Jump to content

Китайские бронзовые надписи

Китайские бронзовые надписи
Надпись на Сун- Дин , ок. 800 г. до н.э.
Китайское имя
китайский Золотые надписи
Буквальный смысл Бронзовое письмо
Альтернативное китайское название
Традиционный китайский Чжун Динвэнь
Упрощенный китайский Чжун Динвэнь
Буквальный смысл Написание колокола и котла
Японское имя
Кандзи Золотые надписи
Хирагана Кинбун
Катакана Кимбун

Китайские бронзовые надписи , также обычно называемые бронзовым письмом или письмом на бронзовых изделиях , написаны различными китайскими письменами на ритуальных бронзах, таких как Чжун колокольчики и треножные котлы Дунг , от династии Шан (2-е тысячелетие до н. э.) до династии Чжоу (11–11 вв.). III век до нашей эры) и даже позже. Ранние бронзовые надписи почти всегда были отлиты (т. е. письмо делалось стилусом во влажной глине формы, из которой затем отливалась бронза), тогда как более поздние надписи часто гравировались уже после отливки бронзы. [1] Бронзовые надписи являются одними из самых ранних письменностей в китайской семье письменностей , которым предшествует письменность на кости оракула .

Терминология

[ редактировать ]
Очень живописный персонаж эмблемы клана Шан (牛 niú «бык»)

В период от раннего Западного Чжоу до раннего периода Воюющих царств большая часть обнаруженных письменных источников представляла собой бронзовые надписи. [а] В результате разновидность письменности этого периода принято называть «бронзовой письменностью», хотя единого такого сценария не существует. бронзовые надписи предыдущей династии Шан . Этот термин обычно включает также [б] Однако существуют большие различия между весьма живописными символами эмблемы Шан (также известными как «идентификационные») на бронзовых изделиях (см. знаки различия клана «бык» выше), типичными бронзовыми графическими изображениями Шан, написанными на бронзе середины династии Чжоу, и графическими изображениями на бронзе середины династии Чжоу. от позднего Чжоу до Цинь , Хань и бронзы последующего периода. Более того, начиная с весеннего и осеннего периода , письменность в каждом регионе постепенно развивалась в разных направлениях, так что стили письма в Воюющих царствах Чу , Цинь и восточных регионах, например, поразительно расходились. Кроме того, в период с конца весны и осени до начала Воюющих государств также возникали художественные сценарии, такие как письмо птиц (鳥書 niώoshū ), также называемое письмом птичьей печати ( niώozhuàn 鳥篆), и письмо червя ( chóngshū 蟲書).

Надписанные бронзы

[ редактировать ]
Слева: бронзовый ритуальный сосуд для вина Фан Цзун , ок. 1000 г. до н.э. Надпись напоминает о подарке владельцу ракушек каури. Справа: бронзовый клык йи ритуальный контейнер c. 1000 г. до н.э. На нем дважды появляется надпись из 180 знаков, комментирующая государственные ритуалы, сопровождающие придворную церемонию, записанные официальным писцом.

Из множества китайских ритуальных бронзовых артефактов около 12 000 имеют надписи. сохранившихся сегодня [2] Их периодически раскапывали с момента их создания, а систематически собирали и изучали, по крайней мере, со времен династии Сун . [3] Надписи имеют тенденцию увеличиваться в длину с течением времени: от одного до шести или около того символов для более ранних примеров Шана до сорока или около того символов в самом длинном случае позднего Шана. [3] и часто сотня или более на бронзовых изделиях Чжоу, самая длинная из которых достигает примерно 500. [с]

В целом иероглифы на древних китайских бронзовых надписях располагались в вертикальных столбцах и писались сверху вниз, как считается, под влиянием бамбуковых книг, которые, как полагают, были основным средством письма во времена династий Шан и Чжоу. [4] [5] Очень узкие вертикальные бамбуковые планки этих книг не подходили для написания широких букв, поэтому некоторые графики были повернуты на 90 градусов; этот стиль затем был перенесен на кости и бронзу оракулов Шан и Чжоу. Примеры:

Примеры бронзовых надписей, повернутых на 270°: Слева направо:

лошадь

му

лошадь

Тигр

хо

тигр

свинья

шу

свинья

собака

счастливый

собака

слон

Сян

слон

черепаха

Гуи

черепаха

для

почему

вести

болезнь

ее

болезнь

馬 虎 豕 犬 象 龜 為 疾

mǎ hǔ shǐ quǎn xiàng guī wèi jí

horse tiger swine dog elephant turtle {to lead} illness

Из 12 000 сохранившихся сегодня бронзовых изделий с надписями примерно 3 000 датируются династией Шан, 6 000 — династией Чжоу и последние 3 000 — династиями Цинь и Хань . [2]

Шанские бронзовые надписи

[ редактировать ]

Надписи на бронзовых изделиях Шан имеют довольно единообразный стиль, что позволяет обсуждать «бронзовое письмо Шан», хотя все еще существуют большие различия между типичными персонажами и некоторыми экземплярами названий или эмблем кланов. раннего периода Как и в случае с письмом на кости оракула , структура и ориентация отдельных графиков сильно различались в бронзовых надписях Шан, так что каждый раз можно найти конкретный иероглиф, написанный по-разному, а не стандартизированным способом (см. в левом нижнем углу). [ нужны разъяснения ]

虎 «тигр» из бронзовых надписей (зеленого цвета) по сравнению с другими формами письма.

Как и в сценарии на кости оракула, символы можно было писать лицом влево или вправо, поворачивать на 90 градусов, а иногда даже переворачивать вертикально, как правило, без изменения смысла. [6] Например, и оба представляют современного персонажа Сю 戌 (11-я Земная ветвь ), в то время как и оба хоу 侯 «маркиз». Это относилось как к обычным, так и к очень сложным идентификационным графам, таким как эмблема клана хо 虎 «тигр» справа, которая была повернута на 90 градусов по часовой стрелке на своей бронзе.

Эти надписи почти все отлиты (а не гравированы), [7] и являются относительно короткими и простыми. Некоторые из них в основном предназначались для определения названия клана или другого имени, [8] в то время как типичные надписи включают название клана производителя и посмертный титул предка, память которого увековечена изготовлением и использованием сосуда. [9] Эти надписи, особенно примеры позднего периода, идентифицирующие имя, [8] обычно выполняются шрифтом с высокой пиктографичностью, который сохраняет формальное, сложное письмо Шан, которое в основном было написано на бамбуковых или деревянных книгах. [10] [д] в отличие от одновременно упрощенной, линеаризованной и более прямолинейной формы письма, как это видно на костях оракула. [11]

Было обнаружено несколько Шанских надписей, написанных кистью на керамике, камне, нефрите или костяных артефактах, а также есть несколько гравюр на кости по вопросам, не связанным с гаданием, написанным в сложном, сильно пиктографическом стиле; [8] им соответствует структура и стиль бронзовых надписей. [10]

Мягкая глина форм, используемых для изготовления бронзовых изделий от Шан до раннего Чжоу, была подходящей для сохранения большей части сложных символов, написанных кистью в таких книгах и других носителях, тогда как твердая костлявая поверхность костей оракула была трудной. гравировать, что привело к значительному упрощению и переходу к прямолинейности. Кроме того, некоторые персонажи на бронзовых изделиях Шан могли быть более сложными, чем обычно, из-за особенно консервативных взглядов. [12] использование в этом ритуальном средстве или при записи идентификационных надписей (клановых или личных имен); вместо этого некоторые ученые объясняют это чисто декоративными соображениями. Таким образом, бронзовое письмо Шан можно считать формальным письмом, подобным, но иногда даже более сложным, чем неподтвержденное ежедневное письмо Шан на бамбуковых и деревянных книгах и других носителях, но гораздо более сложным, чем письмо Шан на костях оракула .

Надписи династии Чжоу

[ редактировать ]

Западная Чжоу

[ редактировать ]

Иероглифы династии Западная Чжоу (на примере бронзовых надписей того времени) в основном продолжают систему письма Шан; то есть ранние формы У. Чжоу напоминают бронзовые формы Шан (как, например, названия кланов, [и] и типичное письмо), без какого-либо четкого или внезапного различия. Как и их предшественники из династии Шан во всех средствах массовой информации, они часто имеют неправильную форму и размер, а структура и детали часто варьируются от одного произведения к другому и даже в пределах одного и того же произведения. Хотя большинство из них по своей функции не являются пиктограммами, ранние бронзовые надписи Западной Чжоу были описаны как более пиктографические по своему вкусу, чем надписи последующих периодов. Во времена Западного Чжоу многие графики начинают проявлять признаки упрощения и линеаризации (замена закругленных элементов квадратными, сплошных элементов на короткие отрезки линий, а толстых линий переменной ширины на тонкие, одинаковой ширины), в результате чего это снижение качества пиктограммы, как показано на диаграмме ниже.

Линеаризация персонажей во времена Западного Чжоу

Некоторая гибкость в ориентации графиков (вращение и обратимость) сохраняется и в Западной Чжоу, но на протяжении всей династии Чжоу ее становится все меньше. [13] Графики начинают становиться немного более однородными по структуре, размеру и расположению ко времени правления третьего правителя Чжоу, короля Кана , а после девятого, короля И , эта тенденция становится более очевидной. [14]

Некоторые использовали проблематичный термин « большая печать » (大篆 dàzhuàn ) для обозначения сценария этого периода. Этот термин восходит к династии Хань . [15] (маленькая) печать и канцелярский шрифт когда использовались . Таким образом, возникла необходимость различать эти две формы, а также любые более ранние формы письма, которые все еще были доступны в виде книг и надписей, поэтому термины « большая печать » (大篆 dàzhuàn ) и «малая печать» (小篆 xiώozhuàn , также известный как秦篆 Цинь чжуан ) возник. Однако, поскольку термин «большая печать» по-разному используется для описания примеров чжоувен (籀文) из ок. 800 г. до н.э. Шичжоупианский сборник, или надписи как на поздних бронзовых надписях В. Чжоу, так и на каменных барабанах Цинь , или все формы (включая письмо на кости оракула ), предшествовавшие малой печати, этого термина лучше полностью избегать. [16]

Восточный Чжоу

[ редактировать ]

Весна и осень

[ редактировать ]

К началу Восточного Чжоу , в период Весны и Осени , многие графики полностью линеаризованы, как видно на диаграмме выше; кроме того, изогнутые линии выпрямляются, а разрозненные линии часто соединяются, что приводит к большему удобству письма, но заметному снижению пиктографического качества. [11]

В Восточном Чжоу различные государства первоначально продолжали использовать те же формы, что и в позднем Западном Чжоу. Однако региональные формы затем начали стилистически расходиться уже в весенний и осенний период, [17] при этом формы в штате Цинь остаются более консервативными. Согласно традиционным документам, в это время печати и чеканенные монеты, вероятно, в основном из бронзы, но ни одна из дошедших до нас печатей еще не была бесспорно датирована этим периодом. уже использовались [18]

К середине-концу весеннего и осеннего периода художественные производные письмена с вертикально вытянутыми формами появились на бронзе, особенно в восточных и южных штатах, и продолжали использоваться до периода Воюющих царств (см. Подробности надписи из гробницы маркиза Воюющих царств). Йи из Цзэна внизу слева). В тех же областях, в конце весны и осени и в начале Воюющих государств , также появились сценарии, которые украшали основные структуры декоративными формами, такими как птицы или черви. Они известны как Птичье письмо ( niώoshū 鳥書) и Червячное письмо ( chóngshū 蟲書), а вместе взятое — как письмо-птица-червь ( niώochóngshū 鳥蟲書; см. Бронзовый меч короля Годзяна справа); однако это были в первую очередь декоративные формы для надписей на бронзе и других предметах, а не повседневно используемые шрифты. [19] Некоторые изделия из бронзы того периода были вырезаны грубо и небрежно, при этом структура графиков часто несколько отличалась от типичных. Считается, что они отражали популярное (вульгарное) письмо того времени, сосуществовавшее с формальным письмом. [20]

Период Воюющих царств

[ редактировать ]

печати Были найдены периода Воюющих царств , в основном отлитые из бронзы. [21] и отчеканенные бронзовые монеты этого периода также многочисленны. Они представляют собой дополнительный ценный ресурс для изучения китайских бронзовых надписей. Именно в этот период были обнаружены первые сохранившиеся рукописи из бамбука и шелка. [22]

В ранний период Воюющих царств типичные бронзовые надписи по содержанию и длине были аналогичны надписям позднего Западного Чжоу до весеннего и осеннего периода . [23] Один из самых известных когда-либо обнаруженных наборов бронзы относится к раннему периоду Воюющих царств: большой набор колокольчиков бяньчжун из гробницы маркиза Йи из штата Цзэн , раскопанной в 1978 году. Общая длина надписей на этом наборе составляла почти 2800 символов. [23]

Бронзовые колокольчики бяньчжун из ранней гробницы маркиза Йи Цзэна.

В середине и конце периода Воюющих царств средняя длина надписей значительно уменьшилась. [24] Многие, особенно на оружии, записывали только дату, производителя и т. д., в отличие от более раннего повествовательного содержания. Начиная с этого времени, такие надписи обычно гравировались на уже отлитой бронзе, а не писались на влажной глине форм, как это было раньше. Гравюра зачастую выполнялась грубо и наспех. [25]

В период бронзовых надписей периода Воюющих царств сохраняются тенденции поздней весны и осени, такие как использование художественно украшенных надписей (например, надписей птиц и насекомых) на украшенных бронзовых изделиях. В повседневном письме, которое не было таким приукрашено, типичное письмо продолжало развиваться в разных направлениях в разных регионах, и это расхождение ускорялось как отсутствием центрального политического контроля, так и распространением письма за пределами дворянства. [26] В государстве Цинь, которое было несколько культурно изолировано от других государств и располагалось на старой родине Чжоу, письмо стало более единообразным и стилистически симметричным. [27] вместо того, чтобы сильно измениться структурно. Изменения в письме были медленными, поэтому он оставался более похожим на типичное письмо позднего Западного Чжоу, которое можно найти на бронзовых изделиях того периода и в Шичжоуском компендиуме ок. 800 г. до н.э. [27] [28] В результате только примерно в середине периода Воюющих царств популярная (также известная как простонародная или вульгарная) письменность получила распространение в Цинь, и даже тогда вульгарные формы оставались в чем-то похожими на традиционные формы, изменяясь в первую очередь с точки зрения становления. более прямолинейный. Традиционные формы в Цинь также продолжали использоваться, так что две формы письма сосуществовали. Традиционные формы Цинь развивались медленно в эпоху Восточного Чжоу , постепенно превращаясь в то, что сейчас называется (малым) письмом печатей в этот период, без какой-либо четкой разделительной линии (это не тот случай, как принято считать, что письмо маленькой печати было внезапное изобретение Ли Си во времена династии Цинь [29] ). Между тем, в конце Сражающихся царств и в период династии Цинь вульгарное письмо Цинь превратилось в раннее клерикальное (или протоклерикальное) [30] который затем развился в канцелярское письмо, используемое в Хань в периоды Вэй - Цзинь . [ф]

Между тем в восточных штатах вульгарные формы стали популярны раньше; они также более радикально отличались от традиционных форм и более полно вытесняли их. [26] Эти восточные письменности, которые также несколько различались в зависимости от штата или региона, позже были неправильно поняты Сюй Шэнем , автором этимологического словаря династии Хань Шуовэнь Цзецзы , который думал, что они предшествовали формам Цинь Воюющих царств, и поэтому назвал их гувэнь (古文), или «древняя письменность».

Компьютерное кодирование

[ редактировать ]

Ожидалось, что когда-нибудь бронзовое письмо будет закодировано в Unicode , весьма вероятно, в плоскости 3 (третичная идеографическая плоскость, или TIP); однако для него еще не было выделено или официально предложено никаких кодовых точек (в отличие от сценариев печати и кости оракула , в которых диапазоны кодовых точек предварительно заблокированы в TIP). [31]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Существует также крайне небольшое количество надписей на Чжоуюань (周原), костях оракула датируемых началом династии Чжоу (Цю 2000, стр.68–9), а также сборник Ши Чжоу Пиан (史籀篇). ок. 800 г. до н. э., крошечная часть которых сохранилась в виде образцов zhòuwén (籀文) в Шуовэнь Цзецзы и, наконец, Каменных барабанов Цинь периода поздней весны и осени .
  2. ^ Бронзовые надписи также существуют для периодов, предшествующих и последующих; но большая часть более раннего (династия Шан) письма выполнена письмом на костях оракула , тогда как более поздние письмена также доступны на бамбуковых книгах , шелковых книгах и каменных памятниках ( стелах ) в значительных количествах.
  3. ^ Цю 2000, стр.68 цитирует 291 на Да Ю Дин (大盂典), около 400 на Сюо Ю Дин (小盂典), 350 на Сон Ши Пан (三士盘), 498 на Мао Гун Дин (Мао Гун Дин) и 493 на большом колоколе бо , отлитом Шу Гуном (дядей Гуном (так в оригинале)) в период весны и осени .
  4. ^ Считается, что основным средством письма того времени были кисть для письма и бамбуковые или деревянные книги; хотя они и не сохранились, характер для таких книг, , демонстрирующий вертикальные планки, связанные горизонтальной веревкой, встречается на бронзовых изделиях Шан и Чжоу, как и рисунок пишущей кисти (см. Цю 2000, стр. 63 и Сю Юхуэй, стр. 12). Исторические ссылки на использование таких книг народом Шан также существуют, например, в главе Дуоши Шаншу (Цю, стр.62–3).
  5. ^ Цю 2000, стр.69; с.65 в сноске 5 также упоминается, что весьма пиктографичные клановые эмблемы и другие идентификационные формы все еще встречаются в период Чжоу, особенно в начале В. Чжоу.
  6. Хотя в народе канцелярский шрифт ассоциируется только с династией Хань, он фактически продолжал использоваться наряду с рукописным, неоклерикальным и полукурсивным письмом до тех пор, пока не закончился период Вэй-Цзинь, когда современное стандартное письмо стало доминирующим; см. Цю 2000, стр. 113.
Сноски
  1. ^ Цю 2000 стр.60
  2. ^ Перейти обратно: а б Уилкинсон (2000): 428.
  3. ^ Перейти обратно: а б Цю 2000, стр.62
  4. ^ Сюй Яхуэй, стр.12
  5. ^ Цю 2000, стр.63
  6. ^ Цю 2000, стр.67
  7. ^ Цю 2000, стр.60
  8. ^ Перейти обратно: а б с Цю 2000, стр.64
  9. ^ Цю 2000 стр.62
  10. ^ Перейти обратно: а б Цю 2000, стр.63
  11. ^ Перейти обратно: а б Цю 2000, стр.70
  12. ^ Цю 2000, стр.65
  13. ^ Цю 2000, стр.67
  14. ^ Цю 2000, стр. 69–70.
  15. ^ Цю 2000, стр.100.
  16. ^ Цю 2000, стр.77
  17. ^ Цю 2000, с. 71 и 76
  18. ^ Цю 2000, стр.80
  19. ^ Цю 2000, стр. 71–72.
  20. ^ Цю 2000, стр.72
  21. ^ Цю 2000, стр. 80 отмечает, что некоторые из них также были серебряными или нефритовыми.
  22. ^ Цю 2000, стр.81
  23. ^ Перейти обратно: а б Цю 2000, стр.79
  24. ^ Цю 2000, с. 79
  25. ^ Цю 2000, стр.79-80 и 93.
  26. ^ Перейти обратно: а б Цю 2000, стр.78
  27. ^ Перейти обратно: а б Цю 2000, стр.97
  28. ^ 陳昭容 Чэнь Чжаорун, 2003 г.
  29. ^ Цю 2000, стр.107.
  30. ^ Цю 2000, стр. 78, 104 и 107.
  31. ^ Консорциум Unicode, Дорожная карта TIP
Библиография
  • Чэнь Чжаорун Чэнь Чжаорун (2003) Циньси вэньцзы яньцзю: cong hanzi-shi de jiaodu kaocha Исследование линии письма Цинь: исследование с точки зрения истории китайской письменности: Тайбэй: Academia Sinica, Монография Института истории и филологии. ISBN   957-671-995-X ( китайский ).
  • Дейдье, Кристиан (1980). Китайские бронзы. Нью-Йорк: Риццоли NK7904.D49, SA.
  • Цю Сигуй (2000). Китайская письменность . Перевод Гилберта Маттоса и Джерри Нормана . Специальная серия монографий «Ранний Китай» № 4. Беркли: Общество изучения раннего Китая и Институт исследований Восточной Азии, Калифорнийский университет, Беркли. ISBN   1-55729-071-7 .
  • Роусон, Джессика (1980). Древний Китай: Искусство и археология . Лондон: Публикации Британского музея.
  • Роусон, Джессика (1987). Китайские бронзы: искусство и ритуал . Лондон.
  • Роусон, Джессика (1983). Китайские бронзы Юньнани . Лондон и Пекин: Сиджвик и Джексон.
  • Шонесси, Эдвард Л. (1991). Источники истории Западной Чжоу: бронзовые сосуды с надписями . Калифорнийский университет Press, Беркли, Лос-Анджелес, Оксфорд. ISBN   0-520-07028-3 .
  • Ван Хуэй Ван Хуэй (2006). Шан-Чжоу Цзиньвэнь Бронзовые надписи и Чжоу Пекин: Wenwu Publishing ( китайский ) .
  • Уилкинсон, Эндимион (2000), История Китая: Руководство (2-е изд.), Кембридж, Массачусетс, Лондон: Азиатский центр Гарвардского университета, ISBN  9780674002494 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f10a3efdd766666e6c6df8e88873a1b4__1718010300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/b4/f10a3efdd766666e6c6df8e88873a1b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chinese bronze inscriptions - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)