Jump to content

Китайская пищевая терапия

Китайская пищевая терапия
Альтернативная медицина
Претензии Заявления о пользе для здоровья, связанные с китайской диетой
Связанные поля Традиционная китайская медицина

Китайская пищевая терапия ( упрощенный китайский : 食疗 ; традиционный китайский : 食療 ; пиньинь : shíliáo ; букв. «пищевая терапия», также называемая диетотерапией и диетотерапией ) — это режим диеты, основанный на китайских верованиях относительно воздействия пищи на человека. организм, [1] и сосредоточен на таких понятиях, как сезонное питание и умеренность. [2] [3] [4] Его основные принципы представляют собой смесь даосской теории усин и теории восьми принципов , которые представляют собой концепции, взятые из современного представления традиционной китайской медицины .

Пищевая терапия уже давно является распространенным подходом к здоровью среди китайцев, как в Китае , так и за рубежом , и была популяризирована среди западных читателей в 1990-х годах с публикацией таких книг, как «Дао здорового питания» ( Flaws 1995a ) и «Мудрость китайской кухни». ( Янг, 1999 ). [5]

Происхождение

[ редактировать ]

Ряд древних китайских кулинарных книг и трактатов о еде (ныне утерянных) свидетельствуют о раннем китайском интересе к еде, но не упоминается ее медицинская ценность. [6] Литература о «питании жизни» ( 养生 ; 養生 ; yengshēng ) интегрировала советы по питанию в более широкие советы о том, как достичь бессмертия . Однако такие книги являются лишь предшественниками «диетической терапии», поскольку в них не описывается систематически влияние отдельных продуктов питания. [7] В томе «Ферментации и пищевая наука» Джозефа Нидхема « Наука и цивилизация в Китае » Х.Т. Хуан рассматривает « Рецепты от пятидесяти двух недугов» (ок. 200 г. до н.э.) и « Внутренний канон Желтого императора» как предшественников «диетической терапии». «традиция, первая потому, что рекомендует пищевые продукты в качестве средств от различных болезней, вторая потому, что обсуждает влияние пищи на здоровье. [8] В литературе по Материи медике , примером которой является Шэннун Бэньцао Цзин (I век н.э.), также обсуждаются пищевые продукты, но без специализации на них. [9]

Шилиао Бенцао заявил, что многие части дикого кабана можно использовать в терапевтических целях. кабана Желчные камни , измельченные и отварные , могли излечивать эпидемии. Зубы кабана, сожженные дотла и проглоченные, могут облегчить симптомы змеиных укусов . А рафинированный кабаний жир, употребляемый с зерновым вином, может помочь кормящим женщинам производить больше молока. [10]

Самый ранний из сохранившихся китайских диетических текстов — это глава Сунь Сымяо » « Рецептов на тысячу золотых ( 千金方 ; qianjīn fāng ), которая была завершена в 650-х годах во времена династии Тан . [11] Работа Суня содержит самое раннее известное использование термина «пищевая (или диетическая) терапия» ( шиляо ). [1] Сунь заявил, что он хотел представить современные знания о еде, чтобы люди, страдающие от недуга, в первую очередь обращались к еде, а не к лекарствам. [12] Его глава содержит 154 статьи, разделенные на четыре раздела – о фруктах, овощах, крупах и мясе – в которых Сунь объясняет свойства отдельных продуктов питания с помощью понятий, заимствованных из Внутреннего канона Желтого Императора : ци , внутренности и жизненная сущность ( ; цзин ), а также соответствия между пятью фазами , «пятью вкусами» (кислый, горький, сладкий, острый и соленый) и пятью зернами. [13] Он также установил большое количество «диетических запретов» ( 食禁 ; shíjìn ), некоторые из которых основаны на календарных представлениях (никаких водяных каштанов на 7-м месяце), другие — на предполагаемом взаимодействии между продуктами (нет чистого вина с кониной) или между различными вкусы. [14]

Ученик Сунь Сымяо Мэн Шэнь ( Мэн Сюй 621–713 ; ) составил первый труд, целиком посвященный терапевтической ценности пищи: Materia Dietetica ( Диетическая ; Материя Медика ; Dietetic Materia Medica; Shíliáo běncǎo 'пищевая терапия Materia medica '). [15] Эта работа не сохранилась, но она цитировалась в более поздних текстах – например, в японском тексте X века Исинпо – и ее фрагмент был найден среди дуньхуанских рукописей . [16] Сохранившиеся отрывки показывают, что Мэн придавал меньшее значение диетическим запретам, чем Сунь, и что он предоставлял информацию о том, как готовить продукты, а не просто описывал их свойства. [17] Работы Сунь Сымяо и Мэн Шэня заложили основу жанра materia Dietetica и определили его развитие в последующие столетия. [18]

Более поздняя история

[ редактировать ]

В Китае появилась обширная литература, посвященная использованию продуктов питания в медицинских целях. В работе середины девятого века, ныне утерянной, под названием «Откровенные взгляды врача-диетолога» ( упрощенный китайский : 食医心鉴 ; традиционный китайский : 食醫心鑑 ) обсуждалось, как пища может лечить различные расстройства, а в нескольких работах из «Песни» Династия (960–1279) объяснила, как кормить стариков, чтобы продлить им жизнь. [19]

В начале 14 века Ху Сыхуэй , который служил великим диетологом ( упрощённый китайский : 饮膳太医 ; традиционный китайский : 飲膳太醫 ; пиньинь : yϐnshàn tàiyī ) при дворе монгольской династии Юань (1260–1368), составил трактат под названием «Иньшань чжэнъяо» , или «Правильные и необходимые продукты для еды и питья императора» ( китайский : 饮膳正要 ; пиньинь : yϐnshàn zhèngyào ), который до сих пор признается в Китае как классика как Materia Medica , так и Materia Dietetica . [20] Под влиянием кулинарных и медицинских традиций тюрко-исламского мира и включения в свои рецепты монгольских продуктов питания, таких как баранина, трактат Ху интерпретировал воздействие пищи в соответствии со схемой соответствия между пятью фазами , которая недавно была систематизирована северокитайскими медиками. писатели династии Цзинь (1115–1234) и эпох Юань. [21] До этого периода пищевые материалы еще не были полностью отнесены к пяти вкусам, систематически коррелирующим с конкретными внутренними органами и терапевтическими эффектами. [22]

Китайские представления о терапевтическом воздействии пищи оказали влияние на Восточную Азию. Китайские диетические труды, цитируемые в японских работах еще в X веке, сформировали корейскую литературу о еде вплоть до периода Чосон (1392–1897). [23] В конце 17 — начале 18 веков императорский двор династии Цин (1644–1912) приказал перевести на маньчжурский язык несколько работ по китайской пищевой терапии . [24]

Основные принципы

[ редактировать ]

Хотя принципы китайской пищевой терапии не являются ни систематическими, ни одинаковыми во все времена и в разных местах, некоторые основные концепции можно выделить. [25] Один из центральных принципов заключается в том, что «медицина и продукты питания имеют общее происхождение», и поэтому пищевые материалы могут использоваться для предотвращения или лечения медицинских расстройств. [26] Как и лекарственные препараты, продукты питания подразделяются на «нагревающие» ( ; ; ) или «охлаждающие» ( ; ; liáng ). [27] В народном понимании «отопление» [28] Пища обычно «высококалорийна, подвергается сильному нагреву при приготовлении, острая или горькая или имеет «горячий» цвет (красный, оранжевый)» и включает красное мясо, внутренности, выпечку и жареные изделия во фритюре, а также алкоголь. [29] Летом их следует избегать, и их можно использовать для лечения «простудных» заболеваний, таких как чрезмерная бледность, водянистый кал, усталость, озноб и низкая температура тела, вызванные рядом возможных причин, включая анемию . Зеленые овощи являются наиболее типичной «охлаждающей» или «холодной» пищей, которая «низкокалорийна, водяниста, успокаивает или кислит на вкус или имеет «прохладный» цвет (беловатый, зеленый)». Их рекомендуют при «горячих» состояниях: сыпь, сухость или покраснение кожи, изжога и другие «симптомы, похожие на ожог», а также боль в горле, опухание десен и запор. [25]

В более систематическом понимании каждое лекарство или продукт питания имеет один из пяти вкусов: кислый, сладкий, горький, острый (или «едкий») и соленый. [30] Помимо описания вкуса еды, каждый из этих «ароматов» якобы оказывает специфическое воздействие на определенные внутренние органы . Кислый вкус, например, оказывает «сжимающее и смягчающее действие» и «может смягчать печень и контролировать диарею и потоотделение», тогда как «горькая» пища может «очищать сердечный «огонь», уменьшать избыток жидкости, вызывать диарею и усиливать сердце «Инь». [31]

Научные оценки

[ редактировать ]

Исторически в английской литературе было мало исследований о практике китайской пищевой терапии. [31] Качественный и концептуальный диагноз дефицита Инь в китайской медицине указывает на признаки и симптомы, которые характеризуют и классифицируют как гипертонию в западной медицинской системе. [3] [31] [32] Существуют примеры западных диет, основанных на смешанных питательных продуктах, влияние которых на здоровье было продемонстрировано обширными клиническими исследованиями , таких как диета DASH или средиземноморская диета , которые отражают основополагающие диеты Асина , которые, как правило, включают листовую зелень, бобовые, овощи, соевые продукты. , цельнозерновые продукты, травы и специи. Рыба или моллюски и умеренные порции яиц, птицы, редкие порции красного мяса и сладостей. [33] [31] [34] [35] [36]

Другие примеры

[ редактировать ]
  • Цю Ли Гао — это грушевый сироп или паста, используемая для лечения заболеваний легких. [37]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Энгельгардт 2001 , с. 173.
  2. ^ Ван Дж (январь 1981 г.). «Китайская традиционная пищевая терапия». J Am Diet Assoc . 78 (1): 55–7. дои : 10.1016/S0002-8223(21)04739-8 . ПМИД   7217561 . S2CID   37479374 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Шен, Цуйчжэнь; Саманта Мей-Че Панг; Энид Вай-Юнг Квонг; Чжицин Ченг (апрель 2010 г.). «Влияние китайской пищевой терапии на китайских пациентов с гипертонической болезнью и дефицитом Инь, живущих в обществе». Журнал клинического ухода . 19 (7–8): 1008–1020. дои : 10.1111/j.1365-2702.2009.02937.x . hdl : 10397/25717 . ПМИД   20492045 .
  4. ^ Темели, Барбара (2002). План здоровья из пяти элементов: китайская система идеального здоровья . Нью-Йорк: Стерлинг Паб. компании ISBN  978-0-8069-5867-5 . OCLC   49970502 .
  5. ^ Барнс 2013 , с. 339–41, где также цитируются Flaws 1995b , Zhao & Ellis 1998 и Simonds 1999 .
  6. ^ Энгельхардт 2001 , с. 174–175.
  7. ^ Энгельхардт 2001 , с. 175–176.
  8. ^ Хуан 2000 , стр. 120–21.
  9. ^ Хуан 2000 , с. 134.
  10. ^ Цанг 1996 , с. 54.
  11. ^ Энгельхардт 2001 , с. 176.
  12. ^ Энгельхардт 2001 , с. 177.
  13. ^ Энгельхардт 2001 , стр. 178–181.
  14. ^ Энгельхардт 2001 , стр. 181–183.
  15. ^ Энгельхардт 2001 , с. 184.
  16. ^ Энгельхардт 2001 , с. 185 (не сохранились, происхождение фрагментов); Хуан 2000 , с. 136 («первый сборник бенкао, посвященный диетотерапии»).
  17. ^ Энгельхардт 2001 , стр. 184–187.
  18. ^ Энгельхардт 2001 , с. 187.
  19. ^ Хуан 2000 , с. 137.
  20. ^ Buell & Anderson 2010 , стр. 3 (дата и перевод) и 141 (более поздний прием).
  21. ^ Бьюэлл и Андерсон 2010 , стр. 113–46.
  22. ^ Ло 2005 , с. 164 («только в позднесредневековых травах и диетах мы получили убедительные доказательства того, что отдельные продукты питания и лекарства обладали всесторонними медицинскими свойствами»); Бьюэлл и Андерсон 2010 , с. 139.
  23. ^ Ro 2016 , стр. 133 и 137–38.
  24. ^ Хэнсон 2003 , с. 114–15.
  25. ^ Перейти обратно: а б Андерсон 2013 , стр. 259–260.
  26. ^ Хуан 2000 , с. 571.
  27. ^ Андерсон 2013 , с. 259.
  28. ^ «Сохраняйте прохладу, избегая «острой» еды» . Новая газета . 8 июля 2019 г.
  29. ^ Андерсон 2013 , стр. 259–260 .
  30. ^ Бьюэлл и Андерсон 2010 , с. 139.
  31. ^ Перейти обратно: а б с д Цзоу, П (2016). «Традиционная китайская медицина, пищевая терапия и контроль гипертонии: повествовательный обзор китайской литературы». Американский журнал китайской медицины . 44 (8): 1579–1594. дои : 10.1142/S0192415X16500889 . ПМИД   27852126 .
  32. ^ Аль-Шура, Аника Ниамби (2014). Передовые клинические методы лечения сердечно-сосудистых заболеваний китайской медицины . Эльзевир Наука. ISBN  9780128006405 .
  33. ^ Корлисс, Джули (01 июля 2023 г.). «Традиционные китайские диеты: образец здорового питания» . Гарвардское здоровье . Проверено 25 мая 2024 г.
  34. ^ Функциональные продукты Востока . ЦРК Пресс. 2010. ISBN  9781420071931 .
  35. ^ «DASH или средиземноморская диета: какая диета вам лучше?» . Публикации Гарвардского здравоохранения, Гарвардский университет. 2017 . Проверено 6 августа 2017 г.
  36. ^ Халава, Абдельхади (30 июля 2021 г.). «Анализ влияния перехода на традиционную китайскую еду для здоровья на возникновение нетрадиционного пищевого поведения» . Журнал этнической еды . 8 (1): 14. дои : 10.1186/s42779-021-00087-3 . ISSN   2352-6181 .
  37. ^ Чжу, Чун-Хан (1989). Клинический справочник китайских готовых лекарственных средств . Публикации Парадигмы . стр. 90–91. ISBN  978-0-912111-43-8 .

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Андерсон, Юджин Н. (2013), «Народная диетотерапия в современном Китае», в TJ Hinrichs; Линда Л. Барнс (ред.), Китайская медицина и исцеление: иллюстрированная история , Кембридж, Массачусетс: The Belknap Press of Harvard University Press, стр. 259–260, ISBN  978-0-674-04737-2 .
  • Барнс, Линда Л. (2013), «Мир китайской медицины и исцеления: Часть вторая», в TJ Hinrichs; Линда Л. Барнс (ред.), Китайская медицина и исцеление: иллюстрированная история , Кембридж, Массачусетс: The Belknap Press of Harvard University Press, стр. 334–378, ISBN  978-0-674-04737-2 .
  • Бьюэлл, Пол Д.; Андерсон, Юджин Н. (2010), Суп для Кана , второе исправленное и расширенное издание , Лейден и Бостон: Брилл, ISBN  978-90-04-18020-8
  • Энгельхардт, Уте (2001), «Диетика в Танском Китае и первые дошедшие до нас работы по Materia Dietetica », в книге Элизабет Сюй (редактор), «Инновации в китайской медицине» , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 173–191, ISBN.  0-521-80068-4 .
  • Флоуз, Боб (1995a), Дао здорового питания: диетическая мудрость согласно традиционной китайской медицине , Боулдер, Колорадо: Blue Poppy Press .
  • Флоуз, Боб (1995b), Книга шутки: китайские лечебные каши — здоровая альтернатива типичному западному завтраку , Боулдер, Колорадо: Blue Poppy Press .
  • Хэнсон, Марта (2003), « Золотое зеркало при императорском дворе императора Цяньлуна, 1739–1742», Early Science and Medicine , 8 (2): 108–47, doi : 10.1163/157338203X00035 , JSTOR   4130134 , PMID   15043047
  • Хуан, Х.Т. (2000), Наука и цивилизация в Китае , Том VI, Часть 5, Ферментация и пищевая наука , Кембридж, английский: Издательство Кембриджского университета.
  • Ло, Вивьен (2005), «Удовольствие, запрет и боль: еда и медицина в традиционном Китае», в Роэле Стерксе (редактор), « О штативе и вкусе: еда, политика и религия в традиционном Китае» , Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, стр. 163–85, номер документа : 10.1057/9781403979278_9 , ISBN.  978-1-349-52746-5
  • Ро, Сан Хо (2016), «Кулинарные книги и женщины-писатели в Корее позднего Чосона», Сеульский журнал корееведения , 29 (1): 133–57, doi : 10.1353/seo.2016.0000 , S2CID   147809513 – через MUSE (подписка) необходимый)
  • Саймондс, Нина (1999), Ложка имбиря: неотразимые полезные для здоровья рецепты азиатской кухни , Нью-Йорк: Кнопф .
  • Цанг, Ка Бо (1996), «Китайские сказки о свиньях», Archeology , 49 (2): 52–57, JSTOR   41770593
  • Янг, Грейс (1999), Мудрость китайской кухни: Классические семейные рецепты для празднования и исцеления , Нью-Йорк: Саймон и Шустер .
  • Чжао, Чжо; Эллис, Джордж (1998), Целебная кухня Китая: 300 рецептов для крепкого здоровья и долголетия , Рочестер, Вермонт: Healing Arts Press .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Цай, Цзиньфэн (1988), Еда – ваш путь к здоровью: диетотерапия в традиционной китайской медицине , Пекин: Издательство на иностранных языках .
  • Фаркуар, Джудит (1994), «Употребление китайской медицины», Культурная антропология , 9 (4): 471–97, doi : 10.1525/can.1994.9.4.02a00020 , JSTOR   656385
  • Недостатки, Боб; Вулф, Онора Л. (1983), Повар принца Вэнь Хуэя: китайская диетическая терапия , Бруклин, Массачусетс: Публикации парадигмы .
  • Кастнер, Йорг (2008), Китайская диетотерапия: диетология в традиционной китайской медицине , Thieme Medical Publishers , ISBN  978-3131309624 .
  • Лю, Цзилинь; и др., ред. (1995), Китайская диетическая терапия , Эдинбург: Черчилль Ливингстон .
  • Лу, Генри К. (1986), Китайская система пищевого лечения, профилактики и средств правовой защиты , Нью-Йорк: Sterling Publ. Компания, ISBN  9789679782530 .
  • Лу, Гвей-джен; Нидхэм, Джозеф (1951), «Вклад в историю китайской диетологии», Isis , 42 (1): 13–20, doi : 10.1086/349229 , JSTOR   226660 , PMID   14831972 , S2CID   10054102
  • Топли, Марджори (1970), «Китайские традиционные идеи и лечение болезней: два примера из Гонконга», Man , New Series, 5 (3): 421–37, doi : 10.2307/2798950 , JSTOR   2798950
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 972b7510380f44496c812d59175751c9__1718754000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/97/c9/972b7510380f44496c812d59175751c9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chinese food therapy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)