Бар Рабба бар Хана
Раввинские эпохи |
---|
Рабба бар-бар Хана был еврейским талмудистом , жившим в Вавилонии , известным как Амора второго поколения.
Биография
[ редактировать ]Он был внуком Ханы и братом Хийи. Он отправился в Израиль и стал учеником Йоханана бар Наппаха , высказывания которого он передавал.
Похоже, он не пользовался большим уважением в Израиле, поскольку считалось само собой разумеющимся, что Шимон бен Лакиш не оказал ему чести, обратившись к нему публично в Вавилонском Талмуде, Йома 9б. После несколько длительного пребывания в Палестине он вернулся в Месопотамию , называемую в еврейских текстах Вавилонией , и проживал как в Пумбедите , так и в Суре . В Пумбедите он сначала отказался посещать лекции Иуды бар Иезекииля , [ 1 ] но вскоре он стал его другом. Он советовался с ним в трудных случаях. [ 2 ]
Согласно Вавилонскому Талмуду, Гиттин 16б–17а, Иуда и его ученик Рабба бар Нахмани однажды посетили больного Раббу и задали галахический ему вопрос. Пока они были там, внезапно появился зороастрийский священник ( еврейский вавилонский арамейский : חַבְרָא , латинизированный: ḥaḇrā ) и взял лампу, потому что это был праздник, а евреям было запрещено разжигать огонь из-за его священности . [ 3 ] Он воскликнул: «Милосердный! Давай жить или в Твоей тени, или в тени потомков Исава [римлян]».
Преследования вавилонских евреев со стороны Сасанидской империи побудили Раббу принять решение вернуться в Палестину согласно Вавилонскому Талмуду, Песахим 51а. Однако нигде не сказано, что он осуществил это намерение. Во время своего проживания в Академии Суры он хотел ввести чтение Десяти Заповедей отговорил его в ежедневную молитву, но рав Чисда . [ 4 ] Позже он посетил Махозу и рассказал о чудесных подвигах, которые он видел в исполнении жонглёра, согласно Бава Батра 73а, б.
Агадические учения
[ редактировать ]Сохранились некоторые агадические высказывания Раббы бар бар Хана. Цитируя Иеремия 23:29 , он сравнивает Тору с огнем в том смысле, что, поскольку огонь не зарождается сам по себе, и Закон не сохраняется при одиночном изучении, согласно Таанит 7а.</ref> Его интерпретации Притчей 9 :3,14 и Исаия 28:26 в Синедрионе 38а, 105а также заслуживают внимания; он сказал: «Душа одного праведника равна ценности всего мира» в 103б. [ а ]
Фантастические путешествия
[ редактировать ]Рассказы Раббы бар-бар-Ханы о его чудесных переживаниях во время путешествий и путешествий по пустыне стали известными. Эти счета можно разделить на две группы.
В первой группе он записывает свои наблюдения, обычно начиная со слов «Я видел». Среди них - его замечания относительно определения самой плодородной части Израиля - «земли, текущей молоком и медом» в Кетубот 111b–112a; расстояние между Иерихоном и Иерусалимом в Йоме 39б; область на равнинах Моава, упомянутая в «Станциях Исхода» как стан детей Израиля в Йоме 75б; и клещевина, выращиваемая в Израиле, или тыква Ионы, в Шаббат 21а. Сюда же относятся его рассказы о своих отношениях с арабами, один из которых однажды использовал термин, который объяснил ему это слово в Псалмах 55:23 .
Во вторую группу вошли его фантастические приключения на море и в пустыне. Одной из наиболее заметных фигур в этих историях является араб из Бава Батра 73б, который сопровождал Раббу и его товарищей в их путешествии по пустыне. Этот араб настолько хорошо знал дорогу, что по запаху песка мог определить, где находится источник. Путешественники прошли через пустыню, по которой сыны Израиля скитались сорок лет. Араб показал гору Синай Раббе, который услышал голос Бога, говорящий с горы и сожалеющий об изгнании Израиля. Араб также указал, где израильтяне были поглощены землей, и из дымящейся бездны Рабба услышал слова: «Моисей — истина, и его учение — истина, но мы — лжецы».
В Бава Батра 73а ему были показаны гигантские тела израильтян, погибших в пустыне, лежащие лицом вверх и там, где небо и земля почти соприкасались, так что он мог наблюдать вращение небесных сфер вокруг Земли за двадцать лет. четыре часа. В некоторых рассказах Рабы рассказывается об огромных размерах животных, которых он видел. В Бава Батра 73б:5 он говорит: «Однажды мы путешествовали на корабле и увидели некую рыбу, на которой осел песок и на которой росла трава. спина рыбы, но когда спина ее нагрелась, она перевернулась, и если бы не тот факт, что корабль был рядом, мы бы утонули». Сходство с более поздним путешествием Синдбада-морехода очевидно. [ 5 ]
И Рабба бар бар Хана сказал: Я видел некую лягушку [акрукту], которая была размером с крепость [акра] Хагроньи. А насколько велик форт Агронья? Его размер равен шестидесяти домам. Пришла змея и проглотила лягушку. Прилетел ворон и проглотил змею, подлетел и сел на дерево. Приходите и посмотрите, насколько велика сила дерева[!]
- Бава Батра 73б:3 [ 6 ]
Истории Раббы породили целую литературу; Помимо многочисленных комментариев к агадахическим частям Талмуда, которые преимущественно посвящены этим рассказам, в различных периодических изданиях появилось более двадцати эссе, интерпретирующих и комментирующих их.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Жонглер и король , Аарон Фельдман (Филипп Фельдхайм, 1991). ISBN 0-87306-557-3
- Хаим Хиршенсон (1923–1924). Мозаэ Майим: комментарий к Агаде Раббы Бар Бар Хана (на иврите). Будапешт.
- Легенды Раббы Бар Бар Ханна , Бецалель Наор (Orot/Kodesh Press, 2019). ISBN 1947857118
Внешние ссылки
[ редактировать ]- И исчезла из глаз всего живого (введения, исходный материал и пояснения по Агадоту), Тувия Липшиц
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иврит: Одна праведная душа против всего мира.
- ^ Вавилонский Талмуд, Шабат 148а.
- ^ Вавилонский Талмуд Моэд Катан 17а
- ^ Грец, "Геш". 2-е изд., IV. 292
- ^ Вавилонский Талмуд Берахот 12а
- ^ Иммануэль Олсвангер, Розинкесс с миндалем. Из народной литературы восточных евреев: шутки, рассказы, пословицы, загадки , 1920, с. 185 (Интернет-архив)
- ^ «Бава Батра 73б:3» . www.sefaria.org .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Рабба бар бар Хана» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.