Сифрей Кодеш
Часть серии о |
иудаизм |
---|
Сифрей Кодеш ( иврит : ספרי קודש , букв. «Священные книги»), обычно называемый сефарим ( иврит : ספרים , букв. «книги») или в единственном числе, сефер , представляют собой книги еврейской религиозной литературы, которые просматриваются. религиозными евреями как священные. Обычно это произведения литературы Торы , т.е. Танах и все произведения, которые разъясняют его, включая Мишну , Мидраш , Талмуд и все произведения Галахи , Мусара , Хасидизма , Каббалы или махшавы («Еврейская Мысль»). Исторически сложилось так, что сифрей кодеш обычно писался на иврите, а некоторые — на иудео-арамейском или арабском языке , хотя в последние годы были опубликованы тысячи названий на других языках, особенно на английском. Альтернативное написание слова «сефарим» — сефорим .
Условия [ править ]
Термин Сифрей Кодеш на иврите означает «священные книги» и включает в себя все книги, которые считаются священными в раввинистическом иудаизме . Сюда входит вся литература Торы, а также еврейские молитвенники . [ нужна ссылка ]
У ортодоксальных евреев слово книга Сефер (множественное число книги с'фарим ) [1] используется для книг Танаха , Устной Торы ( Мишны и Талмуда ) или любого произведения раввинской литературы . работы, не связанные с изучением Торы, редко называют «сефером» Англоговорящие ортодоксальные евреи . Среди евреев- ашкенази , говорящих на иврите, различие между книгами, связанными с изучением Торы, и другими книгами проводится путем обращения к первым с традиционным ашкеназским произношением (SEY-fur) и ко вторым с современным еврейским произношением (SEF-fer). [ нужна ссылка ]
Термин «Тора» имеет два значения. Это может относиться исключительно к Пятикнижию Моисея . Традиционно она записывается на пергаментном свитке, известном как Сефер Тора , хотя она также печатается в виде книги, известной как Чумаш (а в некоторых случаях и тиккун ). Термин «Тора» может также включать Невиим и Ктувим ) и раввинские тексты, поэтому такие книги иногда также называют «литературой Торы» ( иврит : ספרות תורנית , латинизированный : Сифрут Торанит ). [ нужна ссылка ]
Еврейская Библия или Танах, также известная как Тора Шебихтав («Письменная» в отличие от «Устной» Торы) — это собирательный термин для трех разделов Библии: Торы , Невиим и Кетувим. Отдельно невиим и ктувим также называются нахами .
Комментарии [ править ]
За последнюю тысячу лет были написаны и опубликованы многочисленные комментарии к Танаху. Наиболее известные из них — Таргум Онкелос , перевод Торы на иудео-арамейский язык , написанный Онкелосом ; [2] и Раши , комментарий ко всему Танаху, написанный Раши . Оба традиционно печатаются в Чумаше рядом с библейским текстом. [3] Другие комментарии, которые иногда печатаются рядом с текстом в «Хумаше», — это комментарии раввина Якоба бен Ашера и раввина Шабтая Баса (« Сифтей Хахамим »). Комментарии, традиционно печатаемые вместе с Нахом, - это «Раши», а также «Мецудат Давид» и «Мецудат Сион» раввина Давида Альтшулера . [4]
В дополнение к классическим изданиям Танаха, которые содержат не больше комментариев, чем Раши и Таргум Онкелос , существует издание Микраот Гедолот , которое было впервые опубликовано в начале шестнадцатого века. Комментарии в «Микраот Гедолот» к Торе, как правило, принадлежат Аврааму ибн Эзре ( Сефер ха-Яшар ), Нахманиду , раввину Шломо Эфраиму Луншицу (« Кели Якар» ), Хаиму ибн Аттару , а также переводу и комментариям, приписываемым раввину Джонатану бен Уззиэлю . известный как Таргум Псевдо-Ионатан , все в дополнение к Раши и Таргуму Онкелосу ; в то время как комментарии к Наху принадлежат Раши, раввину Давиду Альтшулеру , раввину Давиду Кимхи , раввину Джозефу Кара , а в некоторых томах — раввину Обадии бен Якобу Сфорно ( Сфорно или Сепорну ).
Среди многочисленных комментариев к Танаху, не опубликованных в « Микраот Гедолот», можно выделить « Меам Лоэз» , [5] Мальбим , [6] Хаамек Давар , [7] Тора Темима , [8] и Хирш Чумаш . [9]
Другие тексты в древности [ править ]
Помимо Библии, в древние времена существовало несколько сочинений еврейского религиозного значения , известных сегодня как « внешние книги ». Однако есть и другие произведения, которые, по мнению большинства, были написаны совсем недавно и считаются более старыми. К ним относятся « Сефер Йецира» , которая, по мнению некоторых, была написана Авраамом ; [10] и Книга Еноха , которая, по мнению некоторых, была написана Енохом . [11]
Работы Шазаля [ править ]
Как говорилось ранее, еврейская вера заключается в том, что Пятикнижие принадлежит Моисею что оно было продиктовано Богом Моисею , а это означает , . Более поздние писания, Невиим и Ктувим , согласно традиции, были написаны еврейскими пророками. На протяжении более тысячи лет эти книги, известные как Танах , были более или менее единственными произведениями иудаизма. Однако было много материала, который не записывался, а запоминался. Известная как Устная Тора , она включает в себя более пятисот законов, извлеченных из талмудической герменевтики , а также законы, данные Моисею на Синае ( иврит : הלכה למשה מסיני , латинизированные : Галаха леМоше миСинай ). Однако около 200 г. н.э. большая часть Устной Торы была записана и известна как Мишна ( Зоар , книга, в которой описываются скрытые части Торы, также была записана примерно в это же время раввином Шимоном бар Йохаем ). Триста лет спустя был написан Талмуд , разъясняющий Мишну.
Мишна [ править ]
На протяжении поколений Устная Тора передавалась из уст в уста, в основном с помощью Синедриона , ведущего еврейского авторитета. Однако после разрушения Второго Храма Синедрион был искоренен, и большая часть Устной Торы была забыта. Следовательно, c. В 188 году н. э. раввин Иуда ха-Наси , глава изгнанного Синедриона, составил Мишну , то есть учение Устной Торы. [12] Однако после восстания Маккавеев многое уже было потеряно, что привело к многочисленным разногласиям среди ученых- таннаимов . Поэтому Мишна включает их разные мнения. Как писал Маймонид во введении к своей Мишне Тора :
[Рабби Иуда ха-Наси] собрал воедино все традиции, постановления, толкования и толкования каждого положения Торы, которые либо дошли до Моисея, нашего учителя , либо были выведены судами в последующих поколениях . [13]
Подобный проект осуществили раввин Хийя бар Абба и его ученик раввин Хошайя , известный как Тосефта . Сборник утверждений, не вошедших в Мишну, был составлен раввином Ошией и Бар Каппарой , известным как Бараитот .
Talmud[editТалмуд
Около 349, [14] Синедрион, изгнанный из Иерусалима и заседавший в Тверии , написал Иерусалимский Талмуд , гигантский труд, в котором собраны учения раввинов последних поколений, известных как Амораим , в том виде, в котором они излагали Мишну. [15] Во многом это приписывается раввину Йоханану . Однако Иерусалимский Талмуд обычно затмевается Вавилонским Талмудом , похожим, но гораздо более крупным трудом, в котором собраны учения амораимов и завершен в Вавилонии около 500 г. [14] Учения носили в основном законнический характер и устанавливали галаху . Были и другие учения, известные как агада , которые включают в себя повествования, притчи, практические советы, лекарства и идеи. Вавилонский Талмуд, приписываемый раву Аши и Равине , был впервые напечатан в 1483 году Джошуа Соломоном Сонцино . [16] Макет Талмуда, созданный Сончино, с оригинальным текстом Талмуда в центре страницы, с комментарием Раши на внешних полях и комментарием Тосафота на внутренних, позже был скопирован христианским типографом Даниэлем Бомбергом , который напечатал весь текст Талмуда. Талмуд между 1519 и 1523 годами. [17] и всеми последующими крупными изданиями Талмуда. [18] Раввин Моше Шапиро, раввин Славуты (Украина) и владелец типографии, издал «Славиту Шас». [а] в начале 1800-х годов. В 1886 году издательство «Ромм» в Вильнюсе опубликовало « Виленский шас» , который с тех пор переиздавался и остается классическим изданием Талмуда.
В последние годы к Талмуду было написано множество комментариев. Хотя наиболее часто упоминаются комментарии Раши и Тосафота, и, как уже упоминалось, они напечатаны на полях Талмуда, другие известные комментарии (которые также часто признаются галахическими произведениями) включают Пискей ха-Рош , Шитах Мекубецет , [19] Махарша ( Пискеи Галахот и Пискей Агадот ), Пней Иегошуа , [4] Мордехай Ритва , Чидушия ха- , [20] Мейри Хохмас , махаршала Шломо Шломо и Ям Шел , [21] Меир Эйней Хачмамим , Кехиллос Яаков , [22] Шаарей Йошер , [23] и Биркат Шмуэль , [24] а также многие опубликованные шиурим (классы), данные по Талмуду, в том числе раввина Нохума Парцовица ( Чиддушей Реб Нохум и Шиурей Реб Нохум ), раввина Шмуэля Розовского ( Шиурей Реб Шмуэль и Чиддушей Реб Шмуэль ), [25] Раввин Реувен Грозовский ( Чиддушей Рев Реувен ), раввин Эльхонон Вассерман ( Ковец Шиурим и Ковец Хеарос ), [23] Раввин Хаим Соловейчик ( Чиддушей ХаГрач аль ХаШас ), [26] Раввин Нафтоли Троп ( Чиддушей ха-Гранат ) и раввин Арье Лейб Малин ( Чиддушей Реб Арье Лейб ).
Каббала [ править ]
Термин «Каббала» относится к «скрытым частям Торы», часто называемым «еврейской метафизикой ». Каббалистические работы показывают, что каждая физическая вещь является метафорой духовной концепции. [27] Основной каббалистический труд «Зоар» был написан раввином Шимоном бар Йохаем , танна, жившим во втором веке, хотя он был утерян на многие годы. Однако он был обнаружен в Испании в тринадцатом веке и много раз переписывался вручную, что привело к изменениям между текстами. Между 1558 и 1560 годами он был напечатан в Мантуе на основе десяти разных рукописей, чтобы подобрать правильный текст. произошло отдельное издание Примерно в то же время в Кремоне с использованием только шести рукописей, что привело к различиям в двух изданиях. [28]
Зоар был подробно изложен раввином Ицхаком Лурией (известным как Аризаль), а его учение было обобщено в книге «Эц Хаим» его главным учеником раввином Хаимом Виталем . [29]
Галаха [ править ]
Еврейский закон, известный на иврите как Галаха , был записан сначала в Мишне, а затем в Талмуде, причем различные мнения были распространены в шестидесяти трех трактатах . более поздние раввины, а именно геонимы раннего средневековья , ришоним высокого Однако и позднего средневековья и ахаронимы нового времени, написали более убедительные труды. Многие из этих работ представляют собой респонсы ( шеэйлот утешувот на иврите), печатные вопросы и ответы.
Геонимы, лидеры еврейства в раннем средневековье, главным образом в Вавилонии , не были плодовитыми писателями, как последующие поколения. Однако среди их немногих сочинений есть знаменитый «Шейлтот де-Рав Ахай», написанный раввином Ахаем Гаоном .
Ришоним Пискей , ведущие раввины Средневековья после геонимов, оставили множество письменных галахических произведений, в том числе ха-Рош раввина Ашера бен Йехиэля. [30] и Сефер а-Галахот раввина Ицхака Альфаси , [31] оба из которых часто публикуются в конце Талмуда; и «Арбаа Турим» , также известный как « Тур », раввина Яакова бен Ашера , четырехтомный труд, написанный в попытке систематизировать еврейский закон. [32]
Рамбам [ править ]
Раввин Моше бен Маймон , известный как Маймонид или Рамбам, был ришонцем, который жил в Испании, Марокко и Египте во второй половине двенадцатого века. Автор нескольких книг, наиболее известным из которых является галахический труд « Мишне Тора» , также известный как « Яд ха-Хазака» или просто « Рамбам» , состоящий из четырнадцати томов. была впервые написана, Хотя, когда Мишне Тора она вызвала бурную негативную реакцию со стороны современных еврейских лидеров, вскоре мировое еврейство признало ее подлинной литературой Торы. [33] со многими написанными к нему комментариями, в том числе « Ор Сомаях» , «Цофнат Панах» и сочинениями династии Соловейчиков , в том числе «Чиддушей Рабейну Хаим» раввина Хаима Соловейчика ; [34] произведения его сыновей, Чиддушей ха-Грам ха-Леви раввина Моше Соловейчика и Чиддушей Маран Рыз ха-Леви раввина Ицхака Зева Соловейчика ; [35] и его внук раввин Мешулам Довид Соловейчик по имени Чиддушей Рабейну Мешулам Довид Халеви . [36] Ученик раввина Хаима Соловейчика, раввин Иссер Залман Мельцер написал свой собственный комментарий к Рамбаму под названием «Эвен а-Эзель» . [37]
Галахические произведения Ахаронима [ править ]
Вероятно, это самый монументальный галахический труд из когда-либо написанных. Раввин Йосеф Каро завершил Шулхан Арух (или Кодекс еврейского закона , иногда сокращаемый до Кодексов ) в 1565 году в Цфате . Это было сжатое изложение его предыдущего галахического труда « Бейт Йосеф» , который был написан как комментарий к « Арбаа Турим» . [32] Как и Тур , он был разделен на четыре части: Орах Хаим , Йоре Деа , Эвен Хаэзер и Хошен Мишпат . « Мапа » , комментарий к Шулхан Аруху раввина Моше Иссерлеса (Ремы) , обычно печатается вместе с Шулхан Арухом в центре страницы. [38] хотя и другим шрифтом, с комментариями Турей Захав раввина Давида ха-Леви Сегала и Магена Авраама раввина Авраама Гомбинера или Сифтея Коэна раввина Шабтая ха-Коэна, напечатанными на полях. [39] Основные комментарии, написанные на «Шулхан Арух», включают « Кецос Хахошен» , «Авней Милуим» и « Несивос Хамишпат» .
Многие более поздние галахические произведения были основаны на Шулхан Арухе . В их число входят раввин Шнеур Залман из партии Ляди « Шулхан Арух Ха-Рав» , [40] раввина Йехиэля Мишеля Эпштейна , «Арух ха-Шульхан» « раввина Шломо Ганцфрида » Кицур Шулхан Арух , [7] и Авраама Данцига раввина «Хайей Адам» и «Хохмас Адам» (только по Орах Хаим и Йоре Деа ). [41] Мишна Берура , шеститомный труд, разъясняющий Орах Хаим , был опубликован между 1884 и 1907 годами, и ему следуют большинство евреев-литвишей почти исключительно . Сравнительные сефардские работы — Каф ха-Хаим и Ялкут Йосеф . Книга «Бен Иш Хай» , написанная раввином Йосефом Хайимом , основана на проповедях, которые он произнес, и поэтому включает в себя галаху , а также Каббалу и объяснения Торы. [7]
Многие галахические произведения Ахароним являются респонсами. К ним относятся « Игрос Моше» раввина Моше Файнштейна , [42] Нода бехуда раввина Йечезкеля Ландау , [41] Шеэйлот Утешувот Рабби Акива Эйгер из рабби Акивы Эйгера , [43] «Бейс ха-Леви», раввин Йосеф Дов Соловейчик , [44] Шевет ха-Леви раввина Шмуэля Вознера и Циц Элиэзер раввина Элиэзера Вальденберга . Другой известный галахический труд — « Хофец Хаим» , посвященный законам правильной речи, написанный раввином Исраэлем Меиром Каганом . [45]
Хасидизм [ править ]
, также известный как хасидизм , Хасидизм — это ортодоксальное еврейское движение, зародившееся в Восточной Европе в середине восемнадцатого века и основанное Баал Шем Товом . Описывая хасидскую мысль, раввин Арье Каплан пишет:
В учениях хасидских мастеров можно встретить новый подход к Богу и духовному. Ни каббала , ни философия, а опыт – это правильный путь приближения к Богу. «Служите Богу с радостью!» «Вкусите и увидите, что Бог благ!» «Для меня лучше всего близость Бога!»... Хасидские мастера использовали язык каббалы и, в меньшей степени, язык еврейской философии, чтобы научить обычного человека тому, как он может познать Бога. [46]
Первая опубликованная хасидская книга « Толдот Яаков Йосеф» раввина Яакова Йосефа из Поллонии , переплетенная цитатами из Баал Шем Това, была опубликована в 1780 году. [46] [47] Более поздние хасидские работы включают «Ноам Элимелех» раввина Элимелеха из Лизенска , [48] «Бней Иссашар», раввин Цви Элимелех Спира , [49] «Кедушат Леви» , раввин Леви-Ицхок из Бердичева , [50] и Таня от раввина Шнеура Залмана из Ляд . [51]
Мусар [ править ]
Хотя изучение мусара (духовного и межличностного самосовершенствования) всегда существовало в еврейских кругах, оно стало более распространенным с появлением движения Мусар в девятнадцатом веке. Классическая библиотека Мусар, состоящая из Шаарей Тшува , Ховот а-Левавот , Маалот ха-Миддот , Орхот Цаддиким , Месиллат Йешарим и Дерех Ашем , позже была расширена за счет сочинений раввинов и машгиахов после начала движения Мусар. Более поздние работы включают « Исраэля Салантера раввина Ор Исраэль» , «Хохма У'Муссар» раввина Зива Симхи Зисселя , « Йосефа Йозеля Горовица раввина Мадрейгас ха-Адам» , Элияху Десслера раввина «Михтав МеЭлиягу» , « раввина Йерухома Левовица » Даас Хохма У'Муссар и Даас Тора , раввина Хаима Шмулевица » «Сихос Мусар , [52] и раввина Шломо Вольбе Алей Шур .
См. также [ править ]
Пояснительные примечания [ править ]
- ^ Примечание: Шас — это еврейская аббревиатура от Шиша Сидрей , которая используется для обозначения всего Талмуда.
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Браун Драйвер Бриггс
- ^ Закон 2003 г. , с. 130.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 18.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Закон 2003 , с. 99.
- ^ Закон 2003 г. , с. 103.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 41.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Закон 2003 , с. 126.
- ^ Закон 2003 г. , с. 176.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 39.
- ^ «История «Сефер Йецира» – Книги становления» . сайт emol.org . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ «Был ли у Ноя сефарим от предыдущих поколений?» . judaism.stackexchange.com . Обмен стеками . Проверено 25 апреля 2021 г.
- ^ Спиро 2011 , с. 204-205.
- ^ Спиро 2011 , с. 206.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ваксман, Ефрем (2016). Хронология Дор Л'Дор: Годовая графическая хронология еврейской истории от сотворения мира до наших дней (Пятое изд.). Издательство Фельдхайм . п. 41. ИСБН 978-1583302873 .
- ^ Спиро 2011 , с. 207.
- ^ «Введение в: Печать Талмуда» . brill.com . Издательство «Брилл» . Проверено 30 апреля 2021 г.
- ^ «Книги людей Книги» . loc.gov . Библиотека Конгресса . Проверено 30 апреля 2021 г.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 54.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 69.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 62.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 66.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 238.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Закон 2003 , с. 167.
- ^ Закон 2003 г. , с. 166.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 242.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 210.
- ^ «Что такое Каббала?» . aish.com . Айш . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Мизрахи, Израиль (28 апреля 2021 г.). «Как Зоар достиг масс». Журнал Ами (515).
- ^ Бамбергер 2017 , с. 310.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 92.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 84.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спиро 2011 , с. 288.
- ^ Спиро 2011 , с. 242.
- ^ Закон 2003 г. , с. 174.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 230.
- ^ «Новый Сефер Аль ХаРамбам от рава Мешулама Довида Галеви Соловейчика ztl» . Мацав.com. 7 января 2022 г. Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ Закон 2003 г. , с. 165.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 100.
- ^ Закон 2003 г. , с. 90.
- ^ Закон 2003 г. , с. 105.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Закон 2003 , с. 104.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 192.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 174.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 47.
- ^ Закон 2003 г. , с. 138.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каплан, раввин Арье (1984). Хасидские мастера . Бруклин, Нью-Йорк: Издательская корпорация Moznaim. ISBN 9780940118904 .
- ^ «Первая хасидская книга» . jewishvirtuallibrary.org . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 30 апреля 2021 г.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 319.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 331.
- ^ Бамбергер 2017 , с. 324.
- ^ Спиро 2011 , с. 294.
- ^ Бамбергер, 2017 и 246-279 .
Библиография [ править ]
- Бамбергер, раввин Моше (2017). Великая еврейская классика (Первое изд.). Бруклин, Нью-Йорк: Mesorah Publications, Ltd. ISBN 978-1-4226-1950-6 .
- Спиро, Кен (2011). Ускоренный курс еврейской истории . Саутфилд, Мичиган: Targum Press . ISBN 978-1-56871-532-2 .
- Закон, раввин Нахман (июнь 2003 г.). Еврейский опыт: 2000 лет (второе изд.). Бруклин, Нью-Йорк: Mesorah Publications, Ltd. ISBN 1-57819-496-2 .