Jump to content

Сифрей Кодеш

Еврейские молитвенники

Сифрей Кодеш ( иврит : ספרי קודש , букв. «Священные книги»), обычно называемый сефарим ( иврит : ספרים , букв. «книги») или в единственном числе, сефер , представляют собой книги еврейской религиозной литературы, которые просматриваются. религиозными евреями как священные. Обычно это произведения литературы Торы , т.е. Танах и все произведения, которые разъясняют его, включая Мишну , Мидраш , Талмуд и все произведения Галахи , Мусара , Хасидизма , Каббалы или махшавы («Еврейская Мысль»). Исторически сложилось так, что сифрей кодеш обычно писался на иврите, а некоторые — на иудео-арамейском или арабском языке , хотя в последние годы были опубликованы тысячи названий на других языках, особенно на английском. Альтернативное написание слова «сефарим» — сефорим .

Условия [ править ]

Книжная полка сифрей кодеш

Термин Сифрей Кодеш на иврите означает «священные книги» и включает в себя все книги, которые считаются священными в раввинистическом иудаизме . Сюда входит вся литература Торы, а также еврейские молитвенники . [ нужна ссылка ]

У ортодоксальных евреев слово книга Сефер (множественное число книги ‎ с'фарим ) [1] используется для книг Танаха , Устной Торы ( Мишны и Талмуда ) или любого произведения раввинской литературы . работы, не связанные с изучением Торы, редко называют «сефером» Англоговорящие ортодоксальные евреи . Среди евреев- ашкенази , говорящих на иврите, различие между книгами, связанными с изучением Торы, и другими книгами проводится путем обращения к первым с традиционным ашкеназским произношением (SEY-fur) и ко вторым с современным еврейским произношением (SEF-fer). [ нужна ссылка ]

Термин «Тора» имеет два значения. Это может относиться исключительно к Пятикнижию Моисея . Традиционно она записывается на пергаментном свитке, известном как Сефер Тора , хотя она также печатается в виде книги, известной как Чумаш (а в некоторых случаях и тиккун ). Термин «Тора» может также включать Невиим и Ктувим ) и раввинские тексты, поэтому такие книги иногда также называют «литературой Торы» ( иврит : ספרות תורנית , латинизированный : Сифрут Торанит ). [ нужна ссылка ]

Еврейская Библия или Танах, также известная как Тора Шебихтав («Письменная» в отличие от «Устной» Торы) — это собирательный термин для трех разделов Библии: Торы , Невиим и Кетувим. Отдельно невиим и ктувим также называются нахами .

Комментарии [ править ]

Библиотека сифрей кодеш

За последнюю тысячу лет были написаны и опубликованы многочисленные комментарии к Танаху. Наиболее известные из них — Таргум Онкелос , перевод Торы на иудео-арамейский язык , написанный Онкелосом ; [2] и Раши , комментарий ко всему Танаху, написанный Раши . Оба традиционно печатаются в Чумаше рядом с библейским текстом. [3] Другие комментарии, которые иногда печатаются рядом с текстом в «Хумаше», — это комментарии раввина Якоба бен Ашера и раввина Шабтая Баса Сифтей Хахамим »). Комментарии, традиционно печатаемые вместе с Нахом, - это «Раши», а также «Мецудат Давид» и «Мецудат Сион» раввина Давида Альтшулера . [4]

В дополнение к классическим изданиям Танаха, которые содержат не больше комментариев, чем Раши и Таргум Онкелос , существует издание Микраот Гедолот , которое было впервые опубликовано в начале шестнадцатого века. Комментарии в «Микраот Гедолот» к Торе, как правило, принадлежат Аврааму ибн Эзре ( Сефер ха-Яшар ), Нахманиду , раввину Шломо Эфраиму Луншицу Кели Якар» ), Хаиму ибн Аттару , а также переводу и комментариям, приписываемым раввину Джонатану бен Уззиэлю . известный как Таргум Псевдо-Ионатан , все в дополнение к Раши и Таргуму Онкелосу ; в то время как комментарии к Наху принадлежат Раши, раввину Давиду Альтшулеру , раввину Давиду Кимхи , раввину Джозефу Кара , а в некоторых томах — раввину Обадии бен Якобу Сфорно ( Сфорно или Сепорну ).

Среди многочисленных комментариев к Танаху, не опубликованных в « Микраот Гедолот», можно выделить « Меам Лоэз» , [5] Мальбим , [6] Хаамек Давар , [7] Тора Темима , [8] и Хирш Чумаш . [9]

Другие тексты в древности [ править ]

Помимо Библии, в древние времена существовало несколько сочинений еврейского религиозного значения , известных сегодня как « внешние книги ». Однако есть и другие произведения, которые, по мнению большинства, были написаны совсем недавно и считаются более старыми. К ним относятся « Сефер Йецира» , которая, по мнению некоторых, была написана Авраамом ; [10] и Книга Еноха , которая, по мнению некоторых, была написана Енохом . [11]

Работы Шазаля [ править ]

Как говорилось ранее, еврейская вера заключается в том, что Пятикнижие принадлежит Моисею что оно было продиктовано Богом Моисею , а это означает , . Более поздние писания, Невиим и Ктувим , согласно традиции, были написаны еврейскими пророками. На протяжении более тысячи лет эти книги, известные как Танах , были более или менее единственными произведениями иудаизма. Однако было много материала, который не записывался, а запоминался. Известная как Устная Тора , она включает в себя более пятисот законов, извлеченных из талмудической герменевтики , а также законы, данные Моисею на Синае ( иврит : הלכה למשה מסיני , латинизированные : Галаха леМоше миСинай ). Однако около 200 г. н.э. большая часть Устной Торы была записана и известна как Мишна ( Зоар , книга, в которой описываются скрытые части Торы, также была записана примерно в это же время раввином Шимоном бар Йохаем ). Триста лет спустя был написан Талмуд , разъясняющий Мишну.

Мишна [ править ]

На протяжении поколений Устная Тора передавалась из уст в уста, в основном с помощью Синедриона , ведущего еврейского авторитета. Однако после разрушения Второго Храма Синедрион был искоренен, и большая часть Устной Торы была забыта. Следовательно, c. В 188 году н. э. раввин Иуда ха-Наси , глава изгнанного Синедриона, составил Мишну , то есть учение Устной Торы. [12] Однако после восстания Маккавеев многое уже было потеряно, что привело к многочисленным разногласиям среди ученых- таннаимов . Поэтому Мишна включает их разные мнения. Как писал Маймонид во введении к своей Мишне Тора :

[Рабби Иуда ха-Наси] собрал воедино все традиции, постановления, толкования и толкования каждого положения Торы, которые либо дошли до Моисея, нашего учителя , либо были выведены судами в последующих поколениях . [13]

Подобный проект осуществили раввин Хийя бар Абба и его ученик раввин Хошайя , известный как Тосефта . Сборник утверждений, не вошедших в Мишну, был составлен раввином Ошией и Бар Каппарой , известным как Бараитот .

Talmud[editТалмуд

Страница Бомбергского Талмуда.

Около 349, [14] Синедрион, изгнанный из Иерусалима и заседавший в Тверии , написал Иерусалимский Талмуд , гигантский труд, в котором собраны учения раввинов последних поколений, известных как Амораим , в том виде, в котором они излагали Мишну. [15] Во многом это приписывается раввину Йоханану . Однако Иерусалимский Талмуд обычно затмевается Вавилонским Талмудом , похожим, но гораздо более крупным трудом, в котором собраны учения амораимов и завершен в Вавилонии около 500 г. [14] Учения носили в основном законнический характер и устанавливали галаху . Были и другие учения, известные как агада , которые включают в себя повествования, притчи, практические советы, лекарства и идеи. Вавилонский Талмуд, приписываемый раву Аши и Равине , был впервые напечатан в 1483 году Джошуа Соломоном Сонцино . [16] Макет Талмуда, созданный Сончино, с оригинальным текстом Талмуда в центре страницы, с комментарием Раши на внешних полях и комментарием Тосафота на внутренних, позже был скопирован христианским типографом Даниэлем Бомбергом , который напечатал весь текст Талмуда. Талмуд между 1519 и 1523 годами. [17] и всеми последующими крупными изданиями Талмуда. [18] Раввин Моше Шапиро, раввин Славуты (Украина) и владелец типографии, издал «Славиту Шас». [а] в начале 1800-х годов. В 1886 году издательство «Ромм» в Вильнюсе опубликовало « Виленский шас» , который с тех пор переиздавался и остается классическим изданием Талмуда.

В последние годы к Талмуду было написано множество комментариев. Хотя наиболее часто упоминаются комментарии Раши и Тосафота, и, как уже упоминалось, они напечатаны на полях Талмуда, другие известные комментарии (которые также часто признаются галахическими произведениями) включают Пискей ха-Рош , Шитах Мекубецет , [19] Махарша ( Пискеи Галахот и Пискей Агадот ), Пней Иегошуа , [4] Мордехай Ритва , Чидушия ха- , [20] Мейри Хохмас , махаршала Шломо Шломо и Ям Шел , [21] Меир Эйней Хачмамим , Кехиллос Яаков , [22] Шаарей Йошер , [23] и Биркат Шмуэль , [24] а также многие опубликованные шиурим (классы), данные по Талмуду, в том числе раввина Нохума Парцовица ( Чиддушей Реб Нохум и Шиурей Реб Нохум ), раввина Шмуэля Розовского ( Шиурей Реб Шмуэль и Чиддушей Реб Шмуэль ), [25] Раввин Реувен Грозовский ( Чиддушей Рев Реувен ), раввин Эльхонон Вассерман ( Ковец Шиурим и Ковец Хеарос ), [23] Раввин Хаим Соловейчик ( Чиддушей ХаГрач аль ХаШас ), [26] Раввин Нафтоли Троп ( Чиддушей ха-Гранат ) и раввин Арье Лейб Малин ( Чиддушей Реб Арье Лейб ).

Каббала [ править ]

Термин «Каббала» относится к «скрытым частям Торы», часто называемым «еврейской метафизикой ». Каббалистические работы показывают, что каждая физическая вещь является метафорой духовной концепции. [27] Основной каббалистический труд «Зоар» был написан раввином Шимоном бар Йохаем , танна, жившим во втором веке, хотя он был утерян на многие годы. Однако он был обнаружен в Испании в тринадцатом веке и много раз переписывался вручную, что привело к изменениям между текстами. Между 1558 и 1560 годами он был напечатан в Мантуе на основе десяти разных рукописей, чтобы подобрать правильный текст. произошло отдельное издание Примерно в то же время в Кремоне с использованием только шести рукописей, что привело к различиям в двух изданиях. [28]

Зоар был подробно изложен раввином Ицхаком Лурией (известным как Аризаль), а его учение было обобщено в книге «Эц Хаим» его главным учеником раввином Хаимом Виталем . [29]

Галаха [ править ]

Ответы раввина Акивы Эйгера

Еврейский закон, известный на иврите как Галаха , был записан сначала в Мишне, а затем в Талмуде, причем различные мнения были распространены в шестидесяти трех трактатах . более поздние раввины, а именно геонимы раннего средневековья , ришоним высокого Однако и позднего средневековья и ахаронимы нового времени, написали более убедительные труды. Многие из этих работ представляют собой респонсы ( шеэйлот утешувот на иврите), печатные вопросы и ответы.

Геонимы, лидеры еврейства в раннем средневековье, главным образом в Вавилонии , не были плодовитыми писателями, как последующие поколения. Однако среди их немногих сочинений есть знаменитый «Шейлтот де-Рав Ахай», написанный раввином Ахаем Гаоном .

Ришоним Пискей , ведущие раввины Средневековья после геонимов, оставили множество письменных галахических произведений, в том числе ха-Рош раввина Ашера бен Йехиэля. [30] и Сефер а-Галахот раввина Ицхака Альфаси , [31] оба из которых часто публикуются в конце Талмуда; и «Арбаа Турим» , также известный как « Тур », раввина Яакова бен Ашера , четырехтомный труд, написанный в попытке систематизировать еврейский закон. [32]

Рамбам [ править ]

Раввин Моше бен Маймон , известный как Маймонид или Рамбам, был ришонцем, который жил в Испании, Марокко и Египте во второй половине двенадцатого века. Автор нескольких книг, наиболее известным из которых является галахический труд « Мишне Тора» , также известный как « Яд ха-Хазака» или просто « Рамбам» , состоящий из четырнадцати томов. была впервые написана, Хотя, когда Мишне Тора она вызвала бурную негативную реакцию со стороны современных еврейских лидеров, вскоре мировое еврейство признало ее подлинной литературой Торы. [33] со многими написанными к нему комментариями, в том числе « Ор Сомаях» , «Цофнат Панах» и сочинениями династии Соловейчиков , в том числе «Чиддушей Рабейну Хаим» раввина Хаима Соловейчика ; [34] произведения его сыновей, Чиддушей ха-Грам ха-Леви раввина Моше Соловейчика и Чиддушей Маран Рыз ха-Леви раввина Ицхака Зева Соловейчика ; [35] и его внук раввин Мешулам Довид Соловейчик по имени Чиддушей Рабейну Мешулам Довид Халеви . [36] Ученик раввина Хаима Соловейчика, раввин Иссер Залман Мельцер написал свой собственный комментарий к Рамбаму под названием «Эвен а-Эзель» . [37]

Галахические произведения Ахаронима [ править ]

Раннее издание Мишны Берура

Вероятно, это самый монументальный галахический труд из когда-либо написанных. Раввин Йосеф Каро завершил Шулхан Арух (или Кодекс еврейского закона , иногда сокращаемый до Кодексов ) в 1565 году в Цфате . Это было сжатое изложение его предыдущего галахического труда « Бейт Йосеф» , который был написан как комментарий к « Арбаа Турим» . [32] Как и Тур , он был разделен на четыре части: Орах Хаим , Йоре Деа , Эвен Хаэзер и Хошен Мишпат . « Мапа » , комментарий к Шулхан Аруху раввина Моше Иссерлеса (Ремы) , обычно печатается вместе с Шулхан Арухом в центре страницы. [38] хотя и другим шрифтом, с комментариями Турей Захав раввина Давида ха-Леви Сегала и Магена Авраама раввина Авраама Гомбинера или Сифтея Коэна раввина Шабтая ха-Коэна, напечатанными на полях. [39] Основные комментарии, написанные на «Шулхан Арух», включают « Кецос Хахошен» , «Авней Милуим» и « Несивос Хамишпат» .

Многие более поздние галахические произведения были основаны на Шулхан Арухе . В их число входят раввин Шнеур Залман из партии Ляди « Шулхан Арух Ха-Рав» , [40] раввина Йехиэля Мишеля Эпштейна , «Арух ха-Шульхан» « раввина Шломо Ганцфрида » Кицур Шулхан Арух , [7] и Авраама Данцига раввина «Хайей Адам» и «Хохмас Адам» (только по Орах Хаим и Йоре Деа ). [41] Мишна Берура , шеститомный труд, разъясняющий Орах Хаим , был опубликован между 1884 и 1907 годами, и ему следуют большинство евреев-литвишей почти исключительно . Сравнительные сефардские работы — Каф ха-Хаим и Ялкут Йосеф . Книга «Бен Иш Хай» , написанная раввином Йосефом Хайимом , основана на проповедях, которые он произнес, и поэтому включает в себя галаху , а также Каббалу и объяснения Торы. [7]

Многие галахические произведения Ахароним являются респонсами. К ним относятся « Игрос Моше» раввина Моше Файнштейна , [42] Нода бехуда раввина Йечезкеля Ландау , [41] Шеэйлот Утешувот Рабби Акива Эйгер из рабби Акивы Эйгера , [43] «Бейс ха-Леви», раввин Йосеф Дов Соловейчик , [44] Шевет ха-Леви раввина Шмуэля Вознера и Циц Элиэзер раввина Элиэзера Вальденберга . Другой известный галахический труд — « Хофец Хаим» , посвященный законам правильной речи, написанный раввином Исраэлем Меиром Каганом . [45]

Хасидизм [ править ]

, также известный как хасидизм , Хасидизм — это ортодоксальное еврейское движение, зародившееся в Восточной Европе в середине восемнадцатого века и основанное Баал Шем Товом . Описывая хасидскую мысль, раввин Арье Каплан пишет:

В учениях хасидских мастеров можно встретить новый подход к Богу и духовному. Ни каббала , ни философия, а опыт – это правильный путь приближения к Богу. «Служите Богу с радостью!» «Вкусите и увидите, что Бог благ!» «Для меня лучше всего близость Бога!»... Хасидские мастера использовали язык каббалы и, в меньшей степени, язык еврейской философии, чтобы научить обычного человека тому, как он может познать Бога. [46]

Первая опубликованная хасидская книга « Толдот Яаков Йосеф» раввина Яакова Йосефа из Поллонии , переплетенная цитатами из Баал Шем Това, была опубликована в 1780 году. [46] [47] Более поздние хасидские работы включают «Ноам Элимелех» раввина Элимелеха из Лизенска , [48] «Бней Иссашар», раввин Цви Элимелех Спира , [49] «Кедушат Леви» , раввин Леви-Ицхок из Бердичева , [50] и Таня от раввина Шнеура Залмана из Ляд . [51]

Мусар [ править ]

Хотя изучение мусара (духовного и межличностного самосовершенствования) всегда существовало в еврейских кругах, оно стало более распространенным с появлением движения Мусар в девятнадцатом веке. Классическая библиотека Мусар, состоящая из Шаарей Тшува , Ховот а-Левавот , Маалот ха-Миддот , Орхот Цаддиким , Месиллат Йешарим и Дерех Ашем , позже была расширена за счет сочинений раввинов и машгиахов после начала движения Мусар. Более поздние работы включают « Исраэля Салантера раввина Ор Исраэль» , «Хохма У'Муссар» раввина Зива Симхи Зисселя , « Йосефа Йозеля Горовица раввина Мадрейгас ха-Адам» , Элияху Десслера раввина «Михтав МеЭлиягу» , « раввина Йерухома Левовица » Даас Хохма У'Муссар и Даас Тора , раввина Хаима Шмулевица » «Сихос Мусар , [52] и раввина Шломо Вольбе Алей Шур .

См. также [ править ]

Пояснительные примечания [ править ]

  1. ^ Примечание: Шас — это еврейская аббревиатура от Шиша Сидрей , которая используется для обозначения всего Талмуда.

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Браун Драйвер Бриггс
  2. ^ Закон 2003 г. , с. 130.
  3. ^ Бамбергер 2017 , с. 18.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Закон 2003 , с. 99.
  5. ^ Закон 2003 г. , с. 103.
  6. ^ Бамбергер 2017 , с. 41.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Закон 2003 , с. 126.
  8. ^ Закон 2003 г. , с. 176.
  9. ^ Бамбергер 2017 , с. 39.
  10. ^ «История «Сефер Йецира» – Книги становления» . сайт emol.org . Проверено 25 апреля 2021 г.
  11. ^ «Был ли у Ноя сефарим от предыдущих поколений?» . judaism.stackexchange.com . Обмен стеками . Проверено 25 апреля 2021 г.
  12. ^ Спиро 2011 , с. 204-205.
  13. ^ Спиро 2011 , с. 206.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ваксман, Ефрем (2016). Хронология Дор Л'Дор: Годовая графическая хронология еврейской истории от сотворения мира до наших дней (Пятое изд.). Издательство Фельдхайм . п. 41. ИСБН  978-1583302873 .
  15. ^ Спиро 2011 , с. 207.
  16. ^ «Введение в: Печать Талмуда» . brill.com . Издательство «Брилл» . Проверено 30 апреля 2021 г.
  17. ^ «Книги людей Книги» . loc.gov . Библиотека Конгресса . Проверено 30 апреля 2021 г.
  18. ^ Бамбергер 2017 , с. 54.
  19. ^ Бамбергер 2017 , с. 69.
  20. ^ Бамбергер 2017 , с. 62.
  21. ^ Бамбергер 2017 , с. 66.
  22. ^ Бамбергер 2017 , с. 238.
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Закон 2003 , с. 167.
  24. ^ Закон 2003 г. , с. 166.
  25. ^ Бамбергер 2017 , с. 242.
  26. ^ Бамбергер 2017 , с. 210.
  27. ^ «Что такое Каббала?» . aish.com . Айш . Проверено 2 мая 2021 г.
  28. ^ Мизрахи, Израиль (28 апреля 2021 г.). «Как Зоар достиг масс». Журнал Ами (515).
  29. ^ Бамбергер 2017 , с. 310.
  30. ^ Бамбергер 2017 , с. 92.
  31. ^ Бамбергер 2017 , с. 84.
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Спиро 2011 , с. 288.
  33. ^ Спиро 2011 , с. 242.
  34. ^ Закон 2003 г. , с. 174.
  35. ^ Бамбергер 2017 , с. 230.
  36. ^ «Новый Сефер Аль ХаРамбам от рава Мешулама Довида Галеви Соловейчика ztl» . Мацав.com. 7 января 2022 г. Проверено 3 апреля 2022 г.
  37. ^ Закон 2003 г. , с. 165.
  38. ^ Бамбергер 2017 , с. 100.
  39. ^ Закон 2003 г. , с. 90.
  40. ^ Закон 2003 г. , с. 105.
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Закон 2003 , с. 104.
  42. ^ Бамбергер 2017 , с. 192.
  43. ^ Бамбергер 2017 , с. 174.
  44. ^ Бамбергер 2017 , с. 47.
  45. ^ Закон 2003 г. , с. 138.
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каплан, раввин Арье (1984). Хасидские мастера . Бруклин, Нью-Йорк: Издательская корпорация Moznaim. ISBN  9780940118904 .
  47. ^ «Первая хасидская книга» . jewishvirtuallibrary.org . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 30 апреля 2021 г.
  48. ^ Бамбергер 2017 , с. 319.
  49. ^ Бамбергер 2017 , с. 331.
  50. ^ Бамбергер 2017 , с. 324.
  51. ^ Спиро 2011 , с. 294.
  52. ^ Бамбергер, 2017 и 246-279 .

Библиография [ править ]

  • Бамбергер, раввин Моше (2017). Великая еврейская классика (Первое изд.). Бруклин, Нью-Йорк: Mesorah Publications, Ltd. ISBN  978-1-4226-1950-6 .
  • Спиро, Кен (2011). Ускоренный курс еврейской истории . Саутфилд, Мичиган: Targum Press . ISBN  978-1-56871-532-2 .
  • Закон, раввин Нахман (июнь 2003 г.). Еврейский опыт: 2000 лет (второе изд.). Бруклин, Нью-Йорк: Mesorah Publications, Ltd. ISBN  1-57819-496-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6e65d1fdaa611a7bfe4f04fd4018a952__1717347960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/52/6e65d1fdaa611a7bfe4f04fd4018a952.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sifrei Kodesh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)