Китайская пищевая терапия
Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
![]() |
Альтернативная медицина | |
---|---|
Претензии | Заявления о пользе для здоровья, связанные с китайской диетой |
Связанные поля | Традиционная китайская медицина |
Китайская пищевая терапия ( упрощенный китайский : 食疗 ; традиционный китайский : 食療 ; пиньинь : shíliáo ; букв. «пищевая терапия», также называемая диетотерапией и диетотерапией ) — это режим диеты, основанный на китайских верованиях относительно воздействия пищи на человека. организм, [1] и сосредоточен на таких понятиях, как сезонное питание и умеренность. [2] [3] [4] Его основные принципы представляют собой смесь даосской теории усин и теории восьми принципов , которые представляют собой концепции, взятые из современного представления традиционной китайской медицины .
Пищевая терапия уже давно является распространенным подходом к здоровью среди китайцев, как в Китае , так и за рубежом , и была популяризирована среди западных читателей в 1990-х годах с публикацией таких книг, как «Дао здорового питания» ( Flaws 1995a ) и «Мудрость китайской кухни». ( Янг, 1999 ). [5]
Происхождение
[ редактировать ]Ряд древних китайских кулинарных книг и трактатов о еде (ныне утерянных) свидетельствуют о раннем китайском интересе к еде, но не упоминается ее медицинская ценность. [6] Литература о «питании жизни» ( 养生 ; 養生 ; yengshēng ) интегрировала советы по питанию в более широкие советы о том, как достичь бессмертия . Однако такие книги являются лишь предшественниками «диетической терапии», поскольку в них не описывается систематически влияние отдельных продуктов питания. [7] В томе «Ферментации и пищевая наука» Джозефа Нидхема « Наука и цивилизация в Китае » Х.Т. Хуан рассматривает « Рецепты от пятидесяти двух недугов» (ок. 200 г. до н.э.) и « Внутренний канон Желтого императора» как предшественников «диетической терапии». «традиция, первая потому, что рекомендует пищевые продукты в качестве средств от различных болезней, вторая потому, что обсуждает влияние пищи на здоровье. [8] В литературе по Материи медике , примером которой является Шэннун Бэньцао Цзин (I век н.э.), также обсуждаются пищевые продукты, но без специализации на них. [9]

Самый ранний из сохранившихся китайских диетических текстов — это глава Сунь Сымяо » « Рецептов на тысячу золотых ( 千金方 ; qianjīn fāng ), которая была завершена в 650-х годах во времена династии Тан . [11] Работа Суня содержит самое раннее известное использование термина «пищевая (или диетическая) терапия» ( шиляо ). [1] Сунь заявил, что он хотел представить современные знания о еде, чтобы люди, страдающие от недуга, в первую очередь обращались к еде, а не к лекарствам. [12] Его глава содержит 154 статьи, разделенные на четыре раздела – о фруктах, овощах, крупах и мясе – в которых Сунь объясняет свойства отдельных продуктов питания с помощью понятий, заимствованных из Внутреннего канона Желтого Императора : ци , внутренности и жизненная сущность ( 精 ; цзин ), а также соответствия между пятью фазами , «пятью вкусами» (кислый, горький, сладкий, острый и соленый) и пятью зернами. [13] Он также установил большое количество «диетических запретов» ( 食禁 ; shíjìn ), некоторые из которых основаны на календарных представлениях (никаких водяных каштанов на 7-м месяце), другие — на предполагаемом взаимодействии между продуктами (нет чистого вина с кониной) или между различными вкусы. [14]
Ученик Сунь Сымяо Мэн Шэнь ( Мэн Сюй 621–713 ; ) составил первый труд, целиком посвященный терапевтической ценности пищи: Materia Dietetica ( Диетическая ; Материя Медика ; Dietetic Materia Medica; Shíliáo běncǎo 'пищевая терапия Materia medica '). [15] Эта работа не сохранилась, но она цитировалась в более поздних текстах – например, в японском тексте X века Исинпо – и ее фрагмент был найден среди дуньхуанских рукописей . [16] Сохранившиеся отрывки показывают, что Мэн придавал меньшее значение диетическим запретам, чем Сунь, и что он предоставлял информацию о том, как готовить продукты, а не просто описывал их свойства. [17] Работы Сунь Сымяо и Мэн Шэня заложили основу жанра materia Dietetica и определили его развитие в последующие столетия. [18]
Более поздняя история
[ редактировать ]В Китае появилась обширная литература, посвященная использованию продуктов питания в медицинских целях. В работе середины девятого века, ныне утерянной, под названием «Откровенные взгляды врача-диетолога» ( упрощенный китайский : 食医心鉴 ; традиционный китайский : 食醫心鑑 ) обсуждалось, как пища может лечить различные расстройства, а в нескольких работах из «Песни» Династия (960–1279) объяснила, как кормить стариков, чтобы продлить им жизнь. [19]
В начале 14 века Ху Сыхуэй , который служил великим диетологом ( упрощённый китайский : 饮膳太医 ; традиционный китайский : 飲膳太醫 ; пиньинь : yϐnshàn tàiyī ) при дворе монгольской династии Юань (1260–1368), составил трактат под названием «Иньшань чжэнъяо» , или «Правильные и необходимые продукты для еды и питья императора» ( китайский : 饮膳正要 ; пиньинь : yϐnshàn zhèngyào ), который до сих пор признается в Китае как классика как Materia Medica , так и Materia Dietetica . [20] Под влиянием кулинарных и медицинских традиций тюрко-исламского мира и включения в свои рецепты монгольских продуктов питания, таких как баранина, трактат Ху интерпретировал воздействие пищи в соответствии со схемой соответствия между пятью фазами , которая недавно была систематизирована северокитайскими медиками. писатели династии Цзинь (1115–1234) и эпох Юань. [21] До этого периода пищевые материалы еще не были полностью отнесены к пяти вкусам, систематически коррелирующим с конкретными внутренними органами и терапевтическими эффектами. [22]
Китайские представления о терапевтическом воздействии пищи оказали влияние на Восточную Азию. Китайские диетические труды, цитируемые в японских работах еще в X веке, сформировали корейскую литературу о еде вплоть до периода Чосон (1392–1897). [23] В конце 17 — начале 18 веков императорский двор династии Цин (1644–1912) приказал перевести на маньчжурский язык несколько работ по китайской пищевой терапии . [24]
Основные принципы
[ редактировать ]Хотя принципы китайской пищевой терапии не являются ни систематическими, ни одинаковыми во все времена и в разных местах, некоторые основные концепции можно выделить. [25] Один из центральных принципов заключается в том, что «медицина и продукты питания имеют общее происхождение», и поэтому пищевые материалы могут использоваться для предотвращения или лечения медицинских расстройств. [26] Как и лекарственные препараты, продукты питания подразделяются на «нагревающие» ( 热 ; 熱 ; rè ) или «охлаждающие» ( 凉 ; 涼 ; liáng ). [27] В народном понимании «отопление» [28] Пища обычно «высококалорийна, подвергается сильному нагреву при приготовлении, острая или горькая или имеет «горячий» цвет (красный, оранжевый)» и включает красное мясо, внутренности, выпечку и жареные изделия во фритюре, а также алкоголь. [29] Летом их следует избегать, и их можно использовать для лечения «простудных» заболеваний, таких как чрезмерная бледность, водянистый кал, усталость, озноб и низкая температура тела, вызванные рядом возможных причин, включая анемию . Зеленые овощи являются наиболее типичной «охлаждающей» или «холодной» пищей, которая «низкокалорийна, водяниста, успокаивает или кислит на вкус или имеет «прохладный» цвет (беловатый, зеленый)». Их рекомендуют при «горячих» состояниях: сыпь, сухость или покраснение кожи, изжога и другие «симптомы, похожие на ожог», а также боль в горле, опухание десен и запор. [25]
В более систематическом понимании каждое лекарство или продукт питания имеет один из пяти вкусов: кислый, сладкий, горький, острый (или «едкий») и соленый. [30] Помимо описания вкуса еды, каждый из этих «ароматов» якобы оказывает специфическое воздействие на определенные внутренние органы . Кислый вкус, например, оказывает «сжимающее и смягчающее действие» и «может смягчать печень и контролировать диарею и потоотделение», тогда как «горькая» пища может «очищать сердечный «огонь», уменьшать избыток жидкости, вызывать диарею и усиливать сердце «Инь». [31]
Научные оценки
[ редактировать ]Исторически в английской литературе было мало исследований о практике китайской пищевой терапии. [31] Качественный и концептуальный диагноз дефицита Инь в китайской медицине указывает на признаки и симптомы, которые характеризуют и классифицируют как гипертонию в западной медицинской системе. [3] [31] [32] Существуют примеры западных диет, основанных на смешанных питательных продуктах, влияние которых на здоровье было продемонстрировано обширными клиническими исследованиями , таких как диета DASH или средиземноморская диета , которые отражают основополагающие диеты Асина , которые, как правило, включают листовую зелень, бобовые, овощи, соевые продукты. , цельнозерновые продукты, травы и специи. Рыба или моллюски и умеренные порции яиц, птицы, редкие порции красного мяса и сладостей. [33] [31] [34] [35] [36]
Другие примеры
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Бэнцао Ганму — Материя медика, составленная Ли Шичжэнем во времена династии Мин .
- Чан Мин , серия рекомендаций по питанию и образу жизни, адаптированных к западным привычкам питания.
- Макробиотическая диета
- даосская диета
- Яншэн , метод «питания жизни»
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Энгельгардт 2001 , с. 173.
- ^ Ван Дж (январь 1981 г.). «Китайская традиционная пищевая терапия». J Am Diet Assoc . 78 (1): 55–7. дои : 10.1016/S0002-8223(21)04739-8 . ПМИД 7217561 . S2CID 37479374 .
- ^ Перейти обратно: а б Шен, Цуйчжэнь; Саманта Мей-Че Панг; Энид Вай-Юнг Квонг; Чжицин Ченг (апрель 2010 г.). «Влияние китайской пищевой терапии на китайских пациентов с гипертонической болезнью и дефицитом Инь, живущих в обществе». Журнал клинического ухода . 19 (7–8): 1008–1020. дои : 10.1111/j.1365-2702.2009.02937.x . hdl : 10397/25717 . ПМИД 20492045 .
- ^ Темели, Барбара (2002). План здоровья из пяти элементов: китайская система идеального здоровья . Нью-Йорк: Стерлинг Паб. компании ISBN 978-0-8069-5867-5 . OCLC 49970502 .
- ^ Барнс 2013 , с. 339–41, где также цитируются Flaws 1995b , Zhao & Ellis 1998 и Simonds 1999 .
- ^ Энгельхардт 2001 , с. 174–175.
- ^ Энгельхардт 2001 , с. 175–176.
- ^ Хуан 2000 , стр. 120–21.
- ^ Хуан 2000 , с. 134.
- ^ Цанг 1996 , с. 54.
- ^ Энгельхардт 2001 , с. 176.
- ^ Энгельхардт 2001 , с. 177.
- ^ Энгельхардт 2001 , стр. 178–181.
- ^ Энгельхардт 2001 , стр. 181–183.
- ^ Энгельхардт 2001 , с. 184.
- ^ Энгельхардт 2001 , с. 185 (не сохранились, происхождение фрагментов); Хуан 2000 , с. 136 («первый сборник бенкао, посвященный диетотерапии»).
- ^ Энгельхардт 2001 , стр. 184–187.
- ^ Энгельхардт 2001 , с. 187.
- ^ Хуан 2000 , с. 137.
- ^ Buell & Anderson 2010 , стр. 3 (дата и перевод) и 141 (более поздний прием).
- ^ Бьюэлл и Андерсон 2010 , стр. 113–46.
- ^ Ло 2005 , с. 164 («только в позднесредневековых травах и диетах мы получили убедительные доказательства того, что отдельные продукты питания и лекарства обладали всесторонними медицинскими свойствами»); Бьюэлл и Андерсон 2010 , с. 139.
- ^ Ro 2016 , стр. 133 и 137–38.
- ^ Хэнсон 2003 , с. 114–15.
- ^ Перейти обратно: а б Андерсон 2013 , стр. 259–260.
- ^ Хуан 2000 , с. 571.
- ^ Андерсон 2013 , с. 259.
- ^ «Сохраняйте прохладу, избегая «острой» еды» . Новая газета . 8 июля 2019 г.
- ^ Андерсон 2013 , стр. 259–260 .
- ^ Бьюэлл и Андерсон 2010 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б с д Цзоу, П (2016). «Традиционная китайская медицина, пищевая терапия и контроль гипертонии: повествовательный обзор китайской литературы». Американский журнал китайской медицины . 44 (8): 1579–1594. дои : 10.1142/S0192415X16500889 . ПМИД 27852126 .
- ^ Аль-Шура, Аника Ниамби (2014). Передовые клинические методы лечения сердечно-сосудистых заболеваний китайской медицины . Эльзевир Наука. ISBN 9780128006405 .
- ^ Корлисс, Джули (01 июля 2023 г.). «Традиционные китайские диеты: образец здорового питания» . Гарвардское здоровье . Проверено 25 мая 2024 г.
- ^ Функциональные продукты Востока . ЦРК Пресс. 2010. ISBN 9781420071931 .
- ^ «DASH или средиземноморская диета: какая диета вам лучше?» . Публикации Гарвардского здравоохранения, Гарвардский университет. 2017 . Проверено 6 августа 2017 г.
- ^ Халава, Абдельхади (30 июля 2021 г.). «Анализ влияния перехода на традиционную китайскую еду для здоровья на возникновение нетрадиционного пищевого поведения» . Журнал этнической еды . 8 (1): 14. дои : 10.1186/s42779-021-00087-3 . ISSN 2352-6181 .
- ^ Чжу, Чун-Хан (1989). Клинический справочник китайских готовых лекарственных средств . Публикации Парадигмы . стр. 90–91. ISBN 978-0-912111-43-8 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Андерсон, Юджин Н. (2013), «Народная диетотерапия в современном Китае», в TJ Hinrichs; Линда Л. Барнс (ред.), Китайская медицина и исцеление: иллюстрированная история , Кембридж, Массачусетс: The Belknap Press of Harvard University Press, стр. 259–260, ISBN 978-0-674-04737-2 .
- Барнс, Линда Л. (2013), «Мир китайской медицины и исцеления: Часть вторая», в TJ Hinrichs; Линда Л. Барнс (ред.), Китайская медицина и исцеление: иллюстрированная история , Кембридж, Массачусетс: The Belknap Press of Harvard University Press, стр. 334–378, ISBN 978-0-674-04737-2 .
- Бьюэлл, Пол Д.; Андерсон, Юджин Н. (2010), Суп для Кана , второе исправленное и расширенное издание , Лейден и Бостон: Брилл, ISBN 978-90-04-18020-8
- Энгельхардт, Уте (2001), «Диетика в Танском Китае и первые дошедшие до нас работы по Materia Dietetica », в книге Элизабет Сюй (редактор), «Инновации в китайской медицине» , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 173–191, ISBN. 0-521-80068-4 .
- Флоуз, Боб (1995a), Дао здорового питания: диетическая мудрость согласно традиционной китайской медицине , Боулдер, Колорадо: Blue Poppy Press .
- Флоуз, Боб (1995b), Книга шутки: китайские лечебные каши — здоровая альтернатива типичному западному завтраку , Боулдер, Колорадо: Blue Poppy Press .
- Хэнсон, Марта (2003), « Золотое зеркало при императорском дворе императора Цяньлуна, 1739–1742», Early Science and Medicine , 8 (2): 108–47, doi : 10.1163/157338203X00035 , JSTOR 4130134 , PMID 15043047
- Хуан, Х.Т. (2000), Наука и цивилизация в Китае , Том VI, Часть 5, Ферментация и пищевая наука , Кембридж, английский: Издательство Кембриджского университета.
- Ло, Вивьен (2005), «Удовольствие, запрет и боль: еда и медицина в традиционном Китае», в Роэле Стерксе (редактор), « О штативе и вкусе: еда, политика и религия в традиционном Китае» , Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, стр. 163–85, номер документа : 10.1057/9781403979278_9 , ISBN. 978-1-349-52746-5
- Ро, Сан Хо (2016), «Кулинарные книги и женщины-писатели в Корее позднего Чосона», Сеульский журнал корееведения , 29 (1): 133–57, doi : 10.1353/seo.2016.0000 , S2CID 147809513 – через MUSE (подписка) необходимый)
- Саймондс, Нина (1999), Ложка имбиря: неотразимые полезные для здоровья рецепты азиатской кухни , Нью-Йорк: Кнопф .
- Цанг, Ка Бо (1996), «Китайские сказки о свиньях», Archeology , 49 (2): 52–57, JSTOR 41770593
- Янг, Грейс (1999), Мудрость китайской кухни: Классические семейные рецепты для празднования и исцеления , Нью-Йорк: Саймон и Шустер .
- Чжао, Чжо; Эллис, Джордж (1998), Целебная кухня Китая: 300 рецептов для крепкого здоровья и долголетия , Рочестер, Вермонт: Healing Arts Press .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Цай, Цзиньфэн (1988), Еда – ваш путь к здоровью: диетотерапия в традиционной китайской медицине , Пекин: Издательство на иностранных языках .
- Фаркуар, Джудит (1994), «Употребление китайской медицины», Культурная антропология , 9 (4): 471–97, doi : 10.1525/can.1994.9.4.02a00020 , JSTOR 656385
- Недостатки, Боб; Вулф, Онора Л. (1983), Повар принца Вэнь Хуэя: китайская диетическая терапия , Бруклин, Массачусетс: Публикации парадигмы .
- Кастнер, Йорг (2008), Китайская диетотерапия: диетология в традиционной китайской медицине , Thieme Medical Publishers , ISBN 978-3131309624 .
- Лю, Цзилинь; и др., ред. (1995), Китайская диетическая терапия , Эдинбург: Черчилль Ливингстон .
- Лу, Генри К. (1986), Китайская система пищевого лечения, профилактики и средств правовой защиты , Нью-Йорк: Sterling Publ. Компания, ISBN 9789679782530 .
- Лу, Гвей-джен; Нидхэм, Джозеф (1951), «Вклад в историю китайской диетологии», Isis , 42 (1): 13–20, doi : 10.1086/349229 , JSTOR 226660 , PMID 14831972 , S2CID 10054102
- Топли, Марджори (1970), «Китайские традиционные идеи и лечение болезней: два примера из Гонконга», Man , New Series, 5 (3): 421–37, doi : 10.2307/2798950 , JSTOR 2798950