Нусач Сефард
Нусах Сефард , Нусах Сефарад или Нусах Сфард — название различных форм еврейских сиддуримов , призванных примирить ашкеназские обычаи ( иврит : מנהג «Обычай», мн. минхагим ) с каббалистическими обычаями Исаака Лурии . [1] С этой целью он включил в некоторые молитвы слова Нусах Эдот ха-Мизрах , молитвенника евреев-сефардов . Нусах Сефард почти повсеместно используется хасидами , а также некоторыми другими евреями-ашкенази , но не получил значительного признания среди евреев-сефардов. Некоторые хасидские династии используют свою собственную версию сидура Нусах Сефард , иногда с заметными расхождениями между разными версиями.
Молитвы и обычаи [ править ]
Некоторые версии почти идентичны Нусах Ашкеназ , в то время как другие гораздо ближе к Нусах Эдот Мизрах : большинство версий находятся где-то посередине. Все версии с большим или меньшим успехом пытаются включить обычаи Исаака Лурии. [2]
История [ править ]
Есть много различий между [различными] молитвенниками, между сефардским обрядом, каталонским обрядом, ашкеназским обрядом и тому подобными. По этому поводу мой блаженной памяти господин [ Ари ] сказал мне, что на небе двенадцать окон, соответствующих двенадцати коленам, и что молитва каждого колена восходит через свои особые врата. Это тайна двенадцати врат, упомянутых в конце [книги] Йехезкеля . Нет сомнения, что если бы молитвы всех колен были одинаковыми, не было бы необходимости в двенадцати окнах и воротах, причем каждые ворота имели бы свой путь. Скорее, без сомнения, из этого обязательно следует, что, поскольку их молитвы различны, каждому племени нужны свои собственные врата. Ибо в соответствии с источником и корнем души этого племени, таким же должен быть и его молитвенный обряд. Поэтому вполне уместно, чтобы каждый человек придерживался обычного литургического обряда своих предков. Ибо вы не знаете, кто из этого колена, а кто из того колена. А так как предки его практиковали определенный обычай, возможно, он из того племени, которому этот обычай подходит, и если он придет сейчас и изменит его, то его молитва не может вознестись [на небеса], когда она не возносится в соответствии с тем обряд.
- Шаар ха-Каванот, Иньян Нусах ха-Тфила [3]
Обычно считается, что каждый еврей обязан соблюдать мицвот ( заповеди иудаизма), следуя обычаям, соответствующим его или ее семейному происхождению. По этой причине ряд раввинов не одобряют принятие Нусаха Сефарда евреями-ашкеназами. [3]
Однако было распространено каббалистическое убеждение, что сефардский обряд, особенно в той форме, которую использовал Исаак Лурия, обладал большей духовной силой, чем ашкеназский. Многие восточно-еврейские общины, такие как персидские евреи и шами йеменцы- , соответственно, приняли сефардский обряд с лурианскими дополнениями, отдав предпочтение своим предыдущим традиционным обрядам. Точно так же в семнадцатом и восемнадцатом веках многие каббалистические группы в Европе приняли лурианско-сефардский обряд, отдав предпочтение ашкеназскому. Однако это был обычай очень ограниченных кругов, и он не получил широкого распространения в обществе до возникновения хасидизма в середине-конце 18-го века .
Лурия учил, что существует двенадцать врат молитвы, соответствующие двенадцати коленам древнего Израиля (и двенадцати еврейским общинам, существовавшим в Цфате при его жизни). [4] ), и что двенадцать нусаков для еврейской молитвы ( насачот ха-тфилла ) исходили соответственно. [5]
В результате изменения этой лурианской концепции, особенно в хасидском иудаизме 18-19 веков, возникло утверждение, что, хотя в целом следует придерживаться своего минхага происхождения, Нусах Сефард [6] достигли предполагаемых «тринадцатых врат» ( Шаар ха-Колель ) на Небесах для тех, кто не знает своего племени. [7] Нусах Сефард с его вариантом Нусах Ари стал почти универсальным среди евреев-хасидов , а также некоторых других евреев-ашкенази, но не получил значительного признания среди евреев-сефардов. Одним из последствий этого было то, что до основания Государства Израиль и в первые годы существования государства это был преобладающий обряд, используемый ашкенази на Святой Земле, за исключением некоторых групп традиционных литовских евреев . Одной из причин этого было то, что Земля Израиля рассматривалась как часть сефардского мира, поэтому считалось, что новым иммигрантам следует адаптироваться к местному обряду. В последние десятилетия, после иммиграции многих евреев-ашкенази из Америки, традиционный ашкеназский обряд, насчитывающий тысячелетия, вновь обрел много последователей. Сегодня каждая из различных сект и династий хасидского иудаизма использует свою собственную идиосинкразическую версию Нусах Сфард .
Варианты [ править ]
Многие хасидские группы имеют несколько разные версии.Существенное отличие от нусаха-ашкенази заключается в кадиш. Ведь, например, Нусач Сфард добавляет: « И оно прорастёт и произойдёт от Мессии », что является наследием сефардского кадиш.
Нусах Махариц [ править ]
Нусах Махариц, отсылающий к раввину Йосефу Цви Душинскому и происходящий от него , является нусахом, используемым большинством душинских хасидов. Нусах представляет собой смесь Нусах Ашкеназ и Нусах Сефард, отличаясь от Нусах Ашкеназ только тогда, когда из сочинений учеников Ари можно доказать, что он поступал иначе, получая почти равное сочетание элементов обоих обрядов. [8]
Ссылки [ править ]
- ^ Вертхайм, Аарон, Закон и обычаи в хасидизме, Ktav Publishing House, Inc. Хобокен, Нью-Джерси, 1992, стр. 146.
- ^ Дэниел Гольдшмидт, Мехере Тефила У-Пиют, страница 316.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Навон, Хаим (Рав); Штраус в переводе Дэвида. «Различные обряды еврейской литургии» . Виртуальный Бейт-Мидраш Исраэля Кошицкого . Иешиват Хар-Эцион . Проверено 9 марта 2015 г.
- ^ Джозеф Дэвис, Восприятие «Шулхана Аруха» и формирование ашкеназской еврейской идентичности , Обзор AJS: Том. 26, № 2 (ноябрь 2002 г.), стр. 251–276 (26 страниц), страницы 254–256. Дэвис пишет, что двенадцать общин возникли в «Португалии, Кастилии, Арагоне, Севилье, Кордове, Магрибе, «Италии», Калабрии, Апулии, арабских землях, Германии и Венгрии».
- ^ Сирс, Довид (раввин). «Тфилла бе-Кавана» . breslev.co.il . Бреслев Израиль . Проверено 9 марта 2015 г.
- ^ Нусах Сефард — название различных форм еврейских сиддуримов , призванных примирить обычаи Ашкенази с (считающимися оригинальными) каббалистическими обычаями Ари. См.: Вертхайм, Аарон, Закон и обычаи в хасидизме, издательство Ktav Publishing House, Inc. Хобокен, Нью-Джерси, 1992, стр. 146.
- ^ Ремер, Даниэль (раввин). «СИДДУР ТЕФИЛЛАТ ХАИМ» . virtualgeula.com . VirtualGeula, 2007. Архивировано из оригинала 25 декабря 2007 года . Проверено 9 марта 2015 г.
- ^ Нусах Махариц опубликован в Сидур Махариц, Иерусалим, 1991 г.
Внешние ссылки [ править ]
- Седер Ор ле-Исраэль , Житомир 1865 г. (молитвенник)
- Зиммельс, ашкенази и сефарды: их отношения, различия и проблемы, отраженные в раввинских ответах : Лондон, 1958 г. (после переиздания). ISBN 0-88125-491-6
- Ремер, Даниэль, Сидур и Сефер Тфиллат Хаим : Иерусалим, 2003 г. (только на иврите: реконструирует лурианский обряд из венецианского издания испанского и португальского молитвенника и Шаар ха-Кавванот Хаима Витала ; в сопутствующем томе обсуждаются хасидские варианты)
- Современная реконструкция Сидура Ари
- Вертхайм, Аарон, Закон и обычаи в хасидизме, Ktav Publishing House, Inc. Хобокен, Нью-Джерси, 1992, стр. 146.
- Разница между сефардским нусахом и нусахом сефардом