Дира бетахтоним
Часть серии о |
Хабад |
---|
Ребе |
|
Места и достопримечательности |
Праздники |
Организации |
Школы |
Тексты |
Практики и концепции |
Ответвления Хабада |
Дира бетахтоним ( иврит : דירה בתאןנים , латинизированный : dirā bəṯaḥtonim , букв. «жилище в скромных сферах» [ 1 ] [ 2 ] — это важная богословская концепция в философии Хабада, описывающая высшее желание Бога как проявление божественного присутствия в материальном мире. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Обзор
[ редактировать ]Идея божественного жилища объясняется утверждением в Мидраше Танхума , Нассо 16: «Рабби Самуил бар Нахман сказал: Когда Святой, благословен Он, создал мир, Он жаждал иметь обитель внизу, как Он на высоте». [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Идею о возможности проявления божественного присутствия сферах» подхватил каббалист Йозеф бен Авраам Гикатилла , который связал эту идею со строительством Скинии , которая была построена Моисеем и израильтянами после в « низких Исход . [ 9 ]
В Хабаде , школе хасидского иудаизма , концепция дирах бетахтоним представлена как центральная доктрина иудаизма Шнеуром Залманом из Лиади , первым ребе Хабада . [ 10 ] Позже эту концепцию активно развивает пятый ребе Хабада Шолом Довбер Шнеерсон в серии трактатов, написанных в 1905–06 годах, известных как Самех Вов . Эта идея произносится в данной серии как конечная цель и смысл творения. [ 11 ] Впоследствии эта идея была выдвинута и развита раввином Менахемом Менделем Шнеерсоном , седьмым ребе Хабада, как руководящий принцип социальных действий. [ 4 ] [ 12 ] и связано с концепцией сублимации физических аспектов существования до божественности. [ 13 ] Кроме того, эта концепция представлена в философской системе Хабада в парадоксальной форме. Несмотря на то, что глубочайшая сущность Бога была раскрыта через раскрытие творения, она оставалась завуалированной. Тем не менее, именно в самой скромной сфере, физическом мире, населенном телесными существами, эта божественная сущность проявится наиболее полно, функционируя как парадоксальное святилище, где высшее встречается с низшим. [ 14 ] [ 15 ]
В философии Хабада дирах бетахтоним сравнивается с типом божественного проявления в мире Ацилут , сфере или сфере существования, теоретически описанной в трудах каббалы. Считается, что божественное присутствие в Ацилуте особенно глубоко; дирах бетахтоним представлен как попытка имитировать это проявление в Мире Асия , низшей сфере существования, как это теоретизируется в каббале. [ 16 ] Раввин Менахем Мендель Шнеерсон использовал концепцию дирах бетахтоним , чтобы обеспечить богословское обоснование и цель переезда движения Хабад в Соединенные Штаты после Второй мировой войны. [ 12 ] Процесс божественного пребывания тесно связан с ритуальными действиями ( мицвот ) и религиозным изучением ( талмуд-тора ); эта идея была значительно развита Шнеуром Залманом из Лиади. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] Эта концепция также связана с еврейской надеждой на мессианское восстановление Храма в Иерусалиме как окончательного проявления божественного в материальном мире. [ 20 ]
По мнению второго ребе Хабада, раввина Довбера Шнеури , это измерение божественного желания проявить себя, выраженное как желание одарить творение добротой, рассматривается как внешний аспект божественной воли и сущности. [ 21 ] [ 22 ]
Прием
[ редактировать ]Концепция дирах бетахтоним занимает центральное место в книге Рай на Земле раввина Файтеля Левина « ». По словам Левина, это не отдельная концепция в философии Хабада, а представляет собой полный богословский подход к практике иудаизма. [ 23 ]
Джеймс Р. Рассел , ученый и профессор древнего Ближнего Востока, ирановедения и арменоведения, отмечает связь этой концепции с использованием хасидских притч о короле и его потерянном сыне. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Карлин, Майкл (2014). «Чтобы создать жилище для Бога»: лайф-коучинг и хасидское движение Хабад-Любавич в современной Америке . Университет Эмори.
- ^ «дира бетахтоним — еврейско-английский лексикон» . jel.jewish-languages.org .
- ^ Рубин, Эли (октябрь 2018 г.). «Путешествие и прохождение литературных путей Хабада: от Ликутей Торы до Хаима Гравицера и далее» . В гевебе .
- ^ Jump up to: а б Мидвин, ГБМ (2021). Контркультура Хабад-Любавич: поиск истины (докторская диссертация, Университет Ешива). Получено из https://repository.yu.edu/handle/20.500.12202/6630 .
- ^ Гурари, Г. (1997). Хасидизм: его развитие, теология и практика. Джейсон Аронсон.
- ^ «Мидраш Танхума, Нассо 16:1» . www.sefaria.org .
В час, когда Святой, благословен Он, сотворил мир, мы пожелали, чтобы Он имел жилище в нижних, как Он имеет в верхних.
- ^ «Портной в стежке: история Ребе Рашаба» . Центр значимой жизни . 20 декабря 2015 г.
- ^ Мидраш Танхума. Насо 16.
- ^ Зайденберг, Дэвид Меворах (6 апреля 2015 г.). Каббала и экология . Издательство Кембриджского университета. п. 332-340. ISBN 978-1-107-08133-8 .
- ^ Ликкутей Амарим (Таня). Ч. 36-37.
- ^ Палтиэль, Джозеф Ю. Самех Вав. Архивировано 7 апреля 2014 г. в Wayback Machine Inside Chassidus. Insidechassidus.org. По состоянию на 1 апреля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Векслер П. и Рубин Э. (2020). «Нижняя половина земного шара»: каббала и социальный анализ в видении Любавичского Ребе американской эпохи иудаизма. В Каббале в Америке (стр. 292-315). Брилл.
- ^ Левин, Фатель. Краткий обзор системы Дира Бетахтоним . Хабад.орг . По состоянию на 15 апреля 2014 г.
- ^ Рапопорт-Альберт, А. (2013). От женщины-хасида к женщине-цадику в учении двух последних Любавичских ребе. Еврейская история, 27, 435–473.
- ^ Персико, Т. (2022) Конец философского завершения человека в еврейской медитативной традиции. В книге Рика Репетти (ред.) Рутледжа «Справочник по философии медитации» . Рутледж.
- ^ Альтейн, Лейбель. «Дира Бетахтоним» . Решмос. Ковец Хаарос Убиурим . Охолей Тора. Бруклин: Нью-Йорк. 1999. По состоянию на 15 апреля 2014 г.
- ^ Дейн, С. (2019). Конец страданий: мистика, мессианство и медицина в Любавичах. Журнал «Религия и общество», 21.
- ^ Творек, В. (2015). Время в учении раввина Шнеура Залмана из Ляди (докторская диссертация, UCL (Университетский колледж Лондона)).
- ^ Ротшильд, Залман (май 2022 г.). «Суверенитет, разум и воля: Карл Шмитт и хасидская правовая мысль» . Журнал права и религии . 37 (2): 317–331. дои : 10.1017/мл.2022.14 . ISSN 0748-0814 .
- ^ Левенталь, Н. (1996). Нейтрализация мессианства и Апокалипсис. Иерусалимские исследования еврейской мысли, 59–73.
- ^ Шнеури, Д. (2015). Нер Мицва в Тора Ор: Шаар Эмуна , 11б. Бруклин, Нью-Йорк: Издательское общество Кехот.
- ^ Иврит: И это Аввакум пришел и поставил их на одного из 20-х, потому что то, что он желал для благодати от себя иметь квартиру в нижнем белье по Тому, заключается не только во внешних аспектах относительно внутреннего, видимого со стороны Том, подняв простую Дамону до
- ^ Изучение теологии Ребе . Любавич.com . 16 июля 2002 г. По состоянию на 15 апреля 2014 г.
- ^ Russell, J. R. On a Hasidic Tale and its Buddhist Source. Заметки об одной хасидской притче и ее буддистском источнике.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дахан, Алон (2006) Дира батахтоним: Мессианское учение раввина Менахема Менделя Шнеерсона (Любавичского Ребе)