Эль (божество)
Он | |
---|---|
Отец Богов | |
Другие имена | |
Обитель | Гора Лель |
Символ | Бык |
Область | Левант (особенно Ханаан ) и Анатолия |
Генеалогия | |
Супруга |
|
Дети | |
Эквиваленты | |
Сирийский эквивалент | Дагон [1] [2] |
Месопотамский эквивалент | Ану , Энлиль [3] [4] |
Хурритский эквивалент | Кумарби [3] [4] |
Римский эквивалент | Сатурн |
Божества древнего Ближнего Востока |
---|
Религии древнего Ближнего Востока |
Часть серии мифов о |
Религии древний Ближний Восток |
---|
Доисламские арабские божества |
Арабские божества другого семитского происхождения |
ʼĒl ( / ɛ l / EL ; также ' Il , угаритский : 𐎛𐎍 ʾīlu ; финикийский : 𐤀𐤋 ʾīl ; [6] Иврит : אֵל ʾēl ; Сирийский : ���������� ʾīyl ; Арабский : إل il или إله ilah. [ нужны разъяснения ] ; родственно аккадскому : 𒀭 , латинизированное: ilu ) — северо-западное семитское слово, означающее «бог» или « божество » или относящееся (как имя собственное) к любому из множества основных древних ближневосточных божеств. Более редкая форма, ' ila , представляет собой форму сказуемого в староаккадском и аморейском языках. [7] Это слово происходит от протосемитского *ʔil- . [8]
Конкретные божества, известные как « Эль» , « Ал» или « Ил», включают верховного бога древней ханаанской религии. [9] верховный бог восточно-семитских носителей в раннединастический период Месопотамии и . [10] У хеттов Эль был известен как Элькунирса ( хетт . 𒂖𒆪𒉌𒅕𒊭 Элкунирша ).
Хотя ʼĒl со временем приобрел разный внешний вид и значение на разных языках, он продолжает существовать как -il или -el в сложных именных группах, таких как Измаил, Израиль, Самуил, Даниил, Рафаэль, Михаил и Гавриил.
Языковые формы и значения
[ редактировать ]Родственные формы «Ēl» встречаются во всех семитских языках . К ним относятся угаритский ʾilu , мн. фильм ; финикийский ʾl мн. фильм ; иврит ʾēl , пл. елим ; арамейский ʾl ; Аккадский илу , пл. илану .
В северо-западном семитском использовании «Эл» было общим словом для любого бога, а также особым именем или титулом конкретного бога, который отличался от других богов как «бог». [11] ʼĒl стоит во главе многих пантеонов. В некоторых ханаанских и угаритских источниках Эл играл роль отца богов, творения или того и другого. [12]
Однако, поскольку слово Ēl иногда относится к богу, отличному от великого бога Ēl, часто неясно, означает ли Ēl, за которым следует другое имя, великого бога Ēl с определенным примененным эпитетом или относится к полностью другому богу. Например, в текстах угаритских il mlk понимается как «эль-царь», а il hd как «бог Хадад ». [13]
Семитский корень ʾlh ( арабский ilah , арамейский ʾAlah , ʾElah , еврейский ʾelōah ) может быть ʾl с паразитным h, а ʾl может быть сокращенной формой ʾlh . На угаритском языке форма множественного числа, означающая «боги», — это ilhm , что эквивалентно еврейскому слову ʾ. и лохим «силы». В еврейских текстах это слово интерпретируется библейскими комментаторами как семантически единственное слово «бог». [14] Однако, согласно документальной гипотезе , по крайней мере четыре разных автора — источники «Яхвист» (J), «Элогист» (E), «Второзаконие» (D) и «Жрецы» (P) — были ответственны за редактирование историй из политеистической религии в истории из политеистической религии. монотеистическая религия. Эти источники были объединены в разное время рядом редакторов или «редакторов». Несоответствия, возникающие между монотеизмом и политеизмом в текстах, отражают эту гипотезу. [15]
Основа ʾl широко распространена в самых ранних слоях восточно-семитских, северо-западно-семитских и южно-семитских групп. Личные имена, включая основу ʾl, встречаются по схожему образцу как в аморейском , так и в сабайском языках. [16]
Историческое развитие
[ редактировать ]Есть свидетельства того, что ханаанская/финикийская и арамейская концепция Эль по сути совпадает с аморейской концепцией Эль, которая была популяризирована в 18 веке до нашей эры, но берет свое начало в досаргонический период . Любые «изменения» статуса Эла можно объяснить случайностью имеющихся данных. Племенные организации в западносемитской культуре также повлияли на изображение Эла как «партнера по договору» в заветах, где клан рассматривается как «родственник» божества.
В конце концов, культ Эла стал центральным в этногенезе израильтян железного века, но до сих пор ученые не могут определить, какая часть населения поклонялась Эль. Более вероятно, что в разных регионах существовали разные взгляды на Эл. [17]
Протосинайские, финикийские, арамейские и хеттские тексты.
[ редактировать ]Египетскому богу Птаху присвоен титул ḏū gitti «Господин Гата » в призме из Тель-Лахиша , на противоположной стороне которой изображено имя Аменхотепа II ( ок. 1435 – ок. 1420 до н. э.). Титул ḏū gitti также встречается в тексте 353 Серабитта. Фрэнк Мур Кросс (1973, стр. 19) указывает, что Птаха часто называют Господом (или одним) вечности , и считает, что, возможно, именно это отождествление Эла с Птахом ведет к эпитет « олам » «вечный» был применен к Элу так рано и так последовательно. [18] (Однако в угаритских текстах Птах, по-видимому, отождествляется скорее с богом-ремесленником Котар-ва-Хасисом.) [19] Еще одна связь видна с Мандейский ангел Птахил , имя которого сочетает в себе термины Птах и Ил. [20]
В надписи протосинайским письмом Уильям Ф. Олбрайт записал фразу ʾL Ḏ ʿLM , которую он перевел как наименование «Эль, (бог) вечности». [21]
Имя Рафаэль или Рафа-Эль, означающее «Бог исцелил» на языке Угарит, засвидетельствовано примерно в 1350 году до нашей эры в одном из писем Амарны EA333, найденных в Телль-эль-Хеси от правителя Лахиша «Великому». [22]
Амулет с финикийской надписью седьмого века до нашей эры из Арслана Таша может относиться к Элу. Текст был переведен Розенталем (1969, стр. 658) следующим образом:
Для нас установлена вечная связь.
Ашшур установил (это) для нас,
и все божественные существа
и большая часть группы всех святых,
через связь неба и земли навеки ... [23]
Однако Кросс (1973, стр. 17) перевел текст следующим образом:
Вечный (Олам) заключил с нами клятву завета,
Ашера заключила с нами (договор).
И все сыновья Эла,
И великий совет всех Святых.
С клятвами Неба и Древней Земли. [24]
В некоторых надписях появляется имя « Ēl qōne 'arṣ» ( пунический : 𐤀𐤋 𐤒𐤍 𐤀𐤓𐤑 ʾl qn ʾrṣ ), означающее «ʼĒl создатель Земли», даже включая позднюю надпись в Лептис Магне в Триполитании , датируемую вторым веком. [25] В хеттских текстах это выражение становится единственным именем Илькунирса , причем этот Илькунирса появляется как муж Ашерду ( Ашера ) и отец 77 или 88 сыновей. [26]
В хурритском гимне Эль (опубликованном в Угаритике V , текст RS 24.278) его называют il brt и il dn , что Кросс (стр. 39) воспринимает как «Эль завета» и «Эль судья» соответственно. . [27]
Угарит и Левант
[ редактировать ]Для хананеев и древнего региона Леванта в целом Эл или Иль был верховным богом, отцом человечества и всех существ. [28] Он также был отцом многих богов, в первую очередь Баала , Яма и Мота , каждый из которых имел схожие атрибуты с греко-римскими богами: Зевсом , Посейдоном и Аидом соответственно.
Как записано на глиняных табличках Угарита , Эль — муж богини Ашеры .
Три списка пантеонов, найденные в Угарите (современный Рас-Шамра - арабский : رأس شمرا , Сирия ), начинаются с четырех богов иль -иб (которые, согласно Кресту; [29] — это имя родового божества, возможно, божественного предка людей), Эль, Дагну (то есть Дагон ) и Баал Сапан (то есть бог Хадду или Хадад ). [29] Хотя в Угарите был большой храм, посвященный Дагону, а другой — Хададу, храма, посвященного Элу, не было.
ʼĒl неоднократно упоминается как ṯr il («Бык ʼĒl» или «бог-бык») и il Milk («Эль-король»). [30] Он bny bnwt («Создатель созданий»), [31] ' абу бани 'или («отец богов»), [32] и аб адм («отец человека»). [31] Названия «вечный», «создатель» и «вечный» или «древний создатель» являются «характерными обозначениями Эль в ханаанских мифах и литургиях». [30] Он Хатикука («ваш патриарх»). ʼĒl – седобородый древний, полный мудрости, малку («Царь»), [31] аб шнм («Отец лет»), [31] Эль гиббур («Эль воин»). [32] Его также называют lṭpn il d p'id («Милостивый, Милостивый Бог») и lṭpn wqdš («Милостивый и Святой»). [17]
«Эль» (Отец Неба / Сатурн) и его старший сын: «Хадад» (Отец Земли / Юпитер) оба символизируются быком, и оба носят бычьи рога на своих головных уборах. [33] [34] [35] [36]
Загадочный угаритский текст «Шахар и Шалим» рассказывает, как (вероятно, незадолго до начала всего сущего) Эл пришел на берег моря и увидел двух женщин, которые покачивались вверх и вниз. Эл был сексуально возбужден, взял их двоих с собой, убил птицу, бросив в нее посох, и поджарил ее на огне. Он попросил женщин сообщить ему, когда птица будет полностью приготовлена, и тогда обращаться к нему либо как к мужу, либо как к отцу, поскольку с этого момента он будет вести себя с ними так, как они его называли. Они приветствовали его как мужа. Затем он лег с ними, и они родили Шахара («Рассвет») и Шалима («Сумерки»). И снова Эл лег со своими женами, и жены родили «милостивых богов», «рассекающих море», «детей моря». Имена этих жен явно не указаны, но в некоторых сбивающих с толку рубриках в начале отчета упоминается богиня Атират , которая в остальном является главной женой Эла, и богиня Рахмайю («из утробы»). [ нужна ссылка ]
В угаритском цикле Баала представлен Эль, имеющий собрание богов на горе Лел (Лель, возможно, означает «Ночь»), [37] и обитающие на (или в) источниках двух рек у истоков двух бездн. [38] Согласно некоторым интерпретациям текста, он живет в шатре, что может объяснить, почему у него не было храма в Угарите. Что касается рек и источников двух бездн, то они могут относиться к реальным ручьям, или к мифологическим источникам океана с соленой водой и источникам пресной воды под землей, или к водам над небесами и водам под землей. земля. В нескольких милях от болота, из которого текут реки Литани (классический Леонт) и Аси (верхний Оронт ), Баальбек может быть тем же самым, что и манбаа ан-Нахрайн («Источник Двух рек»), обитель Эль в угаритском цикле Ваала [39] обнаруженный в 1920-х годах, и отдельное заклинание змеи. [40] [41]
В эпизоде «Дворец Баала» бог Баал Хадад приглашает «семьдесят сыновей Атирата» на пир в свой новый дворец. Предположительно, эти сыновья были зачаты на Атирате от Эла; в следующих отрывках они кажутся богами ( ' ilm ) в целом или, по крайней мере, значительной их частью. Единственные сыновья Эла, названные индивидуально в угаритских текстах, - это Ямм («Море»), Мот («Смерть») и Аштар , который может быть вождем и лидером большинства сыновей Эла. Баал Хадада несколько раз называют сыном Эла, а не сыном Дагана , как его обычно называют, возможно, потому, что Эл занимает положение отца клана всех богов.
Фрагментарный текст RS 24.258 описывает банкет, на который Эл приглашает других богов, а затем позорит себя, напившись до ужаса и потеряв сознание после столкновения с неизвестным Хуббаем, «тем, с рогами и хвостом». Текст заканчивается заклинанием от похмелья . [42] [43]
Характеристика Эла в текстах Угарита не всегда благоприятна. Его авторитет не подвергается сомнению, но иногда его требуют угрозами или откровенными высмеиваниями. Он «одновременно комичен и жалок» в «роли бессилия». [44] Но, возможно, это неверное толкование, поскольку у Эль были взаимодополняющие отношения с другими божествами. Любые «различия» у них относились к функциям. Например, Эль и Баал были божественными царями, но Эль был руководителем, а Баал был хранителем космоса. [17]
Еврейская Библия
[ редактировать ]Еврейская как форма ( אל ) появляется латинскими буквами в стандартной транскрипции иврита El и в транскрипции тиверийского иврита как ʾĒl. «Эль» — это общее слово для обозначения бога , которое можно использовать для обозначения любого бога, включая Хадада , Молоха или Яхве .
В Танахе : и лохим — обычное слово, обозначающее бога или великого Бога (или богов, учитывая, что суффикс «им» образует слово во множественном числе на иврите). Но форма ' Эль также появляется, главным образом в поэтических отрывках и в патриархальных повествованиях, приписываемых жреческому источнику гипотезы документальной . оно встречается 217 раз В масоретском тексте : семьдесят три раза в Псалмах и пятьдесят пять раз в Книге Иова , а также в основном в поэтических отрывках или отрывках, написанных возвышенной прозой. Иногда оно появляется с определенным артиклем как hā'Ēl «бог» (например, во 2 Царств 22:31,33–48 ).
Теологическая позиция Танаха заключается в том, что имена Эл и Элохим , когда они используются в единственном числе для обозначения верховного бога, относятся к Яхве, рядом с которым другие боги считаются либо несуществующими, либо незначительными. Было ли это давним убеждением или относительно новым, долгое время было предметом безрезультатных научных дебатов о предыстории источников Танаха и предыстории израильской религии. В P-цепи Исход 6:3 можно перевести так:
Я открыл себя Аврааму, Исааку и Иакову как Эль-Шаддай , но не был известен им под моим именем, ЯХВЕ .
сказано Однако в Бытие 14:18–20 , что Авраам принял благословение Эла, когда Мелхиседек , царь Салема и первосвященник его божества Эль-Элиона благословил его. [45] Одна из научных позиций заключается в том, что отождествление Яхве с Элом произошло поздно, что Яхве раньше считался лишь одним из многих богов и обычно не отождествлялся с Элом. Во-вторых, в большей части еврейской Библии имя Эль является альтернативным именем Яхве, но в традициях элохистов и священников оно считается более ранним именем, чем Яхве. [46] Марк Смит утверждал, что Яхве и Эль изначально были отдельными, но с самого начала считались синонимами. [47] Имя Яхве используется в Бытие 2:4 , а в Бытии 4:26 говорится, что в то время люди начали «призывать имя Господне». [48] [49] Титул Эль « Эль-Шаддай », который представляет его как «бога степи», также может происходить из культурных верований иммигрантов из Верхней Месопотамии (т.е. Амурру ), которые были предками израильтян. [17]
В некоторых местах, особенно в 29-м псалме , Яхве явно представлен как бог грозы , [50] что-то не так об Эле, насколько известно ученым [51] (хотя это верно и в отношении его сына Баала Хаддада). [52] предсказано, что однажды Яхве сразится со змеем Левиафаном и убьет дракона в море В Исайи 27:1 . [53] Убийство змея в мифе — это деяние, приписываемое в угаритских текстах как Баалу Хададу, так и Анату , но не Элу. [54] Но некоторые ученые утверждают, что «Эль-Шаддай» отражает представление об Эль как о боге бури.
Такие мифологические мотивы по-разному рассматриваются как поздние пережитки того периода, когда Яхве занимал место в богословии, сравнимое с местом Хадада в Угарите; или как позднее генотеистическое /монотеистическое применение к Яхве деяний, которые чаще всего приписывают Хададу; или просто как примеры эклектичного применения одних и тех же мотивов и образов к разным богам. Точно так же безрезультатно спорят о том, понимались ли изначально Эль-Шаддай, Эль-Олам, Эль-Элион и т. д. как отдельные божества. Альбрехт Альт представил свои теории об первоначальных различиях таких богов в книге «Der Gott der Väter» в 1929 году. [55] Но другие утверждали, что с патриархальных времен эти разные имена обычно понимались как относящиеся к одному и тому же великому богу, Элу. Это позиция Фрэнка Мура Кросса (1973). [56] Несомненно то, что форма «Эль» действительно встречается в израильских именах всех периодов, включая имя «Йисраэль» («Израиль»), что означает «Эль стремится».
Согласно «Оксфордскому справочнику мировой мифологии» ,
Кажется почти несомненным, что Бог евреев постепенно развился из хананея Эла, который, по всей вероятности, был «Богом Авраама». жена, и есть археологические свидетельства того, что ее воспринимали как таковую еще до того, как она фактически «развелась» в контексте зарождающегося иудаизма VII века до нашей эры. (См. 4 Царств 23:15 .) [12]
Очевидная форма множественного числа « Элим» или « Элим » «боги» встречается в Танахе только четыре раза. Псалом 29 , понимаемый как псалом о возведении на престол, начинается так:
Псалом Давида.
Припишите Яхве, сыны боги ( б ага не 'Элим ),
Приписать Яхве славу и силу
В Псалме 89 :6 (стих 7 на иврите) есть:
Ибо кто на небесах сравнится с Яхве,
кого можно уподобить Яхве среди сынов богов ( б ага не «Элим »).
Традиционно б ага nê 'ēlîm интерпретировалось как «сыновья могущественных», «могучие», поскольку « Эль» может означать «могучий», хотя такое использование может быть метафорическим (сравните английское выражение [by] God ужасный ). Возможно также, что выражение « Элим» в обоих местах происходит от архаичной стандартной фразы, в которой « лм» представляло собой форму единственного числа с м -энклитикой и, следовательно, переводилось как «сыны Эла». М -энклитика появляется и в других местах Танаха и других семитских языках. Его значение неизвестно, возможно, это просто акцент. Оно появляется в аналогичных контекстах в угаритских текстах, где выражение bn 'il чередуется с bn 'ilm , но оба должны означать «сыновья Ēl». Эта фраза с m -enclitic также появляется в финикийских надписях еще в пятом веке до нашей эры.
Одно из двух других упоминаний в Танахе находится в « Песне Моисея », Исход 15:11а :
Кто подобен Тебе среди Богов ( Елим ? ), Яхве
Последнее событие находится в Даниила 11:36 :
И царь сделает по своему усмотрению; и он будет превозноситься и возвеличивать себя над каждым богом ( ' Эль ), и против Бога Богов ( ' Эль-Элим ) он будет говорить возмутительные вещи и будет преуспевать, пока возмущение не закончится: ибо то, что решено, будет сделанный.
В Танахе есть несколько случаев, когда некоторые думают : « Эль не приравнивается к Яхве». Один из примеров можно найти в Иезекииля 28:2 , в насмешке против человека, утверждающего, что он божественный, в данном случае, вождя Тира :
Сын человеческий, скажи князю Тира: «Так говорит Господь Яхве: «Потому что сердце твое возгордилось, и ты сказал: «Я — Эл (бог), на троне » и лохим ( боги ), я восседаю на троне посреди морей». Но вы человек, а не Эль , даже если вы сделали свое сердце подобным сердцу и лохим («боги»). ' "
Здесь « Эл» может относиться к общему богу или к высшему богу, «Эл». Если рассматривать обращение конкретно к царю Тира, царь, вероятно, не думал о Яхве. Если рассматривать это как общую насмешку над кем-либо, заявляющим о божественности, это может относиться, а может и не относиться к Яхве, в зависимости от контекста.
В Судей 9:46 мы находим « Эл Б. ага рит «Бог Завета», внешне то же самое, что Баал Б. ага rit «Господин Завета», поклонение которому было осуждено несколькими стихами ранее. См у Ваала . обсуждение этого отрывка .
В Псалме 82:1 говорится:
' и лохим («бог») входит в совет Эла .
он судит среди богов ( Элогим ).
Это могло означать, что Яхве судит вместе со многими другими богами как один из членов совета верховного бога Эла. Однако это также может означать, что Яхве стоит в Божественном Совете (обычно известном как Совет Эла), поскольку Эл судит среди других членов совета. Следующие стихи, в которых бог осуждает тех, кого, по его словам, ранее называли богами ( Элогимами ) и сынами Всевышнего, позволяют предположить, что здесь на самом деле бог — это Эл, осуждающий меньших богов.
появляется архаичная фраза В Исаии 14:13 : kôkk ага bê 'ēl 'звезды Бога', относящиеся к околополярным звездам, которые никогда не заходят, возможно, особенно к семи звездам Большой Медведицы . Эта фраза также встречается в надписи Пирги как hkkbm 'l (перед которым стоит определенный артикль h , за которым следует m -энклитика). Два других очевидных окаменевших выражения — это arzê-'ēl «кедры Бога» (обычно переводится как «могучие кедры», «хорошие кедры») в Псалме 80:10 (на еврейском стихе 11) и k ага harrê-'ēl «горы Божьи» (обычно переводится как «великие горы», «могучие горы») в Псалме 36:7 (на еврейском языке, стих 6).
Ссылку в некоторых текстах Второзакония 32:8 на семьдесят сыновей Божьих, соответствующих семидесяти сыновьям Эла в угаритских текстах, см. в «Элионе ».
Утверждалось, что в предполагаемой оригинальной версии 32-й главы Второзакония , сохранившейся в Септуагинте и свитках Мертвого моря , Яхве описывался как сын Эла, [57] [58] [59] [60] [61] хотя некоторые ученые не согласны с этой точкой зрения. [62] [63] [64]
Тем не менее, есть стихи, в которых Эль и Яхве однозначно объединены ( Числа 23:8 ), но некоторые ученые считают, что это попытка изобразить Эла как бога-воина, поскольку израильское общество росло и развивалось в национальное государство. [17] Кроме того, Майкл Хейзер утверждает, что тексты, которые были созданы одновременно с Книгой Второзакония (например, текст Исайи 10:13 , датируемый 8-м веком ), уже приписывают деяния Эль Яхве, и что разделение Эла и Яхве «внутренне противоречиво» внутри книги. Книга Второзаконие (например, Второзаконие 4:19–20 , Второзаконие 32:6–7 ). По мнению Хейзера, это также поднимает вопрос о том, почему девтерономисты были так неосторожны, введя эту ошибку, особенно несколькими стихами позже, и почему они не устранили их быстро как «нетерпимых монотеистов». [65]
Санчуниатон
[ редактировать ]Филон Библосский (ок. 64–141 гг. Н.э.) был греческим писателем, чей отчет о Санхуниатоне сохранился в цитатах Евсевия и может содержать основные сохранившиеся следы финикийской мифологии. Эл (переведенный как Элус или называемый его стандартным греческим аналогом Кроносом ) не является богом-творцом или первым богом. ʼĒl — скорее сын Неба ( Урана ) и Земли ( Ге ). [66] Небо и Земля сами являются детьми Элиона , «Всевышнего». [67] [68] Эл — брат бога Вефиля , Дагона и неизвестного бога, приравниваемого к греческому Атласу и богиням Афродите / Аштарт , Рее (предположительно Ашере ) и Дионе (приравниваемой к Баалат Гебал ). Эл — отец Персефоны и Афины (предположительно богини Анат ). [66]
Небо и Земля враждебно разошлись друг с другом, но Скай настаивает на том, чтобы продолжать навязывать себя Земле и пытается уничтожить детей, рожденных от таких союзов. Наконец, по совету своей дочери Афины и бога Гермеса Трисмегиста (возможно, Тота ), Эл успешно атакует своего отца Неба с серпом и железным копьем. Он и его военные союзники Элоимы получают королевство Скай. [66]
В более позднем отрывке объясняется, что Эл кастрировал Скай. Одна из наложниц Скай (которую отдали брату Эла Дагону) уже была беременна от Скай. Сын, рожденный от этого союза, названный Демаром или Зевсом, но когда-то названный Адодусом, очевидно, является Хададом, Баалом из угаритских текстов, который теперь становится союзником своего деда Неба и начинает войну с Элом.
У Эла три жены: его сестры или сводные сестры Афродита/Астарта (Аштарт), Рея (предположительно Ашера) и Диона (отождествляемая Санчуниатоном с Баалат Гебал, богиней-покровительницей Библоса , города, который, по словам Санчуниатона, основал Эл). ).
Эль изображается прежде всего как воин; в угаритских источниках Ваалу отведена роль воина, а Эль — миролюбивому, и вполне возможно, что Санчуниатон изображает более раннюю традицию, которая более сохранилась в южных регионах Ханаана. [66] [69] : 255
Евсевий , благодаря которому сохранился Санчуниафон , не заинтересован в изложении работы полностью или в порядке. Но нам говорят, что Эл убил своего собственного сына Садидуса (имя, которое, по мнению некоторых комментаторов, может быть искажением Шаддая , одного из эпитетов библейского Иль) и что Эл также обезглавил одну из своих дочерей. Позже, возможно, имея в виду ту же самую смерть Садида, нам говорят:
Но при наступлении мора и смертности Кронос приносит своего единородного сына целиком во всесожжение отцу Небу и совершает обрезание, принуждая к тому же и своих союзников.
Более полный отчет о жертвоприношении появится позже:
У древних был обычай, когда в период великой опасности правители города или народа, чтобы предотвратить общую гибель, отдавали самых любимых из своих детей в жертву в качестве выкупа мстительным демонам; и те, кого таким образом бросили, были принесены в жертву с помощью мистических обрядов. Итак, Кронос, которого финикийцы называют Элусом, который был царем страны и впоследствии, после его смерти, был обожествлен как звезда Сатурн , имел от нимфы страны по имени Анобрет единородного сына, которого они по этой причине назвали Иедудом. , единородное существо, до сих пор называемое так у финикийцев; и когда очень большая опасность войны охватила страну, он облачил своего сына в царские одежды, приготовил жертвенник и принес его в жертву.
В рассказе также говорится, что Тот:
также придумал для Кроноса как знак королевской власти четыре глаза спереди и сзади... но два из них тихо закрывались, а на его плечах четыре крыла, два распростертых для полета, и два сложенных. И символ означал, что Кронос мог видеть, когда спал, и спать, когда бодрствовал: и точно так же в случае с крыльями он летал, когда отдыхал, и находился в покое, когда летал. А каждому из других богов он дал по два крыла на плечи, что означало, что они сопровождали Кроноса в его бегстве. А самому Кроносу он снова дал два крыла на голове: одно представляло всеправящий разум, а другое — ощущение.
Это форма, в которой Эл / Кронос появляется на монетах из Библоса времен правления Антиоха IV Эпифана (175–164 гг. До н.э.) с четырьмя распростертыми крыльями и двумя сложенными крыльями, опирающимися на посох. Такие изображения продолжали появляться на монетах вплоть до времен Августа .
Посейдон
[ редактировать ]Двуязычная надпись из Пальмиры [70] датированный I веком, приравнивает Эла-Создателя Земли к греческому богу Посейдону . Возвращаясь к VIII веку до нашей эры, двуязычная надпись [71] в Каратепе в горах Тавр приравнивает Эл-Создателя Земли к лувийским иероглифам, читаемым как д аа-с , [72] это лувийская форма имени вавилонского бога воды Эа , повелителя водной бездны под землей. (В этой надписи Эль стоит на втором месте в местном пантеоне после Баал-Шамима и перед Вечным Солнцем .)
Известно, что Посейдону поклонялись в Бейруте , его изображение появлялось на монетах этого города. Посейдону Бейрутскому также поклонялись на Делосе , где существовала ассоциация торговцев, корабельных мастеров и складовиков, называемая Посейдониастами Берита, основанная в 110 или 109 году до нашей эры. Три из четырех часовен в его штаб-квартире на холме к северо-западу от Священного озера были посвящены Посейдону, Тихе города, приравненному к Астарте (то есть Аштарт), и Эшмуну .
Также на Делосе эта ассоциация тирийцев, хотя и в основном преданная Гераклу — Мелькарт , избирала члена, который будет нести корону каждый год, когда происходили жертвоприношения Посейдону. Банкир по имени Филострат подарил два алтаря: один Палестинской Афродите Урании («Аштарт») и один Посейдону « Аскалонскому ».
Хотя Санчуниатон отличает Посейдона от его Избранных/Кронуса, это может быть отделением определенного аспекта ʼĒl в эвгемеристическом описании. Отождествление аспекта Эла с Посейдоном, а не с Кроносом, могло бы показаться более соответствующим эллинистической религиозной практике, если действительно этот финикийский Посейдон действительно является тем Элом, который обитает у истоков двух бездн в угаритских текстах. Чтобы быть уверенным, необходимо больше информации.
См. также
[ редактировать ]- Элагабал (божество)
- Божественный совет
- Аллах
- Древняя семитская религия
- штукаджиг
- Энки
- Имена Бога в иудаизме
- Теофория в Библии
- Ахура Мазда
Сноски
[ редактировать ]- ^ Фонтенроуз 1957 , с. 277–279.
- ^ Фелиу 2007 , с. 301.
- ^ Jump up to: а б Гютербок 1983 , с. 325-326.
- ^ Jump up to: а б Арчи 2004 , с. 329
- ^ дю Мениль дю Бюиссон, Робер (1969). "Азиатский декор ножа Гебель эль-Арак" ( PDF) . БИФАО (на французском языке). Полет. 68. Французский институт восточной археологии . стр. 63–83. ISSN 0255-0962 . Архивировано из оригинала (PDF) 21 февраля 2014 года . Проверено 30 октября 2014 г.
- ^ «Интернет-финикийский словарь» . Архивировано из оригинала 10 августа 2014 года . Проверено 11 мая 2022 г.
- ^ Кросс 1997 , с. 14.
- ^ Коган, Леонид (2015), Генеалогическая классификация семитских языков: лексические изоглоссы . Берлин, Германия: Де Грюйтер. п. 147.
- ^ Мэтьюз 2004 , с. 79.
- ^ Желтый 1961 , с. 6.
- ^ Смит 2001 , с. 135.
- ^ Jump up to: а б Лиминг 2005 , с. 118 .
- ^ Рахмуни 2007 , с. 41.
- ^ Например: Келлер, Кэтрин (2009). «Плюриединственность творения». В Макфарланде, Ян А. (ред.). Творение и человечество: источники христианского богословия . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 74. ИСБН 9780664231354 .
[...] Элохим – поток слогов, губный, множественный. Его окончание упорно указывает на форму множественного числа слова « эло »; здесь (но не всегда) оно принимает форму глагола в единственном числе [...]
- ^ Ван Сетерс, Джон (2015). Пятикнижие: комментарий социальных наук (2-е изд.). Нью-Йорк: Bloomsbury T&T Clark. п. 13. ISBN 978-0-567-65880-7 .
- ^ Бистон, АФЛ (1982). Сабайский словарь: английский, французский, арабский . Лувен-ла-Нев: Издания Петерс. п. 5.
ˀЛ И н. ˀl, ˀl-m R 3945/1 &c (ḏ—ws²ymm), ˀlh, d. ˀлы, с. ˀlˀlt; ф. ˀlt Gl 1658/5, YM 386/4, ˀlht YM 386/2, ?p.? ˀlht J2867/8 бог/богиня, божественность | dieu/déesse, божественное
- ^ Jump up to: а б с д и Льюис, Теодор Дж. (2020). Происхождение и характер Бога: древняя израильская религия через призму божественности . Издательство Оксфордского университета. стр. 73–118. ISBN 978-0190072544 .
- ^ Кросс 1973 , с. 19.
- ^ Вятт 2002 , с. 43.
- ^ Смит, Х. (1956). « Взаимоотношения семитской и египетской вербальных систем . Т.В. Такер. Стр. xxvi 341. Джеффри Камберледж. Оксфорд, 1954. 42с» . Журнал Королевского азиатского общества . 88 (1–2): 102–103. дои : 10.1017/S0035869X00114728 . S2CID 162288496 .
- ^ Олбрайт, Wm. Ф. (1966) Протосинайские надписи и их расшифровка , с. 24
- ^ Роберт Уильям Роджерс, редактор, Клинописные параллели с Ветхим Заветом (Нью-Йорк: Eaton & Mains и Цинциннати, Огайо: Дженнингс и Грэм, 1912), стр. 268–278.
- ^ Розенталь 1969 , с. 658.
- ^ Кросс 1973 , с. 17.
- ^ Доннер и Рёллиг 1962–1964 , № 129.
- ^ Бингер 1997 , стр. 92.
- ^ Кросс 1973 , с. 39.
- ^ Пуля 2007 , с. 423.
- ^ Jump up to: а б Кросс 1973 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Кросс, Фрэнк Мур (1962). «Яхве и Бог патриархов» . Гарвардское теологическое обозрение . 55 (4): 225–259. дои : 10.1017/S0017816000007914 . JSTOR 1508722 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д Кассуто, Умберто. Богиня Анат: ханаанские эпопеи патриархальной эпохи . Институт Бялика, 1951, с. 42–44 (на иврите)
- ^ Jump up to: а б Кросс-младший, Фрэнк Мур (1962). «Яхве и Бог патриархов» . Гарвардское теологическое обозрение . 55 (4): 225–259. дои : 10.1017/S0017816000007914 . JSTOR 1508722 – через JSTOR.
- ^ Како, Андре ; Шныцер, Морис (1980). Угаритская религия . Иконография религий. Том. 15: Месопотамия и Ближний Восток. Лейден, Нидерланды: Брилл . п. 12. ISBN 978-90-04-06224-5 . LCCN 81117573 . OCLC 185416183 .
- ^ ван дер Тоорн, Бекинг и ван дер Хорст 1999 , стр. 181.
- ^ Швабе, Кэлвин В. (1978). Скот, священники и прогресс в медицине . Миннеаполис, Миннесота: Университет Миннесоты Press. п. 19. ISBN 978-0-8166-0825-6 . LCCN 77084547 . OCLC 3835386 .
- ^ Фальк, Авнер (1996). Психоаналитическая история евреев . Крэнбери, Нью-Джерси: Associated University Press. п. 49. ИСБН 978-0-8386-3660-2 . LCCN 95002895 . OCLC 32346244 .
- ^ КТУ 1.2 III АВ Б
- ^ КТУ 1.2 III AB C
- ↑ KTU 1.4 IV 21.
- ^ КТУ 1.100.3.
- ^ Штайнер (2009) .
- ^ Палмер, Шон Б. «Божественный пир Эла» . inamidst.com . Шон Б. Палмер . Проверено 5 февраля 2012 г.
- ^ Маклафлин, Джон Л. (июнь 2001 г.). Марзеах в пророческой литературе: ссылки и аллюзии в свете внебиблейских свидетельств . Брилл . стр. 24–26. ISBN 978-90-04-12006-8 . LCCN 2001025261 . OCLC 497549822 .
- ^ Маргалит 1989 , с. 484.
- ^ Куган, Майкл Дэвид (2009). Краткое введение в Ветхий Завет . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 74. ИСБН 978-0-19-533272-8 . LCCN 2008034190 . OCLC 243545942 .
- ^ Хендель, Р.С. (1992). Бытие, Книга. В DN Freedman (Ed.), The Anchor Yale Bible Dictionary (том 2, стр. 938). Нью-Йорк: Даблдей.
- ^ Смит 2002 , стр. 32–34.
- ^ «Бытие 3 (Библия синими буквами / KJV - Версия короля Иакова)» . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ «Бытие 4: Версия короля Иакова (KJV)» . Библия с синими буквами .
- ^ Смит 2002 , с. 80.
- ^ Макби Робертс, Джимми Джек (2002). Библия и Древний Ближний Восток: Сборник очерков . Айзенбрауны. п. 321. ИСБН 978-1-57506-066-8 .
- ^ Брэнд, Чад; Митчелл, Эрик; и др. (ноябрь 2015 г.). Иллюстрированный библейский словарь Холмана . Издательская группа B&H. п. 384. ИСБН 978-0-8054-9935-3 .
- ^ Скоггинс Баллентайн, Дебра (май 2015 г.). Миф о конфликте и библейская традиция . Издательство Оксфордского университета. п. 130. ИСБН 978-0-19-937026-9 .
- ^ Смит, Марк; Питард, Уэйн (24 декабря 2008 г.). «Отношения Эла с врагами Ваала» . Угаритский цикл Ваала: введение с текстом, переводом и комментариями KTU/CAT 1.3–1.4 . Том. II. Брилл. стр. 52–53. ISBN 978-90-474-4232-5 .
- ^ Альт, Альбрехт (1929). Бог отцов; вклад в предысторию израильской религии [ Бог патриархов; вклад в (изучение) (предыстории) израильской религии ] (на немецком языке). Штутгарт, Германия: Kohlhammer Verlag . LCCN49037141 . OCLC 45355375 .
- ^ Кросс 1973 .
- ^ Андерсон, Джеймс С. (27 августа 2015 г.). Монотеизм и присвоение Яхве Ваала . Издательство Блумсбери. п. 77. ИСБН 978-0-567-66396-2 .
- ^ Баркер, Маргарет (29 ноября 2012 г.). Богородица: Том 1: Дама в храме . А&С Черный. п. 124. ИСБН 978-0-567-52815-5 .
- ^ Граббе, Лестер Л. (2020). Балентайн, Сэмюэл Э. (ред.). Оксфордский справочник по ритуалам и поклонению в еврейской Библии . Издательство Оксфордского университета. п. 100. ИСБН 978-0-19-022211-6 .
- ^ Дэй, Джон (15 июня 2010 г.). Яхве и боги и богини Ханаана . Издательство Блумсбери. п. 25. ISBN 978-0-567-53783-6 .
- ^ Флинн, Шон В. (6 сентября 2019 г.). История ЯХВЕ: культурный перевод и подрывной прием в истории Израиля . Тейлор и Фрэнсис. п. 81. ИСБН 978-1-317-24713-5 .
- ^ Хесс, Ричард С. (2007). Израильские религии: археологический и библейский обзор . Бейкер Академик. стр. 103–104. ISBN 978-1-4412-0112-6 .
- ^ Смит, Марк С. (2008). Бог в переводе: Божества в межкультурном дискурсе в библейском мире . Мор Зибек. п. 203. ИСБН 978-3-16-149543-4 .
- ^ Хейзер, Майкл С. (6 июня 2008 г.). «Божественный совет» . В Лонгмане III Тремпер; Эннс, Питер (ред.). Словарь Ветхого Завета: мудрость, поэзия и сочинения: сборник современных библейских исследований . Межвузовская пресса. п. 113. ИСБН 978-0-8308-1783-2 .
- ^ Хейзер, Майкл (2006). «Являются ли Яхве и Эль разными божествами во Второзаконии 32:8-9 и Псалме 82?» . Публикации и презентации факультета LBTS : 278 – через Университет Либерти.
- ^ Jump up to: а б с д Миллер, Патрик Д. (1967). «Эль Воин». Гарвардское теологическое обозрение . 60 (4): 411–431. дои : 10.1017/S0017816000003886 . JSTOR 1509250 . S2CID 162038758 .
- ^ ван дер Тоорн, Бекинг и ван дер Хорст 1999 , стр. 294.
- ^ Ботервек, Г. Йоханнес; Ринггрен, Хельмер; Фабри, Хайнц-Йозеф (1974). Богословский словарь Ветхого Завета . Издательство Уильяма Б. Эрдманс. п. 132. ИСБН 978-0-8028-2335-9 .
- ^ Грин, Альберто Равинелл Уитни (2003). Бог грозы на Древнем Ближнем Востоке . Айзенбрауны. ISBN 9781575060699 .
- ^ Доннер и Рёллиг 1962–1964 , № 11, с. 43. и № 129.
- ^ Доннер и Рёллиг 1962–1964 , № 26.
- ^ Джонс, Скотт С. (2009). «Слухи о мудрости: Иов 28 как поэзия» . БЗАВ . 398 . Берлин, Германия: Вальтер де Грюйтер : 84. ISBN. 978-3-11-021477-2 . ISSN 0934-2575 .
Ссылки
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2004). «Перевод богов: Кумарпи, Энлиль, Даган/НИСАБА, Халки» . Ориенталия . 73 (4). GBPress – Григорианская библейская пресса: 319–336. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43078173 . Проверено 1 февраля 2023 г.
- Бингер, Тильда (1997). Ашера: Богини в Угарите, Израиле и Ветхом Завете . Шеффилд, Англия: Sheffield Academic Press . ISBN 978-1-85075-637-8 . LCCN 97205267 . OCLC 37525364 .
- Кросс, Фрэнк Мур (1973). Ханаанский миф и еврейский эпос . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-09176-4 . LCCN 72076564 . OCLC 185400934 .
- Кросс, Фрэнк Мур (1997), Ханаанский миф и еврейский эпос (переиздание), Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета , ISBN 0674091760 , получено 30 апреля 2015 г.
- Доннер, Герберт; Рёллиг, Вольфганг (1962–1964). Ханаанские и арамейские надписи (на немецком языке). Висбаден, Германия: Харрассовиц.
- Гелб, IJ (1961), Староаккадское письмо и грамматика (PDF) (2-е изд.), Чикагский университет , получено 30 апреля 2015 г.
- Фелиу, Луис (2007). «Две невесты для двух богов. Случай Шалы и Шалаша» . Он нахмурил бровь и рассмеялся . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-934628-32-8 . OCLC 191759910 .
- Фонтенроуз, Джозеф (1957). «Дагон и Эл» . Ориенс . 10 (2): 277–279. дои : 10.2307/1579640 . ISSN 0078-6527 . JSTOR 1579640 .
- Гютербок, Ганс Густав (1983), «Кумарби» , настоящий лексикон ассириологии.
- Кугель, Джеймс Л. (2007). Как читать Библию: Путеводитель по Священному Писанию тогда и сейчас . Нью-Йорк: Свободная пресса . ISBN 978-0-7432-3586-0 . LCCN 2007023466 . OCLC 181602277 .
- Лиминг, Дэвид (2005). Оксфордский справочник мировой мифологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-515669-0 . LCCN 2005014216 . ОСЛК 60492027 .
- Маргалит, Барух (1989). Угаритская поэма Ахт: текст; перевод; комментарий . Берлин, Германия: де Грюйтер. ISBN 0-89925-472-1 .
- Мэтьюз, Виктор Гарольд (2004). Судьи и Рут . Новый Кембриджский библейский комментарий. Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-00066-6 . LCCN 2003053218 . OCLC 52380969 .
- Рахмуни, Айша (2007). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Перевод Форда, Дж. Н. Лейдена, Нидерланды; Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN 9789004157699 .
- Розенталь, Франц (1969). «Амулет от Арслана Таша». В Причарде, Джеймс (ред.). Пер. в: Древние ближневосточные тексты (3-е изд.). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . п. 658. ИСБН 978-0-691-03503-1 . OCLC 5342384 .
- Смит, Марк С. (2001). Истоки библейского монотеизма: политеистическое происхождение Израиля и угаритские тексты . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-513480-3 . LCCN 99058180 . OCLC 53388532 .
- Смит, Марк С. (2002). Ранняя история Бога: Яхве и другие божества в древнем Израиле . Издательство Уильяма Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3972-5 .
- Штайнер, Ричард К. (осень 2009 г.). «О взлете и падении ханаанской религии в Баальбеке: повесть о пяти топонимах» . Журнал библейской литературы . 128 (3): 507–525. дои : 10.2307/25610200 . JSTOR 25610200 . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 8 сентября 2015 г.
- Цумура, Дэвид Тосио (2024). Был ли культ Эль в Древнем Ханаане?: Очерки угаритской религии и языка . Восточные религии в древности. Том 55. Мор Зибек. ISBN 978-3-16-161278-7 .
- ван дер Тоорн, Карел ; Бекинг, Боб ; ван дер Хорст, Питер Виллем (1999). Словарь божеств и демонов в Библии (2-е изд.). Лейден, Нидерланды: Брилл . ISBN 978-90-04-11119-6 . LCCN 98042505 . OCLC 39765350 .
- Вятт, Николас (2002). Религиозные тексты из Угарита . Библейский семинар. Том. 53 (2-е изд.). Международная издательская группа «Континуум» . ISBN 978-0-8264-6048-6 . LCCN 2002489996 . OCLC 48979997 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Брюно, Филипп (1970). Исследование культов Делоса в эллинистическую и имперскую эпоху (на французском языке). Париж, Франция: Э. де Броккар. LCCN 78851163 . ОСЛК 2349270 .
- Фонтенроуз, Джозеф Эдди (1959). Питон: исследование дельфийского мифа и его истоков . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-04091-5 . LCCN 59005144 . OCLC 4089770 .
- Текстиль, Хавьер (1977). Языческий Бог Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-07220-3 . LCCN 76024300 . ОСЛК 2644903 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эль (божество)
- Ваал
- Боги-создатели
- Божества в еврейской Библии
- Бог
- Еврейские слова и фразы в еврейской Библии
- Левантийская мифология
- Имена Бога в христианстве
- Имена Бога в иудаизме
- Финикийская мифология
- Боги неба и погоды
- Угаритские божества
- Западносемитские боги
- Скот в религии
- Божества крупного рогатого скота
- Рогатые боги
- Посейдон
- Представления о Боге
- Боги-покровители
- Божества-покровители
- Национальные боги