Поток это
Поток это | |
---|---|
Эламская «матерь богов» [ 1 ] | |
![]() Женское божество, изображенное на рельефе Курангуна, часто идентифицируемое как Киририша. [ 2 ] | |
Главный культовый центр | Лиян , Чога Занбил |
Генеалогия | |
Супруга | Я доставляю [ 2 ] |
Дети | Лес [ 3 ] |
Киририша ( эламский : «великая госпожа»). [ 4 ] ) была главной богиней, которой поклонялись в Эламе . [ 5 ]
Ранние ученые ошибочно идентифицировали ее как одну и ту же с Пиникир , неродственной богиней. [ 6 ] из другой части Элама. [ 1 ]
Характер
[ редактировать ]Современные исследователи считают Кириришу одним из самых выдающихся эламских божеств. [ 5 ] В эламских текстах она упоминается как «матерь богов». [ 1 ]
Надпись Ханни из Аяпира неоэламского периода описывает ее, Напиришу и Тепти как богов, «которые всегда защищали воду и землю» или «которые позволяли процветать воде и земле». [ 7 ] Ассоциация Напириши с водой хорошо засвидетельствована: [ 8 ] Воутер Хенкельман предполагает, что Кирирша могла быть связана с землей. [ 2 ] и что она — божество, имя которого представлено только логограммой КИ («земля» по-шумерски) в архиве укреплений Персеполя . [ 2 ]
Киририша также имела пока неясную связь со смертью, о чем свидетельствует ее эпитет зана Лиян лахакара , «госпожа смерти в Лияне». [ 9 ] Множество других эламских божеств назывались лахакара («смерти»), в том числе Иншушинак и богиня Упуркубак. [ 1 ] Было предложено, чтобы некоторые религиозные сооружения, а именно монументальные ворота и так называемый сиян хусаме («храм в роще») [ 10 ] ) были связаны с характером божества, связанного с подземным миром в Эламе, но эта теория оспаривается. [ 11 ] Раскопки в окрестностях Бушера в Иране , рядом с городищем древнего Лияна, выявили существование обычая «захоронения» пальм, который исследователи предварительно связывают с культом Киририши. [ 9 ]
Ассоциация с другими божествами
[ редактировать ]В эламских текстах Напириша и Кириша считаются супругами. [ 2 ] Было высказано предположение, что это могла быть божественная пара, изображенная на рельефах из Курангуна и Накш-э Ростама. [ 2 ]
Киририша и Напириша в надписях обычно группировались с Иншушинаком, что побудило некоторых исследователей предположить, что они понимались как троица в эламском пантеоне. [ 5 ] Милан Джахамгирфар отмечает, что эламские группы божеств различались в зависимости от конкретной области, но, тем не менее, предварительно принимает точку зрения, что Иншушинак, Напириша и Кириша составляли триаду в национальном пантеоне. [ 12 ]
Бог Хутран, родом из Авана, [ 1 ] считался сыном Киририши и Напириши. [ 3 ]
Поклонение
[ редактировать ]
Киририша, скорее всего, была богиней-покровительницей Лияна. [ 1 ] где она засвидетельствована еще в 19 веке до нашей эры. [ 12 ] Она также была важным членом пантеона Аньшаня. [ 1 ] Ее поклонение распространилось на различные места Эламского нагорья в конце среднеэламского периода. [ 2 ]
Царь Хумбан-Нумена построил в Лияне посвященный ей храм. [ 14 ] Позже он был восстановлен Шутруком-Нахунте. [ 15 ] а также Кутир-Наххунте. [ 16 ]
Надписи времен правления Унташ-Напириши указывают на то, что в этот период были созданы новые статуи и храмы Киририши. [ 14 ] Один из ее храмов был частью комплекса Чога Занбил . [ 17 ] Из него были извлечены многочисленные артефакты с надписью именем Унташ-Напириша, в том числе различное оружие (наконечники топора и булавы, мечи и кинжалы), небольшие фигурки животных и украшения. [ 18 ] Она также упоминается, наряду с Напиришей и Иншушинаком , в проклятии, начертанном на статуе Напир-Асу, предположительно главной жены царя и дочери касситского царя Бурна-Буриаша II . [ 13 ]
существовал еще один храм, посвященный Киририше, общий с Напиришей, Иншушинаком и Симутом В Аншане . [ 19 ] Он был построен во времена правления Хутелутуш-Иншушинака. [ 19 ] [ 20 ]
Стела Шилхак-Иншушинак призывает Напиришу, Кириришу, Иншушинака и Хумбана , за которыми следуют еще 7 божеств. [ 21 ]
Кириришу продолжали почитать и в неоэламский период в Сузах и в Аяпире (современный Изе ). [ 2 ] Ханни из Аяпира упомянул Кириришу в формуле проклятия вместе с Напиришей и Тепти. [ 7 ]
Опровергнутые теории
[ редактировать ]Вальтер Хинц, один из первых исследователей Элама, считал, что Киририша не была отдельной богиней, а просто «табуированным именем» Пиникира . [ 6 ] Теория эламских божественных «табуированных имен» в целом и в частности о предполагаемой эквивалентности между Кириришей и Пиникиром (а также между Хумбаном и Напиришей) считается дискредитированной современными исследователями эламской религии, такими как Воутер Хенкельман и Франсуа Валла. [ 6 ] Киририша и Пиникир берут свое начало в пантеонах разных частей Элама (Лийан и Аван соответственно), [ 1 ] поклонялись отдельно в Чогха-Занбиле, [ 17 ] и оба появляются в надписи, сопровождающей бронзовый рельеф из Суз. [ 22 ] Кроме того, хотя Пиникир сравнивается как в древних текстах, так и в современной науке с Иштар и Нинсианной , [ 23 ] Вместо этого Киририша считается похожим на Нинхурсаг . [ 24 ]
Мнение о том, что Киририша и Пиникир были одним божеством, выдвинуто Хинцем. [ 6 ] привели к формированию теории о том, что последняя была такой же богиней-матерью, как и она. [ 25 ] Однако титул «матери богов», связанный с Кириришей, в противном случае засвидетельствован только для богини Машти из Маламира. [ 1 ]
Еще одно из предложений Хинца, которое сегодня рассматривается как сомнительное, - это теория о том, что Киририша был супругой одновременно Напириши и Иншушинака. [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Валлат 2012 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Хенкельман 2008 , с. 331.
- ^ Jump up to: а б Поттс 1999 , с. 348.
- ^ Джахангирфар 2018 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с Джахангирфар 2018 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б с д Хенкельман 2008 , с. 354.
- ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , с. 328.
- ^ Хенкельман 2008 , стр. 330–331.
- ^ Jump up to: а б Хенкельман 2008 , с. 330.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 441.
- ^ Джахангирфар 2018 , с. 118.
- ^ Jump up to: а б Джахангирфар 2018 , с. 110.
- ^ Jump up to: а б Поттс 1999 , с. 218.
- ^ Jump up to: а б Поттс 1999 , с. 212.
- ^ Поттс 1999 , с. 232.
- ^ Поттс 1999 , с. 237.
- ^ Jump up to: а б Поттс 1999 , с. 223.
- ^ Поттс 1999 , с. 227.
- ^ Jump up to: а б Поттс 1999 , с. 247.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 313.
- ^ Хенкельман 2008 , стр. 356–357.
- ^ Поттс 1999 , с. 217.
- ^ Бекман 1999 , стр. 25–27.
- ^ Гарнизон 2007 .
- ^ Тарача 2005 , с. 570.
- ^ Джахангирфар 2018 , с. 112.
Библиография
[ редактировать ]- Бекман, Гэри (1999). «Богиня Пиринкир и ее ритуал из Каттуши (CTH 644)». Ктема: Цивилизации Востока, Греции и антиквариата Рима . 24 (1). Программа ПЕРСЕЕ: 25–39. дои : 10.3406/ktema.1999.2206 . hdl : 2027.42/77419 . ISSN 0221-5896 .
- Гаррисон, Марк А. (2007), «Нинхурсага» (PDF) , Иконография божеств и демонов на древнем Ближнем Востоке , получено 2 февраля 2022 г.
- Хенкельман, Воутер FM (2008). Другие боги, которые есть: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя . Лейден: Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN 978-90-6258-414-7 .
- Джахангирфар, Милад (2018). «Эламитские триады: размышления о возможной преемственности иранской традиции» . Ираника Антиква . 53 : 105–124 . Проверено 27 сентября 2021 г.
- Поттс, Дэниел Т. (1999). Археология Элама . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511489617 . ISBN 978-0-521-56358-1 .
- Тарача, Петр (2005), «Пиренгир» , Reallexikon der Assyriologie , получено 2 февраля 2022 г.
- Валла, Франсуа (2012), «ЭЛАМ vi. Эламская религия» , Encyclopædia Iranica , получено 2 февраля 2022 г.