Jump to content

Нусач (еврейский обычай)

В иудаизме иврит Нусах ( : еврейское נוסח , латинизированный : нусах , современное произношение нусах , [1] множественное число ( נוסחים ‎ nusaḥim , также идиш : נוסחאות , латинизированный : nuskhóes )) — точный текст молебна; иногда английское слово «обряд» используется для обозначения того же самого предмета. Нусах означает «формулировать» или «формулировать».

Тексты, используемые различными сообществами, включают Носах Тейман , Нусах Ашкеназ , Нусах Сефард , Нусах Эдот Хамизрах и Нусах Ари .

Текстовый нусах отличается от музыкального нусаха , который относится к музыкальному стилю или традиции сообщества, особенно к пению, используемому для речитативных молитв, таких как Амида .

Значения [ править ]

Нусах в первую очередь означает «текст» или «версия», правильную формулировку религиозного текста или литургии. Таким образом, нусах тфилла – это текст молитв как в целом, так и в конкретной общине.

В обиходе нусах стал обозначать всю литургическую традицию общины, включая музыкальное исполнение. Это один из примеров минхага , который включает в себя традиции всех типов еврейских обычаев.

Разновидности [ править ]

Нусах Ашкеназ [ править ]

Нусах Ашкеназ — это стиль служения, проводимый евреями-ашкенази выходцами из Центральной и Восточной Европы. Это самая короткая по длине молитва, за исключением йеменской молитвы балади . [ нужна ссылка ]

Его можно разделить на немецкую, или западную, ветвь («Минхаг Ашкеназ»), используемую в Западной и Центральной Европе, и польско-литовскую ветвь («Минхаг Полин»), используемую в Восточной Европе, США и среди ашкенази. , особенно те, кто идентифицирует себя как « литовец », в Израиле.

Форма, используемая в Соединенном Королевстве и Содружестве Содружества (кроме Канады, которая следует американскому стилю), известная как « Minhag Anglia ». [2] технически является подформой «Минхаг Полин», но имеет много общего с немецким обрядом. См. Сидур Сингера .

Нусач [ править] Сефард

Нусах Сефард — это стиль службы, используемый некоторыми евреями центрально- и восточноевропейского происхождения, особенно хасидами , которые переняли некоторые сефардские обычаи, подражая практике Ари кружка каббалистов , большинство из которых жили в Земле Израиля . Текстуально он основан на сефардском обряде, но по мелодике и ощущениям он в подавляющем большинстве ашкеназский.

Нусач Ари [ править ]

Нусах Ари в общем смысле означает любой молитвенный обряд, следуя обычаям раввина Исаака Лурии, АриЗаля, в 16 веке.

Многие хабадские хасиды называют свой вариант Нусах Сефарда Нусах Ари.

Сефарды и Мизрахи нущаот [ править ]

Не существует единого общепризнанного единого нусаха для евреев -сефардов и мизрахи . Вместо этого сефарды и мизрахим следуют нескольким несколько различным, но тесно связанным нушаот.

Ближе всего к стандартному тексту относятся сиддуримы, напечатанные в Ливорно с 1840-х до начала 20 века. Эти (и более поздние версии, напечатанные в Вене ) широко использовались во всем мире сефардов и мизрахи. Другим популярным вариантом стал текст, известный как Нусах ха-Хида , названный в честь Хаима Йосефа Давида Азулая . Обе эти версии имели особенное влияние в Греции, Иране, Турции и Северной Африке. Однако у большинства общин также были неписаные обычаи, которые они соблюдали, а не точно следовали печатным сиддуримам: из печатных материалов легко создать впечатление, что использование в Османской империи около 1900 года было более единообразным, чем оно было на самом деле.

Другие варианты включают:

  • обычаи испанских и португальских евреев , основанные на более старой форме кастильского обряда, с некоторым влиянием обычаев как итальянских евреев , так и северного Марокко. Эта версия отличается практически полным отсутствием каббалистических элементов.
  • Нуса Адот Хамизра, зародившаяся среди иракских евреев , но теперь популярная во многих других общинах. Они основаны на мнениях Йосефа Хайима и имеют сильный каббалистический оттенок.
  • Минхаг Арам Соба, использовавшийся сирийскими евреями-мустаараби в предыдущие века (нынешний сирийский обряд во многом основан на гравюрах Ливорно).
  • марокканский обряд, также связанный с текстом ливорнских гравюр, но с сильным местным колоритом. Это подразделяется на обычаи испаноязычной северной полосы и арабоязычной внутренней части страны.
  • раньше существовали варианты из разных частей Испании и Португалии, увековеченные в определенных синагогах в Салониках и других местах, например, Лиссабонский и каталонский обряды, а некоторые североафриканские обряды, по-видимому, отражают как каталонское, так и кастильское влияние. [3]

Под влиянием бывшего главного раввина сефардов раввина Овадии Йосефа многие израильские сефарды приняли нусах, основанный в основном на Нусах Эдот Хамизрах, но опуская некоторые каббалистические дополнения.

Носач Теман [ править ]

Носах «Темани» был стандартом среди евреев Йемена . Он делится на балади (чисто йеменские) и шами (заимствованные из сефардских сиддуримов). [4] версии. Оба обряда произносятся с использованием уникального йеменского произношения иврита , который йеменские евреи и некоторые ученые считают наиболее аутентичным и наиболее тесно связанным с ивритом Древнего Израиля.

Обряд Балади очень близок к обряду, систематизированному Маймонидом в его Мишне Тора . Одна из его форм используется Дор Даймами , которые пытаются сохранить старую традицию Балади соблюдения йеменских евреев. Эта версия, используемая дардаимом, первоначально использовалась всеми йеменскими евреями примерно во времена Маймонида.

Нуссах Эрец Исраэль [ править ]

В период геонимов евреи в Израиле следовали Нуссах Эрец Исраэль , основанному на Талмуде Йерушалми (Иерусалимский Талмуд), в то время как еврейская диаспора следовала обычаям вавилонского еврейства . [5]

Современный Нусах Эрец Исраэль представляет собой недавнюю попытку раввина Давида Бар-Хаима реконструировать древний Нусах Эрец Исраэль на основе Иерусалимского Талмуда и документов, обнаруженных в Каирской Генизе и других источниках. Реконструкция опубликована в форме сидура ( «молитвенника») и используется иерусалимскими последователями раввина Бар-Хаима в публичных молитвах, проводимых в синагоге Махона Шило. [6]

Другое нущаот [ править ]

Кроме того, есть и другие нущаот.

  • Нуссах ХаГР"А представлял собой очень краткую версию Нуссаха Ашкеназа, написанную Виленским Гаоном , в которой были удалены некоторые отрывки, которых, по его мнению, не было в исходном тексте молитвы, исправлены некоторые грамматические ошибки (по его словам) и некоторые дополнительные небольшие изменения.
  • Minhag Italiani и Minhag Benè Romì используются некоторыми итальянскими евреями , а также небольшим количеством миньянов в Иерусалиме и Нетании .
  • Близким к ним был обряд « романиотов ». [7] из Греции, где проживала древняя еврейская община додиаспоры. Сохранившиеся синагоги романиотов находятся в Янине , Халкиде , Афинах , Тель-Авиве , Иерусалиме и Нью-Йорке . Сейчас они используют сефардский обряд, но с романиотскими вариациями, избранными из нескольких романиотских пиютимов в сочетании с собственными мелодиями и обычаями, а также с их особой формой византийско-еврейской кантилляции . [8] Раньше в Стамбуле были романиотские синагоги. (Обычаи Корфу представляют собой смесь романиотских, апулийских и сефардских обрядов.) [9]
  • Жил когда-то французский нусач, близкий родственник ашкенази. Этот обряд в основном вымер после изгнания евреев из Франции в 1394 году, но некоторые обычаи в Великие праздники сохранились только в общине Аппам на северо-западе Италии вскоре после Второй мировой войны и с тех пор вымерли. [10]
  • В средние века в Марокко существовал уникальный нусах, не связанный с сефардской литургией. Этот оригинальный минхаг не практиковался вскоре после изгнания евреев из Испании, и, к сожалению, он недостаточно документирован. [11]
  • Отличительный персидский [12] и провансальский [13] нушаот также существовал до того, как его постепенно заменили Эдот Хамизрах и испанский и португальский нушаот соответственно.
  • До 16 века в общине Алеппо существовал свой уникальный молитвенный обряд. [14] После прибытия евреев, изгнанных из Испании, им удалось убедить местную общину перенять их практику, и обряд полностью исчез.
  • У евреев Каталонии был нусах, отличный от «стандартного» испанского обряда. Частично этот обряд сохранялся до XX века. [15]
  • Евреи -урфалимы юго-восточной Анатолии следуют своему собственному молитвенному обряду, который отличается от сирийских, курдских и иракских еврейских обрядов. [ нужна ссылка ]

откроется еще не раскрытый нусах Некоторые мистики говорят, что после прихода Машиаха , еврейского Мессии, . Другие говорят, что различия в нусахе происходят от различий между двенадцатью коленами Израиля и что в мессианские времена каждое колено будет иметь свой собственный нусах. Понятие одного нусаха для каждого из 12 колен было сформулировано Р'Исааком Лурией ; в то время в городе Лурии Цфате было ровно 12 еврейских общин , каждой общины и нусах должен был стоять на месте нусаха одного из племен. [16]

Галахот [ править ]

Большинство галахических авторитетов считают, что человек должен следовать нусаху своей семьи или, по крайней мере, последовательно следовать одному нусаху. Раввин Давид Бар-Хаим оспаривает это и разрешает еврею менять свой нусах в любое время, даже ежедневно. [17] [18] [19]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Носах (иврит: נוֹסָח ‎) в йеменской традиции .
  2. ^ Apple, Раймонд Минхаг Англия - более широкий смысл
  3. ^ В 2019 году Идан Перец опубликовал «Сидур Каталония» на основе рукописей.
  4. Обратите внимание, что раввин Шалом бен Аарон Ха-Коэн Ираки каждую субботу ходил в другую синагогу с напечатанными сефардскими сиддурами, прося их молиться по сефардскому обряду и при необходимости навязывая им это (раввин Йосеф Капах , Песах Агадта, архив 2016–10) . -05 в Wayback Machine [иврит], стр. 11).
  5. ^ Ха-Чилуким Бейн Аншей Ха-Мицрах Увне Эрец Исраэль, издание Маргалиот, Иерусалим, 1928 г. , «Различия между людьми на востоке и народами Эрец Исраэль», из раннего геонического периода; Нусах Эрец Исраэль. Архивировано 22 декабря 2015 г. в Wayback Machine .
  6. ^ «Нусах Эреш Исраэль:: Тфиллат Минха, Биркат ха-Мазон и Тфиллат ха-Дерех» . Архивировано из оригинала 06 августа 2020 г. Проверено 2 августа 2020 г.
  7. Сидур Тфиллот ха-Шана le-minhag kehillot Румыния. Архивировано 14 февраля 2021 г. в Wayback Machine , Венеция, 1523 г.
  8. ^ Росс, MS, Европейский центр еврейской музыки, проект компакт-диска: «Синагогальная музыка евреев-романиотов Греции» - продолжается/2016-
  9. ^ Коннерти, Мэри К. Иудо-греческий: язык, культура. Издательство Джей Стрит, 2003. ISBN   1-889534-88-9
  10. ^ Дэниел Гольдшимдт, Рош ха-Шана Махзор, страница 13 введения .
  11. ^ Моше Амар, Этс Хаим, Рамат-Ган, 1987.
  12. ^ Шеломо Таль, Носах ха-Тфилла шел Йехуде Парас .
  13. ^ Седер ха-Тамид , Авиньон, 1776 г.
  14. Сохранилось 2 копии первого издания этого обряда 1527 года, в обеих отсутствуют страницы. Недавно Яд ха-Рав Ниссим выпустил факсимиле двух копий, используя страницы одного издания, а другое отсутствует, см. здесь . Копия из Национальной библиотеки Израиля отсканирована и доступна здесь . Он был напечатан еще раз в 1560 году , но второе издание подверглось жесткой цензуре, см. перепечатку тома I и тома II .
  15. См . Высокий праздник Махзор согласно обряду, опубликованному в Салониках в 1927 году . Сидур этого обряда не публиковался до тех пор, пока Идан Перец не опубликовал его на основе рукописей в 2019 году, см. статью в блоге Национальной библиотеки Израиля .
  16. ^ Джозеф Дэвис, Восприятие «Шулхана Аруха» и формирование ашкеназской еврейской идентичности , Обзор AJS: Том. 26, № 2 (ноябрь 2002 г.), стр. 251–276 (26 страниц), страницы 254–256. Дэвис пишет, что двенадцать общин возникли в «Португалии, Кастилии, Арагоне, Севилье, Кордове, Магрибе, «Италии», Калабрии, Апулии, арабских землях, Германии и Венгрии».
  17. ^ Бар-Хаим, Давид. «Что такое правильная тфилла Нусах?» . Махон Шило . Махон Шило. Архивировано из оригинала 5 октября 2017 года . Проверено 4 октября 2017 г.
  18. ^ «Не меняя Нусах Тфилла – выдуманная Галаха – Интервью с раввином Давидом Бар-Хаимом» . supermp3song.net . mp3xyz.co. Архивировано из оригинала 4 октября 2017 года . Проверено 4 октября 2017 г.
  19. ^ Бар-Хаим, Давид. «Не меняя Нусах Тфила – выдуманная Галаха» . Махон Шило . Махон Шило. Архивировано из оригинала 4 октября 2017 года . Проверено 4 октября 2017 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e7668cfaadafa29f41b9b4fc7940d4b1__1713008820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/b1/e7668cfaadafa29f41b9b4fc7940d4b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nusach (Jewish custom) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)