Второй Храм
Второй Храм Храм Ирода | |
---|---|
בֵּית־הַמִּקְדָּשׁ הַשֵּׁנִיВторой Храм | |
Религия | |
Принадлежность | иудаизм |
Область | Земля Израиля |
Божество | Яхве |
Лидерство | Первосвященник Израиля |
Расположение | |
Расположение | Храмовая гора |
Муниципалитет | Иерусалим |
Состояние | Йехуд Медината (первый) Иудея (последняя) |
Страна | Империя Ахеменидов (первая) Римская империя (последняя) |
Расположение в Старом городе Иерусалима | |
Географические координаты | 31 ° 46'41 ″ с.ш. 35 ° 14'7 ″ в.д. / 31,77806 ° с.ш. 35,23528 ° в.д. |
Архитектура | |
Основатель | Зоровавель ; отремонтирован Иродом Великим |
Завершенный | в. 516 г. до н.э. (оригинал) ок. 18 г. н.э. (Иродиан) |
Разрушен | 70 г. н.э. ( римская осада ) |
Технические характеристики | |
Высота (макс.) | в. 46 метров (151 фут) |
Материалы | Иерусалимский известняк |
Даты раскопок | 1930, 1967, 1968, 1970–1978, 1996–1999, 2007 |
Археологи | Чарльз Уоррен , Бенджамин Мазар , Ронни Райх , Эли Шукрон , Яаков Биллиг |
Современный сайт | Купол Скалы |
Публичный доступ | Ограниченный; см. ограничения на вход на Храмовую гору |
Второй Храм ( ивр .: בֵּית־הַמִּקְדָּשׁ הַשֵּׁנִי Bēṯ hamMīqdāš hašŠēnī , пер. «Второй Дом Святилища» ), позже известный как Храм Ирода , был реконструированным Храмом в Иерусалиме между ок. 516 г. до н.э. и 70 г. н.э. Определяя период Второго Храма , он выступал в качестве основного символа еврейской идентичности и занимал центральное место в иудаизме Второго Храма ; это было главное место поклонения, ритуального жертвоприношения ( корбан ) и общинного собрания евреев . Таким образом, он привлекал еврейских паломников из далеких стран во время трех праздников паломничества : Песаха , Шавуота и Суккота .
Строительство Второго Храма началось после персидского завоевания Вавилона ; предшественник Второго Храма, известный как Храм Соломона , был разрушен вместе с Иудейским царством в целом в результате вавилонской осады Иерусалима около 587 г. до н.э. [1] После того, как Нововавилонская империя была аннексирована империей Ахеменидов , персидский царь Кир Великий издал так называемый «Эдикт Кира» , который описан в еврейской Библии как санкционирующий и поощряющий возвращение в Сион — библейское событие, в ходе которого еврейский народ вернулся в прежнее Иудейское царство, которое персы недавно преобразовали в самоуправляющуюся еврейскую провинцию Йехуд Медината . Завершение строительства Второго Храма во времена персидского царя Дария I ознаменовало период новой еврейской надежды и религиозного возрождения. Согласно библейским источникам, Второй Храм изначально представлял собой сравнительно скромное сооружение, построенное под властью назначенного персами еврейского наместника Зоровавеля , внука Иехонии , предпоследнего царя Иудеи . [2]
В I веке до нашей эры Второй Храм был отремонтирован и расширен во время правления Ирода Великого , отсюда и альтернативное одноименное название сооружения. Усилия Ирода по преобразованию привели к созданию грандиозного и внушительного строения и внутреннего двора, включая большие здания и фасады, показанные в современных моделях, таких как модель Иерусалима Святой Земли в Музее Израиля . Храмовая гора , где стояли Храм Соломона и Второй Храм, также была значительно расширена, увеличившись вдвое и став крупнейшим религиозным святилищем древнего мира. [3]
В 70 году нашей эры, в разгар Первой иудейско-римской войны , Второй Храм был разрушен римлянами, осадившими Иерусалим . [а] ознаменовав катастрофический и преобразующий момент в еврейской истории . [4] Потеря Второго Храма спровоцировала развитие раввинистического иудаизма , который остается основной формой еврейской религиозной практики во всем мире.
Библейское повествование
Воцарение Кира Великого в Империи Ахеменидов в 559 г. до н. э. сделало возможным восстановление города Иерусалима и восстановление Храма. [5] [6] Некоторые элементарные ритуальные жертвоприношения продолжались на месте первого храма после его разрушения. [7] Согласно заключительным стихам второй книги Паралипоменон и книг Ездры и Неемии , когда еврейские изгнанники вернулись в Иерусалим по указу Кира Великого ( 1: 1–4 Ездра , 2 Паралипоменон 36 : 22–23 ), строительство началось на первоначальном месте жертвенника Храма Соломона. [1] Эти события представляют собой заключительный раздел исторического повествования еврейской Библии. [5]
Первоначальная основа книги Неемии, мемуаров от первого лица, возможно, была объединена с основой Книги Ездры около 400 г. до н.э. Дальнейшее редактирование, вероятно, продолжалось и в эллинистическую эпоху . [8]
Согласно библейскому повествованию, после возвращения из вавилонского плена были немедленно приняты меры по реорганизации опустошенной провинции Йехуд после распада Иудейского царства семьдесят лет назад. Группа паломников, составляющая группу из 42 360 человек, [9] Завершив длинное и унылое четырехмесячное путешествие от берегов Евфрата до Иерусалима, во всех своих действиях они руководствовались сильным религиозным импульсом, и поэтому одной из их первых забот было восстановление своего древнего молитвенного дома путем перестройки их разрушенный Храм. [10]
По приглашению Зоровавеля , правителя, который показал им замечательный пример щедрости, внося лично 1000 золотых дариков , помимо других даров, народ с большим воодушевлением складывал свои дары в священную сокровищницу. [11] Сначала они воздвигли и освятили жертвенник Божий на том самом месте, где он раньше стоял, а затем расчистили обгоревшие груды мусора, занимавшие место старого храма; и во втором месяце второго года (535 г. до н.э.), среди большого общественного волнения и ликования, были заложены основы Второго Храма. К этому великому движению ощущался широкий интерес, хотя зрители восприняли его неоднозначно. [12] [10]
Самаритяне хотели помочь в этой работе, но Зоровавель и старейшины отказались от такого сотрудничества, считая , что евреям придется строить Храм самостоятельно. Сразу же о евреях распространились злые слухи. Согласно Ездре 4:5 , самаритяне стремились «сорвать их цель» и отправили послов в Экбатану и Сузы, в результате чего работа была приостановлена. [10]
Через семь лет умер Кир Великий , позволивший евреям вернуться на родину и восстановить Храм. [13] и ему наследовал его сын Камбис . После его смерти «лжесмердис » , самозванец, занимал трон семь или восемь месяцев, а затем царем стал Дарий (522 г. до н.э.). На второй год его правления работы по восстановлению храма были возобновлены и доведены до конца. [14] под влиянием искренних советов и наставлений пророков Аггея и Захарии . Он был готов к освящению весной 516 г. до н.э., более чем через двадцать лет после возвращения из плена. Храм был завершен в третий день месяца Адара , в шестой год правления Дария, при великом ликовании всего народа, [2] хотя было очевидно, что евреи уже не были независимым народом, а подчинялись иностранной власти.
В Книге Аггея содержится предсказание, что слава Второго Храма будет больше, чем слава первого. [15] [10] Хотя Храм вполне мог быть освящен в 516 году, строительство и расширение могли продолжаться даже в 500 году до нашей эры. [16]
Некоторые из оригинальных артефактов из Храма Соломона не упоминаются в источниках после его разрушения в 586 году до нашей эры и считаются утерянными. Во Втором Храме отсутствовали различные святыни, в том числе Ковчег Завета. [6] [10] содержащие каменные скрижали , перед которыми стояли сосуд с манной и жезл Аарона , [10] Урим и Туммим [6] [10] (предметы для гадания, содержащиеся в Хошене ), священное масло [10] и священный огонь. [6] [10] Второй Храм также включал в себя множество оригинальных золотых сосудов, захваченных вавилонянами , но восстановленных Киром Великим . [10] [17]
В еврейской Библии нет подробного описания архитектуры Храма, за исключением того, что он имел шестьдесят локтей в ширину и высоту и был построен из камня и бревен. [18] Во Втором Храме Святая Святых ( Кодеш Хакодашим ) была отделена завесой, а не стеной, как в Первом Храме. Тем не менее, как и в Скинии , Второй Храм включал Менору (золотой светильник) для Хекхаля , Стол хлебов предложения и золотой жертвенник для курения с золотыми кадильницами . [10]
Раввинская литература
Традиционная раввинская литература утверждает, что Второй Храм простоял 420 лет, и, основываясь на работе II века «Седер Олам Рабба» , строительство датируется 356 г. до н. э. (3824 г. ), что на 164 года позже академических оценок, а разрушение — в 68 г. ЯВЛЯЮСЬ ). [19] [б]
Согласно Мишне , [20] « Камень основания » стоял там, где раньше был Ковчег, и Первосвященник ставил на него свою кадильницу в Йом Кипур . [6] Пятый порядок или раздел Мишны, известный как Кодашим , содержит подробные описания и обсуждения религиозных законов, связанных с храмовым служением, включая жертвоприношения , храм и его убранство, а также священников, выполнявших обязанности и церемонии. своего обслуживания. Трактаты ордена посвящены жертвоприношениям животных, птиц и хлебным приношениям , законам принесения жертвы, таким как жертва за грех и жертва за вину , а также законам присвоения священного имущества. Кроме того, приказ содержит описание Второго Храма ( трактат Миддот ), а также описание и правила о ежедневном жертвоприношении в Храме ( трактат Тамид ). [21] [22] [23] Согласно Вавилонскому Талмуду , [24] в Храме отсутствовали Шхина (обитель или постоянное божественное присутствие Бога) и Руах ха-Кодеш (святой дух), присутствующие в Первом Храме.
Повторное посвящение Маккавеев
После завоевания Иудеи Александром Великим она стала частью Птолемеевского царства Египта до 200 г. до н.э., когда селевкидский царь Антиох III Великий из Сирии победил фараона Птолемея V Эпифана в битве при Панеоне .
В 167 г. до н.э. Антиох IV Эпифан алтарь Зевсу приказал воздвигнуть в Храме . Он также, по словам Иосифа Флавия , «заставлял евреев отменить законы страны, оставлять своих младенцев необрезанными и приносить в жертву свиное мясо на жертвенник; против чего они все выступали, и самые одобренные из них были поставлены до смерти». [25] После восстания Маккавеев против империи Селевкидов Второй Храм был переосвящен и стал религиозной опорой еврейского Хасмонейского царства , а также культурно связан с еврейским праздником Ханука . [26] [27]
Династия Хасмонеев и римское завоевание
Есть некоторые археологические свидетельства того, что дальнейшие изменения в структуру Храма и его окрестностей были внесены во время правления Хасмонеев. Саломея Александра , царица Хасмонейского царства, назначила своего старшего сына Гиркана II первосвященником Иудеи . Ее младший сын Аристобул II был полон решимости занять трон, и как только она умерла, он захватил трон. Гиркан, который был следующим в преемственности, согласился довольствоваться должностью первосвященника. Антипатр , правитель Идумеи, призвал Гиркана не отказываться от своего трона. В конце концов, Гиркан бежал к Арете III , царю набатейцев , и вернулся с армией, чтобы вернуть себе трон. Он победил Аристобула и осадил Иерусалим. Римский Помпей полководец Третьей Митридатовой , сражавшийся в Сирии против армян во время войны , послал своего лейтенанта для расследования конфликта в Иудее. И Гиркан, и Аристобул обратились к нему за поддержкой. Помпей не проявил усердия в принятии решения по этому поводу, что заставило Аристовула уйти. Его преследовал Помпей, и он сдался, но его последователи закрыли Иерусалим для войск Помпея. Римляне осадил и взял город в 63 г. до н.э. Священники продолжали совершать религиозные обряды внутри Храма во время осады. Храм не был разграблен и не поврежден римлянами. Сам Помпей, возможно, случайно, вошел в Святая Святых и на следующий день приказал священникам заново очистить Храм и возобновить религиозные обряды. [28]
Храм Ирода
Сочинения Иосифа Флавия и информация из трактата Миддот Мишны долгое время использовались для предложения возможных проектов Храма вплоть до 70 г. н. э. [1] Обнаружение Храмового свитка среди свитков Мертвого моря в 20 веке стало еще одним возможным источником. Лоуренс Шиффман утверждает, что после изучения Иосифа Флавия и Храмового свитка он обнаружил, что Иосиф Флавий исторически более надежен, чем Храмовый свиток. [29]
Расширение Теменоса, дата и продолжительность
Реконструкция храма при Ироде началась с масштабного расширения теменоса Храмовой горы . Например, первоначально размер комплекса Храмовой горы составлял 7 гектаров (17 акров), но Ирод расширил его до 14,4 гектара (36 акров) и таким образом удвоил его площадь. [30] Работа Ирода над Храмом обычно датируется периодом с 20/19 г. до н.э. по 11 декабря или 10 г. до н.э. Писатель Бике Махье датирует работу над оградой Храма 25 г. до н.э., а работу над зданием Храма - 19 г. до н.э., и относит освящение обоих к 18 ноября до н.э. [31]
Религиозное богослужение и храмовые ритуалы продолжались и в процессе строительства. [32]
Объем и финансирование
На месте старого храма, построенного Зоровавелем, появилось великолепное здание. Храм Ирода был одним из крупнейших строительных проектов I века до нашей эры. [33] Иосиф Флавий пишет, что Ирод был заинтересован в увековечивании своего имени посредством строительных проектов, что его программы строительства были обширными и оплачивались высокими налогами, но его шедевром был Иерусалимский храм. [33]
Позже святилищный шекель был восстановлен для поддержки храма в качестве храмового налога . [34]
Элементы
Платформа, подконструкции, подпорные стены
Гора Мориа имела плато на северной оконечности и круто спускалась на южном склоне. План Ирода заключался в том, чтобы всю гору превратить в гигантскую квадратную платформу. Храмовая гора изначально предназначалась [ кем? ] иметь ширину 1600 футов (490 м), ширину 900 футов (270 м) и высоту 9 этажей, со стенами толщиной до 16 футов (4,9 м), но так и не был закончен. Для его завершения вокруг горы была вырыта траншея и уложены огромные каменные блоки. Некоторые из них весили более 100 тонн, самые большие имели размеры 44,6 на 11 на 16,5 футов (13,6 × 3,4 × 5,0 м) и весили примерно 567–628 тонн. [35] [ ненадежный источник? ]
Суд язычников
Двор язычников представлял собой прежде всего базар , на котором торговцы продавали сувениры, жертвенных животных, еду. Также осуществлялся обмен валюты: римская валюта обменивалась на тирские деньги, как также упоминается в Новом Завете об Иисусе и менялах , когда Иерусалим был забит еврейскими паломниками, пришедшими на Песах, численностью, возможно, от 300 000 до 400 000 человек. [36] [37]
Над воротами Хульды , на вершине стен Храма, находилась Королевская Стоа , большая базилика, которую Иосиф Флавий хвалил как «более достойную упоминания, чем любое другое [сооружение] под солнцем»; его основная часть представляла собой длинный Колонный зал, включающий 162 колонны, расположенные в четыре ряда. [38]
Широко распространено мнение, что Царская Стоя является частью творчества Ирода; однако недавние археологические находки в туннелях Стены Плача позволяют предположить, что он был построен в первом веке, во время правления Агрипаса, а не в I веке до нашей эры. [39]
Пиннакл
Сообщения об искушении Христа в Евангелиях от Матфея и Луки позволяют предположить, что у Второго Храма была одна или несколько « вершин »:
Затем он [ сатана ] привел Его в Иерусалим, поставил Его на вершине храма и сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз». [40]
Используемое греческое слово — πτερύγιον ( птеругион ), что буквально означает башню, вал или вершину. [41] Согласно Согласию Стронга , это может означать маленькое крыло или, в более широком смысле, что-то вроде крыла, например зубчатую стену или парапет. [42] Археолог Бенджамин Мазар считал, что это относится к юго-восточному углу Храма с видом на Кедронскую долину . [43]
Внутренние суды
По словам Иосифа Флавия, во внутренние дворы было десять входов: четыре на юге, четыре на севере, один на востоке и один, ведущий с востока на запад от Двора женщин ко двору израильтян, называемому Никанорскими воротами. [44] По словам Иосифа Флавия, Ирод Великий воздвиг беркута над великими воротами Храма. [45]
Крыши
Иоахим Буфле утверждает, что «группы археологов Нахмана Авигада в 1969–1980 годах в иродианском городе Иерусалиме и Игаэля Шилоха в 1978–1982 годах в городе Давида » доказали, что крыши Второго Храма не имели купол . В этом они поддерживают описание Второго Храма Иосифом Флавием. [46]
Паломничества
Евреи из отдаленных частей Римской империи прибывали на лодке в порт Яффо . [ нужна ссылка ] где они присоединялись к каравану для трехдневного перехода к Святому городу, а затем находили жилье в одном из многочисленных отелей или гостиниц. Затем они обменяли часть своих денег с нечестивой стандартной греческой и римской валюты на еврейские и тирские деньги , последние две считались религиозными. [47] [48]
Разрушение
В 66 году н.э. еврейское население восстало против Римской империи. Четыре года спустя, 4 августа 70 г. н.э. [49] ( Тиша бе Ав ) [50] или 30 августа 70 г. н.э., [51] Римские легионы под командованием Тита отбили и разрушили большую часть Иерусалима и Второго Храма. Арка Тита , построенная в Риме в ознаменование победы Тита в Иудее , изображает римскую победную процессию с солдатами, несущими трофеи из Храма, включая Менору . Согласно надписи на Колизее , император Веспасиан построил Колизей из военных трофеев в 79 году нашей эры – возможно, из трофеев Второго Храма. [52]
Значимость сект иудаизма, базировавшихся в Храме, включая жречество и саддукеев , снизилась . [53]
Храм находился на месте того, что сегодня является Куполом Скалы . Ворота вели недалеко от мечети Аль-Акса (которая появилась намного позже). [32] Хотя евреи продолжали населять разрушенный город, император Адриан основал новый город под названием Элия Капитолина . В конце восстания Бар-Кохбы в 135 году н. э. многие еврейские общины были уничтожены, а евреям было запрещено жить в Иерусалиме. [28] языческий римский храм На месте бывшего храма Ирода был построен .
Исторические сведения сообщают, что не только Еврейский Храм был разрушен, но и весь Нижний город Иерусалима. [54] Несмотря на это, по словам Иосифа Флавия, Тит не сносил полностью башни (такие как Башня Фазаэля , теперь ошибочно называемая Башней Давида ), сохраняя их как памятник силы города. [55] [56] Мидраш Рабба ( Эйха Рабба 1:32) описывает аналогичный эпизод, связанный с разрушением города, согласно которому Раббан Йоханан бен Заккай во время римской осады Иерусалима просил Веспасиана пощадить самые западные ворота города ( На иврите : פילי מערבאה ), ведущие в Лидду ( Лод ). Когда город в конце концов был взят, арабские вспомогательные войска, сражавшиеся бок о бок с римлянами под командованием их генерала Фаджара, также спасли от разрушения самую западную стену. [57]
Еврейская эсхатология включает веру в то, что Второй Храм будет заменен будущим Третьим Храмом в Иерусалиме. [58]
Археология Храма
Предупреждающие надписи храма
В 1871 году отесанный камень размером 60 см × 90 см (24 × 35 дюймов) с выгравированными греческими унциалами был обнаружен возле суда на Храмовой горе в Иерусалиме и идентифицирован Чарльзом Саймоном Клермон-Ганно как надпись, предупреждающая о храме . В каменной надписи излагался запрет, распространяющийся на тех, кто не принадлежал к еврейской нации, выходить за пределы сорега, разделяющего большой двор язычников и внутренние дворы. Надпись гласила в семь строк:
НЕАЛЛОГЕНЕИЗ
РЕЙЕСОАЕНТОСТОПЕ
РИТЕРОНТРИФАКТУИ
ПЕРИВОЛОУСДАНЛИ
ЭГОИСТИЧНЫЙ
ТЕЙДИАТОСИХАКОЛО
ТЕИНТАНАТОН
Перевод: «Пусть ни один иностранец не войдет в парапет и перегородку, окружающую территорию Храма. Любой пойманный [нарушитель] будет привлечен к ответственности за свою последующую смерть».
Сегодня камень хранится в Музее древностей Стамбула . [59]
В 1935 году был найден фрагмент еще одной подобной предупреждающей надписи Храма. [59]
Слово «иностранец» имеет неоднозначное значение. Некоторые ученые полагают, что это относилось ко всем неевреям, независимо от статуса ритуальной чистоты или религии. Другие утверждают, что это относилось к необращенным язычникам с тех пор, как Ирод написал эту надпись. Сам Ирод был обращенным идумеянином (или идумеянином) и вряд ли исключил себя или своих потомков. [60]
Место трубного звука
Другая древняя надпись , частично сохранившаяся на камне, обнаруженном ниже юго-западного угла горы Ирода, содержит слова «к месту трубного звука». Форма камня предполагает, что он был частью парапета, и его интерпретировали как принадлежащий месту на горе, описанному Иосифом Флавием, «где один из священников должен был стоять и возвещать об этом звуком трубы во второй половине дня. приближения и на следующий вечер после закрытия каждого седьмого дня «очень похоже на то, что говорит Талмуд» . [61]
Стены и ворота Храмового комплекса
После 1967 года археологи обнаружили, что стена простиралась вокруг Храмовой горы и является частью городской стены возле Львиных ворот . Таким образом, оставшаяся часть Храмовой горы — это не только Стена Плача . В настоящее время Арка Робинсона (названная в честь американца Эдварда Робинсона ) остается началом арки, которая перекрывала промежуток между верхом платформы и более удаленной возвышенностью. Посетители и паломники также входили через сохранившиеся, но теперь закрытые ворота на южной стороне, которые вели через колоннады на вершину платформы. Южная стена была задумана как парадный вход. [62] Недавние археологические раскопки обнаружили множество микв (ритуальных ванн) для ритуального очищения прихожан, а также большую лестницу, ведущую к одному из ныне заблокированных входов. [62]
Подземные сооружения
Внутри стен платформу поддерживал ряд сводчатых арок, которые сейчас называются Конюшнями Соломона и существуют до сих пор. Их нынешний ремонт, проводимый Вакфом, вызывает крайне споры. [63]
Карьер
25 сентября 2007 года Юваль Барух , археолог из Израильского управления древностей, объявил об открытии карьера, который, возможно, предоставил царю Ироду камни для строительства его Храма на Храмовой горе . Найденные монеты, глиняная посуда и железный кол доказали, что дата добычи была около 19 г. до н.э. [ как? ] Археолог Эхуд Нетцер подтвердил, что крупные очертания каменных вырезов свидетельствуют о том, что это был масштабный общественный проект, над которым работали сотни рабов. [64]
Напольная плитка из кортов
Более поздние находки в рамках проекта просеивания Храмовой горы включают напольную плитку периода Второго Храма. [65]
Толкование камня Магдалины
Считается, что камень Магдала представляет собой изображение Второго Храма, высеченное перед его разрушением в 70 году. [66]
Иудаизм Второго Храма
Период между строительством Второго Храма в 515 г. до н.э. и его разрушением римлянами в 70 г. н.э. стал свидетелем крупных исторических потрясений и значительных религиозных изменений, которые повлияли на большинство последующих авраамических религий . Истоки авторитета Священного Писания , центральной роли закона и морали в религии , синагоги все и апокалиптических ожиданий будущего — это зародилось в иудаизме этого периода.
См. также
- Археологические остатки Иерусалимского храма
- Иродианская архитектура
- Иерусалимский камень
- Список артефактов, имеющих значение для Библии
- Список мегалитических памятников
- Копии еврейского храма
- Храм Мира, Рим
- Храм в Иерусалиме
- Хронология еврейской истории
Примечания
- ^ Основано на годах правления Дария I, приведенных в «Вавилонской хронологии» Ричарда Паркера и Уолдо Дубберштейна, 626 г. до н.э. – 75 г. н.э. , Brown University Press: Providence 1956, стр. 30. Однако еврейская традиция утверждает, что Второй Храм простоял всего 420 лет, то есть с 352 г. до н.э. по 68 г. н.э. Видеть: Хадад, Дэвид (2005). Сефер Мааше авот (на иврите) (4-е изд.). Беэр-Шева: Книги Кодеш. п. 364. OCLC 74311775 . (при поддержке раввина Овадии Йосефа , раввина Шломо Амара и раввина Йоны Мецгера ); Сар-Шалом, Рахамим (1984). Ше'харим Ла'Луа Ха'иври (Врата еврейского календаря) (на иврите). Тель-Авив. п. 161 (Сравнительные хронологические даты). OCLC 854906532 .
{{cite book}}
: CS1 maint: location missing publisher (link); Маймонид (1974). Сефер Мишне Тора - Ха-Яд ха-Хазака (Свод еврейских законов Маймонида) (на иврите). Том. 4. Иерусалим: Пер ха-Тора. стр. 184–185 [92b–93a] (Хил. Шмитта ве-йовель 10:2–4). OCLC 122758200 .Согласно этому расчету, в этом году, который составляет одну тысячу сто семь лет после разрушения, этот год в эпоху Селевкидов считается [сегодня] 1487-м годом (соответствует Тишри 1175 г. – Элулу 1176 г. н.э. ), будучи год 4936 anno mundi , это седьмой год [семилетнего цикла], и это 21-й год юбилея » (КОНЕЦ ЦИТАТЫ). = разрушение, происходящее в лунном месяце Ав, за два месяца до Новый год 3829 года мира.
- ^ Классические еврейские записи (например, «Респонса» Маймонида и т. д.) относят период Второго Храма с 352 г. до н. э. по 68 г. н. э., всего 420 лет.
Ссылки
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шиффман, Лоуренс Х. (2003). Понимание Второго Храма и раввинистического иудаизма . Нью-Йорк: Издательство КТАВ . стр. 48–49. ISBN 978-0-88125-813-4 . Архивировано из оригинала 30 августа 2023 г. Проверено 19 августа 2019 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ездра 6:15,16
- ^ Фейсель, Денис (23 декабря 2010 г.). Корпусные надписи Иудея/Палестина: Том 1 1/1: Иерусалим, Часть 1: 1-704 . Ханна М. Коттон, Вернер Эк, Марфа Хаймбах, Бенджамин Исаак, Алла Кушнир-Штайн, Хаггай Мисгав. Берлин: Де Грюйтер. п. 41. ИСБН 978-3-11-174100-0 . OCLC 840438627 .
- ^ Кареш, Сара Э. (2006). Энциклопедия иудаизма . Факты в файле. ISBN 978-1-78785-171-9 . OCLC 1162305378 .
До современного периода разрушение Храма было самым катастрофическим моментом в истории еврейского народа. [...] Мудрец Йоханан бен Заккай с разрешения Рима основал форпост Явне для продолжения развития фарисейского, или раввинского, иудаизма.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Олбрайт, Уильям (1963). Библейский период от Авраама до Ездры: исторический обзор . Отделение колледжа ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-130102-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Храм Второй» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Зевит, Зиони (2008). «От иудаизма к библейской религии и обратно» . Еврейская Библия: новые идеи и исследования . Нью-Йорк Пресс. п. 166. ИСБН 978-0-8147-3187-1 . Архивировано из оригинала 30 августа 2023 г. Проверено 17 октября 2022 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Картледж, Пол; Гарнси, Питер; Грюн, Эрих С., ред. (1997). Эллинистические конструкции: очерки культуры, истории и историографии . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 92. ИСБН 978-0-520-20676-2 .
- ^ Ездра 2:65
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Истон, Мэтью Джордж (1897). . Библейский словарь Истона (новое и исправленное издание). Т. Нельсон и сыновья.
- ^ Эзра 2
- ^ Аггей 2:3 , Захария 4:10.
- ^ 2 Паралипоменон 36:22–23.
- ^ Ездра 5:6–6:15.
- ^ Аггей 2:9
- ^ Граббе, Лестер Л. (2004). История евреев и иудаизма в период Второго Храма: Йехуд: История персидской провинции Иудея . Библиотека исследований Второго Храма 47. Том. 1. Т&Т Кларк. стр. 282–285. ISBN 978-0-567-08998-4 .
- ^ Ездра 1: 7–11.
- ^ Ездра 6:3–4
- ^ Седер Олам Раба, глава 30; Тосефта ( Зевахим 13:6); Иерусалимский Талмуд ( Мегилла 18а); Вавилонский Талмуд ( Мегилла 11б-12а; Арахин 12б; Баба Батра 4а), Маймонид , Мишне Тора ( Хил. Шмита ве-йовель 10:3). См. Голдворм, Херш. История еврейского народа: эпоха Второго Храма. Архивировано 30 августа 2023 г. в Wayback Machine , Mesorah Publications, 1982. Приложение: Год разрушения, стр. 213. ISBN 978-0-89906-454-3
- ^ Миддот 3:6
- ^ Бирнбаум, Филип (1975). «Кодашим» . Книга еврейских концепций . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Еврейская издательская компания. стр. 541–542 . ISBN 978-0-88482-876-1 .
- ^ Эпштейн, Исидор , изд. (1948). «Введение в Седер Кодашим». Вавилонский Талмуд . Том. 5. Зингер, М.Х. (переводчик). Лондон: Сончино Пресс. стр. xvii–xxi.
- ^ Арзи, Авраам (1978). «Кодашим». Энциклопедия иудаики . Том. 10 (1-е изд.). Иерусалим, Израиль: Keter Publishing House Ltd., стр. 1126–1127.
- ^ «Йома 21б:7» . www.sefaria.org . Архивировано из оригинала 07 января 2022 г. Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ Иосиф Флавий (29 июня 2012 г.). «Войны евреев» . п. я. 34. Архивировано из оригинала 29 июня 2012 г. Проверено 26 января 2019 г.
- ^ Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Кауфманн, Колер (1901–1906). «Ханука» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Гольдман, Ари Л. (2000). Быть евреем: духовная и культурная практика иудаизма сегодня . Саймон и Шустер. п. 141 . ISBN 978-0-684-82389-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лестер Л. Граббе (2010). Введение в иудаизм Второго Храма: история и религия евреев во времена Неемии, Маккавеев, Гиллеля и Иисуса . А&С черный . стр. 19–20, 26–29. ISBN 978-0-567-55248-8 . Архивировано из оригинала 30 августа 2023 г. Проверено 3 апреля 2015 г.
- ↑ Лоуренс Шиффман «Описания Иерусалимского храма у Иосифа Флавия и Храмового свитка» в главе 11 книги «Дворы дома Господня», Брилл, 2008 г. ISBN 978-90-04-12255-0
- ^ Петрех и Эделькопп, «Четыре этапа эволюции Храмовой горы», Revue Biblique (2013), стр. 343–344.
- ^ Махье, Б., Между Римом и Иерусалимом , OLA 208, Левен: Петерс, 2012, стр. 147–165.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лин и Кэтлин Ритмайер (1998). Тайны Храмовой горы в Иерусалиме .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Флавий Иосиф Флавий: Иудейская война
- ^ Исход 30:13
- ^ Дэн Бахат: Прикосновение к камням нашего наследия, Министерство по делам религии Израиля, 2002 г.
- ^ Сандерс, EP Историческая фигура Иисуса . Пингвин, 1993. с. 249
- ^ Фанк, Роберт В. и семинар Иисуса . Деяния Иисуса: поиск подлинных деяний Иисуса. ХарперСанФранциско. 1998.
- ^ Мазар, Бенджамин (1979). «Царская Стоа в южной части Храмовой горы» . Труды Американской академии еврейских исследований . 46/47: 381–387. дои : 10.2307/3622363 . ISSN 0065-6798 . JSTOR 3622363 .
- ^ «Управление древностей Израиля» . Архивировано из оригинала 05 марта 2021 г. Проверено 9 января 2017 г.
- ^ Луки 4:9
- ^ Киттель, Герхард , изд. (1976) [1965]. Богословский словарь Нового Завета: Том III . Перевод Бромили, Джеффри В. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс . п. 236.
- ^ Согласие Стронга 4419
- ^ Мазар, Бенджамин (1975). Гора Господня , Даблдей. п. 149.
- ^ Иосиф Флавий, Война 5.5.2; 198; м. Середина. 1,4
- ^ Иосиф Флавий, Война 1.648–655; Муравей 17.149–63. Об этом см., среди прочего : Альберт Баумгартен, «Орел Ирода», в книге Арена М. Майера, Джоди Мэгнесс и Лоуренса Х. Шиффмана (редакторы), «Выйдите и изучите землю» (Судей 18:2): археологические, исторические. и текстовые исследования в честь Ханан Эшель (JSJ Suppl. 148; Лейден: Brill, 2012), стр. 7–21; Джонатан Бургель, « Беркут Ирода на воротах Храма: пересмотр. Архивировано 30 августа 2023 г. в Wayback Machine », Journal of Jewish Studies 72 (2021), стр. 23–44.
- ^ Буфле, Иоахим (2023). «Недавние мистические махинации – Мария Валторта (1897–1961) – Анахронизмы и несоответствия». Мистические мошенничества . (на французском языке) Издания дю Серф . ISBN 978-2-204-15520-5 .
- ^ Сандерс, EP Историческая фигура Иисуса . Пингвин, 1993 год.
- ^ Эрман, Барт Д. Хесус, Прервано , HarperCollins, 2009. ISBN 978-0-06-117393-6
- ^ «Еврейский календарь» . www.cgsf.org . Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 г. Проверено 14 ноября 2018 г.
- ^ Тиша бе-Ав — день траура, который считается неподходящим для радостной атмосферы субботы. Таким образом, если его дата приходится на субботу, вместо этого она отмечается 10 Ава. Если бы эта современная еврейская практика соблюдалась в период Второго Храма, Тиша бе-Ав выпал бы на воскресенье 5 августа в 70 году нашей эры. Иосиф Флавий называет дату разрушения 10 Лоосов по лунному календарю, почти идентичному еврейскому календарю.
- ^ Бансон, Мэтью (1995). Словарь Римской империи . Издательство Оксфордского университета. п. 212. ИСБН 978-0-19-510233-8 . Архивировано из оригинала 30 августа 2023 г. Проверено 11 февраля 2022 г.
- ^ Брюс Джонстон (15 июня 2001 г.). «Колизей 'построен на добычу из разграбления Иерусалимского храма' » . Телеграф . Архивировано из оригинала 11 января 2022 г.
- ^ Альфёлди, Геза (1995). «Архитектурная надпись из Колизея». Журнал папирологии и эпиграфики . 109 : 195–226. JSTOR 20189648 .
- ^ Иосиф Флавий ( Еврейская война 6.6.3. Архивировано 30 августа 2023 г. в Wayback Machine ). Цитата: "...Итак он (Тит) приказал воинам и сжечь, и разграбить город; которые в тот день действительно ничего не сделали; но на следующий день они подожгли хранилище архивов, Акру, дом совета и место, называемое Офлас, при этом пожар дошел до дворца царицы Елены, находившегося посреди Акры; сгорели также переулки, как и те дома, которые были полны людей; трупов тех, кто был уничтожен голодом».
- ↑ Иосиф Флавий ( Иудейская война 7.1.1.), Цитата: «Цезарь приказал теперь снести весь город и храм, но оставить стоящими столько башен, сколько были наиболее выдающимися; то есть Фазаила, и Гиппик, и Мариамма, и большая часть стены, окружавшей город с западной стороны. Эта стена была сохранена, чтобы создать лагерь для тех, кто должен был находиться в гарнизоне, так же как и башни были сохранены в порядке; чтобы продемонстрировать потомкам, что это был за город и насколько хорошо укрепленный, покоренный римской доблестью» (КОНЕЦ ЦИТАТЫ).
- ^ Бен Шахар, Меир (2015). «Когда был разрушен Второй Храм? Хронология и идеология у Иосифа Флавия и в раввинистической литературе». Журнал изучения иудаизма в персидский, эллинистический и римский период . 46 (4/5). Брилл: 562. doi : 10.1163/15700631-12340439 . JSTOR 24667712 .
- ^ Мидраш Рабба ( Эйха Рабба 1:32)
- ^ «Христианский взгляд на будущий Храм – мнение» . «Джерузалем пост» – христианский мир . Архивировано из оригинала 07 августа 2022 г. Проверено 24 июля 2022 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сион, Илан Бен. «Древний «предупреждающий» камень на Храмовой горе — это «самая близкая вещь, которая у нас есть к Храму» » . Таймс Израиля . Архивировано из оригинала 30 августа 2023 г. Проверено 16 октября 2022 г.
- ^ Тиссен, Мэтью (2011). Оспаривание обращения: генеалогия, обрезание и идентичность в древнем иудаизме и христианстве . Издательство Оксфордского университета. стр. 87–110. ISBN 9780199914456 .
- ^ « К месту трубного…», надпись на иврите на парапете Храмовой горы» . Иерусалим: Музей Израиля . Архивировано из оригинала 30 августа 2023 года . Проверено 24 июля 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мазар, Эйлат (2002). Полное руководство по раскопкам Храмовой горы . Иерусалим: Академические исследования и публикации Шохама. стр. 55–57. ISBN 978-965-90299-1-4 .
- ^ «Убранный с Храмовой горы мусор вызвал споры» . «Джерузалем Пост» | Jpost.com . Архивировано из оригинала 4 октября 2022 г. Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Гаффни, Шон (24 сентября 2007 г.). «Найден карьер Храма Ирода» . США сегодня.com . Архивировано из оригинала 9 августа 2010 г. Проверено 31 августа 2013 г.
- ^ «Восстановлен пол Второго Храма» . Гаарец . Архивировано из оригинала 16 мая 2022 года . Проверено 13 октября 2019 г.
- ^ Кершнер, Изабель (8 декабря 2015 г.). «Резная каменная глыба опровергает представления о древнем иудаизме» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 6 мая 2020 года . Проверено 9 декабря 2015 г.
Дальнейшее чтение
- Граббе, Лестер. 2008. История евреев и иудаизма в период Второго Храма . 2 тома. Нью-Йорк: T&T Кларк.
- Никельсбург, Джордж. 2005. Еврейская литература между Библией и Мишной: историческое и литературное введение . 2-е изд. Миннеаполис, Миннесота: Крепость.
- Шиффман, Лоуренс, изд. 1998. Тексты и традиции: источник для чтения по изучению Второго Храма и раввинистического иудаизма . Хобокен, Нью-Джерси: KTAV.
- Стоун, Майкл, изд. 1984. Литература еврейского народа в период Второго Храма и Талмуда . 2 тома. Филадельфия, Пенсильвания: Крепость.
Внешние ссылки
- Второй Храм и эпоха Талмуда. Архивировано 24 февраля 2021 г. в Wayback Machine. Ресурсный центр еврейской истории, проект Центра исследований еврейской истории Динур, Еврейский университет в Иерусалиме.
- Еврейская энциклопедия : Храм Ирода
- Еврейская энциклопедия : Храм, Второй
- 4 Енох: Интернет-энциклопедия иудаизма Второго Храма
- PBS Frontline : Храмовая культура
- Картинная галерея модели храма
- Второй Храм
- 1871 археологические открытия
- Религиозные здания и сооружения I века до н.э.
- Разрушения I века
- 515 г. до н.э.
- Заведения VI века до нашей эры
- Религиозные здания и сооружения VI века до н.э.
- 70 закрытий
- Застой 70-х годов в Римской империи
- Древние еврейские места паломничества
- Древняя еврейско-греческая история
- Древняя еврейская персидская история
- Здания и сооружения, снесенные в I веке.
- Классические достопримечательности Иерусалима
- Кир Великий
- Дарий Великий
- Разрушенные храмы
- Эзра – Неемия
- Ирод Великий
- Маккавейское восстание
- Еврейская персидская и иранская история
- Евреи и иудаизм в Римской республике и Римской империи.
- Религия в древнем Израиле и Иудее
- Скиния и храмы в Иерусалиме