Ши Цянпань
Ши Цянпань | |
---|---|
![]() | |
Материал | Бронза |
Высота | 16,2 см (6,4 дюйма) |
Созданный | в. 908 г. до н.э. |
Обнаруженный | 1976 Баоцзи , Шэньси, Китай |
Сковорода Ши Цян китайскую ( китайский : 史墻盤 ; букв. «Тасс писца Цяна») представляет собой бронзу , датируемую концом 10 века до нашей эры. На нем написан текст, который был описан как «первая сознательная попытка в Китае написать историю». [1] [2] [а] Он считается одним из национальных достояний Китая и в 2002 году был включен в список шестидесяти четырех культурных реликвий, запрещенных к выставлению за рубежом . [3] Он хранится в Музее бронзовых изделий Баоцзи ; копия выставлена в Музее Китайского культурного центра Калгари. [4] Сосуд низкий, круглый, имеет две ручки. Его высота 16,2 см (6,4 дюйма), диаметр 47,3 см (18,6 дюйма). Его внешний вид выполнен в стиле таоти .
История
[ редактировать ]Ши Цян Сковорода была отлита где-то во время правления короля Гуна Чжоу ( гг . До н 915–900 . Э.). [5] ) для члена клана Вэй ( 𢼸 ; современный 微 ), которого звали Цян ( 墻 ). Некоторое время спустя он был похоронен вместе с более чем 100 другими сосудами, принадлежавшими семье, и раскопан только в 1976 году в уезде Фуфэн , Баоцзи , Шэньси. [1]
Надпись
[ редактировать ]
Внутренняя часть судна исписана 284 знаками, разделенными на восемнадцать строк. [6] [7] Содержание восхваляет предыдущих и нынешних правителей династии Чжоу , превознося их добродетели и деяния, а затем рассказывает историю семьи заклинателя, кульминацией которой является сам Писец Цян. В этом отличие от большинства надписей, в которых подробно описываются только непосредственные события. [2]
Надпись рассказывает, как король Чжоу Вэнь «присоединился к десяти тысячам государств», король Чжоу У «провёл кампанию через четыре квартала», король Чжоу Чжао «приручил Чу и Цзин». Во всех надписях отражены достоинства и выдающиеся достижения первых семи царей Чжоу. Чуть раньше середины отрывка надпись начинает описывать собственную семью заклинателя, начиная с того, как его верховный предок был перенесен из более восточного места на родину Чжоу примерно во время завоевания Чжоу. В отчете затрагиваются такие темы, как уместность жертвоприношений деда Цяна, а также успехи отца Цяна в сельском хозяйстве.
Язык надписи сложен как графически, так и лексически. Транскрипции доступны, но большинство из них неполны из-за ограничений шрифта. Наиболее полное описание можно найти в «Полных объяснениях бронзовых надписей» Сиракавы . [8] Эдвард Л. Шонесси перевел этот отрывок на английский язык. [9]
Ритуальный смысл надписи демонстрируется позитивным отношением к историческим фактам: в надписи утверждается, что король Чжао «приручил Чу и Цзин», тогда как на самом деле кампания потерпела поражение, а король был убит, при живых воспоминаниях об отливке сосуда. [10]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Фалькенхаузен оспаривает эту характеристику, утверждая, что, возможно, существовали предшествующие события, которые не сохранились, и что бронзовые надписи в первую очередь следует понимать как выполняющие ритуальную цель. Текст воспевает предков, королевских и личных. Фалькенхаузен (1993) , с. 168.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шонесси (1991) , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Даррант (2001) , с. 495.
- ^ Веб-сайт защиты китайского культурного наследия (на китайском языке)
- ^ «Бронзовый сосуд Ши Цянь Пань 牆盤» . Музей Китайского культурного центра Калгари . 1993.048.001 . Проверено 13 июня 2024 г.
- ^ Шонесси (1999) , с. 25.
- ^ Китайский университет Гонконга (2001) , с. 181.
- ^ Хаютина, Мария (2021). «Начало производства культурной памяти в Китае и политика памяти королевского дома Чжоу в период Западной Чжоу» . Ранний Китай . 44 . Издательство Кембриджского университета: 19–108.
- ^ Сиракава (1962) , стр. 335–366.
- ^ Шонесси (1991) , стр. 3–4.
- ^ Керн, Мартин (2009). «Бронзовые надписи, Шицзин и Шаншу : эволюция жертвоприношений предков во времена Западного Чжоу» (PDF) . В Лагервее, Джон; Калиновский, Марк (ред.). Ранняя китайская религия, часть первая: Шан через Хань (1250 г. до н.э. — 220 г. н.э.) . Справочник востоковедения, раздел 4: Китай. Том. 21. Брилл. п. 153. дои : 10.1163/ej.9789004168350.i-1312.23 . ISBN 978-9-004-16835-0 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Сиракава Сидзука (1962). Интерпретация бронзовых надписей [ Полное объяснение бронзовых надписей ] (на японском языке). Том. 6. Кобе: Хакуцуру бидзюцукан. стр. 335–366.
- Комплексная коллекция бронзовых надписей династий Инь и Чжоу [ Собрание бронзовых надписей Шан и Чжоу ] (на китайском языке). Том. 16. Шанхай: Научно-исследовательский институт археологии Академии социальных наук Китая. 1994. с. 181. ИСБН 7-101-01234-5 .
- Комплексная интерпретация бронзовых надписей династий Инь и Чжоу [ Транскрибированные тексты собрания бронзовых надписей Шан и Чжоу ] (на китайском языке). Том. 6. Издательство Китайского университета Гонконга. 2001. стр. 132–133. ISBN 9-629-96041-9 .
- Шонесси, Эдвард Л. (1991). Источники истории Западной Чжоу . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 1–4 . ISBN 0-520-07028-3 .
- ——— (1999). «Календарь и хронология». В Loewe, Майкл ; Эдвард Шонесси (ред.). Кембриджская история Древнего Китая . Издательство Кембриджского университета. стр. 19–29 . ISBN 978-0-521-47030-8 .
- Даррант, Стивен (2001). «Литературные особенности исторического письма». В Майре, Виктор Х. (ред.). Колумбийская история китайской литературы . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 493–510 . ISBN 978-0-231-10984-0 .
- Фалькенхаузен, Лотар фон (1993). «Проблемы исследований Западной Чжоу: обзорная статья». Ранний Китай . 18 . Издательство Кембриджского университета: 139–226. дои : 10.1017/S0362502800001516 . JSTOR 23351748 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Надпись Ши Цян Пана - английский перевод из Колумбийского университета.
