Хабадский мессианизм
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на иврите . (Декабрь 2022 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Часть серии о |
Хабад |
---|
Ребе |
|
Места и достопримечательности |
Праздники |
Организации |
Школы |
Тексты |
Практики и концепции |
Ответвления Хабада |
Мессианство в Хабаде [1] относится к оспариваемым убеждениям некоторых членов общины Хабад-Любавич — группы внутри хасидского иудаизма — относительно еврейского мессии ( иврит : מָשִׁיחַ, машиах или мошиах ). Многие члены общины Хабад утверждают, что раввин Менахем Мендель Шнеерсон , седьмой Ребе Хабад-Любавич династии , все еще жив и является Мессией. [2] [3] [4] : 24 [5]
Концепция мессии является основным принципом еврейской религии. Вера среди евреев-хасидов в то, что лидер их династии может быть еврейским мессией, восходит к Баал Шем Тову — основателю хасидизма. [6] [7] При жизни Шнеерсона основная часть Хабада надеялась, что он станет мессией; эта идея привлекла большое внимание в последние годы его жизни. [8] : 413 [9] [10] [11] За несколько лет до смерти Шнеерсона члены движения Хабад выразили веру в то, что Менахем Мендель Шнеерсон был предсказанным мессией. Тех, кто придерживался этих убеждений, называли мишихистами (мессианистами). Типичным выражением веры мессианистов Хабада является песня и песнопения, известные как йечи адонеину («Да здравствует наш господин», иврит : יחי אדונינו ). [12] У мессианистов различаются обычаи относительно того, когда произносится эта фраза.
После смерти Шнеерсона в 1994 году некоторые последователи Хабада упорно верят в него как в мессию. [13] Мессианисты Хабада либо верят, что Шнеерсон воскреснет из мертвых, чтобы раскрыться как мессия, либо идут дальше и исповедуют веру в то, что Шнеерсон никогда не умирал в 1994 году и ждет раскрытия как мессия. Мессианский феномен Хабада был встречен в основном общественным беспокойством или противодействием со стороны руководства Хабада, а также еврейских лидеров, не принадлежащих к Хабаду. [14]
После смерти Шнеерсона в более позднем галахическом постановлении некоторых связанных с ним раввинов говорилось, что «каждый еврей обязан прислушаться к словам Ребе и поверить, что он действительно царь Мошиах , который будет раскрыт в ближайшее время». [15] [16] За пределами мессианства Хабада, как в господствующем направлении Хабада, так и в более широком иудаизме, эти утверждения отвергаются. [17] [18] Многие немессианские евреи считают, что это похоже на принцип воскресения Иисуса и его второго пришествия в раннем христианстве и, таким образом, является еретическим в нормативном иудаизме . [19] [ нужен лучший источник ]
Фон
[ редактировать ]Представление о еврейском мессии как лидере, который явится и ознаменует конец еврейского изгнания, является традиционной еврейской верой. Кроме того, нередко эту мессианскую идентичность приписывали различным историческим еврейским лидерам. [20] Ранний пример такого верования можно найти в Талмуде , где мессиями считаются различные ныне живущие мудрецы. [21]
Рассмотрение этой темы в еврейском праве не является общим для еврейских юридических текстов, за исключением сочинений Маймонида . Маймонид очертил раввинские критерии для идентификации еврейского мессии как лидера, который изучает Тору , соблюдает заповеди , заставляет евреев соблюдать Тору и ведет войны Бога. Кроме того, статус мессии может быть определен сначала через предполагаемый статус ( бчезкат машиах ), а затем через подтвержденный статус ( машиах вадаи ). [22] [23]
Идея мессии также занимает видное место в хасидизме. В примечательном случае основатель хасидизма раввин Исраэль Баал Шем Тов рассказывает о видении встречи с мессией, который рассказывает ему, как можно ускорить прибытие мессии. [24] Иегуда Эйзенштейн записывает в своей книге «Отцер Исраэль» , что последователи хасидских ребе иногда выражают надежду, что их лидер окажется долгожданным мессией. [25] [ нужна страница ] Согласно исследованию израильского ученого Рэйчел Элиор был сосредоточен , мессианизм в Хабаде при жизни шестого Любавичского Ребе Йосефа Ицхака Шнеерсона , тестя Менахема Шнеерсона. Всплеск мессианской веры среди приверженцев Хабада начался в 1980-х годах, когда последователи Менахема Шнеерсона начали верить в то, что он станет мессией, - надежда, о которой первоначально молчали до начала 1990-х годов. [26] Кроме того, надежда на то, что лидер станет долгожданным мессией, включала и Менахема Шнеерсона, который называл своего покойного тестя долгожданным мессией. [10] [17] [18]
Позиции и ответы Шнеерсона
[ редактировать ]Начиная со своего самого первого фарбренгена в качестве Ребе, Шнеерсон говорил о миссии этого поколения по завершению Дира Бетахтоним и призывал каждого сделать все, что в его силах, чтобы помочь миру достичь конечного состояния совершенства, когда благочестие и доброта будут естественным образом очевидны и распространены, с окончательным искуплением. [4] : 173 Почти каждое свое публичное выступление Шнеерсон заканчивал молитвой о скором пришествии мессии. Еще в 1970-х годах он стремился повысить осведомленность о Мессианском веке , побуждая людей изучать и узнавать законы Святого Храма , законы, которые будут применимы только тогда, когда действительно придет мессия. [ нужна ссылка ] Шнеерсон часто цитировал многих мудрецов, которые заявляли, что это поколение было последним поколением изгнанников и будет первым поколением искупления, и цитировал Исраэля Меира Кагана (Хофец Хаим) и других, которые заявляли, что активно просить о пришествии мессии - это ключевой. [4] : 178
Ранние попытки хабадских хасидов назвать Шнеерсона еврейским мессией привели к резкому противодействию со стороны Шнеерсона. В 1965 году, что, вероятно, является первым упоминанием хабадских хасидов о Шнеерсоне в мессианских терминах, хасид в Израиле по имени Авраам Париж напечатал и распространил письма, в которых говорилось о Шнеерсоне как о еврейском мессии. В ответ Шнеерсон, как сообщается, отправил телеграмму «Парижу» в Израиль, заявив, что он решительно возражает против распространенного письма и потребовал, чтобы «Париж» прекратил его распространение. Сообщается, что Шнеерсон также поручил «Парижу» вернуть все распространенные копии письма и подтвердить его получение. [27]
В 1984 году другой израильский хасид, Шалом Дов Вольпо , публично поднял этот вопрос, опубликовав буклет, в котором Шнеерсон назван мессией. Сообщается, что Шнеерсон в ответ запретил публикацию и запретил Вулпо участвовать в любых связанных с ней усилиях. [28] Шнеерсон несколько раз публично осуждал эти действия, заявляя, что те, кто занимается такими публикациями, создают новую оппозицию движению Хабад, и что он хотел бы никогда больше не говорить на эту тему. В субботу Берешит, [ когда? ] Когда Вулпо начал петь ставшую популярной в Хабаде песню, в которой Шнеерсон назывался мессией, Шнеерсон внезапно прекратил пение и приказал никогда больше не петь ее. [29] Позже Вулпо будет утверждать, что, несмотря на сильную оппозицию Ребе, все хабадские хасиды по-прежнему должны считать и провозглашать Ребе еврейским мессией, утверждая, что ребе также отказывался называться «ребе» в предыдущие годы, приняв этот титул только позже, потому что время еще не пришло.
В конце концов ребе, похоже, отменил свой запрет и вскоре после этого начал публично поощрять песню, называющую его мессией, вплоть до того, что разрешил перевести и опубликовать в газете одну из статей Вулпо. [30] Вулпо утверждал бы, что заповедь о принятии еврейского мессии — это действие, которое должен совершать еврейский народ, а не сам мессия. [8] : 429
В 1988 году, после того как Шнеерсон призвал раввинов Хабада издать еврейское юридическое постановление ( псак дин ), объявляющее о начале еврейской мессианской эры, хасид по имени Ицхак Хендель издал постановление, в котором говорилось, что Шнеерсон был законным еврейским мессией. В ответ на решение Шнеерсон не стал протестовать и фактически заявил, что «Хендель — компетентный раввин, который знает, о чем говорит». [ сомнительно – обсудить ] [31] [ нужна ссылка ] Лишь в апреле 1991 года Шнеерсон начал открыто поощрять песню «йечи», называющую его мессией. [32]
В конце 1980-х и начале 1990-х годов разговоры Шнеерсона все больше концентрировались на теме Мошиаха, о том, что Мошиах вот-вот должен прийти, и о том, что необходимо для этого. Заявление Шнеерсона такого рода заключалось в том, что евреи, живущие в современную эпоху, были последним поколением, жившим в изгнании ( галут ), и первым поколением искупления ( геула ). Однажды, [33] во время выступления Ребе на Международной конференции шлюхим (эмиссаров) он заявил, что их работа завершена и остается только приветствовать мессии. [34] В начале 1990-х годов хасиды стали более громко заявлять о том, что Шнеерсон является Мошиахом, и даже подали ему петицию с просьбой раскрыть себя как долгожданного мессию. Однажды в 1991 году, когда Ребе заканчивал вечернюю молитву, когда традиционно кто-то начинал песню, и Ребе поощрял ее на выходе из синагоги, некоторые хасиды начали петь одну из любимых веселых песен Ребе, добавив слова Йечи: «Да здравствует наш господин, наш учитель, наш Ребе, царь Мошиах». Несколько месяцев спустя несколько человек набрались смелости и начали петь в антракте шабатский фарбренген , менее откровенную песню, в которой подразумевалось, что Ребе был мессией. Через несколько секунд Ребе услышал это, сразу стал очень серьезным и сказал: «Действительно, мне следует встать и выйти [из комнаты]. Даже если некоторые люди считают, что это неуважительно, что мне нужно [быть тем, кто выйдет] , Мне не нужно считаться с мнением небольшого числа людей, когда [то, что они говорят] противоречит действительности. Однако, во-первых, это все равно, к сожалению, не поможет. Во-вторых, нарушит. шевет ахим гам йахад (братья, чтобы жить вместе), ибо если я уйду, уйдут и другие». [35]
В 1992 году журналист из Израиля сказал Ребе: «Мы очень ценим тебя, мы хотим видеть тебя в Израиле; ты сказал, что скоро будешь в Израиле, так когда же ты приедешь?» Ребе ответил: «Я тоже хочу быть в Израиле». Журналист настаивал: «Так когда, когда вы приедете?» Ребе ответил: «Это зависит от Мошиаха, а не от меня». Журналист настаивал: «Вы Мошиах!» на что Ребе ответил: «Нет». [36] В 1991 году [37] Раввин Довид Нахшон получил бутылку водки от Ребе за его усилия по привлечению людей подписать декларацию о признании царствования Ребе. произнес слова «Йечи», провозгласившего ребе « Царем Мошиахом После того, как раввин Нахшон объявил (как обычно), для чего предназначена бутылка, он трижды ». Ребе ответил словами « Аминь ». [38]
Одним из объяснений очевидных противоречий в ответах Ребе является то, что Ребе выразил несогласие только тогда, когда эта идея была опубликована, но ничего не сделал, когда обратился к нему наедине.
Однако в 1993 году, после того как Ребе больше не говорил после инсульта, Ребе почти ежедневно в течение этого года реагировал на пение «Йечи», кивая головой и двигая рукой, в том числе в прямом эфире в 1993 году. [39] [40] Кроме того, Ребе впервые позволил (как?) называть себя «Ребе-король Мошиах, пусть он живет вечно» в книге «Бесурат ха-Геула», впервые опубликованной в 1993 году. [41]
Многие хасиды считали Менахема Менделя Шнеерсона машиахом поколения , хотя сам он никогда этого не говорил. [42] Шли годы, и описания Шнеерсона как чрезвычайно уникального Ребе поистине беспрецедентного и общепризнанного статуса распространялись все дальше, и эти мессианские спекуляции распространились на большее количество людей и в большем объеме, чем в предыдущих поколениях. Хасиды выразили надежду, что Шнеерсон станет мессией. [10] По мере того, как страсть Шнеерсона к необходимости мессии становилась все более известной, нарастала и критика. В 1980 году группа детей из летнего лагеря Хабада сочинила песню со словами: «Израиль [нация Израиля] не бойтесь, Мошиах будет здесь в этом году, мы хотим Мошиаха сейчас, мы не хотим ждать». " Шнеерсон, похоже, получил большое удовлетворение от детской инициативы и поддержал их песню. [8] : 431 Согласно сообщению журнала Time , раввин Адин Эвен-Исраэль выразил желание, чтобы Шнеерсон был раскрыт как мессия. [43] Согласно сообщению The New York Times за 1988 год : раввин Иегуда Кринский предположил, что Шнеерсон был наиболее подходящим кандидатом на роль еврейского мессии. [44] Некоторые хабадские хасиды вынесли свое послание на улицы с рекламными щитами, в которых говорилось, что пришло время прийти мессии и принести искупление. [45]
В свете некоторой критики по поводу настойчивого тона этих слов Шнеерсон однажды объяснил:
Еврейский народ всегда надеялся и стремился к тому, чтобы Мессия пришел сейчас, немедленно. Поэтому неуместно, когда кто-то говорит, что он не хочет, или что он не согласен, или что ему не нравится, когда люди умоляют: «Мы хотим Мошиаха сейчас». Каждый еврей ясно молится и умоляет три раза в день в амиде, стоя перед Всевышним (в это время человек непременно говорит правду, и говорит то, что имеет в виду) эт цемах Давид авдеха мехера тацмиах [что мы заслужить окончательное искупление и скорое пришествие Мессии], а затем продолжает ки лишуатча кивину коль хаём , что он надеется на это весь день! [46]
Шнеерсон призывал и говорил об очищении всех частей мира посредством Торы и мицвот (заповедей), чтобы принести Машиаха. Много раз он публично плакал о глубоком сне и изгнании, в которых мы находимся, и о том, насколько срочно необходимо, чтобы Бог искупил нас как ради нас, так и даже ради Себя. [4] : 174 Тем не менее, ему была известна критика его энтузиазма по поводу пришествия Мессии и его призывы к людям сделать все возможное, чтобы добиться искупления, добавив к ним соблюдение Торы и заповедей. Однажды он даже заметил: «Я заслужил то, что люди жалуются на меня, что я увлечен Машиахом». [8] : 431
Болезнь и смерть Шнеерсона
[ редактировать ]2 марта 1992 года во время молитвы на Огеле , месте захоронения своего тестя, Шнеерсон перенес обширный инсульт. [47] В тот же вечер, когда он лечился от инсульта, а хабадские хасиды всего мира собрались для молитвы, некоторые мессианисты разразились песнями и танцами. Именно в этот период болезни и неспособности к общению мессианское движение достигло своего наибольшего рвения и стало более громко выражать надежду на то, что Шнеерсон вскоре станет машиахом . Это также обеспокоило многих людей, которые считали, что Шнеерсону навязали это как нечто, что он не может контролировать. [4] : 173
К концу 1992 года движение за официальное коронование Шнеерсона как мессии приобрело известность. Шмуэль Бутман объявил о своем плане короновать Ребе. [48] [49] Ребе, который был парализован и потерял дар речи с марта прошлого года, присоединялся к ежедневным молитвам на специальном балконе, построенном для того, чтобы его можно было легко передвигать. Бутман планировал короновать Ребе 30 января 1993 года, после вечерней молитвы. Однако, когда Крински уговорил Ребе не присутствовать на запланированном мероприятии, он сообщил своим секретарям Лейбелю Гронеру и Юделю Крински, что будет присутствовать только на обычной вечерней службе. И Гронер, и Крински, а затем Бутман, объявили, что это событие на самом деле не является коронацией и не должно рассматриваться как таковое. [50]
3 таммуза (12 июня) 1994 года, более чем через два года после инсульта, лишившего его способности говорить, Ребе умер. Его смерть оставила в трауре общину Хабад, большую часть еврейского мира и даже за его пределами. [51] Со всего мира люди устремились в Нью-Йорк, чтобы принять участие в похоронах. На той неделе газета «Нью-Йорк Таймс» разместила в газете шесть статей о Ребе. Телевидение посвятило смерти Шнеерсона много часов эфира. Газета New York Times сообщила с похорон, что смерть ошеломила многих евреев: «Не все последователи раввина Шнеерсона были хасидами. Консервативные и реформистские евреи были среди его самых больших сторонников». [52] Однако его точку зрения разделяли не все. Некоторые из мессианистов были настолько охвачены своей надеждой, что интерпретировали каждое новое ухудшение здоровья Ребе и, в конечном итоге, саму его смерть как этапы мессианского процесса. Они цитировали различные высказывания из мидрашей, чтобы подогреть свой экстаз по поводу скорого откровения мессии, а некоторые из них пили и поджаривали лехаим, а также танцевали до и во время похорон – поступок, который шокировал многих поклонников Шнеерсона во всем еврейском мире. Через несколько дней после смерти Шнеерсона многие журналисты и эксперты писали, что ожидают конца движения. [53] Для многих последователей Хабада смерть Ребе была чрезвычайно болезненной. Он был похоронен рядом со своим тестем, в Оэле , на кладбище Монтефиоре в Квинсе. В еврейской традиции важные даты часто обозначаются еврейскими буквами. Хабад (как и другие еврейские движения) восходит к их первому Ребе, Шнеуру Залману из Ляди , даты смерти всех их Ребе соответствуют еврейским датам. Так, в случае со Шнеерсоном годовщина его смерти стала называться Гиммел Таммуз (третий Таммуз). Через неделю после смерти Ребе газета Wisconsin Chronicle опубликовала редакционную статью и написала, как многим евреям сейчас трудно поверить в то, что когда-либо придет мессия: «Большинство современных евреев не могут не пожимать плечами в отношении некоторых утверждений, что Шнеерсон является или был наиболее вероятный кандидат в наше время на роль Мессии, спасителя, потомка царя Давида, который, согласно традиции, откроет последнюю эпоху мира и изобилия во всем мире. Но когда Мессия действительно придет, эта личность, вероятно, будет иметь много общего с рабби Менахемом. М. Шнеерсон».
Хабадский мессианизм после смерти Шнеерсона
[ редактировать ]Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( Март 2015 г. ) |
Для многих полных надежд и часто громких последователей смерть Шнеерсона не лишила надежды на то, что он все еще может оставаться машиахом . Существуют талмудические и галахические источники, которые говорят о возможности того, что праведный еврейский лидер может быть воскрешен и стать машиахом . Эти позиции, хотя и малоизвестные, довольно заметно и рано фигурируют в подлинных иудейских источниках. В Вавилонском Талмуде говорится: «Если он [Мессия] среди мертвых, то он подобен Даниилу». [21] Фактически, самой известной умершей фигурой, которая в раввинистической литературе считалась мессией, является царь Давид. В Иерусалимском Талмуде говорится: «Раввины говорят, кто такой Царь Мессия? Если он из живых, его зовут Давид, если он из умерших, его имя все равно Давид». По словам Моисея Марголиса , комментатора Иерусалимского Талмуда, известного как Пней Моше, Талмуд гласит: «Если он [Мессия] будет среди живых, то имя ему будет Давид, а если он из мертвых, то он это сам Давид». [54]
Некоторые возражают против представления о том, что Машиахом будет тот, кто когда-то жил, умер и затем воскрес, основываясь на том, что пишет Маймонид: «Даже если кто-то достоин быть Машиахом, если его убьют, то несомненно, что он не Машиах. " [55] [56] Мессианисты возражают, что Маймонид не не согласен с обоими источниками Талмуда, скорее Талмуд говорит о том, кто умер естественной смертью, в то время как Маймонид исключает только того, кто был убит. Об этом можно свидетельствовать в его преднамеренной формулировке «если он (потенциальный мессия) потерпел неудачу или был убит», указав при этом, что такие люди, как Бар-Кохба, «были убиты (на войне) из-за грехов» и Иешуа из Назарета, который «был казнен суд". [57]
Позиции внутри Хабада
[ редактировать ]В этом разделе может быть придан чрезмерный вес определенным идеям, происшествиям или противоречиям . Пожалуйста, помогите создать более сбалансированную презентацию . Обсудите и решите эту проблему, прежде чем удалять это сообщение. ( июнь 2021 г. ) |
Представление о Шнеерсоне как о мессии не поддерживается в централизованной и официальной литературе Хабада. [58] [59] По словам представителя Хабада в 2014 году, лидеры Хабад-Любавич «неоднократно осуждали их [мессианистов] в самых решительных выражениях». [60] Журналистка Сью Фишкофф отмечает, что идея о том, что большинство любавичцев являются мессианистами, является «заявлением, которое явно абсурдно. Здесь все ступают по тонкому льду, поскольку никто не может точно знать, насколько глубоко заходит хабадский мессианизм. Когда [Дэвид] Бергер и другие критики заявляют, что что это затрагивает большую часть движения Хабад, они не имеют большей статистической поддержки, чем те, кто предполагает, что оно находится в упадке». [61]
- Мессианисты . После смерти Шнеерсона громкие мессианисты продолжали заявлять, что Шнеерсон все еще жив. Некоторые из них утверждают, что так же, как Талмуд утверждает, что «Иаков не умер» (учение, имеющее большое значение в каббалистической мысли), так и «Шнеерсон не умер». [62] [63] [64] Среди религиозных евреев за упоминанием умершего следуют такие выражения, как «алав хашалом» или «зехуто яген алену» . Мессианисты не используют подобные термины, когда пишут о Шнеерсоне. [8] : 429 Некоторые мессианисты даже продолжают использовать термины, указывающие на то, что Шнеерсон все еще жив, например, «шлита» . [55] : 42 Многие члены группы — активная израильская молодежь, особенно получившая образование в городе Цфат. В сообществе Краун-Хайтс и других местах также есть члены мессианского лагеря, которые разделяют эти взгляды. Этих людей обычно можно узнать по маленькой желтой булавке, известной как флаг Мошиаха, которую носят на лацкане (или шляпе), и еврейским словам «Йечи», вышитым на их кипе. [42] После смерти Шнеерсона журнал «Бейс Мошиах» стал основным органом выражения взглядов в этом мессианском лагере. В период с 1998 по 2004 год мессианисты заручились поддержкой раввинов и издали раввинское постановление, подтверждающее их мессианские притязания. [65] Эти взгляды вызвали много споров и осуждений. [55] [8] : 431 [66] постановление раввинов, поддерживающее мессианское утверждение о том, что Ребе является машиахом . В период с 1998 по 2004 год было издано и подписано более 100 раввинами [65]
- Антимессианисты . Несмотря на смерть Шнеерсона, большинство хабадских хасидов продолжают видеть в нем самого праведного еврейского лидера того времени, наси хадора , чье влияние во всем мире остается очень ощутимым. [8] : 423 Они признают, что он умер, посещают его могилу и соблюдают ярцайт. [67] [68] Они склонны придавать мало внимания или вообще не придавать значения тому, станет ли Шнеерсон машиахом . Вместо этого они сосредотачиваются на практических аспектах видения Шнеерсона о том, как сделать мир лучше. [4] : 274 Они знают о негативной реакции Шнеерсона, когда люди пытались выдвигать о нем мессианские претензии, и остро осознают, как многого Шнеерсон, их цадик хадор и их мошиах ш'бдор , ожидают от них достижения обоих в сфере их личное служение Богу, помогая донести красоту иудаизма до евреев и распространить красоту монотеизма на весь мир. [42] [4] : 274 Они считают, что у них нет возможности узнать, кто будет Мошиахом, хотя они, возможно, желали бы, чтобы это был Шнеерсон. [42] [69] [70]
- Другие позиции . По мнению некоторых ученых, мессианские разногласия в Хабаде могут быть идентифицированы различными более тонкими фракциями тех, кто утверждает, что Ребе не является мессией, но мог бы им быть, поскольку до своей смерти он обладал всеми качествами мессии, будь то Ребе был мессией и снова станет мессией после воскресения, независимо от того, считается ли Ребе не умершим или считается Богом. [71]
Ответы
[ редактировать ]В этом разделе может быть придан чрезмерный вес определенным идеям, происшествиям или противоречиям . Пожалуйста, помогите создать более сбалансированную презентацию . Обсудите и решите эту проблему, прежде чем удалять это сообщение. ( июнь 2021 г. ) |
Поддерживать
[ редактировать ]В 1998 году группа раввинов подписала еврейский закон ( псак дин ), провозгласивший Менахема Шнеерсона еврейским мессией. Среди его подписантов несколько ортодоксальных и хасидских раввинов, не принадлежащих к Хабаду, такие как Яаков Йосеф (связанный с ШАС ), Аарон Лейфер (покойный раввин Надворны -Цфата), Элияху Шмуэль Шмерлер (рош ешива Санза и член Мифаля ). Хашас ), Арон Розенфельд из Пинск-Карлина и Яаков Менахем Рабинович из Бялы . [72]
Оппозиция
[ редактировать ]Реакция ученых Торы на идею о том, что Шнеерсон мог быть мессией, была разной. При его жизни многочисленные раввины и еврейские лидеры выражали мнение, что Менахем Мендель Шнеерсон потенциально может стать мессией поколения. После его смерти в этой точке зрения произошел общий упадок. [20] [73]
Давние критики Шнеерсона из Бней-Брака в Израиле наиболее активно критиковали Шнеерсона и Хабад. [55] : 7 Самым известным из этих критиков был Элазар Шах , рош иешива Поневежской иешивы . Шах был известным критиком Шнеерсона и движения Хабад. Он неоднократно нападал на Шнеерсона и его последователей по ряду вопросов, включая мессианство. Когда люди стали более громко высказываться о возможности того, что Шнеерсон станет мессией, Шах выступил за полный бойкот Хабада. [74] [75] Другие лидеры Бней-Брака, в том числе Хаим Шауль Карелиц , бывший ав бет дин организации «Шеерит Исраэль Кашрут» в Бней-Браке, и Яаков Вайнберг , рош-ешива иешивы «Нер Исроэль» , также отрицательно отзывались о тех, кто желает, чтобы Шнеерсон был мессия. [55] : 105
В Америке многочисленные раввины, склоняющиеся к литовству, также отрицательно отзывались об этой форме мессианства, в том числе Элия Свей , Аарон Фельдман , Шломо Миллер , Моше Хайнеманн и Хаим Дов Келлер , которые все выступили с резкой критикой. [55] : 85 Фельдман, цитируя Маймонида, утверждает, что «даже тот, кто достоин быть Машиахом, если его убьют, он наверняка не Машиах». [76] Фельдман утверждает, что любой, кто может поверить, что последний Любавичский Ребе достоин быть мессией, имеет «компромиссное суждение» и «не знает Торы». [77]
Другие американские авторитеты Торы, такие как Унгварер Рав Менаше Кляйн , Моше Хайнеман, Иегуда Хенкин , Хаим Бровендер и Арон Соловейчик, утверждают, что, хотя и могут быть источники мессианства, это штут (глупость), которой не следует следовать. [78] [79] [80] Письменные заявления Соловейчика по этому поводу сами по себе стали предметом споров. В письме 1996 года, подписанном Соловейчиком, говорится: «Перед кончиной Ребе я включал себя в число тех, кто считает, что Ребе достоин быть Мошиахом. И я твердо верю, что если бы мы, особенно ортодоксальная община, были едины, мы бы заслужили полное искупление, поскольку вера в то, что Ребе все еще может быть Мошиахом, в свете Гемары в Синедрионе, Зохаре, Абарбанеле, Кисвеи Аризале, Сдей Хемеде и других источниках, не может. быть уволен». [55] : 70 Соловейчик добавляет, что «любая циничная попытка использовать законное разногласие в интерпретации этого вопроса с целью запятнать и нанести вред любавичскому движению, которое было и продолжает находиться в авангарде тех, кто борется с миссионерством, ассимиляцией и безразличием , может только способствовать прискорбным разногласиям, которые уже охватили еврейскую общину, и особенно общину Торы». [55] : 70 В письме от 2000 года Соловейчик заявляет, что были те, кто «настойчиво заявлял, что я подтверждаю их веру в то, что еврейский Мессия может быть воскрешен из мертвых. Я полностью отвергаю и решительно отрицаю любые подобные утверждения. Как я уже заявлял публично.. Подписывая первоначальное письмо, я просто хотел выразить свое мнение о том, что мы не должны называть сторонников этих убеждений еретиками». [81]
Ответы прогрессивных течений иудаизма включают: Дэвид Хартман , который выразил свою обеспокоенность по поводу развития мессианизма на раннем этапе, когда Шнеерсон был еще жив, заявив, что «излияние мессианского рвения всегда является очень тревожным явлением». [82] Старший раввин- реформист и гуманитарный активист Артур Леливельд также критиковал мессианистские тенденции внутри движения Хабад, описывая организацию как имеющую «культовую» атмосферу. [83]
Другой
[ редактировать ]Аарон Лихтенштейн во время восхваления Ребе в ешиват Хар-Эцион говорил о том, что люди надеялись, что Шнеерсон может стать машиахом , говоря, что «никому никогда не приходило в голову заявить, что раввин Моше Файнштейн , раввин Аарон Котлер или Иосиф Б. Соловейчик (рав) был мессией. Разве у них не было последователей? Разве они не были частью длинной династии? Лихтенштейн продолжил и сказал, что, по его мнению, «по сути, концепция мессианства привязалась к Ребе из-за его имиджа и статуса – их положительных аспектов. Ребе воплощал – и в значительной степени – определенную сочетание, в котором желающий мог увидеть отражение отражения Царя-Мессии». [10]
Норман Ламм сказал о Шнеерсоне: «Если [люди] верят, что Ребе мог быть Мошиахом, хорошо, я согласен… У него было гораздо больше шансов, чем у большинства». [84] Хотя после смерти Ребе он не видел в этом возможности. [8] : 474 Ламм также утверждал, что мессианисты неверно истолковали заявления Шнеерсона, чтобы создать «искажение», ведущее к «моральному нигилизму». [85] По мнению Ламма, открытые попытки объявить Шнеерсона мессией перед его смертью не допускались: «Когда он был жив, никто бы не осмелился обсуждать это. Но сейчас мессиански ориентированным легко исказить учение Ребе». [86]
Главный раввинат Израиля
[ редактировать ]Два инцидента касаются Главного раввината Израиля и темы хабадского мессианизма:
- Заявление 2000 года. В январе 2000 года Главный раввинат Израиля опубликовал заявление по вопросу о том, что Шнеерсон достоин звания машиаха , а также заявления мессианистов, в которых говорится, что такие заявления «сбивают с толку и вводят в заблуждение простых людей». В заявлении далее упоминается, что Главный раввинат «[не имеет] намерения, не дай Бог, умалять величие и глобальную деятельность Ребе благословенной памяти». [87]
- Дело об обращении в 2007 году. Случай обращения в 2007 году человека, получившего образование у мессианистов Хабада и желающего принять христианство, вызвал разногласия: два израильских раввина заявили, что мессианские взгляды «выходят за рамки нормативного иудаизма», и поэтому этому человеку нельзя позволять конвертировать. Главный раввинат вынес решение в пользу обращения. [88]
Позиция руководства организации Хабад
[ редактировать ]В заявлении Агудас Хасидей Хабад от 1996 года говорилось:
Что касается некоторых недавних заявлений и заявлений отдельных лиц и групп по поводу Мошиаха и Любавичского Ребе, святой памяти раввин Менахем М. Шнеерсон, пусть будет известно, что взгляды, выраженные в этих сообщениях, никоим образом не являются отражением позиция движения. Хотя мы не намерены препятствовать выражению индивидуального мнения, на самом деле они вводят в заблуждение и являются серьезным оскорблением достоинства и выраженных желаний Ребе. В заявлении говорится, что «Ребе явно вдохновлял повышенное сознание Мошиаха, одного из принципов веры иудаизма, и с этой целью поощрял изучение традиционных источников, касающихся веры в Мошиаха, Искупления и его неизбежного исполнения, а также увеличение активности добра и добра. Это должно продолжаться всеми, поскольку мы стремимся к более совершенному миру и осуществлению видения Ребе.
Он продолжается:
К сожалению, сейчас слова Ребе искажаются и цитируются вырванными из контекста некоторыми людьми. Это безрассудное поведение, даже если оно имеет благие намерения, в высшей степени противоречит всему, что представляет собой Любавич, как это определил Ребе. Ребе открыто и решительно выступал за вдумчивый, уважительный и ответственный подход в этом и связанных с ним вопросах и решительно выступал против подобных искаженных заявлений время от времени, как публично, так и в частном порядке. [89]
В заявлении Ваада Рабоней Любавич говорится:
Вера в пришествие Мошиаха и ожидание его скорого прихода – основной принцип еврейской веры. Однако ясно, что предположение о возможной личности Мошиаха не является частью основного принципа иудаизма. Озабоченность идентификацией Ребе (заца"ля) как Мошиаха явно противоречит желанию Ребе. Вместе со всем Клаль Исраэль мы молимся об исполнении нашей коллективной тоски по Мошиаху, в духе вечной еврейской декларации: " Я жду его (Мошиаха) прихода каждый день». [90]
Лечение в рамках стипендии
[ редактировать ]В социологии и антропологии представление Хабада о Шнеерсоне как о мессии можно проанализировать с точки зрения харизматического авторитета , типа лидерства, разработанного Максом Вебером . Процесс идентификации Шнеерсона как мессии можно также рассматривать как фактор, способствующий рационализации коллективной жизни сообщества Хабад. Мессианство Хабада побуждает членов общины достигать целей, поставленных седьмым ребе, и, вероятно, поддерживает успех Хабада как современного харизматического предприятия, действующего на конкурентном рынке религиозных товаров. [91] Хабадский мессианизм также является ключевым фактором для понимания использования Хабадом различных цифровых и нецифровых средств массовой информации в контексте религиозной деятельности. Использование группой цифровых медиа описывается как важная амбиция, связанная с ее потенциалом по охвату глобальной еврейской аудитории, с намерением возродить религиозные обряды среди евреев во всем мире, что само по себе является предпосылкой для еврейского мессианского искупления. [92]
Противодействие мессианству Хабада может быть вызвано дискомфортом, с которым столкнется еврейская диаспора , если свободная и содержательная еврейская жизнь будет признана неадекватной без прихода мессии. Эта оппозиция, по-видимому, сдерживается отсутствием гегемонии еврейской общины в областях веры и ереси , а также предшествующей нейтрализацией Хабадом и хасидизмом мессианского импульса путем сосредоточения внимания на индивидуальном духовном самореализации и искуплении. Несмотря на разногласия, мессианство Хабада, независимо от того, считается оно ересью или нет, по-видимому, не привело к такой травме или ущербу для еврейского народа, как в случае с саббатианским движением . [93]
Оппозиция мессианству Хабада на теологических основаниях также может быть связана с противоречиями внутри еврейской традиции по поводу определения иудаизма как религии или этнической принадлежности. Ортодоксальная еврейская полемика, бросающая вызов мессианству Хабада на этих основаниях, может быть понята как попытка возродить самоопределение иудаизма как религии и навязать богословский подход, подчеркивающий категории ортодоксальности и ереси. Хотя эти усилия направлены на укрепление границ вокруг еврейской идентичности, вполне вероятно, что как только пройдет начальный этап, характеризующийся острой тревогой, догматические формулировки начнут рассеиваться, и еврейская община вернется к определению себя как чего-то среднего между религией и этнической принадлежностью. . [94]
Сравнение с ранним христианством
[ редактировать ]Некоторые исследователи религии проводили сравнение с развитием раннего христианства . [95]
Антрополог Джоэл Маркус писал:
Новейшая история современного движения хасидского иудаизма Хабад (Любавич) дает представление о развитии раннего христианства. В обоих движениях успешные эсхатологические пророчества усилили веру в авторитет лидера, и существует смесь элементов «уже» и «еще нет». Подобные жанры литературы используются для распространения благой вести (например, чудесные катены и сборники изначально независимых высказываний). Оба лидера молчаливо приняли мессианскую веру своих последователей, но воздерживались от прямого признания своего мессианства. Катаклизм смерти мессии привел к вере в его дальнейшее существование и даже воскресение. [96]
Марк Винер сказал, что «предположения Любавичского движения о том, что их покойный Ребе Менахем Мендель Шнеерсон является Мессией, отражают христианский милленаризм». [97]
Антрополог Саймон Дейн сказал:
Любавичцы считали, что Ребе был более могущественным в духовной сфере, не имея препятствий со стороны физического тела. Однако некоторые теперь утверждают, что он никогда не умирал. Некоторые даже заявляют, что Ребе — это Бог. Это важное открытие. В истории иудаизма неизвестно, что религиозным лидером является Бог, и в этом смысле группа уникальна. Есть определенные христианские элементы, которые, по-видимому, определяют мессианские идеи этой группы. [66]
Джейкоб Нойснер писал:
Значительное большинство весьма значительного ортодоксального движения под названием Любавичский или Хабадский хасидизм утверждает, что Любавичский Ребе, раввин Менахем Мендель Шнеерсон, был похоронен в 1994 году, не оставив преемника. . . скоро вернется, чтобы завершить искупление в качестве Мессии. Хасиды, провозглашающие эту веру, занимают важные религиозные позиции, санкционированные крупными православными властями и не имеющие никакого отношения к их движению. [98]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Называется мессианизмом Хабада, мессианизмом Любавичей или мешихизмом .
- ^ Сьюзан Хандельман (1 июля 2014 г.), Любавичский Ребе умер сегодня 20 лет назад. Кем он был? , Журнал «Планшет» .
- ^ Рут Р. Висс (2014). «Ребе двадцать лет спустя» . Комментаторский журнал . Проверено 30 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Штейнзальц, Адин. (2014). Мой Ребе . Иерусалим: Маггид.
- ^ Дейн, Саймон; Доусон, Лорн Л. (6 мая 2008 г.). «Скандал» Любавичского Ребе: мессианство как ответ на несостоявшееся пророчество» . Журнал современной религии . 23 (2): 163–180. дои : 10.1080/13537900802024550 . ISSN 1353-7903 . S2CID 143927244 .
- ^ Эллиот Р. Вольфсон. Секрет полишинеля: постмессианский мессианизм и мистическая ревизия Менахема Менделя Шнеерсона. Страница 19.
- ^ «Личность Машиаха» . Хабад.орг .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Телушкин, Иосиф (2014). Ребе: Жизнь и учение Менахема М. Шнеерсона, самого влиятельного раввина в современной истории . Харпер Коллинз. ISBN 978-0-06-231900-5 .
- ^ Бруни, Франк (25 февраля 1996 г.). «Для некоторых Мессия — это послание; кампания в СМИ в поддержку покойного раввина разделяет движение Любавич» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 26 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Хеспед рава Аарона Лихтенштейна для Любавичского Ребе - английский» . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ Мессия Бруклина: понимание прошлого и настоящего любавичских хасидов , М. Аврум Эрлих, примечания к главе 9, KTAV Publishing, ISBN 0-88125-836-9
- ^ Полный текст: Yechi adoneinu moreinu v'rabbeinu melech ha-moshiach l'olam vo'ed («Да здравствует наш господин, наш учитель и наш раввин, Царь Мессия, во веки веков»).
- ^ Ньюфилд, Джозеф (весна – лето 2021 г.). «После смерти Мессии Хабада» . Гарвардский богословский бюллетень . Архивировано из оригинала 26 мая 2021 г.
- ^ Килганнон, Кори (20 июня 2004 г.). «Любавичцы отмечают 10 лет со дня смерти почитаемого раввина» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 19 января 2010 г.
- ^ Бергер, раввин профессор доктор Давид. «О спектре мессианской веры в современном любавичском хасидизме» . Сеть Шма Исраэль Тора . Проверено 3 июля 2016 г.
- ^ «Галахическое постановление» . Псак Дин . Проверено 22 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Бар-Хаим, Давид. «Ложный Машиах Любавич-Хабада» . Махон Шило (Институт Шило). Архивировано из оригинала 25 февраля 2011 года . Проверено 17 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Бар-Хаим, Давид. «Хабад и еврейский мессианизм (аудио)» . Махон Шило (Институт Шило). Архивировано из оригинала 9 января 2015 года . Проверено 17 июня 2016 г.
- ^ Фриман, Чарльз. Закрытие западного разума , с. 133. Винтаж. 2002.
- ^ Jump up to: а б Сьюзан Хэндельман (1 июля 2014 г.). «Кем был Любавичский Ребе?» . Планшетный журнал . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Синедрион 98б
- ^ Мишне Тора, Закон королей, 9:4, Маймонид.
- ^ Дэвидсон, Герберт А. (2005). Моисей Маймонид: Человек и его дела . Издательство Оксфордского университета, США. п. 492. ИСБН 9780195173215 .
- ^ Фридман, Цви. «Что такое хасидут?» . Хабад.орг . Проверено 17 сентября 2016 г.
- ^ Эйзенштейн, Иегуда (1907). Отцер Исроэль .
- ^ «Любавичское мессианское возрождение: историческая и мистическая подоплека 1939–1996», Рэйчел Элиор в книге «На пути к тысячелетию: мессианские ожидания от Библии до Уэйко» , изд. Питер Шефер и Марк Коэн, 383–408. (Лейден: Брилл, 1998)
- ^ Эхад Хойо Авраам Страница 160
- ^ Откровение Мелеха ХаМашиаха (Царя Мессии), «Йехи ха-Мелех» , Шолом Бер Вольпо, «Комитет по выполнению указаний Ребе»
- ^ Сефер Хисваадуйос 5745, Том. 1, с. 465
- ^ Хаим, Шмуэль. «Мессианская полемика в Хабаде» Архивировано . г. из оригинала 16 января 2022
- ^ Cheshbono shel Olom page 56.
- ^ Тугер, Элияху (1992). Я жду его прихода каждый день . Бруклин, Нью-Йорк: ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО «КЕХОТ». п. 10. ISBN 0-8266-0483-8 .
- ↑ 2 ноября 1991 г.
- ^ Двар Малхус - Менукад - Том. Я Берешис – шемоис (на иврите). Израиль: Распределительный центр на Святой Земле – в буквальном смысле. 2020. с. 65.
- ^ Сихос Кодеш, Глава Ноах 5752
- ^ «Мессианизм Хабада и израильские радикалы» . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ 20 апреля
- ^ Линейное письмо Мишпотим 5752 . Издательское общество «Живой Мошиах». 2017. стр. 49–50. ISBN 9781981382026 .
- ^ 31 января
- ^ Гольдман, Ари Л. (1 февраля 1993 г.). «Ребе, но не Мессия, как соглашаются любавичцы» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Бсурас Хагеула (на иврите). Ваад Л'хафоцас Сичос. 2010. стр. V–VII. ISBN 978-1932883770 .
- ^ Jump up to: а б с д Мессианизм Хабада и израильские радикалы. Лазурный нет. 41.
- ^ « Ожидание Мессии — ультраортодоксальная секта утверждает, что Искупитель должен прибыть со дня на день — и это может быть американский журнал Time » , Лиза Бейер, 23 марта 1992 г.] (платный доступ).
- ^ Гольдман, Ари Л. (5 сентября 1988 г.). «Группа хасидов расширяется на фоне дебатов о будущем» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ «Билборды несут большое послание: мессия здесь», Майкл Крук и Дэвид Хэнкок, Miami Herald , 15 апреля 1992 г.
- ^ Ликутей Сихот, том. 20 стр. 458-459
- ^ Питер Шефер, Марк Р. Коэн, редакторы (1998) На пути к тысячелетию: мессианские ожидания от Библии до Уэйко БРИЛЛ, ISBN 9789004110373 , с. 399
- ↑ «Письмо из Краун-Хайтс». Архивировано 1 октября 2007 г. в Wayback Machine , Малкольм Гладуэлл, 2 февраля 1993 г. , The Washington Post.
- ^ Безумие Машиаха достигает безумия, когда Любавич «помазывает» Ребе , Дебра Нуссбаум Коэн, Еврейское телеграфное агентство, 28 января 1993 г.
- ^ «Внешность раввина не раскрывает мессию», Deseret News , 1 февраля 1993 г.
- ↑ Смерть лидера Любавич, раввина Шнеерсона, оглушает последователей , Лори Гудштейн, Washington Post, 13 июня 1994 г.
- ^ Гольдман, Ари Л. (13 июня 1994 г.). «Раввин Шнеерсон привел небольшую хасидскую секту к мировой известности» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ «Что на самом деле происходит, когда пророчество не сбывается: случай Любавич». Дейн, Саймон. Социология религии , 22 сентября 2001 г.
- ^ Брахот 2:4
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бергер, Дэвид (2008). Ребе, Мессия и скандал ортодоксального безразличия (1-е издание). Лондон: Библиотека еврейской цивилизации Литтмана. ISBN 978-1-904113-75-1 . Проверено 16 июня 2016 г.
- ^ Яффе, Мелех. «Краткая история любавичского мессианства» . Архивировано из оригинала 10 февраля 2006 г.
- ^ «Мишне Тора, Хилхот Мелахим уМилхамот 11:3 и 4» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2014 г.
- ^ Джонатан Марк (14 ноября 2007 г.). «Собрание Хабада: ни один еврей не остался позади» . Еврейская неделя . Архивировано из оригинала 9 марта 2008 года.
- ^ Марк, Джонатан. «Глобальное потепление Хабада». Еврейская неделя (декабрь 2005 г.). . Интернет-версию этой статьи можно найти по адресу «Выступления и статьи о Международной конференции эмиссаров Хабад Любавич, выступление профессора Алана Дершовица, Гарвардский университет» . Архивировано из оригинала 7 мая 2007 года.
- ^ Джонатан Марк, Майкл Кресс, редакторы. (18 июня 2004 г.) «Вопреки всему» The Jewish Week, дата обращения 21 декабря 2014 г.
- ^ Армия Ребе: Внутри мира Хабад-Любавич, Сью Фишкофф, с. 274.
- ^ «Послание 27 – Иггерет аКодеш» .
- ^ Двар Малхут, Парашат Шофтим, 5751; Сефер Хисваадиюс, 1991, том. 4 страница 204
- ^ «Жизнь, смерть и реальность – Хасидские мастера – Глава» .
- ^ Jump up to: а б «Галахическое постановление» . Псак Дин . Проверено 22 марта 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Мосиах сейчас здесь: просто откройте глаза, и вы увидите его» Саймон Дейн, «Антропология и медицина» , том 9, номер 1 / 1 апреля 2002 г.
- ^ «Ребе городу — и миру — New York Observer» . Нью-Йорк обозреватель . 8 июля 2014 года . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Сара Маслин Нир (13 сентября 2013 г.). «Евреи совершают паломничество к могиле Великого Ребе» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «Кем был Любавичский Ребе?» . Планшетный журнал . Июль 2014 года . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ «Новейшая книга раввина Телушкина о Любавичском Ребе: свидетельство величия» . Хаффингтон Пост . 30 мая 2014 года . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Дейн, Саймон и Лорн Л. Доусон. «Скандал Любавичского Ребе: мессианизм как ответ на несостоявшееся пророчество». Журнал современной религии 23, вып. 2 (2008): 163–180.
- ^ "פסק דין" . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
- ^ «Статья «Ребе двадцать лет спустя» журнала «Комментарий» . Июнь 2014 года . Проверено 23 декабря 2014 г.
- ^ Вера и судьба: история еврейского народа в 20 веке, Берель Вейн, 2001, издательство Shaar Press. стр. 340
- ^ Мессия Бруклина: понимание прошлого и настоящего любавичских хасидов , М. Аврум Эрлих, глава 10, примечания, KTAV Publishing, ISBN 0-88125-836-9
- ^ [Мишна Тора: Мелахим, глава 11]
- ^ Публичный ответ раввина Аарона Фельдмана по вопросу мессианства Хабада (на иврите), 23 Сивана 5763 г. См. Также письмо раввина Фельдмана Дэвиду Бергеру: http://www.stevens.edu/golem/llevine/feldman_berger_sm_2.jpg
- ^ Может ли Ребе быть Мошиахом?: Доказательства из Гемары, Мидраша и Рамбама о том, что Ребе не может быть студентом-гилем, Universal-Publishers, 2002.
- ^ Профессор, Мессия и скандал с клеветой
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2014 г. Проверено 24 апреля 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ ХаРебби Мелех ХаМошиах, Дэвид Бергер, Urim Publications, 2005. стр.75, примечание 7.
- ↑ В ожидании мессии , Лиза Бейер, журнал Time , 23 марта 1992 г.
- ^ Еврейские аргументы и контраргументы: очерки и адреса , Стивен Бэйм, KTAV Publishing, 2002. стр. 260.
- ↑ Армия Ребе, стр. 268.
- ^ «Любавичский Ребе знакомится с Академией». Архивировано 20 ноября 2006 г. в Wayback Machine The Jewish Week , Дебра Нуссбаум Коэн.
- ↑ Конференция взвешивает наследие раввина » Нападающий, Стивен И. Вайс, 11 ноября 2005 г.
- ^ Хацофе , 11 швата 5760 (18 января 2000 г.), 5. Ребе, Мессия и скандал православного безразличия Дэвида Бергера , 2001 г., опубликовано Библиотекой еврейской цивилизации Литтмана в Портленде. Стр. 128–129.
- ^ Авишай бен Хайим (26 декабря 2007 г.). «Раввинский конверсионный суд отказывается обратить мессианиста Хабада» . Маарив (на иврите) . Проверено 21 декабря 2014 г.
- ↑ The New York Times, 9 февраля 1996 г.
- ^ «Хабад коль Коре» (PDF) .
- ^ Пейс, Э. (2007). Крайний мессианизм: движение Хабад и тупик харизмы. Horizontes Antropológicos , 13 (27), 37–48.
- ^ Раши Т. и МакКомбс М. (2015). Повестка дня, религия и новые средства массовой информации: пример Хабада. Журнал религии, средств массовой информации и цифровой культуры , 4 (1), 126–145.
- ^ Магид, С. «Божественный/Человеческий Мессия и религиозные отклонения: переосмысление мессианства Хабада». Переосмысление мессианской идеи в иудаизме , 316–351.
- ^ Диллон, Р. (2010). Мы знаем, чем мы не являемся: Дэвид Бергер, Хабадский мессианизм и теологическое самоопределение в иудаизме (докторская диссертация).
- ^ Арнольд Джейкоб Вольф «Мертвый Мессия Хабада: обзор книги Дэвида Бергера «Ребе, Мессия и скандал православного безразличия» » , журнал «Иудаизм» - зима, 2002 г., дата обращения 24 декабря 2014 г.
- ^ Мессианизм и христианство , Джоэл Маркус, Школа богословских исследований Бостонского университета, 2001 - Кембриджский университет. Нажимать.
- ^ «Будьте готовы, когда наступит великий день», Марк Л. Винер; Европейский иудаизм , Том. 37, 2004 г.
- ↑ Нойснер, Джейкоб (19 октября 2001 г.) « Мессианизм, который некоторые называют ересью », «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 8 ноября 2001 года.
Ссылки
[ редактировать ]- О спектре мессианской веры в современном любавичском хасидизме , Дэвид Бергер
- Хабад и мессианизм , Адам Диктер, журнал Haddasah
- Мессия Бруклина: понимание прошлого и настоящего любавичских хасидов , М. Аврум Эрлих, KTAV Publishing, ISBN 0-88125-836-9
- Дальфин, Хаим. Нападение на Любавич: ответ , Jewish Enrichment Press, февраль 2002 г. ( ISBN 1-880880-66-0 )
- Фишкофф, Сью. Армия Ребе: Внутри мира Хабад-Любавич , Шокен, 2003 ( ISBN 0-8052-4189-2 )
- Телушкин, Иосиф (2014). Ребе: Жизнь и учение Менахема М. Шнеерсона, самого влиятельного раввина в современной истории . Харпер Коллинз. ISBN 978-0062319005 .
- Мессия прошлого и будущего в раннем христианстве и Хабаде , Джоэл Маркус
- 2002 Безответственная клевета , Прагер, Деннис , журнал «Момент» .
- Пустой стул , Едиот Ахронот , Нета Села, 02.12.07
- Любавичский Ребе как Бог , Гаарец , Саул Садка, 14.02.07
- В ожидании Мессии на Восточном бульваре [ постоянная мертвая ссылка ] , The New York Times , Джонатан Малер, 21.09.03
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Еврейские мессии: от Галилеи до Краун-Хайтс , Харрис Леновиц, Университет Юты, 2-е изд. (Оксфорд, 2001 г.).
- Спасение или разрушение? Значение и последствия любавичского мессианства , Краут, Б., Шофар: междисциплинарный журнал иудаики , том 20, номер 4, лето 2002 г., стр. 96–108.
- Еврейский мессианизм в стиле Любавича — промежуточный отчет , Уильям Шаффир, Jewish Journal of Sociology 35 (1993) 115–128.
- Ребе Мессия и скандал православного безразличия , Дэвид Бергер (Библиотека еврейской цивилизации Литтмана, 2008 г.)
- Проблема Мессии: Бергер, ангел и скандал, связанный с безрассудной неразборчивостью , раввин Хаим Рапопорт (Илфорд, 2002)