Куньлунь (мифология)

Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
![]() |
Куньлунь Куньлунь - ( упрощенный китайский : 昆仑 ; традиционный китайский : 崑崙 ; пиньинь : Куньлунь ; Уэйд-Джайлс : К'унь-лунь ) или Шань — гора или горный хребет в китайской мифологии , важный символ, представляющий ось мира и божественность .
Мифологический Куньлунь основан на различных источниках — мифологических и географических — современных так называемых гор Куньлунь Тибетского нагорья и горы Кайлас (как архетипического омфала ). Термин «Куньлунь» также применялся к землям или островам Юго-Восточной Азии и, по-видимому, даже к Африке, хотя связь с горой не ясна за пределами номенклатуры. В любом случае Куньлунь относится к далеким, экзотическим и загадочным местам. Различные местоположения Куньлуня описываются в различных легендах, мифах и полуисторических отчетах, в которых он упоминается. В этих отчетах Куньлунь обычно описывается как место обитания различных богов и богинь, где также можно найти легендарные растения и мифические существа. Многие важные события китайской мифологии произошли вокруг Куньлуня. [1]
Историческое развитие
[ редактировать ]По мере развития мифологии, связанной с Куньлунем, на нее повлияли более поздние идеи об оси мира из космологии Индии. (или принял ее атрибуты) Куньлунь стал отождествляться с горой Сумеру . [2]
не просто источником Желтой реки , а источником четырех крупных рек, текущих в четыре стороны света. Еще одно историческое развитие мифологии о Куньлуне (опять же под влиянием Индии) заключалось в том, что Куньлунь стал [2]
На мифы о Куньлуне также повлияло развитие даосской традиции, и Куньлунь стал восприниматься скорее как рай, чем опасная дикая местность. [3]
Некоторые недавние исследования показали, что со временем слияние различных традиций привело к двойственности рая – то есть, Восточному Раю, отождествляемому с горой Пэнлай , и Западному Раю, отождествляемому с горой Куньлунь. Полюс заменил прежнюю мифическую систему, противопоставлявшую Пэнлаю Гуйсюй («Возвращающаяся гора»), а мифологический материал Гуйсюй был перенесен в мифы Куньлуня. [4]
Имя
[ редактировать ]Китайское название «Куньлунь» 崑崙 (или 崐崘 ) пишется иероглифами, сочетающими « горный радикал »山 с фонетикой кунь 昆 и лунь 侖 . Альтернативные названия Куньлунь-шань включают Куньлин 崑陵 (с «холмом») и Куньцю 崑丘 (с «курганом»).
Термин «Куньлунь» может быть семантически связан с двумя другими терминами: Хундунь ( китайский : 混沌 ; пиньинь : hùndùn ; Уэйд-Джайлс : хун-т'ун ; букв. «первобытный хаос» или «путаное замешательство»), что иногда персонифицированный как живое существо; и конгдонг ( китайский : 空洞 ; пиньинь : kōngdòng ; Уэйд-Джайлс : k'ung-t'ung ; букв. «грот пустоты»), по словам Кристофера Шиппера. Гроты-небеса традиционно ассоциировались с горами как впадины или пещеры, расположенные внутри/на определенных горах. Термин «гора Куньлунь» можно перевести как «пещеристая гора», а мифологическую гору Куньлунь рассматривают как полую гору (расположенную прямо под полярной звездой ). [5]
Однако термин «Куньлунь» также использовался в старых текстах для обозначения людей и мест, не связанных с мифической горой. Например, его использовали по отношению к южанам по имени Гуронг , которые были рабами в Китае. Эдвард Х. Шафер цитирует описание Старой книги Тан : «Люди к югу от Линь И имеют вьющиеся волосы и черное тело, их называли курунг» и следующую цитату буддийского ученого 9-го века Хуэй Линя (慧琳): «Их также называют курунг. Это варвары с островов Южных морей, больших и малых. Они очень черные и выставляют напоказ свои обнаженные фигуры. Они могут приручать и запугивать свирепых зверей, носорогов, слонов и тому подобное». [6] [7] [8] Шафер отмечает, что, помимо Куньлуня , этих южан иногда называли Гулун 古龍 или Гулунь 骨論 .
Джули Виленски отмечает, что термин «Куньлунь» — «загадочное и плохо понимаемое слово, сначала примененное к темнокожим китайцам, а затем расширенное с течением времени и охватывающее множество значений, все из которых обозначают темную кожу». [9] Но далее она объясняет: «Такое использование Куньлуня не связано с названием гор Куньлунь». В сноске она добавляет: «Чан Син-Ян пишет, что район горы Куньлунь был знаком китайцам с древнейших времен, и ни в одном китайском труде его жители никогда не описывались как чернокожие». [10] Затем она продолжает объяснять, как слово «Куньлунь» использовалось для обозначения мест в Юго-Восточной Азии и Африке. [11]
Расположение
[ редактировать ]
Были предложены различные представления о местонахождении мифической горы Куньлунь: в одиннадцатой главе «Шаньхайцзин » она описывается как находящаяся на северо-западе, в шестнадцатой главе говорится, что она находится к югу от западного моря, а другие источники помещают ее в центр Земли. [1]
Некоторые считали, что Куньлунь расположен на «крайнем» западе; в данном случае предполагаемое место перемещалось все дальше и дальше на запад вместе с развитием географических знаний. [2] ETC Вернер отождествляет Куньлунь с горным хребтом Гиндукуш . [12]
Иногда мифическую гору Куньлунь путают с современными горами Куньлунь и с Курунгом (или Курунг Бнам ), что, возможно, переводится как «Цари горы» со старо-кхмерского (ранее известного как старокамбоджийский) и эквивалентно санскритскому Шайлараджа . , что также означает «Цари горы», имея в виду мифическую священную космическую гору. Курунг (Куньлунь), как известно, процветал во времена династии Тан и, похоже, установил посольские отношения с двором Тан ко времени Ли Хэ (790–816), который описывает этот визит в одном из своих стихотворений. ; хотя географические особенности местоположения штата Куньлунь остаются неопределенными, он связан с трансгангийской Индией, возможно, с Малайским полуостровом или с районами, контролируемыми талассократией Сайлендра . [13]
Описание
[ редактировать ]
Гора Куньлунь описывалась в различных текстах, а также изображалась в искусстве. Иногда Куньлунь выглядит как столп неба (или земли), иногда кажется, что он состоит из нескольких ярусов. [14] при этом в его мифологических описаниях подчеркивается общность «тайны, величия или великолепия». Говорят, что подножие горы Куньлунь уходит глубоко в землю, а ее надземная часть уходит в небо. [2]
В целом, в отчетах подчеркивается трудность доступа к горе и, что еще более поразительно, к ее священным местам из-за окружающих ее вод и крутых скал огромной высоты. Куньлунь обычно также тесно связан с различными способами достижения бессмертия или долголетия. Поэтические описания, как правило, наполняют Куньлунь райскими подробностями: камни, похожие на драгоценные камни, и высокие скалы из яшмы и нефрита, экзотические растения, украшенные драгоценными камнями, магические грибы причудливой формы и цвета, а также многочисленные птицы и другие животные, а также люди, ставшие бессмертными существами . Иногда можно увидеть Восемь Бессмертных , приходящих засвидетельствовать свое почтение богине Сиванму, возможно, приглашенных присоединиться к ней на пиру бессмертной трапезы. Это изношенное изображение или мотив, который часто рисуют, вырезают или изображают иным образом в материальном искусстве.
Ассоциация с божественностью
[ редактировать ]Верховное Божество
[ редактировать ]Считается, что Куньлунь является олицетворением Верховного Божества ( Тайди ). По некоторым источникам, его трон находится на верхнем ярусе горы, известной как «Небесный дворец». Поскольку Куньлунь иногда рассматривался как столб, поддерживающий небо и отделяющий его от земного плана, некоторые источники помещают вершину Куньлуня на Небеса, а не на Землю; в этом случае обитель Верховного Божества на Куньлуне на самом деле находится на Небесах, а Куньлунь функционирует как своего рода лестница, по которой можно путешествовать между Землей и Небесами. Соответственно, любой человек, которому удавалось подняться на вершину Куньлуня, волшебным образом становился бессмертным духом. [15]
Сиванму
[ редактировать ]
располагалась не в Куньлуне, а скорее на Нефритовой горе, соседней с севера (и к западу от Движущихся песков Хотя первоначально Сивангму — королева-мать Мэн Хао на западе — ), в более поздних отчетах она была перенесена во дворец, защищенный золотыми валами. внутри которого бессмертные ( сиань ) пировали медвежьими лапами, обезьяньими губами и печенью драконов, подавали на берегу Озера Самоцветов. Каждые 6000 лет подавали персики, даровавшие бессмертие тем, кто их ел (за исключением того времени, когда их похитил Король Обезьян ). Первоначально чумное божество с тигриными зубами и леопардовым хвостом, Сивангму стала красивой и воспитанной богиней, ответственной за охрану травы бессмертия. [16]
Ю Ши
[ редактировать ]Считается, что Ю Ши — китайский дух или бог дождя, также известный как «Повелитель дождя» или «Вождь дождя», — обитает на склонах Куньлуня. Во время правления Шэннуна некий Чисонгзи (Мастер Красная Сосна) провел церемонию вызова дождя, которая успешно положила конец ужасной засухе, что привело к его повышению до « Ю Ши », «Мастера дождя». [3]
Шаманы
[ редактировать ]По мнению « Шаньхайцзин» , вершина Куньлуня — жилище шаманов; Там У Пэн изображен держащим траву бессмертия в компании пяти других шаманов по имени Шива Хариш. [17]
Сиань
[ редактировать ]В более поздней традиции Куньлунь изображался как даосский рай, населенный сяньскими или даосскими бессмертными (то есть людьми, которые превратились в сверхчеловеческую форму), которым руководил Сиванму. Сиань часто рассматривались как временные жители, прибывшие сюда с помощью полета на спине волшебного журавля или дракона.
Существа
[ редактировать ]
В Куньлуне есть оживленный бестиарий, в окрестностях которого обитают различные виды более или менее фантастических зверей и птиц. Часто с Куньлунем ассоциируются тигр или существа с тигроподобными чертами, поскольку тигр является символом запада, а Куньлунь часто ассоциируется с Западным раем. [18] Существа, символизирующие бессмертие, часто можно увидеть или описать на изображениях Куньлуня, например, олени или журавли . Сивангму часто называют пятнистым оленем в качестве домашнего животного. Помимо журавлей (традиционно считающихся ездовыми животными или превращениями бессмертных), с горы приходят и уходят другие птицы, выполняющие поручения Сиванму; эти синие (или зеленые) птицы — ее цинняо . Иногда поэты утверждают, что получили радостное вдохновение во время визита одной из этих птиц, несущей послание от Сиванму.
Растения
[ редактировать ]Флора Куньлуня и его окрестностей соответствует остальным его естественным (и сверхъестественным) качествам, включая Жемчужные и Нефритовые деревья, Древо Бессмертия и Древесное Зерно (т. е. Мухэ , имевшее сорок футов в высоту и пять пролеты по толщине). [14] Персики часто ассоциируются (и были) с Сиванму. [19] Ланган представлял собой дерево сказочных драгоценных камней синего или зеленого цвета, которое, как сообщается в классических книгах династий Чжоу и ранних Хань, росло на Куньлуне. [20]
Дворцы и сады
[ редактировать ]Куньлунь описывается как имеющий различные структуры, территории или важные особенности на территории горы или вокруг нее. Дворец Сиванму, который иногда описывают как имеющий золотые валы, располагался на Куньлуне; те, кому повезло собраться там, могли вкусить плод долголетия. [21] Часто ее дворец описывается как парк или сад, граничащий с Джасперовым прудом. Из садов вначале упоминался Висячий сад.
Реки и пески
[ редактировать ]Иногда говорили, что с горы Куньлунь вытекают четыре реки: Красная река (Чишуй, 赤水 ), Желтая река , Черная река ( 黑水 , черная вода) и река Ян (洋水) (Янг 2005: 161). . Говорят, что пятая река течет вокруг подножия Куньлуня, который поднимается по особенно крутому склону, по которому трудно подняться. Эта Слабая Река у подножья Куньлуня текла с жидкостью настолько низкой плотности, что по ней не могло плавать даже перышко. Это было серьезным препятствием, поскольку его нельзя было ни переплыть, ни переправить на судне (Янг 2005: 162, 219). Однако это было препятствием, которое обычно преодолевали те, кто практиковал магию (даосскую или шаманскую). Двумя примерами тех, кто преодолел эти препятствия, были Сунь Укун (« Путешествие на Запад ») и Цюй Юань в его стихотворении (« Ли Сао ») — оба уже были на пути к бессмертию, один как бог, другой как поэт. Еще одной преградой на пути к Куньлуню были опасные и труднопроходимые Движущиеся пески , также известные как Текучие пески или Люша. По словам Шанхайцзин (Глава 16), Куньлунь располагался к югу от Западного моря, за Красной рекой, на берегу Люши (Ян 2005: 162, 219).
События
[ редактировать ]Гора Куньлунь является основным местом действия различных мифов, а также литературных произведений, основанных на мифах, легендах или религиозных описаниях или изображениях.
Брак Нюва и Фуси
[ редактировать ]Брак Фуси и Нувы состоялся на горе Куньлунь. Табу на инцест обычно считалось братом и сестрой и последними людьми, выжившими после катастрофического наводнения. Табу на инцест было снято явным знаком после молитвенного допроса божественного существа, которое одобрило их брак и, таким образом, повторное заселение мира.
Му, Сын Неба
[ редактировать ]Му, сын Неба , — один из посетителей, которого сопровождают в своем путешествии восемь необыкновенных животных, изображенных в искусстве как «странные и потусторонние». [22]
Культурные ссылки
[ редактировать ]Многие важные литературные ссылки и намеки на гору Куньлунь можно найти в традиционных произведениях, включая известные романы, стихи и театральные пьесы. Он также появляется в популярной современной художественной литературе.
Романы
[ редактировать ]Среди другой литературы, гора Куньлунь появляется в «Фэншэнь Яньи» , «Легенде о Белой Змее» , « Сказании о царе Му, Сыне Неба» , «Куньлунь Ну» , «Чжэнь Хунь» (镇魂, также известном как «Хранитель ») и «Путешествии на Запад» (также известном как как Обезьяна ).
Театр
[ редактировать ]Раб Куньлунь (раб из Куньлуня) был стандартным персонажем китайского театра, также известным в японском театре как «Конрон». Его изображали экзотическим по внешности, обладающим сверхчеловеческими способностями. династии Мин Драматург и драматург Мэй Динцзо (1549–1615) написал пьесу «Как раб Куньлунь стал бессмертным».
Поэзия
[ редактировать ]Гора Куньлунь — это тема, упоминаемая в древних поэмах « Ли Сао » и « Небесные вопросы » Цюй Юаня , часто упоминаемая в поэзии средневековой династии Тан и упоминаемая в двадцатом веке в стихотворении Мао Цзэдуна «Куньлунь» 1935 года.
Современная популярная культура
[ редактировать ]Куньлунь используется в манге 3×3 Eyes . Этот термин, написанный как К'унь-Лунь, также используется в истории Железного Кулака в комиксах Marvel как одного из семи небесных столиц во вселенной Marvel , который появляется на Земле лишь периодически. [23] В книге Алана Мура «Лига выдающихся джентльменов: Черное досье» (2007) К'унь-Лунь отождествляется с Огненной горой из « Айши» Х. Райдера Хаггарда . Куньлунь также фигурирует во многих китайских драмах.
См. также
[ редактировать ]- Чи (мифология) : есть некоторые обсуждения, связанные с звериарием Куньлуня.
- Китайская мифология : общая статья о китайской мифологии.
- Четыре горы : советники императоров Яо и Шуня, иногда связанные с четырьмя кардинальными горами.
- Гигаку : статья, в которой упоминается персонаж из Куньлуня.
- Список мифологических китайских гор
- Нэйцзин Ту : даосская внутренняя алхимическая диаграмма, связывающая анатомию человека и космическую теорию.
- Персики бессмертия : волшебный фрукт, обеспечивающий долголетие
- Сунгмо : корейская исконная богиня, связанная с «западной горой».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ян 2005 , стр. 160–164.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кристи 1968 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б Кристи 1968 , с. 75.
- ^ Ян 2005 , с. 163.
- ^ Шиппер 1978 , стр. 365–366.
- ^ Шафер 1985 , с. 290.
- ↑ Старая книга Тан , книга 197: «Все они с юга Линьи имеют вьющиеся волосы и черные тела, и их общее прозвище — «Куньлунь». "
- ^ Хуэй Линь, Yíqièjīngyīnyì (Звучание и значение всех сутр),«Язык Куньлунь, с верхним тоном Кунь и нижним тоном Лунь, распространенная в то время поговорка также называлась Костяной Лунь. Варвары на острове Южно-Китайского моря также были очень черными и голыми и могли приручать зверей, носорогов, слонов и другие типы. Ты сука, у которой нет этикета и праведности в стране. Он живет воровством и любит есть людей. Он подобен злому призраку Ракшаса. Его речь неправедна и отличается от других людей, которые хороши в этом. войти в воду и сказать, что они не умрут».
- ^ Виленский 2002 , с. 2.
- ^ Виленский 2002 , с. 4.
- ^ Виленский 2002 , стр. 6–7, 27–29.
- ^ Вернер 1994 , с. 16.
- ^ Шафер 1985 , стр. 47–48.
- ^ Перейти обратно: а б Ян 2005 , с. 160.
- ^ Ян 2005 , стр. 160–162.
- ^ Кристи 1968 , стр. 78–79.
- ^ Хоукс 2011 , с. 45.
- ^ Кристи 1968 , с. 34.
- ^ Эберхард 2003 , с. 320.
- ^ Шафер 1985 , с. 246.
- ^ Кристи 1968 , с. 72.
- ^ Шафер 1985 , с. 59.
- ^ Кастил, Джон (18 марта 2017 г.). «Железный кулак: объяснение монастыря К'ун-Луня и способностей Дэнни» . Экранная ругань .
Ссылки
[ редактировать ]- Биррелл, Энн (1993). Китайская мифология . (Балтимор: Джонс Хопкинс). ISBN 0-8018-6183-7
- Кристи, Энтони (1968), Китайская мифология , Фелтхэм: Hamlyn Publishing, ISBN 0600006379
- Эберхард, Вольфрам (2003) [1986], Словарь китайских символов: скрытые символы в китайской жизни и мысли , Лондон, Нью-Йорк: Routledge, ISBN 0-415-00228-1
- Цюй Юань (2011) [1985], Песни Юга: Древняя китайская антология стихов Цюй Юаня и других поэтов , перевод Дэвида Хоукса , Лондон: Penguin Books, ISBN 978-0-14-044375-2
- Шафер, Эдвард Х. (1985) [1963], Золотые персики Самарканда: исследование экзотики Тан , Беркли: University of California Press, ISBN 978-0-520-05462-2
- Шиппер, Кристофер (1978), «Даосское тело», История религий , Современные перспективы изучения китайских религий, 17 (3/4), Чикаго: University of Chicago Press: 355–386, doi : 10.1086/462798 , JSTOR 1062436 , S2CID 161297296
- Вернер, ETC (1994) [1922], Мифы и легенды Китая , Нью-Йорк: Dover Publications, ISBN 0-486-28092-6
- Виленски, Джули (2002), «Волшебный Куньлунь и «дьявольские рабы»: китайское восприятие темнокожих людей и Африки до 1500 года» (PDF) , Китайско-платонические статьи , 122 , Нью-Хейвен: Йельский университет
- Ян, Лихуэй (2005), Справочник по китайской мифологии , Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN 978-0-19-533263-6