Jump to content

Пожертвовать

Пожертвовать
Божественный даритель королевской власти
Главный культовый центр Облако (оспаривается) [ 1 ]
Эквиваленты
Месопотамский эквивалент Энлиль [ 2 ]

Хумбан ( эламский : 𒀭𒃲𒈨𒌍 , латинизированный: Хумбан , д ху-ум-бан , также д Хубан , Хубан [ 3 ] ) был эламским богом. Он уже засвидетельствован в самых ранних источниках, сохраняющих информацию о эламской религии, но, по-видимому, его значение возросло только в неоэламский период, когда многие цари носили теофорные имена, упоминающие его. Он был связан с понятием китин , или божественной защиты.

Благодаря своей роли в религии неоэламского человека, ему поклонялись и самые ранние персидские правители из династии Ахеменидов , о чем свидетельствуют Административные архивы Персеполя , где он упоминается даже чаще, чем Ахура Мазда .

Характер

[ редактировать ]

Вероятно, если на западе Элама Иншушинак , то восточнее положение Хумбана было выше. главой пантеона считался [ 4 ] В то же время, за исключением документов периода Ахеаменидов , Хумбан не фигурирует в текстах, обнаруженных восточнее Изе в Хузестане . [ 5 ] По словам Воутера Хенкельмана, это указывает на то, что то, что в науке называют « эламской религией », скорее всего, было «лоскутным одеялом местных традиций». [ 4 ]

Хумбана можно было назвать ришар наппипир , «величайший из богов» или «великий среди богов», хотя этот эпитет применялся и к Иншушинаку. [ 6 ] Надпись Ханни из Аяпира называет его ришар наппирра , «величайший бог». [ 7 ] Другим его эпитетом могло быть elume , возможно, заимствованное из аккадского elû («высокий», «возвышенный»), но неясно, следует ли интерпретировать отрывок, в котором он засвидетельствован, как относящийся к богу как «Хумбан Возвышенный». ", или вместо этого оно обозначает местонахождение его храма. [ 8 ]

Превосходство Хумбана над другими богами можно было признать в храмах, не посвященных ему, например, предполагается, что святилище Аяпир, из которого известен эпитет ришар наппирра, скорее всего, было посвящено местному богу Тирутуру, а не Хумбану. [ 7 ]

Считалось, что Хумбан даровал китин . правителям [ 5 ] Этот термин часто переводят как «божественная защита», но его значение, скорее всего, было более широким, и в отдельных источниках он мог обозначать такие понятия, как «божественная царская власть», «божественная юридическая защита», «юридическая власть». , «правовой порядок» или даже «божественная эмблема». [ 5 ] Считалось, что его даровали и другие боги, например Иншушинак, [ 9 ] Тепти и Тирутур, но китин Хумбана считался самым важным для царей неоэламского периода. [ 7 ]

Неясно, когда Хумбан стал богом, связанным с царской властью, но, возможно, это было теологическое новшество неоэламского периода. [ 7 ] Точно так же термин китин в значительной степени ограничивается административными текстами более ранних периодов и начинает появляться в царских надписях только в неоэламские времена. [ 9 ] В личных именах его использование до этого периода ограничивалось источниками из Маляна. [ 9 ]

Единственное упоминание о китине встречается в « Даивской надписи » Ксеркса I , правда, только в эламской версии, а не в сопровождающих ее аккадской и персидской . [ 10 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Самым старым свидетельством Хумбана является Аккадский договор Нарам-Сина , подписантами которого были упомянутый аккадский правитель (годы правления 2260-2223 гг. до н.э.) и неизвестный эламский монарх, которого часто считали Хитой из Авана , хотя определенные доказательства отсутствуют. [ 11 ] Хумбан занимает второе место среди божеств, перечисленных в качестве свидетелей, после Пиникира . [ 11 ] Его имя пишется как д ху-ба-ан в этом документе. [ 11 ] Другие перечисленные божественные свидетели включают божества как эламского (например, Симут и Хутран), так и западного ( Илаба , Ишара , Манзат , Нинкаррак , Нинурта ) происхождения. [ 12 ] Договор использовался как доказательство того, что Хумбан был богом, происходящим из Авана или уже занимавшим важное положение в «аванитском» пантеоне в третьем тысячелетии до нашей эры, но Воутер Хенкельман предполагает, что необходима осторожность, поскольку он упоминается только один раз в в этом документе, в то время как Иншушинак, который, будучи богом-покровителем Суз , не обязательно играл главную роль в Аване, упоминается шесть раз. [ 1 ]

В тексте из Суз, примерно одновременно с договором Нарам-Син, упоминается день, в течение которого Хумбану было предложено зерно, но не уточняется, где это произошло. [ 3 ] В последующий период Суккалмы единственным свидетельством поклонения Хумбану являются теофорные имена в административных текстах, такие как Кук-Хумбан. [ 3 ]

В среднеэламский период (вторая половина второго тысячелетия до н.э.) царь Унташ-Напириша построил храм Хумбана в Чогха-Занбиле . [ 3 ] Хумбан фигурирует и в надписи со стелы царя Шилхака-Иншушинака I, в которой он занимает четвертое место среди перечисленных богов, после Напириши , Киририши и Иншушинака. [ 13 ] Тот же царь также перестроил «резиденцию» ( мурти ) Хумбана. [ 6 ]

Ассирийский рельеф, изображающий пленение царя Хумбан-халташа III.

Популярность Хумбана, по-видимому, возросла в неоэламский период. [ 14 ] о чем свидетельствует большое количество теофорных имен, ссылающихся на него. [ 15 ] По крайней мере тринадцать неоэламских царей или претендентов на престол, примерно половина эламских правителей того периода, носили такие имена. [ 16 ] Примеры включают Хумбан-халташ III и Тепти-Хумбан-Иншушинак. [ 16 ] Для сравнения, только два из них засвидетельствованы из более ранних времен, а именно Хуба-симти из саргонского периода и Хумбан-Нумена , который правил около 1350 г. до н.э. [ 16 ] Неоэламские правители, в надписях которых упоминается Хумбан, включают Ханни из Аяпира, Тепти-Хумбан-Иншушинак и, возможно, Атта-хамити-Иншушинак. [ 17 ] Надпись Тепти-Хумбан-Иншушинака указывает на то, что среди духовенства Хумбана в его времена была верховная жрица. [ 18 ]

В ряде эламских топографических названий упоминается Хумбан, например Тил Хумба, «холм Хумбана», расположенный недалеко от западной границы Элама, [ 17 ] или город Зила-Хумбан, расположенный в районе Фахлиян, [ 19 ] возможно, недалеко от Курангуна. [ 20 ]

Ахеменидский прием

[ редактировать ]

В архиве укреплений Персеполя Хумбан появляется чаще, чем любое другое эламское или персидское божество, всего двадцать шесть упоминаний. [ 14 ] Для сравнения, Аурамазда ( Ахура Мазда ) появляется всего десять раз. [ 14 ] Количество зерна, которое, согласно этим документам, было предложено Хумбану администрацией Ахеменидов, было более чем в три раза больше, чем предложено Аурамазде. [ 14 ] Утверждалось, что в этот период его следует рассматривать не как эламского бога, а как персидского. [ 21 ]

Мэри Бойс дошла до того, что предположила, что выдающееся положение Хумбана в неоэламский период повлияло на положение Ахура Мазды в религии персов, но Воутер Хенкельман считает это предложение полностью спекулятивным. [ 5 ] Тем не менее вполне вероятно, что концепция китина , связанная с неоэламским периодом с Хумбаном, позже была закреплена за Ахура Маздой, на что указывает надпись Ксеркса, использующая этот термин. [ 22 ] Роль Ахура Мазды как божественного создателя королей, вероятно, также была основана на роли Хумбана. [ 23 ]

Большинство из девятнадцати жрецов (восемь из них обозначены как шатины ) Хумбана, известных по ахеменидским документам, носят лингвистически иранские , а не эламские имена (например, Мардунуйя и Яма), причем процентное соотношение имен последнего типа среди них аналогично десять процентов засвидетельствовано среди населения в целом. [ 24 ] Хумбан мог получать подношения вместе с богами различных культур, включая Ахура Мазду и Адада . [ 24 ]

Большинство мест, где поклонялись Хумбану в период Ахеменидов, были городами, расположенными недалеко от сети королевских дорог. [ 21 ]

Месопотамский прием

[ редактировать ]

Хумбан засвидетельствован четырьмя теофорными именами из Ниппура касситского периода , больше, чем любое божество ни месопотамского , ни касситского происхождения, за исключением хурритского бога Тешуба , который присутствует в пятнадцати именах, и Симута , присутствующего в девяти именах. [ 25 ]

В неоассирийский период Хумбан считался эквивалентом Энлиля . [ 2 ] на что указывают два комментария к серии заклинаний Шурпу . [ 7 ] Это уравнение, скорее всего, было основано на их общей роли как источников королевской власти в соответствующих культурах, поскольку нет никаких доказательств в пользу или против приписывания Хумбану каких-либо других функций Энлиля (таких как определение судеб или контроль над погодой). [ 7 ] Основываясь на уравнении Хумбана с Энлилем и Ану с Джабру в таких источниках, Хайдемари Кох предположила, что Джабру считался отцом Хумбана. [ 26 ] Однако Джабру не упоминается ни в каких эламских источниках, а только в месопотамских, и иногда его самого описывали как эламского аналога Энлиля. [ 27 ] Например, согласно списку богов Ан = Анум , бог, носящий имя Ябну ( д иа-аб-на ) был «Энлилем Эламским». [ 28 ] По мнению Уилфреда Г. Ламберта , Янбу следует понимать как того же бога, что и Джабру. [ 27 ]

Хумбан также появляется вместе с Джабру и Напиришей в тексте « Видение ассирийского принца из подземного мира» . [ 29 ] Александр Локотионов отмечает, что эта последовательность богов отражает ссылку на Хумбана в Шурпу , и что ее включение, возможно, указывает на то, что для ассирийцев подземный мир «мог быть просто хранилищем экзотики и необычности». [ 29 ]

Амманкасибар, бог, статуя которого согласно анналам Ашшурбанипала была перевезена в Ассирию, некоторыми исследователями отождествляется с Хумбаном, но правдоподобного объяснения элемента казибар в его имени нет. [ 30 ]

Опровергнутые теории

[ редактировать ]
Глиняная доска с изображением Хумбаба, которую в прошлом ошибочно считали родственной Хумбану. Музей Сулеймании , Ирак.

Ранняя, теперь дискредитированная теория, предложенная Георгом Хюсингом в 1916 году, была направлена ​​на то, чтобы связать Хумбана с библейским Аманом , греческим мифическим персонажем Мемноном (основанным на Хумбане-Нумене согласно Хюзингу), египетским богом Аммоном и японским Хачиманом . [ 31 ]

Хотя в прошлых исследованиях предполагалось, что Хумбан мог быть моделью Хумбабы , хранителя Кедрового леса в эпосе о Гильгамеше , сегодня эта теория больше не считается правдоподобной, по мнению Эндрю Р. Джорджа , который отмечает, что она опиралась на о «небезопасных исторических выводах». [ 32 ] Имя Хумбаба не имеет четкой лингвистической принадлежности, и его написание варьируется в зависимости от места и периода времени, при этом первоначальная форма - Хувава. [ 33 ] На основании свидетельств периода Ура III предполагается, что первоначально это было обычное личное имя, использовавшееся в Месопотамии. [ 33 ]

Согласно другой, более не принятой теории, первоначально предложенной Вальтером Хинцем [ де ] , Хумбан был тем же богом, что и Напириша, причем последнее было «табуированным именем» первого. [ 31 ] Точно так же Киририша считалась табуированным именем Пиникира, а не отдельным божеством. [ 31 ] Эта точка зрения широко критиковалась, начиная с 1980-х годов. [ 34 ] при этом некоторые сомнения по поводу первого случая были высказаны еще в 1901 году, и сегодня он больше не поддерживается экспертами. [ 35 ] Из-за его распространенности в прошлом, некоторые старые публикации переоценивают количество надписей, относящихся к Хумбану, рассматривая логограмму. АН ГАЛ или ДИНГИР.ГАЛ, соответствующий Напирише (эламский: «великий бог»; клинописные знаки логограммы имеют то же значение на шумерском языке ), вместо этого представляющий его. [ 31 ]

  1. ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , стр. 355–356.
  2. ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , с. 361.
  3. ^ Jump up to: а б с д Хенкельман 2008 , с. 356.
  4. ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , с. 60.
  5. ^ Jump up to: а б с д Хенкельман 2008 , с. 364.
  6. ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , с. 357.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Хенкельман 2008 , с. 366.
  8. ^ Хенкельман 2008 , с. 358.
  9. ^ Jump up to: а б с Хенкельман 2008 , с. 367.
  10. ^ Хенкельман 2008 , стр. 367–368.
  11. ^ Jump up to: а б с Хенкельман 2008 , с. 355.
  12. ^ Поттс 1999 , с. 111.
  13. ^ Хенкельман 2008 , стр. 356–357.
  14. ^ Jump up to: а б с д Хенкельман 2008 , с. 353.
  15. ^ Хенкельман 2008 , стр. 358–359.
  16. ^ Jump up to: а б с Хенкельман 2008 , с. 359.
  17. ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , с. 360.
  18. ^ Хенкельман 2008 , с. 362.
  19. ^ Хенкельман 2008 , с. 44.
  20. ^ Хенкельман 2008 , с. 376.
  21. ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , с. 374.
  22. ^ Хенкельман 2008 , с. 371.
  23. ^ Хенкельман 2008 , с. 384.
  24. ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , с. 372.
  25. ^ Варфоломей 2017 , с. 310
  26. ^ Кох 1995 , стр. 1961.
  27. ^ Jump up to: а б Ламберт 1980 , с. 229.
  28. ^ Фелиу 2006 , с. 245.
  29. ^ Jump up to: а б Локтионов 2016 , с.51.
  30. ^ Хенкельман 2008 , с. 350.
  31. ^ Jump up to: а б с д Хенкельман 2008 , с. 354.
  32. ^ Джордж 2003 , с. 147.
  33. ^ Jump up to: а б Джордж 2003 , с. 144.
  34. ^ Де Граф 2018 , с. 131.
  35. ^ Хенкельман 2008 , стр. 354–355.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бартельмус, Алекса (2017). «Боги касситского периода. Анализ их появления в современных текстовых источниках». Кардуняш. Вавилония под властью касситов . Де Грютер. стр. 245–312. дои : 10.1515/9781501503566-011 . ISBN  978-1-5015-0356-6 .
  • Де Граф, Катриен (2018). «Печать чиновника или официальная печать? Использование судебных печатей в древневавилонских Сузах и Хафт-Тепе» (PDF) . Журнал Американского восточного общества . 138 (1). Американское восточное общество. дои : 10.7817/jameroriesoci.138.1.0121 . ISSN   0003-0279 . Архивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2022 г. Проверено 11 апреля 2022 г.
  • Фелиу, Луис (2006). «Относительно этимологии Энлиля: подход An = Anum» . Šapal tibnim mü illakū: исследования, подаренные Хоакину Санмартину по случаю его 65-летия . Барселона: Редакция AUSA. ISBN  84-88810-71-7 . OCLC   157130833 .
  • Джордж, Эндрю Р. (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше: введение, критическое издание и клинописные тексты . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-814922-0 . OCLC   51668477 .
  • Хенкельман, Воутер FM (2008). Другие боги, которые есть: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя . Лейден: Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN  978-90-6258-414-7 .
  • Кох, Хайдемари (1995). «Богословие и богослужение в Эламе и Ахеменидском Иране». Цивилизации Древнего Ближнего Востока . 3 : 1959–1969.
  • Ламберт, Уилфред Г. (1980), «Джабну» , Reallexikon der Assyriologie , получено 11 апреля 2022 г.
  • Локтионов, Александр Александрович (2016). «Египтизирующий» преступный мир судит ассирийского принца? Новые взгляды на НДС 10057» (PDF) . Журнал древней истории Ближнего Востока . 3 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 39–55. дои : 10.1515/janeh-2016-0012 . ISSN   2328-9554 .
  • Поттс, Дэниел Т. (1999). Археология Элама . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511489617 . ISBN  978-0-521-56358-1 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 39c0c3bf5cdfb3a4fb39abc545e58d4d__1715937480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/39/4d/39c0c3bf5cdfb3a4fb39abc545e58d4d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Humban - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)