Вознесение Иисуса в христианском искусстве

Вознесение Иисуса на Небеса , как указано в Новом Завете, было частой темой христианского искусства , а также темой богословских сочинений. [2]
Самые ранние прямые изображения Вознесения датируются примерно началом V века и часто основаны на изображениях Руки Божией , а к VI веку иконография была установлена. [3] [4]
На многих изображениях (и всегда в Восточной Церкви ) Дева Мария находится в центре группы Апостолов (представляющих Церковь), которые смотрят вверх на восходящего Иисуса, который правой рукой обычно сигнализирует о благословении. [5] [6]
Развитие иконографии
[ редактировать ]
Сцены Нового Завета, которые появляются в раннехристианском искусстве III и IV веков, обычно связаны с делами и чудесами Иисуса, такими как исцеления, умножение хлебов или воскрешение Лазаря . [3] Хотя версии изображения Христа в величии , показывающие воскресшего и вознесшегося Христа на небеса, появляются раньше, само Вознесение не изображается примерно до 400 года. В ранних сценах может быть изображен Христос, поднимающийся на гору, иногда Рука Бог протянул руку из облаков, чтобы помочь ему. [7]
Мемориальная доска из слоновой кости с такой сценой в Мюнхене обычно датируется примерно 400 годом и, возможно, является самым ранним изображением Вознесения. [8] Это должно было оставаться наиболее распространенным типом на Западе в течение нескольких столетий и, например, повторяется в Сакраментарии Дрого примерно 450 лет спустя (см. галерею). Сцена распятия практически неизвестна в V веке и редка до VI века. Однако к VI веку стало появляться больше изображений как Распятия, так и Вознесения, возможно, в результате богословских дискуссий конца IV и начала V веков. [3]
( Евангелия Раббулы ок. 586 г.) включают некоторые из самых ранних изображений Распятия и Вознесения, а в их изображениях Вознесения Дева Мария занимает центральное положение среди Апостолов; [3] Христос появляется в мандорле наверху в сопровождении ангелов. Это должно было остаться стандартным византийским и восточно-православным изображением. [8]
К VI веку сложилась иконография Вознесения, а к IX веку сцены Вознесения стали изображаться на куполах церквей. [4] В некоторых изображениях горы может не быть, и он может взбираться на мандорлу или быть поднятым на небеса на мандорле ангелами. [7] В романских изображениях иногда изображаются только ноги Христа, исчезающего в облаках; это изображение, по-видимому, было редким иконографическим нововведением англосаксонского искусства , которое распространилось на континент и стало самым популярным в Северной Европе, где оно сохранялось на провинциальных деревянных рельефах вплоть до окончания Реформации . Иногда видны два последних следа Христа на скале; их показывали паломникам в том месте, где сейчас находится часовня Вознесения на Елеонской горе в Иерусалиме . [8] В сцене также могут быть апостолы, двое мужчин в белом и Дева Мария. [7]
Вознесение Иисуса — не единственное изображение вознесения, и другие фигуры, такие как Иоанн Богослов , были отдельно изображены возносящимися на Небеса, следуя средневековой истории из « Золотой легенды» . [1] Название Успения Марии указывает на то, что это был пассивный транзит; изображения в искусстве часто показывают, как ангелы несут ее на облаке.
Состав и значение
[ редактировать ]
Сцены Вознесения естественным образом делятся на две зоны: верхнюю небесную часть и нижнюю земную часть. Возносящийся Христос может нести знамя воскресения или делать знак благословения правой рукой. [1] Благословляющий жест Христа правой рукой направлен на земную группу, находящуюся под ним, и означает, что он благословляет всю Церковь. [6] В левой руке он может держать Евангелие или свиток, что означает учение и проповедь. [6] Начиная с эпохи Возрождения ангелов может не быть.
Земная часть Вознесенских изображений представляет не только тех, кто, как полагают, присутствовали при Вознесении, но и всю Церковь. [9] В некоторых изображениях Вознесения могут присутствовать как Апостол Павел , так и Дева Мария. Учитывая, что Павел обратился в христианство после Вознесения, и что Новый Завет напрямую не помещает Деву Марию при Вознесении, эти изображения представляют «Церковь», а не конкретных людей. [10] В православных иконах в центре находится Дева Мария, а Христос может быть изображен в мандорле, поддерживаемый ангелами. [4] Христос может быть коронован во многих таких изображениях. [4] Учитывая, что в Евангелиях не упоминается, что Дева Мария была свидетельницей Вознесения, ее присутствие Девы Марии в изображениях Вознесения V и VI веков, например, в Евангелиях Раббулы, является показателем важной роли, которую она сыграла в искусство того периода. [11] Эта приблизительная композиция должна была стать типичной на Западе в эпоху Возрождения.
Восточно -православное изображение Вознесения является главной метафорой мистической природы Церкви. [5] Православная традиция утверждает, что Дева Мария присутствовала во время Вознесения, и Великая Вечерня Вознесения утверждает: «Та, которая, как Твоя Мать, более всех пострадала от Твоих Страстей, должна также наслаждаться превосходящей радостью прославления Твоей плоти». [5] Так, во многих восточных иконах Богородица помещается в центре сцены в земной части изображения с воздетыми к Небу руками, часто в сопровождении различных Апостолов. [5] Устремленное вверх изображение земной группы соответствует восточной литургии в праздник Вознесения : «Приидите, восстанем и вознесем очи и мысли высоко...» [6] Иконы являются неотъемлемой частью литургии Восточной Церкви , а иконы Вознесения используются в крестном ходе в праздник Вознесения. [12]
Другими сценами с похожей поднятой фигурой, в которых использовались композиции, подобные Вознесению, являются Успение Марии , редкое до позднего Средневековья, Преображение Иисуса , начиная с раннего Возрождения и Воскресение Иисуса , где его начинают видеть плавающим. очистить могилу. Возможно, самыми ранними сохранившимися работами, показывающими эту иконографию Воскресения, является известная фреска в Андреа да Фиренце испанской капелле базилики Санта-Мария-Новелла во Флоренции , датируемая 1366 годом. [13]
Галерея
[ редактировать ]Западная церковь
[ редактировать ]Картины и мозаика
[ редактировать ]- Джотто , 14 век.
- Андреа Мантенья , 1461 г.
- Пьетро Перуджино , Полиптих Святого Петра , 1496–1500 гг.
- 16 век, немецкие «исчезающие ноги».
- Гарофало , 1510–1520 гг.
- Рембрандт , 1636 г.
- Бенджамин Уэст 1801 г.
- Базилика Розария , Лурд , 19 век.
Иллюминированные рукописи
[ редактировать ]- Сакраментарий Дрого , ок. 850
- Бамбергский апокалипсис , 11 век.
- «Очень богатые часы герцога Беррийского» , ок. 1410
- Мастерская Гирландайо , 15 век.
Рельефные изображения
[ редактировать ]- Англосаксонский (?) рельеф из слоновой кости , VIII век.
- Необычная англосаксонская или альпийская обложка коробки из слоновой кости , ок. 750–800, с символами Марии и евангелистов.
- Довольно поздний вариант изображения «исчезающих ног» на деревянном рельефе , 1597 год.
- Христос, возносящийся один, Аулендорф , Германия, 1711 год.
Восточная церковь
[ редактировать ]Иконы и мозаика
[ редактировать ]- Самая большая мозаика Вознесения Иисуса в христианском мире весом 40 тонн в центральном куполе собора Святого Саввы в Белграде.
- XIV века. Новгородская школа
- Андрей Рублёв , 1408 г.
- Кирилло-Белозерский монастырь, 1497 г.
- Болгарская икона XIX века, Битола, современная Северная Македония.
См. также
[ редактировать ]- Искусство в католицизме
- Христианское искусство
- Воскресение Иисуса в христианском искусстве
- Реформация и искусство
- Преображение Иисуса в христианском искусстве
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Искусство эпохи Возрождения: тематический словарь Ирен Эрлс, 1987 г. ISBN 0-313-24658-0 стр. 26–27 [1]
- ^ Энциклопедия мировых религий Йоханнеса П. Шаде, 2007, ISBN 1-60136-000-2 , запись в разделе Вознесения. [2]
- ^ Jump up to: а б с д Робин М. Дженсен «Искусство в раннем христианстве» в Новом Вестминстерском словаре истории церкви Роберта Бенедетто, 2008 г. ISBN 978-0-664-22416-5 стр. 51–53
- ^ Jump up to: а б с д Фестивальные иконы христианского года, автор Джон Бэггли, 2000 г. ISBN 0-264-67487-1 стр. 137–138
- ^ Jump up to: а б с д Мистический язык икон Солрунн Нес 2005 г. ISBN 0-8028-2916-3 стр. 87
- ^ Jump up to: а б с д Значение икон Леонид Успенский, Владимир Лосский 1999 г. ISBN 0-913836-77-X с. 197
- ^ Jump up to: а б с Средневековое искусство: актуальный словарь Лесли Росс, 1996 г. ISBN 978-0-313-29329-0 стр. 25–26
- ^ Jump up to: а б с Кербрат, Пьер. «Вознесение» в Энциклопедии Средневековья, том 2 , Ричард Барри Добсон и др., с. 113, Рутледж, 2000 г., ISBN 1-57958-282-6 , 978-1-57958-282-1
- ^ Икона: Окно в королевство Мишеля Кено, 1992 г. ISBN 0-88141-098-5 стр. 61
- ^ Христианская иконография: исследование ее истоков , Андре Грабар , 1968, издательство Taylor & Francisco Publishers, стр. 1968. 76
- ↑ Искусство Гарднера сквозь века: Западная перспектива Фреда С. Кляйнера, 2000 г. ISBN 978-0-495-57360-9 стр. 244–245
- ^ Духовность обрядов Святой Литургии в Коптской Православной Церкви , епископ Меттаус, 2000, Православная Церковь Пресс, стр. 133–134.
- ^ Элли Кэсси, Кис Берсерик и Майкл Хойл, Иконография Воскресения: пересмотр воскресшего Христа, парящего над гробом , 1984, The Burlington Magazine , Vol. 126, № 970 (январь 1984 г.), стр. 20–24 JSTOR.