Христос прощается со своей Матерью

Христос, прощающийся со своей Матерью, — это сюжет христианского искусства , чаще всего (хотя и не исключительно) встречающийся в североевропейском искусстве 15 и 16 веков. Христос прощается со своей матерью Марией , часто благословляя ее, перед тем, как отправиться в свое последнее путешествие в Иерусалим , которое, как он знает, приведет к его Страстям и смерти; действительно, эта сцена знаменует собой начало его Страстей. [1] В ранних версиях обычно изображаются только эти две фигуры в пояс или меньше.
После Дюрера сюжет обычно имеет пейзажную обстановку и включает в себя сопровождающих (обычно Трех Марий ) Марии, которая часто теряет сознание от горя и удерживается ими. святые Петр , Иоанн Богослов , Мария Магдалина Могут быть показаны и другие апостолы. Вероятно, это чаще встречается в гравюрах, чем в картинах. [2]
Тема сообщения
[ редактировать ]
Сюжет не иллюстрирует какой-либо библейский отрывок, но заимствован из одного из Псевдо-Бонавентуры «Размышлений о жизни Христа» (1308 г.) и «Мариенлебена» (по-немецки « Жизнь Богородицы »; около 1300 г.). Филипп фон Зейтц , также известный как «Брат Филипп Картезианец ». [3] [4] Эта сцена стала использоваться в пьесах «Страсти» и других религиозных драмах. [5] Это может быть изображено в «Христе, благословляющем молящуюся Богородицу» , произведении Робера Кампена начала 15 века. [6] и несколько раз расписан Джерардом Дэвидом в конце века (Дублин, Базель, Мюнхен, метрополитен Нью-Йорк); [7] к тому времени многие меньшие художники писали эту тему, особенно в Германии.
Осведомленность об этой теме еще больше расширилась благодаря гравюрам Альбрехта Дюрера в его очень популярной гравюр серии на дереве « Жизнь Богородицы» (ок. 1505 г.). [8] и снова в его серии гравюр «Страсти» (1509), а также Лукаса ван Лейдена . Как это часто бывало в то время, многие провинциальные художники использовали композиции гравюр непосредственно в качестве основы для своих картин, например версию одноименного алтарного образа нюрнбергского художника, известного как «Мастер Швабахского алтаря» (1506, Дом Комптона Верни ), который использует своего земляка Дюрера. [9]
Первая треть XVI века была периодом пика популярности этого предмета; [10] для Дунайской школы , в частности, возможности выразительности и пейзажный фон сделали предмет привлекательным. Версии включают в себя очень интенсивные версии Альбрехта Альтдорфера , [11] и Вольф Хубер (оба около 1520 г., находятся в Национальной галерее в Лондоне ). [12] Хубер представляет собой вырезанный фрагмент, в котором есть только группа вокруг Богородицы и рука Христа, идущая справа. Обе эти работы имеют фон из пышного леса, падающую в обморок Деву и изображают женские фигуры в современных одеждах. [13]
Одно из самых ранних из немногих итальянских изображений, раннее Корреджо около 1514 года ( Национальная галерея, Лондон ) явно (под рентгеновскими лучами ) использовало композицию Дюрера в качестве отправной точки, прежде чем изменить ее. [14] Лоренцо Лотто (1521, Gemäldegalerie, Берлин есть Лукас Кранах Старший ) также писал эту тему, а в Вене (ок. 1520). После 1550 года этот предмет можно увидеть реже, хотя во дворце Питти есть работа, по крайней мере, школы Паоло Веронезе . Картина 1595 года Эль Греко представляет собой нечто вроде выдающегося произведения.
Галерея
[ редактировать ]-
Корреджо , вероятно, до 1514 года, Лондон, с Иоанном Богословом и (?) Марией Магдалиной.
-
Бернхард Штригель , 1520, Берлин. Святой Петр возглавляет учеников, ожидающих Христа.
-
Витраж компании Quaker City Glass Company, 1912 год, в немецкой евангелическо-лютеранской церкви Св. Матфея в Чарльстоне, Южная Каролина.
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Оливер Хэнд, Кэтрин А. Мецгер, Рон Спронк: Молитвы и портреты: раскрытие нидерландского диптиха , стр.66, 2006, издательство Йельского университета, ISBN 0-300-12155-5
- ^ Ленгмюр, Эрика, Путеводитель по Национальной галерее , стр. 102–3. Переработанное издание 1997 года, Национальная галерея, Лондон, ISBN 1-85709-218-X
- ^ Национальная галерея, Полный иллюстрированный каталог , Публикации Национальной галереи, стр.2, 1995, ISBN 1-85709-050-0
- ^ Хофмайстер, Вернфрид. «Штирийская литература в средние века | Филипп против Зейтца: Мариенлебен» (на немецком языке). Архивировано из оригинала 19 сентября 2018 года . Проверено 19 сентября 2018 г.
- ^ Ленгмюр, стр. 102–3.
- ^ Изображение Филадельфии Кампина Это происходит от византийских изображений, согласно Hand, Metzer & Spronk op & page cit.
- ^ В типе, использованном для примеров в Мюнхене, Базеле и Нью-Йорке, диптих имеет поясную Мадонну с младенцем на левом крыле и Христа, прощающегося со своей Матерью на правом крыле. ММА, Нью-Йорк – другое крыло находится в Англии. См. Hand, Metzer & Spronk op & page cit., запись в каталоге выставки, посвященную работам Базеля.
- ↑ Изображение заархивировано 5 июля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «О Комптон-Верни» . Комптон Верни .
- ^ Большинство упомянутых здесь работ датируются очень близко к 1520 году.
- ^ «Национальная галерея» . Nationalgallery.org.uk . Архивировано из оригинала 7 мая 2009 года . Проверено 5 марта 2008 г.
- ^ «Национальная галерея» . Nationalgallery.org.uk . Архивировано из оригинала 7 мая 2009 года . Проверено 5 марта 2008 г.
- ^ Ленгмюр, Эрика, Путеводитель по Национальной галерее , стр. 102–3 и 334–6, исправленное издание 1997 г., Национальная галерея, Лондон, ISBN 1-85709-218-X
- ^ Гулд, Сесил , Итальянские школы шестнадцатого века , Каталоги Национальной галереи, Лондон, 1975, ISBN 0-947645-22-5