Таоти
Дао галстук | |||
---|---|---|---|
![]() Таотэ на китайской ритуальной бронзе | |||
китайский | обжорство | ||
Буквальный смысл | Ненасытный голод | ||
|
Таоти ) — древнее китайское ( китайский : 饕餮 мифологическое существо, которое обычно изображалось на бронзе и других артефактах в первом тысячелетии до нашей эры. Таоти — одно из « четырех злых существ мира ». В китайских классических текстах , таких как « Классика гор и морей », демон назван рядом с Хундунь ( 混沌 ), Цюнци ( 窮奇 ) и Таоу ( 檮杌 ). [1]
Таоти (1046–256 гг. до н. э. ) часто изображается как мотив на динах — китайских ритуальных бронзовых сосудах династий Шан (1766–1046 гг . до н. э.) и Чжоу . [2] Дизайн обычно состоит из зооморфной маски, описываемой как фронтальная, двусторонне-симметричная, с парой приподнятых глаз и обычно без области нижней челюсти. Некоторые утверждают, что этот дизайн восходит к кусочкам нефрита, найденным на стоянках эпохи неолита, принадлежащих культуре Лянчжу (3310–2250 гг. До н.э.). [3] Также имеется заметное сходство с расписными черепками керамики, найденными на культурных памятниках Нижнего Сяцзядяня (2200–1600 гг. До н.э.).
Этимология
[ редактировать ]
Хотя современные ученые используют слово « Даотэ », на самом деле неизвестно, каким словом династии Шан и Чжоу называли рисунки на своих бронзовых сосудах; Как отмечает американский палеограф и исследователь древнего Китая Сара Аллан , нет особых оснований предполагать, что термин таотэ был известен в период Шан. [4] Первое известное использование Даоте встречается в Цзо Чжуань , повествовательной истории Китая, написанной в 30 главах между 722 и 468 годами до нашей эры. Оно используется для обозначения одного из мира четырех злых существ китайского : 四凶 ; Пиньинь : Сы Сюн : жадный и прожорливый сын клана Цзиньюнь , живший во времена мифического Желтого императора (около 2698–2598 гг. до н. э.). В « Цзо Чжуань» автор слово «таотэ» для обозначения «обжоры». использует [4]
Тем не менее, ассоциация термина таоти является синонимом мотивов, встречающихся на древних бронзовых изделиях Чжоу (и Шан). Следующий отрывок из Люй Бувея ( «Весенних и осенних анналов» 16/3а, «Пророчество») гласит:
на У таоти бронзовых изделиях Чжоу [ дин ] есть голова, но нет тела. Когда он поедает людей, он не заглатывает их, а вредит им.
— [5]
Однако Аллан считает, что вторую часть предложения следует перевести следующим образом, поскольку связь между обжорством (значение в Цзо Чжуань) и использованием дина для жертвоприношений пищи «ненасытным» духам мертвых имеет важное значение.
Он сожрал человека, но прежде чем смог его проглотить, его собственное тело было повреждено.
— [6]
Ли Цзэхоу , китайский ученый в области философии и интеллектуальной истории, считает, что описание таоти в « Весенних и осенних анналах» имеет гораздо более глубокий смысл и что «значение таоти не в том, чтобы «поедать людей», а в том, чтобы создавать таинственные тайны». общение между людьми и Небом (богами)». [5]
Трудно объяснить, что под этим подразумевается, поскольку многие мифы о таоти утеряны, но указание на то, что они поедают людей, полностью согласуется с их жестоким и пугливым обликом. Для чужих кланов и племен он символизировал страх и силу; для своего клана или племени он был символом защиты. Эта религиозная концепция, эта двойственная природа кристаллизовалась в своих странных, отвратительных чертах. То, что сегодня кажется таким диким, в свое время имело историческое, рациональное качество. Именно по этой причине древние дикие мифы и легенды, рассказы о варварстве и грубые, свирепые и устрашающие произведения искусства древних кланов обладали замечательной эстетической привлекательностью. Как это было с эпическими поэмами Гомера и африканскими масками, так было и с таоти , в отвратительных чертах которого сосредоточивалась глубоко укоренившаяся историческая сила. Именно благодаря этой непреодолимой исторической силе тайна и ужас таотэ стали прекрасными и возвышенными.
— [5]
Бронзовые узоры
[ редактировать ]
Ученые уже давно в недоумении [7] относительно значения (если таковое имеется) этого териоморфного рисунка, и до сих пор не существует единого общепринятого ответа. Гипотезы варьируются от убеждения Роберта Бэгли в том, что дизайн является результатом процесса литья и имеет не иконографическое значение, а художественное выражение художников, владеющих технологическими ноу-хау отливки бронзы, [8] к теориям о том, что на нем изображены древние маски для лица, которые, возможно, когда-то носили шаманы или короли-боги, которые были связующим звеном между человечеством и его умершими предками (Jordan Paper).
Некогда популярное мнение о том, что лица изображали животных, используемых в жертвенных церемониях, теперь более или менее отвергнуто. [ нужна ссылка ] (лица быков, тигров, драконов и т. д. могут даже не изображать реальных животных). Современные ученые отдают предпочтение интерпретации, которая поддерживает идею о том, что лица имеют значение в религиозном или церемониальном контексте, поскольку объекты, на которых они появляются, почти всегда связаны с такими событиями или ролями. Как пишет один ученый, «художественные стили всегда несут в себе некоторую социальную отсылку». [3] Гадательные надписи Шан не проливают света на значение таотэ . [9]
Более поздние интерпретации
[ редактировать ]
Во времена династии Мин ряд ученых составили списки традиционных мотивов, встречающихся в архитектуре и прикладном искусстве, которые в конечном итоге стали кодифицированы как Девять детей Дракона ( 龍生九子 ). В самом раннем известном списке этого типа (в котором существа еще не названы «детьми дракона», и их 14, а не 9), приведенном Лу Жуном (1436–1494) в его «Разных записях» из бобовый сад ( 菽園雜記 , Шуюань дзадзи ), таоти появляется с довольно невероятным описанием, как существо, которое любит воду и изображается на мостах. [10] Однако хорошо известный более поздний список Девяти Детей Дракона, составленный Ян Шеном (1488–1559), соответствует как древнему, так и современному использованию этого термина:
Таоти ; любит есть и пить раньше оно появлялось на поверхности вмятин .
— [11]
Некоторые ученые считали, что мотив Таоти является отсылкой к Чи Ю и служит предупреждением людям, жаждущим власти и богатства. [12]
В «Книге воображаемых существ » (1957) Хорхе Луис Борхес интерпретировал эти фигуры как изображение двуглавого монстра с собачьей головой, олицетворяющего жадность и обжорство.
В популярной культуре
[ редактировать ]Тао Ти (пишется как «Тао Тей») — главные антагонисты историко-фантастического эпического фильма 2016 года «Великая стена» . [13] В фильме они изображены как четвероногие инопланетные существа с зеленой кожей, с акульими зубами, глазами, расположенными на плечах, и мотивом Дао Тай, видимым на их головах. Показано, что они живут в эусоциальном улье, похожем на муравьев, из которого каждые 60 лет нападают на столицу Китая, чтобы собрать еду и накормить свою королеву. [14]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Легг, Джеймс (1872). Китайская классика . Том. 5. Трубнер.
- ^ Грег Вульф (2007). Древние цивилизации: иллюстрированное руководство по вере, мифологии и искусству . Барнс и Ноубл. п. 216. ИСБН 978-1-4351-0121-0 .
- ^ Jump up to: а б Кеснер, Ладислав (1991). Переосмысление Даоти: значение и функции териоморфных образов Шан . Том. 51, № 1/2. Артибус Азиатский. стр. 29–53.
- ^ Jump up to: а б Аллан 1991 , с. 145 148
- ^ Jump up to: а б с Ли 1994. Первоисточник: Лу» «Весенние и осенние летописи , глава Сяньши («Пророчество»), цитата: « Чжоу Дин пишет об обжорстве, у которого есть голова, но нет тела. Он пожирает людей, не проглатывая их, причиняя вред их телам. Он должен отплатить им словами » .
- ^ Аллан 1991 , с. 145
- ^ Аллан 1991 , с. 128; Цитата: «Некоторым проблема смысла показалась неразрешимой»
- ^ Бэгли, Роберт (1987). Шаньские ритуальные бронзы . Фонд Артура М. Саклера. ISBN 978-0-674-80525-5 .
- ^ Кейтли, Дэвид (1978). Источники истории Шан: надписи на костях оракула в Китае бронзового века» . Издательство Калифорнийского университета. п. 137. ИСБН 0-520-02969-0 .
- ^ Лу Жуна цитируется Шуюань дзацзи в книге Ян Цзинжун и Лю Чжисюн (2008) : « 饕餮,性好水,故立橋頭。 ». Полный текст Шуюань дзацзи можно найти на нескольких сайтах в Интернете, например здесь: 菽園雜記. Архивировано 6 марта 2010 г. на Wayback Machine.
- ^ ) Ян Шэня ( Шэнъань Цзи 生 安集 , цитата из книги Ян Цзинжун и Лю Чжисюн (2008) : « Таотие означает хорошую еду, поэтому оно построено на крышке штатива » .
- ^ Ванхэн Чен; Разное (2001). Китайские брозы: свирепая красота . Asiapac Books Pte Ltd., стр. 62–63. ISBN 9789812290205 .
- ^ Трюффо-Вонг, Оливия (16 февраля 2017 г.). «Что такое Дао Тей в «Великой стене»? Эти мифические монстры голодны» . Суета . Архивировано из оригинала 25 июня 2020 года . Проверено 25 июня 2020 г.
- ^ Эдельштейн, Дэвид (17 февраля 2017 г.). « Великая стена» является памятником абсурдному компьютерному беспорядку» . fm.kuac.org .
Ссылки
[ редактировать ]
- Аллан, Сара (1991), Форма черепахи: миф, искусство и космос в раннем Китае , серия SUNY по китайской философии и культуре, SUNY Press, ISBN 0-7914-0460-9
- К. К. Чанг, Искусство, миф и ритуал: путь к политической власти в Древнем Китае . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1983.
- Мирча Элиаде, Шаманизм , пер. ВР Траск. Нью-Йорк: Фонд Боллингена , 1964.
- Ли, Зехоу (1994) [1988], Путь красоты: исследование китайской эстетики , Оксфорд в мягкой обложке Азии, Нью-Йорк: Oxford University Press, стр. 30–31 , ISBN 0-19-586526-Х , перевод Гонг Лизенга. есть Отрывок о таоти в «Руководстве по изучению азиатского искусства» .
- Джордан Пейпер, «Значение Тао-Тие» в истории религий , Vol. 18, № 1 (август 1978 г.), стр. 18–41.
- Родерик Уитфилд, изд. Проблема смысла в китайских ритуальных бронзах . Лондон: Школа восточных и африканских исследований, 1993.
- Ян Цзижун ; (2008 г.) Происхождение Дракона [ Происхождение Дракона ], Китайский книжный магазин, Глава 9, Производные и связанные с Драконом существа: девять детей дракона, ISBN 978-7-80663-551-3 ( Раздел 1 , Раздел 2 , Раздел 3 ).