Гипотеза об украденном теле
Часть серии о |
Смерть и воскресение Иисуса |
---|
Порталы: христианство Библия |
Гипотеза украденного тела утверждает, что тело Иисуса Христа было украдено из места его захоронения. Предполагается, что его гробница была найдена пустой не потому, что он воскрес , а потому, что тело было спрятано где-то еще апостолами или неизвестными лицами. И гипотеза об украденном теле, и дебаты по ней предполагают основную историчность евангельских рассказов об открытии гробницы. Гипотеза украденного тела считает правдоподобной идею о том, что тела не было в гробнице (такое утверждение можно было бы проверить, если бы его сделали ранние христиане), но считает более вероятным, что ранние христиане были введены в заблуждение, поверив в воскресение из-за кражи тела Иисуса. .
Гипотеза существовала со времен раннего христианства ; оно обсуждается в Евангелии от Матфея , которое, по общему мнению, было написано между 70 и 100 годами нашей эры. Евангелие от Матфея выдвигает эту гипотезу только для того, чтобы опровергнуть ее; согласно ему, утверждение о том, что тело было украдено, является ложью, распространенной первосвященниками Израиля .
Историчность и Евангелие
[ редактировать ]Основным источником подробностей об Иисусе являются Евангелия. Римские записи предоставляют меньше информации: например, не существует современных записей о казни Иисуса, хотя такого и не следовало ожидать, и, следовательно, нет подробностей о том, что было сделано с телом впоследствии. Таким образом, рассказы о днях между казнью Иисуса и обнаружением пустой гробницы почти исключительно основаны на Евангелиях и знаниях общества того времени, и трудно сказать больше, чем такие сценарии, как гипотеза об украденном теле». правдоподобно» или «маловероятно», а не «доказано» или «опровергнуто». [1]
Согласно Евангелию от Марка , которое обычно считается самым древним из евангелий, Иосиф Аримафейский попросил у Понтия Пилата тело Иисуса. После этого группа женщин пришла ко гробу и обнаружила, что камень отвален, там ангел, а тела нет. Евангелие от Луки во многом совпадает с этим рассказом, хотя список женщин немного отличается. [2] Согласно Евангелию от Иоанна , Никодим помог Иосифу Аримафейскому с погребением Иисуса. В нем также отмечается, что Иисус был похоронен в саду недалеко от места распятия и что раньше там не лежало ни одного тела. У Иоанна Симон Петр и любимый ученик также приходят ко гробу, чтобы подтвердить заявление Марии Магдалины о пустой гробнице; прямого упоминания об этом нет у Марка и Луки, где подразумевается, что апостолы уверовали только после того, как увидели воскресшего Иисуса.
Евангелие от Матфея включает в себя отчетливое описание периода между смертью Иисуса и обнаружением пустой гробницы, которого нет в других Евангелиях, и напрямую устраняет скептицизм по поводу воскресения. По словам Матфея, первосвященники и фарисеи знают о пророчествах о том, что Иисус вернется через три дня, и опасаются, что его ученики украдут тело, чтобы создать впечатление, что он воскрес. Они просят Пилата охранять гроб, и Пилат посылает стражу охранять гроб. Когда Мария Магдалина приходит к гробнице, в отличие от сообщений в других Евангелиях, происходит землетрясение, и гробница распахивается перед ней. Появляется ангел и отпугивает стражу, и открывается пустая гробница. Когда стража сообщает об этом первосвященникам, священники подкупают стражников, чтобы они солгали о событиях:
...некоторые из стражи пошли в город и рассказали первосвященникам обо всем, что произошло. После того, как священники собрались со старейшинами, они разработали план дать солдатам крупную сумму денег, сказав им: «Вы должны сказать: «Его ученики пришли ночью и украли его, пока мы спали». Если это дойдет до ушей губернатора, мы удовлетворим его и убережем вас от неприятностей». Итак, они взяли деньги и сделали, как им было приказано. И эту историю до сих пор рассказывают среди евреев.
- Матфея 28: 11–15 (NRSV)
Это главная ссылка на гипотезу об украденном теле в Новом Завете.
Потенциальные виновники
[ редактировать ]Ученики
[ редактировать ]Согласно этой версии гипотезы об украденном теле, некоторые из учеников украли тело Иисуса. Возможные причины включают желание самим похоронить Иисуса; веря, что Иисус скоро вернется, и желая, чтобы его тело принадлежало им; «благочестивый обман» с целью восстановить доброе имя Иисуса после того, как его распяли как преступника; или откровенный заговор с целью инсценировать воскрешение. [3] В теории благочестивого обмана предложенный мотив заключается в том, что, если бы люди поверили, что Бог взял тело Иисуса на небеса, это «доказывало бы», что Иисус был истинным святым человеком, и оправдало бы его имя. [3] Теория «фальшивого воскресения» — единственный сценарий, обсуждаемый в Евангелиях, хотя Матфей приводит ее исключительно для того, чтобы опровергнуть ее и заявить, что эта история была выдумкой первосвященников Иерусалима. По мнению сторонников этой теории, тот факт, что Матфей поднимает этот вопрос, делает вероятным, что такое антихристианское повествование уже существовало в то время. Окружение Иисуса могло насчитывать по меньшей мере семьдесят человек (« Семьдесят учеников »), поэтому, по мнению сторонников, вполне вероятно, что по крайней мере один или двое из них могли быть готовы предпринять такой заговор. [3] Эта теория также устраняет необходимость чудесного воскресения.
Еврейский антихристианский труд « Толедот Йешу» , датируемый V веком , содержит утверждение, что ученики планировали украсть тело Иисуса из его гробницы. В этом рассказе тело уже было перенесено, и когда ученики подошли к пустой гробнице, они пришли к неверному выводу, что он воскрес из мертвых. Позже труп был продан иудейским лидерам за тридцать сребреников, которые подтвердили смерть Иисуса; Затем труп Иисуса протащили по улицам Иерусалима. [4] Другой вариант взят из записи дебатов между христианином и евреем II века, « Диалог Иустина Мученика с Трифоном» : «его ученики украли его ночью из гробницы, где он был положен, когда его отвязали от креста, и теперь обманывают людей, утверждая, что Он воскрес из мертвых и вознесся на небо». [5]
Более поздние работы, предполагающие это, включают некоторых « критиков формы » и предшественников в Германии. Одним из ранних примеров является Герман Самуэль Реймарус , писавший в 1700-х годах. По словам Реймаруса, сам Иисус никогда не представлял себе такую религию, как христианство, и и он, и его последователи были революционерами, работавшими во имя земного Царства Божьего после свержения римского правления. После смерти Иисуса его опустошенные последователи, ожидавшие важной роли в будущем правительстве, все еще хотели обладать властью и превратили политическое послание Иисуса в духовное. Чтобы переключение фокуса сработало, они украли тело и оставили пустую гробницу, чтобы они могли стать уважаемыми лидерами новой религии, избранными воскресшим пророком. [6]
Искренность учеников
[ редактировать ]Христианские апологеты находят неубедительной идею о том, что ученики украли тело. И Евсевий , и церковная традиция считают, что большое количество апостолов приняли мученическую смерть за свою веру. Поэтому маловероятно, чтобы кто-либо из заговорщиков стал проповедовать и в конечном итоге умереть за что-то, что, как они знали, было ложным. Дж. Н. Д. Андерсон , декан юридического факультета Лондонского университета и христианский апологет, сказал: «Эта [теория украденного тела] полностью противоречит всему, что мы знаем о них [апостолах]: их этическом учении, качестве их жизни, и это не могло бы объяснить их драматическое превращение из удрученных и подавленных беглецов в свидетелей, которых никакая оппозиция не могла заткнуть рот». [7]
Е. П. Сандерс согласен с апологетами, что маловероятно, что ученики устроили бы мошенничество, но смотрит на это по-другому. Он утверждает:
«Трудно обвинить эти источники или первых верующих в преднамеренном мошенничестве. Заговор с целью вызвать веру в Воскресение, вероятно, привел бы к более последовательной истории. Вместо этого, похоже, было соревнование: «Я видел его». «Я тоже», «женщины видели его первыми», «нет, они его вообще не видели» и так далее, за что некоторые из свидетелей Воскресения отдали бы жизнь. их убеждения. Это также делает мошенничество маловероятным». [8]
Грабители могил
[ редактировать ]Ограбление могил было известной проблемой в Иудее I века ; Знаменитая Назаретская надпись подробно описывает указ Цезаря, который предусматривает смертную казнь за вмешательство в гробницы. Существует также несколько других доказательств, таких как указ императора Септимия Севера, подтверждающий существующий закон, подразумевающий, что его нарушение продолжало оставаться проблемой во II веке нашей эры. [9] Таким образом, вполне возможно, что тело Иисуса было похищено грабителями могил. Гэри Хабермас считает это маловероятным; он пишет: «Ограбить гробницу ради ценностей — это одно, а брать с собой тело — это другое! Зачем брать с собой мужское тело, когда пытаешься сбежать?» [10] Тем не менее, похоже, что некоторые древние расхитители могил действительно украли тела. Возможным мотивом могло бы быть использование тела Иисуса в некромантии ; несколько обрядов того времени требовали «одного безвременно умершего» или тела святого человека. Например, согласно одному поверию того времени, человек мог вставить свиток в рот трупу и задавать вопросы умершему. [11] Тацит отмечает, что «останки человеческих тел» были найдены вместе с атрибутами проклятия в покоях Германика . [11] Уильям Лейн Крейг отвергает эти случаи, происходящие в других частях Римской империи, как слишком отдаленные, поскольку они «нееврейские, непалестинские и несовременные - другими словами, не имеющие отношения к Иисусу». [12] Крейг Кинер также считает, что доказательства кражи трупов слишком далеки от Иерусалима I века. [13] Дейл Эллисон пишет, что «...некоторые надписи на гробницах в Иерусалиме до 70-х годов предостерегают от перемещения или беспокойства трупов, что согласуется с тревогой по поводу кражи». [14] Свидетельства практики некромантии также появляются в Иудее, но после того, как этот регион был вновь заселен римлянами после восстания Бар-Кохбы во 2 веке нашей эры. [15]
Еврейское руководство
[ редактировать ]Историк Чарльз Фримен утверждает, что Каиафа и члены Синедриона забрали тело Иисуса, чтобы предотвратить возможные гражданские беспорядки со стороны последователей Иисуса. Опустошив гробницу, Синедрион надеялся не допустить, чтобы она превратилась в святыню. Также он отметил, что в Евангелиях от Матфея и от Марка записано, что один или несколько юношей (или ангелов), одетых в белое, явились мироносицам и велели им искать Иисуса в Галилее . Фримен утверждал, что эти молодые люди или ангелы могли быть священниками Иерусалимского Храма , поскольку их евангельское описание соответствует описанию храмовых священников (белые одежды). Таким образом, призывая последователей Иисуса вернуться в Галилею, священники пытались заставить их покинуть Иерусалим и избежать беспорядков. [16]
Семья Иисуса, или Неизвестные воры
[ редактировать ]Согласно этой версии гипотезы об украденном теле, никакого заговора не было; Тело Иисуса было перенесено из гробницы по неизвестным или несущественным причинам. Затем апостолы нашли пустую гробницу и искренне убедились, что Иисус воскрес, что и объяснило их позднее рвение в распространении христианства. Автор и текстовый критик Барт Эрман утверждает, что, хотя гипотеза об украденном теле маловероятна, с исторической точки зрения она все же гораздо более вероятна, чем воскресение. Эрман также говорит, что существует множество мотивов для кражи тела, например, его семья желает перезахоронить его останки в какой-нибудь семейной гробнице. [17]
Другой вариант, хотя и довольно странный, — это садовник . Тертуллиан в De Spectaculis 30 упоминает, что в дополнение к теории о том, что ученики украли тело, есть теория, что садовник сделал это так, чтобы «его салату не причинили вреда толпы посетителей [тела]». [18] Тертуллиан, раннехристианский полемист, возможно, просто хотел высмеять тех, кто сомневался в воскресении, вложив им в уста теорию мелкого садовника. Также этот отрывок, возможно, отсылает только к шутке того времени или к другим несерьезным обвинениям. Однако Евангелие от Иоанна, возможно, решает эту проблему, как и Татиана » «Диатессарон . В Евангелии от Иоанна 20:14–20:16 и в разделе 53 «Диатессарона» Мария, предположив, что воскресший Иисус был садовником, спрашивает его, что он сделал с телом, подразумевая, что у садовника действительно мог быть мотив переехать. тело. [19] Кроме того, в Толедот Йешу садовник по имени Иуда первоначально перемещает тело Иисуса, а затем продает его еврейскому руководству. [4] Даже если все это лишь свидетельствует о еврейской полемике против христианства, это означает, что люди в то время находили у садовника мотив украсть тело правдоподобным, даже если этот мотив сегодня неизвестен. [20]
Другие вопросы
[ редактировать ]Стражник у гроба
[ редактировать ]Согласно Евангелию от Матфея, ко гробу была послана стража: «Пилат сказал им: у вас есть стража воинов; пойдите, охраните ее, насколько можете». И они пошли со стражей и обезопасили гробницу, запечатав камень». ( От Матфея 27:65–66 ) Неясно, использовались ли римские солдаты или священники должны были использовать собственную храмовую стражу. Тем не менее, христианская традиция обычно утверждает, что использовались римские стражи. Апологеты считают неправдоподобным, что грабители могил рискнули ограбить охраняемую гробницу, хотя наверняка существовало много неохраняемых. Более того, хотя Мэтью традиционно изображается в виде двух стражников, он не уточняет, сколько их было; поскольку «некоторые» охранники сообщили об этой истории первосвященникам, можно предположить, что их могло быть больше двух, что сделало бы рейд еще более рискованным. Апологеты также сомневаются, что ученики могли проскользнуть мимо римской стражи у запечатанной гробницы, и что нападение на стражу было бы еще более неправдоподобным. В ответ можно было предположить, что охранник ночью не дежурил, а значит, воры могли нанести удар именно тогда. Возможна и взятка солдатам, хотя большинство учеников были со скромным достатком.
В качестве альтернативы, весь рассказ об страже и первосвященниках можно не принимать во внимание, поскольку он, вероятно, является антиисторическим дополнением, написанным Мэтью, чтобы сделать гипотезу об украденном теле неправдоподобной. Среди ученых это «широко считается апологетической легендой»; [21] Л. Майкл Уайт и Хельмут Кестер утверждают, что эта история, вероятно, была добавлена как попытка опровергнуть иудейские утверждения о том, что ученики украли тело, которые циркулировали в то время. [22] [23] Атеист и историк Ричард Кэрриер пишет:
Авторы создают риторический способ поставить под сомнение историю о краже, придумывая охрану у гроба... весьма подозрительно, что в других евангельских рассказах отсутствует какое-либо упоминание об страже, даже когда Мария посещает гробницу (сравните Матфея 28:1). -15 с Марка 16:1-8, Луки 24:1-12 и Иоанна 20:1-9), а также не упоминают историю кражи — об этом утверждении даже не сообщается в Деяниях, где много враждебно настроенных иудеев зафиксированы нападения на церковь, но об этом почему-то не упоминается. Ни Петр, ни Павел не упоминают ни об одном факте, хотя их послания предшествуют Евангелиям на десятилетия. Хуже того, рассказ Матфея включает в себя сообщение о привилегированных беседах между священниками и Пилатом, а затем о тайных беседах между священниками и стражами, о которых не мог знать ни один христианин (27:62-65, 28:11-15). Это всегда очень подозрительный признак вымысла... (Мэтью) имел мотив выдумать это, ответить на возражения более поздних скептиков (точно так же, как история о Фоме у Иоанна), и история выглядит выдумкой, потому что она повествует о событиях, которые не могли быть известны автору. [24]
Христианский апологет Уильям Лейн Крейг считает историческую принадлежность стражей правдоподобной, хотя подозревает, что это, скорее, были еврейские храмовые стражи, особенно если учесть, что обещания первосвященников уберечь их «от неприятностей» мало что значили бы для римских солдат, которых могли казнить за утверждая, что спал на дежурстве. [21] Лучшее возражение против версии Мэтью, по мнению Крейга, состоит в том, что рассказ Мэтью «предполагает не только то, что Иисус предсказал свое воскресение через три дня, но также и то, что евреи ясно поняли это, в то время как ученики оставались в неведении». [21] Хотя евангельские рассказы дают веские основания полагать, что ученики не поняли бы воскресения, пока оно не произошло, Крейг признает, что действительно труднее объяснить действия первосвященника, хотя и далеко не невозможно – возможно, это была просто попытка избежать неприятностей. началось. Однако в пользу того, что существование стражей является историческим, Крейг отмечает, что неканоническое Евангелие от Петра также включает историю о стражах, поставленных у гроба, но совершенно другую, предполагающую, что стражи с меньшей вероятностью будут были полностью изобретены Мэтью. Кроме того, рассказ Матфея не так надежен, как мог бы быть выдуманный или преувеличенный рассказ: в Евангелии от Петра гробницу охраняет явно римский стражник, отправленный сразу в Страстную пятницу (а не в субботу Матфея), гробница запечатана семь раз, и еврейские старейшины все время дежурят. В пасхальное воскресенье Иисус в сопровождении двух ангелов поднимается перед евреями и толпой из Иерусалима, собравшейся увидеть его. [21] Это сообщение, которому не доверяют ни христиане, ни историки, явно делает невозможным тайное похищение тела. Кроме того, Крейг пишет, что полемика, упомянутая Мэтью, предполагает, что евреи в то время не оспаривали существование стражи. Другими словами, если бы стражи не существовало, логичным еврейским контраргументом было бы выступление против этого христианского утверждения; вместо этого в истории Мэтью еврейская сторона использует слабый аргумент «но охранники спали, когда произошла кража», предполагая, что евреи того времени знали, что была поставлена охрана. [21]
Охранники использовались в качестве извиняющегося аргумента и в раннем христианстве; различные христианские произведения расширили повествование Евангелия от Матфея, хотя и способом, который современные читатели считают ненадежным. Примером может служить апокрифический текст « Письмо Пилата Клавдию» , который позже будет включен в Деяния Петра и Павла . Согласно ему, подкупленные стражи сообщили правду Понтию Пилату, который затем доложил императору (исторически Тиберию, но в письме Клавдию). [25]
Погребальные ткани
[ редактировать ]В Евангелиях от Луки и Иоанна записано, что внутри гробницы остались погребальные пелены Иисуса. Повязку сложили и положили отдельно от остального полотна ( Иоанна 20:5–7 ). Христианские апологеты утверждают, что грабитель могил, вероятно, украл бы все, тем более что Иосиф из Аримафеи был человеком со средствами и обертки, вероятно, были ценными. Кроме того, аккуратно снять, а затем завернуть и сложить белье будет сложно и бесполезно. [26] Таким образом, эти утверждения в Евангелии также подвергаются сомнению в рамках теории, особенно если в качестве виновника выдвигается расхититель могил. В ответах сторонников отмечается, что если мотивом грабителей могил были части тела для некромантии, то одежда могла бы не иметь значения; и если виновником был заговорщик, стремившийся «доказать» святость Иисуса, тогда обертки могли быть намеренно оставлены, чтобы способствовать представлению о чудесном исчезновении тела. Ричард Кэрриер также считает упоминание о тканях «естественным украшением такого повествования, и поэтому нельзя считать его историческим». [27] поскольку историки той эпохи часто иллюстрировали такие сцены правдоподобными незначительными деталями, у которых нет источника, подобно военным историкам, описывающим конкретное взаимодействие мечей. [27]
Ритуальная чистота
[ редактировать ]Некоторые апологеты [ ВОЗ? ] Обратите внимание, что ученики, как практикующие евреи, не могли приближаться к мертвому телу, не нарушая правил ритуальной чистоты . Исключения включали ближайшего родственника мужского пола, который мог потребовать труп, и женщин. [ нужна ссылка ] Таким образом, тот факт, что женщины первыми обнаружили пустую гробницу, рассматривается как весьма правдоподобный, а то, что (предположительно набожные) ученики забрали тело, рассматривается как менее вероятное объяснение. Однако, если бы имел место настоящий заговор, нарушение чистоты вряд ли остановило бы заговорщиков, а грабители могил постоянно нарушают этот закон по профессии. Если бы семья Иисуса забрала тело, это тоже не применимо. Однако это делает менее вероятным, что другие евреи могли украсть тело.
См. также
[ редактировать ]- Распятие и воскресение Иисуса
- Гипотеза видения
- Гипотеза замещения
- Гипотеза обморока
- Исторический Иисус
- Историчность Иисуса
- Пустая гробница
- Религиозные взгляды на Иисуса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кэрриер, «Правдоподобность кражи», с. 349. «...[эта работа] демонстрирует правдоподобность (но ни в коем случае не достоверность) гипотезы о том, что тело Иисуса было украдено».
- ^
деСильва, Дэвид А. (2012). Еврейские учителя Иисуса, Иакова и Иуды: чему раннее христианство научилось из апокрифов и псевдоэпиграфов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-997688-1 . Проверено 23 сентября 2018 г.
См. от Марка 15:40–41 и от Иоанна 19:25 . - ^ Jump up to: а б с Перевозчик. «Вероятность кражи», с. 352.
- ^ Jump up to: а б Гэри Р. Хабермас, Исторический Иисус: древние свидетельства жизни Христа , стр. 205 (Thomas Nelson, Inc., 2008). ISBN 0-89900-732-5
- ^ «Филип Шафф: ANF01. Апостольские отцы с Иустином Мучеником и Иринеем - Эфирная библиотека христианской классики» . ccel.org . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Эрман, Барт (1 марта 2016 г.). Иисус до Евангелий . ХарперКоллинз. п. 28–32. ISBN 9780062285232 .
- ^ Макдауэлл, Джош (1977). Больше, чем плотник . Tyndale House Publishers, Inc. ISBN 978-0-8423-4552-1 .
- ^ Сандерс, EP (2000). "Иисус Христос". Во Фридмане, Дэвид Ноэль ; Майерс, Аллен С.; Бек, Астрид Б. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Издательская компания Уильяма Б. Эрдманс. п. 707. ИСБН 0-8028-2400-5 .
- ^ Перевозчик. «Вероятность кражи», с. 365.
- ^ «Ответы доктора Гэри Р. Хабермаса — онлайн-ресурс о воскресении Иисуса Христа» . garyhabermas.com . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Перевозчик. «Вероятность кражи», с. 350.
- ^ «Дейл Эллисон о воскресении Иисуса - разумная вера» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2017 года . Проверено 6 марта 2017 г.
- ↑ Крейг Кинер : «...наши доказательства кражи трупов появляются в регионах язычников, а не вокруг Иерусалима». Исторический Иисус из Евангелий (Wm. B. Eerdmans, 2009), с. 341.
- ^ Эллисон, Дейл (2021). Воскресение Иисуса: апологетика, полемика, история . Блумсбери. п. 344. ИСБН 978-0-5676-9757-8 .
- ^ Live Science (2023), Свидетельства «магии смерти» римской эпохи, использовавшейся для разговора с умершим, найденным недалеко от Иерусалима.
- ^ Чарльз Фриман, Новая история раннего христианства , стр. 31-33 (издательство Йельского университета, 2009). ISBN 978-0-300-12581-8
- ^ «Есть ли исторические доказательства воскресения Иисуса? Дебаты Крейга-Эрмана | Разумная вера» . www.reasonfaith.org . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Об очках (Тертуллиан)» . newadvent.org Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ TatianТатьян Диатессарон (на сирийском языке). Перевод Робертса-Дональдсона. Раздел LIII . Получено 26 . августа
- ^ Перевозчик. «Вероятность кражи», с. 351.
- ^ Jump up to: а б с д и Крейг, Уильям Лейн (апрель 1984 г.). «Страж у гроба» . Исследования Нового Завета . 30 (2): 273–281. дои : 10.1017/S0028688500013801 . S2CID 170368884 . Архивировано из оригинала 12 ноября 2013 года . Проверено 12 ноября 2013 г.
- ^ Древние христианские Евангелия Костер, Гельмут; Тринити Пресс, (1992), стр. 237.
- ^ «Симпозиум - Исторический Иисус | PBS» . ПБС .
- ^ «Воскрешение Ричарда Кэрриера 2 » Интернет-неверные» . Интернет-неверные . 1969-12-31 . Проверено 29 декабря 2022 г.
- ^ Эрман, Барт ; Плеше, Златко (2013). Другие Евангелия: рассказы об Иисусе за пределами Нового Завета . Издательство Оксфордского университета. п. 276–278. ISBN 978-0-19-933522-0 .
- ^ Библейский комментарий Вирсбе: Новый Завет . Дэвид С. Кук. ISBN 978-1-4347-6665-6 .
- ^ Jump up to: а б Перевозчик. «Вероятность кражи», с. 353.
- Кэрриер, Ричард К. (2005). «Вероятность кражи». В Прайсе, Роберт М .; Лоудер, Джеффри Джей (ред.). Пустая гробница: Иисус за могилой . Амхерст, Нью-Йорк: Книги Прометея. стр. 349–369 . ISBN 1-59102-286-Х .
- Крейг, Уильям Лейн (1997). «Пустая гробница Иисуса». В Гейветте, Р. Дуглас; Хабермас, Гэри (ред.). В защиту чудес: всестороннее обоснование действий Бога в истории . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press Academic. п. 259.