Jump to content

Вознесение Иисуса в христианском искусстве

» «Вознесение , Доссо Досси , 16 век. Многие сцены Вознесения имеют верхнюю (Небесную) и нижнюю (земную) части. [1]

Вознесение Иисуса на Небеса , как указано в Новом Завете, было частой темой христианского искусства , а также темой богословских сочинений. [2]

Самые ранние прямые изображения Вознесения датируются примерно началом V века и часто основаны на изображениях Руки Божией , а к VI веку иконография была установлена. [3] [4]

На многих изображениях (и всегда в Восточной Церкви ) Дева Мария находится в центре группы Апостолов (представляющих Церковь), которые смотрят вверх на восходящего Иисуса, который правой рукой обычно сигнализирует о благословении. [5] [6]

Развитие иконографии

[ редактировать ]
Вознесение Христа и Noli me tangere , ок. 400 , слоновая кость, Милан или Рим, сейчас в Мюнхене . См. ниже аналогичное Вознесение 450 лет спустя.

Сцены Нового Завета, которые появляются в раннехристианском искусстве III и IV веков, обычно связаны с делами и чудесами Иисуса, такими как исцеления, умножение хлебов или воскрешение Лазаря . [3] Хотя версии изображения Христа в величии , показывающие воскресшего и вознесшегося Христа на небеса, появляются раньше, само Вознесение не изображается примерно до 400 года. В ранних сценах может быть изображен Христос, поднимающийся на гору, иногда Рука Бог протянул руку из облаков, чтобы помочь ему. [7]

Мемориальная доска из слоновой кости с такой сценой в Мюнхене обычно датируется примерно 400 годом и, возможно, является самым ранним изображением Вознесения. [8] Это должно было оставаться наиболее распространенным типом на Западе в течение нескольких столетий и, например, повторяется в Сакраментарии Дрого примерно 450 лет спустя (см. галерею). Сцена распятия практически неизвестна в V веке и редка до VI века. Однако к VI веку стало появляться больше изображений как Распятия, так и Вознесения, возможно, в результате богословских дискуссий конца IV и начала V веков. [3]

( Евангелия Раббулы ок. 586 г.) включают некоторые из самых ранних изображений Распятия и Вознесения, а в их изображениях Вознесения Дева Мария занимает центральное положение среди Апостолов; [3] Христос появляется в мандорле наверху в сопровождении ангелов. Это должно было остаться стандартным византийским и восточно-православным изображением. [8]

К VI веку сложилась иконография Вознесения, а к IX веку сцены Вознесения стали изображаться на куполах церквей. [4] В некоторых изображениях горы может не быть, и он может взбираться на мандорлу или быть поднятым на небеса на мандорле ангелами. [7] В романских изображениях иногда изображаются только ноги Христа, исчезающего в облаках; это изображение, по-видимому, было редким иконографическим нововведением англосаксонского искусства , которое распространилось на континент и стало самым популярным в Северной Европе, где оно сохранялось на провинциальных деревянных рельефах вплоть до окончания Реформации . Иногда видны два последних следа Христа на скале; их показывали паломникам в том месте, где сейчас находится часовня Вознесения на Елеонской горе в Иерусалиме . [8] В сцене также могут быть апостолы, двое мужчин в белом и Дева Мария. [7]

Вознесение Иисуса — не единственное изображение вознесения, и другие фигуры, такие как Иоанн Богослов , были отдельно изображены возносящимися на Небеса, следуя средневековой истории из « Золотой легенды» . [1] Название Успения Марии указывает на то, что это был пассивный транзит; изображения в искусстве часто показывают, как ангелы несут ее на облаке.

Состав и значение

[ редактировать ]
Вознесение в Евангелии Раббулы , VI век.

Сцены Вознесения естественным образом делятся на две зоны: верхнюю небесную часть и нижнюю земную часть. Возносящийся Христос может нести знамя воскресения или делать знак благословения правой рукой. [1] Благословляющий жест Христа правой рукой направлен на земную группу, находящуюся под ним, и означает, что он благословляет всю Церковь. [6] В левой руке он может держать Евангелие или свиток, что означает учение и проповедь. [6] Начиная с эпохи Возрождения ангелов может не быть.

Земная часть Вознесенских изображений представляет не только тех, кто, как полагают, присутствовали при Вознесении, но и всю Церковь. [9] В некоторых изображениях Вознесения могут присутствовать как Апостол Павел , так и Дева Мария. Учитывая, что Павел обратился в христианство после Вознесения, и что Новый Завет напрямую не помещает Деву Марию при Вознесении, эти изображения представляют «Церковь», а не конкретных людей. [10] В православных иконах в центре находится Дева Мария, а Христос может быть изображен в мандорле, поддерживаемый ангелами. [4] Христос может быть коронован во многих таких изображениях. [4] Учитывая, что в Евангелиях не упоминается, что Дева Мария была свидетельницей Вознесения, ее присутствие Девы Марии в изображениях Вознесения V и VI веков, например, в Евангелиях Раббулы, является показателем важной роли, которую она сыграла в искусство того периода. [11] Эта приблизительная композиция должна была стать типичной на Западе в эпоху Возрождения.

Восточно -православное изображение Вознесения является главной метафорой мистической природы Церкви. [5] Православная традиция утверждает, что Дева Мария присутствовала во время Вознесения, и Великая Вечерня Вознесения утверждает: «Та, которая, как Твоя Мать, более всех пострадала от Твоих Страстей, должна также наслаждаться превосходящей радостью прославления Твоей плоти». [5] Так, во многих восточных иконах Богородица помещается в центре сцены в земной части изображения с воздетыми к Небу руками, часто в сопровождении различных Апостолов. [5] Устремленное вверх изображение земной группы соответствует восточной литургии в праздник Вознесения : «Приидите, восстанем и вознесем очи и мысли высоко...» [6] Иконы являются неотъемлемой частью литургии Восточной Церкви , а иконы Вознесения используются в крестном ходе в праздник Вознесения. [12]

Другими сценами с похожей поднятой фигурой, в которых использовались композиции, подобные Вознесению, являются Успение Марии , редкое до позднего Средневековья, Преображение Иисуса , начиная с раннего Возрождения и Воскресение Иисуса , где его начинают видеть плавающим. очистить могилу. Возможно, самыми ранними сохранившимися работами, показывающими эту иконографию Воскресения, является известная фреска в Андреа да Фиренце испанской капелле базилики Санта-Мария-Новелла во Флоренции , датируемая 1366 годом. [13]

Западная церковь

[ редактировать ]

Картины и мозаика

[ редактировать ]

Иллюминированные рукописи

[ редактировать ]

Рельефные изображения

[ редактировать ]

Восточная церковь

[ редактировать ]

Иконы и мозаика

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Искусство эпохи Возрождения: тематический словарь Ирен Эрлс, 1987 г. ISBN   0-313-24658-0 стр. 26–27 [1]
  2. ^ Энциклопедия мировых религий Йоханнеса П. Шаде, 2007, ISBN   1-60136-000-2 , запись в разделе Вознесения. [2]
  3. ^ Jump up to: а б с д Робин М. Дженсен «Искусство в раннем христианстве» в Новом Вестминстерском словаре истории церкви Роберта Бенедетто, 2008 г. ISBN   978-0-664-22416-5 стр. 51–53
  4. ^ Jump up to: а б с д Фестивальные иконы христианского года, автор Джон Бэггли, 2000 г. ISBN   0-264-67487-1 стр. 137–138
  5. ^ Jump up to: а б с д Мистический язык икон Солрунн Нес 2005 г. ISBN   0-8028-2916-3 стр. 87
  6. ^ Jump up to: а б с д Значение икон Леонид Успенский, Владимир Лосский 1999 г. ISBN   0-913836-77-X с. 197
  7. ^ Jump up to: а б с Средневековое искусство: актуальный словарь Лесли Росс, 1996 г. ISBN   978-0-313-29329-0 стр. 25–26
  8. ^ Jump up to: а б с Кербрат, Пьер. «Вознесение» в Энциклопедии Средневековья, том 2 , Ричард Барри Добсон и др., с. 113, Рутледж, 2000 г., ISBN   1-57958-282-6 , 978-1-57958-282-1
  9. ^ Икона: Окно в королевство Мишеля Кено, 1992 г. ISBN   0-88141-098-5 стр. 61
  10. ^ Христианская иконография: исследование ее истоков , Андре Грабар , 1968, издательство Taylor & Francisco Publishers, стр. 1968. 76
  11. Искусство Гарднера сквозь века: Западная перспектива Фреда С. Кляйнера, 2000 г. ISBN   978-0-495-57360-9 стр. 244–245
  12. ^ Духовность обрядов Святой Литургии в Коптской Православной Церкви , епископ Меттаус, 2000, Православная Церковь Пресс, стр. 133–134.
  13. ^ Элли Кэсси, Кис Берсерик и Майкл Хойл, Иконография Воскресения: пересмотр воскресшего Христа, парящего над гробом , 1984, The Burlington Magazine , Vol. 126, № 970 (январь 1984 г.), стр. 20–24 JSTOR.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 04dc7279ce3a3c3d1bd7fa0c5078bd63__1716643920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/63/04dc7279ce3a3c3d1bd7fa0c5078bd63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ascension of Jesus in Christian art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)