Ханукальный куст
![]() | Эта статья содержит неприятные слова : расплывчатые формулировки, которые часто сопровождают предвзятую или непроверяемую информацию . ( ноябрь 2016 г. ) |
![]() | Эта статья может сбивать с толку или быть непонятной читателям . ( Ноябрь 2016 г. ) |

Ханукальный куст — это куст или дерево , настоящее или искусственное, которое некоторые еврейские семьи в Северной Америке выставляют в своих домах на время Хануки . По сути, это может быть рождественская елка с украшениями на еврейскую тематику. Это связано с Крисмуккой . [ 1 ] [ 2 ]
Упражняться
[ редактировать ]Обычай Ханукального куста [ 3 ] является яблоком раздора между теми евреями, которые видят в нем, особенно в его проявлениях, напоминающих «менору», явно еврейский значок растения; и тех евреев, которые считают ее ассимиляционистской вариацией рождественской елки, особенно когда она неотличима от последней. Последняя группа обеспокоена евреями, которые, похоже, постепенно отходят от еврейских богословских традиций к христианским . [ нужна ссылка ]
, отмечаемая в Северной Америке, Ханука часто объединяет некоторые светские рождественские обычаи. Одним из таких является Рождественская елка. Не все евреи воспринимают рождественские елки одинаково. Анита Диамант утверждает: «Когда [еврей] смотрит на рождественскую елку, он или она, возможно, видят две тысячи лет жестоких преследований христиан со стороны евреев». [ 4 ]
не одобряют ханукальные кусты Сегодня большинство раввинов . [ 5 ] но некоторые раввины-реформисты, реконструктивисты и более либеральные консервативные раввины не возражают даже против рождественских елок. Отвечая на вопрос «Можно ли еврейской семье иметь рождественскую елку», раввин Рон Айзекс писал в 2003 году: [ 6 ]
Сегодня мне ясно, что елка стала светским символом американского коммерческого рождественского праздника, а не рождения Иисуса. Итак, иметь его или нет, зависит от характера и суждений каждой отдельной семьи. Конечно, есть еврейские семьи, которые считают, что могут иметь в доме елку, не принимая при этом христианский элемент праздника.
Приведенные выше комментарии отражают историю Ханукального куста, но современное использование как этой фразы, так и самого обычая больше похоже на шутку : не так уж важно как обычай сам по себе (хотя многие до сих пор это делают), но забавно отметить, когда неевреи спрашивают, есть ли он у вас. Похожая рождественская шутка среди американских евреев - это обычаи есть в китайском ресторане на Рождество или одинокие евреи, отправляющиеся на вечеринку «Бал мацы» в канун Рождества.
Анекдоты
[ редактировать ]В своей книге «Кошерное Рождество: пора быть евреем» (Университет Рутгерса, 2012) автор раввин Джошуа Эли Плаут цитирует, пожалуй, первое упоминание термина «Ханукальный куст» . Генриетта Сольд в газете «Еврейский вестник» от 10 января 1879 года спросила: «Зачем нам перенимать рождественскую елку, нелепо названную кустом Ханукки?» Плаут много пишет о том, как евреи в Америке принесли секуляризованную версию Рождества в свои дома и помогли в общественной сфере сформировать представления в СМИ и развлечениях в аналогичном ключе.
В 1959 году на шоу Эда Салливана актриса Гертруда Берг рассказала, как ее отец заменил рождественскую елку «ханукальным кустом». [ 7 ]
Динамику другой семьи описывает Эдвард Коэн: [ 8 ] в мемуарах о еврейской жизни в Миссисипи 1950-х годов:
Я вспомнил тот год, когда попросил у матери рождественскую елку. Это казалось забавным и безобидным занятием. ... Моя мать сначала терпеливо отказалась. ... У нас была Ханука, небольшой военный праздник, который на протяжении многих лет под общим давлением тысяч еврейских детей превратился в замену Рождеству. ... Но мне хотелось дерево. Наконец разозлившись, она сказала, что это должно быть в моей комнате с закрытой дверью, потому что у нее в окне не будет рождественской елки. Для нее было характерно то, что она не придерживалась более легкого подхода, как некоторые еврейские родители, которые без санкции раввинов покупали маленькие приземистые рождественские елки и переименовывали их в ханукальные кусты. ставили звезду Давида Наверху и для разнообразия вешали фигурки воинов Маккавеев и нескольких нелепых Дедов Морозов. Для моей матери это было не чем иным, как агрономической уловкой.
Фраза «Ханукальный куст» не используется всерьез. Обычно это воспринимается как тонкий словесный притворство, стенографическое напоминание о том, что «у нас есть украшенная елка к праздникам, но мы не празднуем Рождество». Питер В. Уильямс пишет: [ 9 ]
Некоторые евреи, стремящиеся приблизиться к обычаям язычников ... и с твердой иронией добавляют "Ханукальный куст" или заменитель рождественской елки, и даже устраивают визиты " Ханукального Гарри " или "Дяди Макса, ханукального человека" аналог известной рождественской фигуры.
Это часто имеет оттенок шутливого извинения или оправдания, особенно перед другими евреями, за то, что их поймали на соблюдении обычая, который приятен, но не совсем уместен. Так, мы читаем в романе: [ 10 ]
Луис был настолько неортодоксальным, что однажды вечером я поймал его на покупке рождественской елки. ... Луис пытался представить это как ханукальный куст».
— Ты его вычитал?
«Конечно. Когда мы несли его домой. Я был беспощаден».
Детская книга Сьюзан Сассман 1983 года « Нет такой вещи, как Ханукка Буш», Сэнди Гольдштейн, [ 11 ] исследует трудности, которые испытывают не только еврейские семьи в преимущественно христианском обществе, но и иногда более острую напряженность между еврейскими семьями, у которых есть и нет праздничных елок. По сюжету мудрый дедушка разрешает ситуацию, взяв Робина, нищего ребенка, на рождественскую вечеринку, устроенную главой его профсоюза, — вечеринку, которую он помог организовать. Таким образом, книга проводит различие между совместным проведением рождественских праздников (что одобряется) и их соблюдением (что подвергается сомнению). Заключительная мысль Робин заключается в том, что, возможно, ее подруге «нужен был куст Ханукки», потому что ей не хватало «друзей, которые поделились бы с вами». Телевизионная адаптация книги получила премию «Эмми» в 1998 году.
Последний куплет новой рождественской песни Wild Man Fischer «I'm A Christmas Tree» посвящен кусту Ханукки, когда Фишер поет «I'm a Chanukah Bush», к удивлению своего партнера по дуэту Барри «Доктор Дементо» Хансена. , который тут же поправляется (Хансен начал петь «Я - рождественская елка»), а затем куплет заканчивается: «У меня есть... я имею в виду, я очень похож на... ЕВРЕЙСКУЮ РОЖДЕСТВЕНСКУЮ ЕЛКУ». ВАУ! Но я нет».
за декабрь 1974 года. New York Times Рекламное объявление [ 12 ] Компания Saks Fifth Avenue предлагает множество праздничных товаров, в том числе орнамент «счастливый бублик», «нарисованный и законсервированный шеллаком, готовый повесить на рождественскую елку, ханукальный куст или на шею, 3,50».
В споре 1981 года по поводу вертепа в столице Южной Дакоты второстепенным вопросом была рождественская елка, украшенная семнадцатью звездами Давида . Звезды сделали ученики школы Пьера Индиана. Губернатор Уильям Дж. Джанклоу сказал, что это дерево не было тем «ханукальным кустом», о котором он в шутку говорил. Звезды были перераспределены среди других рождественских елок на выставке, чтобы не оскорбить некоторых евреев, подразумевая, что государство поддерживает ханукальные кусты. [ 13 ]
Очевидно, что ханукальный куст не будет иметь украшений, имеющих явные христианские ассоциации (например, орнамент с изображением волхвов ) . Однако это не является заметным упущением, поскольку большинство традиционных елочных украшений в США , таких как цветные шары и мишура, не вызывают таких ассоциаций, поскольку даже некоторые интернет-магазины искусственных елок продают искусственные кусты для Хануки. [ 14 ] и топперы для деревьев со звездой Давида.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Как украсить Рождеству — Ханука Буш» . Лонни . 9 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Гринберг, Эмануэлла; Зданович, Кристина (14 декабря 2012 г.). «Празднование Рождеству: чулки Шалом и кусты Хануки» . CNN Digital .
- ^ Джалси, миссис (29 октября 2022 г.). «Ханука» .
- ^ Диамант, Анита (1998). Выбор еврейской жизни: руководство для людей, обращающихся в иудаизм, а также для их семьи и друзей . Шокенские книги. ISBN 978-0-8052-1095-8 .
- ^ Диамант (1998): «Раввины решительно и практически единодушно считают, что в еврейском доме нет места рождественским празднованиям». Но это может показаться преувеличением, см. Isaacs (2003).
- ^ Рон Айзекс (2003). Спросите раввина: кто, что, когда, где, почему и как быть евреем . Джосси-Басс. ISBN 0-7879-6784-Х .
- ^ Барретт, Грант (17 ноября 2005 г.). «Ханукальный куст» . Путь со словами .
- ^ Эдвард Коэн (2002). Внук разносчика: взросление еврея в Миссисипи . Дельта. ISBN 0-385-33591-1 .
- ^ Питер В. Уильямс (2001). Религии Америки: от их истоков до XXI века . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-252-06682-0 .
- ^ Кэрол О'Коннелл (1995). Оракул Мэллори . Юпитер. ISBN 0-515-11647-5 .
- ^ Сьюзан Сассман; илл. Чарльз Робинсон (1983). Ханукки Буша не бывает, Сэнди Гольдштейн . Альберт Уитмен и компания. ISBN 0-8075-7862-2 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) ; 48 стр., уровень чтения — 4–8 лет. - ^ «Нью-Йорк Таймс» , стр. 23, 6 декабря 1974 г.
{{citation}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ «Вертеп в Капитолии вызвал протест за права Южной Дакоты» . Нью-Йорк Таймс . 1 декабря 1981 г. с. А17.
- ^ «Искусственный Ханукальный куст» . Treetopia.com . Архивировано из оригинала 10 декабря 2008 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Ханукальным кустом , на Викискладе?