Обморок Богородицы
Обморок Девы , по-итальянски Lo Spasimo della Vergine , или Обморок Девы Марии, был идеей, развитой в позднем Средневековье , что Дева Мария потеряла сознание во время Страстей Христовых , чаще всего происходящих во время наблюдения за Распятием Иисуса . Оно было основано на упоминаниях в более поздних текстах апокрифического Евангелия от Никодима (Acta Pilati) , где описывается потеря сознания Марии. Он был популярен в позднесредневековом искусстве и богословской литературе, но, поскольку он не упоминался в канонических евангелиях , он стал спорным - протестанты категорически отвергли его, а с 16 века его разочаровали также многие высокопоставленные католические церковники.
Обморок может быть помещен во время эпизода « Христос, несущий крест» , например, на Виа Долороза в Иерусалиме , но очень часто также во время распятия Иисуса; По оценкам Николаса Пенни , «около половины сохранившихся картин Распятия, сделанных между 1300 и 1500 годами, будут включать в себя обморок Богородицы». [2] Оно также появлялось в работах, показывающих Снятие с креста и Положение во гроб Христа . [3] а также новинку XV века о том, как Христос прощается со своей Матерью .
История
[ редактировать ]Потерявшая сознание Мария иногда изображается в искусстве уже в XII веке, а к середине XIII века становится обычным явлением. Например, есть один из рельефов Распятия на кафедре Пизанского баптистерия 1260 года работы Николы Пизано . К 1308 году маршрут паломничества по Виа Долороза в Иерусалиме включал церковь, формально посвященную Святому Иоанну Крестителю, но известную как место обморока Богородицы; К 1350 году в путеводителях упоминается церковь Санта-Мария-де-Спасимо , которую позже заменили жилые дома. В очень популярной книге «Размышления о жизни Христа» , вышедшей около 1300 года, упоминаются три момента Страстей, когда Мария теряет сознание или падает в обморок. [4] К 15 веку итальянские Сакри Монти включили в свои маршруты святыни, посвященные спасимо неофициальный праздник , отмечали , и многие, особенно францисканцы , и Ватикан просили сделать его официальным. [5]
Однако ни один подобный инцидент не был упомянут в Четырех Евангелиях , и он не одобрялся многими богословами. Реакция вызвала работу 1506 года доминиканца Томаса Каэтана , тогда профессора Римского университета Сапиенца , а затем ставшего главой его ордена и, как кардинал, Мартина Лютера оппонента в диалоге. Каэтан указал на отсутствие библейского авторитета и, как описал Николас Пенни , что «серьезная физическая слабость, возникающая после «спасимо», как это определил Авиценна , была бы несовместима с явным утверждением в Евангелии от Иоанна о том, что Богородица стояла рядом с Богом. крест, акт выносливости, который потребовал бы исключительной силы. Более того, даже менее серьезный обморок или «спасимо» был бы несовместим с Благодатью, которая позволила Деве страдать всем своим разумом». [6]
Официальное неодобрение обморока получило распространение в Контрреформацию и сопровождалось авторами руководств для духовенства по толкованию кратких и неясных постановлений Тридентского собора 1563 года о священных изображениях с мельчайшими подробными инструкциями для художников и комиссары работ. Гиды Молана (1570 г.), кардинала Габриэле Палеотти (1582 г.) и кардинала Федериго Борромео возражали против изображения, и оно подверглось критике со стороны авторов богословских трудов о Богородице, таких как Петр Канисиус (1577 г.). По крайней мере, в Риме, похоже, действовала настоящая цензура: картины были удалены из публичного доступа, а в разрешении было отказано в публикации гравюры Корнелиуса Блумарта « Распятие » Аннибале Каррачи , которую вместо этого пришлось публиковать в Париже. [7]
Однако официального осуждения веры в этот инцидент больше не последовало, и хотя новых изображений было меньше, существующие остались на месте, в том числе многие в доминиканских церквях. Действительно, там, где изображалась падающая в обморок Богородица, она зачастую была еще заметнее. Изображения, помещенные не только на самом Распятии, избежали многих богословских возражений. [8]
Проиллюстрированные примеры показывают более полное обморок, но на многих изображениях Богородица остается стоять, поддерживаемая Святым Иоанном, Тремя Мариями или другими учениками. Многие изображения двусмысленны, предположительно намеренно, и могут быть прочитаны как Богородица, чувствующая либо дурноту, либо просто пораженную горем. Одной из основных работ, изображающих Обморок, является «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена ( Прадо , ок. 1435 г.), в котором тело Богородицы с закрытыми глазами параллельно телу ее сына чуть выше. [9]
Церкви
[ редактировать ]Ряд церквей носят имя Обморока, в том числе:
- Санта-Мария-делло-Спасимо , Палермо , Сицилия
- Санта-Мария-делло-Спасимо, Модуньо , Бари
- Пресвятой Богородицы Спасимо, Череа , провинция Верона
- Мадонна делло Спасимо, Бергамо.
Галерея
[ редактировать ]- Итальянский, гр. 1320
- Нижняя церковь, базилика Сан-Франческо д'Ассизи , Ассизи
- Мариенкирхе , деталь алтаря Берсвордта
- Боккаччо Боккаччино , Христос, несущий крест (Национальная галерея, Лондон)
- Христос прощается со своей матерью , Альбрехт Альтдорфер ок. 1520 г.
- Шарль Лебрен , «Снятие с креста».
- Рембрандт , «Снятие с креста» , 1632–1633 гг., с буквально приземленным изображением (внизу слева)
- В образе Христа, несущего крест , из южногерманской церкви.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Пенни, Николас , Каталоги Национальной галереи (новая серия): Итальянские картины шестнадцатого века, Том I , 2004, National Gallery Publications Ltd, ISBN 1-85709-908-7
- Шиллер, Гертруда , Иконография христианского искусства, Vol. II , 1972 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, ISBN 0-85331-324-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нефф, Эми, «Боль Сострадания: Труд Марии у подножия креста», 1998, The Art Bulletin , vol. 80, нет. 2, стр. 255–273.
- фон Симсон, Отто Г., «Сострадание и совместное искупление в произведении Роджера ван дер Вейдена «Снятие с креста», 1953, The Art Bulletin , Vol. 35, № 1, март 1953 г., стр. 9–16.
- Рубин, Мири. Богородица: История Девы Марии , Аллен Лейн, 2009, ISBN 0-7139-9818-0