Чию
Чию | |||
---|---|---|---|
![]() Чию, изображенный на рельефе гробницы династии Хань. | |||
Традиционный китайский | Чи Ю | ||
Упрощенный китайский | Чи Ю | ||
|
Чию ( 蚩尤 ; древнекитайский ( ZS ): * tʰjɯ-ɢʷɯ ) — мифологическое существо, появляющееся в китайской мифологии . Он был вождем племени Девять Ли ( 九黎 ) в древнем Китае. [ 1 ] Он наиболее известен как король, проигравший будущему Желтому императору в эпоху Трех государей и Пяти императоров в китайской мифологии . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Согласно книге истории династии Сун « Луши» , фамилия Чию была Цзян ( 姜 ), и он был потомком Императора Пламени . [ 4 ]
Для некоторых хмонгов Чию или папа [ 5 ] был прозорливым мифическим королем. [ 6 ] У него особенно сложное и противоречивое происхождение, так как он может подпадать под влияние Дунъи. [ 1 ] Мяо [ 6 ] или даже Человек , [ 6 ] в зависимости от источника и просмотра. Сегодня Чию почитают и почитают как бога войны и одного из трех легендарных отцов-основателей Китая. [ сомнительно – обсудить ]
Согласно легенде, у Чию была бронзовая голова с отчетливым металлическим лбом . [ 7 ] У него было четыре глаза и шесть рук, в каждой руке он держал ужасно острое оружие, похожее на описание фансянши . [ 8 ] В некоторых источниках Чию имел определенные черты, связанные с различными мифологическими быками : его голова была головой быка с двумя рогами , хотя тело было человеческим, а задние конечности были медвежьими. [ 8 ] Говорят, что он был невероятно свирепым человеком, у него был 81 брат и множество последователей. [ 8 ] Исторические источники часто описывали его как «смелого лидера». [ 4 ] а также «храбрый». [ 9 ] Некоторые источники утверждают, что цифра 81 скорее должна ассоциироваться с 81 кланом в его королевстве. [ 10 ] Чию знает созвездия и древние заклинания для вызова погоды. Например, он призвал туман окружить Хуанди и его солдат во время битвы при Чжолу .
Племя
[ редактировать ]считают Чию лидером племени Девяти Ли ( 九黎 , RPA White Hmong : Cuaj Li Ntuj ). Почти все источники [ 7 ] Однако его точная этническая принадлежность довольно сложна: многочисленные источники сообщают, что он принадлежал к различным племенам, а также к множеству различных народов, которые, как предполагалось, произошли непосредственно от него.
Некоторые источники из более поздних династий, такие как книга Гоюй , считают, что племя Ли Чию связано с древним племенем Сан Мяо ( 三苗 ). [ 11 ] В древнем городе Чжуолу находится статуя Чию, посвященная ему как первому предку народа Мяо . [ 12 ] Это место считается родиной народа Сан Мяо/Мяо. [ 12 ] Хмонги являются подгруппой Мяо. В различных источниках племя «девяти Ли» называют царством «Цзюли», [ 10 ] Цзюли означает «девять ли». Современный ханьский китайский ученый Вен Дуцзянь считает Цзюли и Сан Мяо южанами Ман . [ 13 ] Чию также причислялся к Дуни . [ 7 ]
Аллюзии и легенды
[ редактировать ]Легенда гласит, что в древние времена народ мяо жил на берегу Желтой реки , имея в общей сложности «восемьдесят одну» деревню. Их лидера звали Чи Ю. Чи Ю избавился от «вислоухой ведьмы», причинившей вред народу Мяо, чтобы люди могли жить и работать в мире и довольстве. Позже трое детей-демонов ведьмы пригласили Красного Дракона и Хуан Луна (то есть императора Яна и императора Хуана ) отомстить. Чи Ю вел народ Мяо в храбрую битву и много раз побеждал Красного Дракона и Хуан Луна. [ 14 ]
История о том, Гуань Гуна как даос Чжан Тяньши пригласил убить Чи Ю. Легенда гласит, что во время правления Чжэньцзуна из Сун в соляном пруду Цзечжоу династии соль не производилась. Чжан Тяньши с горы Лунху в провинции Цзянси был вызван в суд, чтобы сообщить императору, что из-за отсутствия соли появился Чи Ю и что он может быть убит Гуань Гуном. После того, как Чжан Тяньши выполнил приказ императора, он сжег талисман, чтобы вызвать Гуань Гуна. Гуань Гун показал свою силу, Чи Ю был обезглавлен, соляной пруд был восстановлен, и весь народ возликовал. [ нужна ссылка ]
Эпические сражения
[ редактировать ]Когда император Янь возглавлял свое племя и конфликтовал с Девятью племенами Ли во главе с Чию, [ 1 ] у императора Янь не было шансов, и он проиграл битву. Он сбежал и позже оказался в Чжуолу, умоляя о помощи Желтого Императора . [ 1 ] В этот момент началась эпическая битва между Чию и силами Желтого Императора. Битва длилась 10 лет, и Чию одержал верх.
Во время битвы при Чжуолу Чию выдохнул густой туман и закрыл солнечный свет. [ 15 ] Битва затянулась на несколько дней, пока сторона императора была в опасности. [ 8 ] Только после того, как Желтый Император изобрел колесницу, указывающую на юг , он нашел выход с поля битвы. [ 8 ] [ 15 ] Затем Чию вызвал сильный шторм. Затем Желтый Император призвал демона засухи Нюбу ( 女魃 ), который сдул грозовые тучи и очистил поле битвы. [ 15 ] Чию и его армия не выдержали и позже были убиты Желтым Императором. [ 1 ] [ 8 ] Говорят, что после этого поражения Желтый Император стал предком всей Хуася . [ 8 ] Его последователи были вынуждены жить в горах и покинуть свое королевство Ли. [ 12 ] Говорят, что после смерти Чию какое-то время шел кровавый дождь.
Наследие
[ редактировать ]Согласно « Записям великого историка» , Цинь Шихуан поклонялся Чию как богу войны, а Лю Бан поклонялся святилищу Чию перед решающей битвой против Сян Юя . [ нужна ссылка ] Мифический титул «Бог войны» был дан Чию, потому что Желтый Император и Император Ян не могли победить Чию в одиночку. В общей сложности Чию выиграл девять крупных сражений, включая 80 мелких столкновений. В 10-й и последней войне оба императора объединили свои силы и завоевали Чию.
В одном мифическом эпизоде, после того как Чию заявил, что его невозможно победить, [ 2 ] богиня Нува сбросила на него каменную табличку с горы Тай . Камень не смог раздавить Чию, которому удалось сбежать. С тех пор каменная табличка в форме пяти пальцев с надписью «Гора Тай шиганданг » ( 泰山石敢當 ) стала духовным оружием для отражения зла и бедствий. [ 2 ] [ 16 ]
Согласно заметкам династии Цин художника Ло Пина : «Жёлтый император приказал своим людям обезглавить Чию... видя, что голова Чию была отделена от его тела, более поздние мудрецы выгравировали его изображение на жертвенных сосудах в качестве предупреждения тем, кто хотел жаждать власти и богатства». [ 17 ]
В «Сказании о Хэйке» упоминается комета «типа, называемого Знаменем Чию или Красным Дыханием». [ 18 ]
Чию и сегодня остается объектом поклонения.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Чи-ю (в образе дракона) — один из персонажей предыстории The Settlers III .
- Чи Ю — имя существа Арагами в игре God Eater для PlayStation Portable .
- Комикс « Небесный палач Чиу» частично основан на легендах о Чию.
- Главный антагонист саги о Shenmue , Лан Ди — один из лидеров группы под названием Чи Ю Мен, которые стремятся пробудить силу бога Чи Ю.
- Серия южнокорейских инвестиционных монет, отчеканенных KOMSCO, с изображением Чию, называемая серией Чиу Чхонван. [ 19 ]
- Чи Ю появляется как антагонист в TMNT/Ghostbusters мини-сериале Teenage Mutant Ninja Turtles непрерывности комиксов IDW . В данном случае он — божок или бессмертное существо, которое вместе с другими представителями своего вида, включая Крысиного Короля и Кицунэ, участвует в «игре» за господство над человечеством.
- используется механический мод, В сообществе вейперов известный как Chi You.
- Он повторяющийся демон в Megami Tensei серии видеоигр .
- Чи Ю появляется как враг-второстепенный босс в видеоигре La-Mulana .
- Клан Чи Ю превратился в группу жриц и убийц в Королевстве , частью которого когда-то был Цян Лэй.
- В южнокорейском мультфильме Мифология небес» « Ли Хён Се 1997 года Чию появляется как главный герой второй книги.
- Потомки Чи Ю сформировали воинский орден под названием Саулаби в романе « Бог средней школы» .
- Он один из королей, представленных участниками мужской к-поп группы Kingdom , поскольку одного из них зовут «Чиу». Его история рассказана в альбоме History of Kingdom: Part II. Чиву .
- Он появляется как злое божество-людоед в манге « Записи Рагнарёк» .
- Чию появляется в комиксах Marvel как заклятый враг китайского супергероя Мастера Меча . В комиксах Чию изображен как злой чудовищный бог, который был побежден и запечатан вместе со своей демонической армией Желтым Императором и потомками Трех Владык . В настоящее время печати Чию ослабли, что позволило его демоническим приспешникам сбежать и найти способ оживить своего хозяина, что побудило потомка Фу Си Линь Ли взять легендарный Меч Фу Си, чтобы остановить освобождение Чию.
- В мобильной игре Arknights суперинтендант Чэнь из отдела охраны Лунмэнь владеет мечом, «убивающим драконов», по имени Чи Ю.
- Появляется как главный антагонист Assassin's Creed: Jade .
- В видеоигре Pokémon Scarlet and Violet легендарный покемон огненного/темного типа Чи-Ю назван в честь Чию, его огненная типизация намекает на происхождение Чию от Пламенного Императора , а темная типизация отражает роль Чию как противника Желтого. Император, в соответствии с его антагонистическим изображением в современных средствах массовой информации.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Дай И, Гун Шудуо (2003) [2002]. Предыстория Ся, Шана и Западной Чжоу стр. 32. , 962-8792-80-6 .
- ^ Jump up to: а б с Ли, Джеймс (2006). Джеймс Ли Руководство по астрологии, английское издание 2006 г. Всемирная издательская компания. п. 318. ИСБН 962-432-503-0 .
- ^ Грег Вульф (2007). Древние цивилизации: иллюстрированный справочник по вере, мифологии и искусству . Барнс и Ноубл. п. 213. ИСБН 978-1-4351-0121-0 .
- ^ Jump up to: а б Ло Ми Луши Постскриптум . Ю. Чи Биография 4 :
- ^ Хмонг : Зид Йеус ; Сонг : Потерял тебя ; Лаосская РПА Белые хмонги : Дедушка /tsi ʝaɨ/
- ^ Jump up to: а б с Я По Ча (2010). Введение в культуру хмонгов . МакФарланд. п. 8. ISBN 978-0-7864-4951-4 .
- ^ Jump up to: а б с Дай И, Гун Шудуо (2003) [2002]. Предыстория Ся, Шана и Западной Чжоу стр. 32. , 962-8792-80-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ван Хэнвэй (2005) (2006) Лекционный зал № 1 по истории Китая от древних времен до весеннего и осеннего периода. ISBN 962-8885-24-3 . стр 11-13.
- ^ Сима , переехала . Исторические записи .Хроники пяти императоров .
- ^ Jump up to: а б Я По Ча (2010). Введение в культуру хмонгов . МакФарланд. п. 8. ISBN 978-0-7864-4951-4 .
- ^ ( Язык мандарин·чу, часть 2 )
- ^ Jump up to: а б с Де ла Кадена, Марисоль. Старн, Орин. Фонд Веннера-Грена антропологических исследований. [2007] (2007). Опыт коренных народов сегодня. Издательство Берг, 2007. ISBN 978-1-84520-519-5 . стр. 239.
- ^ Шейн, Луиза (2000). Правит меньшинство: мяо и женственность в культурной политике Китая . Издательство Университета Дьюка. п. 42. ИСБН 978-0-8223-2444-7 .
- ^ «Что такое Чи Ю? Почему Хуанди хотел убить его до смерти?» . Yahoo News (на китайском языке). 2020-10-30 . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Big5.china.com.cn. « Big5.china.com.cn ». Битва Желтого Императора с Чию и Компасной Колесницей. Проверено 22 августа 2010 г.
- ^ Ли, Джеймс. [2006] (2006). Джеймс Ли Руководство по астрологии, китайское издание 2006 г. Всемирная издательская компания. ISBN 962-432-502-2 . стр. 208-209.
- ^ Ванхэн Чен; Разное (2001). Китайские бронзы: свирепая красота . Asiapac Books Pte Ltd., стр. 62–63. ISBN 978-981-229-020-5 .
- ^ Сказки Хайке Перевод Бертона Уотсона. Издательство Колумбийского университета. 2006. с. 38. ISBN 9780231138031 .
- ^ Буллион, Дж. М. (24 октября 2018 г.). «Южнокорейские серебряные медальоны серии Chiwoo Cheonwang от KOMSCO» . КоинНеделя . Проверено 5 февраля 2022 г.
Библиография
[ редактировать ]- Майкл Дж. Пуэтт, Амбивалентность творения: дебаты относительно инноваций и искусств в раннем Китае . 2001 г.