Jump to content

Обморок Богородицы

Богородица, теряющая сознание при Распятии, копия Таддео Цуккари [1]
Терракотовая модель , Антонио Бегарелли , ок. 15:30
Снятие с креста ок. 1435 год, автор Рогир ван дер Вейден . Музей Прадо

Обморок Девы , по-итальянски Lo Spasimo della Vergine , или Обморок Девы Марии, был идеей, развитой в позднем Средневековье , что Дева Мария потеряла сознание во время Страстей Христовых , чаще всего происходящих во время наблюдения за Распятием Иисуса . Оно было основано на упоминаниях в более поздних текстах апокрифического Евангелия от Никодима (Acta Pilati) , где описывается потеря сознания Марии. Он был популярен в позднесредневековом искусстве и богословской литературе, но, поскольку он не упоминался в канонических евангелиях , он стал спорным - протестанты категорически отвергли его, а с 16 века его разочаровали также многие высокопоставленные католические церковники.

Обморок может быть помещен во время эпизода « Христос, несущий крест» , например, на Виа Долороза в Иерусалиме , но очень часто также во время распятия Иисуса; По оценкам Николаса Пенни , «около половины сохранившихся картин Распятия, сделанных между 1300 и 1500 годами, будут включать в себя обморок Богородицы». [2] Оно также появлялось в работах, показывающих Снятие с креста и Положение во гроб Христа . [3] а также новинку XV века о том, как Христос прощается со своей Матерью .

Потерявшая сознание Мария иногда изображается в искусстве уже в XII веке, а к середине XIII века становится обычным явлением. Например, есть один из рельефов Распятия на кафедре Пизанского баптистерия 1260 года работы Николы Пизано . К 1308 году маршрут паломничества по Виа Долороза в Иерусалиме включал церковь, формально посвященную Святому Иоанну Крестителю, но известную как место обморока Богородицы; К 1350 году в путеводителях упоминается церковь Санта-Мария-де-Спасимо , которую позже заменили жилые дома. В очень популярной книге «Размышления о жизни Христа» , вышедшей около 1300 года, упоминаются три момента Страстей, когда Мария теряет сознание или падает в обморок. [4] К 15 веку итальянские Сакри Монти включили в свои маршруты святыни, посвященные спасимо неофициальный праздник , отмечали , и многие, особенно францисканцы , и Ватикан просили сделать его официальным. [5]

Однако ни один подобный инцидент не был упомянут в Четырех Евангелиях , и он не одобрялся многими богословами. Реакция вызвала работу 1506 года доминиканца Томаса Каэтана , тогда профессора Римского университета Сапиенца , а затем ставшего главой его ордена и, как кардинал, Мартина Лютера оппонента в диалоге. Каэтан указал на отсутствие библейского авторитета и, как описал Николас Пенни , что «серьезная физическая слабость, возникающая после «спасимо», как это определил Авиценна , была бы несовместима с явным утверждением в Евангелии от Иоанна о том, что Богородица стояла рядом с Богом. крест, акт выносливости, который потребовал бы исключительной силы. Более того, даже менее серьезный обморок или «спасимо» был бы несовместим с Благодатью, которая позволила Деве страдать всем своим разумом». [6]

Официальное неодобрение обморока получило распространение в Контрреформацию и сопровождалось авторами руководств для духовенства по толкованию кратких и неясных постановлений Тридентского собора 1563 года о священных изображениях с мельчайшими подробными инструкциями для художников и комиссары работ. Гиды Молана (1570 г.), кардинала Габриэле Палеотти (1582 г.) и кардинала Федериго Борромео возражали против изображения, и оно подверглось критике со стороны авторов богословских трудов о Богородице, таких как Петр Канисиус (1577 г.). По крайней мере, в Риме, похоже, действовала настоящая цензура: картины были удалены из публичного доступа, а в разрешении было отказано в публикации гравюры Корнелиуса Блумарта « Распятие » Аннибале Каррачи , которую вместо этого пришлось публиковать в Париже. [7]

Однако официального осуждения веры в этот инцидент больше не последовало, и хотя новых изображений было меньше, существующие остались на месте, в том числе многие в доминиканских церквях. Действительно, там, где изображалась падающая в обморок Богородица, она зачастую была еще заметнее. Изображения, помещенные не только на самом Распятии, избежали многих богословских возражений. [8]

Проиллюстрированные примеры показывают более полное обморок, но на многих изображениях Богородица остается стоять, поддерживаемая Святым Иоанном, Тремя Мариями или другими учениками. Многие изображения двусмысленны, предположительно намеренно, и могут быть прочитаны как Богородица, чувствующая либо дурноту, либо просто пораженную горем. Одной из основных работ, изображающих Обморок, является «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена ( Прадо , ок. 1435 г.), в котором тело Богородицы с закрытыми глазами параллельно телу ее сына чуть выше. [9]

Ряд церквей носят имя Обморока, в том числе:

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Копия маслом этой фрески 1556 года.
  2. ^ Пенни, 26 лет.
  3. ^ Пенни, 28 лет.
  4. ^ Пенни, 26 лет; Шиллер, II, 152–153 гг.
  5. ^ Пенни, 26 лет.
  6. ^ Пенни, 26 лет.
  7. ^ Пенни, 28 лет.
  8. ^ Пенни, 26–28.
  9. ^ Шиллер, II, 168.
  • Пенни, Николас , Каталоги Национальной галереи (новая серия): Итальянские картины шестнадцатого века, Том I , 2004, National Gallery Publications Ltd, ISBN   1-85709-908-7
  • Шиллер, Гертруда , Иконография христианского искусства, Vol. II , 1972 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN   0-85331-324-5

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Нефф, Эми, «Боль Сострадания: Труд Марии у подножия креста», 1998, The Art Bulletin , vol. 80, нет. 2, стр. 255–273.
  • фон Симсон, Отто Г., «Сострадание и совместное искупление в произведении Роджера ван дер Вейдена «Снятие с креста», 1953, The Art Bulletin , Vol. 35, № 1, март 1953 г., стр. 9–16.
  • Рубин, Мири. Богородица: История Девы Марии , Аллен Лейн, 2009, ISBN   0-7139-9818-0
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 40b83d7d3d9350043d581fab5b68d305__1714605120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/05/40b83d7d3d9350043d581fab5b68d305.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Swoon of the Virgin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)