Рав Аши
Раввинские эпохи |
---|
Рав Аши ( иврит : רב אשי ) («Раввин Аши») (352–427) — вавилонский еврейский раввин, представитель шестого поколения амораев . Он восстановил Академию в Суре и был первым редактором Вавилонского Талмуда .
Первоначальное произношение его имени могло быть Ашей , о чем свидетельствует рифма его имени с « Моше » в трудах Маймонида . [1] и возможная рифма со словом микдашей ( Псалмы 72:17 ) в самом Талмуде. [2]
Биография
[ редактировать ]По традиции, сохранившейся в академиях, рав Аши родился в том же году, когда умер Рава (великий учитель Махузы ), [3] и он был первым важным учителем Талмудических академий в Вавилонии после смерти Равы. Симай, отец Аши, был богатым и образованным человеком, студентом колледжа Нареша близ Суры , которым руководил Рав Папа , ученик Равы. Учителем Аши был рав Кахана III , член того же колледжа, который позже стал президентом академии в Пумбедите . Аши женился на дочери Рами бар Хамы , [4] или Рами б. Авва по другим текстам. [5]
Аши был богатым и влиятельным человеком, владевшим многими владениями и лесами. [6] Талмуд приводит его как пример «Торы и величия, объединенных в одном месте», то есть он обладал как научными достижениями, так и политическим авторитетом. [7] и он имел власть даже над эксилархом Хуной бар Натаном . [7]
Возвышение Суры
[ редактировать ]Еще будучи молодым, рав Аши стал главой Академии Сура , и его выдающиеся знания были признаны старшими учителями. Он был закрыт после смерти рава Чисды (309 г.), но при раве Аши снова стал интеллектуальным центром вавилонских евреев . Аши также внес свой вклад в его материальное величие, восстановив академию и синагогу связанную с ней в Мата-Мехасье , [8] не жалея средств и лично контролируя их реконструкцию. [9] Как прямой результат известности рава Аши, Эксиларх ежегодно приезжал в Суру через месяц после Рош ха-Шана, чтобы завоевать уважение собравшихся представителей вавилонских академий и общин. Эти праздники и другие собрания в Суре были настолько великолепны, что рав Аши выразил свое удивление тем, что некоторые из неевреев, проживающих в Суре, не поддались искушению принять иудаизм . [10] [11]
Сура сохраняла известность, присвоенную ей равом Аши, в течение нескольких столетий, и только в течение последних двух столетий гаонского периода Пумбедита снова стала ее соперником. Сын рава Аши Табьоми (известный как Мар бар Рав Аши ) был признанным учёным, но только в 455 году, через 28 лет после смерти отца, он получил должность, которую его отец так успешно занимал на протяжении более полувека.
Составление Гемары
[ редактировать ]О его властной личности, его ученом положении и богатстве достаточно свидетельствует имевшая в то время поговорка о том, что со времен раввина Иуды ха-Наси ученость и социальная известность никогда не были так объединены в одном человеке, как в Раве Аши. [7] Действительно, так же, как Иуда ха-Наси составил и отредактировал Мишну ; Рав Аши посвятил работе всей своей жизни сбор и редактирование под именем Гемара объяснений Мишны, которые преподавали в вавилонских академиях со времен Рава , вместе со всеми связанными с ними дискуссиями и всеми галахический и аггадический материал, изучаемый в школах. [11]
Вместе со своими учениками и учёными, собравшимися в Суре на « Каллах », или полугодовую конференцию колледжа, он выполнил эту задачу. Доброжелательное отношение короля Йездигерда I , а также преданное и уважительное признание его власти со стороны академий Нехардеи и Пумбедиты во многом способствовали этому начинанию. Особенно важным элементом успеха Аши была продолжительность его пребывания на посту главы Академии Сура. Согласно традиции, принесенной Хай Гаоном , он занимал эту должность 60 лет, хотя, учитывая его примерно 75-летнюю продолжительность жизни, возможно, это число было округлено в большую сторону. Согласно той же традиции, эти 60 лет были распределены настолько симметрично, что каждому трактату требовалось шесть месяцев (включая одну Каллу) для изучения Мишны и редактирования ее традиционных толкований ( Гмары ), что в общей сложности составляло 30 лет для 60 трактатов. Тот же процесс повторился в последующие 30 лет. Действительно, в самом Талмуде упоминаются ранняя и поздняя версии учения рава Аши по крайней мере по одному предмету. [12]
Помимо этого, сам Талмуд не содержит ни малейшего намека на деятельность, которую Аши и его школа вели в этой области на протяжении более полувека. Даже то, была ли эта редакционная работа записана, и, таким образом, произошло ли написание Вавилонского Талмуда при раве Аши или нет, нельзя ответить ни из одного утверждения Талмуда. Тем не менее вполне вероятно, что фиксация текста столь обширного литературного произведения не могла быть осуществлена без помощи письма. [11]
Работа, начатая равом Аши, была продолжена в двух последующих поколениях и завершена Равиной II , другим президентом коллегии в Суре, который умер в 499 году. К работе, которую Равина оставил, сабораимам были сделаны лишь небольшие дополнения . К одному из этих дополнений — к древнему изречению о «Книге Адама, Первого Человека» — прилагается такое утверждение: «Рав Аши и Равина — последние представители независимого решения ( хораа )», [2] очевидная ссылка на работу этих двоих по редактированию Вавилонского Талмуда, который как объект изучения и источник практических «решений» должен был иметь такое же значение для будущих поколений, как Мишна имела для амораимов . [11]
Учения
[ редактировать ]- Талмид хачам, который не так силен, как железо, не является талмид хачам. [13]
- Кто высокомерен, тот порочен. [14]
Могила Рава Аши
[ редактировать ]Согласно традиционному еврейскому верованию, могила рава Аши расположена на холме с видом на кибуц Манара в Израиле . Мусульмане утверждают, что это могила мусульманина шиита - шейха Аббада, считающегося основателем шиитского движения в Ливане, который жил около 500 лет назад. Когда Израиль ушел из Южного Ливана в мае 2000 года, основным препятствием, сдерживающим размещение миротворцев Организации Объединенных Наций вдоль границы, было выделение этого спорного участка. Это был один из последних споров, урегулированных между Государством Израиль и Ливаном. Одним из вариантов было возведение баррикады вокруг могилы, чтобы не допустить посещения этого места мусульманами и евреями. После « голубой линии», проведенной Организацией Объединенных Наций , пограничный забор проходит через середину спорной гробницы. [15]
См. также
[ редактировать ]- Мар бар Рав Аши в седьмом поколении. Амора , его сын, мудрец Вавилона
Ссылки
[ редактировать ]- ^ В Иггерете Теймане
- ^ Jump up to: а б Бава Меция 86а
- ^ Кидушин 72б
- ^ Бейца 29б; однако, по словам Аарона Хеймана ( Толдот Танаим веАмораим ), это опечатка.
- ^ Халлин 111а
- ^ Мужество Каттан 12б; Недарим 62б
- ^ Jump up to: а б с Вы пошли по 59а; Синедрион 36а
- ^ Шерира Гаон (1988). Иггеры рава Шериры Гаона . Перевод Носсона Довида Рабиновича. Иерусалим: Школьное издательство раввина Джейкоба Джозефа - Институт Ахават Тора, Мознаим. п. 110 (глава 11). OCLC 923562173 .
Все эти годы после Р. Паппы был гаоном в Суре Р. Аши. Он пришел в Мата-Мехасью, разрушил синагогу Бей-Рав и отстроил ее заново (как мы говорим в [главе] Ха-Шутафин ), сделав ряд прекрасных улучшений. Он созвал [в Мата-Мехасье] празднества и дни поста, которые [до этого] были прерогативой только эксиларха и в Нехардее.
- ^ Вавилонский Талмуд ( Шаббат 11а; Баба Батра 3б)
- ^ Берахот 17б
- ^ Jump up to: а б с д Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Ястроу, Маркус ; Бахер, Вильгельм (1901–1906). «Аши» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Бава Батра 157б
- ^ Таанит 4а
- ^ Мегилла 29а
- ↑ Могила раввина будет разделена: половина в Израиле, половина в Ливане.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Ястроу, Маркус ; Бахер, Вильгельм (1901–1906). «Аши» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Имеет следующую библиографию:
- Письмо Шериры Гаон ;
- Хайльприн, Седер ха-Дорот ;
- Сакуто , Юхасин;
- Вайс, Дор , III. 208 и последующие;
- В. Бахер , Агада Вавилонская. Аморский, с. 144.