Книга Даниила
![]() | |||||
Еврейская Библия (иудаизм) | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ветхий Завет (христианство) | |||||
Библейский портал | |||||
Книга Даниила — это библейский апокалипсис, написанный во 2 веке до нашей эры и действие которого происходит в 6 веке до нашей эры. [1] В произведении описываются «деяния и видения Даниила , благородного еврея, сосланного в Вавилон »; [2] при этом он интерполирует изображение исполняющегося исторического пророчества с предсказанием будущих космических и политических потрясений. Эта эсхатология в конечном итоге подтверждает, что предыдущее избавление Богом Израиля Даниила от его врагов является прообразом его будущего избавления народа Израиля от его нынешнего угнетения. [3]
Танах включает Даниила в число кетувим , тогда как христианские библейские каноны группируют его работу вместе с Великими Пророками . [4] Он разделен на две части: набор из шести придворных историй в главах 1–6, написанных преимущественно на арамейском языке, и четырех апокалиптических видений в главах 7–12, написанных преимущественно на иврите; [5] Второканонические книги содержат три дополнительных раздела: «Молитва Азарии» и «Песнь трех святых детей» , «Сусанна » и «Вел и дракон» . [6]
Темы книги находили отклик на протяжении веков, в том числе среди сообщества свитков Мертвого моря и авторов канонических Евангелий и Книги Откровения . Со II века до наших дней религиозные движения, включая протестантскую Реформацию и более поздние милленаристские движения, находились под его глубоким влиянием. [7]

Структура [ править ]
Подразделения [ править ]
Книга Даниила разделена на придворные сказки 1–6 глав и апокалиптические видения 7–12, а также на еврейский язык глав 1 и 8–12 и арамейский язык глав 2–7. [8] [9] Разделение усиливается хиастическим расположением арамейских глав (см. ниже), а также хронологической прогрессией в главах 1–6 от вавилонского правления к мидийскому и от вавилонского правления к персидскому в главах 7–12. [10] Ученые высказывали различные предположения, объясняющие тот факт, что жанровое деление не совпадает с двумя другими, но оказывается, что языковое деление и концентрическая структура глав 2–6 являются искусственными литературными приемами, призванными связать две половины забронируйте вместе. [10] Следующий план представлен Коллинзом в его комментарии к книге Даниила: [11]
ЧАСТЬ I: Сказки (главы 1:1–6:29)
- 1: Введение (1:1–21 – действие происходит в вавилонскую эпоху, написано на иврите)
- 2: Мечта Навуходоносора о четырех царствах (2:1–49 – вавилонская эпоха; арамейский)
- 3: Огненная печь (3:1–30/3:1–23, 91–97 – вавилонская эпоха; арамейский)
- 4: Безумие Навуходоносора (3:31/98–4:34/4:1-37 – вавилонская эпоха; арамейский)
- 5: Праздник Валтасара (5:1–6:1 - вавилонская эпоха; арамейский)
- 6: Даниил во рву со львами (6:2–29 – мидийская эпоха с упоминанием Персии; арамейский)
ЧАСТЬ II: Видения (главы 7:1–12:13)
- 7: Звери морские (7:1–28 – Вавилонская эпоха: арамейский)
- 8: Баран и козел (8:1–27 – Вавилонская эпоха; иврит)
- 9: Толкование пророчества о семидесяти седьминах (9:1–27 - Мидианская эпоха; иврит)
- 10: Откровение ангела: цари севера и юга (10:1–12:13 - персидская эпоха, упоминание греческой эпохи; иврит)
Хиастическая структура в арамейском разделе [ править ]

В расположении глав арамейского раздела присутствует признанный хиазм (концентрическая литературная структура, в которой основная точка отрывка расположена в центре и обрамлена параллельными элементами с обеих сторон в стиле «ABBA»). Следующее взято из книги Пола Реддита «Введение в пророков»: [12]
- А1 (2:4б-49) – Мечта о четырех королевствах, замененных пятым.
- B1 (3:1–30) – Трое друзей Даниила в печи огненной.
- C1 (4:1–37) – Даниил истолковывает сон Навуходоносору.
- C2 (5:1–31) – Даниил истолковывает Валтасару почерк на стене.
- B2 (6:1–28) – Даниил во рву со львами
- B1 (3:1–30) – Трое друзей Даниила в печи огненной.
- А2 (7:1–28) – Видение четырех мировых царств, замененных пятым.
Содержание [ править ]
Главы Книги Даниила |
---|
![]() |
Введение в Вавилоне (глава 1) [ править ]

На третьем году правления царя Иоакима Бог позволяет Иерусалиму попасть во власть Навуходоносора II , царя Вавилона. [Примечания 1] Молодые израильтяне знатной и царской семьи, «без физических недостатков и красивые», обладающие мудростью и способные служить во дворце царя, отправляются в Вавилон для обучения литературе и языку этого народа. Среди них Даниил и трое его товарищей, которые отказываются прикасаться к царской пище и вину. Их надзиратель опасается за свою жизнь в случае, если здоровье его подопечных ухудшится, но Дэниел предлагает провести испытание, и все четверо станут здоровее, чем их коллеги, после десяти дней употребления только овощей и воды. Им разрешено и дальше воздерживаться от употребления царской пищи, а Даниилу Бог дает понимание видений и снов. Когда их обучение завершено, Навуходоносор находит их «в десять раз лучшими», чем все мудрецы, находящиеся у него на службе, и поэтому держит их при своем дворе, где Даниил остается до первого года правления царя Кира . [13] [Примечания 2]
Сон Навуходоносора о четырех царствах (глава 2) [ править ]
На втором году своего правления Навуходоносору снится сон. Проснувшись, он понимает, что во сне содержится какое-то важное послание, поэтому обращается к своим мудрецам. Опасаясь, что они могут сфабриковать объяснение, король отказывается рассказать мудрецам то, что он видел во сне. Скорее, он требует, чтобы его мудрецы рассказали ему, каково было содержание сна, а затем истолковали его. Когда мудрецы возражают, что это не под силу никому, он приговаривает всех, включая Даниила и его друзей, к смерти. Даниил получает поясняющее видение от Бога: Навуходоносор видел огромную статую с головой из золота, грудью и руками из серебра, животом и бедрами из меди, ногами из железа и ступнями из смешанного железа и глины, затем увидел статую, разрушенную скала, превратившаяся в гору, заполняющую всю землю. Даниил объясняет царю сон: статуя символизировала четыре последовательных царства, начиная с Навуходоносора, все из которых будут сокрушены Царством Божьим, которое будет существовать вечно. Навуходоносор признает верховенство бога Даниила, возвышает Даниила над всеми своими мудрецами и ставит Даниила и его товарищей над провинцией Вавилон. [14]
Огненная печь (глава 3) [ править ]
Спутники Даниила Седрах, Мисах и Авденаго отказываются поклониться золотой статуе царя Навуходоносора и бросаются в огненную печь. Навуходоносор изумлен, увидев в печи четвертую фигуру из трех, одну «с внешностью, подобной сыну богов». Итак, царь призывает троих выйти из огня, благословляет Бога Израиля и постановляет, что всякий, кто богохульствует против него, будет разорван на части. [15]
Безумие Навуходоносора (глава 4) [ править ]

Навуходоносор рассказывает сон об огромном дереве, которое внезапно срубили по приказу небесного посланника. Вызывают Дэниела, который истолковывает сон. Дерево — это сам Навуходоносор, который на семь лет потеряет рассудок и будет жить, как дикий зверь. Все это происходит до тех пор, пока в конце указанного времени Навуходоносор не признает, что «небеса правят», а его царство и здравомыслие восстановлены. [16]
Пир Валтасара (глава 5) [ править ]
Валтасар и его знать кощунственно пьют из священных еврейских храмовых сосудов, вознося хвалу неодушевленным богам, пока внезапно не появляется таинственная рука и не пишет на стене . В ужасе царь вызывает Даниила, который упрекает его в недостатке смирения перед Богом и истолковывает послание: царство Валтасара будет отдано мидянам и персам. Валтасар награждает Даниила и возводит его на третье место в царстве, и в ту же ночь Валтасар убит, и Дарий Мидянин захватывает царство. [17] [Примечания 3]
Даниил во рву со львами (глава 6) [ править ]

Дарий возводит Даниила на высокий пост, вызывая зависть других чиновников. Зная о преданности Даниила своему Богу, его враги обманом заставляют царя издать указ, запрещающий поклонение любому другому богу или человеку в течение 30-дневного периода. Даниил продолжает трижды в день молиться Богу в направлении Иерусалима; его обвиняют, и царь Дарий, вынужденный своим указом, бросает Даниила в ров со львами. Но Бог затыкает пасть львам, и на следующее утро Дарий радуется, обнаружив его невредимым. Царь бросает обвинителей Даниила в яму со львами вместе с их женами и детьми, чтобы они были мгновенно сожраны, а сам он признает Бога Даниила тем, чье царство никогда не будет разрушено. [18]
Видение зверей с моря (глава 7) [ править ]
В первый год правления Валтасара Даниилу снятся четыре чудовищных зверя, выходящих из моря. [Примечания 4] Четвертый, зверь с десятью рогами, пожирает всю землю, попирая и сокрушая ее, и появляется еще один маленький рог и вырывает с корнем три прежних рога. Ветхий днями судит и уничтожает зверя, и «подобному сыну человеческому » даруется вечное царствование над всем миром. Один из помощников Даниила объясняет, что четыре зверя символизируют четырех царей, но что «святые Всевышнего» получат вечное царство. Четвертый зверь будет четвертым царством с десятью царями и еще одним царем, который свергнет трех царей и будет вести войну со «святыми» «на время, два раза с половиной», после чего будет вынесен небесный суд. против него и «святые» получат вечное царство. [19]
Видение овна и козла (глава 8) [ править ]
На третий год Валтасара Даниилу было видение овна и козла. У барана два могучих рога, один длиннее другого, и он устремляется на запад, север и юг, побеждая всех других зверей. С запада появляется козел с единственным рогом и уничтожает барана. Козел становится очень сильным, пока рог не сломается и не будет заменен четырьмя рогами поменьше. Маленький рог, который становится очень большим, останавливает ежедневные храмовые жертвоприношения и оскверняет святилище в течение двух тысяч трехсот «вечеров и утр» (что может составлять либо 1150, либо 2300 дней), пока храм не будет очищен. Ангел Гавриил сообщает ему, что баран представляет Мидян и Персов, козел — Греции, а «небольшой рог» — злого царя. [20]
семидесяти седмин (глава Видение ) 9
В первый год Дария Мидянина Даниил размышляет над словом Иеремии о том, что запустение Иерусалима продлится семьдесят лет; он исповедует грех Израиля и умоляет Бога восстановить Израиль и «запустенное святилище» Храма. Ангел Гавриил объясняет, что семьдесят лет обозначают семьдесят «недель» лет (490 лет), в течение которых Храм сначала будет восстановлен, а затем осквернен «князем, который должен прийти», «пока не будет излит назначенный конец». вне." [21]
царей севера и юга (главы Видение 10–12 )
Даниил 10: В третий год Кира [Примечания 5] Даниил видит в своем видении ангела (называемого «человеком», но явно сверхъестественным существом), который объясняет, что он находится в разгаре войны с «принцем Персии», которому помогает только Михаил , «ваш принц». «Князь Греции» скоро придет, но сначала он откроет, что произойдет с народом Даниила.
Даниил 11: Будущий царь Персии объявит войну царю Греции , восстанет «могучий царь» и будет владеть властью, пока его империя не будет разрушена и передана другим, и, наконец, царь южный (описанный в стихе 8). как Египет ) пойдет войной на «царя северного». После многих сражений (описанных очень подробно) «презренный человек» станет царем севера; этот царь дважды вторгнется на юг, в первый раз с успехом, но во второй раз его остановят «корабли Киттима». Он вернется в свою страну, и по дороге его солдаты осквернят Храм, отменят ежедневную жертву и воздвигнут мерзость запустения . Он победит и подчинит себе Ливию и Египет, но «сообщения с востока и севера встревожат его», и он встретит свой конец «между морем и святой горой».
Даниил 12: В это время придет Михаил. Это будет время великого бедствия, но все, чьи имена написаны, будут избавлены. «Множества, спящие в прахе земном, пробудятся, одни к жизни вечной, другие к посрамлению и вечному презрению; мудрые воссияют, как сияние небес, и ведущие многих к праведности, как звезды, для во веки веков». В заключительных стихах раскрывается оставшееся до конца время: «время, времена и полвремени» (три года с половиной). Даниил не понимает и снова спрашивает, что произойдет, и ему говорят: «Со времени прекращения ежедневной жертвы и установления мерзости, вызывающей запустение, пройдет 1290 дней. Блажен ожидающий и достигающий конец 1335 дней».
к Даниилу (греческая текстовая Дополнения ) традиция

Греческий текст Даниила значительно длиннее еврейского из-за трех дополнительных историй: они остались в католической и православной христианской Библии, но были отвергнуты христианским протестантским движением в 16 веке на том основании, что они отсутствовали в еврейской Библии . [22]
- Молитва Азарии и Песнь трех святых детей , помещенные после Даниила 3:23;
- История Сусанны и старцев , помещенная перед главой 1 в некоторых греческих версиях и после главы 12 в других;
- История Бела и Дракона , помещенная в конце книги.
Историческая справка [ править ]

Видения глав 7–12 отражают кризис, который произошел в Иудее в 167–164 годах до нашей эры, когда Антиох IV Эпифан , греческий царь империи Селевкидов , пригрозил уничтожить традиционное еврейское богослужение в Иерусалиме. [23] Когда Антиох взошел на престол в 175 г. до н. э., евреи в основном были сторонниками Селевкидов. Семья Первосвященников была расколота из-за соперничества, и один из ее членов, Джейсон, предложил королю крупную сумму за то, чтобы тот стал Первосвященником. Ясон также попросил — или, точнее, заплатил — чтобы ему разрешили превратить Иерусалим в полис , или греческий город. Это означало, среди прочего, что городское управление будет в руках граждан, а это, в свою очередь, означало, что гражданство станет ценным товаром, который можно будет купить у Ясона. Ничто из этого не угрожало еврейской религии, и реформы широко приветствовались, особенно среди иерусалимской аристократии и ведущих священников. Три года спустя Ясон был свергнут, когда другой священник, Менелай, предложил Антиоху еще большую сумму за пост первосвященника. [24]
Антиох дважды успешно вторгался в Египет, в 169 г. до н. э., но во время второго вторжения, в конце 168 г. до н. э., римляне вынудили его отступить. [25] Ясон, услышав слух о смерти Антиоха, напал на Менелая, чтобы вернуть себе Первосвященство. [25] Антиох изгнал Ясона из Иерусалима, разграбил Храм и принял меры по умиротворению своей египетской границы, установив полную эллинизацию: еврейская Книга Закона была запрещена, а 15 декабря 167 г. до н.э. «мерзость запустения», вероятно, греческий алтарь, была запрещена. был введен в Храм. [26] Поскольку еврейская религия теперь явно находилась под угрозой, возникло движение сопротивления, возглавляемое братьями Маккавеями, и в течение следующих трех лет оно одержало достаточно побед над Антиохом, чтобы вернуть и очистить Храм. [25]
Кризис, о котором говорит автор книги Даниила, — это осквернение жертвенника в Иерусалиме в 167 г. до н. э. (впервые представлено в главе 8:11): ежедневное приношение, которое раньше приносилось дважды в день, утром и вечером, прекратилось, и фраза «вечера и утра» повторяется в следующих главах как напоминание об упущенных жертвах. [27] Но в то время как события, приведшие к разграблению Храма в 167 г. до н.э. и последовавшие за ним события, удивительно точны, предсказанная война между сирийцами и египтянами (11:40–43) так и не состоялась, а пророчество о смерти Антиоха в Палестине (11:44–45) было неточным (он умер в Персии). [28] Наиболее вероятный вывод состоит в том, что отчет должен был быть завершен ближе к концу правления Антиоха, но до его смерти в декабре 164 г. до н.э., или, по крайней мере, до того, как новости о нем достигли Иерусалима, и консенсус современных ученых [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] Соответственно, книга датируется периодом 167–163 гг. до н.э. [36] [37]
Состав [ править ]
Развитие [ править ]

Принято считать, что книга Даниила возникла как собрание арамейских придворных рассказов, позднее дополненное еврейскими откровениями. [38] Придворные сказки, возможно, первоначально распространялись независимо, но отредактированный сборник, вероятно, был составлен в третьем или начале второго века до нашей эры. [39] Глава 1 была написана (на арамейском языке) в это время как краткое введение, чтобы представить исторический контекст, представить персонажей сказаний и объяснить, как Даниил и его друзья пришли в Вавилон. [40] Видения глав 7–12 были добавлены, а глава 1 переведена на иврит на третьем этапе, когда составлялась последняя книга; [40] этот заключительный этап, ознаменовавший составление Даниила как книги, произошел между осквернением Храма Антиохом Епифанием в 167 году и его смертью в 164 году до нашей эры. [41]
Авторство [ править ]
Даниил — продукт кружков «Мудрости», но тип мудрости — мантический (открытие небесных тайн из земных знамений), а не мудрость учения — главным источником мудрости в Данииле является Божье откровение. [42] [43] Это один из большого количества еврейских апокалипсисов, все они псевдонимные . [44] Рассказы первой половины имеют легендарное происхождение, а видения второй — произведение анонимных авторов периода Маккавеев (II век до н.э.). [5] Главы 1–6 озвучены анонимным рассказчиком, за исключением главы 4, которая представляет собой письмо царя Навуходоносора; вторая половина (главы 7–12) представлена самим Даниилом, представленным анонимным рассказчиком в главах 7 и 10. [45]
Автор/редактор, вероятно, был образованным евреем, хорошо знающим греческий язык и имевшим высокое положение в своей общине. Возможно, имя Даниил было выбрано для героя книги из-за его репутации мудрого провидца в еврейской традиции. [46] Иезекииль , живший во время вавилонского плена, упоминал его в сочетании с Ноем и Иовом ( Иезекииль 14:14) как образ легендарной мудрости (28:3) и героя по имени Даниил (точнее Даниэль, но написание достаточно близко, чтобы их можно было рассматривать как идентичные) особенности мифа конца 2-го тысячелетия из Угарита . [47] «Легендарный Даниил, известный с давних времен, но до сих пор помнимый как образцовый персонаж... служит главным человеческим «героем» в библейской книге, носящей теперь его имя»; Даниил — мудрый и праведный посредник, способный истолковывать сны и таким образом передавать волю Божию людям, получатель видений свыше, которые ему толкуют небесные посредники. [48]
Знакомство [ править ]
Пророчества Даниила точны вплоть до карьеры Антиоха IV Эпифана , царя Сирии и угнетателя евреев, но не в предсказании его смерти: автор, похоже, знает о двух кампаниях Антиоха в Египте (169 и 167 гг. до н.э.). ), осквернение Храма («мерзость запустения») и укрепление Акры (крепости, построенной внутри Иерусалима), но он, кажется, ничего не знает о восстановлении Храма или о реальных обстоятельствах Антиоха. смерть в конце 164 г. до н.э. Следовательно, главы 10–12, должно быть, были написаны между 167 и 164 годами до нашей эры. Нет никаких свидетельств значительного промежутка времени между этими главами и главами 8 и 9, а глава 7 могла быть написана всего несколькими месяцами ранее. [49]
Некоторое свидетельство датировки книги можно найти в том факте, что Даниил не присутствует в каноне пророков еврейской Библии (куда он, возможно, и ожидался), который был закрыт ок. 200 г. до н.э. [50] Скорее, Даниил является частью Кетувим (писаний), также составленных ок. 200 г. до н.э.
Кроме того, «Мудрость Сираха» , произведение, датируемое ок. 180 г. до н. э. , опирается почти на все книги Ветхого Завета, кроме Книги Даниила, что заставляет ученых предполагать, что ее автор не знал об этом. Некоторые критиковали эту идею, поскольку «Мудрость Сираха» исключает другие книги (например, «Иов» ), а также таких ключевых фигур, как Иона и Мардохей. [51]
Однако Даниил цитируется в разделе « Сивиллинских оракулов», обычно датируемых серединой II века до нашей эры, и был популярен в Кумране почти в то же время, что позволяет предположить, что он был известен с середины того века. [52]
Рукописи [ править ]
Книга Даниила сохранилась в масоретском тексте из 12 глав и в двух более длинных греческих версиях, оригинальной версии Септуагинты , ок. 100 г. до н. э., и более поздняя версия Феодотиона ок. 2 век нашей эры. Оба греческих текста содержат три дополнения к Даниилу : «Молитва Азарии» и «Песнь трех святых детей» ; история Сюзанны и старейшин ; и история Бела и Дракона . Теодотион гораздо ближе к масоретскому тексту и стал настолько популярным, что заменил оригинальную версию Септуагинты во всех рукописях самой Септуагинты, кроме двух. [53] [54] [8] Греческие дополнения, очевидно, никогда не были частью еврейского текста. [55]
Восемь экземпляров Книги Даниила, все неполные, были найдены в Кумране , два в Пещере 1 , пять в Пещере 4 и один в Пещере 6. Между ними сохранились тексты из одиннадцати из двенадцати глав Даниила, а двенадцатая — цитируется во Флорилегии (свиток-сборник) 4Q174, показывая, что в Кумранской книге не было недостатка в этом выводе. Все восемь рукописей были скопированы между 125 г. до н. э. (4QDan с ) и около 50 г. н.э. (4QDan б ), показывая, что Даниил читался в Кумране лишь примерно через 40 лет после его написания. Похоже, что все они сохранили масоретскую версию из 12 глав, а не более длинный греческий текст. Ни в одном из них не выявлено каких-либо серьезных разногласий против масоретской литературы, и четыре свитка, в которых сохранились соответствующие разделы (1QDan а , с 4 квартала а , с 4 квартала б и 4QДан д ) все следуют двуязычной природе Даниила, где книга открывается на иврите , переключается на арамейский язык в 2:4б, а затем возвращается на иврит в 8:1. [56]
Жанр, значение, символика и хронология [ править ]
(Этот раздел посвящен современным научным реконструкциям значения Даниила для его первоначальных авторов и аудитории.)
Жанр [ править ]

Книга Даниила — апокалипсис , литературный жанр , в котором человеку-реципиенту открывается небесная реальность; таким произведениям свойственны видения, символизм, потусторонний посредник, акцент на космических событиях, ангелах и демонах, а также псевдонимность (ложное авторство). [57] Создание апокалипсисов обычно происходило с 300 г. до н. э. по 100 г. н. э. не только среди евреев и христиан, но также среди греков, римлян , персов и египтян , и Даниил является типичным апокалиптическим провидцем, получателем божественного откровения: он познал мудрость из вавилонских волхвов и превзошел их, потому что его Бог есть истинный источник знания; он один из маскилим (משכלים), мудрецов, перед которыми стоит задача учить праведности и в число которых можно включить и авторов самой книги. [58] Книга также является эсхатологией , поскольку божественное откровение касается конца нынешнего века, предсказанного момента, когда Бог вмешается в историю, чтобы возвестить последнее Царство. [59] Он не дает никаких реальных подробностей о последнем времени, но кажется, что Царство Божье будет на этой земле, что ею будут управлять справедливость и праведность, и что столы повернутся против Селевкидов и тех евреев, которые сотрудничали с ними. их. [60]
и хронология Значение , символика
Послание Книги Даниила заключается в том, что точно так же, как Бог Израиля спас Даниила и его друзей от их врагов, Он спасет весь Израиль в его нынешнем угнетении. [61] Книга наполнена монстрами, ангелами и нумерологией, взятыми из широкого круга источников, как библейских, так и небиблейских, которые имели значение в контексте еврейской культуры II века, и хотя христианские интерпретаторы всегда рассматривали их поскольку книга предсказывает события Нового Завета - «Сына Божьего», «Сына Человеческого», Христа и Антихриста, - предполагаемая аудитория книги - евреи II века до нашей эры. [62] Нижеследующее объясняет некоторые из этих предсказаний в понимании современных исследователей Библии.
- Четыре царства и маленький рог (Даниил 2 и 7): Концепция четырех последовательных мировых империй берет свое начало из греческих теорий мифологической истории. [63] Большинство современных интерпретаторов сходятся во мнении, что эти четыре символа представляют Вавилон , Мидян , Персию и греков , заканчивая эллинистической Сирией Селевкидов и эллинистическим Птолемеевским Египтом . [64] Традиционная интерпретация сна определяет четыре империи как Вавилонскую (голова), Мидо-Персидскую (руки и плечи), Греческую (бедра и ноги) и Римскую (ступни). [65] Символика четырех металлов в статуе во второй главе взята из персидских писаний. [63] в то время как четыре «зверя морские» в главе 7 отражают Осию 13: 7–8, в котором Бог угрожает Израилю, что он будет подобен льву, леопарду, медведю или дикому зверю. [66] Ученые сходятся во мнении, что четыре зверя из главы 7 символизируют одни и те же четыре мировые империи. [67] Современная интерпретация рассматривает Антиоха IV (годы правления 175–164 гг. До н.э.) как «маленький рог», который искореняет трех других (Антиох узурпировал права нескольких других претендентов на то, чтобы стать королем Империи Селевкидов). [67]
- Ветхий днями и подобный сыну человеческому (Даниил 7): Изображение Бога в Даниила 7:13 напоминает изображение ханаанского бога Эла как древнего божественного царя, председательствующего над божественным судом. [68] «Ветхий днями» дает власть над землей «подобному сыну человеческому », а затем в Даниила 7:27 «народу святых Всевышнего», которого ученые считают сыном человеческим. представлять. Этих людей можно понимать как маскилим (мудрецы) или как еврейский народ в широком смысле. [69] [Примечания 6]
- Как поясняется в тексте , баран и козел (Даниил 8) как традиционные астрологические символы представляют Персию и Сирию. «Могучий рог» символизирует Александра Великого (годы правления 336–323 гг. до н.э.), а «четыре меньших рога» представляют четырех главных полководцев ( диадохов ), которые сражались за Греческую империю после смерти Александра. «Небольшой рог» снова представляет Антиоха IV. Ключ к символам лежит в описании действий маленького рога: он прекращает постоянное всесожжение и ниспровергает Святилище, что является явной ссылкой на осквернение Храма Антиохом. [70]
- Помазанники семьдесят и лет (глава 9): Даниил дает новое толкование пророчества Иеремии о «семидесяти годах» относительно периода, который Израиль проведет в рабстве у Вавилона. С точки зрения эпохи Маккавеев обещание Иеремии было явно неверным — язычники все еще притесняли евреев, а «запустение Иерусалима» не закончилось. Поэтому Даниил интерпретирует семьдесят лет как семьдесят «недель» лет, что составляет 490 лет. 70 недель/490 лет разделены на семь «недель» от «вышедшего слова о восстановлении Иерусалима» до пришествия «Помазанника», а последняя «неделя» отмечена насильственной смертью. о другом «помазаннике», вероятно, первосвященнике Ониасе III (свергнутом, чтобы освободить место Ясону и убитом в 171 г. до н.э.), и осквернении Храма. Смысл этого для Даниила в том, что период власти язычников предопределен и подходит к концу. [71] [72]
- Короли севера и юга : Главы с 10 по 12 посвящены войне между этими королями, событиям, приведшим к ней, и ее небесному значению. В главе 10 ангел (Гавриил?) объясняет, что в настоящее время на небесах идет война между Михаилом, ангельским защитником Израиля, и «князьями» (ангелами) Персии и Греции; затем, в главе 11, он описывает сопровождающие это человеческие войны — мифологическая концепция видит, что за каждой нацией стоит бог/ангел, который сражается от имени своего народа, так что земные события отражают то, что происходит на небесах. Войны Птолемеев ( «царей юга») против Селевкидов («царей севера») рассматриваются вплоть до карьеры Антиоха Великого (Антиох III (правил в 222–187 гг. до н. э.), отец Антиоха IV). , но основное внимание уделяется Антиоху IV, которому посвящено более половины главы. Точность этих предсказаний придает достоверность реальному пророчеству, которым заканчивается этот отрывок, — смерти Антиоха, — которое в действительности не было точным. [73]
- Предсказание последнего времени (Даниил 8:14 и 12:7–12): Библейская эсхатология обычно не дает точной информации о том, когда наступит конец. [74] и попытки Дэниела указать количество оставшихся дней являются редким исключением. [75] Даниил спрашивает ангела, как долго «малый рог» будет торжествовать, и ангел отвечает, что Храм будет повторно освящен после того, как пройдут 2300 «вечеров и утр» (Даниил 8:14). Ангел отсчитывает две ежедневные жертвы, поэтому период составляет 1150 дней с момента осквернения в декабре 167 года. В главе 12 ангел называет еще три даты: запустение продлится «на время, времена и полвремени», или год, два года и полтора года (Даниил 12:8); затем, что «запустение» продлится 1290 дней (12:11); и, наконец, 1335 дней (12:12). Стих 12:11 предположительно был добавлен после истечения 1150 дней, указанных в главе 8, а 12:12 — после истечения числа в 12:11. [76]
Влияние [ править ]

Идеи бессмертия и воскресения с наградами праведникам и наказанием грешникам имеют гораздо более глубокие корни, чем у Даниила, но первое четкое утверждение можно найти в последней главе этой книги: «Многие из тех, кто спит в прахе земля пробудится, некоторые для вечной жизни, а некоторые для вечного позора и презрения». [77] По мнению Дэниела Р. Шварца , без утверждения о воскресении Иисуса исчезло бы , христианство как и движения, последовавшие за другими харизматическими еврейскими деятелями I века. [78]
Даниил цитировался и упоминался как евреями, так и христианами в I веке нашей эры как предсказателем неизбежного конца времен. [79] Моменты национального и культурного кризиса постоянно пробуждали апокалиптический дух, от монтанистов 2-го и 3-го веков, преследуемых за свой милленаризм , до более крайних элементов Реформации 16-го века, таких как пророки Цвиккау и Мюнстерское восстание . [80] Во время гражданской войны в Англии « Люди Пятой монархии» взяли свое название и политическую программу из 7-й главы Книги Даниила, требуя, чтобы Оливер Кромвель позволил им сформировать «правительство святых» для подготовки к пришествию Мессии; когда Кромвель отказался, они вместо этого назвали его Зверем, узурпировавшим законное место Царя Иисуса. [81] Для современных популяризаторов видения и откровения Даниила остаются путеводителем в будущее, когда антихрист будет уничтожен Иисусом Христом при Втором пришествии . [82]
Дэниел принадлежит не только к религиозной традиции, но и к более широкому западному интеллектуальному и художественному наследию. Это была самая популярная из пророческих книг среди англосаксов , которые, тем не менее, относились к ней не как к пророчеству, а как к исторической книге, «хранилищу драматических историй о противостояниях между Богом и рядом императоров, представляющих высшие досягаемость человека». [83] Исаак Ньютон На него обратил особое внимание , Фрэнсис Бэкон позаимствовал из него девиз для своего произведения «Новый орган» , на него опирался Барух Спиноза , его апокалиптическая вторая половина привлекла внимание Карла Юнга , она вдохновила музыкантов средневековой литургической драмы Дариуса Мийо и такие художники, как Микеланджело , Рембрандт и Эжен Делакруа . [84]
См. также [ править ]
- Библейская нумерология
- Христианская эсхатология
- Дэниел
- Дэниел (староанглийское стихотворение)
- Греческий Апокалипсис Даниила
- Исторические интерпретации Книги Даниила
Примечания [ править ]
- ^ Иоаким: царь Иудеи 608–598 до н.э.; его третий год будет либо 606, либо 605, в зависимости от того, как считать годы.
- ^ Кир: персидский завоеватель Вавилона, 539 г. до н.э.
- ^ Дарий Мидянин: История не знает такого человека (см. Levine, 2010, стр. 1245, сноска 31). «Дарий» в любом случае является персидским, а не мидийским именем. Персидская армия, захватившая Вавилон, находилась под командованием некоего Гобрия (или Губару), вавилонянина и бывшего губернатора провинции, который выступил против своего царского господина от имени Кира, персидского царя. Автор книги Даниила, возможно, ввел упоминание о мидяне, чтобы исполнить пророчество Исайи и Иеремии, которые предсказывали, что мидяне свергнут Вавилон, и перепутали события 539 года с событиями 520 года до нашей эры, когда Дарий I захватил Вавилон после восстания. См. Хаммер, 1976, стр. 65–66.
- ↑ Первый год правления Валтасара: Вероятно, 553 г. до н. э., когда Валтасар получил царскую власть от своего отца Набонида . См. Левин, 2010, с. 1248, сноска 7.1–8.
- ^ «Третий год Кира»: 536 г. до н. э. Автор, видимо, отсчитал семьдесят лет назад до «третьего года Иоакима», 606 г. до н.э., чтобы завершить пророческое служение Даниила. См. Таунер, с. 149.
- ^ «Сын человеческий» ( bar 'enaš на арамейском языке) просто означает «человек», но в контексте Даниила 7 это может быть небесная фигура, возможно, архангел Михаил, действующий как представитель еврейского народа (Коллинз 1977). :144–46; против Дэвиса 1985:105–106). Ученые почти все согласны с тем, что эта человеческая фигура представляет собой «народ святых Всевышнего» из Даниила 7:27, первоначально общину или группу маскилим, ответственную за составление Даниила, но в более поздней интерпретации это означает Еврейский народ в целом. См. Граббе, 2002.
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Коллинз 1984 , стр. 34–36.
- ^ Рид 2000 , с. 315.
- ^ Бреттлер 2005 , с. 218; Коллинз 1984 , стр. 34–36.
- ^ Бандстра 2008 , с. 445.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коллинз 2002 , с. 2.
- ^ Кросс и Ливингстон 2005 , с. 452.
- ^ Таунер 1984 , с. 2-3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коллинз 1984 , с. 28.
- ^ Прован 2003 , с. 665.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коллинз 1984 , стр. 30–31.
- ^ Коллинз 1984 , с. 31.
- ^ Реддитт 2008 , с. 177.
- ^ Сеоу 2003 , стр. 19–20.
- ^ Сеоу 2003 , стр. 31–33.
- ^ Сеоу 2003 , стр. 50–51.
- ^ Левин 2010 , с. 1241.
- ^ Хаммер 1976 , стр. 57–60.
- ^ Левин 2010 , стр. 1245–1247.
- ^ Левин 2010 , стр. 1248–1249.
- ^ Левин 2010 , стр. 1249–1251.
- ^ Левин 2010 , стр. 1251–1252.
- ^ Макдональд 2012 , с. 57.
- ^ Харрингтон 1999 , стр. 109–110.
- ^ Граббе 2010 , стр. 6–13.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Граббе, 2010 , стр. 13–16.
- ^ Сакки 2004 , стр. 225–226.
- ^ Дэвис 2006 , с. 407.
- ^ Сеоу 2003 , стр. 6–7.
- ^ Данн 2003 , стр. 730 сл. 99.
- ^ Портье-Янг, 2016 , с. 229.
- ^ Теофил 2012 , с. 163.
- ^ Лестер 2015 , с. 23.
- ^ Райкен и Лонгман 2010 , с. без страниц: «Современные библейские ученые сходятся во мнении, что книга была написана во втором веке до нашей эры, что это произведение под псевдонимом и что это действительно пример пророчества постфактум».
- ^ Такер-младший 2020 , с. без страниц: «почти консенсусный взгляд на дату Маккавеев»
- ^ Коллинз 1998 , с. 88.
- ^ Сеоу 2003 , с. 7.
- ^ Райкен и Лонгман 2010 , с. 325.
- ^ Коллинз 1993 , с. 29.
- ^ Коллинз 1984 , с. 34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Реддит, 2008 г. , стр. 176–177.
- ^ Коллинз 1984 , с. 36.
- ^ Граббе 2001 , стр. 229–230, 243.
- ^ Дэвис 2006 , с. 340.
- ^ Хаммер 1976 , с. 2.
- ^ Весселиус 2002 , с. 295.
- ^ Реддитт 2008 , с. 180.
- ^ Коллинз 2003 , с. 69.
- ^ Сеоу 2003 , с. 4.
- ^ Коллинз 1984 , с. 101.
- ^ Кент, Чарльз Фостер (1906). Происхождение и непреходящая ценность Ветхого Завета . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 214.
- ^ Арчер, Глисон Леонард (1979). Обзор введения в Ветхий Завет (Откр. изд., 14. печатное изд.). Чикаго: Муди Пресс. ISBN 978-0-8024-8446-8 .
- ^ Хаммер 1976 , стр. 1–2.
- ^ Харрингтон 1999 , стр. 119–120.
- ^ Спенсер 2002 , с. 89.
- ^ Сеоу 2003 , с. 3.
- ^ ВандерКам и Флинт 2013 , стр. 137–138.
- ^ Кроуфорд 2000 , с. 73.
- ^ Дэвис 2006 , стр. 397–406.
- ^ Кэрролл 2000 , стр. 420–421.
- ^ Реддитт 2008 , с. 187.
- ^ Бреттлер 2005 , с. 218.
- ^ Сеоу 2003 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нисканен 2004 , стр. 27, 31.
- ^ Таунер 1984 , стр. 34–36.
- ^ Миллер 1994 , с. 96.
- ^ Коллинз 1984 , с. 80.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мэтьюз и Мойер, 2012 , стр. 260, 269.
- ^ Сеоу 2003 , стр. 3–4.
- ^ Граббе 2002 , стр. 60–61, 282.
- ^ Коллинз 1984 , с. 87.
- ^ Коллинз 1998 , стр. 108–109.
- ^ Мэтьюз и Мойер 2012 , с. 260.
- ^ Коллинз 1998 , стр. 110–111.
- ^ Кэрролл 2000 , с. 420.
- ^ Коллинз 1998 , с. 114.
- ^ Коллинз 1998 , с. 99.
- ^ Коэн 2002 , стр. 86–87.
- ^ Шварц 1992 , с. 2.
- ^ Граббе 2001 , с. 244.
- ^ Таунер 1984 , стр. 2–3.
- ^ Вебер 2007 , с. 374.
- ^ Бойер 1992 , стр. 24, 30–31.
- ^ Годден 2013 , с. 231.
- ^ Духан 2000 , с. 11.
Библиография [ править ]
- Бандстра, Барри Л. (2008). Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию . Издательская компания Уодсворт. ISBN 978-0495391050 .
- Бар, Шауль (2001). Непрочитанное письмо: сны в еврейской Библии . Цинциннати: Издательство Еврейского союзного колледжа. ISBN 978-0-87820-424-3 .
- Бойер, Пол С. (1992). Когда времени больше не будет: вера в пророчества в современной американской культуре . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-95129-7 .
- Бреттлер, Марк Цви (2005). Как читать Библию . Еврейское издательское общество. ISBN 9780827610019 .
- Кэрролл, Джон Т. (2000). «Эсхатология» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Коэн, Шэй, Джей Ди (2002). От Маккавеев до Мишны . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664227432 .
- Коллинз, Джон Дж. (1984). Дэниел: С введением в апокалиптическую литературу . Эрдманс. ISBN 9780802800206 .
- Коллинз, Джон Дж. (1993). Дэниел . Крепость. ISBN 9780800660406 .
- Коллинз, Джон Дж. (1998). Апокалиптическое воображение: введение в еврейскую апокалиптическую литературу . Эрдманс. ISBN 9780802843715 .
- Коллинз, Джон Дж. (2001). Провидцы, Сивиллы и мудрецы в эллинистически-римском иудаизме . БРИЛЛ. ISBN 9780391041103 .
- Коллинз, Джон Дж. (2002). «Актуальные проблемы изучения Даниила» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 978-9004116757 .
- Коллинз, Джон Дж. (2003). «От пророчества к апокалиптике: ожидание конца» . В Макгинне, Бернард; Коллинз, Джон Дж.; Штейн, Стивен Дж. (ред.). Континуум истории апокалиптики . Континуум. ISBN 9780826415202 .
- Коллинз, Джон Дж. (2013). «Дэниел» . Ин Либ, Майкл; Мейсон, Эмма; Робертс, Джонатан (ред.). Оксфордский справочник по истории получения Библии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191649189 .
- Кроуфорд, Сидни Уайт (2000). «Апокалиптика» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Кросс, Фрэнк Лесли; Ливингстон, Элизабет А. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780192802903 .
- Дэвис, Филип (2006). «Апокалиптика». В Роджерсоне, JW; Лью, Джудит М. (ред.). Оксфордский справочник по библейским исследованиям . Оксфордские справочники в Интернете. ISBN 9780199254255 .
- ДеЧант, Делл (2009). «Апокалиптические сообщества» . В Нойснер, Джейкоб (ред.). Мировые религии в Америке: Введение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9781611640472 .
- Духан, Жак (2000). Тайны Даниила: мудрость и мечты еврейского принца в изгнании . Review and Herald Pub Assoc. ISBN 9780828014243 .
- Данн, Джеймс Д.Г. (2002). «Данилик Сын Человеческий в Новом Завете» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 978-0391041288 .
- Данн, Джеймс Дуглас Грант (2003). Вспомнил Иисуса: Становление христианства, Том 1 . Издательство Эрдманс. п. 730. ИСБН 978-0-8028-3931-2 .
- Годден, Малькольм (2013). «Библейская литература. Ветхий Завет». В Годдене и Малкольме; Лапидж, Майкл (ред.). Кембриджский справочник по древнеанглийской литературе . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107469211 .
- Граббе, Лестер Л. (2001). «Дан (иэль) на все времена: для кого был важен Даниэль?» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В. (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . Дополнения к Vetus Testum. Том. 1. Лейден, Нидерланды: Конинклийке Брилл. ISBN 90-04-11675-3 .
- Граббе, Лестер Л. (2002). Иудейская религия в период Второго Храма: вера и практика от изгнания в Явне . Рутледж. ISBN 9780203461013 .
- Граббе, Лестер Л. (2010). Введение в иудаизм Второго Храма: история и религия евреев во времена Неемии, Маккавеев, Гиллеля и Иисуса . Континуум. ISBN 9780567552488 .
- Хаммер, Раймонд (1976). Книга Даниила . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521097659 .
- Харрингтон, Дэниел Дж. (1999). Приглашение в апокрифы . Эрдманс. ISBN 9780802846334 .
- Хилл, Эндрю Э. (2009). «Дэниел» . В Гарленде, Дэвид Э.; Лонгман, Тремпер (ред.). Дэниел-Малачи . Зондерван. ISBN 9780310590545 .
- Хилл, Чарльз Э. (2000). «Антихрист» . Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Хорсли, Ричард А. (2007). Книжники, провидцы и политика Второго Храма в Иудее . пресвитерианской издательской корпорации ISBN 9780664229917 .
- Книбб, Майкл (2002). «Книга Даниила в ее контексте» . В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 978-9004116757 .
- Лестер, Дж. Брук (2015). Даниил напоминает Исайю: намекающая характеристика иностранного правления в еврейско-арамейской книге Даниила . Библиотека исследований еврейской Библии/Ветхого Завета. Издательство Блумсбери. п. 23. ISBN 978-0-567-65856-2 .
- Левин, Эми-Джилл (2010). «Дэниел» . В Кугане, Майкл Д.; Бреттлер, Марк З.; Ньюсом, Кэрол А. (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780199370504 .
- Лукас, Эрнест К. (2005). «Даниил, Книга». В Ванхузере Кевин Дж.; Варфоломей, Крейг Г.; Трейер, Дэниел Дж. (ред.). Словарь богословского толкования Библии . Бейкер Академик. ISBN 9780801026942 .
- Мэтьюз, Виктор Х.; Мойер, Джеймс К. (2012). Ветхий Завет: текст и контекст . Книги Бейкера. ISBN 9780801048357 .
- Макдональд, Ли Мартин (2012). Формирование Библии: история церковного канона . Пибоди, Массачусетс: Издательство Hendrickson Publishers. п. 57. ИСБН 978-1-59856-838-7 .
- Миллер, Стивен Р. (1994). Дэниел . Издательская группа B&H. ISBN 9780805401189 .
- Нисканен, Пол (2004). Человек и божество в истории: Геродот и Книга Даниила . Континуум. ISBN 9780567082138 .
- Портье-Янг, Анатея Э. (2016). Шарп, Кэролайн (ред.). Оксфордский справочник пророков . Оксфордские справочники. Издательство Оксфордского университета. п. 229. ИСБН 978-0-19-985956-6 .
- Прован, Иэн (2003). «Дэниел» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Роджерсон, Джон Уильям (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3711-0 .
- Реддит, Пол Л. (2008). Знакомство с Пророками . Эрдманс. ISBN 9780802828965 .
- Рид, Стивен Брек (2000). «Даниил, Книга». Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 9789053565032 .
- Роуленд, Кристофер (2007). «Апокалиптическая литература» . В Хассе, Эндрю; Джаспер, Дэвид; Джей, Элизабет (ред.). Оксфордский справочник по английской литературе и теологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199271979 .
- Райкен, Леланд; Уилхойт, Джим; Лонгман, Тремпер (1998). Словарь библейских образов . Межвузовская пресса. ISBN 9780830867332 .
- Райкен, Леланд; Лонгман, Тремпер (2010). Полный литературный путеводитель по Библии . Зондерван. ISBN 9780310877424 .
- Сакки, Паоло (2004). История периода Второго Храма . Континуум. ISBN 9780567044501 .
- Шварц, Дэниел Р. (1992). Исследования еврейской подоплеки христианства . Мор Зибек. ISBN 9783161457982 .
- Сью, CL (2003). Дэниел . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256753 .
- Шиффман, Лоуренс Х. (1991). От текста к традиции: история Второго Храма и раввинистического иудаизма . Издательство КТАВ. ISBN 9780881253726 .
- Спенсер, Ричард А. (2002). «Дополнения к Даниилу» . В Миллсе, Уотсон Э.; Уилсон, Ричард Ф. (ред.). Второканонические тексты/апокрифы . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865545106 .
- Теофил, Майкл П. (2012). Мерзость запустения в Евангелии от Матфея 24:15 . Библиотека библейских исследований T&T Clark. Академик Блумсбери. п. 163. ИСБН 978-0-567-55468-0 .
- Таунер, В. Сибли (1984). Дэниел . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664237561 .
- Такер-младший, WD (2020) [2012]. «Даниил: История интерпретации» . В МакКонвилле, Гордон Дж.; Бода, Марк Дж. (ред.). Словарь Ветхого Завета: Пророки: Сборник современной библейской науки . Межвузовская пресса. п. без страниц. ISBN 978-1-78974-038-7 .
- ВандерКам, Джеймс К. (2010). Свитки Мертвого моря сегодня . Эрдманс. ISBN 9780802864352 .
- ВандерКам, Джеймс С.; Флинт, Питер (2013). Значение свитков Мертвого моря: их значение для понимания Библии, иудаизма, Иисуса и христианства . ХарперКоллинз. ISBN 9780062243300 .
- Уотерс, Мэтт (2014). Древняя Персия: Краткая история империи Ахеменидов, 550–330 гг . до н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107652729 .
- Вебер, Тимоти П. (2007). «Милленаризм». В Стенах, Джерри Л. (ред.). Оксфордский справочник по эсхатологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199742486 .
- Весселиус, Ян-Вим (2002). «Написание Даниила». В Коллинзе, Джон Дж.; Флинт, Питер В.; ВанЭппс, Кэмерон (ред.). Книга Даниила: состав и восприятие . БРИЛЛ. ISBN 978-0391041288 .
Внешние ссылки [ править ]



- Дэниел (Judaica Press) * перевод [с Раши ] на Chabad.org комментарием
- Библия, версия короля Иакова ( «Библия, версия короля Иакова» . quod.lib.umich.edu . Проверено 17 января 2016 г. ) Книга Даниила
- Дэниел в The Great Books * (новая исправленная стандартная версия)
Библия: Аудиокнига Даниила, являющаяся общественным достоянием, на LibriVox Различные версии