Jump to content

Поток это

Поток это
Эламская «матерь богов» [ 1 ]
Женское божество, изображенное на рельефе Курангуна, часто идентифицируемое как Киририша. [ 2 ]
Главный культовый центр Лиян , Чога Занбил
Генеалогия
Супруга Я доставляю [ 2 ]
Дети Лес [ 3 ]

Киририша ( эламский : «великая госпожа»). [ 4 ] ) была главной богиней, которой поклонялись в Эламе . [ 5 ]

Ранние ученые ошибочно идентифицировали ее как одну и ту же с Пиникир , неродственной богиней. [ 6 ] из другой части Элама. [ 1 ]

Характер

[ редактировать ]

Современные исследователи считают Кириришу одним из самых выдающихся эламских божеств. [ 5 ] В эламских текстах она упоминается как «матерь богов». [ 1 ]

Надпись Ханни из Аяпира неоэламского периода описывает ее, Напиришу и Тепти как богов, «которые всегда защищали воду и землю» или «которые позволяли процветать воде и земле». [ 7 ] Ассоциация Напириши с водой хорошо засвидетельствована: [ 8 ] Воутер Хенкельман предполагает, что Кирирша могла быть связана с землей. [ 2 ] и что она — божество, имя которого представлено только логограммой КИ («земля» по-шумерски) в архиве укреплений Персеполя . [ 2 ]

Киририша также имела пока неясную связь со смертью, о чем свидетельствует ее эпитет зана Лиян лахакара , «госпожа смерти в Лияне». [ 9 ] Множество других эламских божеств назывались лахакара («смерти»), в том числе Иншушинак и богиня Упуркубак. [ 1 ] Было предложено, чтобы некоторые религиозные сооружения, а именно монументальные ворота и так называемый сиян хусаме («храм в роще») [ 10 ] ) были связаны с характером божества, связанного с подземным миром в Эламе, но эта теория оспаривается. [ 11 ] Раскопки в окрестностях Бушера в Иране , рядом с городищем древнего Лияна, выявили существование обычая «захоронения» пальм, который исследователи предварительно связывают с культом Киририши. [ 9 ]

Ассоциация с другими божествами

[ редактировать ]

В эламских текстах Напириша и Кириша считаются супругами. [ 2 ] Было высказано предположение, что это могла быть божественная пара, изображенная на рельефах из Курангуна и Накш-э Ростама. [ 2 ]

Киририша и Напириша в надписях обычно группировались с Иншушинаком, что побудило некоторых исследователей предположить, что они понимались как троица в эламском пантеоне. [ 5 ] Милан Джахамгирфар отмечает, что эламские группы божеств различались в зависимости от конкретной области, но, тем не менее, предварительно принимает точку зрения, что Иншушинак, Напириша и Кириша составляли триаду в национальном пантеоне. [ 12 ]

Бог Хутран, родом из Авана, [ 1 ] считался сыном Киририши и Напириши. [ 3 ]

Поклонение

[ редактировать ]
Статуя Напира-Асу, на которой написана формула проклятия, призывающая Кириришу. [ 13 ]

Киририша, скорее всего, была богиней-покровительницей Лияна. [ 1 ] где она засвидетельствована еще в 19 веке до нашей эры. [ 12 ] Она также была важным членом пантеона Аньшаня. [ 1 ] Ее поклонение распространилось на различные места Эламского нагорья в конце среднеэламского периода. [ 2 ]

Царь Хумбан-Нумена построил в Лияне посвященный ей храм. [ 14 ] Позже он был восстановлен Шутруком-Нахунте. [ 15 ] а также Кутир-Наххунте. [ 16 ]

Надписи времен правления Унташ-Напириши указывают на то, что в этот период были созданы новые статуи и храмы Киририши. [ 14 ] Один из ее храмов был частью комплекса Чога Занбил . [ 17 ] Из него были извлечены многочисленные артефакты с надписью именем Унташ-Напириша, в том числе различное оружие (наконечники топора и булавы, мечи и кинжалы), небольшие фигурки животных и украшения. [ 18 ] Она также упоминается, наряду с Напиришей и Иншушинаком , в проклятии, начертанном на статуе Напир-Асу, предположительно главной жены царя и дочери касситского царя Бурна-Буриаша II . [ 13 ]

существовал еще один храм, посвященный Киририше, общий с Напиришей, Иншушинаком и Симутом В Аншане . [ 19 ] Он был построен во времена правления Хутелутуш-Иншушинака. [ 19 ] [ 20 ]

Стела Шилхак-Иншушинак призывает Напиришу, Кириришу, Иншушинака и Хумбана , за которыми следуют еще 7 божеств. [ 21 ]

Кириришу продолжали почитать и в неоэламский период в Сузах и в Аяпире (современный Изе ). [ 2 ] Ханни из Аяпира упомянул Кириришу в формуле проклятия вместе с Напиришей и Тепти. [ 7 ]

Опровергнутые теории

[ редактировать ]

Вальтер Хинц, один из первых исследователей Элама, считал, что Киририша не была отдельной богиней, а просто «табуированным именем» Пиникира . [ 6 ] Теория эламских божественных «табуированных имен» в целом и в частности о предполагаемой эквивалентности между Кириришей и Пиникиром (а также между Хумбаном и Напиришей) считается дискредитированной современными исследователями эламской религии, такими как Воутер Хенкельман и Франсуа Валла. [ 6 ] Киририша и Пиникир берут свое начало в пантеонах разных частей Элама (Лийан и Аван соответственно), [ 1 ] поклонялись отдельно в Чогха-Занбиле, [ 17 ] и оба появляются в надписи, сопровождающей бронзовый рельеф из Суз. [ 22 ] Кроме того, хотя Пиникир сравнивается как в древних текстах, так и в современной науке с Иштар и Нинсианной , [ 23 ] Вместо этого Киририша считается похожим на Нинхурсаг . [ 24 ]

Мнение о том, что Киририша и Пиникир были одним божеством, выдвинуто Хинцем. [ 6 ] привели к формированию теории о том, что последняя была такой же богиней-матерью, как и она. [ 25 ] Однако титул «матери богов», связанный с Кириришей, в противном случае засвидетельствован только для богини Машти из Маламира. [ 1 ]

Еще одно из предложений Хинца, которое сегодня рассматривается как сомнительное, - это теория о том, что Киририша был супругой одновременно Напириши и Иншушинака. [ 26 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Бекман, Гэри (1999). «Богиня Пиринкир и ее ритуал из Каттуши (CTH 644)». Ктема: Цивилизации Востока, Греции и антиквариата Рима . 24 (1). Программа ПЕРСЕЕ: 25–39. дои : 10.3406/ktema.1999.2206 . hdl : 2027.42/77419 . ISSN   0221-5896 .
  • Гаррисон, Марк А. (2007), «Нинхурсага» (PDF) , Иконография божеств и демонов на древнем Ближнем Востоке , получено 2 февраля 2022 г.
  • Хенкельман, Воутер FM (2008). Другие боги, которые есть: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя . Лейден: Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN  978-90-6258-414-7 .
  • Джахангирфар, Милад (2018). «Эламитские триады: размышления о возможной преемственности иранской традиции» . Ираника Антиква . 53 : 105–124 . Проверено 27 сентября 2021 г.
  • Поттс, Дэниел Т. (1999). Археология Элама . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511489617 . ISBN  978-0-521-56358-1 .
  • Тарача, Петр (2005), «Пиренгир» , Reallexikon der Assyriologie , получено 2 февраля 2022 г.
  • Валла, Франсуа (2012), «ЭЛАМ vi. Эламская религия» , Encyclopædia Iranica , получено 2 февраля 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c48c2f75d79948006d341630ce4fd1a6__1690536480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/a6/c48c2f75d79948006d341630ce4fd1a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kiririsha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)