Погребение Иисуса

События в |
Жизнь Иисуса согласно каноническим Евангелиям |
---|
![]() |
Порталы: ![]() ![]() |
Погребение Иисуса означает погребение тела Иисуса после его распятия перед кануном субботы . Это событие описано в Новом Завете . Согласно каноническим евангельским повествованиям , он был положен во гроб советником Синедриона по имени Иосиф Аримафейский ; [ 2 ] согласно Деяниям 13:28–29 , он был положен в гробницу «всем советом». [ 3 ] В искусстве его часто называют Положением во гроб Христа .
Библейские рассказы
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о погребении Иисуса содержится в послании Павла . В письме к коринфянам около 54 года нашей эры: [ 4 ] он ссылается на полученное им сообщение о смерти и воскресении Иисуса («и что он был погребен, и что он воскрес в третий день, согласно Писанию»). [ 5 ]
Четыре канонических евангелия , написанные, вероятно, между 66 и 95 годами, завершаются расширенным повествованием об аресте Иисуса , суде , распятии , погребении и воскресении . [ 6 ] : стр.91 Они повествуют, как в вечер Распятия Иосиф просил Аримафейский у Пилата тело; После того как Пилат удовлетворил его просьбу, он обвил его льняной тканью и положил во гроб . Согласно Деяниям 13:28–29 , он был положен в гробницу «всем советом». [ 3 ]
Современные ученые подчеркивают противопоставление евангельских повествований и считают изображение Марка более вероятным. [ 7 ] [ 8 ]
Евангелие от Марка
[ редактировать ]В Евангелии от Марка ( самом раннем из канонических евангелий ), написанном примерно в 66 и 72 годах, [ 9 ] [ 10 ] Иосиф Аримафейский — член Синедриона , осудившего Иисуса, желающий обеспечить, чтобы труп был похоронен в соответствии с еврейским законом, согласно которому трупы нельзя было оставлять открытыми на ночь. Он облекает тело в новую плащаницу и кладет в гробницу, высеченную в скале. [ 7 ] Еврейский историк Иосиф Флавий , писавший позже в этом столетии, описал, как евреи считали этот закон настолько важным, что даже тела распятых преступников снимали и хоронили до захода солнца. [ 11 ] В этом рассказе Иосиф делает лишь самый минимум для соблюдения Закона: оборачивает тело тканью, не упоминая об омовении ( тахара ) или помазании. Это может объяснить, почему Марк упоминает событие, предшествовавшее распятию, когда женщина облила Иисуса благовониями. [ 12 ] Таким образом, Иисус готовится к погребению еще до его фактической смерти. [ 13 ]
Евангелие от Матфея
[ редактировать ]Евангелие от Матфея было написано примерно в 80–85 годах на основе Евангелия от Марка. [ 14 ] В этом рассказе Иосиф из Аримафеи упоминается не как член Синедриона, а как богатый ученик Иисуса. [ 15 ] [ 16 ] Многие переводчики восприняли это как тонкую ориентацию автора на богатых сторонников, [ 16 ] в то время как другие считают, что это исполнение пророчества из Исайи 53:9:
«И сделали ему гроб с нечестивыми, и с богатыми ему гробницу; хотя он не делал никакого насилия, и не было лжи в устах его».
Эта версия предполагает более почетное погребение: Иосиф заворачивает тело в чистую плащаницу и помещает его в свою гробницу, при этом используется слово сома (тело), а не птома (труп). [ 17 ] Автор добавляет, что римские власти «обезопасили гробницу, поставив печать на камень и выставив охрану».
Евангелие от Луки
[ редактировать ]Евангелие от Марка также является источником описания, данного в Евангелии от Луки , написанном примерно в 90–95 году. [ 18 ] Как и в версии Маркана, Иосиф описывается как член Синедриона. [ 19 ] но как несогласный с решением Синедриона относительно Иисуса; Говорят, что он «ожидал Царства Божьего», а не был учеником Иисуса. [ 20 ]
Евангелие от Иоанна
[ редактировать ]Евангелие от Иоанна, последнее из евангелий, было написано примерно в 80–90 годах и изображает Иосифа как ученика, который с почестями похоронит Иисуса. Иоанн говорит, что Иосифу в процессе погребения помогал Никодим , который принес смесь смирны и алоэ и включил эти благовония в погребальную ткань по иудейским обычаям. [ 21 ]
Сравнение
[ редактировать ]Приведенное ниже сравнение основано на новой международной версии .
Пол | Отметка | Мэтью | Люк | Джон | Акты | | |
---|---|---|---|---|---|---|
Иосиф и Пилат | Марка 15:42–45
|
Матфея 27: 57–58 .
|
Луки 23:50–52
|
Иоанна 19:38
|
Деяния 13:29
| |
Похороны | 1 Коринфянам 15:4
|
Марка 15:46–47
|
Матфея 27: 59–61 .
|
Луки 23:53–56
|
Иоанна 19:39–42
|
Деяния 13:29
|
Первосвященники и Пилат | Матфея 27: 62–66 .
|
|||||
Мэри(а) | Марка 16:1–2
|
Матфея 28:1
|
Луки 24:1
|
Иоанна 20:1
|
В неканонической литературе
[ редактировать ]В апокрифическом манускрипте, известном как « Евангелие от Петра», говорится, что евреи передали тело Иисуса Иосифу, который позже омывает его, а затем хоронит в месте, называемом «Сад Иосифа». [ 24 ]
Историчность
[ редактировать ]
Ученые расходятся во мнениях относительно историчности истории захоронения и вопроса о том, был ли Иисус похоронен достойно. Спорными являются вопросы о том, было ли тело Иисуса снято с креста до захода солнца или оставлено на кресте разлагаться; если его тело было снято с креста и похоронено именно Иосифом Аримафейским , или Синедрионом, или вообще группой евреев; и если он был погребен, и если да, то в какой могиле, или был ли он похоронен в общей могиле.
Аргументом в пользу достойного захоронения до захода солнца является еврейский обычай, основанный на Торе, согласно которому тело казненного не должно оставаться на дереве, где труп был повешен для всеобщего обозрения, а должно быть похоронено до восхода солнца. Это основано на Второзаконии 21:22–23 , но также засвидетельствовано в Храмовом свитке ессеев и в Иосифа Флавия » «Иудейской войне 4.5.2§317, где описывается захоронение распятых еврейских повстанцев перед закатом. [ 25 ] [ 26 ] Также делается ссылка на Дигесту , свод римских законов VI века нашей эры, который содержит материалы II века нашей эры, в которых говорится, что «тела наказанных хоронят только тогда, когда об этом просили и давали разрешение». [ 27 ] [ 28 ] О погребении людей, казненных через распятие, также свидетельствуют археологические находки, например, из Иоханана — тело с гвоздем в пятке, который невозможно было удалить. [ 29 ] [ 30 ]

Мартин Хенгель утверждал, что Иисуса похоронили с позором как казненного преступника, умершего позорной смертью. [ 31 ] [ 32 ] точка зрения, которая «сейчас широко распространена и укоренилась в научной литературе». [ 31 ] Джон Доминик Кроссан утверждал, что последователи Иисуса не знали, что случилось с телом. [ 33 ] [ примечание 1 ] По словам Кроссана, Иосиф из Аримафеи представляет собой «полное творение Марка по названию, по месту и по функциям». [ 34 ] [ примечание 2 ] утверждая, что последователи Иисуса сделали вывод из Втор. 21:22-23, что Иисус был похоронен группой законопослушных иудеев, как описано в Деяниях 13:29. Эту историю Марк адаптировал, превратив группу евреев в конкретного человека. [ 35 ] Что произошло на самом деле, можно понять из обычной римской практики, которая заключалась в том, чтобы оставлять тело на костре, отказываясь от почетного или семейного захоронения, и, как известно, утверждалось, что «собаки ждали». [ 36 ] [ 37 ] [ примечание 3 ]
Британский исследователь Нового Завета Морис Кейси также отмечает, что «еврейские преступники должны были быть погребены позорно и бесчестно». [ 38 ] цитирую Иосифа Флавия:
Общей ситуации было достаточно, чтобы Иосиф Флавий прокомментировал конец библейского вора: «И после немедленной казни ему было дано ночью бесчестное погребение, подобающее осужденному» (Нав. Ант. V, 44). Примерно так же он говорит о всяком, кого забивают камнями за хулу Бога: «пусть его повесят днем, и пусть его похоронят бесчестно и тайно» (Нав. Ант. IV, 202). [ 38 ]
Кейси утверждает, что Иисус действительно был похоронен Иосифом Аримафейским, но в гробнице для преступников, принадлежавшей Синедриону . [ 38 ] Поэтому он отвергает повествование о пустой гробнице как легендарное. [ 39 ]
Историк Нового Завета Барт Д. Эрман также заключает, что мы не знаем, что случилось с телом Иисуса, но сомневается, что Иисус был достойно похоронен. [ 40 ] и считает сомнительным, что Иисуса похоронил именно Иосиф из Аримафеи. [ 41 ] Эрман отмечает, что в Деяниях 13 говорится о Синедрионе в целом, помещающем в гробницу тело Иисуса, а не отдельного члена. [ 3 ] По словам Эрмана, история, возможно, была приукрашена и стала более подробной, и «то, что изначально было расплывчатым утверждением о том, что неназванные еврейские лидеры похоронили Иисуса, становится историей одного конкретного лидера, имя которого указано». [ 42 ] [ примечание 4 ] Эрман приводит три причины сомневаться в достойном захоронении. Он отмечает, что «иногда христианские апологеты утверждают, что Иисуса нужно было снять с креста до захода солнца в пятницу, потому что на следующий день была суббота, и разрешать человеку оставаться на кресте противоречило еврейскому закону или, по крайней мере, еврейской чувствительности. во время субботы. К сожалению, исторические данные свидетельствуют об обратном». [ 42 ] Ссылаясь на Хенгеля и Кроссана, Эрман утверждает, что распятие предназначалось для того, чтобы «пытать и унижать человека настолько полно, насколько это возможно», и тело обычно оставляли на столбе, чтобы его съели животные. [ 44 ] Эрман далее утверждает, что преступников обычно хоронили в общих могилах. [ 45 ] Пилата не беспокоила чувствительность евреев, поэтому маловероятно, что он позволил бы похоронить Иисуса. [ 46 ]
Ряд христианских авторов отвергли эту критику, посчитав евангельские повествования исторически достоверными. Джон А. Т. Робинсон утверждает, что «погребение Иисуса в гробнице является одним из самых ранних и наиболее достоверных фактов об Иисусе». [ 47 ] Дейл Эллисон , рассматривая аргументы Кроссана и Эрмана, считает это утверждение сильным, но «считает вероятным, что человек по имени Иосиф, вероятно, член синедриона, из малоизвестной Аримафеи, искал и получил разрешение от римских властей принять меры для Поспешное погребение Иисуса». [ 48 ] Раймонд Э. Браун , писавший в 1973 году до публикации Хенгеля и Кроссана, упоминает, что ряд авторов выступали за захоронение в общей могиле, но Браун утверждает, что тело Иисуса было похоронено в новой гробнице Иосифом Аримафейским. в соответствии с Моисеевым законом , который гласил, что человеку, повешенному на дереве, нельзя позволять оставаться там на ночь, а следует похоронить его до захода солнца. [ 49 ]
Джеймс Данн отвергает критику, заявляя, что «твердая традиция гласит, что Иисуса похоронили должным образом (Марка 15:42-47, абз.), и есть веские причины, по которым следует уважать это свидетельство». [ 30 ] Данн утверждает, что традиция погребения является «одной из древнейших традиций, которые у нас есть», ссылаясь на 1 Кор. 15,4; погребение соответствовало еврейскому обычаю, предписанному Второзаконием. 21.22-23 и подтверждено Иосифом Войном ; известны случаи погребения распятых, о чем свидетельствует Иохананское захоронение; Иосиф Аримафейский «очень правдоподобный исторический персонаж»; и «присутствие женщин у креста и их участие в погребении Иисуса скорее можно объяснить ранними устными воспоминаниями, чем творческим повествованием». [ 50 ] Н. Т. Райт утверждает, что погребение Христа является частью самых ранних евангельских традиций. [ 51 ] Крейг А. Эванс ссылается на Втор. 21:22-23 и Иосифа Флавия, чтобы доказать, что погребение Иисуса соответствует чувствам евреев и исторической реальности. [ примечание 5 ] Эванс также отмечает, что «с политической точки зрения также маловероятно, что накануне Песаха, праздника, посвященного освобождению Израиля от иностранного господства, Пилат захотел бы спровоцировать еврейское население», отказав Иисусу в надлежащих похоронах. [ 54 ]
По словам профессора религии Джона Грейнджера Кука, существуют исторические тексты, в которых упоминаются массовые могилы, но они не содержат никаких указаний на то, что эти тела выкапывали животные. Ни в одном римском тексте нет упоминаний об открытой яме или неглубоких могилах. Помимо Евангелий, существует ряд исторических текстов, в которых показано, что тела распятых умерших были похоронены семьей или друзьями. Кук пишет, что «эти тексты показывают, что повествование о погребении Иисуса Иосифом Аримефейским было бы совершенно понятно греко-римскому читателю Евангелий и исторически достоверно». Кук отмечает, что многочисленные ранние критики христианства, такие как Цельс, Порфирий, Гиерокл, Юлиан и анонимный языческий философ Макарий, признавали историчность захоронения, но отвергали воскресение. [ 55 ]
Богословское значение
[ редактировать ]Апостол Павел включает погребение в свое изложение Евангелия в стихах 3 и 4. [ сломанный якорь ] 1 Коринфянам 15 : «Ибо я передал вам прежде всего то, что и сам принял, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен, и что воскрес в третий день, по Писанию. " ( КЯВ ). Похоже, это раннее свидетельство о вероисповедании до Павла . [ 56 ]
Погребение Христа особо упоминается в Апостольском Символе веры , где говорится, что Иисус был « распят , умер и погребен». Гейдельбергский катехизис спрашивает: «Почему он был похоронен?» и дает ответ: «Погребение Его свидетельствовало, что Он действительно умер». [ 57 ]

В Катехизисе Католической Церкви говорится: «Это тайна Великой субботы , когда Христос, лежащий во гробе, открывает великий субботний покой Божий после совершения спасения человека, который приносит мир всей вселенной» и что «Христос пребывание во гробе представляет собой реальную связь между его болезненным состоянием перед Пасхой и его славным и воскресшим состоянием сегодня». [ 58 ]
Изображение в искусстве
[ редактировать ]Часть серии о |
Смерть и воскресение Иисуса |
---|
![]() |
Порталы: ![]() ![]() |
Положение во гроб Христа было популярной темой в искусстве, развивавшейся в Западной Европе в 10 веке. Оно появляется в циклах Жизни Христовой , где следует за Низложением Христа или Оплакиванием Христа . Со времен Возрождения его иногда объединяли или объединяли с одним из них. [ 59 ]
Известные отдельные работы со статьями включают:
- Положение во гроб (Бутс, ок. 1450-е гг.)
- Оплакивание Христа (Рогир ван дер Вейден, ок. 1460–1463)
- Положение во гроб (Микеланджело, ок. 1500–01)
- Свержение (Рафаэль, 1507 г.)
- «Положение во гроб» (Тициан, 1525 г.)
- «Положение во гроб» (Тициан, 1559 г.)
- Положение во гроб Христа (Караваджо, 1603–04).
- Скрытый Христос (Санмартино, 1753 г.)
Использование в гимнодии
[ редактировать ]Афро -американское духовное произведение «Ты был там?» есть строка «Был ли ты там, когда Его положили в гробницу?» [ 60 ] а в рождественской песне « Мы, три короля » есть такой стих :
Мирра моя, ее горький аромат
Дышит жизнью сгущающегося мрака;
Скорбь, вздохи, кровотечение, смерть,
Запечатан в каменной холодной гробнице.
Гимн Джона Уилбура Чепмена «Один день» интерпретирует погребение Христа словами: «Похороненный, Он унес мои грехи далеко». [ 61 ]
В Восточной Православной Церкви следующий тропарь поется в Великую Субботу :
Благородный Иосиф,
когда снял с древа Пречистое Тело Твое,
обернул его виссоном и помазал ароматами,
и положил его в новую гробницу.
Художественные изображения
[ редактировать ]-
Погребение Христа, 15 век, Бельгия.
-
Генри Огюстен Валентин по мотивам Ганса Гольбейна Младшего, Исвса Назаренева Рекса Ивдеорва , XIX век, офорт, Отдел коллекций изображений, Библиотека Национальной галереи искусств, Вашингтон, округ Колумбия
-
1863 г. «Санто Энтьерро» ( шествия Страстной пятницы 2024 г. )
См. также
[ редактировать ]
- Могила Иисуса , несколько мест, предположительно являвшихся местом захоронения Христа.
- Снятие с креста
- Пустая гробница
- Эпитафия (литургия)
- Жизнь Иисуса в Новом Завете
- Мучение ада
Примечания
[ редактировать ]- ^ Эллисон ссылается на «Кроссан, Исторический Иисус, 391–4; там же, Иисус: Революционная биография (Сан-Франциско: HarperSanFrancisco, 1994), 123–58; там же, Кто убил Иисуса? Разоблачение корней антисемитизма в Евангелии История смерти Иисуса (Сан-Франциско: HarperSanFrancisco, 1996), 160–77))»
- ^ Эллисон ссылается на Кроссана (1996), «Кто убил Иисуса?»
- ^ По словам Эллисона (2021 , стр. 95), «Позиция [по поводу Иосифа Аримафейского] старая; см. Густав Фолькмар, Die Religion Jesu und ihre erste Entwichelung nach dem gegenwärtigen Stande der Wissenschaft (Лейпциг: FA Brockhaus, 1857). ), 257–9, Les éangiles synoptiques, 2 тома (Ceffonds: Loisy, 1907), там же, The Birth of the Christian Religion (Лондон: G. Allen & Unwin, 1948), 90–1; Conybeare, Myth, Magic and Morals, 302; и Guignebert, Иисус, 500. Среди более поздних ученых, считающих Иосифа Аримафейского вымыслом, есть Ф.В. Беар, Евангелие от Матфея: Комментарий (Oxford: Blackwell, 1981), 538, Евангелие (Буффало, Нью-Йорк: Прометей, 1988), 134–6, Видение Господа: воскресение и ранние христианские практики (Миннеаполис: Крепость, 1994), 257; Иисусу (Сан-Франциско: HarperSanFrancisco, 1996), 228 («Иосиф Аримафейский, вероятно, творение Маркана» и Семинар Иисуса, Деяния Иисуса, 159); Кейт Парсонс, «Питер Крифт и Рональд Тачелли о теории галлюцинаций», в книге «Пустая гробница: Иисус за пределами могилы», изд. Роберт М. Прайс и Джеффри Джей Лоудер (Амхерст, Нью-Йорк: Прометей, 2005), 445–7; Майкл Дж. Кук, «Современные евреи используют Новый Завет: повышение благосостояния евреев в христианской среде» (Вудсток, Вирджиния: Jewish Lights, 2008), 149–57; и Мартин, Библейские истины, 211.
- ↑ В книге «От Иисуса до Константина: история раннего христианства», лекция 4: «Устные и письменные предания об Иисусе» (2003) Эрман признал, что «некоторые ученые утверждают, что более правдоподобно то, что на самом деле Иисуса поместили в общее захоронение». заговор, который иногда случался или был, как и многие другие распятые люди, просто оставлен на съедение животным-падальщикам», но далее уточнил, что «[T] он довольно единодушно утверждает, что [...] что Иисус на самом деле был похоронен этим парнем, Иосифом из Аримафеи, и поэтому вполне вероятно, что именно это и произошло». [ 43 ]
- ^ Эванс (2005) ссылается на Кроссана в книге «Еврейские погребальные традиции и воскресение Иисуса», утверждая, что «погребение Иисуса, согласно еврейской традиции, почти наверняка, по крайней мере, по двум причинам: (1) сильные опасения евреев по поводу того, что мертвые — праведные или неправедные — должны быть похоронены должным образом и (2) желание избежать осквернения земли».
Эванс ссылается на археолога Джоди Мэгнесс , которая подвергает сомнению взгляды Хенгеля и Кроссана, утверждая, что евангельские рассказы, описывающие снятие Иисуса с креста и погребение, хорошо согласуются с археологическими свидетельствами и еврейским законом, который предписывал, чтобы смерть была немедленно похоронена (или погребена). . [ 52 ] Магнесс, в свою очередь, часто ссылается на книгу археолога Байрона Маккейна «Откатить камень » (2003). Маккейн также утверждает, что было принято немедленно хоронить умерших, но заключает, что «Иисус был с позором похоронен в могиле преступника. [ 53 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Положение во гроб Христа (1601-3) Караваджо» . Энциклопедия художественного образования . Изобразительное искусство Корк . Проверено 24 августа 2019 г.
- ^ Кейтхолил. com, Внутри храма Гроба Господня в Иерусалиме , заархивировано из оригинала 19 августа 2019 г. , получено 28 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Эрман (2014) , с. 83.
- ^ Уотсон Э. Миллс, Деяния и сочинения Полины , Mercer University Press, 1997, стр. 175.
- ^ 1 Кор. 15:3–4.
- ^ Пауэлл, Марк А. Знакомство с Новым Заветом . Бейкер Академик, 2009. ISBN 978-0-8010-2868-7
- ^ Jump up to: а б Дуглас Р.А. Хэйр, Марк (Westminster John Knox Press, 1996), стр. 220.
- ^ Морис Кейси , Иисус из Назарета: отчет независимого историка о его жизни и учении (Continuum, 2010), стр. 449.
- ^ Уизерингтон (2001) , с. 31: «от 66 до 70 и, вероятно, ближе к последнему»
- ^ Хукер (1991) , с. 8: «Евангелие обычно датируется периодом между 65 и 75 годами нашей эры».
- ^ Джеймс Ф. МакГрат, «Погребение Иисуса. II. Христианство. Б. Современная Европа и Америка» в «Энциклопедии Библии и ее восприятия». Том 4 , изд. Дейл К. Эллисон-младший, Волкер Леппин, Чун-Леонг Соу, Герман Шпикерманн, Барри Дов Уолфиш и Эрик Циолковски (Берлин: де Грюйтер, 2012), стр. 923
- ^ ( Марка 14:3–9 )
- ^ МакГрат, 2012, стр.937.
- ^ Харрингтон (1991) , с. 8.
- ^ Дэниел Дж. Харрингтон, Евангелие от Матфея (Liturgical Press, 1991), стр. 406.
- ^ Jump up to: а б Дональд Старший, Страсти Иисуса в Евангелии от Матфея (Liturgical Press, 1990), стр. 151.
- ^ Дональд Старший, Страсти Иисуса в Евангелии от Матфея (Liturgical Press, 1990), стр. 151-2.
- ^ Дэвис (2004) , с. xii.
- ^ НТ Райт, Люк для всех (Westminster John Knox Press), стр. 286.
- ^ Луки 23: 50–55.
- ^ Иоанна 19:39–42.
- ^ Неясно, относится ли «Совет» (τῇ βουλῇ) к Синедриону (τὸ σενεδριον, Луки 22:66), но это вполне вероятно.
- ^ Jump up to: а б Судя по Матфея 27:56 , это была Мария, мать Иакова и Иосифа.
- ^ Уолтер Ричард (1894). Евангелие от Петра: исследование . Лонгманс, Грин . п. 8 . Проверено 2 апреля 2022 г.
- ^ Дейкхуизен (2011) , с. 119-120.
- ^ Данн (2003b) , с. 782.
- ^ Эванс (2005) , с. 195.
- ^ Эллисон (2021) , с. 104.
- ^ Магнесс (2005) , с. 144.
- ^ Jump up to: а б Данн (2003b) , с. 781.
- ^ Jump up to: а б Магнесс (2005) , с. 141.
- ^ Рыбалка (1977) .
- ^ Эллисон (2021) , с. 94.
- ^ Эллисон (2021) , с. 94, примечание 4.
- ^ Эллисон (2021) , с. 94-95.
- ^ Эллисон (2021) , с. 95.
- ^ Кроссан (2009) , стр. 143.
- ^ Jump up to: а б с Кейси (2010) , с. 451.
- ^ Кейси (2010) .
- ^ Эрман 2014 , с. 82-88.
- ^ Эрман 2014 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б Эрман 2014 , с. 84.
- ^ Барт Эрман, От Иисуса до Константина: История раннего христианства, Лекция 4: «Устные и письменные традиции об Иисусе» [The Teaching Company, 2003].
- ^ Эрман 2014 , с. 85.
- ^ Эрман 2014 , с. 86.
- ^ Эрман 2014 , с. 87.
- ^ Робинсон, Джон А.Т. (1973). Человеческое лицо Бога . Филадельфия: Вестминстер Пресс. п. 131 . ISBN 978-0-664-20970-4 .
- ^ Эллисон (2021) , с. 112.
- ^ Браун 1973 , с. 147.
- ^ Данн (2003b) , с. 781-783.
- ^ Райт, Северная Каролина (2009). Вызов Пасхи . п. 22.
- ^ Магнесс (2005) .
- ^ МакКейн (2003) , с. 89.
- ^ Эванс, Крейг (2005). «Еврейские погребальные традиции и воскресение Иисуса».
- ^ Кук, Джон Грейнджер (апрель 2011 г.). «Распятие и погребение». Исследования Нового Завета . 57 (2): 193–213. дои : 10.1017/S0028688510000214 . S2CID 170517053 .
- ^ Ганс Конзельманн , 1 Коринфянам , перевод Джеймса В. Лейтча (Филадельфия: Крепость, 1969), 251.
- ^ Гейдельбергский катехизис. Архивировано 17 октября 2016 г. в Wayback Machine , вопросы и ответы 41.
- ↑ Катехизис Католической Церкви , 624–625. Архивировано 25 декабря 2010 года в Wayback Machine .
- ^ Г. Шиллер, Иконография христианского искусства, Том. II , 1972 (английский перевод с немецкого), Лунд Хамфрис, Лондон, стр. 164 и далее, ISBN 0-85331-324-5
- ^ «Кибергимнал: «Ты там был?» » . Архивировано из оригинала 7 октября 2011 года.
- ^ «Кибергимнал: Один день » . Архивировано из оригинала 24 сентября 2011 года.
Источники
[ редактировать ]- Эллисон, Дейл С. младший (2021). Воскресение Иисуса: апологетика, полемика, история . Нью-Йорк: Блумсбери. ISBN 978-0-5676-9757-8 .
- Браун, RE (1973). Непорочное зачатие и телесное воскресение Иисуса . Паулист Пресс. ISBN 9780809117680 .
- Бультманн, Рудольф (1968). История синоптической традиции . Харпер.
- Кейси, Морис (30 декабря 2010 г.). Иисус из Назарета: отчет независимого историка о его жизни и учении . А&С Черный. ISBN 978-0-567-64517-3 .
- Кроссан, Джон Доминик (2009). Иисус: революционная биография .
- Дэвис, Стеван Л. (2004). Евангелие от Фомы и христианская мудрость . Бардик Пресс. ISBN 9780974566740 .
- Данн, Джеймс Д.Г. (2003b), Вспомнил Иисуса: становление христианства, Том 1 , Wm. Издательство Б. Эрдманс
- Дейхуизен, Петра (2011). «Похоронен позорно: историческая реконструкция погребения и гробницы Иисуса». Неотестаментика 45:1 (2011) 115-129 .
- Эрман, Барт Д. (25 марта 2014 г.). Как Иисус стал Богом: Возвышение еврейского проповедника из Галилеи . Харпер Коллинз. ISBN 978-0-06-225219-7 .
- Эванс, Крейг (2005). «Еврейские погребальные традиции и воскресение Иисуса». JSHJ 3.2 (2005 г.) .
- Харрингтон, Дэниел Дж. (1991). Евангелие от Матфея . Литургическая пресса. ISBN 9780814658031 .
- Хенгель, Мартин (1977). Распятие в древнем мире и безумие вести о кресте . Крепость Пресс. ISBN 978-0-8006-1268-9 .
- Хукер, Морна (1991). Евангелие от святого Марка . Континуум. ISBN 9780826460394 .
- Магнесс, Джоди (2005). «Оссуарии и погребения Иисуса и Иакова» . Журнал библейской литературы . 124 (1): 121–154. дои : 10.2307/30040993 . ISSN 0021-9231 . JSTOR 30040993 .
- Маккейн, Байрон (2003). Откатите камень: смерть и погребение в мире Иисуса . А&С Черный.
- Уизерингтон, Бен (2001). Евангелие от Марка: социально-риторический комментарий . Издательство Эрдманс. ISBN 9780802845030 .