Заили обучение
Заилизм В неоконфуцианстве Цзайлайцзяо | |
---|---|
![]() | |
Тип | Китайская спасительная религия |
Основатель | Ян Цзай |
Источник | 17 век Тяньцзинь |
Члены | 1948: 15 миллионов [1] |
Другое имя (а) | Лиизм, Врата Принципа (李门 Lǐmén ), Путь в белых одеждах (白衣道), Путь восьмиугольника (八方道) |
Официальный сайт | http://www.liism.org/ |
Часть серии о |
Китайская народная религия |
---|
![]() |
Заилизм (在理教, «Путь неизменного принципа»). [а] ) лиизм или [б] ), [2] также известный как Байидао (白衣道) [с] «Путь в белых одеждах») или Бафангдао (八方道 [д] «Восьмиугольный путь») — китайская народная религиозная секта Северного Китая , основанная в 17 веке Ян Цзаем. [3] Он утверждает даосскую идентичность [4] и сосредоточено на поклонении Гуаньинь как воплощению принципа вселенной , «Единому Богу Безграничного» (无极只神 Wúji Zhishén ). [5]
История
[ редактировать ]Жизнь Ян Цзая
[ редактировать ]Зайлиизм был основан в последние годы династии Мин Ян Цзаем (1621–1754; псевдоним Ян Чэнцин или Ян Жулай), обладателем степени цзиньши из Джимо , Шаньдун . [3] Хотя Ян очень хотел занять официальную должность, он остался в Джимо, чтобы заботиться о своей престарелой матери. [3] После ее смерти он стал религиозным лидером, и существуют разные версии того, как это произошло. [3] Некоторые источники связывают это с видением или встречей с Гуаньинь . [3]
Он определенно мигрировал в горы округа Цзи в Тяньцзине . [6] Здесь он провел десять лет в медитации в пещере Ланьшуй, очистился и сформулировал свое философское учение, вращающееся вокруг Восьми запретов ( ба цзе ). [6] В восемьдесят лет он взял десять учеников, которых разослал в разные стороны распространять учение. Ян, благодаря своим методам медитации и совершенствования, по общему мнению, умер в возрасте 133 лет. [6]
18 век: руководство Инь Жо
[ редактировать ]Религия была официально основана в Тяньцзине, а к середине 18 века распространилась по всему северному Китаю. [7] Массовое следование было основано на трудах Инь Жо (1729-1806; псевдоним Инь Лайфэн и Инь Чжуншань), второго великого патриарха в истории секты. [8] В 1766 году Инь основал первый общественный дом ( гун суо ) в пригороде Тяньцзиня; общие дома стали основными и характерными организационными единицами заилизма. [9] Это одновременно и храмы, и дома собраний, а ранние общие дома представляли собой комнаты в частных домах и деревенских храмах. [9] К началу республиканского периода некоторые из них превратились в сложные комплексы зданий и дворов. [9]
Общими домами управляли два уровня руководства: ритуальный и административный. Ритуальными служителями были данцзя , мужчины, соблюдающие целомудрие, соблюдающие строгий режим самосовершенствования. [10] В Тяньцзине в каждом общем доме был один данцзя , который был больше, чем приходскими священниками, святыми людьми и образцами нравственности, проводившими несколько ежегодных ритуалов секты. [9] Административным аналогом был «управляющий» ( чэнбанрен ), мирянин, который заботился о повседневной деятельности общего дома. [11]
19 и 20 века
[ редактировать ]Распространение заилизма не осталось незамеченным, и в 19 веке чиновники династии Цин проводили различные расследования для проверки ортодоксальности секты, всегда приходя к выводу, что она была ортодоксальной и способствовала экономике и нравственности населения. Некоторые чиновники советовали престолу не только признать секту, но даже поощрить ее противостоять растущему влиянию христианства . [12]
В 1891 году ложи Зайли возглавили восстание в Жэхэ , в обстановке недовольства ханьских китайцев привилегиями монгольской знати и католической церкви . [13] Хотя восстание было подавлено, внутри Боксерского восстания вновь возникла напряженность. на рубеже веков [14]
Секта быстро росла в последние годы династии Цин и в раннюю республику. Приверженцы Заили управляли большим количеством лож и захватили несколько ветхих храмов других религий. [15] К концу 19 века он уже утвердился в Маньчжурии , а к началу 20 века начал проявлять национальный характер. [16] Оно распространилось даже среди этнических китайцев в России . [5] К 1920-м годам секта уже утвердилась во всех крупных городах Китая, а когда в 1929 году провинция Цзянсу объявила ее вне закона, влиятельные лидеры Пекина , Тяньцзиня и Шанхая обратились к национальному правительству с просьбой снять запрет. [16] В августе 1929 года Министерство внутренних дел открыто одобрило заилизм. [16]
Современные разработки
[ редактировать ]Заилизм вернулся активным в китайской провинции Хэбэй с конца 1990-х годов. [17] Он также насчитывает 186 000 членов на Тайване , что соответствует 0,8% от общей численности населения. Существует Китайская объединенная церковь лиизма (中华理教总会 Zhōnghuá Lǐjiào Znghuì). [и] ) и другие более мелкие тела.
Филантропия
[ редактировать ]Наиболее характерным элементом заилизма является упор на физическую чистоту и воздержание от веществ, вызывающих привыкание. [6] Заилизм распространялся по мере того, как его члены основывали благотворительные организации и выступали за воздержание от алкоголя, табака и опиума, а также предлагали лекарства для наркоманов. [18] Последователи Зайли создали центры реабилитации наркоманов, использующие лекарственные травы и методы самосовершенствования ( чжэншэнь ), которые, как утверждается, полностью излечивают двести наркоманов в год. [19]
Члены Цзэйли также основали «Генеральную китайскую ассоциацию по профилактике употребления алкоголя и табака согласно праведно добрым учениям» (中華全國理善勸戒煙酒總會 Zhōnghuá quánguó lǐ shàn quàn jièyān jiϔ zng huì ), которая была признана Юань Правительство Шикая в июне 1913 года. [20]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ 在理教 Zàilǐjiào . « Зай ли » означает «пребывание в принципах», «пребывание в принципах», «пребывание в истине», «оставаться верным универсальной истине»; « Цзяо » означает «учение» или «передача».
- ^ 理教 Lǐjiào , «передача принципа».
- ^ 白衣道 Байидао
- ^ 八方道 Бафангдао
- ^ традиционные иероглифы : Китайская неоконфуцианская федерация
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Майкл Пай. Исследование религий в движении . Уолтер де Грюйтер, 2003. ISBN 1614511918 . п. 159
- ^ Гуссерт, Палмер. 2011. с. 98
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дюбуа (2005) , с. 107.
- ^ Палмер, 2011. с. 27
- ^ Перейти обратно: а б Тертицкий (2007) .
- ^ Перейти обратно: а б с д Дюбуа (2005) , с. 108.
- ^ Гуссерт, Палмер. 2011. с. 98
- ^ Дюбуа (2005) , с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дюбуа (2005) , с. 110.
- ^ Гуссерт, Палмер. 2011. с. 98
- ^ Дюбуа (2005) , с. 111.
- ^ Дюбуа (2005) , стр. 111–112.
- ^ Гуссерт, Палмер. 2011. с. 98
- ^ Гуссерт, Палмер. 2011. с. 98
- ^ Гуссерт, Палмер. 2011. с. 98
- ^ Перейти обратно: а б с Дюбуа (2005) , с. 112.
- ^ Дюбуа, 2005 г.
- ^ Гуссерт, Палмер. 2011. с. 98
- ^ Да, 2000. с. 344
- ^ Ян, 2008. с. 213
Источники
[ редактировать ]- Д.А. Палмер. Китайские искупительные общества и религия спасения: исторический феномен или социологическая категория? . По: Журнал китайских ритуалов, театра и фольклора , т. 172, 2011 г., с. 21-72
- Мейфэр Мэй-хуэй Ян . Китайские религии: недуги современности и формирование государства . Калифорнийский университет Press, 2008.
- Винсент Гуссерт, Дэвид Палмер. Религиозный вопрос в современном Китае . Издательство Чикагского университета, 2011. ISBN 0226304167
- Тертицкий, Константин (2007). «Цайлицзяо в России: китайская синкретическая религия в диаспоре». Международный китаеведческий симпозиум . 4 . Тайбэй: Католический университет Фу Джен: 414–443.
- Дюбуа, Томас Дэвид (2005). Священная деревня: социальные изменения и религиозная жизнь в сельской местности Северного Китая (PDF) . Издательство Гавайского университета. ISBN 0824828372 . Архивировано из оригинала (PDF) 14 февраля 2016 г. Проверено 06 марта 2016 г.
- Вэнь-синь Да. Стать китайцем: пути к современности и за ее пределами . Калифорнийский университет Press, 2000. ISBN 0520222180