Цзу Цзя
Цзу Цзя Цзуцзя | |||||
---|---|---|---|---|---|
Король династии Шан | |||||
Царствование | Первая половина XII века до нашей эры. | ||||
Предшественник | В банду | ||||
Преемник | Линь Синь или Гэн Дин | ||||
Проблема | Цзы Сяо [ 1 ] Цзы Лян | ||||
| |||||
Отец | У Дин | ||||
Мать | Фу Цзин |
Цзу Цзя (祖甲) (умер в середине XII века до н.э.) или Ди Цзя (帝甲), личное имя Цзы Цзы (子載), был династии Шан королем Китая из . Он был третьим зарегистрированным сыном У Дина, первого китайского монарха, подтвержденного современными записями. Унаследовав большую территорию земель, завоеванных его отцом и братом, он провёл королевство Шан через последний краткий период стабильности. После его правления Шан пришел в необратимый упадок.
Цзу Цзя правил в первой половине XII века до нашей эры из города Инь, древней исторической столицы Шан. Известно, что он начал религиозные и последовательные реформы для решения ранее беспокоивших проблем. Его период ознаменовал подъем додинастического Чжоу, который начал развивать более сложные отношения с двором Шан после смерти У Дина. [ 2 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мало что известно о ранней жизни Цзу Цзя. Он был членом королевской семьи династии Шан, которая правила долиной Желтой реки с 16 века до нашей эры. Он был одним из трех детей мужского пола У Дина , рожденных от главной супруги Ву, Фу Цзин . У него было два старших брата, Цзу Гэн , Цзу Цзи , и сестра Сяо Чэнь Тао .
Его отец У Дин был одним из самых известных китайских правителей династии Шан. Спустя более чем 59 лет, начиная с 1250 г. до н. э., У превратил Шан из приходящей в упадок страны в могущественное государство, расширив влияние за пределы Желтой реки, чтобы достичь далеких земель Янцзы и современной Шэньси . Старший брат Цзу Цзу Цзи (祖己) получил титул «Сяован» (小王, «Будущий король») и был назначен преемником У Дина. Цзу Цзи рано умер, и его заменил Цзы Юэ, позже известный как Цзу Гэн. Во время правления Цзу Гэна принц Цзы Цзай стал Будущим королем. [ 3 ]
Царствовать как король
[ редактировать ]Цзу Цзя сменил своего брата, возобновив традицию братской преемственности Шана. Хронологический проект Ся-Шан-Чжоу относит правление Цзу Цзя к 1184–1177 годам до нашей эры. В «Бамбуковых анналах» (竹書紀年) указаны другие временные рамки, которые Дэвид Нивисон определил как 1177–1156 гг. до н.э. [ 4 ] Год его преемственности, по мнению Нивисона, объясняет его царственное имя. Согласно правилам династии Шан, эпоха правления короля была названа в честь первого дня года престолонаследия. [ 5 ] 1177 г. до н.э. начался с дня гуя в шестидесятилетнем цикле. Имя Гуй было табу, поскольку оно совпадало с именем предка Шан Чжу Гуя (主癸, отца Чэн Тана ). В результате следующий день гуя , Цзя , был выбран в качестве царственного имени. Другой иероглиф Цзу использовался, чтобы отличить короля от других монархов, носивших то же имя Цзя .
Его столица находилась в Инь (殷). Город традиционно восходит к Пан Гэну , двоюродному дедушке Цзу Цзя, который, как считается, основал Инь около 1300 г. до н.э. Во времена У Дина Инь процветал и стал политическим и культурным центром королевства.
Его отец заверил и прочно утвердил сюзеренитет Шана на большой территории. Когда У умер, Цзу Гэн завоевал и уничтожил оставшиеся остатки конфронтационных племен, которые не были полностью покорены. Таким образом, Цзу Цзя унаследовал могущественную страну с многочисленными вассальными государствами.
На 12-м году своего правления он отправил войска сражаться с народом Ронг на западе до зимы.
На 13-м году его правления, после поражения, жители Западного Ронга отправили посла в Шан. В том же году он приказал вассалу Фена (邠) основать армию в Гане (绀).
На 24-м году своего правления он воспроизвел Кары, которые использовал Тан Шан для подавления восстания.
Надписи на костях оракула времен его правления показывают, что он изменил некоторые аспекты религии Шан. Его модификация была нацелена на жертвоприношения. За несколько десятилетий до этого У Дин реформировал систему жертвоприношений, ограничив количество жертвоприношений предкам; ситуация, в которой он объявил о реформе, зафиксирована в « Книге документов» ( Шаншу ). Цзу Цзя критически отменил реформу, увеличив количество жертвоприношений предков и сократив при этом жертвоприношения мифическим духам. [ 6 ]
Изменения правил наследования
[ редактировать ]На 27-м году своего правления он назвал своих сыновей-близнецов принцами Цзы Сяо (子嚣) и Цзы Лян (子良).
Шан следовал правилу братской преемственности на протяжении многих поколений. Эту традицию впервые начали практиковать потомки Чэн Тана, которые передали ее последующим правителям. «Нивисон» утверждала, что это было сделано для того, чтобы предотвратить риск внешнего вмешательства; он вывел эту теорию из «Бамбуковых анналов», в которых содержится запись, подробно описывающая И Инем узурпацию трона у Тай Цзя . Съезд продолжился У Дином, который мог бы следовать ему, если бы у него были живые братья, сестры или двоюродные братья. Однако У Дин из-за своего 59-летнего правления пережил всех возможных кандидатов. Ему приходилось полагаться на своих детей. Цзу Цзи умер раньше своего отца, поэтому Цзу Дин и Цзу Цзя были единственными двумя вариантами. Начиная с Цзу Гэна, к преемственности снова применялось старшинство по мужской линии. Это создало новую угрозу братской узурпации. [ 7 ] Цзу Цзя решил проблему, напрямую предоставив своему избранному наследнику королевское имя ганьчжи , тем самым обеспечив стабильность.
Сыма Цяня говорится В «Записках великого историка» , что преемником Цзу Цзя стал его сын Линь Синь . Однако в «Бамбуковых анналах» говорится, что Линь Синь умер раньше своего отца и поэтому не стал королем. Вместо этого преемником стал другой его сын Цзы Сяо, которому был присвоен титул «Гэн Дин», который позже использовался в качестве царственного имени.
Семья
[ редактировать ]Шан был документально подтвержден только У Дином. Однако по существу развитый статус цивилизации того времени указывает на то, что настоящие короли существовали и до У. В списке ниже представлена семья Цзу Цзя в пяти поколениях.
- Дедушка: Сяо И , 20-й король Шан.
Двоюродные дяди:
- Ян Цзя , 17-й король династии Шан.
- Пан Гэн , 18-й король династии Шан. Традиционно считается основателем столицы Шан Инь .
- Сяо Синь , 19-й король Шан. Его правление привело к упадку королевства и потере господства.
Отец: У Дин , как сообщается, вступил на престол 4 января 1250 г. до н.э. или 1247 г. до н.э. Он был превосходным монархом, который восстановил Шан и вернул ему утраченную славу.
Мать: Фу Цзин , одна из трех главных жен У Дина. Она выступала в роли жрицы и генерала при дворе У Дина. Ее положение было таким же равным положению Фу Хао .
Братья и сестры:
- Цзу Гэн , 22-й король Шан.
- Цзу Цзи , первоначально прозванный «Будущим королем», но рано умер.
- Сяо Чэнь Тао , принцесса, которой ее отец У Дин даровал власть и личные земли.
Дети:
- Линь Синь , 24-й король Шан, правление которого не подтверждено Бамбуковыми летописями.
- Гэн Дин , 25-й король династии Шан.
Внуки: У И , 26-й король Шан.
Смерть
[ редактировать ]В хронологическом проекте Ся-Шан-Чжоу год его смерти указан как 1177 г. до н.э., через несколько лет после его вступления на престол. Информация из Бамбуковых Анналов интерпретируется и дает в результате 1156 г. до н.э. После его смерти ему устроили королевские похороны, организованные его непосредственным наследником (записанным как Линь Синь или Гэн Дин ), и он был похоронен на королевском кладбище Шан в Сибэйгане. [ 8 ]
Как и его брат Цзу Гэн, Цзу Цзя был одним из первых королей Шан, похороненных в западной зоне кладбища. Секция была основана У Дином с целью отделить преемников Ву от его предков. Цзу Цзя был похоронен в гробнице 1003 года, рядом с могилой своего брата (1004 год). Его могила образовала группу с могилами Цзу Цзи и Цзу Гэна. [ 9 ] и был расположен так, чтобы он мог отдать дань уважения своим предшественникам.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мидзогучи, К.; Учида, Дж. (2018). «Возвращение к королевским гробницам Аньян Сибэйган Шан: социальный археологический подход » Античность 92 (363): 709–723. дои : 10.15184/aqy.2018.19 . hdl : 2324/2244064 .
- ^ Ино, Р. (2010). «Университет Индианы, История G380: ОБЩЕСТВО ШАН» (PDF) .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Нивисон, Дэвид С. Ключ к хронологии трех династий: бамбуковые анналы «Современного текста» . КИТАЙско-ПЛАТОНОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ (номер 93, январь 1999 г.).
- ^ Нивисон, Дэвид С. Ключ к хронологии трех династий: бамбуковые анналы «Современного текста» . КИТАЙско-ПЛАТОНОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ (номер 93, январь 1999 г.).
- ^ Нивисон, Дэвид С. Ключ к хронологии трех династий: бамбуковые анналы «Современного текста» . КИТАЙско-ПЛАТОНОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ (номер 93, январь 1999 г.).
- ^ Фелипе Фернандес-Арместо. Мир: История, (Аппер-Седл-Ривер, Нью-Джерси: 2007), стр. 84 .
- ^ Нивисон, Дэвид С. Ключ к хронологии трех династий: бамбуковые анналы «Современного текста» . КИТАЙско-ПЛАТОНОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ (номер 93, январь 1999 г.).
- ^ «Возвращение к королевским гробницам Аньян Сибэйган Шан: социальный археологический подход» . Издательство Кембриджского университета (опубликовано 31 мая 2018 г.).
- ^ «Возвращение к королевским гробницам Аньян Сибэйган Шан: социальный археологический подход» . Издательство Кембриджского университета (опубликовано 31 мая 2018 г.).