Пожертвовать
Пожертвовать | |
---|---|
Божественный даритель королевской власти | |
Главный культовый центр | Облако (оспаривается) [ 1 ] |
Эквиваленты | |
Месопотамский эквивалент | Энлиль [ 2 ] |
Хумбан ( эламский : 𒀭𒃲𒈨𒌍 , латинизированный: Хумбан , д ху-ум-бан , также д Хубан , Хубан [ 3 ] ) был эламским богом. Он уже засвидетельствован в самых ранних источниках, сохраняющих информацию о эламской религии, но, по-видимому, его значение возросло только в неоэламский период, когда многие цари носили теофорные имена, упоминающие его. Он был связан с понятием китин , или божественной защиты.
Благодаря своей роли в религии неоэламского человека, ему поклонялись и самые ранние персидские правители из династии Ахеменидов , о чем свидетельствуют Административные архивы Персеполя , где он упоминается даже чаще, чем Ахура Мазда .
Характер
[ редактировать ]Вероятно, если на западе Элама Иншушинак , то восточнее положение Хумбана было выше. главой пантеона считался [ 4 ] В то же время, за исключением документов периода Ахеаменидов , Хумбан не фигурирует в текстах, обнаруженных восточнее Изе в Хузестане . [ 5 ] По словам Воутера Хенкельмана, это указывает на то, что то, что в науке называют « эламской религией », скорее всего, было «лоскутным одеялом местных традиций». [ 4 ]
Хумбана можно было назвать ришар наппипир , «величайший из богов» или «великий среди богов», хотя этот эпитет применялся и к Иншушинаку. [ 6 ] Надпись Ханни из Аяпира называет его ришар наппирра , «величайший бог». [ 7 ] Другим его эпитетом могло быть elume , возможно, заимствованное из аккадского elû («высокий», «возвышенный»), но неясно, следует ли интерпретировать отрывок, в котором он засвидетельствован, как относящийся к богу как «Хумбан Возвышенный». ", или вместо этого оно обозначает местонахождение его храма. [ 8 ]
Превосходство Хумбана над другими богами можно было признать в храмах, не посвященных ему, например, предполагается, что святилище Аяпир, из которого известен эпитет ришар наппирра, скорее всего, было посвящено местному богу Тирутуру, а не Хумбану. [ 7 ]
Хитин
[ редактировать ]Считалось, что Хумбан даровал китин . правителям [ 5 ] Этот термин часто переводят как «божественная защита», но его значение, скорее всего, было более широким, и в отдельных источниках он мог обозначать такие понятия, как «божественная царская власть», «божественная юридическая защита», «юридическая власть». , «правовой порядок» или даже «божественная эмблема». [ 5 ] Считалось, что его даровали и другие боги, например Иншушинак, [ 9 ] Тепти и Тирутур, но китин Хумбана считался самым важным для царей неоэламского периода. [ 7 ]
Неясно, когда Хумбан стал богом, связанным с царской властью, но, возможно, это было теологическое новшество неоэламского периода. [ 7 ] Точно так же термин китин в значительной степени ограничивается административными текстами более ранних периодов и начинает появляться в царских надписях только в неоэламские времена. [ 9 ] В личных именах его использование до этого периода ограничивалось источниками из Маляна. [ 9 ]
Единственное упоминание о китине встречается в « Даивской надписи » Ксеркса I , правда, только в эламской версии, а не в сопровождающих ее аккадской и персидской . [ 10 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самым старым свидетельством Хумбана является Аккадский договор Нарам-Сина , подписантами которого были упомянутый аккадский правитель (годы правления 2260-2223 гг. до н.э.) и неизвестный эламский монарх, которого часто считали Хитой из Авана , хотя определенные доказательства отсутствуют. [ 11 ] Хумбан занимает второе место среди божеств, перечисленных в качестве свидетелей, после Пиникира . [ 11 ] Его имя пишется как д ху-ба-ан в этом документе. [ 11 ] Другие перечисленные божественные свидетели включают божества как эламского (например, Симут и Хутран), так и западного ( Илаба , Ишара , Манзат , Нинкаррак , Нинурта ) происхождения. [ 12 ] Договор использовался как доказательство того, что Хумбан был богом, происходящим из Авана или уже занимавшим важное положение в «аванитском» пантеоне в третьем тысячелетии до нашей эры, но Воутер Хенкельман предполагает, что необходима осторожность, поскольку он упоминается только один раз в в этом документе, в то время как Иншушинак, который, будучи богом-покровителем Суз , не обязательно играл главную роль в Аване, упоминается шесть раз. [ 1 ]
В тексте из Суз, примерно одновременно с договором Нарам-Син, упоминается день, в течение которого Хумбану было предложено зерно, но не уточняется, где это произошло. [ 3 ] В последующий период Суккалмы единственным свидетельством поклонения Хумбану являются теофорные имена в административных текстах, такие как Кук-Хумбан. [ 3 ]
В среднеэламский период (вторая половина второго тысячелетия до н.э.) царь Унташ-Напириша построил храм Хумбана в Чогха-Занбиле . [ 3 ] Хумбан фигурирует и в надписи со стелы царя Шилхака-Иншушинака I, в которой он занимает четвертое место среди перечисленных богов, после Напириши , Киририши и Иншушинака. [ 13 ] Тот же царь также перестроил «резиденцию» ( мурти ) Хумбана. [ 6 ]

Популярность Хумбана, по-видимому, возросла в неоэламский период. [ 14 ] о чем свидетельствует большое количество теофорных имен, ссылающихся на него. [ 15 ] По крайней мере тринадцать неоэламских царей или претендентов на престол, примерно половина эламских правителей того периода, носили такие имена. [ 16 ] Примеры включают Хумбан-халташ III и Тепти-Хумбан-Иншушинак. [ 16 ] Для сравнения, только два из них засвидетельствованы из более ранних времен, а именно Хуба-симти из саргонского периода и Хумбан-Нумена , который правил около 1350 г. до н.э. [ 16 ] Неоэламские правители, в надписях которых упоминается Хумбан, включают Ханни из Аяпира, Тепти-Хумбан-Иншушинак и, возможно, Атта-хамити-Иншушинак. [ 17 ] Надпись Тепти-Хумбан-Иншушинака указывает на то, что среди духовенства Хумбана в его времена была верховная жрица. [ 18 ]
В ряде эламских топографических названий упоминается Хумбан, например Тил Хумба, «холм Хумбана», расположенный недалеко от западной границы Элама, [ 17 ] или город Зила-Хумбан, расположенный в районе Фахлиян, [ 19 ] возможно, недалеко от Курангуна. [ 20 ]
Ахеменидский прием
[ редактировать ]В архиве укреплений Персеполя Хумбан появляется чаще, чем любое другое эламское или персидское божество, всего двадцать шесть упоминаний. [ 14 ] Для сравнения, Аурамазда ( Ахура Мазда ) появляется всего десять раз. [ 14 ] Количество зерна, которое, согласно этим документам, было предложено Хумбану администрацией Ахеменидов, было более чем в три раза больше, чем предложено Аурамазде. [ 14 ] Утверждалось, что в этот период его следует рассматривать не как эламского бога, а как персидского. [ 21 ]
Мэри Бойс дошла до того, что предположила, что выдающееся положение Хумбана в неоэламский период повлияло на положение Ахура Мазды в религии персов, но Воутер Хенкельман считает это предложение полностью спекулятивным. [ 5 ] Тем не менее вполне вероятно, что концепция китина , связанная с неоэламским периодом с Хумбаном, позже была закреплена за Ахура Маздой, на что указывает надпись Ксеркса, использующая этот термин. [ 22 ] Роль Ахура Мазды как божественного создателя королей, вероятно, также была основана на роли Хумбана. [ 23 ]
Большинство из девятнадцати жрецов (восемь из них обозначены как шатины ) Хумбана, известных по ахеменидским документам, носят лингвистически иранские , а не эламские имена (например, Мардунуйя и Яма), причем процентное соотношение имен последнего типа среди них аналогично десять процентов засвидетельствовано среди населения в целом. [ 24 ] Хумбан мог получать подношения вместе с богами различных культур, включая Ахура Мазду и Адада . [ 24 ]
Большинство мест, где поклонялись Хумбану в период Ахеменидов, были городами, расположенными недалеко от сети королевских дорог. [ 21 ]
Месопотамский прием
[ редактировать ]Хумбан засвидетельствован четырьмя теофорными именами из Ниппура касситского периода , больше, чем любое божество ни месопотамского , ни касситского происхождения, за исключением хурритского бога Тешуба , который присутствует в пятнадцати именах, и Симута , присутствующего в девяти именах. [ 25 ]
В неоассирийский период Хумбан считался эквивалентом Энлиля . [ 2 ] на что указывают два комментария к серии заклинаний Шурпу . [ 7 ] Это уравнение, скорее всего, было основано на их общей роли как источников королевской власти в соответствующих культурах, поскольку нет никаких доказательств в пользу или против приписывания Хумбану каких-либо других функций Энлиля (таких как определение судеб или контроль над погодой). [ 7 ] Основываясь на уравнении Хумбана с Энлилем и Ану с Джабру в таких источниках, Хайдемари Кох предположила, что Джабру считался отцом Хумбана. [ 26 ] Однако Джабру не упоминается ни в каких эламских источниках, а только в месопотамских, и иногда его самого описывали как эламского аналога Энлиля. [ 27 ] Например, согласно списку богов Ан = Анум , бог, носящий имя Ябну ( д иа-аб-на ) был «Энлилем Эламским». [ 28 ] По мнению Уилфреда Г. Ламберта , Янбу следует понимать как того же бога, что и Джабру. [ 27 ]
Хумбан также появляется вместе с Джабру и Напиришей в тексте « Видение ассирийского принца из подземного мира» . [ 29 ] Александр Локотионов отмечает, что эта последовательность богов отражает ссылку на Хумбана в Шурпу , и что ее включение, возможно, указывает на то, что для ассирийцев подземный мир «мог быть просто хранилищем экзотики и необычности». [ 29 ]
Амманкасибар, бог, статуя которого согласно анналам Ашшурбанипала была перевезена в Ассирию, некоторыми исследователями отождествляется с Хумбаном, но правдоподобного объяснения элемента казибар в его имени нет. [ 30 ]
Опровергнутые теории
[ редактировать ]
Ранняя, теперь дискредитированная теория, предложенная Георгом Хюсингом в 1916 году, была направлена на то, чтобы связать Хумбана с библейским Аманом , греческим мифическим персонажем Мемноном (основанным на Хумбане-Нумене согласно Хюзингу), египетским богом Аммоном и японским Хачиманом . [ 31 ]
Хотя в прошлых исследованиях предполагалось, что Хумбан мог быть моделью Хумбабы , хранителя Кедрового леса в эпосе о Гильгамеше , сегодня эта теория больше не считается правдоподобной, по мнению Эндрю Р. Джорджа , который отмечает, что она опиралась на о «небезопасных исторических выводах». [ 32 ] Имя Хумбаба не имеет четкой лингвистической принадлежности, и его написание варьируется в зависимости от места и периода времени, при этом первоначальная форма - Хувава. [ 33 ] На основании свидетельств периода Ура III предполагается, что первоначально это было обычное личное имя, использовавшееся в Месопотамии. [ 33 ]
Согласно другой, более не принятой теории, первоначально предложенной Вальтером Хинцем , Хумбан был тем же богом, что и Напириша, причем последнее было «табуированным именем» первого. [ 31 ] Точно так же Киририша считалась табуированным именем Пиникира, а не отдельным божеством. [ 31 ] Эта точка зрения широко критиковалась, начиная с 1980-х годов. [ 34 ] при этом некоторые сомнения по поводу первого случая были высказаны еще в 1901 году, и сегодня он больше не поддерживается экспертами. [ 35 ] Из-за его распространенности в прошлом, некоторые старые публикации переоценивают количество надписей, относящихся к Хумбану, рассматривая логограмму. АН ГАЛ или ДИНГИР.ГАЛ, соответствующий Напирише (эламский: «великий бог»; клинописные знаки логограммы имеют то же значение на шумерском языке ), вместо этого представляющий его. [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , стр. 355–356.
- ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , с. 361.
- ^ Jump up to: а б с д Хенкельман 2008 , с. 356.
- ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б с д Хенкельман 2008 , с. 364.
- ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , с. 357.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хенкельман 2008 , с. 366.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 358.
- ^ Jump up to: а б с Хенкельман 2008 , с. 367.
- ^ Хенкельман 2008 , стр. 367–368.
- ^ Jump up to: а б с Хенкельман 2008 , с. 355.
- ^ Поттс 1999 , с. 111.
- ^ Хенкельман 2008 , стр. 356–357.
- ^ Jump up to: а б с д Хенкельман 2008 , с. 353.
- ^ Хенкельман 2008 , стр. 358–359.
- ^ Jump up to: а б с Хенкельман 2008 , с. 359.
- ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , с. 360.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 362.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 44.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 376.
- ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , с. 374.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 371.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 384.
- ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , с. 372.
- ^ Варфоломей 2017 , с. 310
- ^ Кох 1995 , стр. 1961.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 1980 , с. 229.
- ^ Фелиу 2006 , с. 245.
- ^ Jump up to: а б Локтионов 2016 , с.51.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 350.
- ^ Jump up to: а б с д Хенкельман 2008 , с. 354.
- ^ Джордж 2003 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б Джордж 2003 , с. 144.
- ^ Де Граф 2018 , с. 131.
- ^ Хенкельман 2008 , стр. 354–355.
Библиография
[ редактировать ]- Бартельмус, Алекса (2017). «Боги касситского периода. Анализ их появления в современных текстовых источниках». Кардуняш. Вавилония под властью касситов . Де Грютер. стр. 245–312. дои : 10.1515/9781501503566-011 . ISBN 978-1-5015-0356-6 .
- Де Граф, Катриен (2018). «Печать чиновника или официальная печать? Использование судебных печатей в древневавилонских Сузах и Хафт-Тепе» (PDF) . Журнал Американского восточного общества . 138 (1). Американское восточное общество. дои : 10.7817/jameroriesoci.138.1.0121 . ISSN 0003-0279 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2022 г. Проверено 11 апреля 2022 г.
- Фелиу, Луис (2006). «Относительно этимологии Энлиля: подход An = Anum» . Šapal tibnim mü illakū: исследования, подаренные Хоакину Санмартину по случаю его 65-летия . Барселона: Редакция AUSA. ISBN 84-88810-71-7 . OCLC 157130833 .
- Джордж, Эндрю Р. (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше: введение, критическое издание и клинописные тексты . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814922-0 . OCLC 51668477 .
- Хенкельман, Воутер FM (2008). Другие боги, которые есть: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя . Лейден: Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN 978-90-6258-414-7 .
- Кох, Хайдемари (1995). «Богословие и богослужение в Эламе и Ахеменидском Иране». Цивилизации Древнего Ближнего Востока . 3 : 1959–1969.
- Ламберт, Уилфред Г. (1980), «Джабну» , Reallexikon der Assyriologie , получено 11 апреля 2022 г.
- Локтионов, Александр Александрович (2016). «Египтизирующий» преступный мир судит ассирийского принца? Новые взгляды на НДС 10057» (PDF) . Журнал древней истории Ближнего Востока . 3 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 39–55. дои : 10.1515/janeh-2016-0012 . ISSN 2328-9554 .
- Поттс, Дэниел Т. (1999). Археология Элама . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511489617 . ISBN 978-0-521-56358-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хенкельман, Воутер Ф.М. «Хумбан и Аурамазда: королевские боги в персидском пейзаже». В: Персидская религия в период Ахеменидов / La Religion Perse à l'époque Achéménide , под редакцией Воутера Ф.М. Хенкельмана и Селин Редар, 1-е изд. Harrassowitz Verlag, 2017. стр. 273–346.