Гу (сосуд)
К | |||
---|---|---|---|
китайский | Гоу | ||
|

Гу — это тип древнекитайского ритуального бронзового сосуда времен династий Шан и Чжоу (1600–256 до н. э.). Его использовали для питья вина или для ритуальных возлияний .
Гу высокий и тонкий, со слегка расширяющимся основанием, которое сужается к тонкой центральной части , а затем снова расширяется в трубообразный рот, шире основания. Его поверхность часто украшается таотэ .
Начало гу сосуда
[ редактировать ]Сосуд гу был известен тем, что использовался в качестве сосуда для питья вина. Говорят, что он произошел от других сложных чаш, которые также имели высокие ножки и были найдены в неолитических культурах. [ 1 ] На древних сосудах были найдены надписи, в которых говорится, что в китайской культуре пить вино было обычным явлением. Создание такого сосуда, как гу, имеет смысл в наше время из-за его формы. Длинная ножка позволяла легко держать напиток и пить, сохраняя при этом уникальные и элегантные черты. Из этой чаши пили вино.
Раннее вдохновение для создания сосуда гу
[ редактировать ]На протяжении сотен памятников эпохи неолита и ранних династий, обнаруженных в Китае , в гробницах этих памятников часто находят ритуальные сосуды, от глины до бронзы. Форма, очертания и декор намекают на функцию каждого сосуда, а также на ранние верования, которые их вдохновляли. Раннюю китайскую религию было трудно понять ученым из-за отсутствия обширных археологических свидетельств неолитической религиозной философии и ритуальных практик. [ 2 ] Однако ранняя династия Шан имела гораздо более конкретную религию в отношении верований и практик, начиная от поклонения предкам и заканчивая погребальными ритуалами, а также развитую систему совершения жертвоприношений. [ 2 ] Поскольку эти верования могли распространиться еще на более ранние периоды в Китае, общий центр поклонения включал такие элементы, как предки, проблемы плодородия, а также другие духи или боги природных элементов. [ 2 ]

Ритуальные сосуды раннего Китая являются продолжением духовного или религиозного мира, в котором силы, которые, казалось, существовали в природе, могли иметь большое влияние на вдохновение сосудов. Силы природы включали в себя те, которые могли находиться в животных, растениях, воде, болезнях, смерти и, в конечном итоге, в загробной жизни, и все они сосуществовали с людьми и оказывали большое влияние на жизнь человека. [ 2 ] В некоторых случаях ритуальные сосуды позволяли поддерживать гармонию между духовным миром и земным царством посредством сосудов, в которых проводились жертвоприношения, или сосудов, подобных гу, которые люди пили во время ритуальных церемоний.
Функция и использование
[ редактировать ]Гу был обычным сосудом для вина , который можно было найти в престижных районах. Этот сосуд для вина был найден в таких местах, как места встреч, где высококлассные китайцы собирались друг с другом, чтобы выпить вина. [ 3 ] Сосуд гу может быть уникальным во многих отношениях. Сосуды более элегантного стиля, с большим рельефом и дизайном чаще встречаются в обстановке высокого класса. Более простые, высокие и узкие сосуды гу можно было найти во всех домах семьи. По словам семьи Цун, сосуд гу был внесен в список артефактов «Винные контейнеры», найденных в цивилизациях Шан. [ 4 ] Это позволяет археологам сосредоточиться на местоположении сосудов гу , чтобы определить классовый статус этого места.
Примеры функций
[ редактировать ]В 25-м стихе книги 6 «Конфуцианских аналектов» упоминается гу. Это была чаша, из которой пили специально в религиозных местах, но сначала правителями династии Шан. [ 5 ] Его функциональное использование для человека, а не для духа, также отмечено на основе конструкции сосуда гу, поскольку его конструкция логична, поскольку он может удерживать жидкость и его можно легко держать в руке, в отличие от других сосудов для вина. [ 5 ]
Единственное свидетельство ритуального использования этого сосуда, которое мы имеем, — это его сильная связь с вином, крепкими спиртными напитками и правителями высшего сословия. Более поздние гравированные сосуды помогают подтвердить значение ритуального винопития как части ритуальной церемонии. Сосуд гу появляется на гравюре ритуальной сцены, найденной на сосуде и, обнаруженном в гробнице в Шэньси, где гу , используемый в гравюре, очень напоминает гу Шан. [ 6 ]
Имя
[ редактировать ]Термин «гу» ранее никогда не встречался написанным ни на каких других сосудах, и первое упоминание этого термина появилось только в 11 веке в трудах раннего художника и антиквара Ли Гунлиня. [ 7 ] Ли, художнику и заядлому коллекционеру ранней бронзы, приписывают название сосуду гу на основе эксперимента с сосудом гу, которым он владел. В своем эксперименте он измеряет, что его сосуд гу может вместить ровно две пинты или шэн жидкости, что соответствует гу , в то время как обозначенный иероглиф означает «гребень» или «фланец», основываясь на декоративных элементах, найденных на его гу. [ 7 ]
Исторические события и примеры
[ редактировать ]Хотя гу — это название формы бронзового сосуда, подобные сосуды изготавливались из глины и дерева задолго до бронзового века .
Бронзовый гу
[ редактировать ]Судя по археологическим открытиям, гу является одной из наиболее распространенных форм бронзовых сосудов времен династии Шан (около 16–11 веков до н.э.). [ 8 ] Сяонэн Ян отмечает, что гу стал менее популярен в династии Западная Чжоу (около 11-8 веков до н.э.), но стиль позднего периода Шан, или, скорее, стиль Аньян, выжил, а также возродился стиль раннего периода Шан. . Более того, гу исчез во время правления короля Му Чжоу в 10 веке до нашей эры. [ 9 ]
Фаза Чжэнчжоу (период Эрлиган) династии Шан
[ редактировать ]Один бронзовый гу был обнаружен в северном углу верхнего уровня гробницы М2 в Эрлигане, Чжэнчжоу , месте ранней династии Шан. [ 10 ] Декоры на этом сосуде сосредоточены на ленте в нижней части его тулова, что, по мнению Макса Лёра , характерно для ранней Шанской бронзы. [ 11 ]
Гу из Эрлигана имеет на ножке крестообразные отверстия, что является общей чертой некоторых изделий из бронзы Шан. Например, все сосуды гу и некоторые другие изделия из бронзы из Чэнгу, Шэньси, имеют подобные крестообразные отверстия, хотя их разнообразный декор и форма позволяют предположить, что они могли быть изготовлены в разные периоды времени династии Шан. [ 12 ]
Аньянская фаза династии Шан
[ редактировать ]
Огромные изменения произошли до того, как столица Шана переехала в Инь , последнюю столицу Шана. [ 13 ] Гу также изменился на этапе Аньяна. Во-первых, гу в это время обычно был ростом более 20 см, со стройным телом и широким ртом. Фу Хао гу из Аньяна имеет высоту 25,5 см и ширину рта 14,2 см, что значительно превосходит его дно. [ 14 ] Чуй- гу , также найденный в гробнице в Аньяне, имеет высоту около 31 см, а его рот почти в два раза шире дна. [ 15 ] Во-вторых, с этого момента основание гу слегка поднималось вверх с помощью короткой круглой стопы. Этой особенностью обладают гу , выставленные в галерее Артура М. Саклера в Вашингтоне и Шанхайском музее в Шанхае , чьи фотографии показаны на этой странице. В-третьих, у некоторых гу также есть декоры, простирающиеся от талии до края рта в трех треугольных регистрах. [ 16 ] [ 17 ] Фактически, бронзовые сосуды, изготовленные в фазе Аньян, обычно полностью украшены декорами. [ 18 ]
Ранняя династия Западная Чжоу
[ редактировать ]Имитации или возрождения прежних стилей появляются в конце периода Шан и начале периода Западной Чжоу. Джессика Роусон отметила, что гу высотой 28,5 см с мотивом таоти на талии прославляет ранний стиль Шан, размещая его декоры на одной полосе. [ 19 ] Другой пример — Люй Фу И гу , найденный в кладе семьи Вэй . Высота этого сосуда 25,2 см, ширина устья около 13,2 см. [ 9 ] Шея длинная и тонкая, без каких-либо украшений. В нижнем отделе сосуда появляется невысокий лентовидный рельеф, ножки он не имеет.
Среднезападная династия Чжоу
[ редактировать ]В средний период Западной Чжоу гу стал невысоким и приземистым, но постепенно исчез. Ван Ци гу можно отнести к среднезападной династии Чжоу. [ 20 ] Этот гу имеет высоту около 14,5 см, ширину рта 14,7 см и ширину основания 10,1 см. Между тем, талия этого парня лишь немного уже, чем его месяц и основание. Другой гу , обнаруженный в кладе в Чжанцзяпо, Шэньси , похож по форме, но немного меньше. [ 20 ]
Керамический гу
[ редактировать ]Современные китайские археологи идентифицировали ряд неолитических керамических сосудов для питья вина как гу или « сосуды в форме гу ». Кроме того, Керамический гу продолжал существовать даже после того, как превратился в бронзовый сосуд.
Эпоха неолита
[ редактировать ]Множество керамических сосудов, раскопанных на стоянках эпохи неолита называют гу , археологи . Некоторые из этих керамических гу сильно отличаются от формы бронзовых гу , в то время как некоторые кажутся похожими и могут быть прямыми предками бронзовых гу .
Серый керамический стакан, заархивированный 4 марта 2016 г. в Wayback Machine, обнаруженный на территории культуры Давенкоу в Тайане , провинция Шаньдун , классифицируется как « сосуд в форме гу ». [ 21 ] Его высота 29,2 см, и его можно условно разделить на 3 части. Верхняя часть представляет собой контейнер в форме воронки. Тем не менее, две другие секции отличают этот сосуд от бронзового гу . Средняя часть представляет собой длинный стержень, украшенный гравированными бороздками и высоким восходящим поясом. Нижняя часть представляет собой подставку на трех квадратных ножках.
Некоторые керамические сосуды для питья, раскопанные на стоянках позднего Давенкоу, больше похожи на бронзовые гу . [ 22 ] : 222–223 Керамический гу , поразительно похожий на бронзовый гу, был раскопан в Шилипу (十里鋪), Хэнань . [ 22 ] : 214 Этот гу имеет высоту 13,6 см и украшен четырьмя восходящими полосами. Его тело выглядит почти как колонна, но у рта расширяется. Подобные керамические предметы были найдены и в других областях, и предполагается, что эти предметы являются предшественниками бронзовых гу . [ 22 ] : 222–223
Бронзовый век
[ редактировать ]
Керамика гу, обнаруженная в Эрлитоу и Эрлиганге, позволяет предположить, что они могут иметь прямое отношение к бронзовым гу . [ 22 ] : 208–209 и 215–216 Как уже говорилось выше, гончарные гу сосуществовали с бронзовыми гу в эпоху бронзы , но их формы не совсем идентичны.
Культура Эрлитоу считается частью бронзового века , хотя ученые до сих пор спорят об идентификации ее как столицы династии Ся , первой династии Китая, зафиксированной в исторических текстах, или ранних памятников Шан . [ 23 ] керамический гу Обнаруженный в Эрлитоу представляет собой чашку воронкообразной формы, сужающуюся книзу. [ 24 ] Между тем, у него приподнятая ступня, которая расширяется внизу, что делает его внешний вид похожим на бронзовый гу . [ 25 ]
Керамика гу встречается в Аньяне и некоторых других памятниках Шан в период расцвета бронзового века. [ 26 ] Керамический гу из гробницы, которую можно датировать периодом правления Цзугэна (祖庚) или Цзу Цзя (祖甲) в Аньяне. По форме этот гу очень похож на бронзовый гу того же периода, хотя талия у него толще. [ 27 ] Его поверхность покрыта длинными царапинами в качестве декора.
Более поздний период времени
[ редактировать ]Гу продолжает существовать и после бронзового века , но использовался как ваза, а не сосуд для питья вина. с Например , гу трубчатыми ручками, глазурованное светло-серовато-голубым цветом в Национальном дворце-музее , имитирует форму бронзового гу , но выполняет функцию вазы. [ 28 ]
Лакированный гу
[ редактировать ]В Бяньцзяшане (卞家山) в провинции Чжэцзян обнаружено множество лакированных сосудов, а гу - основной тип сосудов. [ 29 ] : 43, 45 Эти гу [ 30 ] имеют тонкую талию и широко открытый рот, покрыты черным и красным лаком с приподнятыми полосами в качестве украшения. [ 29 ] Археологи относят Бяньцзяшань к позднему периоду культуры Лянчжу и предполагают, что эти гу могут иметь определенные связи с бронзовыми гу времен династии Шан. [ 29 ] : 41 и 43
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Роусон, Дж. и Банкер, Э. Древние китайцы и ордосская бронза , 1990, стр. 80
- ^ Jump up to: а б с д Смит, Ховард. Китайская религия в эпоху Шан. Нумен. Том. 8. Брилл, 1961г., 143.
- ^ Го ли гу гун бо у юань, Национальный дворец-музей, Каталог специальной выставки бронзовых сосудов для вина династий Шан и Чжоу, Тайбэй: Чжунхуа мин го Тайбэй Ши Шилин цюй Вэйшуанси и Го ли гу гун бо у юань, 1989), 124 и 125
- ^ Нью-Хейвен и издательство Лондонского Йельского университета Shang Civilization, 1980, стр. 24
- ^ Jump up to: а б Альт, Уэйн. Ритуал и социальная конструкция сакральных артефактов: анализ «аналектов» 6.25. Философия Востока и Запада, Том. 55, № 3. Издательство Гавайского университета, 2005., 461.
- ^ Фонг, Мэри Х. Происхождение китайского изображения человеческой фигуры. Артибус Азиатский. Том. 49, № ½ (1988-1989), 11
- ^ Jump up to: а б Харрист, Роберт Э. Художник как антиквар: Ли Гунлинь и его исследование раннего китайского искусства. Артибус Азиатский. Том. 55, № ¾ (1995), 261
- ^ Джессика Роусон, Китайские бронзы: искусство и ритуалы (Лондон: публикации Британского музея, 1987), 65–66.
- ^ Jump up to: а б Сяонэн Ян, редактор, Золотой век китайской археологии: знаменитые открытия Китайской Народной Республики (Вашингтон, округ Колумбия: Национальная галерея искусств, 1999), 238.
- ^ Джессика Роусон, Ритуальные бронзы Западной Чжоу из коллекций Артура М. Саклера (Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Саклера / Кембридж: Музей Саклера, 1990), 14–15. Роберт Бэгли, «Археология Шан», в книге «Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. » под редакцией Майкла Лоу и Эдварда Л. Шонесси (Кембридж: Cambridge University Press, 1986), 169–170. [1]
- ^ Хун Ву , Монументальность в раннем китайском искусстве и архитектуре (Стэнфорд: Stanford University Press, 1995), 48.
- ^ Ван Шоучжи Ван Шоучжи, «Шаньси Чэнгу Чуту де Шандай Цинтун Ци Шань, бронзовые изделия династии Ци Шан, обнаруженные в Чэнгу, Шэньси», Wenbo Wenbo 6 (1988), 3–9.
- ^ Бэгли, «Фаза Чжэнчжоу (период Эрлигана), в книге « Великий бронзовый век Китая: выставка Китайской Народной Республики » под редакцией Вэнь Фонга (Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1980), 98–99.
- ^ Чжунго Цинтун Ци Цюаньцзи Бяньцзи Вэйюаньхуэй Редакционный комитет Полного собрания сочинений по китайской бронзовой посуде, изд., Чжоуго Цинтун Ци Цюаньцзи Полное собрание сочинений по китайской бронзовой посуде, Том 2 (Пекин: Вэнь у чу бан она, 1997), 51.
- ^ Роберт Л. Торп, Дух и ритуал: Коллекция древнего китайского искусства Морса (Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1982), 24.
- ^ Роусон, Китайские бронзы: искусство и ритуалы , 65–66.
- ^ Пекинская библиотека Тушугуань, Пекин, изд., Пекин Тушугуань Цан Цинтун Ци Цюаньсин Тапиан Цзи. Коллекция полноразмерных бронзовых натертостей из Пекинской библиотеки, Том 3 (Пекин: Пекин Тушугуань Чубанше, 1997), 74–108. ISBN 7501312850 .
- ^ Ву, Монументальность в раннем китайском искусстве и архитектуре , 52–53.
- ^ Роусон, Ритуальные бронзы Западной Чжоу из коллекций Артура М. Саклера , 60.
- ^ Jump up to: а б Национальный дворец-музей, Каталог специальной выставки бронзовых винных сосудов династий Шан и Чжоу, 125.
- ^ «Серый керамический кубок Гу», Шаньдунский музей, по состоянию на 6 ноября 2012 г., http://www.sdmuseum.com/english/Collections-Pottery-29.html. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine .
- ^ Jump up to: а б с д Lv Цичан LV Цичан, Цинтун Цзюэ и Цзя де Мими Бронзовый Цзюэ, секрет Цзяо.
- ^ Куанг-Чи Чанг, «Китайский бронзовый век: современный синтез», в книге «Великий бронзовый век Китая: выставка Китайской Народной Республики» , изд. Вэнь Фонг (Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1980), 35–38.
- ^ «陶觚(гу)» . Архивировано из оригинала 16 января 2013 г. Проверено 4 декабря 2012 г.
- ^ «Тао Гу Тао Гу», Цзаоци Чжунго: Чжунхуа Вэньмин Циюань Чжань Выставка «Ранний Китай: происхождение китайской цивилизации», последнее изменение 11 октября 2009 г., http://www.sach.gov.cn/tabid/1094/InfoID /21682 /Default.aspx Архивировано 16 января 2013 г. в archive.today .
- ^ Го ли гу гун бо у Юань Национальный дворец-музей, Каталог специальной выставки бронзовых сосудов для вина династий Шан и Чжоу, приложение.
- ^ Кван-Чи Чанг, Цивилизация Шан (Новые Небеса и Лондон: Издательство Йельского университета, 1980), 106–107.
- ^ Гуоли Гугун Боуюань, Изделия Гуань династии Южная Сун, Том 1 (Гонконг: Кафа, 1962), 72–73.
- ^ Jump up to: а б с Чжао Е Чжао Е, «Танми Бяньцзяшань, исследуя Бяньцзяшань», Восточный музей Дунфан Боу , 24 (2006).
- ^ «Китайская археология» Архивировано из оригинала 15 января 2013 г. Проверено 4 декабря 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Пекинская библиотека Тушугуань, изд. Пекин Тушугуань Цан Цинтун Ци Цюаньсин Тапиан Цзи Коллекция натурных оттисков бронзы в коллекции Пекинской библиотеки: Пекин Тушугуань Чубанше, 1997. ISBN 7501312850
- Чанг, Кван-Чжи . Шанская цивилизация . Новые небеса и Лондон: издательство Йельского университета, 1980.
- Фонг, Вэнь , изд. Великий бронзовый век Китая: выставка Китайской Народной Республики . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1980.
- Го ли гу гун бо у юань, Национальный дворец-музей. Каталог специальной выставки бронзовых сосудов для вина династий Шан и Чжоу . Бронзовые сосуды для вина Шан и Чжоу, Тайбэй: Чжунхуа мин го Тайбэй Ши Шилинь цюй Вэйшуанси и Го ли гу гун бо у юань. 1989.
- Гуоли Гугун Боуюань Посуда династии Южная Сун : Кафа, 1962.
- Лоу, Майкл и Эдвард Л. Шонесси, ред. Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1986.
- Лв Лу, Цинтун Цзюэ и Цзя де Мими: Конг Шицянь Тайгуй дао Сяшан Вэньхуа Циюань бин Дуандай Вэньти Яньцзю Бронзовый Цзюэ, секрет Цзя: от доисторической керамики к происхождению и датировке культур Ся и Шан: Университет Чжэцзян. Пресс, 2007. ISBN 9787308056113
- Роусон, Джессика. Ритуальные бронзы Западной Чжоу из коллекций Артура М. Саклера . Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Саклера / Кембридж: Музей Саклера, 1990.
- Роусон, Джессика. Китайские бронзы: искусство и ритуалы . Лондон: Публикации Британского музея, 1987.
- Торп, Роберт Л. Дух и ритуал: Коллекция древнекитайского искусства Морса . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 1982.
- У, Хун. Монументальность в раннем китайском искусстве и архитектуре . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1995.
- Ян, Сяонэн, изд. Золотой век китайской археологии: знаменитые открытия Китайской Народной Республики . Вашингтон, округ Колумбия: Национальная галерея искусств, 1999.
- Чжунго Цинтун Ци Цюаньцзи Бяньцзи Вэйюаньхуэй Редакционный комитет Полного собрания сочинений по китайской бронзовой посуде, изд. Чжоуго Цинтун Ци Цюаньцзи Полное собрание сочинений по китайской бронзовой посуде, Том 2. Пекин: Вэнь у чу бань она, 1997.
- Роусон, Дж. и Банкер, Э. Древние китайцы и ордосская бронза , 1990 г.
- Нью-Хейвен и Лондонское издательство Йельского университета, Shang Civilization , 1980 г.
Статьи
[ редактировать ]- Ван Ван, Шоучжи Шоучжи «Шаньси Чэнгу Чуту де Шандай Цинтун Ци Шан, бронзовые изделия династии, обнаруженные в Чэнгу, провинция Шэньси», Wenbo Wenbo 6 (1988): 3–9.
- Бэгли, Роберт. «Шанская археология». В Кембриджской истории древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н. э. под редакцией Майкла Лоу и Эдварда Л. Шонесси, 124–291. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1986.
- Чжао Чжао, Е Е «Танми Бяньцзяшань исследует Бяньцзяшань», Восточный музей Дунфан Боу , 24 (2006): 38–45.
- Смит, Ховард. «Китайская религия в династии Шан». Нумен . Том. 8. Брилл, 1961. 142–150.
- Альт, Уэйн. «Ритуал и социальная конструкция священных артефактов: анализ« Аналектов »6.25». Философия Востока и Запада , Vol. 55, № 3. Издательство Гавайского университета, 2005. 461–469.
- Фонг, Мэри Х. Происхождение китайского изображения человеческой фигуры. Артибус Азия . Том. 49, № ½ (1988–1989), 5–38.
- Харрист, Роберт Э. Художник как антиквар: Ли Гунлинь и его исследование раннего китайского искусства. Артибус Азия . Том. 55, № ¾ (1995), 237–280.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аллан, Сара. Форма черепахи: миф, искусство и космос в раннем Китае . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 1991.
- Бэгли, Робер В. «Значение и объяснение». Архивы азиатского искусства 46 (1993): 6–26.
- Лоу, Майкл и Эдвард Л. Шонесси, ред. Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1986.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Запись в Британской энциклопедии
- Образец с Christie’s
- Шаньдунский музей. «Серый керамический кубок». Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- Государственное управление культурного наследия. «Тао Гу 陶觚»
- Великий бронзовый век Китая: выставка из Китайской Народной Республики , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Гусе