Jump to content

Рука Бога (искусство)

Рука как изолированный мотив. Фреска из Сан-Климент-де-Тауль , Каталония , Испания .
Панель крыла «Моисей и Неопалимая Купина», синагога Дура-Европос

Рука Бога , или Manus Dei на латыни, также известная как Dextera domini/dei правая рука Бога »), является мотивом в еврейском и христианском искусстве , особенно в периоды поздней античности и раннего средневековья , когда изображение Яхве или Бог-Отец как полноценная человеческая фигура считались неприемлемыми. Рука, иногда включающая часть руки или заканчивающаяся около запястья, используется для обозначения вмешательства или одобрения Бога в делах на Земле, а иногда и как субъект сам по себе. Это художественная метафора, которая обычно не предназначена для обозначения того, что рука физически присутствовала или была видна у любого изображенного объекта. Рука появляется сверху в довольно ограниченном числе повествовательных контекстов, часто в благословляющем жесте (в христианских примерах), но иногда совершающем действие. В более поздних христианских произведениях его, как правило, заменяют полностью реализованной фигурой Бога-Отца , изображение которой стало приемлемым в западном христианстве , но не в восточно-православном или еврейском искусстве. [1] Хотя рука Бога традиционно понималась как символ вмешательства Бога или одобрения человеческих дел, также возможно, что рука Бога отражает антропоморфические концепции божества, которые, возможно, сохранились в поздней античности. [2]

Самая большая группа еврейских изображений древнего мира, синагога III века в Дура-Европос , изображает руку Бога в пяти различных сценах, включая Жертвоприношение Исаака , [3] и, без сомнения, это была одна из многих иконографических особенностей, заимствованных христианским искусством из того, что, по-видимому, было энергичной традицией еврейского повествовательного искусства. Здесь и в других местах оно часто представляет собой ванну Кол (буквально «дочь голоса») или голос Бога, [а] это использование также перешло в христианское искусство.

Рука может также относиться к более старым традициям различных других религий Древнего Ближнего Востока . [4] В искусстве периода Амарны в Египте при Эхнатоне лучи солнечного диска Атона заканчиваются маленькими ручками, что указывает на щедрость верховного божества. Как и хамса амулет , рука иногда изображается отдельно на зданиях, хотя, похоже, она не существовала в качестве портативного объекта типа амулета в христианском использовании. Его можно найти с 4-го века в катакомбах Рима , включая картины, изображающие Моисея, принимающего Закон , и жертвоприношение Исаака . [5]

есть многочисленные упоминания о руке Бога В еврейской Библии , наиболее явно метафорические в том смысле, который до сих пор актуален в современном английском языке, но некоторые из них допускают буквальное толкование. [1] Их обычно отличают от упоминаний о расположении по правую руку Бога . Более поздняя раввинская литература также содержит ряд ссылок. В Евангелиях есть три случая, когда слышен голос Божий, и рука часто представляет это в изобразительном искусстве. [6] Гертруда Шиллер выделяет три функции руки в христианском искусстве: как символ присутствия Бога или голоса Бога, или как обозначение принятия Богом жертвы. [7]

В священных текстах и ​​комментариях

[ редактировать ]
Рука Божья вмешивается при жертвоприношении Исаака , Армянский , Акдамар , 10 век.

Еврейская Библия

[ редактировать ]

Рука Бога, которая также включает в себя руку и пальцы Бога, является одним из наиболее часто используемых антропоморфизмов еврейской Библии. Ссылки на руку Бога встречаются много раз только в Пятикнижии, особенно в отношении разворачивающегося повествования об исходе израильтян из Египта (ср. Исход 3: 19–20, Исход 14: 3, 8, 31). [8]

Новый Завет

[ редактировать ]

В Новом Завете нет упоминаний о руке Бога как активном деятеле или свидетеле, хотя есть несколько упоминаний об Иисусе, стоящем или сидящем по правую руку Бога на Божьем небесном суде. [9] общепринятый термин для обозначения почетного места рядом с хозяином или старшим членом семьи. Например, когда Стефан наполняется «святым духом», он смотрит на небо и видит Иисуса, стоящего по правую руку Бога (Деяния 7:55). есть три случая В Евангелиях , когда слышен голос Божий, и рука Божия часто изображает это в изобразительном искусстве. [10]

Раввинистическая литература

[ редактировать ]

Антропоморфные агадоты, касающиеся руки Бога, часто появляются в корпусе раввинистической литературы и расширяют антропоморфные библейские повествования.

Христианское искусство

[ редактировать ]
Одетая рука сжимает венок, Сан-Клементе, Рим , 1140–1143 гг.

В христианском искусстве рука Бога традиционно понималась как художественная метафора, которая не предназначена для обозначения того, что божество физически присутствовало или было видно в каком-либо изображенном предмете. В период поздней античности и раннего средневековья изображение полнотелой фигуры Бога-Отца считалось бы грубым нарушением Второй заповеди. [11] Согласно общепринятой интерпретации истории искусства, изображение руки Бога в раннехристианском искусстве, таким образом, развивалось как необходимый и символический компромисс с крайне антиантропоморфным содержанием Второй заповеди, хотя антропоморфные интерпретации, безусловно, правдоподобны. [12]

В раннехристианском и византийском искусстве рука Бога появляется сверху в довольно ограниченном количестве повествовательных контекстов, часто в благословляющем жесте, но иногда совершающем действие. Гертруда Шиллер выделяет три функции руки в христианском искусстве: как символ присутствия Бога или голоса Бога, или как обозначение принятия Богом жертвы. [13] В более поздних христианских произведениях его, как правило, заменяют полностью реализованной фигурой Бога-Отца , изображение которой стало приемлемым в западном христианстве , но не в восточно-православном или еврейском искусстве. [1]

Иконография

[ редактировать ]

Мотив руки без прикрепленного тела ставит перед художником проблему, как его завершить. В христианских повествовательных изображениях рука чаще всего появляется из небольшого облака в верхней части изображения или рядом с ним, но в иконических контекстах она может казаться отрезанной в пространстве изображения, выскакивать из границы или венка победителя (слева). . Облако упоминается как источник голоса Божьего в евангельских повествованиях о Преображении Иисуса (см. ниже). На некоторых примерах в синагоге Дура-Европос (см. ниже) изображена значительная часть предплечья, а также кисти, чего нет в сохранившихся христианских образцах, и на большинстве из них изображена раскрытая ладонь, иногда с растопыренными пальцами. Более поздние образцы еврейского искусства по форме ближе к христианским стилям.

В христианском искусстве рука Бога обычно принимает форму благословляющего жеста, если не совершают действия, хотя некоторые просто показывают раскрытую руку. Обычный жест благословения — указать указательным и следующим пальцами, остальные пальцы загнуты назад, а большой палец расслаблен. Существует также более сложный византийский жест, который пытается изобразить греческую букву хи , инициал Христа , которая выглядит как латинская буква «X». Это получается путем скрещивания большого пальца и мизинца внутри ладони, при этом вытянуты только указательный и следующий пальцы. [14] или вариант этого.

Особенно в римских мозаиках, но также и в некоторых немецких императорских заказах, например, на Кресте Лотаря , рука сжимается вокруг венка, идущего вверх, за которым рука затем исчезает, образуя аккуратный круглый мотив. Особенно в этих примерах рука может показывать рукав одежды, иногда двухслойной, как в Сан-Клементе в Риме . В формах благословения на руке часто имеется нимб , который также может служить удобной точкой завершения. Это может быть или не быть крестообразный ореол, указывающий на божественность и, в частности, на Логос , или Предсуществующего Христа (см. ниже).

Вестготская столица с Жертвоприношением Исаака .

Руку регулярно можно увидеть в изображениях определенных сцен, хотя иногда она может встречаться и в гораздо более широком диапазоне. [15] Во многих сценах вместо руки может появиться один или несколько ангелов, выступающих в роли посланников Бога. Практически уникальное мозаичное изображение Ковчега Завета (806 г.) в Жерминьи-де-Пре также изображает руку Бога.

В христианском искусстве рука часто на самом деле представляет руку Бога-Сына или Логоса; это демонстрируется, когда в более поздних изображениях Руку начинают заменять небольшим поясным портретом Христа как Логоса в аналогичной круглой рамке. На Востоке почти всегда изображен Христос, но на Западе иногда таким образом изображается Бог-Отец. Однако во многих контекстах личность Троицы не может быть подтверждена только по изображению, за исключением таких изображений, как Крещение Христа , где также присутствует Иисус Воплощенный Христос , где рука явно принадлежит Богу Отцу. Более поздние восточно-православные изображения часто идентифицируют Руки как Логос с обычной монограммой, используемой в иконах . [б]

Образы Ветхого Завета

[ редактировать ]
  • В Венском Бытии рука появляется над изгнанием Адама и Евы из рая . Чаще всего Бог изображался в этой истории с использованием традиционного изображения Иисуса, представляющего ранее существовавшего Христа или Логоса , которого раннехристианские писатели считали Творцом. [с] История Адама и Евы была темой Ветхого Завета, наиболее часто встречающейся в христианском искусстве, которая нуждалась в графическом изображении Бога. Хорошо известным современным вариантом традиционного мотива руки является скульптура Огюста Родена 1898 года под названием « Рука Бога» , изображающая гигантскую руку, создающую Адама и Еву.
  • Жертвоприношение Исаака впервые появляется в христианском искусстве в изображениях IV века из римских катакомб и саркофагов, а также в таких кусочках, как фрагмент мраморного стола с Кипра . [16] Авраама удерживает рука, которая в саркофаге Юния Басса сжимала его руку с ножом, как это часто делает ангел на других изображениях. [д] Однако ангел, упомянутый в библейском тексте, более обычен и часто также упоминается. Использование руки в этой сцене, по крайней мере в христианском искусстве, указывает на принятие Богом жертвы, а также на Его вмешательство, чтобы изменить ее.
Моисей получает Скрижали Закона и слышит призыв Божий. Парижская Псалтирь .
  • На некоторых изображениях рука передает Моисею Скрижали Закона , найденные в римских катакомбах, различные Библии (см. галерею), Парижскую Псалтырь и мозаику в базилике Сан-Витале в Равенне . [17]
  • Пророк Иезекииль (2:9–10) получил свое пророчество из руки: «Тогда я взглянул и увидел руку, протянутую ко мне. В ней был свиток, который он развернул передо мной. На обеих сторонах его было написано: слова плача, траура и горя» [18] и этот и другие моменты из Иезекииля иногда включают руку. В Парижской Псалтири Моисей, Иона и Исайя показаны благословляемыми руками, из которых исходят лучи света. Другие пророки иногда также изображаются с рукой.
  • В Клостернойбургском алтаре, Сакраментарии Дрого (показано ниже) и Сан-Витале в Равенне Мелхиседек изображен благословленным им, в последнем в сочетании с Авелем . Это относится к одобрению его жертвы, упомянутой в библейском тексте, а также, возможно, к ассоциации руки с божественно установленной монархией (см. ниже), поскольку Мелхиседек был и священником, и царем, согласно Бытие 14: 18–20, и его появлению в искусство часто призвано подчеркнуть это, а также его функцию как прообраза Христа.
  • Рука может появляться и в других контекстах; Каролингская Утрехтская Псалтырь нетипично иллюстрирует почти все псалмы , вероятно, по античной модели, и показывает руку по крайней мере в 27 из этих изображений, несмотря на то, что фигура Христа-Бога на небесах также используется еще чаще. [19]
  • Мозаика в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне изображает битву при Беф-Ороне с амореями ( Иисус Навин , 10:11), где: «Когда они бежали от Израиля по дороге вниз из Беф-Орона в Азеку, Господь бросил большие градин падал на них с неба, и от града погибло больше их, чем было убито мечами израильтян» – с большой рукой, символизирующей Бога.
  • История в Даниила 5: 1–31 надписи на стене редко изображается до 17 века, когда хорошо известная версия Рембрандта и другие. были созданы
Вознесение Христа и Noli me tangere , ок. 400, слоновая кость. См. ниже аналогичное Вознесение 450 лет спустя.

Образы Нового Завета

[ редактировать ]

Божественное одобрение образов правителей

[ редактировать ]
Воссозданная «Рука правосудия», использованная во время , коронации Наполеона Лувр .

Рука часто благословляет правителей сверху, особенно в произведениях Каролингов и Оттона, а также на монетах. Рука может держать венок или корону над головой правителя или возлагать его на голову. На посмертной монете Константина Великого («вопрос об обожествлении») была изображена рука, тянущаяся вниз, чтобы поднять скрытую под покрывалом фигуру квадриге . в Константина небеса с христианской иконографией. На монетах конца 4-го века позднеантичных правителей, таких как Аркадий (и его императрица), Галла Плацидия и другие, видно, что они были коронованы им - на самом деле он в основном использовался для императриц и часто появляется только на выпусках Восточной Империи. [26] Эта тема не встречалась в византийском искусстве до конца X века, когда она появилась на монетах Иоанна I Цимисхия (969–976), намного позже того, как она была распространена на Западе. [27] В более поздних византийских миниатюрах рука часто заменяется полной фигурой Христа (в этих примерах намного меньшего размера, чем Император), возлагающего на голову корону. [28]

Подобный символизм был представлен «Main de Justice» («Рука правосудия»), частью традиционных французских коронационных регалий , которая представляла собой скипетр в виде короткого золотого жезла, увенчанный рукой из слоновой кости в благословляющем жесте. Объект, который сейчас находится в Лувре, представляет собой воссозданную копию оригинала, который был уничтожен во время Французской революции , сделанный для Наполеона или восстановленного короля Бурбонов , хотя оригинальная рука из слоновой кости сохранилась (теперь выставлена ​​отдельно). Выгравированные драгоценные камни используются для создания подлинной средневековой атмосферы. Здесь рука символизирует творящую справедливость силу Бога, находящуюся буквально в руках царя.

Образы святых

[ редактировать ]
Презентационная миниатюра по копии « Моралии святого Григория в книге Иова» , XI век.

Рука также может быть изображена с изображениями святых, либо совершающих чудо, связанное со святым (в католическом богословии все чудеса творит Бог), либо над иконической сценой. На гобелене из Байе рука появляется над Вестминстерским аббатством в сцене похорон Эдварда Исповедника . Рука иногда появляется (см. галерею) в сценах убийства мучеников, подобных святому Фоме Бекету , явно указывая не на причастность и одобрение поступка, а на одобрение святого. На показанной миниатюре-посвящении благословляющая рука, кажется, направлена ​​не на императора Генриха II , не на святого Григория или аббата, а на экземпляр книги Григория – тот самый экземпляр, в котором находится эта миниатюра. Это более свободное использование мотива достигает своего пика в романском искусстве, где он время от времени появляется во всевозможных контекстах – указывая на «правильного» говорящего в миниатюре диспута или как единственное украшение вверху монастырского устава . Ряд англосаксонских монет Эдварда Старшего На оборотной стороне монет Этельреда Неготового доминирует большая рука, хотя религиозные символы редко были так заметны на англосаксонских монетах. [29]

В восточно-православных иконах рука использовалась гораздо дольше, чем в западной церкви, и до сих пор встречается в современных иконах, обычно выходя из круглых полос. Помимо упомянутых выше сюжетных сцен, он особенно часто встречается в иконах воинских святых , а в некоторых русских иконах по обычной надписи идентифицируется как принадлежащий Иисусу Христу. В других вариантах той же композиции ее место занимает небольшая фигурка Христа примерно такого же размера, как рука, что также можно увидеть во многих западных произведениях, начиная примерно с 1000 года.

Самая ранняя сохранившаяся икона Девы Марии , насчитывающая около 600 экземпляров из монастыря Святой Екатерины , имеет руку, которую часто упускают из виду, что наводит на мысль Робина Кормака, что акцент в теме делается на Воплощение, а не на простую Богородицу с Младенцем . [и] Еще одна из очень немногих крупных восточных работ, изображающих Богородицу до византийского иконоборчества , мозаика апсиды (утраченная в 1922 году) из Никеи , также показывает руку над стоящей Богородицей. В более поздних «Девах Девах» можно увидеть несколько подобных использований руки, хотя в иконографически авантюрной византийской «Хлудовской Псалтири» (IX век) есть небольшая миниатюра, изображающая руку и голубя над Богоматерью и Младенцем. [30] Рука иногда появляется в западных Благовещениях , даже во времена Симоне Мартини в 14 веке, когда голубь, иногда сопровождаемый небольшим изображением Бога-Отца, стал более распространенным. [31]

Анонимная гравюра о положении Нидерландов в 1570-х годах, с тремя руками.

Равеннская мозаика

[ редактировать ]

Рука появляется в верхней части ряда мозаик позднеантичных апсид в Риме и Равенне, над множеством композиций, на которых изображен либо Христос, либо крест. [ф] некоторые из них охватываются обычными контекстами, упомянутыми выше, а другие — нет. Затем этот мотив повторяется в гораздо более поздних мозаиках XII века.

Искусство позднего средневековья и раннего Возрождения

[ редактировать ]

Начиная с 14 века, а в некоторых контекстах и ​​раньше, полные фигуры Бога-Отца стали все более распространены в западном искусстве, хотя в православном мире все еще вызывают споры и редки. Естественно, у всех таких фигур есть руки, которые различными способами используют благословение и другие жесты. Можно отметить, что самое известное из всех подобных применений — Микеланджело творящая рука Бога на потолке Сикстинской капеллы — вырывается из окружающего одеяние Бога выше запястья и изображается на простом фоне, что напоминает многие примеры. предыдущего мотива.

Этот мотив не исчез в более поздней иконографии и возродился в 15 веке, когда круг религиозных сюжетов значительно расширился, а изображение Бога-Отца снова стало спорным среди протестантов. В гравюрах Дэниела Хопфера и других рука часто используется в самых разных контекстах, а личной эмблемой Жана Кальвина было сердце, которое он держал в руке. Очень свободно этот мотив используется в гравюрах, посвященных религиозным и политическим последствиям Реформации в течение следующих двух столетий, в гравюрах, посвященных голландскому восстанию например, . В высоком декоре в стиле рококо в Виндбергском аббатстве . в Нижней Баварии Рука Бога держит весы, на которых стебель лилии, указывающий на чистоту Святой Екатерины, перевешивает корону и скипетр мирской пышности

Похожий, но по сути не связанный с ним реликварий-рука был популярной формой в средневековый период, когда рука чаще всего использовалась. Обычно они выполнены из драгоценного металла, на них видны кисть и большая часть предплечья, они направлены вверх от плоского основания, где остановилась рука. В них находились мощи , обычно из этой части тела святого, и изображалась именно рука святого.

Примеры в позднеантичном и средневековом еврейском искусстве.

[ редактировать ]
Иезекииль в Долине сухих костей, цикл синагоги Дура Европос

Рука Бога появляется в нескольких примерах из небольшого сохранившегося произведения изобразительного еврейского религиозного искусства. Это особенно заметно на настенных росписях синагоги Дура-Европос третьего века , а также на мозаике нефа синагоги Бет Альфа шестого века и на ширме -бимах четвертого пятого века Сусия шестого-седьмого веков, найденной в синагоге . . [32]

Дура в Синагоге Европы

[ редактировать ]

В синагоге Дура-Европос рука Бога появляется десять раз, в пяти из двадцати девяти настенных росписей на библейскую тему, включая « Связывание Исаака» , «Моисей и горящий куст» , «Исход и переход через Красное море» , «Илия, оживляющий ребенка». вдовы Сарепета и Иезекииля в долине сухих костей . [33] В нескольких примерах рука включает также предплечье.

Синагога Бет Альфа

[ редактировать ]
Переплет мозаики Исаака, Бет Альфа

В синагоге Бет Альфа рука Бога появляется на панели «Связывание Исаака» на северном входе мозаичного пола нефа синагоги. [34] Рука Бога, появляющаяся на мозаичной панели Бет Альфа «Переплет Исаака» , изображена как бестелесная рука, возникающая из огненного шара дыма, «руководящая драмой и ее исходом», по словам Мейера Шапиро . [35] Рука Бога стратегически расположена в верхнем центре композиции, прямо над овном, которого ангел Божий поручает Аврааму принести в жертву вместо Исаака.

Суся синагога

[ редактировать ]

В синагоге Сусия рука Бога появляется на испорченных остатках мраморной ширмы-бима, которая, возможно, когда-то иллюстрировала библейские сцены, такие как «Принятие Моисеем закона» или «Связывание Исаака» . [36] Хотя рука подверглась интенсивным иконоборческим взломам, иконоборцы оставили нетронутыми некоторые остатки большого пальца и отступающих пальцев. [37] На большом пальце вырезали миниатюру. Ферстер утверждает, что рука Бога изначально держала свиток Торы, идентифицируя небольшой кусок мрамора, расположенный между большим и остальными пальцами, как свиток Торы. [38]

Агада «Птичья голова»

Агада «Птичья голова»

[ редактировать ]

Рука Бога появляется в Агаде начала XIV века , Агаде с птичьими головами , созданной в Германии. [39] Под текстом песни Даену появляются две руки Бога , раздающие манну небесную. Агада с птичьими головами является особенно важным визуальным источником средневекового периода, поскольку это самый ранний сохранившийся пример средневековой иллюминированной еврейской Агады.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
Сноски
  1. ^ Вопрос, оспариваемый некоторыми учеными.
  2. ^ Например , на этой иконке по сравнению с этой , на которой Рука заменена Христом/Логосом.
  3. В книге Бытие естественным образом приписывают Сотворение единственной фигуре Бога, в христианских терминах, Богу-Отцу. Однако первое лицо множественного числа в Бытие 1:26 «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему», а ссылки Нового Завета на Христа как Творца (Иоанна 1:3, Колоссянам 1:15) привели к тому, что ранние христиане писатели связывали Творение с Логосом .
  4. Хотя и рука, и нож сейчас отсутствуют, осталась только культя запястья.
  5. См. также мозаику апсиды Евфразиевой базилики примерно 550-х годов, имеющую очень похожую композицию.
  6. ^ Один из ранее находившихся в Санти Косма э Дамиано (например, см. Додвелл, стр. 5), теперь, похоже, был восстановлен. Другие находятся в Санта-Чечилия-ин-Трастевере , Санта-Прасседе и других, показанных здесь.
Цитаты
  1. ^ Jump up to: а б с «Антропоморфизм» , Еврейская виртуальная библиотека, особенно раздел, посвященный еврейскому искусству, ближе к концу.
  2. ^ Бар Илан, 321–35; Рот, 191 год; К.В. Гриффит и Дэвид Полсен, 97–118; Дженсен, 120–21; Полсен, 105–16; Джилл Джошовиц, Рука Бога: антропоморфный Бог позднеантичного иудаизма: археологические и текстовые перспективы (дипломная работа бакалавра, Университет Ешива, 2013).
  3. ^ Хачлили, стр. 144–145.
  4. ^ Подведено Хачлили, 145.
  5. ^ Хачлили, 146
  6. ^ «в Равенне и в западном искусстве с девятого по одиннадцатый века» согласно Шиллеру I, 149, хотя западные примеры руки в изображениях этих событий простираются значительно до и после этих дат.
  7. ^ Шиллер, II 674 (Указательные заголовки)
  8. ^ Обзор исследований антропоморфизма в библейском и раввинистическом иудаизме см. Меир Бар Илан, «Рука Бога: глава раввинистического антропоморфизма», в Rashi 1040–1990 Hommage a Ephraim E. Urbach ed. Габриэль Сед Раджна. (1993): 321–35; Эдмон Шербонье, «Логика библейского антропоморфизма», Harvard Theological Review 55.3 (1962): 187–206; Алон Гошен Готтштейн, «Тело как образ Бога в раввинистической литературе», Harvard Theological Review 87.2 (1994): 171–95; Джейкоб Нойснер, Воплощение Бога (Филадельфия: Крепость, 1988); Мортон Смит, «О форме Бога и человечности язычников», в книге « Религия в древности» , изд. Джейкоб Нойснер (Лейден: Брилл, 1968), 315–26; Дэвид Стерн, «Imitatio Hominis: антропоморфизм и характер(ы) Бога в раввинистической литературе», Prooftexts 12.2 (1992): 151–74.
  9. ^ Марка 16:19, Луки 22:69, Матфея 22:44 и 26:64, Деяния 2:34 и 7:55, 1 Петра 3:22.
  10. ^ «в Равенне и в западном искусстве с девятого по одиннадцатый века» согласно Шиллеру I, 149, хотя западные примеры руки в изображениях этих событий простираются значительно до и после этих дат.
  11. ^ Линда и Питер Мюррей, «Троица», в «Оксфордском справочнике по христианскому искусству и архитектуре» (Оксфорд: Oxford University Press, 1998), 544.
  12. ^ CW Гриффит и Дэвид Полсен, «Августин и телесность Бога», Harvard Theological Review 95.1 (2002): 97–118; Робин Дженсен, Лицом к лицу: портреты божественного в раннем христианстве (Миннеаполис: Крепость, 2005), 120–21; Дэвид Полсен, «Раннехристианская вера в телесное божество: Ориген и Августин как неохотные свидетели», Harvard Theological Review, 83.2 (1990): 105–16.
  13. ^ Шиллер, II 674 (Указательные заголовки)
  14. ^ Дидрон, I, 201–3.
  15. ^ См. указатель Шиллера II в разделе «Рука Бога».
  16. ^ Вайцманн, Курт , изд., Эпоха духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство, третий-седьмой века , вып. 380, 1979, Метрополитен-музей , Нью-Йорк, ISBN   978-0-87099-179-0 ; Полный текст доступен в Интернете в библиотеках Метрополитен-музея.
  17. ^ Нога-Банай, Галит. Трофеи мучеников: искусствоведческое исследование раннехристианских серебряных реликвариев , Oxford University Press, 2008, ISBN   0-19-921774-2 , ISBN   978-0-19-921774-8 Книги Google
  18. ^ Иезекииль Ч. 2 , НИВ
  19. ^ Утрехтский Псалтырь онлайн - для рук см. Псалмы 2,5,14,21–23,26,29,40,42,48,53–55,63,77,83,86,105,111,118,123–125,132,136–7.
  20. ^ Грабарь, 115 и Шиллер, I, стр. 134 и 137–9.
  21. ^ Марка 1:10-11 NIV; все три синоптических евангелия имеют голос.
  22. ^ Шиллер, I, стр. 148–151. См. также Мэтьюс, с. 96
  23. ^ Библейские тексты и комментарии
  24. ^ Шиллер, II, 49.
  25. ^ Шиллер, II, 107–108 и пассим.
  26. ^ Каталог позднеримских монет в коллекции Думбартон-Оукс и в коллекции Уиттмора: от Аркадия и Гонория до воцарения Анастасия , Филипа Грирсона, Мелинды Мэйс, Думбартон-Оукс, 1992, ISBN   0-88402-193-9 , ISBN   978-0-88402-193-3 Книги Google дают полный отчет об использовании позднеантичного времени. См. также Дэвида Сира . глоссарий монет
  27. ^ Зак Маргулис, «Христианские темы в византийской чеканке, 307–1204 гг.»
  28. ^ Примеры здесь и здесь.
  29. ^ Кассон, 274 и иллюстрация на 269.
  30. ^ Шиллер, I, с. 7 и рис. 3
  31. ^ Шиллер, I стр. 43,44,45,47, рис. 82, 97, 108.
  32. ^ Сесил Рот, «Антропоморфизм, еврейское искусство», в Энциклопедии иудаики , изд. Фред Скольник и Майкл Беренбаум (Томсон Гейл; Детройт: Macmillan Reference USA, 2007), 191
  33. ^ Крелинг, 57 лет.
  34. ^ Элеазар Сукеник, Синагога в Бет Альфа , 40.
  35. ^ Шапиро, 30 лет.
  36. ^ Стивен Верлин, «Хирбет Сусия» в «Поздних древних синагогах Южной Палестины » (докторская диссертация, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл, 2012): 525.
  37. ^ Стивен Файн, «Иконоборчество: кто победил это еврейское искусство», Bible Review (2000): 32-43; Роберт Шик, «Иконоборчество», в книге «Христианские общины Палестины от Византии до исламского правления: историческое и археологическое исследование» (Darwin Press Inc.: Принстон, Нью-Джерси), 213.
  38. ^ Ферстер, Украшенные мраморные ширмы канцелярии , 1820 г.
  39. ^ «Агада с птичьей головой», Цифровой каталог Музея Израиля, Музей Израиля, Иерусалим http://www.english.imjnet.org.il/popup?c0=13475 . Архивировано 27 мая 2015 г. в Wayback Machine .
  • Бар Илан, Меир. «Рука Бога: глава раввинистического антропоморфизма», в Раши 1040–1990, посвящение Ефрему Э. Урбаху, изд. Габриэль Сед Раджна. (1993): 321–35.
  • Беквит, Джон. Искусство раннего средневековья: Каролинги, Оттон, романский стиль , Темза и Гудзон, 1964 (ред. 1969), ISBN   0-500-20019-X
  • Кан, Уолтер , Романское освещение Библии , Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета, 1982, ISBN   0-8014-1446-6
  • Дидрон, Адольф Наполеон , «Христианская иконография: или история христианского искусства в средние века» , перевод Эллен Дж. Миллингтон, 1851 г., Герберт Бон, оцифровано для Google Books.
  • Кассон, Стэнли, «Византийская и англосаксонская скульптура-I», The Burlington Magazine , Vol. 61, № 357 (декабрь 1932 г.), стр. 265–269 + 272–274, JSTOR.
  • Шербонье, Эдмонд. «Логика библейского антропоморфизма», Harvard Theological Review 55.3 (1962): 187–206.
  • Коэн, Мартин Сэмюэл. Шиур Кома: тексты и рецензии (Тюбинген: JCB Mohr (Пол Зибек), 1985.
  • Додуэлл, Чехия ; Живописное искусство Запада, 800–1200 , 1993, Йельский университет, ISBN   0-300-06493-4
  • Ферстер, Гидеон. «Украшенные мраморные ширмы алтаря в синагогах шестого века в Палестине и их связь с христианским искусством и архитектурой», в материалах 11-го Международного конгресса христианской археологии, том. I – II (Лион, Вьенна, Гренобль, Женева, 21–28 сентября 1986 г.; Рим: Французская школа Рима, 1989 г.): 1809–1820 гг.
  • Гошен Готштейн, Алон. «Тело как образ Бога в раввинистической литературе», Harvard Theological Review 87.2 (1994): 171–195.
  • Грабарь, Андре; Христианская иконография: исследование ее происхождения , Тейлор и Фрэнсис, 1968, ISBN   0-7100-0605-5 , ISBN   978-0-7100-0605-9 Книги Google
  • Гриффит, CW и Дэвид Полсен. «Августин и телесность Бога», Harvard Theological Review 95.1 (2002): 97–118.
  • Хачлили, Рэйчел. Древнее еврейское искусство и археология в диаспоре, Часть 1 , BRILL, 1998, ISBN   90-04-10878-5 , ISBN   978-90-04-10878-3 , книги Google.
  • Кесслер, Эдвард в Сойере, Джон Ф.А. Спутник Блэквелла по Библии и культуре , Вили-Блэквелл, 2006, ISBN   1-4051-0136-9 , ISBN   978-1-4051-0136-3 Книги Google
  • Крелинг, Карл Х., Синагога: Раскопки Дура Европос, Заключительный отчет VIII (Нью-Йорк: Издательство Ктав, 1979)
  • Дженсен, Робин. Лицом к лицу: портреты божественного в раннем христианстве (Миннеаполис: Крепость, 2005).
  • Крелинг, Карл. Синагога: Раскопки Дура-Европос, Заключительный отчет VIII (Нью-Йорк: Издательство Ктав, 1979).
  • Либер, Лаура С. Яннаи о Бытии: приглашение в Пийют (Цинциннати: Jewish Union College Press, 2010).
  • Мэтьюз, Томас Ф. и Санджян, Аведис Крикор. Армянская евангельская иконография: традиция Гладжорского Евангелия , Том 29 исследований Думбартон-Оукса, Думбартон-Оукс, 1991, ISBN   0-88402-183-1 , ISBN   978-0-88402-183-4 .
  • Мюррей, Линда и Питер. «Троица», в «Оксфордском справочнике христианского искусства и архитектуры» (Оксфорд: Oxford University Press, 1998).
  • Нойснер, Джейкоб. Воплощение Бога (Филадельфия: Крепость, 1988).
  • Полсен, Дэвид. «Раннехристианская вера в телесное божество: Ориген и Августин как неохотные свидетели», Harvard Theological Review , 83.2 (1990): 105–16.
  • Рабинович, Цви Меир. Махзор Яннаи (Иерусалим: Институт Бялика, 1985).
  • Рот, Сесил. «Антропоморфизм, еврейское искусство», в Энциклопедии Иудаики , изд. Фред Скольник и Майкл Беренбаум (Томсон Гейл; Детройт: Macmillan Reference USA, 2007), 191.
  • Шапиро, Мейер , Избранные статьи, том 3, Позднеантичное, раннехристианское и средневековое искусство , 1980, Chatto & Windus, Лондон, ISBN   0-7011-2514-4
  • Шиллер, Гертруда , Иконография христианского искусства, Тт. I & II , 1971/1972 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN   0-85331-270-2 Я и ISBN   0-85331-324-5 II
  • Стерн, Дэвид. «Imitatio Hominis: антропоморфизм и характер(ы) Бога в раввинистической литературе», Prooftexts 12.2 (1992): 151–174.
  • Сукеник, Елеазар. Древняя синагога в Бет-Альфе: отчет о раскопках, проведенных по поручению Еврейского университета в Иерусалиме (Пискатауэй, Нью-Джерси: Georgias Press, 2007).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 504d8d89d75cc12ed85a0f01273379fd__1720307940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/50/fd/504d8d89d75cc12ed85a0f01273379fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hand of God (art) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)