Танхума бар Абба
Раввинские эпохи |
---|
Танхума бар Абба ( иврит : Танхума бар Абба ) — еврейский амора в 5-м поколении, один из выдающихся аггадистов своего времени.
Биография
[ редактировать ]Он был учеником Хуны бар Абина . [ 1 ] от кого он передает галахические [ 2 ] а также агадические высказывания. [ 3 ] Он также получил инструкции от Иуды бен Шалома. [ 4 ] и Р. Пинхас. [ 5 ] По словам В. Бачера , он проживал в Наве , городе в Батанее . [ 6 ]
Вавилонский Талмуд рассказывает следующий случай, вероятно, основанный на реальном происшествии. Император ( без сомнения, имеется в виду христианский правитель) сказал Танхуме: «Давайте все станем одним народом». На это последний ответил: «Да, но поскольку мы обрезаны, мы не можем стать такими, как ты, тогда как ты, обрезавшись, можешь стать таким, как мы». На это император сказал: «Вы ответили мне правильно; но тот, кто нанесет вред царю, должен быть брошен на растерзание диким зверям». Это было сделано, но животные не причинили Танхуме никакого вреда. Стоявший рядом неверующий заметил, что, возможно, они не голодны, после чего его самого бросили вслед Танхуме и мгновенно растерзали. [ 7 ]
Что касается общественной деятельности Танхума, то известен лишь один факт: он приказал поститься из-за засухи. Было проведено два поста, но дождя не было, после чего Танхума приказал провести третий пост, сказав в своей проповеди: «Дети мои, будьте милосердны друг к другу, и Бог будет милостив к вам». По этому случаю один мужчина дал деньги своей разведенной жене, которая была в нужде; Тогда Танхума поднял лицо к небу и помолился: «Повелитель Вселенной, этот жестокосердный человек сжалился над своей женой, когда увидел, что она в нужде, и помог ей, хотя и не был обязан это делать; тем более неужели Ты, Милостивый и Милосердный, исполнишься жалости, когда увидишь Своих возлюбленных детей, сыновей Авраама , Исаака и Иакова , в нужде». Как только он перестал молиться, пошел дождь, и мир избавился от страданий. [ 8 ]
Учения
[ редактировать ]Танхума не часто упоминается как галахист . Несколько замечаний и объяснений галахических учений приписаны ему в Иерусалимском Талмуде . [ 9 ] в то время как в Вавилонском Талмуде упоминается возражение, выдвинутое им против галахического тезиса, выдвинутого иудейскими школами. [ 10 ]
С другой стороны, как аггадист , он часто упоминается, и многочисленные его агадические учения, которые до сих пор сохранились, затрагивают каждую область агады. Он часто указывает на библейские основания высказываний старых авторов, всегда используя характерную формулу вступления: «Я даю причину»; то есть «я цитирую библейский авторитет». [ 11 ] Он также объясняет и комментирует старые высказывания: [ 12 ] корректирует различные традиции, [ 13 ] и варьирует текст старых агадических учений. [ 14 ] Его собственные агадические учения мало чем отличаются от учений его современников, хотя некоторые из его интерпретаций приближаются к простому экзегетическому методу. Примером этого является его интерпретация Экклезиаста 3:11, где он объясняет слово «ха-кол» как означающее «вселенная». [ 15 ]
Танхума часто использовал символику для иллюстрации своей мысли. Можно процитировать некоторые из его агадических высказываний: «Подобно тому, как ящик для специй содержит все виды ароматных специй, так и мудрый юноша должен быть наполнен всеми видами библейских , мишнаических , галахических и агадических знаний». [ 16 ] В Исаии 45:3 Танхума сказал: « Навуходоносор пожалел своего сына и преемника Эвил-Меродаха на его сокровища, поэтому он наполнил железные корабли золотом и потопил их в Евфрате. Когда Кир завоевал Вавилонию и решил восстановить Храм в Иерусалиме , он отвлекся река в другое русло, и «сокровища тьмы и сокровенные богатства тайных мест» были отданы ему». [ 17 ]
Танхума часто проводил религиозные диспуты с учеными-неевреями, особенно с христианами ; и сам он рассказывает об одном случае, произошедшем в Антиохии . [ 18 ] Его спросили о Бытии 3:5, где слово «Ке-Элогим [йод'ей тов ва-ра']», по-видимому, указывает на множественность богов. Танхума ответил, что такая конструкция опровергается непосредственно предшествующими словами «йодеа» [единственное число] Элохим». Его частые контакты с неевреями привели его к формулировке следующего правила: «Когда неевреи приветствуют вас благословением, ответьте ему «Аминь»». [ 19 ]
«Песикта Раббати» содержит около восьмидесяти стихотворений, которые, как утверждается, произошли от Танхумы и начинаются с фразы «Так сказал Р. Танхума». Большое количество стихотворений, носящих его имя, можно найти также в Мидраше Танхума . В дополнение к этим предисловиям, несколько длинных разделов «Песикта Раббати», а также «Мидраша Танхума», сопровождаются примечанием «Так объяснял [или «проповедовал»] Р. Танхума».
Кавычки
[ редактировать ]- Если вы приобрели знания, чего вам не хватает? а если вам не хватает знаний, что вы приобрели? [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Числа Раба 3; Бытие Раба 41
- ^ Йерушалми Халла 57d; Шаббат 10с
- ^ Иерусалим Пеа 15б; Шаббат 11д; Авода Зара 43а
- ^ Мидраш Теилим к Псалмам 119:2.
- ^ Йерушалми Шекалим 49д
- ^ сравните А. Нойбауэр , GT , с. 23
- ^ Синедрион 39а
- ^ Бытие Раба 33; Левит Раба 34
- ^ Йерушалми Эрувин 26c; Песахим 37б,д; Йома 44д; Шекалим 47с; Таанит 67а
- ^ Халлин 55б
- ^ Йерушалми Берахот 12c; Бытие Раба 4:3; Левит Раба 21
- ^ Бытие Раба 24
- ^ Левит Раба 24:5
- ^ Бытие Раба 43:3
- ^ Бытие Раба 9:2
- ↑ Шир хаШирим Раба 5:13.
- ^ Эстер Раба 3:1
- ^ Бытие Раба 19:4
- ^ Йерушалми Берахот 12c; Сукка 54а
- ^ Левит 1:6) . Нью-Йорк. 1987 год.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Вильгельм Бахер ; Якоб Залель Лаутербах (1901–1906). «Танхума бар Абба» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. Имеет следующую библиографию:
- Вайс, Дор , III. 142-144;
- З. Франкель , Мебо, с. 131а, б;
- С. Бубер , Einleitung zum Midrash Tanhuma, стр. 3а, 4а;
- В. Бахер , Аг. Пал. Любовь. iii. 465-514.