры. Величайшими китайскими философами, оказавшими наибольшее влияние на последующие поколения китайцев, были Конфуций , основатель конфуцианства , и Лао-цзы , основатель даосизма . Другими философами этой эпохи были Мози , основатель мохизма ; Мэн-цзы , «второй мудрец» конфуцианства; Шан Ян и Хан Фэй , ответственные за развитие древнего китайского легизма ; и Сюньцзы , который, возможно, был центром интеллектуальной жизни древнего Китая в свое время. [52]
Государственная теология династии Чжоу использовала концепции династии Шан и в основном называла бога Шан, Ди , Тианом , более отдаленной и непознаваемой концепцией, но тем не менее, той, которую мог использовать каждый, что является противоположным взглядом на духовность Шан. [53] Чжоу хотел увеличить число искателей просветления, мистиков и тех, кто был бы заинтересован в изучении таких вещей, чтобы еще больше дистанцировать свой народ от парадигмы эпохи Шан и местных традиций.
Ли [ править ]
Возникшая во времена Западного Чжоу, ли ритуальная система закодировала понимание нравов как выражения социальной иерархии, этики и регулирования материальной жизни; соответствующие социальные практики идеализировались в рамках конфуцианской идеологии.
Система была канонизирована в « Книге обрядов» , «Обрядах Чжоу» , а также «Этикете и церемониях», составленных во времена династии Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.), став, таким образом, сердцем китайской имперской идеологии. Хотя изначально система представляла собой уважаемый свод конкретных правил, фрагментация периода Западной Чжоу привела к тому, что ритуал сместился в сторону морализации и формализации в отношении:
- Пять орденов китайской знати
- Храмы предков (размер, законное количество павильонов)
- Церемониальный регламент (количество ритуальных сосудов , музыкальных инструментов, человек в танцевальной труппе)
Короли [ править ]
Правителей династии Чжоу носил титул Ван ( 王 ), этот термин также использовался правителями Шан и обычно переводится на английский как «король». [54] Помимо этих правителей, непосредственные предки короля У — Даньфу , Цзили и Вэнь — также называются «королями Чжоу», несмотря на то, что они были номинальными вассалами королей Шан.
Имя | Царствование [г] | |
---|---|---|
Персональный | Посмертный | |
Фа 發 | Король Ву Король Ву из Чжоу |
|
Song петь | Король Ченг |
|
Чжао Чжао | Король КанКороль Чжоу Кан |
|
Xia Недостаток | Чжао Король |
|
Man Полный | Король Му |
|
Йиху Меху | Король ГунКороль Чжоу Гун [час] |
|
Jian Джейн | Король Йи Чжоу Иван |
|
Пифана Заявляемый способ | Король Сяо Чжоу Сяован |
|
Се Се | Король ИКороль Чжоу И |
|
Ху Ху | Король Ли [я] |
|
Регентство Гунхэ 共和 | 841–828 гг. до н.э. | |
Jing Тихо | Король Сюань | 827–782 гг. до н.э. |
Гуншэн 宮湦 | Король Ю, король Чжоу | 781–771 до н.э. |
Имя | Царствование | |
---|---|---|
Персональный | Посмертный | |
Ицзю Ицзю | Король Пин Чжоу Пинван | 770–720 до н.э. |
Lin Линлин | Король Хуан Король Хуан Чжоу | 719–697 до н.э. |
Туо Туо | Король Чжуан Король Чжоучжуан | 696–682 до н.э. |
Huqi ХуциХуки | Король Си Чжоу Сиванг | 681–677 до н.э. |
Lang Лангланг | Король Хуэй Чжоу Хуэйван | 676–652 до н.э. |
Чжэн Чжэн | Король Сян, король Сян из Чжоу | 651–619 до н.э. |
Renchen Ренхенренхен | Король Цин Чжоу Цинван | 618–613 гг. до н.э. |
Бан 班 | Король Куанг | 612–607 до н.э. |
Yu Юю | Король Дин Чжоу Динван | 606–586 гг. до н.э. |
Йи Йи | Король Цзянь Король Чжоу Цзянь | 585–572 гг. до н.э. |
Сесинь изливает свое сердце | Король Лин Чжоу Линван | 571–545 до н.э. |
Gui Дорогой | Король Цзин Чжоу Цзинван | 544–521 до н.э. |
Мэн 猛 | Король Дао | 520 г. до н.э. |
Гай 丐 | Король Цзин Чжоу Цзинван | 519–476 гг. до н.э. |
Рен Рен | Король Юань Король Чжоу Юань | 475–469 до н.э. |
Jie Введение | Чжендинг Король | 468–442 гг. до н.э. |
Куджи избавляет от болезней | Король АйКороль Ай из Чжоу | 441 г. до н.э. |
Шу дядя | Король Си Чжоу Сиванг | 441 г. до н.э. |
Wei Вэйвэй | Король Као Чжоу Као Ван | 440–426 гг. до н.э. |
Wu Полдень | Вейли Король | 425–402 гг. до н.э. |
Jiao Цзяоцзяо | Король Ан Король Чжоу Ан | 401–376 гг. до н.э. |
Xi Сиси | Король Ли Король Ли Чжоу | 375–369 до н.э. |
Биан Биан | Король Сиань Король Чжоу Сиань | 368–321 до н.э. |
Ding Определить | Король Шэньцзин Чжоу Шэньлянван | 320–315 до н.э. |
Ян Нобу | Король Нань Чжоу | 314–256 до н.э. |
Дворяне семьи Цзи провозгласили герцога Хуэя Восточного Чжоу преемником короля Наня после того, как их столица, Чэнчжоу, пала перед войсками Цинь в 256 году до нашей эры. Цзи Чжао, сын короля Наня, в течение пяти лет возглавлял сопротивление Цинь. Герцогство пало в 249 г. до н.э. Оставшаяся семья Цзи правила Яном и Вэй до 209 г. до н.э.
При жизни Конфуция в весенний и осенний период цари Чжоу имели мало власти, а большая административная ответственность и де-факто политическая сила принадлежали правителям более мелких владений и лидерам местных общин. [55]
Астрология [ править ]
В традиционной китайской астрологии Чжоу представлен двумя звездами: Эта Козерога ( 週一 ; Чжоу и ; «первая звезда Чжоу») и 21 Козерога ( 週二 ; Чжоуэр ; «вторая звезда Чжоу»), в «Двенадцати звездах ». Штаты» астеризм. [56] Чжоу также представлен звездой Бета Змеи в астеризме «Правая стена», ограждении Небесного рынка . [57]
См. также [ править ]
- Древние китайские государства
- Четыре профессии
- Исторические столицы Китая
- Женщины в древнем и имперском Китае
- Ритуальная и музыкальная система
- Патриархально-родовая система
Примечания [ править ]
- ^ Фэнхао - современное название города-побратима, образованного столицами Западной Чжоу Хаоцзин и Фэнцзин.
- ^ Точное местоположение Ванчэна и его связь с Чэнчжоу оспаривается. По словам Сюй Чжаофэна, «Чэнчжоу» и «Ванчэн» изначально были синонимами и использовались для обозначения одной и той же столицы с 771 по 510 годы до нашей эры. «Создание различия между Ванчэном и Чэнчжоу, вероятно, произошло во время правления короля Цзин », при котором к востоку от старого города «Ванчэн» была построена новая столица «Чэнчжоу». Тем не менее, новый Чэнчжоу все еще иногда называли Ванчэном и наоборот, что еще больше добавляло путаницы.
- ^ Древнекитайский : *tiw ( Бакстер – Сагарт, 2014). [4]
- ^ Точное местоположение Биня остается неясным, но, возможно, он находился недалеко от Линьфэня на реке Фэнь в современной провинции Шаньси . [14]
- ^ Сыма Цянь смог установить исторические даты только после времен Регентства Гунхэ. Более ранние даты, такие как 1046 г. до н.э. для битвы при Муе, приводятся в этой статье в соответствии с спонсируемым китайским правительством проектом хронологии Ся-Шан-Чжоу , но они остаются спорными. Различные историки называют даты битвы между 1122 и 1027 годами до нашей эры.
- ↑ Восточного У Ученый-официальный представитель Вэй Чжао заявил, что правителей Сяньюй среди Бэйди также носили фамилия Цзи. [26]
- ^ Даты опубликованы Хронологическим проектом Ся-Шан-Чжоу Эдварда Л. Шонесси и «Абсолютной хронологией династии Западная Чжоу» .
- ^ Или король Гун Чжоу
- ^ Или король Ла из династии Чжоу
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: а б с Сюй, Чжаофэн. «Учитывая Чэнчжоу («Завершение строительства Чжоу») и Ванчэн («Город короля»)» (PDF) . Китайская археология . Архивировано из оригинала (PDF) 22 июля 2015 года . Проверено 22 июля 2015 г.
- ^ «Тянь» . Британская энциклопедия . Проверено 17 августа 2015 г.
- ^ Шинц (1996) , с. 80.
- ^ Бакстер, Уильям Х .; Сагарт, Лоран (2014). Старый китайский: новая реконструкция (PDF) . Издательство Оксфордского университета. п. 155. ИСБН 978-0-199-94537-5 .
- ^ Панкеньер, Дэвид В. (2015). «Космополитический мандат». Астрология и космология в раннем Китае: соответствие Земли Небу . Издательство Кембриджского университета. п. 197. ИСБН 978-1-107-53901-3 .
- ^ Шонесси, Эдвард Л. (1992). «Дата завоевания Шана Чжоу» . Источники истории Западной Чжоу: бронзовые сосуды с надписями . Издательство Калифорнийского университета. стр. 217–236. ISBN 978-0-520-07028-8 .
- ^ Нивисон, Дэвид С. (1983). «Даты Западной Чжоу». Гарвардский журнал азиатских исследований . Том. 43. Гарвард-Йенчинский институт. стр. 481–580. JSTOR 2719108 .
- ^ Фон Глан, Ричард (2016). Экономическая история Китая: от древности до девятнадцатого века . Издательство Кембриджского университета. п. 11. ISBN 978-1-139-34384-8 .
- ^ Jump up to: а б «Большие гимны – Десятилетие рождения нашего народа – Рождение нашего народа »
- ^ "Хоу Цзи". Британская энциклопедия .
- ↑ Записи великого историка , «Анналы Чжоу», §3 Император Шунь сказал: «Оставьте его, люди Ли будут голодны, и когда Ходзи будет посеян, будут собраны сотни зерен». Фэн оставил его в Тай и назвал его Ходзи по фамилии Цзи. «Император Шунь сказал: «Ци, черноволосые люди начинают голодать. Ты, повелитель проса, сеешь в свое время различные виды зерна?» Он почитал Ци в Тай; титул [Ци] был лордом Милле, а его отличительная фамилия была Цзи».
- ↑ Записи великого историка , «Анналы Чжоу», §3 .
- ^ Ву (1982) , стр. 235.
- ^ Шонесси (1999) , с. 303; Ву (1982) , с. 273.
- ^ Бодман (1980) , с. 41: «Более того, китайский язык династии Шан, по крайней мере по своему синтаксису и лексике, по-видимому, в основном не отличается от языка династии Чжоу, чей язык широко засвидетельствован в надписях на бронзовых сосудах и который был передан в ранней классической литературе».
- ^ МакКроу, Дэвид (2010). «Азбука изучения древней китайской лексической статистики» (PDF) . Китайско-платонические статьи (202).
- ^ Роусон, Джессика (1993). «Археология Западной Чжоу» . В Loewe, Майкл; Шонесси, Эдвард Л. (ред.). Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 387. ИСБН 978-0-521-47030-8 – через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б Ли, Фэн (2006). Пейзаж и власть в раннем Китае: кризис и падение Западной Чжоу, 1045–771 гг . до н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 286. ИСБН 978-1-139-45688-3 – через Google Книги.
- ^ Чан, По-И (2008). Ханьское культурное и политическое влияние на трансформацию культурного комплекса Шичжайшань (магистерская диссертация). Австралийский национальный университет. стр. 1–2. hdl : 1885/150555 .
- ^ Мэн-цзы , «Ли Лу II» . текст: «Мэн-цзы сказал: «Шунь родился в Чжуфэне, переехал в Фуся и умер в Минтяо. Он был уроженцем Дуни, родился в Цичжоу и умер в Биине, на западе. Перевод Д.К.Лау (1970:128): «Мэн-цзы сказал: « Шун был восточным варваром; он родился в Чу Фэне, переехал в Фу Ся и умер в Мин Тяо. Король Вэнь был западным варваром; родился в Ци Чжоу и умер в Пи Ин».
- ^ Классик поэзии "Шэн Минь"
- ^ Пуллибланк, Эдвин Г. (1983). «Китайцы и их соседи в доисторические и ранние исторические времена» . В Кейтли, Дэвид (ред.). Истоки китайской цивилизации . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-04229-8 – через Google Книги.
- ^ Пуллибланк, Эдвин Г. (2000). «Цзи姬 и Цзян姜: роль экзогамных кланов в организации государства Чжоу» , Ранний Китай . 25 р. 21-22
- ^ Цзо Чжуань , цитата «Герцог Чжуан - 28-й год - чжуань» : «Династия Цзинь завоевала Ли Жун, а мужчины и женщины Ли Жун взяли Ли Цзи».
- ^ Кук, Констанс (2015). «Ли Цзи, жена герцога Цзинь Сянь» . В Ли — Лили Сяо Хун; Стефановска, А.Д.; Уайлс, Сью (ред.). Биографический словарь китайских женщин: Древность через Суй, 1600 г. до н.э. — 618 г. н.э. Рутледж. стр. 41–42. ISBN 978-1-317-47591-0 – через Google Книги.
- ^ Комментарии к «Беседам государств » В комментариях к «Беседам Чжэна» цитируется: «Ди, Бэйди. Сяньюй, фамилия Цзи также на языке Ди».
- ^ Ян, Цзяньхуа ; Шао, Хуэйцю; Пан, Линг (2020). Металлическая дорога Восточной Евразийской степи: образование Конфедерации хунну и Шелковый путь . Спрингер. п. 371. ИСБН 978-9-813-29155-3 .
- ^ Чинн (2007) , с. 43.
- ^ Шонесси (1999) , стр. 310–311; Чинн (2007) , с. 43; Хакер (1978) , стр. 32–33.
- ^ Jump up to: а б Хакер (1978) , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с Це, Вики В.К. (2018). Крах позднейшей династии Хань в Китае, 25–220 гг. Н. Э.: Северо-западные окраины и окраины империи . Рутледж. п. 45-46 , 63 , п.40. ISBN 978-1-315-53231-8 – через Google Книги.
- ^ Карр, Брайан; Махалингам, Индира, ред. (1997). «Осевые мыслители и формирование философских школ» . Сопутствующая энциклопедия азиатской философии . Рутледж. п. 466. ИСБН 978-0-415-03535-4 – через Google Книги.
- ^ Ли Фэн (2006). Пейзаж и власть в раннем Китае: кризис и падение Западной Чжоу, 1045–771 гг . до н.э. Издательство Кембриджского университета. п. 40. ИСБН 1-139-45688-1 .
- ^ Тиньор и др. (2013) .
- ^ Jump up to: а б с д Тиньор и др. (2013) , с. 153.
- ^ Айвенго, Филип Дж.; Ван Норден, Брайан В. (2005). Чтения по классической китайской философии (2-е изд.). Индианаполис, Индиана: Хакетт. стр. XIV. ISBN 0-872-20781-1 .
- ^ Брашир, Кентукки (1 января 2011 г.). Родовая память в раннем Китае . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-05607-7 .
- ^ Хвэй, Ли. «Система рамаге в Китае и Полинезии» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 21 сентября 2013 г. Проверено 13 мая 2013 г.
- ^ Тао, Си-Шэн. Брак и семья, Шанхай. 1934. стр. 17–31.
- ^ Брашир, К.Э. (2011). Родовая память в раннем Китае . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-05607-7 – через Google Книги.
- ^ Дойхлер, Мартина (1992). Конфуцианская трансформация Кореи: исследование общества и идеологии . Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-16089-7 – через Google Книги.
- ^ Энциклопедия ChinaKnowledge.de, [1] Альтернативно последовательность была переведена как принц, господин, старейшина, хозяин, вождь : Brooks 1997:3 n.9.
- ^ Розенли, Ли-Сян Лиза (2012). Конфуцианство и женщины: философская интерпретация . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 21–24. ISBN 978-0-791-48179-0 .
- ^ Хаютина, Мария (осень 2013 г.). «От деревянных служителей до терракотовых воинов» (PDF) . Информационный бюллетень Исторического музея Берниша . 65 : 2, рис. 4.
- ^ Эбри, Уолтхолл и Пале (2006) , стр. 14.
- ^ Шонесси (1988) .
- ^ Jump up to: а б Креч и Штайнике 2011 , с. 100
- ^ Роусон, Джессика; Хуан, Лимин; Тейлор, Уильям Тимоти Трил (2021). «В поисках лошадей: союзники, клиенты и обмены в период Чжоу (1045–221 до н.э.)» . Журнал мировой предыстории . 34 (4): 489–530. дои : 10.1007/s10963-021-09161-9 . ISSN 1573-7802 . S2CID 245487356 .
- ^ Пу, Му-чжоу (2012). Враги цивилизации: отношение к иностранцам в Древней Месопотамии, Египте и Китае . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 87–88. ISBN 978-0-791-48370-1 .
- ^ Чжао, Динсинь (2015). Конфуцианско-легалистское государство: новая теория китайской истории: новая теория китайской истории . Издательство Оксфордского университета. п. 86. ИСБН 978-0-190-46361-8 .
- ^ «Метрополитен-музей» . www.metmuseum.org .
- ^ Широкауэр и Браун (2006) , стр. 25–47.
- ^ Айвенго, Филип Дж.; Ван Норден, Брайан В. (2005). Чтения по классической китайской философии (2-е изд.). Индианаполис, Индиана: Хакетт. стр. XII–XIV. ISBN 0-872-20781-1 .
- ^ Торп, Роберт Л. (2005). Китай в раннем бронзовом веке . Издательство Пенсильванского университета. п. 176. ИСБН 978-0-8122-3910-2 .
- ^ Айвенго, Филип Дж.; Ван Норден, Брайан В. (2005). Чтения по классической китайской философии (2-е изд.). Индианаполис: Хакетт. п. 2. ISBN 0-87220-781-1 .
- ^ «Сеть астрономического образования» (на китайском языке). 4 июля 2006 г. Проверено 5 декабря 2010 г.
- ^ «Сеть астрономического образования» (на китайском языке). 24 июня 2006 г. Проверено 5 декабря 2010 г.
Цитируемые работы [ править ]
Первичный [ править ]
- Сыма Цянь (Sima Qian) , Исторические записи [ Записи великого историка ] (на литературном китайском языке) - через проект китайского текста
Вторичный [ править ]
- Беквит, Кристофер И. (2009), Империи Шелкового пути: история Центральной Евразии от бронзового века до наших дней , Princeton University Press, ISBN 978-140-082994-1 – через Google Книги
- Бодман, Николас К. (1980), «Протокитайский и китайско-тибетский языки: данные для установления характера отношений», в Ван Коэтсем, Франс ; Во, Линда Р. (ред.), Вклад в историческую лингвистику: проблемы и материалы , Лейден: Брилл, стр. 34–199, ISBN. 978-9-004-06130-9
- Чинн, Анн-пинг (2007), Подлинный Конфуций , Скрибнер, ISBN 978-0-743-24618-7
- Эбри, Патриция Бакли ; Уолтхолл, Энн; Пале, Джеймс Б. (2006), Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история , Бостон: Houghton Mifflin, ISBN 0-618-13384-4
- Герне, Жак (1996), История китайской цивилизации (2-е изд.), Cambridge University Press, ISBN 0-521-49781-7
- Хакер, Чарльз О. (1978), от Китая до 1850 года: краткая история , издательство Стэнфордского университета, ISBN 0-804-70958-0
- Креч, Волхард; Стейнике, Мариан (2011), Динамика в истории религий между Азией и Европой: встречи, представления и сравнительные перспективы , Брилл, ISBN 978-9-004-22535-0 – через Google Книги
- Хаютина, Мария (2003), «Где была столица Западной Чжоу?» , Рабочая группа «Воюющие царства», WSWG-17 , Лейден: Проект «Воюющие царства» , стр. 14, заархивировано из оригинала (PDF) 29 мая 2010 г. , получено 6 марта 2009 г.
- Климан, Терри Ф. (1998), Великое совершенство: религия и этническая принадлежность в тысячелетнем китайском королевстве , Гавайский университет Press, ISBN 0-824-81800-8 , получено 31 декабря 2014 г.
- Шинц, Альфред (1996), Менгес, Аксель (редактор), Волшебный квадрат: города в древнем Китае , Штутгарт: Тэхан
- Широкауэр, Конрад; Браун, Миранда (2006), Краткая история китайской цивилизации (второе изд.), Уодсворт: Томсон, стр. 25–47.
- Шонесси, Эдвард Л. (1988), «Исторические перспективы появления колесницы в Китае», Гарвардский журнал азиатских исследований , 48 (1): 189–237, JSTOR 2719276
- ——— (1999), «История Западной Чжоу», Лоу, Майкл; Шонесси, Эдвард Л. (ред.), Кембриджская история древнего Китая , Cambridge University Press, стр. 292–351, ISBN 978-0-521-47030-8
- Тиньор, Роберт; и др. (2013), Worlds Together, Worlds Apart , vol. 1 (4-е изд.), WW Norton, ISBN 978-0-393-92208-0
- Ву, KC (1982), Китайское наследие , Нью-Йорк: Корона, ISBN 0-517-54475-Х
Дальнейшее чтение [ править ]
- Фонг, Вэнь, изд. (1980), Великий бронзовый век Китая: выставка Китайской Народной Республики , Нью-Йорк: Метрополитен-музей, ISBN 978-0-870-99226-1
- Ли, Юань-Юань; Шен, Синьян (1999), Китайские музыкальные инструменты , Серия монографий о китайской музыке, Издательство Китайского музыкального общества Северной Америки, ISBN 978-1-880-46403-8
- Ли, Фэн (2006), Пейзаж и власть в раннем Китае: кризис и падение Западной Чжоу 1045–771 до н.э. , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-85272-2
- Шен, Синьян (1987), «Акустика древних китайских колоколов», Scientific American , 256 (4): 94, Бибкод : 1987SciAm.256d.104S , doi : 10.1038/scientificamerican0487-104
- Сунь, Ян (2006), «Культурный и политический контроль в Северном Китае: стиль и использование бронзы Янь в Люлихэ во время раннего Западного Чжоу», в книге Майр, Виктор Х. (редактор), « Контакты и обмен в древности». Мир , Гонолулу: Гавайский университет Press, стр. 215–237, ISBN. 978-0-824-82884-4
- Вагнер, Дональд Б. (1999), «Самое раннее использование железа в Китае», в книге Young, SMM; Поллард, AM; Бадд, П.; и др. (ред.), Металлы в древности , Оксфорд: Archaeopress, стр. 1–9, ISBN. 978-1-841-71008-2
Внешние ссылки [ править ]
- династии Чжоу
- 256 г. до н.э.
- Застой в Китае в III веке до н.э.
- Заведения XI века до нашей эры в Китае
- Бронзовый век в Китае
- Династии Китая
- Бывшие страны в истории Китая
- Бывшие монархии Восточной Азии
- Государства и территории, упраздненные в III веке до нашей эры.
- Государства и территории, основанные в 11 веке до нашей эры.