Моисей Софер
Моисей Софер (писец) | |
---|---|
![]() Софер ц. 1830 г. (литография Йозефа Крихубера ). | |
Заголовок | Chasam Sofer |
Персональный | |
Рожденный | тишрея 5523 года года ) | 24 сентября 1762 г. (7
Умер | 3 октября 1839 г. тишрей 5600 Anno Mundi ) | ( 77 лет) (25
Религия | иудаизм |
Супруг | Сара Малка Джервиц Софер (1-е место); Сорель (Сара) Эйгер Софер (2-й) |
Дети | Авраам Самуэль Бенджамин Софер ; Шимон Софер ; Джозеф Драйвер ; Акива Софер Рейманн ; Ицхок Лейб; еще восемь дочерейХиндел,Гитель,Хана,Йитель,Симха,Речел,Эстер, очарование, |
Родители) | Сэмюэл и Рейзель Софер |
Занятие | Раввин |
Похороненный | Мемориал Хатама Софера , Братислава , Словакия |
Моисей Шрайбер (1762–1839), известный своей общине и еврейскому потомству в еврейском переводе как Моше Софер , также известный по своему основному труду «Хатам Софер» , «Хасам Софер» или «Хатам Софер» ( перевод «Печать писца » и аббревиатура от Чиддушей — Тойрас еврейства Мойше Софер один из ведущих ортодоксальных раввинов европейского ) первой половины XIX века.
Он был учителем тысяч людей и могущественным противником реформистского движения в иудаизме , которое привлекало многих евреев в Австрийской империи и за ее пределами. Будучи равом города Прессбурга , он выступал за сильную общественную жизнь, первоклассное образование и бескомпромиссную оппозицию реформам и радикальным переменам. [1]
Софер основал ешиву в Пожонях ( Пресбург на немецком языке; сегодня Братислава , Словакия), Прессбургскую ешиву , ставшую самой влиятельной ешивой в Центральной Европе. [2] вырастив сотни будущих лидеров венгерского еврейства. [ нужна ссылка ] Эта ешива продолжала функционировать до Второй мировой войны ; впоследствии он был перенесен в Иерусалим под руководством правнука Хасама Софера, раввина Акивы Софера ( Даас Софер ).
Софер при жизни публиковал очень мало; однако его посмертно опубликованные произведения включают более тысячи респонсов , новелл по Талмуду , проповедей, библейских и литургических комментариев, а также религиозной поэзии. Он является авторитетом, которого широко цитируют ортодоксальные еврейские ученые. Многие из его ответов обязательны к прочтению кандидатами в семиху (рукоположение раввинов). Его чидушим (оригинальные идеи Торы) породили новый стиль в раввинских комментариях , и некоторые издания Талмуда содержат его поправки и дополнения.
Ранние годы [ править ]
Софер родился во Франкфурте-на-Майне 24 сентября 1762 года.Имя его отца было Шмуэль, а мать — Рейзель, дочь Елханана. [3] Мать Шмуэля, Райцхен [3] дочерью гаона Франкфуртского была Шмуэля Шоттена .
Образование [ править ]
В возрасте девяти лет Софер поступил в ешиву раввина Натана Адлера во Франкфурте, каббалиста, известного своими строгими и необычными ритуальными практиками. [4] Он был учеником Пинхаса Горовица из Франкфурта в течение одного года, а в 1776 году ушел в ешиву другого раввина, Давида Тебеле Шойера , в соседний город Майнц , где учился в 1776 и 1777 годах, а затем вернулся в свой родной город.
Первые должности и брак [ править ]
В 1782 году Натан Адлер стал раввином Босковиц , Моравия , и по совету Адлера Софер отправился в Простеев , Моравия. [ нужна ссылка ]
Там 6 мая 1787 года Софер женился на Саре. [3] дочь Моисея Йервица, раввина Простеева. Софер стал членом Чевра Кадиша и со временем стал главой ешивы в Простеёве. [ нужна ссылка ]
В 1794 году Софер стал раввином Стражнице после того, как получил разрешение правительства поселиться там. В 1797 году он стал раввином Маттерсдорфа , одной из семи общин (известных как Зибенгемейнден , или Шева Кехиллот ) Бургенланда , где он основал ешиву. Среди его учеников был Меир Аш раввин , ужгородский . [ нужна ссылка ]
Прессбург (Братислава) [ править ]
Софер отклонил множество предложений стать раввинатом, но в 1806 году он принял вызов в Прессбург ( Пожонь на венгерском языке; сегодня Братислава , столица Словакии ). Там он основал ешиву , которую посещали до 500 учеников. Сотни этих учеников стали раввинами венгерского еврейства. Среди них были:
|
|
На короткий период времени во время наполеоновской войны в Прессбурге в 1809 году Мозес Шрайбер отступил в небольшой виноградный городок Святой Юр , где организовал благотворительную деятельность для своих сограждан, пострадавших от войны.
Второй брак и дети [ править ]
Первая жена Софера Сара умерла бездетной 22 июля 1812 года. [3]
В 1813 году (23 хешвана 5573 года) он женился во второй раз на Сарель (Саре) (1790–1832, ум. 18 Адара II 5592 года ), овдовевшей дочери раввина Акивы Эйгера , рава Познани . Она была вдовой раввина Авраама Моше Калишера (1788–1812), раввина Пилы , сына раввина Иегуды Калишера, автора книги «Хайод Хахазока» .
Со второй женой у Софера было три сына и восемь дочерей. Все трое его сыновей стали раввинами: Авраам Шмуэль Биньямин Софер (известный как Ктав Софер или Ксав Софер ); Шимон Софер (известный как Михтав Софер ), ставший равом Кракова ; и Йозеф Йозпа Софер . [7]
Потомки Софера назвали свои работы в честь еврейского перевода Шрайбера (писца), гражданской фамилии Софера, по образцу работы Софера Хасам Софер ; как, например, Михтав Софер (сын), Ктав Софер (сын), Шевет Софер (внук), Хасан Софер (внук), Яд Софер (правнук), Даас Софер (правнук), Чешев Софер и Имрей Софер (2 правнука).
Софер и его семья жили в конце улицы Замоцкой, где сейчас находится отель «Ибис».
Влияние на иудаизме изменения в
Софер руководил общиной Прессбурга в течение 33 лет, вплоть до своей смерти в 1839 году. Именно его влияние и решимость не позволили реформаторскому движению покинуть город.С конца 18 века начали развиваться движения, которые в конечном итоге переросли в реформистский иудаизм. Синагоги, разделяющие эти новые взгляды, начали появляться в таких центрах, как Берлин и Гамбург . Софер был категорически против реформаторов и нападал на них в своих речах и трудах. Например, в ответе 1816 года он запретил конгрегации в Вене разрешить исполнение в синагоге кантаты, которую они заказали композитору Игнацу Мошелесу , поскольку в ней участвовал бы смешанный хор. В том же духе он оспаривал основателей Reformschule ( реформистской синагоги) в Пожошах, основанной в 1827 году.
Для Софера иудаизм в том виде, в котором он практиковался ранее, был единственной приемлемой формой иудаизма. По его мнению, правила и принципы иудаизма никогда не менялись и не могут измениться. Это стало определяющей идеей для противников реформы и в той или иной форме продолжает влиять на реакцию православных на инновации в еврейской доктрине и практике. [8]
Софер применил каламбур к талмудическому термину хадаш асур мин хаТора , «новое запрещено Торой» (буквально имея в виду поедание хадаш , «нового зерна», перед тем, как будет принесено приношение Омеру ), как лозунг, возвещающий о его несогласии с любым философские, социальные или практические изменения в обычной православной практике. Он не позволил добавить какие-либо светские исследования в учебную программу своей прессбургской иешивы .
Всемирный израильский конгресс [ править ]
Всемирный израильский конгресс 1868–1869 годов в Пеште оказал влияние на направление иудаизма в Европе. Чтобы попытаться объединить все течения иудаизма в рамках одной конституции, православные предложили Шулхан Арух и окружающие его кодексы в качестве правового кодекса и соблюдения правил. Реформисты отвергли эту нотацию, и в ответ многие ортодоксальные раввины вышли из Конгресса, чтобы сформировать свои собственные социальные и политические группы. Венгерское еврейство раскололось на две основные институционально сектантские группы: ортодоксальных и неологов . Некоторые общины отказались присоединиться к какой-либо из групп и назвали себя статус-кво .
Действия учеников и потомков [ править ]
Самый известный ученик Софера, раввин Моше Шик , вместе с сыновьями Софера, раввинами Шмуэлем Биньямином и Шимоном , приняли активное участие в выступлениях против реформаторского движения. Они проявили относительную терпимость к неоднородности внутри православного лагеря. Другие, такие как более ревностный раввин Гилель Лихтенштейн , поддерживали более жесткую позицию в ортодоксальности.
В 1877 году раввин Моше Шик продемонстрировал поддержку сепаратистской политики раввина Самсона Рафаэля Хирша в Германии. Его сын учился в раввинской семинарии Хильдесхаймера , где преподавали светские науки и которой руководил Азриэль Хильдесхаймер . Хирш, однако, не ответил взаимностью. Он был удивлен тем, что он назвал галахическими искажениями Шика в осуждении даже тех сообществ «статус-кво», которые явно придерживались Галахи. [9] Гилель Лихтенштейн выступал против Хильдесхаймера и его сына Хирша за то, что они говорили по-немецки при произнесении проповедей, и против их склонности к современному сионизму . [10]
В 1871 году Шимон Софер, главный раввин Кракова из Белза основал организацию «Махзикей Хадас» , вместе с хасидским раввином Иеошуа Рокичем . Это была первая попытка евреев- харедим в Европе создать политическую партию; это было частью развивающейся идентификации традиционного православия как самоопределяющейся группы. Раввин Шимон был выдвинут кандидатом в Польский региональный парламент при австрийском императоре Франце Иосифе . Его избрали в «Польский клуб», в котором он принимал активное участие до самой смерти.
Другая известная группа — Сатмар , основанная раввином Моше Тейтельбаумом (Уджелем) , который был хасидом, который отдавал дань уважения Хасам Соферу и имел взгляды, схожие со взглядами раввина Гиллеля Лихтенштейна. Его потомок раввин Джоэл Тейтельбаум долгие годы возглавлял Эду ха-Хареидис , живя в Израиле, а затем в США, где он оказал влияние на ортодоксальное еврейство.
Начиная с 1830 года около двадцати учеников Софера поселились в Палестине , почти все в Иерусалиме. Они присоединились к Старому ишуву , в который входили мустаарабы , сефарды и ашкенази . Они также поселились в Цфате , Тверии и Хевроне . Вместе с перушимами и хасидами они сформировали подход к иудаизму, отражающий взгляды своих европейских коллег.
Известными учениками Пресбургской ешивы, оказавшими большое влияние на господствующее православие в Палестине, были раввин Йосеф Хаим Зонненфельд (ученик Ктава Софера ) и раввин Ицхок Йерухам Дискин (сын раввина Иегошуа Лейба Дискина из Бриска , Литва ), которые вместе в В 1919 году основал Эду ха-Хареидис в тогдашней подмандатной Палестине .
В 1932 году Зонненфельда сменил раввин Йосеф Цви Душинский , ученик Шевета Софера, одного из внуков Софера. Душинский основал хасидскую династию Душинских в Израиле на основе учения Софера.
Место смерти и захоронения [ править ]

Софер умер в Прессбурге 3 октября 1839 года ( 25 тишрея 5600 года ).
Сегодня современный еврейский мемориал, содержащий могилы Софера и многих его соратников и членов семьи, находится в Братиславе. Он расположен под землей под Братиславским замком , на левом берегу Дуная . близлежащая трамвайная и автобусная Его именем названа остановка.
Сохранение этих могил имеет любопытную историю. Еврейское кладбище в Братиславе было конфисковано во время режима в 1943 году для строительства дороги. Переговоры с властями позволили общине сохранить часть кладбища, включая могилу Софера, забетонированную, под поверхностью новой дороги. Режим подчинился, возможно, вследствие крупной взятки (по одной из версий), [ нужна ссылка ] иностранное давление (по другой истории), [ нужна ссылка ] или из-за страха проклятия, если могилы будут разрушены (по еще одной истории). [ нужна ссылка ]
После провозглашения независимости Словакии в 1992 году были предприняты новые переговоры по восстановлению общественного доступа к сохранившимся могилам. В середине 1990-х годов был сформирован Международный комитет по сохранению могил Геонаи Прессбурга для поддержки и надзора за переносом трамвайных путей и строительством мавзолея. Строительство мавзолея было завершено после решения многочисленных технических и религиозных проблем и открыто 8 июля 2002 года. Доступ к мавзолею можно организовать через местную еврейскую общественную организацию.
Наследие [ править ]
Многие синагоги и ешивы по всему миру носят имя Чатам Софер и следуют его наследию.
Эрлау Ешива и сообщество

Самым известным из ныне живущих потомков и наследников наследия Софера был раввин Йоханан Софер . Йоханан был прямым потомком Чатам Софера и пятым поколением. Он был лидером движения Эрлау , прародителем которого был его дед, раввин Шимон Софер из Эрлау, внук Хатам Софер и сын Ктав Софер .
Отец Йоханана, раввин Моше Софер (II) ( Даян из Эрлау), и дедушка, раввин Шимон ( Ав Бет Дин из Эрлау), погибли в Холокосте вместе с большинством своих семей. После Холокоста раввин Йоханан вновь основал ешиву Хасам Софер в Пеште вместе с раввином Моше Штерном (Дебретцинер Рав) и его братом Авраамом Шмуэлем Биньямином (II). Затем он вернулся в Эгер (Эрлау), чтобы восстановить ешиву своего деда.
В 1950 году он иммигрировал в Израиль вместе со своими учениками и на короткое время объединил свою иешиву с Прессбургской иешивой раввина Акивы Софера ( Даас Софер ). В 1953 году он основал собственную иешиву в Катамоне , Иерусалим, а также Институт исследования учения Хасам Софер . Институт исследует и расшифровывает рукописные документы, написанные Хасамом Софером, его учениками и потомками, и напечатал сотни сефаримов .
За прошедшие годы раввин Йоханан основал множество синагог, хедерим и коллелим , которые он назвал в честь своих предков. Кампус Эзрат Тора в Иерусалиме носит название Бет Хасам Софер , как и синагога Эрлау в Хайфе. Чедерим называются Талмуд Тора Ксав Софер , в честь сына Хасама Софера; коллелим и синагоги называются Яд Софер , в честь отца рабби Йоханана; а главный кампус ешивы в Катамоне назван Охель Шимон МиЭрлау в честь его деда. Он является автором множества комментариев к Торе, назвав их Имрей Софер .
Община Эрлау считается хасидской, хотя строго следует обычаям ашкеназов , как и Хасам Софер. Имеет филиалы в Иерусалиме , Бней-Браке , Бейтар-Иллите , Эльаде , Хайфе , Ашдоде и Боро-Парке (Нью-Йорк).
Прессбургская иешива в Иерусалиме
Иешива Прессбурга в Иерусалиме ( . ישיבת פרשבורג ) — ведущая иешива, расположенная в районе Гиват-Шауль в Иерусалиме , Израиль. ивр [11] Он был основан в 1950 году раввином Акивой Софером (известным как Даас Софер ), правнуком раввина Моисея Софера ( Хасам Софер ), который основал первоначальную Пресбургскую иешиву в Австро-Венгерской империи в 1807 году. По состоянию на 2009 год [update]Рош-ешива – раввин Симха Буним Софер .
В состав здания ешивы входят ешива Кетана , ешива Гедола и колель .
Главный беис-медраш одновременно служит синагогой , где некоторые жители района также молятся в субботу . Комплекс также включает в себя общую районную синагогу, которая функционирует как главная синагога Нусах Ашкеназ Гиват Шауля .
, Нью- ешива Часан Софер Йорк
Иешива Чассан Софер в Нью-Йорке считается американской ешивой наследия Часама Софера. Ее основал раввин Шмуэль Эренфельд , который родился и вырос в Маттерсдорфе , Австрия. Его отец, Симха Буним Эренфельд, раввин Маттерсдорфа, чей отец, раввин Шмуэль Эренфельд (Хасан Софер), был внуком Хасама Софера.
Раввин Шмуэль был раввином Маттерсдорфа с 1926 по 1938 год, когда община была разогнана нацистами. Он сбежал в Америку и немедленно восстановил ешиву Часан Софер в Нижнем Ист-Сайде , откуда она позже была перенесена в Боро-Парк . После его смерти ему наследовал его сын, раввин Симха Буним Эренфельд.
В настоящее время в ешиве обучаются более 400 учеников от детского сада до двенадцатого класса, а также действует программа Head Start и раввинская семинария.
Chug Chasam Sofer, Bnei Brak [ edit ]
В 1950-х и 1960-х годах многие синагоги в Израиле были построены венгерскими евреями и названы Чуг Хасам Софер. Эта сеть синагог была основана в Тель-Авиве , Бней-Браке , Иерусалиме , Петах-Тикве , Хайфе и Нетании . Эти синагоги все еще действуют, но были интегрированы в более широкую общину, не имея собственного особого характера, за исключением синагоги Бней-Брака, основанной раввином Ицхаком Шломо Унгаром, и синагоги Петах-Тиквы, основанной раввином Шмарьягу Дойчем.
Раввин Унгар, потомок Хасам Софер, основал ешиву под названием «Махне Авраам» и кашрутовую организацию «Чуг Хасам Софер», которые очень активны и хорошо известны. После кончины раввина Унгара в 1994 году ешива назначила раввина Альтмана раввином и рош-ешивой, а раввин Шмуэль Элиэзер Штерн остался главой кашрутовой организации. [12]
Лондона Прессбургские учреждения
Учреждения Прессбурга в Лондоне, Англия , возглавляет потомок Хасама Софера, раввин Шмуэль Людмир (который опубликовал некоторые из своих работ). [13]
Душинский, Иерусалим [ править ]
Община Душинских считает себя продолжением династии Хасам Софера – не по генеалогии, а, скорее, по школе мысли.
Основателем династии Душинских был раввин Йосеф Цви Душинский (1865–1948), который был учеником раввина Симхи Буним Софера ( Шевет Софер ), сына Ксава Софера в Пресбургской иешиве . Династия Душинских была более интегрирована в хасидскую общину, многие ее обычаи произошли от Нусаха Сефарда , но по-прежнему остается верной учению Хасам Софера. В основном это связано с назначением раввина Йосефа Цви главным раввином Эды ха-Хареидис и соответствием Душинского учению раввина Джоэля Тейтельбаума из Сатмара.
![]() |
См. также [ править ]

Ссылки [ править ]
- ^ Великие лидеры нашего народа: раввин Моше Софер (Хасам Софер). Архивировано 10 сентября 2012 г. на archive.today.
- ^ «Ускоренный курс еврейской истории: черта оседлости, aish.com» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 г. Проверено 25 ноября 2008 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Шломо (Фриц) Эттлингер. «Эле Толдот — Памятная книга евреев Франкфурта» . Франкфурт-на-Майне : Институт истории города Кармелитский монастырь.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) Этот 32-томный сборник расшифрованных генеалогических записей еврейской общины Франкфурта-на-Майне, охватывающий период с 1241 по 1824 год, доступен в Институте Лео Бека . Дополнительные подробности о работе можно увидеть в декабрьском выпуске 1996 года (№ 11) , «Stammbaum» информационного бюллетеня немецко-еврейских генеалогических исследований. - ^ Ловенштейн, Стивен М. (2005). «Софер, Моше» . В Джонсе, Линдси (ред.). Энциклопедия религии . Том. 12 (2-е изд.). Детройт: Справочник Macmillan USA. стр. 8506–8507 . Проверено 20 июня 2013 г.
- ^ «Эмери Давид - Чулин - Шик, Давид (Страница 5 из 193)» .
- ^ Певец, Исидор ; Венецианец, Людвиг . СОФЕР, ХАЙИМ БЕН МОРДЕХАЙ ЭФРАИМ ФИШЛ . Еврейская энциклопедия .
- ^ "Часам Софер". Архивировано 7 сентября 2008 г. в Wayback Machine (Йейтед Ниман, Монси).
- ^ Хильдесхаймер, Меир (1994). «Отношение Хатама Софера к Моисею Мендельсону». Труды Американской академии еврейских исследований . 60 . Американская академия еврейских исследований: 141–187. дои : 10.2307/3622572 . JSTOR 3622572 .
- ^ «Шик, Моше» , Энциклопедия YIVO
- ^ Еврейский ген
- ^ Блумберг, Джон (16 августа 2004 г.). Еврейский мир в современную эпоху . Ктав Паб Инк. 77 . ISBN 978-0-88125-844-8 .
Pressburg Yeshiva Jerusalem.
- ^ он: Фирменный круг Софера
- ^ Бейт Софрим, часть 1, 2, 3, Зимирот и др.