Нусач Ари
Часть серии о |
Хабад |
---|
Ребе |
|
Места и достопримечательности |
Праздники |
Организации |
Школы |
Тексты |
Практики и концепции |
Ответвления Хабада |
Нусах Ари в общем смысле означает любой молитвенный обряд, следуя обычаям раввина Исаака Лурии , АриЗаля , в 16 веке.
История Сидура
[ редактировать ]Ари и его непосредственные ученики сами не опубликовали ни одного молитвенника, хотя они установили ряд характерных обычаев, предназначенных для использования в качестве дополнения к существующему сефардскому обряду. После кончины раввина Исаака Лурии в 1572 году предпринимались различные попытки, в основном со стороны сефардских раввинов и общин, опубликовать молитвенник, содержащий форму молитвы, которую он использовал: примером является Сидур раввина Шалома Шараби . Многие из них до сих пор используются в сефардских общинах: более подробную информацию см. в разделе «Сефардский иудаизм» .
Обычно считалось — даже сам Лурия, АриЗал, — что каждый еврей обязан соблюдать мицвот ( заповеди иудаизма), следуя обычаям, соответствующим его или ее семейному происхождению: см. Минхаг . Первоначально Лурия учил, что существует двенадцать молитвенных ворот, по одному для каждого из 12 колен Израиля , следовательно, соответственно возникло двенадцать нусаков для еврейской молитвы («нусач ха-тфилла»). [ 1 ] [ 2 ] В результате изменения этой концепции, особенно в хасидизме 18-19 веков, возникло утверждение, что высший Нусах Сефард [ 3 ] достигнет предполагаемых «тринадцатых ворот» ( Шаар ха-Колель ) на Небесах. [ 4 ]
Молитвенники, содержащие ту или иную версию сефардского обряда, варьирующуюся в зависимости от обычаев Ари, использовались в некоторых каббалистических кругах ашкеназского мира вместо традиционного ашкеназского обряда. В частности, они стали популярны среди ранних хасидов . Часто оказывалось, что эти молитвенники не соответствуют версии АриЗала и служат скорее учением о каванот (медитации) и правильных способах молитвы, чем настоящим молитвенником.
Издание Альтер Ребе
[ редактировать ]В 18 веке раввин Шнеур Залман решил взять на себя задачу составления молитвенника, который объединил бы каббалистически-хасидские учения (включая его собственное) с тем, что он считал наиболее правильной версией лурианского сефардского обряда. Разницу можно увидеть, сравнивая сефардские молитвенники, содержащие лурианские обычаи, с хасидскими версиями. Говорят, что Альтер Ребе , как широко известен Шнеур Залман, исследовал около шестидесяти различных версий сиддурима, чтобы прийти к наиболее правильной версии литургического текста. В 1803 году Альтер Ребе опубликовал Сидур, и он был выпущен для публики в двух томах. Новый Сидур за первые десять лет переиздавался трижды. Хотя большая часть сидура Шнеура Залмана основана на Нусах Ари, составленном самим АриЗалом, он также составлен на основе постановлений и сочинений из различных других источников. Альтер Ребе признал это, назвав свою работу «Аль Пи Нусах Ари», что означает «по версии Ари». Он отличается от других версий сидура АриЗала тем, что включает в себя некоторые черты ашкеназского обряда. Он также содержит некоторые медитации из Сидура Шалома Шараби, но очень сжатые по сравнению с оригиналом.
Сидур Шнеура Залмана сегодня используется Хабадскими хасидами (Любавичами), а текущее издание называется Сидур Техилат Хашем .
Другие версии
[ редактировать ]Многие из других сиддуримов, основанных на сидуре АриЗала, относятся к категории Нусах Сефард и используются сектами хасидского иудаизма .
Почти естественным образом Нусах Сефард с его вариантом Нусах Ари стал преобладающим среди различных сект хасидского иудаизма. По этой причине ряд раввинов-нехасидов (см. Митнагдим ) не одобряют принятие этих различных обычаев, придуманных в 18-19 веках евреями-ашкенази. [ 1 ]
Сидурим адаптирован из АриЗала. Сидура
[ редактировать ]- Сидур ха-АриЗал, автор раввин Ашер Маргалиот из Брода
- Сидур Тфилла Йешара (Сидур Радвил, позже опубликовано с комментарием Кетер Негора, Бердичев)
- Сидур Техиллат ха-Шем, автор: раввин Шнеур Залман из Лиади
- Сидур Тора Ор (раввин Шнеур Залман из оригинального издания Лиади)
- Сидур Тфиллот Миколь ха-Шана
- Сидур Од Йосеф Хай (обряд Багдади)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Есть много различий между [различными] молитвенниками, между сефардским обрядом, каталонским обрядом, ашкеназским обрядом и т.п. По этому поводу мой учитель [Ари] блаженной памяти сказал мне, что существует двенадцать окон. на небе соответствует двенадцати коленам, и что молитва каждого колена восходит через свои особые врата. В этом тайна двенадцати врат, упомянутых в конце [книги] Иехезкеля . из всех одинаковых колен не было бы необходимости в двенадцати окнах и воротах, поскольку у каждых ворот был свой собственный путь. Скорее, из этого, без сомнения, необходимо следует, что, поскольку их молитвы различны, каждому колену нужны свои собственные ворота. . Ибо в соответствии с источником и корнем души этого колена, таким же должен быть и его молитвенный обряд, поэтому вполне уместно, чтобы каждый человек придерживался обычного литургического обряда своих предков, ибо вы не знаете, от кого. это племя и кто из того племени. А так как предки его практиковали определенный обычай, возможно, он из того племени, которому этот обычай подходит, и если он придет сейчас и изменит его, то его молитва не может вознестись [на небеса], когда она не возносится в соответствии с тем обряд. ( Шаар ха-Каванот, Иньян Нусах ха-Тфила )" Навон, Хаим (Рав); Штраус в переводе Дэвида. «Различные обряды еврейской литургии» . Виртуальный Бейт-Мидраш Исраэля Кошицкого . Иешиват Хар-Эцион . Проверено 9 марта 2015 г.
- ^ Сирс, Довид (раввин). «Тфилла бе-Кавана» . breslev.co.il . Бреслев Израиль . Проверено 9 марта 2015 г.
- ^ Нусах Сефард — название различных форм еврейских сиддуримов , призванных примирить обычаи Ашкенази с (считающимися оригинальными) каббалистическими обычаями Ари. См.: Вертхайм, Аарон, Закон и обычаи в хасидизме, издательство Ktav Publishing House, Inc. Хобокен, Нью-Джерси, 1992, стр. 146.
- ^ Ремер, Даниэль (раввин). «СИДДУР ТЕФИЛЛАТ ХАИМ» . virtualgeula.com . VirtualGeula, 2007. Архивировано из оригинала 25 декабря 2007 года . Проверено 9 марта 2015 г.