Jump to content

Таоти

Дао галстук
китайский обжорство
Буквальный смысл Ненасытный голод

Таоти ) — древнее китайское ( китайский : 饕餮 мифологическое существо, которое обычно изображалось на бронзе и других артефактах в первом тысячелетии до нашей эры. Таоти — одно из « четырех злых существ мира ». В китайских классических текстах , таких как « Классика гор и морей », демон назван рядом с Хундунь [ чж ] ( 混沌 ), Цюнци [ чж ] ( 窮奇 ) и Таоу [ чж ] ( 檮杌 ). [1]

Таоти (1046–256 гг. до н. э. ) часто изображается как мотив на динах китайских ритуальных бронзовых сосудах династий Шан (1766–1046 гг . до н. э.) и Чжоу . [2] Дизайн обычно состоит из зооморфной маски, описываемой как фронтальная, двусторонне-симметричная, с парой приподнятых глаз и обычно без области нижней челюсти. Некоторые утверждают, что этот дизайн восходит к кусочкам нефрита, найденным на стоянках эпохи неолита, принадлежащих культуре Лянчжу (3310–2250 гг. До н.э.). [3] Также имеется заметное сходство с расписными черепками керамики, найденными на культурных памятниках Нижнего Сяцзядяня (2200–1600 гг. До н.э.).

Этимология

[ редактировать ]
Тренога для еды (Дин), для ритуалов чествования предков. Поверхность украшена тремя таоти. Династия Шан, 1300-1050 гг. до н.э. Бронза. Из Китая. Музей Виктории и Альберта , Лондон

Хотя современные ученые используют слово « Даотэ », на самом деле неизвестно, каким словом династии Шан и Чжоу называли рисунки на своих бронзовых сосудах; Как отмечает американский палеограф и исследователь древнего Китая Сара Аллан , нет особых оснований предполагать, что термин таотэ был известен в период Шан. [4] Первое известное использование Даоте встречается в Цзо Чжуань , повествовательной истории Китая, написанной в 30 главах между 722 и 468 годами до нашей эры. Оно используется для обозначения одного из мира четырех злых существ китайского : 四凶 ; Пиньинь : Сы Сюн : жадный и прожорливый сын клана Цзиньюнь , живший во времена мифического Желтого императора (около 2698–2598 гг. до н. э.). В « Цзо Чжуань» автор слово «таотэ» для обозначения «обжоры». использует [4]

Тем не менее, ассоциация термина таоти является синонимом мотивов, встречающихся на древних бронзовых изделиях Чжоу (и Шан). Следующий отрывок из Люй Бувея ( «Весенних и осенних анналов» 16/3а, «Пророчество») гласит:

на У таоти бронзовых изделиях Чжоу [ дин ] есть голова, но нет тела. Когда он поедает людей, он не заглатывает их, а вредит им.

—  [5]

Однако Аллан считает, что вторую часть предложения следует перевести следующим образом, поскольку связь между обжорством (значение в Цзо Чжуань) и использованием дина для жертвоприношений пищи «ненасытным» духам мертвых имеет важное значение.

Он сожрал человека, но прежде чем смог его проглотить, его собственное тело было повреждено.

—  [6]

Ли Цзэхоу , китайский ученый в области философии и интеллектуальной истории, считает, что описание таоти в « Весенних и осенних анналах» имеет гораздо более глубокий смысл и что «значение таоти не в том, чтобы «поедать людей», а в том, чтобы создавать таинственные тайны». общение между людьми и Небом (богами)». [5]

Трудно объяснить, что под этим подразумевается, поскольку многие мифы о таоти утеряны, но указание на то, что они поедают людей, полностью согласуется с их жестоким и пугливым обликом. Для чужих кланов и племен он символизировал страх и силу; для своего клана или племени он был символом защиты. Эта религиозная концепция, эта двойственная природа кристаллизовалась в своих странных, отвратительных чертах. То, что сегодня кажется таким диким, в свое время имело историческое, рациональное качество. Именно по этой причине древние дикие мифы и легенды, рассказы о варварстве и грубые, свирепые и устрашающие произведения искусства древних кланов обладали замечательной эстетической привлекательностью. Как это было с эпическими поэмами Гомера и африканскими масками, так было и с таоти , в отвратительных чертах которого сосредоточивалась глубоко укоренившаяся историческая сила. Именно благодаря этой непреодолимой исторической силе тайна и ужас таотэ стали прекрасными и возвышенными.

—  [5]

Бронзовые узоры

[ редактировать ]
Таоти на бронзовом сосуде поздней эпохи Шан.

Ученые уже давно в недоумении [7] относительно значения (если таковое имеется) этого териоморфного рисунка, и до сих пор не существует единого общепринятого ответа. Гипотезы варьируются от убеждения Роберта Бэгли в том, что дизайн является результатом процесса литья и имеет не иконографическое значение, а художественное выражение художников, владеющих технологическими ноу-хау отливки бронзы, [8] к теориям о том, что на нем изображены древние маски для лица, которые, возможно, когда-то носили шаманы или короли-боги, которые были связующим звеном между человечеством и его умершими предками (Jordan Paper).

Некогда популярное мнение о том, что лица изображали животных, используемых в жертвенных церемониях, теперь более или менее отвергнуто. [ нужна ссылка ] (лица быков, тигров, драконов и т. д. могут даже не изображать реальных животных). Современные ученые отдают предпочтение интерпретации, которая поддерживает идею о том, что лица имеют значение в религиозном или церемониальном контексте, поскольку объекты, на которых они появляются, почти всегда связаны с такими событиями или ролями. Как пишет один ученый, «художественные стили всегда несут в себе некоторую социальную отсылку». [3] Гадательные надписи Шан не проливают света на значение таотэ . [9]

Более поздние интерпретации

[ редактировать ]
Сосуд с таоти из музея Чернуски.

Во времена династии Мин ряд ученых составили списки традиционных мотивов, встречающихся в архитектуре и прикладном искусстве, которые в конечном итоге стали кодифицированы как Девять детей Дракона ( 龍生九子 ). В самом раннем известном списке этого типа (в котором существа еще не названы «детьми дракона», и их 14, а не 9), приведенном Лу Жуном (1436–1494) в его «Разных записях» из бобовый сад ( 菽園雜記 , Шуюань дзадзи ), таоти появляется с довольно невероятным описанием, как существо, которое любит воду и изображается на мостах. [10] Однако хорошо известный более поздний список Девяти Детей Дракона, составленный Ян Шеном (1488–1559), соответствует как древнему, так и современному использованию этого термина:

Таоти ; любит есть и пить раньше оно появлялось на поверхности вмятин .

—  [11]

Некоторые ученые считали, что мотив Таоти является отсылкой к Чи Ю и служит предупреждением людям, жаждущим власти и богатства. [12]

В «Книге воображаемых существ » (1957) Хорхе Луис Борхес интерпретировал эти фигуры как изображение двуглавого монстра с собачьей головой, олицетворяющего жадность и обжорство.

[ редактировать ]

Тао Ти (пишется как «Тао Тей») — главные антагонисты историко-фантастического эпического фильма 2016 года «Великая стена» . [13] В фильме они изображены как четвероногие инопланетные существа с зеленой кожей, с акульими зубами, глазами, расположенными на плечах, и мотивом Дао Тай, видимым на их головах. Показано, что они живут в эусоциальном улье, похожем на муравьев, из которого каждые 60 лет нападают на столицу Китая, чтобы собрать еду и накормить свою королеву. [14]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Легг, Джеймс (1872). Китайская классика . Том. 5. Трубнер.
  2. ^ Грег Вульф (2007). Древние цивилизации: иллюстрированное руководство по вере, мифологии и искусству . Барнс и Ноубл. п. 216. ИСБН  978-1-4351-0121-0 .
  3. ^ Jump up to: а б Кеснер, Ладислав (1991). Переосмысление Даоти: значение и функции териоморфных образов Шан . Том. 51, № 1/2. Артибус Азиатский. стр. 29–53.
  4. ^ Jump up to: а б Аллан 1991 , с. 145 148
  5. ^ Jump up to: а б с Ли 1994. Первоисточник: Лу» «Весенние и осенние летописи , глава Сяньши («Пророчество»), цитата: « Чжоу Дин пишет об обжорстве, у которого есть голова, но нет тела. Он пожирает людей, не проглатывая их, причиняя вред их телам. Он должен отплатить им словами » .
  6. ^ Аллан 1991 , с. 145
  7. ^ Аллан 1991 , с. 128; Цитата: «Некоторым проблема смысла показалась неразрешимой»
  8. ^ Бэгли, Роберт (1987). Шаньские ритуальные бронзы . Фонд Артура М. Саклера. ISBN  978-0-674-80525-5 .
  9. ^ Кейтли, Дэвид (1978). Источники истории Шан: надписи на костях оракула в Китае бронзового века» . Издательство Калифорнийского университета. п. 137. ИСБН  0-520-02969-0 .
  10. ^ Лу Жуна цитируется Шуюань дзацзи в книге Ян Цзинжун и Лю Чжисюн (2008) : « 饕餮,性好水,故立橋頭。 ». Полный текст Шуюань дзацзи можно найти на нескольких сайтах в Интернете, например здесь: 菽園雜記. Архивировано 6 марта 2010 г. на Wayback Machine.
  11. ^ ) Ян Шэня ( Шэнъань Цзи 安集 , цитата из книги Ян Цзинжун и Лю Чжисюн (2008) : « Таотие означает хорошую еду, поэтому оно построено на крышке штатива » .
  12. ^ Ванхэн Чен; Разное (2001). Китайские брозы: свирепая красота . Asiapac Books Pte Ltd., стр. 62–63. ISBN  9789812290205 .
  13. ^ Трюффо-Вонг, Оливия (16 февраля 2017 г.). «Что такое Дао Тей в «Великой стене»? Эти мифические монстры голодны» . Суета . Архивировано из оригинала 25 июня 2020 года . Проверено 25 июня 2020 г.
  14. ^ Эдельштейн, Дэвид (17 февраля 2017 г.). « Великая стена» является памятником абсурдному компьютерному беспорядку» . fm.kuac.org .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ceca66ac62a0f5a3b89189b9eab4c1b__1721619780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8c/1b/8ceca66ac62a0f5a3b89189b9eab4c1b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Taotie - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)