Битва при Бет-Цуре
Битва при Бет-Цуре | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть восстания Маккавеев | |||||||
![]() Руины Бет-Цура, начало 20 века. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Маккавейские повстанцы | Империя Селевкидов | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Иуда Маккавей | Лисий | ||||||
Сила | |||||||
10,000 | Неизвестно (см. #Анализ ) | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный | Неизвестно (см. #Анализ ) |
Битва при Бет-Цуре произошла между Маккавеями во главе с Иудой Маккавеем (Иудой Маккавеем) и греческой армией Селевкидов во главе с регентом Лисием в октябре 164 г. до н. э. в Бет-Цуре . Согласно книгам Маккавеев, битву выиграли восставшие, хотя насколько значимой была эта победа на самом деле, оспаривается; возможно, результат битвы был безрезультатным. Благодаря удаче для повстанцев, дни после битвы, вероятно, совпали с известием о смерти селевкидского царя Антиоха IV Эпифана , достигшим Иудеи; вместо того, чтобы продолжать кампанию, армия Селевкидов и Лисий вернулись в столицу, чтобы осуществить смену руководства. Маккавеям удалось захватить Иерусалим Вскоре .
Первоисточники
[ редактировать ]Битва при Беф-Цуре записана в книгах 1 Маккавеев ( 1 Маккавеев 4:26–35 ), 2 Маккавеев ( 2 Маккавеев 11:1–15 ) и в книге Иосифа Флавия « Иудейские древности» , книга 12, глава 7. Главный пункт разногласий - время: согласно Первой Маккавеям, Лисий инициировал экспедицию, потерпел поражение при Бет-Цуре, Иерусалим был взят, Второй Храм был очищен, Лисий совершает вторую экспедицию около 162 г. до н.э., а Бет-Цур снова осаждается Селевкиды во второй экспедиции. В отличие от 1 Маккавеев, 2 Маккавеев указывают на экспедицию Лисия и битву при Бет-Цуре, произошедшую после взятия Иерусалима и очищения Храма ; это заставило некоторых ученых, таких как Дэниел Р. Шварц, поверить, что Лисий совершил только одну экспедицию в Иудею, а не в 1 Маккавейской книге о двух экспедициях, разделенных двумя годами. [ 1 ] [ 2 ] Тем не менее, по умолчанию многие историки восстания предпочитали версию событий Первой Маккавейской книги, поскольку автор писал ближе по времени к событиям и, по-видимому, был очевидцем, по крайней мере, части восстания; кроме того, некоторые документы, воспроизведенные во 2-й Маккавейской книге, похоже, подтверждают хронологию 1-й Маккавейской книги, как и Книга Даниила . [ 3 ]
Иосиф Флавий во многом повторяет Первую книгу Маккавеев, свой основной источник, но добавляет, что Маккавеи столкнулись только с передовыми войсками Селевкидов, что является разумным и правдоподобным дополнением. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]К концу лета 165 г. до н. э. царь Антиох IV Эпифан собрал войска из западной части своей империи, чтобы отправиться в экспедицию в восточные сатрапии в Вавилонии и Персии. Там он намеревался остаться на некоторое время, заменить или сразиться с мятежными правителями, удержать растущую Парфянскую империю от вторжения и восстановить приток налогов в столицу. [ 4 ] Он оставил Лисия регентом в столице Селевкидов Антиохии и оставил его воспитывать своего маленького сына, будущего Антиоха V. Однако экспедиция Селевкидов в Иудею была отражена в 165 г. до н. э., после того как Маккавеи выиграли битву при Эммаусе . Западная половина Империи Селевкидов все еще была лишена многих надежных греческих солдат из-за экспедиции Антиоха IV в восточные сатрапии, поэтому похоже, что Лисий вел переговоры с повстанцами в течение 6–9 месяцев осенью и зимой 165 г. до н.э. и в начале 164 г. до нашей эры. [ 1 ] Некоторые из документов, записанных во 2 Маккавеях, могут быть сообщениями того периода времени, поскольку Лисий предлагает ряд предложений, чтобы успокоить Маккавеев. Историк Безалель Бар-Кохва предлагает предварительные предположения о датах документа во 2 Маккавеях 11:16–21 (краткое изложение начала переговоров) и 2 Маккавеев 11:34–38 (переговоры с римлянами) как конце 165 г. до н.э., и 2 Маккавеев 11:27–33, датированные весной 164 г. до н.э., условная амнистия, предложенная по просьбе первосвященника Менелая . [ 5 ]
Однако, похоже, переговоры провалились, возможно, из-за того, что Антиох IV отверг их после того, как посланники сообщили ему о требованиях Маккавеев. Лисий собрал армию, чтобы восстановить порядок в сельской местности Иудеи. Его войска расположились лагерем в Беф-Цуре , укрепленном месте недалеко от Иерусалима. [ 5 ]
Боевой
[ редактировать ]О подробностях боя известно немного. Судя по всему, иудейские войска предприняли атаку в стиле рейда, в ходе которой повстанцы атаковали часть лагеря в драматическом столкновении, но после этого обе стороны отошли в хорошем порядке - Селевкиды соединились со своими основными силами, в то время как евреи, чтобы избежать необходимости сражаться с остальной частью армии Селевкидов. [ 6 ]
Последствия
[ редактировать ]Согласно Первой книге Маккавеев, впечатляющая победа убедила Лисия вернуться в Антиохию, чтобы пополнить свои силы после тяжелых потерь. Однако этому рассказу несколько не доверяют, поскольку он соответствует повествованию, которое хотел бы рассказать прохасмонейский источник. Более скептически настроенные историки на основании данного описания подозревают, что битва была безрезультатной. Победа при Бет-Цуре, возможно, была бы незначительной стычкой, если бы Лисий смог продолжить свою кампанию, но он этого не сделал. Смерть Антиоха IV потребовала, чтобы Лисий, ныне регент всей империи, находился в столице Антиохии с как можно большим количеством верных ему воинских частей, чтобы предотвратить любые вызовы престолонаследия новому царю-мальчику Антиоху V Евпатору . которому было всего 9 лет. Таким образом, независимо от того, сколько потерь Маккавеи нанесли в Бет-Цуре, ему пришлось отступить и уступить поле боя повстанцам. Точно так же Маккавеи, возможно, намеренно отказались от попытки завоевать Иерусалим ранее, зная, что это вызвало бы яростную реакцию Антиоха IV. Возникшая в результате борьба за престол дала Маккавеям время установить новые «факты на местах», взяв Иерусалим, очистив Храм и дав ясно понять, что они контролируют Иудею, хотя они и не бросили вызов Иудее. Сразу же Акра со своим гарнизоном из греков и дружественных эллинистам евреев. [ 1 ]
Анализ
[ редактировать ]Историки не доверяют цифрам, данным о численности армии Селевкидов в Первой и Второй Маккавейских войнах, как неправдоподобно большим. 1-я Маккавеи утверждает, что у Селевкидов было 60 000 пехоты и 5000 всадников, а 2-я Маккавеи утверждает, что это было 80 000 пехоты и «вся» их конница; эти цифры, по-видимому, превышают имеющиеся войска даже во время нереальной массовой мобилизации всех войск в западной половине Империи Селевкидов, даже если игнорировать тот факт, что многие войска были отправлены на восток вместе с Антиохом IV. Армия такого размера также была бы кошмаром для снабжения на склонах Иудейских холмов. [ 1 ] Тем не менее, поскольку регентом был Лисий, силы Селевкидов, несомненно, были довольно большими и, вероятно, больше, чем силы, посланные во время битвы при Эммаусе годом ранее, но не в той степени, которая описана в книгах. Точно так же цифры потерь, вероятно, слишком высоки; 1 Маккавеи утверждают, что в бою пали 5000 солдат Селевкидов, а 2 Маккавеи утверждают, что пало 11 000 солдат Селевкидов. 1 Маккавеи не описывают, как армия Селевкидов развалилась при паническом отступлении, однако вероятный результат таких катастрофических потерь, если бы они действительно были причинены. [ 6 ]
Ангельский союзник Маккавеев
[ редактировать ]
Когда Маккавей и его люди узнали, что Лисий осаждает твердыни, они и весь народ с причитанием и слезами молили Господа послать доброго ангела для спасения Израиля. (...) И там, когда они были еще близ Иерусалима, предстал перед ними всадник, одетый в белое и размахивающий золотым оружием. И все вместе прославляли милосердного Бога и укреплялись сердцем, готовые нападать не только на людей, но и на самых диких животных или на железные стены. Они шли в боевом порядке, имея своего небесного союзника, ибо Господь помиловал их.
- 2 Маккавеев 11:6, 8–10 (NRSV) [ 7 ]
Согласно 2 Маккавеям , Бог непосредственно послал ангела , вооруженного золотым оружием, на помощь Маккавеям. Поскольку в Первой Маккавейской книге не упоминается такое событие, как таинственный помощник, о котором наверняка с радостью заявил бы сторонник Хасмонеев автор книги, если бы это имело какое-либо основание, это утверждение не считается историческим. Тем не менее, впоследствии это оказалось популярным мотивом в искусстве и литературе. Он появляется в «Книге снов» Книги Еноха , главы 83-90 (Звериный Апокалипсис), где ангел одновременно присоединяется к битве и записывает событие. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Бар-Кохва 1989 , стр. 275–282.
- ^ Шварц, Дэниел Р. (2008). 2 Маккавея . Комментарии к ранней еврейской литературе. Берлин: Вальтер Де Грюйтер. стр. 30–32. ISBN 978-3-11-019118-9 .
- ^ Гольдштейн, Джонатан А. (1983). II Маккавеи Библейская серия Anchor. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. п. 60–62. ISBN 0-385-04864-5 .
- ^ Бар-Кохва 1989 , стр. 230–233, 466–469.
- ^ Jump up to: а б Бар-Кохва 1989 , стр. 517–541.
- ^ Jump up to: а б Бар-Кохва 1989 , стр. 287–290.
- ^ 2 Маккавеи 11: 6–10.
- ^ Коллинз, Джон Дж. (1998). Апокалиптическое воображение . ВМ. Б. Эрдманс Паблишинг Ко. с. 71.
Библиография
[ редактировать ]- Бар-Кохва, Бецалель (1989). Иуда Маккавей: Борьба евреев против Селевкидов . Издательство Кембриджского университета. п. 275–290. ISBN 0521323525 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Полный текст « Иудейских древностей» / Книга XII в Wikisource.