Битва при Бет-Ороне (166 г. до н.э.)
Битва при Бет-Хороне | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть восстания Маккавеев | |||||||
Мина Антиоха IV. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Иудейские повстанцы | Селевкидская армия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Иуда Маккавей | Серон | ||||||
Сила | |||||||
«Маленькая компания» | «Множество» | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный | 800 |
Битва при Бет-Ороне или Битва с Сероном произошла в какой-то момент между весной 166 г. до н.э. по весну 165 г. до н.э. во время восстания Маккавеев между иудейскими повстанцами во главе с Иудой Маккавеем (Иудой Маккавеем) и армией Империи Селевкидов под командованием Серона. командующий сирийской армией . Беф-Орон, или Бефорон , был стратегическим горным перевалом, ведущим от прибрежной равнины к Иудейской горной стране. Используя тактику партизанской войны , повстанцы Маккавеи устроили засаду на проходящие силы Селевкидов с перевала, преследуя застигнутые врасплох и бегущие остатки на равнину.
Еврейская армия ранее выиграла битву при восхождении на Лебону против селевкидского генерала Аполлония. Вскоре против Маккавеев была послана другая сила, что привело к битве при Эммаусе .
Первоисточники
[ редактировать ]Единственная запись о битве того времени находится в Первой книге Маккавеев . Согласно этому:
Когда Серон, командующий сирийской армией, услышал, что Иуда собрал большое войско, включая группу верных воинов, которые остались с ним и вышли на битву, он сказал: «Я сделаю себе имя и завоюю честь в королевство. Я поведу войну с Иудой и его товарищами, которые пренебрегают царским повелением». И снова с ним пошла на помощь сильная армия безбожников, чтобы отомстить израильтянам.
Когда он приблизился к восхождению на Беф-Орон, Иуда вышел ему навстречу с небольшим отрядом. Но когда они увидели войско, идущее навстречу им, они сказали Иуде: «Как можем мы, столь немногие, сражаться против такого большого и такого сильного множества?» И мы теряем сознание, потому что сегодня ничего не ели». Иуда ответил: «Легко многим быть окруженными немногими, ибо в глазах Небес нет разницы между спасением многими или немногими». Не от численности войска зависит победа в бою, а сила приходит с Неба. Они выступают против нас с великой наглостью и беззаконием, чтобы погубить нас, наших жен и наших детей и ограбить нас; но мы боремся за нашу жизнь и наши законы. Он Сам сокрушит их перед нами; что касается тебя, то не бойся их».
Когда он закончил говорить, он внезапно бросился на Серона и его армию, и они были сокрушены перед ним. Они преследовали их по спуску Беф-Орона до равнины; восемьсот из них пали, а остальные бежали в землю Филистимскую. Тогда Иуда и братья его стали бояться, и ужас напал на язычников вокруг них. Слава о нем дошла до царя, и язычники говорили о битвах Иуды.
- 1 Маккавеев 3:13-26 (NRSV) [ 1 ]
Историк Иосиф Флавий кратко упоминает битву в «Иудейских древностях» , но, по-видимому, в значительной степени является перефразированием версии Первой Маккавейской книги. [ 2 ] Рассказ Иосифа Флавия отличается тем, что он утверждает, что Серон был убит на месте, а также называет его генералом ( стратегом ), а не полководцем. Историк Безалель Бар-Кохва считает, что Иосиф Флавий неверно истолковал Первую книгу Маккавеев по поводу судьбы Серона; 1 Маккавеи говорят, что Серон был «побежден» в том смысле, что его армия проиграла битву, но он предположил, что Иосиф Флавий прочитал это более буквально как «побежденный Серон», как «убитый». [ 2 ]
Анализ
[ редактировать ]Перевал Бет-Хорон в то время был исключительно узким; согласно легенде бараиты : «Два верблюда поднялись на вершину Бет-Хорон и встретились друг с другом. Если бы оба поднимались вместе, оба упали бы; если один за другим, они оба поднялись бы». [ 3 ] Тем не менее, в то время он все еще был частью главной дороги, ведущей из Иерусалима на запад, поскольку другие маршруты сопряжены с еще большими трудностями. Это делает его вероятным местом, где небольшие силы могут нанести серьезный ущерб, поскольку координация застигнутой врасплох процессии будет затруднена, а превосходящая численность не будет иметь большого значения. [ 2 ]
Речи и молитвы Иуды в Первой книге Маккавеев лучше всего рассматривать как свободные сочинения историка, а не как настоящие транскрипции, в стиле эллинистических историков, которые по сути изобретали или переписывали такие диалоги, чтобы они были более литературными. [ 4 ] Речь, описанная перед этим боем, не особенно подходит к ситуации подготовки засады. [ 2 ] На узкой местности горного подъема засада в любом случае будет лучше работать с небольшими силами и с меньшим риском быть обнаруженной; это было бы частью плана, а не зловещим знаком, указывающим на то, что для победы в битве необходима божественная милость. [ 2 ]
В Первой книге Маккавеев иногда используются архаичные формулировки, чтобы представить деяния Хасмонеев сходными или эквивалентными деяниям более ранних героев еврейского Писания. Побежденные силы Селевкидов отступают в «землю филистимлян » , но филистимляне уже не были государством в эллинистическую эпоху. Скорее, это поэтическая отсылка к епархии Паралии на прибрежной равнине Иудеи к западу от Беф-Орона, в которой в ту эпоху проживало только еврейское меньшинство и которая была дружественна грекам. [ 2 ] [ 5 ]
Точная дата битвы неизвестна, но, скорее всего, это период между 166–165 годами до нашей эры. Смерть Маттафия зарегистрирована как произошедшая в 146-м году древнемакедонского календаря, используемого в Вавилоне и Иудее, что эквивалентно периоду с весны 166 г. до н.э. по весну 165 г. до н.э. по григорианскому календарю , и структура повествования подразумевает, что К моменту битвы с Сероном Маттафия был уже мертв. [ 6 ]
Бар-Кохва подозревает, что автор Первой Маккавейской книги не был очевидцем этой битвы, хотя смог взять интервью у того, кто был. Он считает, что описание в целом верно, хотя автор преувеличил количество вражеских солдат, а также звание Серона в армии, чтобы победа казалась более впечатляющей. На этой ранней стадии восстания более вероятно, что Маккавеи устроили засаду на меньший отряд солдат, а не атаковали огромную армию. Утверждение, что «террор» постиг язычников в их окрестностях в результате победы над Сероном, кажется несколько преувеличенным; более поздние события в тексте покажут, что они не настолько боялись, чтобы избежать вражды с Маккавеями. Нееврейские идумеяне, самаритяне и греческие жители прибрежных городов продолжали доставлять Маккавеям немало неприятностей по мере продолжения Маккавейского восстания, вынуждая Иуду и его армию защищать евреев в отдаленных районах и сопровождать их в Иудею. в качестве беженцев во время кампании 163 г. до н.э. [ 2 ]
О Сероне ничего не известно, кроме его имени и того, что он командовал армией. Имя «Серон», возможно, имеет фракийское происхождение, но предполагаемый перевод Первой книги Маккавеев с еврейского на греческий мог исказить это слово. [ 7 ] Личность «безбожника» [ примечание 1 ] союзники Серона тоже не совсем ясны; возможные варианты включают враждебных евреям самаритян или аммонитян , фракийских наемников, подобных самому Серону (если он действительно был фракийцем), и эллинизированных евреев, которые были завербованы в качестве солдат правительством Селевкидов. [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Койне греческий : ἀσεβῶν . На оригинальном иврите могли быть «грешники» или «преступники», а также другие варианты. [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ 1 Маккавеи 3: 13–26.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Бар-Кохва, Бецалель (1989). Иуда Маккавей: Борьба евреев против Селевкидов . Издательство Кембриджского университета. п. 207–220. ISBN 0521323525 .
- ^ Бар-Кохва 1989, с. 212. Бар-Кохва цитирует ВТ Синедрион 32б.
- ^ Харрингтон, Дэниел Дж. (2009) [1988]. Маккавейское восстание: анатомия библейской революции . Юджин, Орегон: Wipf and Stock. п. 126. ИСБН 978-1-60899-113-6 .
- ^ Харрингтон, Дэниел Дж. (2012). Первая и Вторая Маккавеи . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-2846-1 .
- ^ Бар-Кохва 1989, стр. 472.
- ^ Бар-Кохва 1989, стр. 133.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полный текст « Иудейских древностей» / Книга XII в Wikisource, глава 7.
- Иисус Навин 10:10–11 , гораздо более ранняя битва, выигранная Иисусом Навином у горного перевала Беф-Орон.