Распятие тьмы
— Тьма распятия это событие, описанное в синоптических евангелиях , в котором небо становится темным днем во время распятия Иисуса примерно на три часа. [1] [2] [3] Большинство древних и средневековых христианских писателей относились к этому как к чуду и полагали, что это один из немногих эпизодов Нового Завета , подтвержденных нехристианскими источниками. Современные ученые не нашли никаких современных упоминаний о нем за пределами Нового Завета. [4]
В своем «Апологетике» христианский апологет Тертуллиан в 197 году нашей эры считал это не затмением, а предзнаменованием , что зафиксировано в римских архивах. В своем апологетическом труде «Против Цельсия » христианский ученый третьего века Ориген предложил два естественных объяснения темноты: то, что это могло быть затмение, описанное Флегоном Траллесским в его «Хрониках», или то, что это могли быть облака. В своих «Хрониках Феофана» летописец V века Георгий Синцелл цитирует « Историю мира» Секста Юлия Африканского , в которой говорится, что о мировом затмении и землетрясении в Иудее сообщил греческий историк I века Талл в своих «Историях» .
Современные ученые, отмечая, что подобные сообщения в древние времена ассоциировались со смертью выдающихся деятелей, видят в этом явлении знак недовольства Бога еврейским народом или литературное изобретение, пытающееся передать ощущение могущества еврейского народа. Иисус перед лицом смерти. Ученые также отметили, что этот эпизод опирается на рассказы о тьме из Ветхого Завета .
Библейские рассказы
[ редактировать ]События в |
Жизнь Иисуса согласно каноническим Евангелиям |
---|
Порталы: христианство Библия |
Часть серии о |
Смерть и воскресение Иисуса |
---|
Порталы: христианство Библия |
Древнейшие дошедшие до нас упоминания о тьме распятия встречаются во всех трех синоптических евангелиях ( от Матфея , Марка и Луки ). Большинство ученых считают, что Матфей был продуктом последней четверти I века. [5] [Примечания 1] Большинство также считает, что Евангелие от Марка было первым составленным Евангелием и что Матфей (который включает около 600 из 661 стиха Марка) и Лука использовали его как основной источник для своих произведений. [6] [7] Матфей не просто скопировал Марка, но использовал его как основу, подчеркивая место Иисуса в иудейской традиции и включая другие детали, не раскрытые в Евангелии от Марка. [8]
Состав Евангелия от Марка обычно датируется эсхатологическим дискурсом в 13-й главе Евангелия от Марка . Большинство ученых интерпретируют это как указание на Первую иудейско-римскую войну (66–74 гг. н.э.), которая привела к разрушению Второго Храма в 70 г. н.э., при этом составление Марка произошло либо сразу после разрушения (позиция большинства), или в течение предшествующих лет. [9] Иногда предлагаются более ранние даты в диапазоне 35–45 гг. [10] но обычно их увольняют. [11]
Текст Евангелия от Матфея гласит: «С полудня тьма охватывала всю землю [ или землю] до трех часов дня». [12] Автор включает драматические подробности после смерти Иисуса, в том числе землетрясение и воскрешение мертвых, которые также были распространенными мотивами в еврейской апокалиптической литературе: [13] [14] «В тот момент завеса храма разорвалась надвое, сверху донизу. Земля потряслась, и скалы раскололись. И гробы открылись, и многие тела усопших святых воскресли». [15]
Евангелие от Марка согласуется с временем событий, утверждая, что в день приготовления (накануне субботы ) Иисус был распят в «шестом часу», или около полудня, и тьма опустилась на всю землю, или все мир ( греч . γῆν , транслит. gēn может означать и то, и другое) примерно с полудня («шестой час») до 3 часов («девятый час»). [16] Сразу после смерти Иисуса он добавляет: «Завеса в храме разорвалась надвое, сверху донизу». [17] но не упоминает о землетрясении или открытии гробниц.
Евангелие от Луки подтверждает продолжительность и время наступления тьмы, но также не упоминает землетрясение или открытие гробниц. Однако, в отличие от Матфея и Марка, в тексте упоминается о разрыве завесы Храма перед смертью Иисуса: [18] и обеспечивает затемнение Солнца как причину тьмы: [19] [20]
Было уже около полудня, и тьма окутала всю землю [ или землю] до трех часов дня, пока солнечный свет не угас [ или солнце затмилось]; и завеса в храме разорвалась надвое. [21]
Похоже, что Лука первоначально объяснил это событие чудесным солнечным затмением . В большинстве рукописей Евангелия от Луки есть греческая фраза eskotisthe ho helios («солнце померкло»), но в самых ранних рукописях говорится tou heliou eklipontos («свет солнца померк» или «солнце было в затмении»). [22] Эта более ранняя версия, возможно, была изменена более поздними переписчиками, чтобы исправить то, что, по их мнению, было ошибкой, поскольку Песах происходит во время полнолуния , а солнечное затмение происходит во время новолуния. [23] [24] Кроме того, полное затмение обеспечивает темноту в одном месте во время полной продолжительности максимум семь с половиной минут. [25] тогда как в евангельских текстах говорится, что тьма покрывала землю примерно на три часа. По этим причинам один раннехристианский комментатор предположил, что ранний текст, приписывающий это событие затмению, был намеренно искажен противниками Церкви, чтобы облегчить нападки на натуралистических основаниях. [26]
В рассказе о распятии, данном в Евангелии от Иоанна , [27] который, как принято считать, был написан гораздо позже и в котором основное внимание уделяется иным темам, событиям и высказываниям, чем синоптические евангелия, в нем нет упоминания о тьме, разрыве завесы, землетрясении или воскрешении мертвых. [28]
Апокрифические писатели
[ редактировать ]Евангелие от Петра , датируемое, вероятно, вторым веком нашей эры, творчески расширило канонические евангельские повествования. Как выразился один писатель, «сопутствующие чудеса становятся более сказочными, а апокалиптические предзнаменования — более яркими». [29] В этой версии тьма, охватывающая всю Иудею, заставляет людей ходить с фонарями, полагая, что сейчас ночь. [30]
четвертого века В Евангелии от Никодима описывается, как Пилат и его жена встревожены сообщением о случившемся, а вызванные им иудеи говорят ему, что это было обычное солнечное затмение. [31]
В другом тексте четвертого века, предполагаемом « Отчете Понтия Пилата Тиберию» , утверждалось, что тьма началась в шестом часу, охватила весь мир, а в течение последующего вечера полная луна всю ночь напоминала кровь. [32]
Псевдо-Дионисий Ареопагит , анонимный автор V или VI века, писавший под именем Дионисий Ареопагит , утверждает, что наблюдал солнечное затмение в Гелиополе во время распятия. [33]
Древние историки
[ редактировать ]Тертуллиан в своем «Апологетике» независимое описание этого предзнаменования : 197 г. н. э. упомянул о темноте распятия и заявил, что в римских архивах имеется
И все же, будучи распятым на кресте, Он явил много примечательных знамений, которыми Его смерть отличалась от всех других. По Своей воле Он словом отпустил от Него дух Свой, предвосхищающий дело палача. В тот же час померк и дневной свет, когда солнце в то самое время находилось в своем меридиональном сиянии. Те, кто не знал, что это было предсказано о Христе, несомненно, считали это затмением. В ваших архивах все еще хранится отчет о всемирном знамении. [34]
В 248 году нашей эры история о распятии во тьме была использована христианским апологетом Оригеном как пример того, что библейское повествование подтверждается нехристианскими источниками: когда языческий критик Цельс утверждал, что Иисус вряд ли мог быть Богом, потому что он не совершил никаких великих дел. Ориген ответил в «Против Цельса» (248 г. н.э.), рассказав о тьме, землетрясении и открытии гробниц. В качестве доказательства того, что инцидент произошел, Ориген сослался на описание в Хрониках Флегона Траллесского затмения, сопровождавшегося землетрясениями, ощущавшимися в других частях Империи во время правления Тиберия. [35]
В своей «Хронике Феофана » христианский летописец 9-го века Георгий Синцелл цитирует « Историю мира Секста Юлия Африканского» как сочинение, посвященное тьме, упомянутой в синоптических евангелиях, как произошедшей после смерти Иисуса: [36]
На весь мир напала самая страшная тьма; и скалы были расколоты землетрясением, и многие места в Иудее и других областях были разрушены. Эту тьму Талл в третьей книге своей «Истории» называет, как мне кажется безосновательно, затмением солнца. Ибо евреи празднуют Пасху в 14-й день по луне, а страсти Спасителя нашего угасают в день перед Пасхой; но солнечное затмение происходит только тогда, когда луна оказывается под солнцем. И произойти оно не может ни в какое другое время, как в промежутке между первым днем новолуния и последним из старого, то есть на их стыке: как же тогда следует предполагать, что затмение произойдет, когда Луна почти диаметрально противоположна солнце? Однако оставим это мнение; пусть оно увлекает за собой большинство; и пусть это предзнаменование мира будет считаться затмением солнца, подобно другим предзнаменованиям только для глаз. Флегон пишет, что во времена Тиберия Цезаря в полнолуние произошло полное солнечное затмение с шестого часа до девятого — очевидно, то, о котором мы говорим. Но что общего у затмения с землетрясением, раскалыванием камней, воскрешением мертвых и столь великим потрясением во всей вселенной? Наверняка ни одно подобное событие не фиксировалось в течение длительного периода. Но это была тьма, вызванная Богом, потому что Господу пришлось тогда страдать. И расчет показывает, что период в 70 седьмин, как отмечено в Данииле, в это время завершается.
Флегон сообщает, что во время правления Тиберия Цезаря произошло полное солнечное затмение в полнолуние с шестого по девятый час; понятно, что это он. Но какое отношение имеют затмения к землетрясению, разрушению скал, воскрешению мертвых и всеобщему возмущению такого рода?
Конечно, о событии такого масштаба не вспоминали уже давно. Но это была тьма, созданная Богом, потому что случилось так, что Господь испытал в это время свою страсть. И разум доказывает, что семьдесят седмин лет, упомянутых в книге Даниила, завершились за это время. [37]
Святые последних дней
[ редактировать ]В Книге Мормона , которую движение Святых последних дней называет Священным Писанием, дается описание периода тьмы в Новом Свете (Западное полушарие) во время распятия и смерти Христа. Это зафиксировано как три дня темноты после периода сильных штормов и разрушений. [38] После трех дней темноты рассказывается о посещении воскресшим Иисусом Христом жителей Западного полушария. [39]
Пояснения
[ редактировать ]Чудо
[ редактировать ]Поскольку в древние и средневековые времена было известно, что солнечное затмение не может произойти во время Песаха (солнечные затмения требуют новолуния, тогда как Песах происходит только в полнолуние), это считалось чудесным знаком, а не естественным событием. [40] Астроном Иоганнес де Сакробоско писал в своей книге «Сфера мира »: «Затмение было не естественным, а, скорее, чудесным и противоречащим природе». [41] Современные писатели, считающие это чудесным событием, склонны либо рассматривать его как результат природного явления (например, вулканической пыли или густого облачного покрова), либо полностью избегать объяснения. [42] » . Например, в Библии для изучения Реформации просто говорится: «Это была сверхъестественная тьма [43]
Природное явление
[ редактировать ]В Евангелии от Луки говорится: «И солнце померкло». [44] Однако библейские детали не согласуются с затмением: солнечное затмение не могло произойти во время Пасхи или вблизи нее, когда был распят Иисус, и было бы слишком коротким, чтобы объяснить три часа темноты. Максимально возможная продолжительность полного солнечного затмения составляет семь минут 31,1 секунды. [45]
Некоторые авторы объясняли темноту распятия солнечными бурями, тяжелой облачностью или последствиями извержения вулкана. [46] В популярной работе девятнадцатого века это описывалось как «гнетущий мрак» и предполагалось, что это типичное явление, связанное с землетрясениями. [47]
В своей книге 2011 года, в отличие от статьи 1983 года, Хамфрис признал, что Люк имел в виду Солнце, и предположил, что пыльная буря Хамсин возникает с марта по май и обычно закрывает солнце на несколько часов. [48]
Ошибка переписчика
[ редактировать ]В 1983 году Колин Хамфрис и У. Уоддингтон отметили, что упоминание о солнечном затмении отсутствует в некоторых версиях Евангелия от Луки, и заявили, что сообщаемая тьма Солнца может быть объяснена путаницей с частичным лунным затмением , которое произошло 3 апреля 33 года нашей эры. : лунные затмения могут длиться гораздо дольше солнечных. [49] Другими словами, Хамфрис и Уоддингтон предположили, что очевидная ссылка в Евангелии от Луки на солнечное затмение могла быть результатом того, что писец ошибочно внес поправки в исходный текст Луки. назвал это утверждение «неоправданным» Дэвид Хениге . [19] Астроном Брэдли Э. Шефер заявил, что лунное затмение не было бы видно в Иерусалиме в дневное время и не могло бы объяснить темноту на Земле. [50] [51]
Литературное творчество
[ редактировать ]Начиная с эпохи Просвещения , в современной науке стало распространенным мнением рассматривать описание синоптических евангелий как литературное произведение авторов евангелий, призванное повысить важность того, что они считали богословски значимым событием. Первым ученым, поддержавшим эту точку зрения, был Эдвард Гиббон , который в своем многотомном труде « История упадка и разрушения Римской империи » утверждал, что повествование Евангелий не может считаться историческим, поскольку ни один автор того периода, по-видимому, не считал его историческим. заметили это событие, и источники, обычно приводимые в подтверждение его историчности, имели сомнительную ценность ( Таллос и Флегон Траллесский ) или более поздние псевдоэпиграфы ( Псевдо-Дионисий Ареопагит ). [52] Несколько десятилетий спустя за Гиббоном последовал немецкий теолог Давид Штраус , который в своей книге Das Leben Jesu, kritisch Bearbeitet ( «Жизнь Иисуса, критически исследованная ») утверждал, что тьма распятия была литературным творением, призванным прославить трагическую смерть Иисуса. . [53]
Эти аргументы в настоящее время в значительной степени приняты основной наукой. Бертон Мак описывает тьму как выдумку автора Евангелия от Марка. [54] в то время как Дж. Б. Кэрд и Джозеф Фицмайер приходят к выводу, что автор не хотел, чтобы описание воспринималось буквально. [55] [56] У. Д. Дэвис и Дейл Эллисон аналогичным образом заключают: «Вполне вероятно, что без какой-либо фактической основы тьма была добавлена для того, чтобы обернуть крест богатым символом и / или уподобить Иисуса другим достойным людям». [57]
Раймонд Э. Браун утверждает, что тьма распятия — это богословское и литературное творение, используя апокалиптический язык, взятый из Ветхого Завета , отмечая молчание авторов-современников, таких как Плиний Старший и Сенека Младший , которые наверняка отметили бы столь необычное событие, если бы это действительно произошло. [58]
Образ тьмы над землей был бы понят древними читателями как космический знак, типичный элемент в описании смерти царей и других крупных деятелей такими писателями, как Филон , Дион Кассий , Вергилий , Плутарх и Иосиф Флавий . [59] Геза Вермес описывает повествование о темноте как «часть еврейского эсхатологического образа дня Господня. Его следует рассматривать как литературный, а не исторический феномен, несмотря на то, что наивные ученые и чрезмерно нетерпеливые создатели телевизионных документальных фильмов склонны интерпретировать этот рассказ как датируемое солнечное затмение. Они бы лаяли не на то дерево». [60]
Интерпретации
[ редактировать ]Этот эпизод играет важную роль в литературном повествовании Евангелия. Автор Евангелия от Марка описывается как действующий здесь «на пике своих риторических и теологических способностей». [61] Одно из предположений состоит в том, что тьма — это преднамеренная инверсия преображения ; [61] с другой стороны, в более ранней беседе Иисуса о будущих скорбях упоминается потемнение Солнца, [62] и может рассматриваться как предзнаменование этой сцены. [63] Яркие детали, такие как потемнение неба и разрыв завесы Храма, могут быть способом отвлечь читателя от позора и унижения распятия; один профессор библейского богословия заключил: «Ясно, что Иисус - не униженный преступник, а человек огромной значимости. Поэтому его смерть является признаком не его слабости, а признака его силы». [64]
Рассматривая теологическое значение этого события, некоторые авторы интерпретировали тьму как период траура самого космоса по смерти Иисуса. [65] Другие видели в этом знак Божьего суда над еврейским народом, иногда связывая это с разрушением города Иерусалима в 70 году; или как символ стыда, страха или душевных страданий Иисуса. [66] Фицмайер сравнивает это событие с современным описанием, записанным в Иосифа » « Иудейских древностях Флавия . [67] в котором рассказывается о «незаконных действиях против богов, от которых, как мы полагаем, отвернулось само солнце, как будто оно тоже не хотело смотреть на это гнусное дело». [68]
Многие писатели использовали интертекстуальный подход, рассматривая более ранние тексты, из которых, возможно, черпал автор Евангелия от Марка. В частности, часто отмечались параллели между тьмой и предсказанием в Книге Амоса о землетрясении в царствование Иудейского царя Озии : «В тот день, говорит Господь Бог, Я заставлю солнце зайти в полдень». и затемнить землю среди бела дня». [69] В частности, в связи с этим упоминанием, понимаемым как пророчество о будущем, тьму можно рассматривать как предзнаменование конца времен . [70]
Другим вероятным литературным источником является повествование о чуме в Книге Исхода , в котором Египет на три дня покрыт тьмой. [71] Было высказано предположение, что автор Евангелия от Матфея немного изменил текст Маркана, чтобы более точно соответствовать этому источнику. [72] Комментаторы также проводили сравнения с описанием тьмы в повествовании о сотворении мира в книге Бытия . [73] о полуденной тьме с пророчеством Иеремии , [74] и с пророчеством о последних временах в Книге Захарии . [75] [76] [77]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Эта точка зрения основана на трех аргументах: (а) обстановка отражает окончательное разделение церкви и синагоги около 85 г. н.э.; (б) он отражает захват Иерусалима и разрушение Храма римлянами в 70 году нашей эры; (c) он использует Марка, обычно датированного ок. 70 г. н. э. , как источник. (См. RT France (2007), Евангелие от Матфея , стр. 18. ) Сам Франс не убежден большинством – см. его Комментарий, стр. 18–19. Эллисон добавляет, что «Игнатий Антиохийский, Дидахе и Папий — все из первой половины второго века — демонстрируют знание Матфея, который, соответственно, должен был быть составлен до 100 г. н.э. (См., например, Ign., Smyrn. 1; Did . 8.2.)» См. Дейл Эллисон, «Мэтью» в «Евангелиях» Маддимана и Бартона (Оксфордский библейский комментарий), Оксфорд, 2010, стр. 27.
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Мэтью 27:45
- ^ Марка 15:33
- ^ Луки 23:44
- ^ Эллисон (2005) , с. 88-96.
- ^ Дэвис и Эллисон 1997 , с. 128.
- ^ Тернер 2008 , стр. 6–7.
- ^ Старший 1996 , с. 22.
- ^ Харрингтон 1991 , стр. 5–6.
- ^ Перкинс 2007 , с. 137.
- ^ Кроссли 2004 .
- ^ Телфорд 1999 , с. 12.
- ^ Мэтью 27:45
- ^ Йе (2004) , с. 65.
- ^ Фанк (1998) , стр. 129–270, «Мэтью».
- ^ Матфея 27: 51–54.
- ^ Марка 15:33
- ^ Марка 15:38
- ^ Эванс (2011) , с. 308.
- ^ Перейти обратно: а б Хениге (2005) , с. 150.
- ^ Фанк (1998) , стр. 267–364, «Люк».
- ^ Луки 23: 44–45.
- ^ Погрузчик (2002) , с. 356.
- ^ Фитцмайер (1985) , стр. 1517–1518.
- ^ Уоллес (2004) .
- ^ «Что такое полные солнечные затмения?» . Архивировано из оригинала 19 мая 2012 г.
- ^ Эллисон (2005) , с. 89.
- ^ Барклай (2001) , с. 340.
- ^ Бродхед (1994) , с. 196.
- ^ Фостер (2009) , с. 97.
- ^ Робертс, Дональдсон и Кокс (1896) , Том IX, «Евангелие от Петра» 5:15, стр. 4.
- ^ Барнстон (2005) , стр. 351, 368, 374, 378–379, 419.
- ^ Робертс, Дональдсон и Кокс (1896) , Том VIII, «Отчет Понтия Пилата» , стр. 462–463.
- ^ Паркер (1897) , стр. 148–149, 182–183.
- ^ Робертс, Дональдсон и Кокс (1896) «Извинения» , Том III, глава 21 , стр. 34–36.
- ^ Робертс, Дональдсон и Кокс (1896) , Том IV, «Против Цельсия», Книга II, глава 23, стр. 441
- ^ «Юлий Африканский - Дошедшие до нас сочинения, фрагмент XVIII» .
- ^ Джордж Синцелл , Хронография , глава 391 .
- ↑ Книга Мормона, [1] первоначально опубликована и переведена Джозефом Смитом-младшим, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, 1830 г.
- ↑ Книга Мормона, [2] первоначально опубликована и переведена Джозефом Смитом-младшим, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, 1830 г.
- ^ Чемберс (1899) , стр. 129–130.
- ^ Бартлетт (2008) , стр. 68–69.
- ^ Эллисон (2005) , стр. 68–69.
- ^ Спроул (2010) , комментарий к Луки 23:44.
- ^ Луки 23:45.
- ^ Меус (2003) .
- ^ Браун (1994) , с. 1040.
- ^ Чарльз Элликотт , Комментарий к Новому Завету для английских читателей , 1878, стр. 176. [3]
- ^ Хамфрис (2011) , с. 84.
- ^ Хамфрис и Уоддингтон (1985) .
- ^ Шефер (1990) .
- ^ Шефер (1991) .
- ^ Гиббон, Эдвард (1782). История упадка и разрушения Римской империи . В. Страхан; и Т. Каделл на Стрэнде. п. 599. ИСБН 978-1-4997-7585-3 .
- ^ Штраус, Давид Фридрих (1835). Жизнь Иисуса, критически отредактированная (на немецком языке). КФ Осиандер.
- ^ Мак (1988) , с. 296: «Это самое раннее сообщение о распятии Иисуса. Это выдумка Маркана».
- ^ Кэрд (1980) , с. 186.
- ^ Фитцмайер (1985) , с. 1513.
- ^ Дэвис и Эллисон (1997) , с. 623.
- ^ Браун, Раймонд Э. (2008). Смерть Мессии: от Гефсимании до могилы: комментарий к повествованиям о страстях в четырех Евангелиях . Издательство Йельского университета. стр. 1038, 1098, 1120–1140, 1304–1305. ISBN 978-0-300-14009-5 .
- ^ Гарланд (1999) , с. 264.
- ^ Вермес (2005) , стр. 108–109.
- ^ Перейти обратно: а б Блэк (2005) , с. 42.
- ^ Марка 13:24
- ^ Хили (2008) , с. 319.
- ^ Винн (2008) , с. 133.
- ^ Донахью (2002) , стр. 451–452.
- ^ Эллисон (2005) , стр. 97–102.
- ^ Фитцмайер (1985) , с. 1518.
- ^ Иосиф Флавий , Древности , Книга XIV 12:3 (текст в Wikisource ).
- ^ Амос 8: 8–9.
- ^ Эллисон (2005) , стр. 100–101.
- ^ Исход 10:22
- ^ Эллисон (2005) , стр. 182–83.
- ^ Бытие 1:2
- ^ Иеремия 15:9
- ^ Захария 14: 6–7.
- ^ Эллисон (2005) , стр. 83–84.
- ^ Эйкенберг (2015) , стр. 1–51, 118–133, включая все другие чудеса Распятия.
- Книги
- Александр, Лавдей (2005). «Четверо среди язычников» . В Бокмюле, Маркус ; Хагнер, Дональд А. (ред.). Письменное Евангелие . Издательство Кембриджского университета. стр. 222–237. ISBN 978-1-139-44572-6 .
- Эллисон, Дейл К. (2005). Исследования Матфея: интерпретация прошлого и настоящего . Бейкер Академик. ISBN 978-0-8010-2791-8 .
- Барклай, Уильям (2001). Евангелие от Иоанна, том 1 . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-23780-6 .
- Барнстон, Уиллис , изд. (2005). «Евангелие от Никодима». Другая Библия . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-081598-1 .
- Бартлетт, Роберт (2008). Естественное и сверхъестественное в средние века . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87832-6 .
- Блэк, К. Клифтон (2005). «Лицо знакомое — я просто не могу его определить». В Гавенте — Беверли Робертс; Миллер, Патрик Д. (ред.). Конец Марка и концы Бога: очерки памяти Дональда Харрисвилля Джуэля . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22739-5 .
- Бродхед, Эдвин Кейт (1994). Пророк, Сын, Мессия: повествовательная форма и функция у Марка . Континуум. ISBN 978-1-85075-476-3 .
- Браун, Раймонд Э. (1994). Смерть Мессии: комментарий к повествованиям о страстях в четырех Евангелиях . Библейская справочная библиотека Anchor . Том. 2: От Гефсимании до могилы. Даблдэй. ISBN 978-0-385-19397-9 .
- Кэрд, Джордж Брэдфорд (1980). Язык и образы Библии . Вестминстер Пресс. ISBN 978-0-664-21378-7 .
- Кэрриер, Ричард К. (2014). Об историчности Иисуса: почему у нас могут быть причины для сомнений . Шеффилд Феникс Пресс. ISBN 978-1-909697-49-2 .
- Чемберс, Джордж Ф. (1899). История затмений . Джордж Ньюнс, ООО
- Кроссли, Джеймс Г. (2004). Дата Евангелия от Марка: понимание закона в раннем христианстве (Библиотека исследований Нового Завета) . Т&Т Кларк Интернэшнл. ISBN 978-0567081957 .
- Дэвис, Стеван Л. (2004). Евангелие от Фомы и христианская мудрость . Бардик Пресс. ISBN 978-0-9745667-4-0 .
- Дэвис, Уильям Дэвид ; Эллисон, Дейл К. (1997). Мэтью: Том 3 . Континуум. ISBN 978-0-567-08518-4 .
- Донахью, Джон Р. (2002). Евангелие от Марка . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-5804-8 .
- Эйкенберг, Арне (2015). Шестой час: конспекты исторического происхождения чудес и стихийных бедствий во время Страстей Христовых . Людвиг. ISBN 978-3-86935-193-3 .
- Эванс, Крейг А. (2011). Лука (серия «Понимание библейских комментариев») . Книги Бейкера. ISBN 978-1-4412-3652-4 .
- Фитцмайер, Джозеф А. (1985). Евангелие от Луки, X-XXIV . Библейская справочная библиотека Anchor . Даблдэй. ISBN 978-0-300-13981-5 .
- Фостер, Пол (2009). Апокрифические Евангелия: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-157895-3 .
- Фанк, Роберт Уолтер (1998). Деяния Иисуса: поиск подлинных деяний Иисуса . ХарперСанФранциско. ISBN 978-0-06-062978-6 .
- Гарланд, Дэвид Э. (1999). Чтение Матфея: литературный и богословский комментарий к Первому Евангелию . Издательство Смит и Хелвис. ISBN 978-1-57312-274-0 .
- Харрингтон, Дэниел Дж. (1991). Евангелие от Матфея . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-5803-1 .
- Хили, Мэри (2008). Евангелие от Марка . Бейкер Академик. ISBN 978-0-8010-3586-9 .
- Хениге, Дэвид П. (2005). Исторические свидетельства и аргументы . Университет Висконсина Пресс. ISBN 978-0-299-21410-4 .
- Хукер, Морна (1991). Евангелие от святого Марка . Континуум. ISBN 978-0-8264-6039-4 .
- Хамфрис, Колин Дж. (2011). Тайна Тайной Вечери: реконструкция последних дней Иисуса . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-49631-5 .
- Киджер, Марк (1999). Вифлеемская звезда: взгляд астронома . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-05823-8 .
- Погрузчик, Уильям (2002). Отношение Иисуса к закону: исследование Евангелий . Паб WB Eerdmans. ISBN 978-0-8028-4903-8 .
- Мак, Бертон Л. (1988). Миф о невиновности: Марк и христианское происхождение . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-0466-1 .
- Паркер, Джон (1897). «Письмо VII. Раздел II. Поликарпу-иерарху. И письмо XI. Дионисий Аполлофану, философу». Произведения Дионисия Ареопагита . Том. Один. Лондон: Джеймс Паркер и компания ISBN 978-1-4400-9239-8 . , Произведения Дионисия Ареопагита . Том. Два. 1899.
- Перкинс, Фем (2007). Введение в синоптические Евангелия . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6553-3 .
- Робертс, Александр ; Дональдсон, Джеймс ; Кокс, Артур Кливленд , ред. (1896). Доникейские отцы . Т&Т Кларк .
- Старший, Дональд (1996). Что они говорят о Мэтью ? ПаулистПресс. ISBN 978-0-8091-3624-7 .
- Спроул, RC , изд. (2010). Библия для изучения Реформации . Лигоньерские министерства . ISBN 978-1-59638-207-7 .
- Телфорд, Уильям Р. (1999). Богословие Евангелия от Марка . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43977-0 .
- Тернер, Дэвид Л. (2008). Мэтью . Бейкер. ISBN 978-0-8010-2684-3 .
- Вермес, Геза (2005). Страсть . Пингвины. ISBN 978-0-14-102132-4 .
- Винн, Адам (2008). Цель Евангелия от Марка: раннехристианский ответ на пропаганду Римской империи . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-149635-6 .
- Уизерингтон, Бен (2001). Евангелие от Марка: социально-риторический комментарий . Издательство Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4503-0 .
- Йе, Джон Юэ-Хан (2004). Один учитель: обучающая роль Иисуса в Евангелии от Матфея . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-091333-0 .
- Журнальные статьи
- Хамфрис, Колин Дж.; Уоддингтон, В. Грэм (1983). «Свидание с Распятием». Природа . 306 (5945): 743. Бибкод : 1983Natur.306..743H . дои : 10.1038/306743a0 . S2CID 4360560 .
- Хамфрис, Колин Дж.; Уоддингтон, В. Грэм (март 1985 г.). «Дата Распятия» . Журнал Американского научного сообщества . 37 : 2–10. Архивировано из оригинала 8 апреля 2010 г. Проверено 4 ноября 2013 г.
- Меус, Жан (декабрь 2003 г.). «Максимально возможная продолжительность полного солнечного затмения». Журнал Британской астрономической ассоциации . 113 (6): 343–348. Бибкод : 2003JBAA..113..343M .
- Шефер, Брэдли Э. (март 1990 г.). «Лунная видимость и Распятие». Ежеквартальный журнал Королевского астрономического общества . 31 (1): 53–67. Бибкод : 1990QJRAS..31...53S .
- Шефер, Брэдли Э. (1991). «Блики и небесная видимость» . Публикации Тихоокеанского астрономического общества . 103 : 645. Бибкод : 1991PASP..103..645S . дои : 10.1086/132865 .
- Веб-сайты
- Эспенак, Фред . «Полное солнечное затмение 00:29, 24 ноября» (PDF) . Веб-сайт НАСА по затмению . НАСА . Проверено 3 ноября 2013 г.
- Уоллес, Дэниел Б. (21 июня 2004 г.). «Ошибки в греческом тексте, лежащие в основе современных переводов? Случаи Матфея 1:7, 10 и Луки 23:45» . Издательство библейских исследований . Проверено 3 февраля 2020 г. .
- Эспенак, Фред . «Лунные затмения, представляющие исторический интерес» . Веб-сайт НАСА по затмению . НАСА . Проверено 21 марта 2019 г.