Jump to content

Неолог иудаизм

Неолог Синагога на улице Дохань в Будапеште , крупнейшая синагога в Европе.

Неологи ( венгерский : neológ irányzat , «фракция неологов») — одна из двух крупных общинных организаций среди венгерского еврейства . В социальном плане либеральные и модернистские неологи были более склонны к интеграции в венгерское общество начиная с эпохи эмансипации 19 века. Это была их главная особенность, и они представляли собой в основном представительную группу городских, ассимилированных евреев среднего и высшего класса. В религиозном отношении раввинат-неолог находился под влиянием прежде всего Захариаса Франкеля позитивно-исторической школы консервативный иудаизм , из которой также развился , хотя формальное раввинское руководство имело мало влияния на преимущественно ассимиляционистский общинный истеблишмент и прихожан. Их раскол с традиционалистами и консервативными ортодоксальными евреями был официально закреплен после Венгерского еврейского конгресса 1868–1869 годов , и они стали де-факто отдельной конфессией . Неологи оставались организационно независимыми на территориях, переданных по условиям Трианонского договора 1920 года. и до сих пор являются самой многочисленной группой среди евреев Венгрии.

Предыстория [ править ]

В начале 19 века, когда были предприняты первые попытки реформирования иудаизма под влиянием Просвещения ( Хаскала ), они не имели большого влияния в Венгерском королевстве . Раввин Аарон Хорин из Арада был одним из первых сторонников религиозной модификации; С момента публикации своей книги 1803 года «Эмек ха-Шаве» и далее он отверг Практическую каббалу и « Книгу сияния» , разработал руководящие принципы модернизации иудаизма в соответствии с принципами Талмуда и стремился удалить то, что он считал суеверными или примитивными элементами, такими как плевки. в молитве Алейну . В 1818 году Хорин был одним из немногих раввинов, поддержавших Гамбургский храм . Он вызвал гнев венгерского православия, возглавляемого раввином Моисеем Софером из Прессбурга , и, кроме того, имел лишь скудное количество последователей в своей стране. Сельский характер и социальная изоляция евреев в королевстве мало стимулировали его усилия. [1]

С началом эпохи венгерских реформ в 1825 году, особенно после того, как в 1840 году были сняты практически все ограничения на еврейские поселения, евреи Королевства подверглись быстрой урбанизации и аккультурации, и многие из них начали ассимилироваться. постепенный лингвистический сдвиг от идиша Произошел к немецкому, а затем и к венгерскому. Давление, которое поколением ранее побудило немецких евреев искать эстетические изменения в своих синагогах, начало проявляться. Кроме того, местные либералы, в том числе Лайош Кошут , настаивали на том, что эмансипация будет предоставлена ​​только после того, как евреи откажутся от обычаев, которые отделяли их от общества, чтобы они могли полностью интегрироваться. Как и в Германии, как умеренные, так и крайние религиозные реформаторы в Венгрии выступили против этого требования, утверждая, что гражданские права должны быть безусловными и что внесенные ими изменения были сделаны ради них самих. Однако существовала четкая корреляция между уровнями образования, аккультурации и поддержкой перемен. В то время ассимилированные евреи уже давно перестали соблюдать традиционные религиозные правила, такие как соблюдение субботы и требование Еда, приготовленная по-еврейски . [2]

По словам Ребекки Кляйн-Пейшовой , неологический иудаизм «развился как средство удовлетворения мадьярских ожиданий социальной ассимиляции, укоренившихся в эпоху реформ». Она отметила, что в других странах не существует эквивалента неологического иудаизма. [3]

Слияние [ править ]

Влияния [ править ]

Раввин Леопольд Лёв .

В 1827 году молодой светский лидер еврейской общины Пешт Габриэль Ульман основал молитвенный кворум , практиковавший обряд Штадттемпель в Вене . Этот стиль был тщательно разработан Исааком Ноем Мангеймером, чтобы внести эстетические изменения, не нарушая при этом Шулхан Арух ; биму держали внутри , ставили перед залом, как в церквях, а свадебный балдахин а не под небом. Молитвы сопровождал мужской хор, а раввин произносил проповедь на народном языке, одетый в рясу . В 1830 году кворум Пешта превратился в полнофункциональную синагогу, и оттуда новый обряд распространился на другие крупные города. Венский обряд, как писал Михаэль Зильбер, был ключевым фактором в том, что впоследствии стало известно как «неология» в Венгрии. [1] – само название было поздним и впервые было использовано местными православными в конце 1860-х годов, во время разногласий в Конгрессе. Они позаимствовали его у раввина Самсона Рафаэля Хирша во Франкфурте, который применил его для обозначения всех религиозных реформаторов. Термин «неологи» остался широко используемым только в Венгрии и стал отождествляться с этим движением. [4]

В отличие от немецких государств , вес интеллектуальных раввинов в Венгрии был низким; высокопоставленные лица общин были теми, кто возглавил принятие нового ритуала, и они были довольны тем, что немецкие прогрессивные евреи осуждали как «косметические изменения». У неологов были богословы, которые применяли критический анализ к изучению иудаизма и стремились изменить его на основе научных исследований. Из них наиболее выдающимся был раввин Леопольд Лёв , который также сыграл важную роль в продвижении дела эмансипации, а также в принятии венгерского языка и национальной идентификации среди евреев; он был первым, кто проповедовал на этом языке, делая это с 1844 года. Но даже он разделял взгляды Захарии Франкеля , которого считал своим наставником наряду с Соломоном Иудой Лебом Рапопортом .

Идеи Авраама Гейгера и других немецких пионеров реформистского иудаизма практически не нашли поддержки в Венгрии. В 1845 году Ксав Софер все еще мог рекомендовать Якобу Эттлингеру обратиться к Лёву Шавбу – раввину крупнейшего неологического центра Пешта и тестю Леопольда – и попросить поставить свою подпись под петицией против конференций, созванных Гейгером и его коллеги. Леопольд Лёв поддержал неудавшуюся попытку Франкеля созвать контрконференцию в Дрездене.

выпускников Еврейской теологической семинарии в Бреслау Либеральные общины Венгрии искали , центра Позитивно-исторической школы Франкеля, на должность раввина. Основные усилия «неологов» были направлены на создание аналогичного учреждения в своей стране. Один из таких выпускников, Александр Кохут , стал активистом-неологом и раввином; впоследствии он иммигрировал за границу и стал соучредителем Еврейской теологической семинарии Америки . [1] Позже значительное количество раввинов, входивших в Объединенную синагогу консервативного иудаизма на заре ее существования, прибыли из Венгрии и были связаны с Неологией. [5]

Религиозная рознь [ править ]

Зал Сегедской синагоги .

Во время революции 1848 года Эде Хорн, ученик радикального немецкого раввина Самуэля Холдхейма , возглавил Ассоциацию реформ Пешта, где он отменил обрезание и перенес субботу на воскресенье. Лёв и Швабб резко осудили его и потребовали от властей закрыть Ассоциацию – возглавляемую теперь Дэвидом Эйнхорном , прибывшим на смену Хорну после того, как последний бежал из страны – и подобные группы, возникшие во время революции.

В 1851 году победившие австрийцы обратились к еврейским лидерам с просьбой предложить способы управления собой. Власти не одобряли крайние меры Хорна, но и православные не были в восторге. В конце концов, комитет под председательством Лёва разработал общую конституцию, которая предписывала создание семинарии как единственного сертифицированного института для подготовки раввинов, стремилась применить эстетические модификации, практикуемые в Пеште по всей стране, и была нацелена на создание школ для народного образования на уровне сообщества. Комитет определил Ассоциацию как «культ, подобный хасидизму », и приказал правительству разогнать его.

Джейкоб Кац рассматривал конституцию как важное свидетельство «зарождающейся тенденции неологов»: хотя она выступала против любых изменений в религиозных законах, касающихся субботы и праздников, брака и развода, правил питания и т. д., она также отказывалась применять какое-либо принуждение. обеспечить их соблюдение правовыми или социальными средствами.

Раввин Меир Эйзенштедтер , представлявший православных, выступал против государственного образования и желал, чтобы еврейские дети продолжали обучаться в хедерах в частном порядке . Он также попросил правительство обеспечить назначение только консервативных раввинов и предоставить им юрисдикцию по борьбе с «еретическими элементами».

Австрийцы закрыли Ассоциацию, но воздержались от обеспечения соблюдения конституции, против чего резко выступали православные. Во многих общинах была создана сеть школ с немецким языком обучения, а в 1860 году она перешла на венгерский язык, что значительно увеличило аккультурацию евреев. К моменту официального раскола 1868–1871 годов большинство молодых уже были их выпускниками. [6]

В культурной сфере элементы неологов были склонны к мадьяризации , в то время как ортодоксальные евреи Оберлендера на северо-западе Королевства были более склонны к немецкой культуре. Унтерландские евреи на северо-востоке, еще более консервативные и едва образованные, продолжали говорить на идиш. Однако после Австро-Венгерского компромисса 1867 года православное руководство поспешило заявить о своей поддержке мадьярского национализма; на рубеже веков большинство венгерских евреев, независимо от принадлежности, считали себя «мадьярами израильской веры». [7]

В 1851 году перед Лёвом и его окружением возникла новая задача. Основатель современного православия , Азриэль Хильдесхаймер прибыл из Пруссии чтобы служить раввином Айзенштадта , принеся с собой философию Торы им Дерех Эрец . Хотя неологи не воспринимали «старое православие» учеников Моисея Софера как мощного конкурента за лояльность образованных евреев, Хильдесхаймер сигнализировал о другом подходе. Лёва Публикации неологов, особенно «Бен Хананя» , постоянно разражались тирадами против «вредителя неоортодоксии», критикуя айзенштадтского раввина за то, что он просто представил поверхностный фасад современности. Его школа, в которой вводилось светское обучение, была осуждена как «польская ешива под другим названием».

Неологи и Хильдесхаймер часто вступали в публичные споры, самый важный из которых произошел в 1863 году, после того как Генриху Грецу предъявили иск за отказ от традиционной концепции личного Мессии . Это дело произошло в то время, когда раскол между современными православными в Германии и позитивно-исторической школой Захарии Франкеля расширялся. Хотя многие по-прежнему считали его союзником, его трактат 1859 года «Дарче ха-Мишна» («Пути Мишны ») был резко осужден Самсоном Рафаэлем Хиршем.

Хильдесхаймер, которого беспокоило то, что общественное мнение не заметило разницы между обеими группами в отношении соблюдения правил, использовал спор о Греце, чтобы доказать существование догматической пропасти. Он заставил сотни раввинов подписать петицию против историка, обвиняя его в нарушении одного из 13 принципов веры Маймонида , веры в Мессию, а также в том, что он сомневается в целостности Священного Писания. Неологи, с другой стороны, поддержали Греца, заявив, что этот инцидент доказал, что Хильдесхаймер отвергает современные библейские исследования. К 1860-м годам во многих общинах преобладал постоянный конфликт между консервативными и либеральными элементами. [1]

Раскол [ править ]

В 1867 году евреям новой автономной Венгрии было предоставлено полное освобождение . Однако никакого разделения церкви и государства не произошло, и все венгры были обязаны принадлежать к религиозным организациям, которые собирали собственные налоги и сохраняли контроль над такими аспектами гражданской жизни, как регистрация рождений и бракосочетание. Правление общины Пешта предложило создать единую представительную организацию для всех евреев. Ортодоксы отнеслись к этому предложению с большим подозрением, полагая, что это заговор неологов; в то время этот термин вошел в православный дискурс. В конце концов традиционалисты вышли из состава учредительного конгресса нового органа и образовали отдельный орган, официально признанный в 1871 году. К первым присоединилось большинство либеральных общин, склонных к избранию раввинов-единомышленников. Большинство религиозно-консервативных относятся к православным. Некоторые из них предпочли остаться независимыми под ярлыком «Статус-кво». Многие общины разделились, поляризовавшись между прогрессивными и традиционными элементами, чтобы сформировать две или даже три новые церкви, каждая из которых выбрала свою принадлежность. Либеральная организация, образованная на Конгрессе 1868 года в Пеште, получила название Национального еврейского бюро. Отныне его члены были известны в просторечии как «неологи» или «конгрессмены».

В таблице представлена ​​общинная принадлежность венгерских евреев (с 1920 г., только на посттрианонской территории ).

Год Конгрессмены/неологи (%) Автономные православные (%) Статус-кво (%) Венгерские евреи (всего)
1880 238,947 (38.2%) 350,456 (56.1%) 35,334 (5.7%) 624,737
1910 392,063 (43.1%) 472,373 (51.9%) 45,155 (5.0%) 909,591
1920 300,026 (63.4%) 146,192 (30.9%) 27,092 (5.7%) 473,310
1930 292,155 (65.7%) 134,972 (30.4%) 17,440 (3.9%) 444,567
1944 269,034 (62.1%) 156,418 (36.1%) 7,653 (1.8%) 433,105
1948 106,130 (79.3%) 23,451 (17.5%) 4,281 (3.2%) 133,862

После 1871 года [ править ]

Будапештский университет иудаики , 1902 год.

Функционеры, возглавлявшие Бюро, стремились свести к минимуму разногласия с православными. Они надеялись, среди прочего, опровергнуть утверждение противоположной стороны о том, что они представляют собой отдельную религию. Венгерское правительство приняло их позицию и признало общинные объединения только как «фракции» ( irányzat ), подчеркнув, что все три принадлежали «одной и той же конфессии» ( vallasfelekezethez ). Руководство Неологов заняло осторожную позицию в вопросах веры и практики. [8] [9] Леопольд Лёв, который становился все более независимым в 1860-х годах, скатился к позициям Гейгера и даже бойкотировал Конгресс, демонстрируя симпатию к православным. Он отошел от светского состава Бюро. [10] Дэвид Филипсон в своей истории реформистского движения 1907 года писал о различных фракциях венгерского еврейства: «В религиозном отношении они практически находятся на одном уровне. Религиозная реформа, задуманная в Германии и реализованная в Соединенных Штатах, неизвестна». [11] 1911 года Центральной конференции американских раввинов Ежегодник Сегедина и с разочарованием отметил: «В реформистских храмах Будапешта нет смешанных хоров, семейных скамеек , молитв с непокрытой головой и даже конфирмации мальчиков и девочек. Что касается содержания сами молитвы такие же, как у православных». [12] Когда Теодора Герцля , в 1873 году состоялась конфирмация его семье пришлось проводить ее дома, а не в синагоге на улице Дохань . [13] Единственным венгерским раввином в последующие десятилетия, который ввел некоторые ритуальные изменения, предложенные Гейгером, был Эде Нейман, служивший в Надьканиже с 1883 по 1918 год. [14] Еще одну попытку более радикальных инноваций предпринял мирянин из Пешта Эрно Наменьи, который основал Религиозную ассоциацию Исайи ( Ézsaiás Vallásos Társaság в начале 1930-х годов ). Они проводили службы, вдохновленные группой Эйнхорна 1848 года, в частных домах, включая молитвы на венгерском языке. Местная община никогда не позволяла им официально организовываться. [15] В 1932 году, когда Лили Монтегю посетила Будапешт от имени Всемирного союза прогрессивного иудаизма , она встретилась с несколькими мирскими лидерами, но ни один раввин-неолог не присутствовал, поскольку, как писал Рафаэль Патаи , они «все были консерваторами и, следовательно, в принципе выступали против либералов или реформистов». Иудаизм». [16]

В 1877 году Будапештский университет иудаики по образцу Бреслау был основан . Подавляющее большинство раввинов, служивших в общинах Конгресса, были выпускниками семинарии. Основными фигурами в первые годы существования были учёные Моисей Лёб Блох , Давид Кауфманн и Вильгельм Бахер . Иуда Швейцер, на протяжении многих лет изучавший религиозные позиции раввинов-неологов, пришел к выводу, что они редко высказывали свое мнение. Хотя прихожане ввели синагогальные органы, на которых по субботам играли неевреи, и смешанные хоры, традиционная литургия сохранялась; лишь немногие общины отменили Коль Нидре или Ав ха-Рахамим . Раввины-неологи также выступали против легитимизации смешанных браков, когда они были разрешены в Венгрии в 1896 году, после того как были разрешены гражданские союзы. Они проводили бракосочетание и развод в соответствии с традиционными стандартами. Во время Второй мировой войны, когда правительство запретило ритуальный забой из соображений прав животных, раввинат Неологов отказался допустить поражение электрическим током во время этого процесса. , объявление животного, забитого после такого обращения, некошерным . Швейцер пришел к выводу, что, хотя раввины-неологи были чрезвычайно умеренны в своем подходе, они имели мало влияния на прихожан общин Бюро, которые были склонны к полной ассимиляции и в лучшем случае религиозно небрежны. [17] Среди выдающихся раввинских авторитетов среди неологов был также Иммануэль Лёв из Сегеда , сын Леопольда, который был одним из двух раввинов, получивших постоянное место в Верхней палате парламента Венгрии, наряду с ортодоксальным Коппельским рейхом.

В 1896 году к Неологическому бюро входило 539 общин, из которых 179 были материнскими общинами, а остальные более мелкими, подчинявшимися одной из первых. В 1944 году, до депортации в лагеря смерти, в Трианоне, Венгрия, было 167 таких людей. Большинство этих общин располагалось на севере и западе королевства, в экономически развитых районах. Неологи на протяжении всей истории были более богатыми, урбанизированными и интегрированными, чем православные, и имели большее политическое влияние. [18] В 1890-х, 1920-х и 1930-х годах соответственно велись кампании за предоставление иудаизму статуса «признанной веры», юридически признанной и субсидируемой государственными фондами, за назначение главных раввинов членами Верхней палаты парламента и против антисемитизма. Конгрессами. Пешт оставался их оплотом: в 1880 году его община неологов насчитывала около 64 000 человек (в отличие от нескольких тысяч православных в городе) из 238 947 человек по всей стране. В 1930 году в конгрегации насчитывалось 172 933 члена, что составляло 59,2% от общего числа членов Бюро. Напряженность между официальным руководством штата и коммунальными функционерами Будапешта была острой, поскольку последние практически доминировали в политике неологов. В 1932 году, встретив сильное сопротивление, председателем бюро был избран президент общины Пешт Саму Штерн, объединивший обе должности. [4]

На территориях, переданных в 1920 году, общинное разделение венгерского еврейства оставалось юридически санкционированным. В Словакии и Карпатской Руси 29 общин неологов и 31 община Статус-кво объединились в единую федерацию в 1926 году, с 1928 года названную «Ешурун». [19] [20] В Югославии 70 общин неологов составляли большую часть Федерации еврейских религиозных общин ( Савез јеврееских вероисповедних општина ), основанной в 1919 году, вместе с 38 сефардскими общинами; 12 православных отказались присоединиться и образовали собственный союз. [21] В Румынии 23 общины неологов и 7 из 11 местных общин статус-кво объединились, чтобы сформировать «Союз западного обряда Трансильвании и Баната». [22] В 1922 году община неологов Рехница была единственной в Бургенланде, которая не присоединилась к вновь созданной Ассоциации автономных православных общин. [23] [24]

Во время Холокоста погибло большинство венгерских евреев. Впоследствии в Венгерской Народной Республике все общинные организации были объединены в единую Национальную депутацию венгерских евреев (МИОК). Будапештская семинария оставалась единственным раввинским институтом в Восточном блоке . Самым видным лидером неологов при коммунизме был его директор раввин Александр Шайбер . Несмотря на эмиграцию практически всех православных, неологи остались подавляющим большинством. [25] После падения железного занавеса общинная независимость была восстановлена. В 1989 году была основана Федерация еврейских общин (МАЗСИХИШ) как нефракционная организация. Де-факто она стала «Неологом» после отделения небольшого православного меньшинства в 1994 году. По состоянию на 2022 год в Венгрии действовало 42 синагоги, связанные с движением. Из 15 695 евреев, решивших пожертвовать часть своего дохода одной из фракций, 11 885 (75,7%) отдали свою «Неологу». [26] Хотя консервативный иудаизм считает их братским, «неортодоксальным, но галахическим » движением, эти два движения не связаны между собой. [27]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Майкл К. Зильбер. «Исторический опыт немецкого еврейства и его влияние на Хаскалу и реформы в Венгрии». В издании Джейкоба Каца, « На пути к современности: европейская еврейская модель» (Нью-Брансуик и Оксфорд: Transaction Books, 1987), стр. 107–157.
  2. ^ Джейкоб Кац. ха-хераа ше-ло нитахах: опыт венгерской и немецкой православных общин . Центр еврейской истории Залмана Шазара (1995). ISBN   9789652270948 . стр. 42–47.
  3. ^ Кляйн-Пейшова, Ревекка (2015). Картирование лояльности евреев в межвоенной Словакии . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 8. ISBN  978-0-253-01562-4 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Натаниэль Кацбург. «Центральная власть венгерской еврейской общины, 1870-1939». Сион/ ציון (на иврите). Историческое общество Израиля: 1–12. JSTOR   23559943 .
  5. ^ Майкл Р. Коэн. Ученики Шехтера: как ученики Соломона Шехтера создали консервативный иудаизм, 1902–1946 гг . ПроКвест (2008). ISBN   9780549517795 . п. 78.
  6. ^ Кац, 51–57.
  7. ^ Рафаэль Патай. Евреи Венгрии: история, культура, психология . Издательство Государственного университета Уэйна (1996). ISBN   9780814325612 . стр. 337, 359.
  8. ^ Габриэль Сиван. Неология . В: Адель Берлин. Оксфордский словарь еврейской религии . Издательство Оксфордского университета, 2011. с. 533.
  9. ^ Анна Салаи. В стране Агари: евреи Венгрии, история, общество и культура . Бет Хатефутсот (2002). ISBN   9789650511579 . стр. 108–110.
  10. ^ Майкл К. Зильбер. « Лёв, Леопольд ». YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы .
  11. ^ Дэвид Филипсон. Реформаторское движение в иудаизме . Макмиллан, 1907. OCLC 173452. с. 396.
  12. ^ Ежегодник CCAR 1911, стр. 225 .
  13. ^ Жак Корнберг. Теодор Герцль: От ассимиляции к сионизму . Издательство Университета Индианы (1993). ISBN   9780253112590 . п. 14.
  14. ^ Майкл Мейер. Ответ на современность: история реформаторского движения в иудаизме . Издательство Государственного университета Уэйна (1995). ISBN   9780814325551 . См. также hu:Neumann Ede .
  15. ^ Кинга Фрохимович, Геза Коморочи. Еврейский Будапешт: памятники, обряды, история . Издательство Центрально-Европейского университета, 1999. ISBN   9789639116375 . п. 268.
  16. ^ Патай, Рафаэль, ученик в Будапеште: воспоминания о мире, которого больше нет . Лексингтонские книги (2000), ISBN   0-7391-0210-9 . п. 393.
  17. ^ Иуда Швейцер. «Консервативные раввины в ассимилированных еврейских общинах Венгрии». Труды Всемирного конгресса иудаистов , 1997. стр. 167–171. Швейцер писал, что он намеренно использовал слово «консерватор», чтобы подчеркнуть близость неологов к консервативному иудаизму .
  18. ^ Кинга Фроимович. «Кто они были? Характеристики религиозных направлений венгерского еврейства накануне его истребления». Исследования Яд Вашем (35), 2007. стр. 144, 147.
  19. ^ Евреи Чехословакии: Исторические исследования и обзоры, Том 2 . Еврейское издательское общество , 1971. с. 352.
  20. ^ О правительственном проекте закона (печать 220), дополняющего организацию еврейского религиозного общества в Чехии и Моравско-Силезских странах . Протоколы чехословацкого парламента 1936 года.
  21. ^ Даниэль Иуда Элазар. Люди и государство: организационная динамика мирового еврейства . Издательство государственного университета Уэйна, 1989. с. 374.
  22. ^ Гарри Куллер. Вклад румынских евреев в культуру и цивилизацию , Издательство Хасефер (2004). стр. 733.
  23. ^ Герт Польстер. Развитие израильских религиозных общин Гюссинга, Рехница и Штадтшлайнинга во второй половине XIX века .
  24. ^ Август Эрнст. История Бургенланда . Издательство истории и политики, 1987. ISBN   9783702802608 . п. 244.
  25. ^ Израиль Гольдштейн . Мой мир как еврея: Мемуары Израиля Гольдштейна , Том 2. Associated University Press (1984). ISBN   9780845347805 . п. 128.
  26. ^ Таможня, Национальная налоговая служба и. «Объявление о ряде технических бенефициаров, получивших предложение в размере 1% в 2022 году» . Национальное налоговое и таможенное управление (на венгерском языке) . Проверено 29 июня 2023 г.
  27. ^ Дэниел Дж. Элазар, Рела Минц Геффен. Консервативное движение в иудаизме: дилеммы и возможности . СУНИ Пресс, 2012. ISBN   9780791492024 . стр. 133, 174.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Майкл Рифф, Лицо выживания: еврейская жизнь в Восточной Европе в прошлом и настоящем , Валентин Митчелл, Лондон, 1992, ISBN   0-85303-220-3 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af5eae5e956f1e3abeb9e8248621f871__1700083500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/71/af5eae5e956f1e3abeb9e8248621f871.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Neolog Judaism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)