Битва при Эммаусе
Битва при Эммаусе | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть восстания Маккавеев | |||||||
Мина Антиоха IV. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Маккавеи | Империя Селевкидов | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Иуда Маккавей | Горгий , Никанор и Птолемей, сын Доримена. | ||||||
Сила | |||||||
3,000 | Неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный | Неизвестно (см. #Анализ ) |
Битва при Эммаусе произошла около сентября 165 г. до н.э. во время восстания Маккавеев между иудейскими повстанцами во главе с Иудой Маккавеем (Иудой Маккавеем) и экспедицией сил Империи Селевкидов под командованием генералов Горгия , Птолемея, сына Доримена, и Никанора возле Эммауса . Битву выиграли повстанцы Маккавеи, которые выступили ночью и застали врасплох лагерь Селевкидов, пока многие солдаты отсутствовали. Победившие Маккавеи разграбили греческий лагерь в поисках ценностей и, вероятно, оружия, которое могло бы помочь в дальнейшем их деле.
Первоисточники
[ редактировать ]Битва при Эммаусе записана в книгах 1 Маккавеев ( 1 Маккавеев 3:38–4:25 ), 2 Маккавеев ( 2 Маккавеев 8:8–8:36 ) и » Иосифа Флавия «Иудейские древности в книге 12 . В общем, рассказ в 1-й книге Маккавеев дает более подробное описание битвы и повстанческой армии, а автор, возможно, даже был личным очевидцем битвы. Описание во 2-й книге «Маккавеев» дает более точное изображение сил и командиров Селевкидов, но описание битвы больше сосредоточено на моральных уроках и подчеркивает праведность Иуды и дела Маккавеев. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]К концу лета 165 г. до н. э. царь Антиох IV Эпифан собрал войска из западной части своей империи, чтобы отправиться в экспедицию в восточные сатрапии в Вавилонии и Персии. Там он намеревался остаться на некоторое время, заменить или сразиться с мятежными правителями, удержать растущую Парфянскую империю от вторжения и восстановить приток налогов в столицу. [ 2 ] Он оставил Лисия регентом в столице Селевкидов Антиохии и оставил его воспитывать своего маленького сына, будущего Антиоха V.
В то время Иерусалимом все еще управляли дружественные Селевкидам евреи-эллинисты и первосвященник Менелай. Возможно, по просьбе Менелая Лисий направил отряд во главе с Птолемеем, сыном Доримена ( стратегом Келе Сирии и Финикии ), чтобы помочь правящей фракции евреев-эллинистов и победить сельских повстанцев во главе с Иудой. Птолемея сопровождали военачальники Горгий и Никанор. 2 Маккавеи также предполагают, что Никанор, один из полководцев Селевкидов, намеревался собрать деньги, используя армию для порабощения евреев, а затем продать их и погасить долг в 2000 талантов, который Селевкиды были должны Римской республике. [ 3 ]
Боевой
[ редактировать ]Селевкиды основали свой базовый лагерь в городе Эммаусе . Эммаус находится на восточной окраине долины Аялон и вдоль западной границы Иудеи; Это место с легким доступом к многочисленным маршрутам, ведущим к Иудейским холмам, и хорошей водой, что делает его отличной базой для проецирования энергии. Сам Эммаус был в основном равнинным, что позволяло использовать кавалерию и лишало повстанцев каких-либо преимуществ на холмистой местности. Лагерь Иуды Маккавея находился в городе Мицпа , к северу от Иерусалима . Горгий планировал атаковать скопление войск Иуды после того, как получил о них известие; Иуда, возможно, намеренно гарантировал, что слухи о его местонахождении утекут, выполняя очевидные церемонии и ритуалы. Разведчики и шпионы Иуды узнали, что Горгий вел войска в поход на его лагерь и планировал застать врасплох еврейских повстанцев ночной атакой. Иуда также, возможно, намеренно урезал свою армию во время религиозной церемонии поднятия боевого духа в Мицпе. Использование критериев из Книги Второзакония , он приказал части своих войск бежать: если они были обручены например, . Некоторые ученые считают, что это утверждение антиисторично и добавлено для подтверждения правоты дела; другие считают, что этот отрывок является историческим, и подозревают, что Иуда намеренно отдавал предпочтение скорости небольшого отряда и использовал библейские критерии того, кого исключать, как способ укрепить боевой дух. [ 4 ] Во 2-й книге Маккавеев говорится, что общая численность еврейских войск составляла 6000 человек, а в 1-й книге Маккавеев указывается, что наступление действительно продолжили 3000 солдат. [ 1 ]
Иуда покинул лагерь в Мицпе и повел свои войска в Эммаус, чтобы атаковать оставшийся там базовый лагерь экспедиции. Выбор времени для такого маневра был бы строгим: Маккавеям потребовалась бы превосходная и быстрая разведка, такая как сигнальные огни или всадники, и они должны были уйти только с наступлением темноты, чтобы такая тактика сработала, и выбрать другую дорогу, чем выбрал Горгий. . Горгий нашел лагерь в Мицпе пустым и заброшенным и, полагая, что армия повстанцев бежала, начал их поиски в окрестностях. [ 5 ]
Войска повстанцев, которые на самом деле продвинулись вперед, на рассвете наткнулись на неподготовленный лагерь Селевкидов в Эммаусе. Войска Иуды насчитывали около 3000 человек, отправившихся с ним в ночной марш, и состояли из легкой пехоты, вооруженной мечами и щитами, возможно, сражавшейся аналогично пельтастам той эпохи. Селевкиды укрепили свой лагерь, возможно, частоколом , и поставили конных разведчиков, чтобы хоть как-то предупредить о нападении. Однако многие солдаты вместе с Горгием отсутствовали, а другие все еще спали или были не готовы. Трубя в трубы для запугивания и поднятия боевого духа, еврейские повстанцы атаковали и заставили застигнутый врасплох лагерь отступить на юго-запад, в сторону Идумеи . [ 6 ]
Горгий вернулся в Эммаус и обнаружил, что его лагерь разрушен. Маккавеи зажгли костры, возможно, чтобы скрыть свою численность и отговорить силы Горгия присоединиться к битве. Горгий не дал боя после разрушения своей базы, а ушел на прибрежные равнины. Маккавеи разграбили лагерь, забрав золото и серебро. Хотя это и не зафиксировано напрямую в первоисточниках, они, по-видимому, также взяли брошенное оружие Селевкидов: повстанцам хотелось лучшего снаряжения, и сообщается, что повстанцы действительно имели лучшее снаряжение в более поздних битвах восстания. [ 7 ]
Исход битвы был весьма влиятельным. Два предыдущих столкновения, зафиксированные против Аполлония и Серона , по-видимому, происходили против небольших отрядов. Этой победой Маккавеи доказали, что они могут бросить вызов большему количеству войск Селевкидов и могут разрабатывать сложные планы и тактические уловки. В этот период существовало множество восстаний, но большинство из них было быстро подавлено; Стойкость Маккавеев помогла добиться окончательной независимости Хасмонейского царства . [ 8 ]
Анализ
[ редактировать ]1 «Маккавеи» обычно считаются заслуживающими доверия в описании самой битвы. Однако ученые придирались к другим аспектам изображения битвы. Как и в большинстве сражений Маккавейского восстания, обычно считается, что повстанцы и авторы 1 и 2 Маккавеев дали преувеличенные оценки численности сил Селевкидов. Победа над более крупными армиями создавала более впечатляющие истории, поднимающие боевой дух. В Первой Маккавейской книге утверждается, что отряд Горгия, отколовшийся от лагеря, состоял из 5000 солдат, 1000 кавалеристов и союзных евреев-эллинистов из Акры в качестве проводников в его экспедиции по нападению на Иуду, однако это было бы слишком громоздко для внезапного нападения, которое должно было пройти через узкий подъем Бет-Орон , а у Селевкидов было, возможно, всего 5000 кавалеристов на всю западную половину своей империи. В некоторых более поздних рукописях Первой Маккавейской книги добавлено, что повстанческим войскам не хватало в битве «шлемов, пращей, камней и доспехов»; это считается вероятным блеск неизвестного писца, копирующего материал, и вряд ли исторический. [ 5 ] Сообщенные цифры потерь Селевкидов также считаются невероятно высокими: 3000 побежденных по данным 1 Маккавеев и 9000 по данным 2 Маккавеев. [ 9 ]
Речи и молитвы Иуды в Первой книге Маккавеев лучше всего рассматривать как свободные сочинения историка, а не как настоящие транскрипции, в стиле эллинистических историков, которые по сути изобретали или переписывали такие диалоги, чтобы они были более литературными. [ 10 ] В битве при Эммаусе речь Иуды не имеет смысла в контексте: 1 Маккавеи заставляют его произнести речь непосредственно перед тем, как повстанцы атакуют базовый лагерь. Однако во время внезапного нападения время имеет решающее значение; каждая минута задержки после того, как их заметили, дает защитникам больше времени, чтобы встать, одеться в броню и занять частокол. Если бы Иуда произнес какие-либо речи или особые наставления, они произошли бы во время церемонии, состоявшейся в Мицпе, днем ранее. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бар-Кохва 1989, с.219–221.
- ^ Бар-Кохва 1989, стр.230–233; стр. 466–469
- ^ Бар-Кохва 1989, стр.240–246.
- ^ Бар-Кохва 1989, стр.247–258.
- ^ Jump up to: а б Бар-Кохва 1989, с.258–262.
- ^ Jump up to: а б Бар-Кохва 1989, с.263–272.
- ^ Бар-Кохва 1989, стр.273–274.
- ^ Вейр, Уильям (2004). 50 битв, изменивших мир: конфликты, больше всего повлиявшие на ход истории . Сэвидж, Мэриленд: Barnes and Noble Books. ISBN 0-7607-6609-6 .
- ^ Бар-Кохва 1989, стр. 271.
- ^ Харрингтон, Дэниел Дж. (2009) [1988]. Маккавейское восстание: анатомия библейской революции . Юджин, Орегон: Wipf and Stock. п. 126. ИСБН 978-1-60899-113-6 .
Библиография
[ редактировать ]- Бар-Кохва, Бецалель (1989). Иуда Маккавей: Борьба евреев против Селевкидов . Издательство Кембриджского университета. п. 219–274. ISBN 0521323525 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст « Иудейских древностей» / Книга XII в Wikisource, глава 7.
31 ° 50'21,48 "с.ш. 34 ° 59'22,05" в.д. / 31,8393000 ° с.ш. 34,9894583 ° в.д.