Исаак
Исаак | |
---|---|
Ишак | |
Супруг | Ребекка (также пишется Ребекка) |
Дети | |
Родители | |
Семья |
|
Исаак [а] трех патриархов израильтян является одним из и важной фигурой в авраамических религиях , включая иудаизм , христианство и ислам . Исаак впервые появляется в Торе , где он является сыном Авраама и Сарры , отцом Иакова и Исава и дедом двенадцати колен Израилевых .
Имя Исаака означает «он будет смеяться», отражая неверный смех Авраама и Сарры, когда Бог сказал им, что у них будет ребенок. [1] [2] Он единственный патриарх, чье имя не было изменено, и единственный, кто не покинул Ханаан . [2] Согласно повествованию, он умер в возрасте 180 лет, будучи самым долгоживущим из трех патриархов. [2]
Этимология [ править ]
имя Англиизированное «Исаак» является транслитерацией еврейского имени. יִצְחָק ( Yīṣḥāq ), что буквально означает «Он смеется/будет смеяться». Угаритские тексты, датируемые 13 веком до н. э., упоминают доброжелательную улыбку ханаанского божества Эла . [3] приписывает Вместо этого Бытие смех родителям Исаака, Аврааму и Сарре . Согласно библейскому повествованию, Авраам упал ниц и засмеялся, когда Бог (иврит Элохим ) сообщил новость о возможном рождении их сына. Он засмеялся, потому что Сара уже вышла из детородного возраста; и она, и Авраам были преклонного возраста. Позже, когда Сара услышала, как три посланника Господа возобновляют обещание, она внутренне рассмеялась по той же причине. Сара отрицала, что смеялась, когда Бог спросил об этом Авраама. [1] [4] [5]
Повествование Бытия [ править ]
Рождение [ править ]
После того, как Бог меняет имена Аврама и Сары на Авраам и Сарра , он говорит Аврааму , что родит от Сарры второго сына по имени Исаак, с которым будет заключен новый завет. В ответ Авраам начал смеяться, поскольку и он, и Сарра были далеко за пределами естественного детородного возраста. [6] Некоторое время спустя трое мужчин, которых Авраам называет посланниками Бога, посещают его и Сарру, и Авраам угощает их едой и сладостями. Они повторяют пророчество о том, что Сара родит ребенка, обещая рождение Исаака через год, после чего Сара недоверчиво смеется. [7] Бог задается вопросом, почему пара недоверчиво рассмеялась его словам, и произошло ли это потому, что они верят, что такие вещи были вне его власти. Теперь, испугавшись, они тщетно отрицают, что когда-либо смеялись над Божьими словами. [8]
Проходит время, и рождается Исаак. [9] Исаак был вторым сыном Авраама и первенцем Сарры, которая тогда была Сарой. Сара долгое время была бесплодна и искала способ исполнить Божье обещание о том, что Аврам станет отцом многих народов, особенно после того, как они состарились, поэтому она предложила Агарь Авраму в качестве его наложницы. [10]
На восьмой день от рождения Исаак был обрезан , как это было необходимо для всех мужского пола в доме Авраама, чтобы соответствовать еврейскому завету. [11]
После того как Исаак был отнят от груди, Сарра увидела, как с ним играет Измаил , и призвала мужа изгнать рабыню Агарь и ее сына, чтобы Исаак стал единственным наследником Авраама. Авраам колебался, но по повелению Бога он выслушал просьбу жены. [12]
Привязка [ править ]
В какой-то момент юности Исаака отец Авраам взял его на гору Мориа . По повелению Бога в качестве последнего из десяти испытаний, проверяющих его веру, Авраам должен был построить жертвенный жертвенник и принести в жертву на нем своего сына Исаака. После того как он привязал своего сына к жертвеннику и вытащил нож, чтобы убить его, в последний момент ангел Божий не позволил Аврааму продолжить путь. Вместо этого ему было приказано принести в жертву ближайшего барана, застрявшего в зарослях. [13]
Семейная жизнь [ править ]
До того, как Исааку исполнилось 40 лет (Бытие 25:20), [14] Авраам послал Элиезера , своего управляющего, в Месопотамию найти жену для Исаака из своего племянника Вафуила семьи . Элиезер выбрал для Исаака арамейскую Ревекку . После многих лет брака с Исааком Ревекка так и не родила ребенка и считалась бесплодной. Исаак помолился за нее, и она зачала. Ревекка родила мальчиков-близнецов Исава и Иакова . Исааку было 60 лет, когда у него родились двое сыновей. [15] Исаак предпочитал Исава, а Ревекка предпочитала Иакова. [16]
В повествованиях об Исааке не упоминается о наличии у него наложниц. [17]
Миграция [ править ]
Исаак переехал в Беэр-Лахай-Рой после смерти отца. [18] Когда в стране случился голод, он переселился в филистимскую землю Герар , где когда-то жил его отец. Эта земля все еще находилась под контролем царя Авимелеха, как и во дни Авраама. Как и его отец, Исаак также притворился, что Ревекка — его сестра, из-за страха, что Авимелех убьет его, чтобы забрать ее. Он вернулся ко всем колодцам, которые выкопал его отец, и увидел, что все они засыпаны землей. Филистимляне сделали это после смерти Авраама. Итак, Исаак раскопал их и начал рыть новые колодцы вплоть до Беэр-Шевы , где он заключил договор с Авимелехом, как и во дни его отца. [19]
Право первородства [ править ]
Исаак состарился и ослеп. Он позвал своего сына Исава и велел ему принести ему немного оленины, чтобы получить благословение Исаака. Пока Исав охотился, Иаков, прислушавшись к совету своей матери, обманул своего слепого отца, выдав себя за Исава, и тем самым получил благословение своего отца, так что Иаков стал основным наследником Исаака, а Исав остался в худшем положении. Согласно Бытию 25:29–34, [20] Исав ранее продал Иакову свое первородство за «хлеб и чечевичную похлебку». После этого Исаак отправил Иакова в Месопотамию взять жену из дома брата его матери. После 20 лет работы у своего дяди Лавана Иаков вернулся домой. Он примирился со своим братом-близнецом Исавом, затем они с Исавом похоронили в Хевроне своего отца Исаака после его смерти в возрасте 180 лет. [21] [22]
Место захоронения [ править ]
Согласно местной традиции, могилы Исаака и Ревекки , наряду с могилами Авраама и Сарры, Иакова и Лии , находятся в Пещере Патриархов . [23]
Еврейские взгляды [ править ]
В раввинской традиции возраст Исаака на момент связывания принимается равным 37 годам, что контрастирует с обычными изображениями Исаака в детстве. [24] Раввины также думали , что причиной смерти Сары стало известие о предполагаемом жертвоприношении Исаака. [24] Жертвоприношение Исаака упоминается в призывах к милости Божией в более поздних еврейских традициях. [25] Постбиблейские еврейские интерпретации часто раскрывают роль Исаака за пределами библейского описания и в первую очередь сосредотачиваются на предполагаемом жертвоприношении Исаака Авраамом, называемом акедой ( «связывание»). [3] По версии этих толкований, Исаак умер в жертвоприношении и воскрес. [3] Согласно многим сообщениям Агады , в отличие от Библии, именно сатана испытывает Исаака как агента Бога . [26] Готовность Исаака следовать повелению Бога ценой своей смерти стала образцом для многих евреев, которые предпочли мученическую смерть нарушению еврейского закона . [24]
Согласно еврейской традиции, Исаак установил послеобеденную молитву. Эта традиция основана на 24-й главе Бытия, 63-м стихе. [27] («Вечером Исаак вышел медитировать в поле»). [24]
Исаак был единственным патриархом , который оставался в Ханаане всю свою жизнь, и хотя однажды он попытался уйти, Бог сказал ему не делать этого. [28] Раввинистическая традиция объясняет, что Исаак был почти принесён в жертву, и всё, что было принесено в жертву, не может покинуть Землю Израиля . [24] Исаак был старейшим из библейских патриархов на момент своей смерти и единственным патриархом, имя которого не было изменено. [3] [29]
Раввинская литература также связала слепоту Исаака в старости, как сказано в Библии, с жертвенным связыванием: глаза Исаака ослепли, потому что слезы ангелов, присутствовавших во время его жертвоприношения, упали на глаза Исаака. [26]
Христианские взгляды [ править ]
Раннехристианская церковь продолжила и развила новозаветную тему Исаака как прообраза Христа, а Церковь была одновременно «сыном обетования» и «отцом верных». Тертуллиан проводит параллель между тем, как Исаак несет дрова для жертвенного огня, с тем, как Христос несет свой крест. [30] и было общее мнение, что, хотя все жертвы Ветхого Закона были предвосхищением жертвоприношений на Голгофе, жертва Исаака была таковой «в выдающемся смысле». [31]
Восточная Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь считают Исаака святым наряду с другими библейскими патриархами . [32] Наряду с праздниками других патриархов и ветхозаветных праведников, его праздник отмечается в Восточной Православной Церкви и Византийском обряде Католической Церкви во второе воскресенье перед Рождеством (11–17 декабря) под названием « Неделя Пресвятой Богородицы» . Праотцы . [33]
Исаака поминают в католической церкви 25 марта. [34] или 17 декабря. [35]
Новый Завет [ править ]
В Новом Завете говорится, что Исаак был «принесен в жертву» своим отцом Авраамом и что Исаак благословил своих сыновей. [29] Павел противопоставил Исаака, символизирующего христианскую свободу , отвергнутому старшему сыну Измаилу, символизирующему рабство; [3] [36] Агарь связана с Синайским заветом, а Сарра – с заветом благодати, в который вступает ее сын Исаак. Послание Иакова , глава 2, стихи 21–24, [37] утверждает, что жертва Исаака показывает, что оправдание (в смысле Иоанна ) требует как веры, так и дел. [38]
В Послании к Евреям готовность Авраама следовать Божьему повелению принести в жертву Исаака используется как пример веры, как и действие Исаака по благословению Иакова и Исава со ссылкой на будущее, обещанное Богом Аврааму. [39] В стихе 19 автор рассматривает освобождение Исаака от жертвы как аналог воскресения Иисуса , причем идея жертвы Исаака является прообразом жертвы Иисуса на кресте . [40]
взгляды Исламские
Ислам считает Исаака ( арабский : إسحاق , латинизированный : Исхак ) пророком и описывает его как отца израильтян и праведного слугу Бога . [ нужна ссылка ]
Исаак, наряду с Измаилом , очень важен для мусульман тем, что продолжает проповедовать послание единобожия после своего отца Авраама . Среди детей Исаака был следующий израильский патриарх Иаков , которого также почитают как исламского пророка. [ нужна ссылка ]
Исаак упоминается в Коране семнадцать раз по имени , часто вместе со своим отцом и сыном Иаковом. [41] В Коране говорится, что Авраам получил «благую весть об Исааке, пророке праведных», и что Бог благословил их обоих ( 37:112 ). В более полном описании, когда ангелы пришли к Аврааму, чтобы рассказать ему о будущем наказании, которое будет наложено на Содом и Гоморру , его жена Сарра «рассмеялась, и Мы сообщили ей хорошие новости об Исааке, а после Исаака (внука) Иаков» ( 11:71–74 ); и далее объясняется, что это событие произойдет, несмотря на старость Авраама и Сарры. В нескольких стихах говорится об Исааке как о «даре» Аврааму (6:84; 14:49–50), а в 24:26–27 добавляется, что Бог сделал «пророчество и Книгу среди Своих потомков», что было истолковано относится к двум пророческим сыновьям Авраама, его пророческому внуку Иакову и его пророческому правнуку Иосифу . Позже в Коране повествуется, что Авраам также восхвалял Бога за то, что он дал ему Измаила и Исаака в старости ( 14:39–41 ).
В другом месте Корана Исаак упоминается в списках: Иосиф следует религии своих предков Авраама, Исаака и Иакова ( 12:38 ) и говорит о Божьем благоволении к ним ( 12:6 ); Все сыновья Иакова свидетельствуют о своей вере и обещают поклоняться Богу, которому поклонялись их предки, «Авраам, Измаил и Исаак» ( 2:127 ); и Коран повелевает мусульманам верить в откровения, данные «Аврааму, Измаилу, Исааку, Иакову и патриархам» ( 2:136 ; 3:84 ). В повествовании Корана о том, как Авраам едва не принес в жертву своего сына ( 37:102 ), имя сына не упоминается, и продолжаются споры о личности сына, хотя многие считают, что личность является наименее важным элементом в истории, которая дается, чтобы показать мужество, которое развивается через веру. [42]
Коран [ править ]
В Коране Исаак упоминается как пророк и праведник Божий . Исаак и Иаков упоминаются как дары Божии, дарованные Аврааму, который тогда поклонялся только Богу и был праведными лидерами на пути Божьем:
И Мы даровали ему Исаака и, в качестве дополнительного подарка, (внука) Иакова, и каждого (из них) Мы сделали праведниками.И Мы сделали их лидерами, ведущими (людей) по Нашему повелению, и Мы послали им вдохновение совершать добрые дела, совершать регулярные молитвы и заниматься регулярной благотворительностью; и они постоянно служили Нам (и только Нам).
И МЫ передали ему радостную весть об Исааке, Пророке и одном из праведников.
Академический [ править ]
Некоторые ученые описали Исаака как « легендарную фигуру», «фигуру, представляющую историю племени , или «полукочевого вождя ». [43] Обычно считается, что истории об Исааке, как и другие патриархальные истории из Книги Бытия, «берут свое начало в народных воспоминаниях и устных традициях раннего еврейского скотоводческого опыта». [44] Cambridge Companion to the Bible дает следующий комментарий к библейским историям о патриархах:
И все же, несмотря на то, что эти рассказы сохраняют дистанцию между своим миром и миром того времени, когда они развивались и создавались, они отражают политические реалии более поздних периодов. Многие повествования посвящены взаимоотношениям между предками и народами, которые были частью политического мира Израиля в то время, когда эти истории начали записываться (восьмой век до нашей эры). Лот — предок трансиорданских народов Аммона и Моава, а Измаил олицетворяет кочевые народы, которые, как известно, населяли северную Аравию, хотя и располагались в Ветхом Завете в Негеве. Исав олицетворяет Эдом (36:1), а Лаван представляет арамейские государства к северу от Израиля. Постоянной является тема различия между предками и коренными хананеями… Фактически тема различий между Иудой и Израилем, олицетворяемыми предками, и соседними народами времен монархии эффективно вдавливается в богословскую службу. сформулировать решение Бога Иуды и Израиля принести благословение всем народам. [45]
По мнению Мартина Нота , исследователя еврейской Библии, повествования об Исааке восходят к более древнему культурному этапу, чем рассказ о западноиорданском Иакове. [43] В ту эпоху израильские племена еще не вели оседлый образ жизни. познакомились В поисках пастбищ они в южной Филистии с жителями оседлой сельской местности. [43] Также утверждалось, что форма имени Исаака, встречающаяся в еврейской Библии, чаще всего засвидетельствована в начале 2-го тысячелетия до нашей эры, а не в более поздние периоды. [46] Библейский историк А. Иопсен верит в связь Исааковских преданий с севером и в подтверждение этой теории приводит Амос 7:9 («высоты Исаака»). [43]
Альбрехт Альт и Мартин Нот считают, что «фигура Исаака усилилась, когда тема обетования, ранее связанная с культами «Бога-Отца», была включена в израильское вероучение на южно-палестинском этапе роста Пятикнижие традиции». [43] По мнению Мартина Нота, на южно-палестинском этапе развития традиции Пятикнижия Исаак утвердился как один из библейских патриархов, но его традиции отступили в пользу Авраама. [43]
Исраэль Финкельштейн и Томас Рёмер предположили, что Исаак мог быть предком, которому поклонялись в Беэр-Шеве, и самая старая традиция о нем может быть мифом о предках, относящимся как минимум к 8 веку до нашей эры, как показано в Амосе 7: 9, при этом предполагая, что история о нем конфликтующий с Авимелехом, царем Герара, и филистимлянами, это история, в которой есть вероятность того, что цикл Авраама мог стать вампиром или наоборот, мог возникнуть и иметь корни в 7 веке до нашей эры, и может быть направлен на оправдание и легитимацию притязания Иуды на иудейские территории, переданные филистимским городам Сеннахиримом, по нескольким причинам: это было время, когда Герар ( Тель-Харор ) имел особое значение и укреплял ассирийский административный центр; был царь Ашдода Ахимилки, имя которого сходно с именем Авимелеха; Иудейское царство могло вернуть себе часть иудейских территорий, в то время как Иудея была послушным вассалом Ассирии под властью Манассия . [47] Кроме того, Финкельштейн и Ремер предположили, что Авраам мог быть предком, которому поклонялись в Хевроне, а Иаков мог быть предком, которому поклонялись в Израиле, но самая ранняя традиция об Иакове, традиция о нем и его дяде Лаване Арамейском, устанавливающая границу между ними, могло произойти из Галаада. [47]
В искусстве [ править ]
Самое раннее христианское изображение Исаака встречается на римских катакомб фресках . [48] Исключая фрагменты, Элисон Мур Смит классифицирует эти художественные произведения на три категории:
Авраам ведет Исаака к жертвеннику; или Исаак приближается со связкой палок, причем Авраам шел впереди него к месту жертвоприношения ... Авраам находится на пьедестале, а Исаак стоит рядом, обе фигуры в орантных позах ... Авраам показан готовым принести в жертву Исаака, в то время как последний стоит или становится на колени на земле возле алтаря. Иногда Авраам хватает Исаака за волосы. Иногда к сцене добавляется баран, а в более поздних картинах Рука Бога . сверху появляется [48]
См. также [ править ]
- Библейские и коранические повествования
- Завещание Исаака
- Рассказы о жене и сестре в Книге Бытия - три таких рассказа, в которых участвуют Авраам (два) и Исаак (один).
Примечания [ править ]
- ^ / ˈ aɪ z ə k / EYE -zək ; Библейский иврит : יִצְחָק , латинизировано: Yīṣḥāq ; Древнегреческий : Ἰσαάκ , латинизированный : Исаак ; арабский : إسحٰق/إسحاق , латинизированный : Isḥāq ; Английский : ይስሐቅ
Цитаты [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бытие 17:15–19 , Бытие 18:10–15
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с деКлез-Уолфорд 2000 , с. 647.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Энциклопедия религии , Исаак .
- ^ Певец, Исидор ; Бройде, Исаак (1901–1906). «Исаак» . В Синге, Исидор ; Адлер, Сайрус ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс .
- ^ Хирш, Эмиль Г .; Бахер, Вильгельм ; Лаутербах, Якоб Залель ; Джейкобс, Джозеф ; Монтгомери, Мэри В. (1901–1906). «Сара (Сара)» . В Сингере, Исидор ; Адлер, Сайрус ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Бытие 17: 15–19.
- ^ Бытие 18: 10–12.
- ^ Бытие 18: 13–15.
- ^ Бытие 21: 1–7.
- ^ Бытие 16: 1–3.
- ^ Бытие 21: 1–5.
- ^ Бытие 21: 8–12.
- ^ Бытие 22:13
- ^ Бытие 25:20
- ^ Бытие 25:26
- ^ Бытие 25: 20–28.
- ^ Энциклопедия иудаики , том 10, с. 34.
- ^ Бытие 25:11
- ^ Бытие 26
- ^ Бытие 25: 29–34.
- ^ Еврейская энциклопедия , Исаак .
- ^ Бытие 35: 28–29.
- ^ Райт, Томас (1848). Ранние путешествия по Палестине: включающие рассказы Аркульфа, Виллибальда, Бернарда, Зевульфа, Сигурда, Бенджамина Туделского, сэра Джона Мондевиля, де . п. 86 . Язычники воздвигли на этом месте шесть гробниц, выдавая себя за гробницы Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Лии.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Новая энциклопедия иудаизма , Исаак .
- ^ Британская энциклопедия , Исаак .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брок, Себастьян П., Нью Поли Брилла , Исаак .
- ^ Бытие 24:63
- ^ Бытие 26:2
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Истон, М.Г., Иллюстрированный библейский словарь , 3-е изд., Исаак .
- ^ Кросс и Ливингстон, Оксфордский словарь христианской церкви , 1974, искусство Исаака
- ^ Келли, JND Ранние христианские доктрины , A&C Black, 1965. с. 72
- ^ «Патриархи, пророки и некоторые другие деятели Ветхого Завета были и всегда будут почитаться как святые во всех литургических традициях Церкви». – Катехизис Католической Церкви 61
- ^ Литургия > Литургический год > Рождественский пост - Византийско-католическая архиепархия Питтсбурга
- ^ «Изаак» . DEON.pl (на польском языке) . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Зенон. «Словарь для »Исаака, С. (2)«. Полный словарь святых, том 3. Аугсбург…» www.zeno.org (на немецком языке) . Проверено 3 марта 2022 г.
- ^ Галатам 4:21–31.
- ^ Иакова 2: 21–24.
- ^ Энциклопедия христианства , Боуден, Джон, изд., Исаак .
- ^ Евреям 11: 17–20.
- ^ Ф.Ф. Брюс, Послание к евреям Маршаллу. Морган и Скотт, 1964, стр. 308–313.
- ^ Ватт, В. Монтгомери . «Исаак» . Энциклопедия ислама . Брилл .
- ^ Глассе, К. (1991). «Исаак» . Краткая энциклопедия ислама . ХарперСанФранциско . п. 472. ИСБН 9780060631260 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Фальбуш, Эрвин; Лохман, Ян Милич; Бромили, Джеффри Уильям; Барретт, Дэвид Б.; Мбити, Джон (2005). «Исаак » Энциклопедия христианства Эрдманс . п. 744. ИСБН 9780802824165 .
- ^ "Исаак". Колумбийская энциклопедия (6-е изд.). Издательство Колумбийского университета . 1935. С. 3, 200.
- ^ Ламби, Джозеф Роусон (1893). Чилтон, Брюс; Ки, Говард Кларк; Мейерс, Эрик М.; Роджерсон, Джон; Левин, Эми-Джилл; Салдарини, Энтони Дж. (ред.). Кембриджский компаньон Библии: описание структуры, роста и… Издательство Кембриджского университета . п. 59 . дои : 10.1017/CBO9781139167376 . ISBN 9781139167376 .
- ^ Хесс, Ричард С. (2018). «Период предков» . В Грире, Джонатан С.; Хилбер, Джон В.; Уолтон, Джон Х. (ред.). За кулисами Ветхого Завета: культурный, социальный и исторический контексты . Бейкер Академик. стр. 187–193. ISBN 978-1-4934-1554-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Финкельштейн, Израиль; Ремер, Томас (2014). «Комментарии к историческому фону повествования об Аврааме: между «Реалией» и «Эксегетикой» » . Еврейская Библия и Древний Израиль . 3 (1): 3–23. дои : 10.1628/219222714x13994465496820 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Смит, Элисон Мур (1922). «Иконография жертвоприношения Исаака в раннехристианском искусстве». Американский журнал археологии . 26 (2): 159–73. дои : 10.2307/497708 . JSTOR 497708 . S2CID 191366399 .
Ссылки [ править ]
- Браунинг, WRF (1996). Библейский словарь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-211691-8 .
- Поль Лагасс; Лора Гольдман; Арчи Хобсон; Сьюзан Р. Нортон, ред. (2000). Колумбийская энциклопедия (6-е изд.). Группа Гейл. ISBN 978-1-59339-236-9 .
- Пи Джей Бирман; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама онлайн . Академическое издательство «Брилл». ISSN 1573-3912 .
- Эрвин Фальбуш; Уильям Джеффри Бромили, ред. (2001). Энциклопедия христианства (1-е изд.). Издательская компания Eerdmans и Brill. ISBN 978-0-8028-2414-1 .
- Джон Боуден, изд. (2005). Энциклопедия христианства (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-522393-4 .
- Новая Британская энциклопедия Британская энциклопедия, Инкорпорейтед; Издание Rev Ed. 2005. ISBN 978-1-59339-236-9 .
- Джейн Даммен Маколифф, изд. (2005). Энциклопедия Корана . Академическое издательство «Брилл». ISBN 978-90-04-12356-4 .
- Джеффри Вигодер, изд. (2002). Новая энциклопедия иудаизма (2-е изд.). Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-8147-9388-6 .
- Линдси Джонс, изд. (2005). Энциклопедия религии (2-е изд.). Справочники Макмиллана. ISBN 978-0-02-865733-2 .
- деКлез-Уолфорд, Нэнси (2000). «Исаак» . У Дэвида Ноэля Фридмана; Аллен С. Майерс; Астрид Б. Бек (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2400-4 .
Внешние ссылки [ править ]
- Исаак в Еврейской энциклопедии
- «Сын Авраама как предполагаемая жертва (Ад-Дабих, Коран 37:99, Коран 37:99–113): Проблемы толкования Корана» , Журнал семитских исследований XXX1V / весна 1989 г.
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.