Движение богини
Движение Богини — возрожденческое неоязыческое религиозное движение. [1] который включает духовные верования и практики , возникшие преимущественно в западном мире. [1] ( Северная Америка , Западная Европа , Австралия и Новая Зеландия ) в 1970-е годы. [2] Движение выросло как реакция против авраамических религий , [1] в которых есть исключительно боги, о которых говорят с помощью грамматических артиклей и местоимений мужского рода , [3] [4] и секуляризм . [5] Оно вращается вокруг поклонения Богине и почитания божественной женственности и может включать акцент на женщинах или на одном или нескольких пониманиях пола или женственности . [1]
Движение Богини представляет собой широко распространенную нецентрализованную тенденцию в современном язычестве , и поэтому оно не имеет централизованных принципов веры. [6] Верования и практики среди поклонников Богини сильно различаются: от имени и количества богинь, которым поклоняются, до конкретных используемых ритуалов и обрядов. [1] Некоторые, такие как Дианик Викка , поклоняются исключительно женским божествам, а другие нет. Системы верований варьируются от монотеистических до политеистических и пантеистических и охватывают целый ряд богословских разновидностей, аналогичных тем, которые существуют в более широком неоязыческом сообществе. [1] Распространенное плюралистическое убеждение означает, что самоидентифицированный поклонник Богини теоретически может поклоняться любому количеству различных женских божеств из разных культур и религий по всему миру. [7] [8] В зависимости от своих характеристик движение Богини также называют формой культурной религиозности, которая становится все более разнообразной, географически широко распространенной, эклектичной и более динамичной в процессе. [9]
Предыстория [ править ]
В 19 веке некоторые феминистки первой волны , такие как Матильда Джослин Гейдж и Элизабет Кэди Стэнтон, опубликовали свои идеи, описывающие женское божество. [10] в то время как антропологи, такие как Иоганн Якоб Бахофен, исследовали идеи доисторических матриархальных культур Богинь в Средиземноморском регионе. Есть также посттрадиционные феминистки Богини, которые утверждают, что женская теология более древняя, возникшая в доисторической Европе и вокруг нее в период верхнего палеолита или 30 000 лет назад: гипотеза Великой Богини . [11] Говорят, что эти теологии были подавлены на Западе, когда христианство поставило вне закона все дохристианские религии серией указов I. Феодосия [11] Эти идеи получили дополнительную поддержку во время второй волны феминистского движения. В 1960-х и 1970-х годах феминистки, интересовавшиеся историей религии, также ссылались на работу Хелен Дайнер (1965): [12] чья книга « Матери и амазонки: очерк женских империй» была впервые опубликована на немецком языке в 1932 году; Мэри Эстер Хардинг (1935), [13] первый значительный юнгианский психоаналитик в Соединенных Штатах; Элизабет Гулд Дэвис (1971); и Мерлин Стоун (1976).
Часть серии кинотрилогии. |
Женщины и духовность |
---|
Фильмы |
|
Люди |
Портал феминизма |
С 1970-х годов «Духовность Богини» превратилась в узнаваемое международное культурное движение. [14] В 1978 году Кэрол П. Крист широко переизданное эссе « Почему женщинам нужна богиня » [15] который свидетельствует в пользу концепции существования древней религии верховной богини, был представлен в качестве основного выступления перед аудиторией из более чем 500 человек на конференции «Возрождение Великой Богини» в Калифорнийском университете в Санта-Крус ; [16] Впервые он был опубликован в журнале Великой богини «Выпуск ересей : феминистское издание об искусстве и политике» (1978). [17] Кэрол П. Крайст также была соредактором классических антологий феминистской религии « Плетение видений: новые образцы феминистской духовности» (1989) и «Восстание женского духа» (1979/1989); последний включал ее эссе «Почему женщинам нужна богиня». [15]
С 1974 по 1984 год WomanSpirit журнал , который редактировали в Орегоне Джин и Рут Маунтингроув , публиковал статьи, стихи и ритуалы женщин, исследующие идеи и чувства по поводу женского божества. [18] Журнал The Beltane Papers , начавший выходить примерно в то же время, продолжал выходить до середины 2011 года. [19] В 1983 году Джейд Ривер и Линни Леви основали Реформированную Международную Конгрегацию Богини (RCG-I) в Мэдисоне, штат Висконсин. RCG-I продолжается и сегодня с группами под названием «Круги» во многих населенных пунктах США, а также с образовательной программой, обучением жриц и рукоположением. Движение Богини нашло голос в различных фильмах и самоиздаваемых средствах массовой информации, таких как трилогия «Женщины и духовность» , снятая Донной Рид для Национального совета по кинематографии Канады .
Терминология [ править ]
Связанные термины, иногда используемые в движении, включают следующее:
- Богини относятся к местным или конкретным божествам, явно связанным с определенной культурой и часто с определенными аспектами, атрибутами и силами (например: месопотамская богиня Инанна / Иштар ; Афина ; или индуистские богини, такие как Сарасвати , богиня обучения, поэзии, музыки). , вдохновение и мудрость и Лакшми , богиня богатства и власти).
- Богиня или Великая Богиня — женское божество, которое считается главным. Такая религиозная система исторически существовала во многих культурах, хотя и не под одними и теми же названиями и не обязательно с одинаковыми чертами. Если существует бог-мужчина, его часто считают равным ей, или его силы можно рассматривать как происходящие от нее. [20] Эти термины обычно не понимаются как обозначающие одно божество, одинаковое в разных культурах, а скорее концепция, распространенная во многих древних культурах, которую участники движения Богинь хотят восстановить. [7] Когда о Богине говорят как о личном хранителе, например, «моя Богиня», это означает «мое мировоззрение в духовности Богини».
- Духовность Богини иногда используется как синоним Движения Богини, а иногда как духовная практика, являющаяся частью Движения Богини. [2] Это также может относиться к духу Движения Богини, особенно когда оно используется для представления христианства как диаметральной противоположности Богини. [21] Здесь этот термин становится отличительной концепцией, которая отличает движение от христианства, практически не допуская совпадений.
- «Богиня» — это недавний вклад в словарь Богини, возможно, заимствованный из одноименного британского журнала, следующий из предположения Мэри Дейли о том, что божество слишком динамично, слишком много в процессе и постоянно меняется, чтобы быть существительным, и его лучше было бы так называть. произносится как глагол (Daly 1973). Богиня может также означать культуру Богини, образ жизни Богини, практику Богини или «мою богиню», как в моей индивидуальной интерпретации и опыте Богини.
- Жрица относится к женщинам, которые посвящают себя одной или нескольким богиням. Оно может включать или не включать руководство группой, а также может включать или не включать в себя юридическое рукоположение. Аналогичный термин для мужчин – «священник». Однако не каждый, кто посвящает себя Богине или богиням, называет себя жрицей (или жрецом).
- Теалогия – это термин, первое использование которого в контексте феминистского анализа религии и обсуждения Богини обычно приписывают Наоми Гольденберг , которая использовала этот термин в своей книге «Изменение богов» . [22] Он заменяет греческий женский префикс «теа-» предположительно родовым греческим префиксом мужского рода «тео-». Это относится к деятельности по определению значения Богини, в отличие от теологии, которая размышляет о значении Бога. [11] Часто используется для обозначения анализа мыслей Богини и мистицизма, но также может использоваться и в более широком смысле для обозначения любого вида божественного, а не только божественного, как в медитации, этике, ритуальной прагматике.
Заглавные буквы таких терминов, как «Богиня» и «Богини», обычно различаются в зависимости от автора или руководств по стилю публикаций или издателей. Члены сообщества Богини обычно считают уместным использовать слово «Богиня» с заглавной буквы, но это не обязательно, когда делаются общие ссылки, как в слове «богини».
Использование мифологических материалов [ править ]
Участники движения Богини часто ссылаются на древнюю религию и мифологию. Некоторые скептики утверждают, что они были реконструированы на основе древних источников, а другие являются современными изобретениями. [23] Действительно, эти мифы не трактуются буквально, [ нужна ссылка ] а скорее в переносном или метафорическом смысле, как отражение древних представлений и мировоззрений. Например, мифы о творении рассматриваются не как противоречащие научному пониманию, а скорее как поэтические, метафорические утверждения, совместимые, например, с теорией эволюции, современной космологией и физикой. [24] [25] Мифологические источники движения Богини часто считаются современными реконструкциями древних мифов, предшествовавших « патриархальному периоду», гипотезы Великой Богини , находящейся под влиянием Курганской гипотезы , и поэтому о них было бы написано очень мало. [26] Помимо отражения древнего понимания этих явлений, есть приверженцы, которые также обращаются к современной науке и литературе, например, к книге Роберта Грейвса « Белая богиня ». в этой работе Некоторые из интерпретаций греческой мифологии (основанные главным образом на Джеймса Фрейзера книге «Золотая ветвь » , например, ежегодное жертвоприношение царя, олицетворяющего бога), были приняты в качестве основы для описания старения и омоложения богини в зависимости от времени года. . [26] Миф о Деметре и Персефоне часто интерпретируется по-новому. [27] [28] [29]
Распространенным утверждением в движении Богини является то, что мифы предполагаемых древних матриархальных обществ лежали в основе ключевых элементов христианства , особенно в убеждениях, что «матриархат, поощряющий поклонение богине, повлиял на отношение ранних христиан к Марии» и что «католическая церковь изначально была матриархальной». с Марией Магдалиной , а не Петром , как ее главу». [30] Движение Богини рассматривает преданность христианским женщинам, таким как святые женщины , как продолжение древнего поклонения Богине. [31]
Теология [ править ]
Духовность Богини характерно демонстрирует разнообразие: ни один центральный орган не определяет ее догму. Тем не менее, существует развивающийся консенсус по некоторым вопросам, таким как: Богиня по отношению к политеизму , монотеизму и пантеизму ; имманентность и другие против трансцендентности способы понять природу Богини. Также появляется соглашение о том, что Богиня выполняет основные функции расширения прав и возможностей женщин и содействия этическим и гармоничным отношениям между различными народами, а также между людьми, животными и природой. [32]
Один или несколько? [ редактировать ]
Часто задают вопрос: верят ли приверженцы Богини в одну Богиню или во многих богинь: является ли духовность Богини монотеистической или политеистической? [33] Это не проблема для многих участников движения Богини, чья концепция божественности является более всеобъемлющей. [34] Термины «Богиня» или «Великая Богиня» могут показаться монотеистическими, поскольку используется существительное в единственном числе. Однако эти термины чаще всего используются как код или сокращение для одного или всех следующих слов: для обозначения определенных типов доисторических богинь; охватить всех богинь (форма генотеизма ); обратиться к современной метафорической концепции женского божества; для описания формы энергии или процесса. [7] [8] [35]
Концепция единого божественного существа со многими проявлениями не является новым развитием мысли: она была основной темой в Индии на протяжении многих столетий, по крайней мере, еще в V веке, хотя гимны в ранних Ведах тоже говорят об этом. концепции «одна богиня – множество богинь». [36]
Внутри или снаружи? [ редактировать ]
Другой вопрос для обсуждения заключается в том, является ли Богиня имманентной или трансцендентной, или и тем, и другим, или чем-то еще. Стархок говорит о Богине как имманентной (наполняющей всю природу), но иногда одновременно и трансцендентной (существующей независимо от материального мира). [37] Многие авторы Богини соглашаются и также описывают Богиню как одновременно имманентно пантеистическую и панентеистическую . Первое означает, что Богиня течет в каждый отдельный аспект природы и через него – каждое дерево, травинку, человека, животное, планету; последнее означает, что все существует внутри Богини. [7] [24]
Стархок также говорит о Богине как о психологическом символе и как о «проявленной реальности. Она существует, и мы создаем Ее» (курсив ее). [38] Кэрол П. Крист (2003) описывает то, что она считает сходством между теологией Богини и теологией процесса , и предлагает, чтобы теологи Богини больше придерживались точки зрения процесса.
Божество метафоры против
Теологические вариации, характеризующие движение Богини, также можно разделить на две части: взгляды, описывающие Богиню как метафору, и взгляды, рассматривающие Богиню как божество. Первый возник среди иудейских и христианских приверженцев и утверждает, что Богиня служит средством разговора, воображения или общения с божественным, и это демонстрируется в стремлении восстановить женский лик Бога на основе библейских и исторических источников. [32] [ нужен лучший источник ] С другой стороны, теология, согласно которой Богиня является божеством с важным и неизменным женским образом, возникла у феминисток, пришедших из политеистических религий, таких как индуизм, буддизм, индейские и традиционные африканские религии . [32] Богини в этой теологии редко понимаются как метафоры или образы, поскольку они обладают отчетливыми индивидуальными чертами и что их поклоняющиеся могут взаимодействовать с их сверхчеловеческими персонажами или символами. [32] [ нужен лучший источник ]
Этика [ править ]
Хотя у движения Богини нет определенного кодекса поведения, внутри движения существуют общепринятые принципы и концепции, которые составляют основу этического поведения. [39] Те участники духовности Богини, которые определяют себя как викканцы , обычно следуют так называемому Викканскому совету : «Если это никому не вредит, делай, что хочешь» (« это архаичное английское слово, означающее «если», или «пока»). Многие также верят в Тройной закон , который гласит, что «то, что вы отправляете (или делаете), возвращается в три раза». [24] Некоторые традиции полагают, что это означает, что оно будет возвращено отправителю трижды или порцией в трехкратном объеме, в то время как другие говорят, что вместо этого оно будет возвращено отправителю на трех уровнях бытия — физическом, ментальном и духовном. Третьи утверждают, что число « три » является символическим и предназначено для обозначения усиленного кармического результата чьих-либо действий.
Некоторые люди в движении Богинь почитают Тройную Богиню Девы, Матери и Старухи. Девический аспект Богини — это архетип молодой женщины или ребенка, олицетворяющий независимость и силу; Аспект Матери – это архетип заботливой зрелой женщины; А аспект Старухи — это архетип старухи, олицетворяющий мудрость, перемены и трансформацию. [24]
Поскольку некоторые считают, что аспект Богини Старухи временами является разрушительным, некоторые считают, что он содержит как положительные, так и отрицательные образы и представляет собой этическую затруднительную задачу. Индуистскую богиню Кали или Кали Ма часто рассматривают как пример аспекта Старухи. Идея состоит в том, что корректирующая сила в Темную эпоху должна быть праведно направленной темной силой. Таким образом, для борьбы с демонами невежества, эго, гнева и т. д. проявляется темный аспект. Позже даже ее жестокий образ смягчается любовью ее преданных. Ее двойственность легко примиряется с монизмом индуизма, который претендует на понимание фундаментального единства истины как безличной и стратифицированной в связанном с эго существовании (таком, как человеческое состояние), и, таким образом, для злых или неправедных она является олицетворением разрушения. а для любящего и нравственного преданного она не что иное, как любовь матери. [36]
Другие этические убеждения Богини заключаются в том, что нельзя причинять вред взаимосвязанной сети жизни и что целями должны быть мир и партнерство, а не война и господство. По мнению богослова Богини Кэрол П. Крист, следующие этические пробные камни:
«Воспитывайте жизнь; Ходите в любви и красоте; Доверяйте знаниям, которые приходят через тело; Говорите правду о конфликтах, боли и страданиях; Берите только то, что вам нужно; Думайте о последствиях своих действий для семи поколений; Подойдите к взятию относитесь к жизни с великой сдержанностью; Практикуйте великую щедрость; Восстанавливайте паутину». [7]
Доисторические культуры [ править ]
Движение Богини черпает вдохновение из работ таких археологов, как Мария Гимбутас , [40] [41] [42] [43] чья интерпретация артефактов, раскопанных в « Старой Европе », указывает на общества неолитической Европы , которые были «матристическими» или «богинецентричными», поклонявшимися женскому божеству трех основных аспектов, [44] который вдохновил некоторых неоязыческих поклонников Тройной Богини .
Хайде Гёттнер-Абендрот , работавшая в 1970-х — середине 1980-х годов, называла эти культуры «матриархатами», вводя феминистскую область « современных матриархальных исследований ». Она представила теорию трансформации доисторических культур, в которых местная богиня была первичной, а бог-мужчина, если таковой существовал, получал свою силу от богини. В ходе того, что она называет «Падением», которое происходило в разное время во множестве культур, боги победили и поработили богинь. [45]
Терминология Гёттнер-Абендрота своеобразна . Термин « матриархат » для описания этих культур был отвергнут многими исследователями движения Богинь, особенно в Северной Америке, поскольку он подразумевает женское доминирование как противоположность мужскому доминированию в патриархате. Эти ученые отрицают такую обратную ситуацию, утверждая, что эти доисторические культуры были эгалитарными, хотя и матрилинейными - унаследованные активы и происхождение прослеживались по материнской линии. [7] [41] [46] [47] [48] По мнению Рианы Эйслер , культуры, в которых женщины и мужчины разделяли власть и поклонялись женским божествам, были более миролюбивыми, чем последующие патриархальные общества.
Яном Ходдером Реинтерпретация Гимбутаса [40] и Меллаарта работы [43] оспаривает существование «матриархальных» или « матрифокальных » культур, как и некоторые другие археологи и историки в этой области. [33] [49] [50] [51] Однако мифолог Джозеф Кэмпбелл сравнил важность результатов Гимбутаса с исторической важностью Розеттского камня в расшифровке египетских иероглифов . Мария Гимбутас, которую в 1990-е годы часто называли «Бабушкой движения богини», [52] продолжает цитироваться многими писательницами-феминистками, в том числе Максом Дашу . Многие другие ученые, в том числе Джоан Марлер и Маргарита Ригольозо, поддерживают ее работу. [53] [54] [55] Тем не менее, теории Гимбутаса подвергались широкой критике как ошибочные в датировке, археологическом контексте и типологии . [56] Некоторые археологи считают ее гипотезу о богине неправдоподобной. [57] другие отвергают ее работу как псевдостипендию. [58]
Викка [ править ]
Викка считает «Богиню» вместе с ее супругом Рогатым Богом божеством первостепенной важности. В самых ранних викканских публикациях Богиня описывалась как племенная богиня ведьмовского сообщества, не всемогущая и не универсальная. [59]
Многие формы Викки стали рассматривать Богиню как универсальное божество, что больше соответствует ее описанию в « Обязанности Богини» , ключевом викканском тексте. В этом облике она — «Царица Небесная», подобная египетской богине Исиде ; она также охватывает и зачинает всю жизнь, подобно греческой богине Гее . Очень похоже на Исиду, [60] она считается суммой всех других богинь, которые представляют ее разные имена и аспекты в разных культурах. Богиня часто изображается с ярко выраженной лунной символикой, опираясь на различные божества, такие как Диана , Геката и Исида , и часто изображается как триада Девы, Матери и Старухи, популяризированная Робертом Грейвсом (см. Тройную Богиню ниже). Многие ее изображения также во многом опираются на кельтских богинь. Некоторые виккане верят, что существует множество богинь, и в некоторых формах Викки, особенно в Дианикской Викке , поклоняются только Богине.
Некоторые, но не все, участники движения Богини идентифицируют себя как викканцы или «ведьмы». Другие участники движения Богини называют себя богинями. [61] в то время как другие идентифицируют себя как более общие «язычники».
Некоторые виккане, особенно дианики , пытаются проследить историческое происхождение своих верований в неолитических дохристианских культурах, рассматривая викканизм как квинтэссенцию религии, зародившейся в начале большинства, если не всех, культур. [62] Они считают мудрых женщин и акушерок первыми викканскими ведьмами. Дианик Викка впервые стала известна в 1970-х годах, наряду с произведениями Жужанны Будапешт . Ее феминистская интерпретация колдовства последовала через несколько десятилетий после основания Викки Джеральдом Гарднером в 1940-х годах. Сегодня в Северной Америке насчитывается по меньшей мере 800 000 человек, считающих себя последователями Викки или ведьмами. [63]
Гарднер и Валиенте отстаивали протофеминистский идеал власти жрицы в служении викканскому Богу и Богине. Ковены в «традиционной» Викке (т.е. те, которые действуют по принципу, описанному Гарднером и Валиенте) имели и имеют практически равное руководство как священника, так и жрицы; но часто считают жрицу « prima inter pares » (первой среди равных) — согласно книге «Библия ведьм» , [64] [65] [66] Стюарт . и Джанет Фаррар
Дорин Валиенте стала известна в Великобритании как «Мать ремесла» и внесла большой вклад в письменную традицию Викки. [67] [68] Она является автором «Кредо ведьм», в котором излагаются основы викканских религиозных верований и философии; включая полярность Бога и Богини как двух великих «сил природы» и двух «мистических столпов» религии. Один из способов охарактеризовать центральную божественную диаду мужчины и женщины в Викке — сказать, что это дуотеистическая религия с теологией, основанной на божественной гендерной полярности мужчины и женщины.
Идея колдовства как пережитка старой языческой религии впервые была предложена широкой читательской аудитории книгами Маргарет Мюррей « Культ ведьм в Западной Европе» , «Бог ведьм» (1933) и «Божественный король в Англии» . С тех пор ее работы были дискредитированы другими учеными, но оставили феминистское наследие в викканской культуре.
Викка и неоязычество , а также, в некоторой степени, движение Богини, находились под влиянием оккультизма 19-го века , такого как Герметический Орден Золотой Зари , [69] а также романтическое движение , в котором и мужчины, и женщины ценились и почитались как священные, в отличие от господствующей христианской духовности и, возможно, в качестве реакции на нее, [ сомнительно – обсудить ] особенно если не учитывать почитание Марии большинством христиан. Подобные взгляды описаны, например, в работах Роберта Грейвса , особенно «Белая Богиня» (происхождение неоязыческой концепции «Тройной Богини») и «Маммона и Черная Богиня» .
Викка также находилась под сильным влиянием идей алхимического символизма. [ нужна ссылка ] который подчеркивал существенную взаимодополняющую полярность мужского и женского пола и характеризовал эту базовую двойственность или гендерную полярность как партнерство солнечного (мужского) и лунного (женского). В Викке Луна — символ Богини, а Солнце — символ Бога; а центральным литургическим таинством и ритуальным актом является «Великий Обряд» или Hieros Gamos, который представляет собой символический союз Бога и Богини, как первичных мужских и женских сил космоса. В алхимии это было известно как « Химическая свадьба » Солнца и Луны. Параллельно с этим традиционная Викка также во многом опирается на Западную Герметическую Традицию и ее корни в Каббалистическом Древе Жизни ; где двойные столпы мужских и женских божественных сил соединены Срединным Столпом, который охватывает и превосходит как мужское, так и женское начало. Эти «двойные столпы», как они показаны в колодах Таро, аналогичны изображению Валиенте Бога и Богини как двух «мистических столпов». В этом акценте на женственности как равной и дополняющей полярной противоположности мужского начала Викка перекликается не только с каббалистическими источниками, но и с полярностью инь и ян — женским и мужским — в даосизме.
Дианическая точка зрения заключается в том, что сепаратизм в мире, где гендерные роли когда-то были строго определены, иногда считается опасным, поскольку он бросает вызов тому, что они считают патриархальными представлениями западной культуры. [25]
Однако существуют викканские группы, которые не признают дуализм божественного мужчины и женщины. Например, есть случай Будапештской дианики. Хотя они сохранили множество викканских ритуалов и символов, они использовали только женские образы и создали миф о творении, который устранил необходимость в мужчине. [70] Хотя виккане также принимают членов-мужчин, [71] Дианики называли себя «религией вимминов» и, таким образом, отвергали мужчин из своих рядов.
Джозеф Кэмпбелл [ править ]
Первая трансляция на PBS в 1988 году как документальное интервью с Биллом Мойерсом , «Сила мифа» , написанная Джозефом Кэмпбеллом , была также выпущена в том же году как книга, созданная под руководством покойной Жаклин Кеннеди Онассис . [72] Сила мифа связывает образ Земли или Богини-Матери с символами плодородия и воспроизводства. [73] [74] Например, Кэмпбелл утверждает, что «существовали системы религии, в которых мать является главным родителем, источником... Мы говорим о Матери-Земле. А в Египте есть Мать-Небо, Богиня Нут , которую изображают как вся небесная сфера». [75] Кэмпбелл продолжает, заявляя, что корреляция между плодородием и Богиней уходит своими корнями в сельское хозяйство:
Билл Мойерс : Но что произошло на пути к этому почтению, которое в первобытных обществах было направлено к фигуре Богини, Великой Богине, Матери-Земле? Что случилось с этим?
Джозеф Кэмпбелл : Ну, это было связано в первую очередь с сельским хозяйством и сельскохозяйственными обществами. Это связано с землей. Человеческая женщина рождает точно так же, как земля рождает растения... так что женская магия и магия земли — одно и то же. Они связаны. А олицетворение энергии, рождающей и питающей формы, является собственно женским. Именно в сельскохозяйственном мире древней Месопотамии , египетского Нила и в более ранних системах земледелия Богиня является доминирующей мифической формой. [76]
Кэмпбелл также утверждает, что образ Девы Марии произошел от образа Исиды и ее ребенка Гора: «Античная модель Мадонны на самом деле представляет собой Исиду с Гором на груди». [77] см . Исида#Возможное влияние на христианство .
По словам Джозефа Кэмпбелла,
...половина людей в мире думает, что метафоры их религиозных традиций, например, являются фактами. А другая половина утверждает, что это вовсе не факты. В результате у нас есть люди, которые считают себя верующими, потому что они принимают метафоры за факты, и есть другие, которые относят себя к атеистам, потому что считают религиозные метафоры ложью. [78]
Одна из таких метафор — Ева . Кэмпбелл утверждает, что христианство, изначально являвшееся деноминацией иудаизма, охватило часть еврейского язычества. [ нужны разъяснения ] Культура и метафора ребра являются примером того, насколько далека была еврейская религия от доисторической религии — поклонения Богине -Матери или Богине .
Земля как Богиня [ править ]
Многие люди, участвующие в движении Богинь, считают Землю живой Богиней. Для кого-то это может быть фигурально, для кого-то буквально. Это буквальное убеждение похоже на то, что предложено гипотезой Геи , а имя Богини Гайя иногда используется как синоним Земли. [79] Для практиков движения Богини Гайя олицетворяет всю земную экосистему и является средством достижения гармонического симбиоза или целостности и баланса внутри природных миров и физической среды. [79] Многие из участников движения Богини увлекаются экофеминизмом и озабочены экологическими проблемами. [37] Сторонники движения Богини утверждают, что иерархическая схема, дающая людям власть над Землей (и природой), привела к отсутствию уважения и заботы о Земле и, следовательно, к тому, что ученые называют экологическим кризисом. [47] например, глобальное потепление . Вместо того, чтобы властвовать над Землей, теоретики движения Богини рассматривают людей как часть земной среды, а также называют Землю «Матерью». [24] [25] Здесь люди рассматриваются наравне с нечеловеческими обитателями, поскольку всем должны оказываться одинаковые моральные и религиозные соображения, уважение и почтение. [80]
Некоторые, такие как Моника Сьё, отмечают, что внимание к окружающей среде является одним из аспектов, который отличает движение богини от движения Нью-Эйдж . Первое иногда ошибочно принимают за подкатегорию второго из-за того, что движение богинь опирается на многие ресурсы, имеющие характер Нью-Эйдж, включая эзотерику , мистические традиции , магию , астрологию , техники гаданий и шаманизм . [80] Оба также озабочены тем, чтобы ценить себя как священное по своей сути. С другой стороны, движение богинь в равной степени озабочено оценкой окружающей среды, включая ее человеческих и нечеловеческих обитателей. [80] Такое отношение к окружающей среде отражается в том, как движение рассматривает концепции женственности, божества и политики . По сравнению с традиционной теологией, согласно которой Бог находится на вершине иерархической системы, управляя человеком и природой, это движение утверждает, что человечество и божественность не следует отличать от природы или что земля — это тело богини, а все существа — взаимосвязаны в паутине жизни. [81]
Возвращение [ править ]
Reclaiming Witchcraft — это организация феминистского современного колдовства , целью которой является объединение движения Богини с политической активностью (в мирном и антиядерном движениях ). «Reclaiming» была основана в 1979 году в рамках Reclaiming Collective (1978–1997) двумя неоязыческими женщинами еврейского происхождения, Стархок (Мириам Симос) и Дайан Бейкер, с целью изучения и развития феминистских неоязыческих освободительных ритуалов. [82] Конкретный период его основания можно отнести к гражданским действиям во время протеста в Каньоне Диабло в 1970-х годах , которые выступали против строительства атомной электростанции.
Сегодня организация фокусируется на прогрессивной социальной, политической, экологической и экономической активности. [83] Reclaiming объединяет магические ритуалы и инструкции со своей политической активностью. Например, последователи исполняли спиральные танцы во время митингов протеста против Всемирной торговой организации и других агентств глобализации . [84] «Восстановление» также призывает своих членов искать знания и просвещение за пределами движения, поскольку оно не претендует на монополию на так называемую викканскую истину. [85]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Николае, Теа (январь 2023 г.). «Западное возрождение поклонения богине» . Феминистская теология . 31 (2). Публикации SAGE : 130–142. дои : 10.1177/09667350221135089 . ISSN 1745-5189 . S2CID 254735598 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Раунтри, Кэтрин (2004). Объятия ведьмы и богини: феминистские ритуалисты в Новой Зеландии . Лондон: Psychology Press. стр. ix, 9. ISBN 0415303583 .
- ^ Упениекс, Лаура; Бонхаг, Ребекка (март 2024 г.). «Образы мужского бога и смысл жизни. Цель: изучение непредвиденных обстоятельств с «четырьмя богами» Америки » . Журнал научного изучения религии . 63 (1). Чичестер, Западный Суссекс : Уайли-Блэквелл от имени Общества научного изучения религии : 76–102. дои : 10.1111/jssr.12881 . ISSN 1468-5906 . S2CID 265057828 .
- ^ Кристиано, Кевин Дж.; Кивисто, Питер; Сватос, Уильям Х. младший, ред. (2015) [2002]. «Экскурс по истории религий» . Социология религии: современные события (3-е изд.). Уолнат-Крик, Калифорния : АльтаМира Пресс . стр. 254–255. дои : 10.2307/3512222 . ISBN 978-1-4422-1691-4 . JSTOR 3512222 . LCCN 2001035412 . S2CID 154932078 .
- ^ О'Брайен, Джоди (2008). Энциклопедия гендера и общества . Таузенд-Оукс, Калифорния: Публикации SAGE. п. 709. ИСБН 9781452266022 .
- ^ Рид-Боуэн, Пол (2016). Богиня как природа: к философской теологии . Оксон: Рутледж. п. 23. ISBN 9780754656272 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Христос, Кэрол П. (1997). Возрождение богини: поиск смысла феминистской духовности . Рутледж. ISBN 978-1-1367-6384-7 . Архивировано из оригинала 9 января 2016 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Христос, Кэрол П. (2003). Та, которая меняется: новое представление о Божественном в мире . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-4039-6083-2 . Архивировано из оригинала 9 января 2016 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Гриффин, Венди (1999). Дочери Богини: исследования идентичности, исцеления и расширения возможностей . Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс. п. 61. ИСБН 074250347X .
- ^ Штейн, Дайан (2001). Путеводитель Дайаны Стайн по ремеслу богини . Фридом, Калифорния: The Crossing Press. п. 23. ISBN 1580910912 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фрэнк Парсонс, Сьюзен (2002). Кембриджский справочник феминистской теологии . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 79 . ISBN 052166327X .
- ^ Закусочная, Хелен (1965). Матери и амазонки . Джулиан Пресс.
- ^ Хардинг, М. Эстер, доктор медицины (1935). Женские тайны: древние и современные . Лонгманс, Грин и Ко.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Тёллефсен, Инга Бордсен; Джудиче, Кристиан (2017). Женщины-лидеры в новых религиозных движениях . Чам, Швейцария: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 244. ISBN 978-3-319-61526-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Христос, Кэрол П. «Почему женщинам нужна богиня» . БогиняАриадна.org . Институт Ариадны. Архивировано из оригинала 02.11.2019 . Проверено 14 мая 2015 г.
- ^ «Кэрол Крайст — интервью для проекта «Знаки вне времени»» . Белили Продакшнс . Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 29 октября 2015 г.
- ^ Христос, Кэрол П. (1978). «Почему женщинам нужна богиня» . Журнал «Ереси» . 2 (1). Архивировано из оригинала 7 апреля 2016 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Гагехабиб, Ла Верн; Саммерхок, Барбара (2000). Круг власти: изменение динамики в сообществе, ориентированном на лесбиянок . Новое издательство Витроя. п. 61. ИСБН 1-892281-13-9 . Архивировано из оригинала 9 января 2016 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ «С сожалением сообщаю, что TBP больше не издается» . Белтейнские документы . Архивировано из оригинала 12 сентября 2015 года . Проверено 29 октября 2015 г.
- ^ Гёттнер-Абендрот, Хайде (1987). Матриархальная мифология в былые времена и сегодня (брошюра) . Пересечение Пресс.
- ^ Бивис, Мэри Энн (2016). Духовность христианской богини: очаровательное христианство . Нью-Йорк: Рутледж. п. 29. ISBN 9781138936881 .
- ^ Гольденберг, Наоми (1979). Смена богов: феминизм и конец традиционных религий . Бостон: Beacon Press. стр. 96–99 . ISBN 0-8070-1111-8 . Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Аллен, Шарлотта (1 января 2001 г.). «Ученые и Богиня: с исторической точки зрения «древние» ритуалы движения Богини почти наверняка являются чушью» . Атлантический Ежемесячник . Архивировано из оригинала 9 июля 2012 года . Проверено 7 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Звездный ястреб (1999) [1979]. Спиральный танец: возрождение древней религии богини . Харпер. ISBN 978-0-0621-2522-4 . Архивировано из оригинала 9 января 2016 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Будапешт, Жужанна (1980). Священная книга женских тайн, часть II . Книги Сьюзан Б. Энтони. ISBN 978-0-9370-8103-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гибсон, AGG (2015). Роберт Грейвс и классическая традиция . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 179. ИСБН 9780198738053 .
- ^ Христос, Кэрол П. (1987). Смех Афродиты: Размышления о путешествии к богине . Харпер и Роу. п. 109 . ISBN 978-0-0625-0146-2 . Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Спретнак, Шарлин (1978). Потерянные богини Древней Греции: Сборник доэллинских мифов . Маяк. стр. 106–107. ISBN 978-0-8070-1343-4 . Архивировано из оригинала 9 января 2016 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Поллак, Рэйчел (1997). Тело Богини: Священная Мудрость в мифе, ландшафте и культуре . Элемент. ISBN 978-1-8523-0871-1 .
- ^ МакНелли, Терренс (2009). Что каждый католик должен знать о Марии . Корпорация Xlibris. п. 174. ИСБН 9781441510525 .
- ^ Криссайдс, Джордж; Целлер, Бенджамин (2014). Блумсберийский спутник новых религиозных движений . Лондон: Bloomsbury Academic. п. 261. ИСБН 9781441190055 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Рассел, Дэвид (1996). Словарь феминистской теологии . Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 131 . ISBN 0664220584 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эллер, Синтия (2000). Миф о матриархальной предыстории: почему изобретенное прошлое не даст женщинам будущего . Маяк Пресс. ISBN 978-0-8070-6793-2 . Архивировано из оригинала 9 января 2016 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Стархок (5 января 2001 г.). «Ответ Starhawk на статью Шарлотты Аллен, письмо редактору Atlantic Monthly » . Архивировано из оригинала 19 октября 2006 года . Проверено 25 января 2006 г.
- ^ Лонг, Асфодель П. (1993). В колеснице, запряженной львами: поиски женщины в Божестве . Пересечение Пресс. ISBN 978-0-8959-4576-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джейран, Шан. Выступление на коллоквиуме по изучению богинь . Бристоль, Соединенное Королевство (2000 г.).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Звездный ястреб (1989) [1987]. Правда или действие: встречи с силой, авторитетом и тайнами . ХарперСанФранциско. ISBN 978-0-0625-0816-4 . Архивировано из оригинала 9 января 2016 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Стархок 1999 , с. 77
- ^ Христос, Кэрол П. (2005). «Размышления о богине и ее презирателях в культуре, спровоцированные Наоми Гольденберг» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2004 года . Проверено 25 января 2006 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гимбутас, Мария (1982) [1974]. Боги и богини Старой Европы, 6500-3500 гг. до н. э.: мифы и культовые образы . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-5202-5398-8 . Архивировано из оригинала 9 января 2016 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гимбутас, Мария (2001) [1989]. Язык Богини: Раскапывание скрытых символов западной цивилизации . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-5002-8249-6 .
- ^ Гимбутас, Мария (1993). Цивилизация Богини: Мир Древней Европы Харпер Сан-Франциско. ISBN 9780062508041 . OCLC 924859108 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Меллаарт, Джеймс (1967). Чатал-хуюк. Неолитический город в Анатолии . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. Архивировано из оригинала 11 апреля 2016 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Хайден, Брайан (1987). «Старая Европа: священный матриархат или дополнительная оппозиция?» . В Бонанно, Энтони (ред.). Археология и культ плодородия в Древнем Средиземноморье: доклады, представленные на Первой международной конференции по археологии Древнего Средиземноморья, Мальтийский университет, 2-5 сентября 1985 г. Амстердам : Б. Р. Грюнер . стр. 17–30. ISBN 9789060322888 .
- ^ Гёттнер-Абендрот 1987
- ^ Дашу, Макс (2000). «Сбивание соломенных кукол: критика книги Синтии Эллер «Миф о матриархальной предыстории» » . Скрытые истории . Архивировано из оригинала 3 декабря 2005 года . Проверено 30 декабря 2005 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эйслер, Риан (2011) [1987]. Чаша и клинок: наша история, наше будущее . ХарперСанФранциско. ISBN 978-0-0620-4630-7 . Архивировано из оригинала 5 сентября 2015 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Лернер, Герда (1986). Создание патриархата . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-1950-5185-8 . Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Мескелл, Линн (1998). Гудисон, Люси; Моррис, Кристина (ред.). Твин Пикс: Археологии Чатал-Гююка . Университет Висконсина Пресс. ISBN 978-0-2991-6320-4 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Трингем, Рут ; Конки, Маргарет (1998). Гудисон, Люси; Моррис, Кристина (ред.). Переосмысление фигурок: критический взгляд на археологию Гимбутас, «богини» и популярной культуры . Университет Висконсина Пресс. ISBN 978-0-2991-6320-4 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Хаттон, Рональд (1993). Языческие религии на древних Британских островах . Уайли. ISBN 978-0-6311-8946-6 .
- ^ Талалай, Лорен Э. (5 октября 1999 г.). "Классический обзор Брин Мора, 1999.10.05" . Классический обзор Брин Мора . Архивировано из оригинала 17 декабря 2000 года . Проверено 18 января 2009 г.
- ^ Марлер, Джоан (2003). «Миф о всеобщем патриархате» . Проверено 22 июня 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Марлер, Джоан (март 2004 г.). «Исправляя картину, письмо редактору журнала Scientific American » . Пробужденная женщина . Архивировано из оригинала 9 ноября 2005 года . Проверено 25 января 2006 г.
- ^ Ригоглиозо, Маргарита (2002). Ученые в области женской духовности высказываются: отчет о 7-й ежегодной конференции по гендерным вопросам и археологии в штате Сонома . Архивировано из оригинала 15 апреля 2003 года . Проверено 25 января 2006 г.
- ^ Гилкрист, Роберта (1999). Гендер и археология: оспаривание прошлого . Рутледж. п. 25. ISBN 978-1-1346-0700-6 . Архивировано из оригинала 9 января 2016 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Уайтхаус, Рут (2006). «Гендерная археология в Европе» . В Нельсоне, Сара Милледж (ред.). Справочник по гендеру в археологии . Роуман и Литтлфилд. п. 756. ИСБН 978-0-7591-0678-9 . Архивировано из оригинала 9 января 2016 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Девер, Уильям Г. (2005). Была ли у Бога жена? Археология и народная религия в Древнем Израиле . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 307. ИСБН 978-0-8028-2852-1 . Архивировано из оригинала 9 января 2016 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Гарднер, Джеральд (2004) [1959]. Значение колдовства (иллюстрировано, переиздание). Бостон: Книги Вайзера. стр. 26–27. ISBN 978-1-5786-3309-8 . Архивировано из оригинала 9 января 2016 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Бетц, Ганс Дитер , изд. (1989). Греческие магические папирусы в переводе: включая демотические заклинания . Том. 1: Тексты (второе изд.). Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-2260-4447-7 .
- ^ Богини
- ^ Будапешт, Жужанна (2007) [1989]. Священная книга женских тайн . Красное Колесо Вайзера. ISBN 978-1-5786-3413-2 .
- ^ Шруп, Л.Е.; Кристенсен, Хильда (2009). Благочестие и пол . Лейден: БРИЛЛ. стр. 207 . ISBN 9789004178267 .
- ^ Фаррар, Стюарт ; Фаррар, Джанет (2012) [1981]. Библия ведьм: Полный справочник ведьм . Лондон: Дэвид и Чарльз. ISBN 978-1-4463-5790-3 . Архивировано из оригинала 11 февраля 2016 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Фаррар, Стюарт (1984). Путь ведьм: принципы, ритуалы и верования современного колдовства . Феникс. ISBN 978-0-9193-4571-3 .
- ^ Фаррар, Стюарт (1981). Восемь шабашей ведьм и обряды рождения, брака и смерти . Феникс. ISBN 978-0-9193-4526-3 .
- ^ Хеселтон, Филип (2003). Джеральд Гарднер и котел вдохновения: исследование истоков гарднерианского колдовства . Издательство Капалл Банн. ISBN 978-1-8616-3164-0 .
- ^ Руикби, Лео (2004). Колдовство из тени: Полная история . Роберт Хейл. ISBN 978-0-7090-7567-7 .
- ^ Грир, Мэри К. (1995). Женщины Золотой Зари . Парк Стрит Пресс. ISBN 978-0-8928-1516-6 .
- ^ Ладерман, Гэри; Леон, Луис (2003). Религия и американские культуры: Энциклопедия традиций . Санта-Барбара, Калифорния: ABC_CLIO. стр. 243 . ISBN 157607238X .
- ^ Бекфорд, Джеймс; Демарат (2007). Справочник SAGE по социологии религии . Лондон: Джей. п. 576. ИСБН 9781412911955 .
- ^ Кэмпбелл, Джозеф (1988). Сила мифа (первое изд.). Кнопф Даблдэй. стр. 166–167 . ISBN 978-0-3077-9472-7 .
- ^ Кэмпбелл 1988 , Глава 6, «Дар Богини»
- ^ «Любовь и Богиня» . Джозеф Кэмпбелл и сила мифа . Сезон 1. Эпизод 5. 25 июня 1988 г. PBS. Архивировано из оригинала 9 июля 2008 года . Проверено 12 июня 2009 г.
- ^ Кэмпбелл 1988 , с. 165
- ^ Кэмпбелл 1988 , стр. 166–167.
- ^ Кэмпбелл 1988 , с. 176
- ^ Кэмпбелл, Джозеф (2012) [2001]. Ты есть это: трансформация религиозной метафоры . Прочтите «Как вы хотите». п. 3. ISBN 978-1-4587-5773-9 . Архивировано из оригинала 9 января 2016 г. Проверено 30 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б де-Гайя, Сьюзен (2018). Энциклопедия женщин в мировых религиях: вера и культура в истории [2 тома] . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 43. ИСБН 9781440848506 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рид-Боуэн, Пол (2007). Богиня как природа: к философской теологии . Лондон: Рутледж. стр. 19–20. ISBN 9780754656272 .
- ^ Парсонс, Сьюзен (2002). Кембриджский справочник феминистской теологии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 89 . ISBN 0521663806 .
- ^ Саломонсен (2002:1)
- ^ Звездный ястреб (1995). Программа из пяти пунктов . Восстановление. Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Проверено 10 сентября 2012 г.
- ^ Кларк, Питер (2006). Энциклопедия новых религиозных движений . Оксон: Рутледж. п. 522. ИСБН 0203484339 .
- ^ Кларк, Питер (2006). Новые религии в глобальной перспективе . Оксон: Рутледж. стр. 122 . ISBN 0415257484 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бэйли, Дуглас. (2005). Доисторические фигурки: репрезентация и телесность в эпоху неолита. Издательство Рутледж. ISBN 0-415-33152-8
- Болен, Джин Шинода , Богини в каждой женщине: новая психология женщин , 1984 г.
- Болен, Джин Шинода, Богини в женщинах старшего возраста: архетипы женщин старше пятидесяти , 2001 г.
- Будапешт, Жужанна, Священная книга женских тайн , Сьюзен Б. Энтони Ковен № 1 ISBN 0-914-72867-9
- Христос, Кэрол П., «Та, кто меняется» , Пэлгрейв Макмиллан, 2003.
- Христос, Кэрол П., «Почему женщинам нужна богиня», в журнале Womanspirit Rising , Harper & Row, 1979, стр. 273.
- Коэн, Дэниел, «Ифигения: пересказ», во Христе, 1997, с. 179.
- Дейли, Мэри, За пределами Бога-Отца , Beacon Press, 1978.
- Дейли, Мэри, гинекология/экология , Beacon Press, 1978.
- Декстер, Мириам Роббинс, Откуда богини , Pergamon Press, 1990.
- Декстер, Мириам Роббинс, «Богиня Земли» В Мэллори, Дж. П. и Дуглас К. Адамс, ред., Энциклопедия индоевропейской культуры. Лондон и Чикаго: Издательство Fitzroy Dearborn, 1997: 174.
- Фишер, Элизабет, учебная программа «Встань и назови ее имя», « Встань и назови ее имя – духовное путешествие на Земле»
- Богиня жива. Архивировано 1 июня 2023 г. в печатном издании Wayback Machine UK, доступном в Интернете.
- Бивис, Мэри Энн и Хелен Хе-Сук Хван (редакторы). Богини в мифах, истории и культуре, Mago Books, 2018. ( ISBN 1976331021 )
- Страницы Богини. Архивировано 14 июня 2023 г. в интернет-издании Wayback Machine UK.
- Хеннинг, Ян и Коэн, Дэниел, Хоук и Бард: Возрождение старых сказок , Лес и вода, 1988.
- Ходдер, Ян, «Чатал-Хюк», Scientific American , январь 2004 г.
- Хван, Хелен Хе Сук. Путь Маго: новое открытие Маго, Великой Богини Восточной Азии (Том 1), Mago Books, 2015. ( ISBN 1516907922 )
- Лонг, Асфодель П., В колеснице, запряженной львами , Crossing Press, 1993.
- Лонг, Асфодель П., «Один или многие: возвращение к великой богине», представленный на Ежегодной конференции феминистской теологии, Дублин, Ирландия, июль 1996 г.
- MatriFocus Ежеквартальный интернет-журнал для женщин-богинь, 2001–2009 гг., Архив дома .
- Монаган, Патрисия. «Энциклопедия богинь и героинь» (2010) Санта-Барбара, Калифорния: Greenwood Press.
- Монаган, Патрисия, Путь богини , Llewellyn Worldwide, 1999.
- Сильвия Бринтон Перера , «Сошествие к богине» (Торонто, 1982).
- Рампрасад Сен (1720–1781) Благодать и милосердие в ее растрепанных волосах: Избранные стихи Богине-Матери . ( ISBN 0-934252-94-7 )
- Ранк, Ширли Энн, Торты для Царицы Небесной , Delphi Press, 1995.
- Ранк, Ширли Энн, Учебная программа «Торты для Царицы Небесной» , UU «Женщины и религия», 2007–2008 гг., Торты для Царицы Небесной .
- Журнал SageWoman USprint с присутствием в Интернете
- Сью, Моника и Мор, Барбара Великая Космическая Мать: заново открывая религию Земли , Харпер и Роу, 1987.
- Журнал Beltane Papers USprint с присутствием в Интернете
- Спенсер, Аида Безансон, Донна Хейлсон, Катэрн Кларк Крегер, «Возрождение богини: библейский ответ на духовность Бога (богини), серия «Дом Приски и Аквилы» (Юджин, Орегон: Wipf and Stock, 1995). ISBN 978-1-60899-921-7
Внешние ссылки [ править ]
- S/HE: Международный журнал исследований богинь , рецензируемый академический журнал. ISSN 2693-9363.
- Mago Books, издающееся в настоящее время.
- Вернитесь в электронный журнал Mago, который в настоящее время выходит ежедневно.
- Архив веб-журнала MatriFocus
- Woman Spirit Magazine — журнал о феминистской духовности, издававшийся в 1974–1984 годах.