Подумай об этом
Подумай об этом | |
---|---|
Эламская и хурритская астральная богиня | |
![]() Небольшая бронзовая фигурка крылатого божества, скорее всего Пиникира, датируемая четырнадцатым или тринадцатым веком до нашей эры. | |
Главный культовый центр | Суса , Аван , Чога Занбил , Самуха , [ 1 ] святилище Язылыкая [ 2 ] |
Символ | звезда [ 1 ] |
Генеалогия | |
Родители | Син и Нингаль (только в одном тексте из-за синкретизма с Иштар) [ 3 ] |
Братья и сестры | Шамаш (как указано выше) [ 3 ] |
Эквиваленты | |
Месопотамский эквивалент | Иштар , [ 4 ] Нинсианна [ 5 ] |
Сирийский эквивалент | возможно, Аштарт [ 6 ] |
Пиникир , также известная как Пинигир , Пиренгир , Пиринкир и Паракарас , была древней ближневосточной астральной богиней, берущей начало в религиозных верованиях эламитов . Хотя в эламских документах она лишь изредка упоминается, она достигла определенной известности в хурритской религии . Из-за ее присутствия в пантеонах многих частей Древнего Ближнего Востока, от Анатолии до Ирана , современные исследователи называют ее «космополитическим божеством». [ 4 ]
Ранние исследования ошибочно идентифицировали ее как одну и ту же Кириришу , неродственную богиню. [ 7 ] из другой части Элама. [ 8 ]
Имя
[ редактировать ]Уилфред Г. Ламберт считал происхождение Пиникира эламским . [ 9 ]
Хиттитолог Гэри Бекман предполагает, что имя Пиникира имеет шумерское происхождение и произошло от слова pirig.gal , «большое животное из семейства кошачьих». [ 10 ] Однако, по мнению Петра Тарача, это предложение невозможно доказать окончательно. [ 3 ] Хотя в прошлом предполагалось, что божество по имени Пириг-гал появляется в надписях хурритского царя Тиш-атала из Уркеша , [ 5 ] последующие исследования показали, что это было неправильное прочтение, и на самом деле написанное имя принадлежит Нергалу . [ 3 ] Джон МакГиннис утверждает, что божество по имени Пириг-гал, засвидетельствованное в надписи Асархаддона , тем не менее может быть идентифицировано как Пиникир. [ 11 ]
Множественные варианты написания засвидетельствованы как на эламском языке ( Пи-ни-гир , Би-ни-гир , Би-не-эн-ги-ир , Пи-ин-ги-ир-ра ). [ 12 ] и хурро - хеттские ( Пи-ри-ин-кир , Пи-ре-ен-кир , Пи-ри-кир , Пи-ри-ки-ир , Пи-ри-ин-ки-ир ) источники. [ 10 ] Возможно, что некоторые из последних читались как «Пириггир». [ 13 ] В святилище Язылыкая имя Пиникира пишется иероглифами как PURUS+ ra/i . [ 13 ]
Персонаж и иконография
[ редактировать ]
Пиникир был астральным божеством, возможно, божественным представлением планеты Венера . [ 14 ] В Эламе она была известна как Кикки Галирра , «повелительница небес». [ 15 ] По словам Камьяра Абди, в эламском контексте она дополнительно считалась богиней любви и секса. [ 16 ]
Основываясь на бронзовой мемориальной доске из Суз, изображающей процессию божеств-воинов и начертанной именами различных эламских божеств, включая Пиникира (а также Кириришу, Лагамара , Наххунте и Манзата ), Камьяр Абди утверждает, что Пиникир рассматривалась как богиня-воительница в Эламе. [ 16 ] Хавьер Альварес-Мон интерпретирует божества, изображенные как мужчины. [ 17 ] и вместо этого как «версия (горного) эламского Себитти ». [ 18 ] Также было высказано предположение, что эти фигуры могут быть обожествленными королями. [ 19 ] Пиникир, по-видимому, также ассоциировался с войной, особенно с боевыми конями, по крайней мере, в хурро-хеттском контексте. [ 20 ]
В хурритских источниках пол Пиникира варьируется. [ 4 ] Пример мужского рода Пиникира можно найти на рельефах в Язылыкая, где божество изображено крылатым, подобно мужской форме Шаушки (еще одно хурритское божество, пол которого демонстрирует некоторую двусмысленность) и бога луны Кусуха . [ 21 ] Мужской Пиникир также изображается в тюбетейке, связанной с богом солнца Шимигэ и смертными королями. [ 21 ] Сходство с иконографией солнечных и лунных богов подчеркивает небесный характер божества. [ 5 ]
Пиникир иногда символически изображался в виде диска. [ 1 ]
Ассоциация с другими божествами
[ редактировать ]Пиникир был тесно связан с Иштар . [ 4 ] В тексте, написанном на аккадском языке , но найденном в сборнике хурро-хеттских ритуалов, имя Пиникира логографически записано как д ИШТАР, Син , Нингал и Шамаш появляются как ее родители и брат-близнец соответственно. [ 22 ] И в этом тексте, и как минимум еще в одном источнике ее суккалом (божеством-помощником) является Илабрат / Ниншубур . [ 23 ] Дэниел Т. Поттс дополнительно предположил в 1981 году, что возможно, что из-за связи между Пиникиром и Иштар возможная супруга первого (роль, которую он приписывает Хумбану ) приобрела бы черты Таммуза , но сам заключает, что это «чистое предположение». " [ 24 ]
Список богов из Эмара приравнивает Пиникира к Нинсианне . [ 5 ] месопотамская богиня, олицетворяющая планету Венера. [ 25 ] Нинсианна, в свою очередь, также была идентифицирована как д ИШТАР.МУЛ («Иштар звезды»), [ 3 ] что указывает на то, что Пиникир, вероятно, также рассматривался как небесное тело. [ 14 ] Пол Нинсианны варьируется в зависимости от источника. [ 26 ] аналогично Пиникиру в хурритских текстах. [ 5 ]
В хурритских источниках Пиникир часто появляется рядом с так называемой « Богиней Ночи ». [ 1 ] В науке они рассматриваются как диада. [ 27 ] Поклонение парам богинь со схожими владениями (например, Ишаре и Аллани , Хутене и Хутеллуре , Нинатте и Кулитте ) как диадам было общей чертой хурритской религии. [ 28 ]
Гэри Бекман отмечает, что связь Пиникира с боевыми лошадьми в хурро-хеттских источниках аналогична ассоциации Аштарта с теми же животными, задокументированной в источниках из Египта и Сирии, и предполагает, что между этими двумя божествами существовала связь. [ 6 ]
Поклонение
[ редактировать ]В Эламе
[ редактировать ]
Пиникир обычно считается частью пантеона западного Элама, подобно таким божествам, как Манзат и Лагамар. [ 30 ] Места, связанные с ней, включают Сузы. [ 30 ] [ 31 ] и Облака . [ 8 ] Однако отнесение конкретных божеств к «аванитским» в настоящее время полностью зависит от теорий о « Договоре Нарам-Сина в Аккаде ». [ 32 ] Другим подписавшимся обычно считается король Авана Кхита , и поэтому было предложено, чтобы первые призванные божества - Пиникир и Хумбан - произошли из области, находящейся под его правлением. [ 32 ]
Пиникир впервые упоминается в вышеупомянутом документе наряду со многими другими божествами, которым поклоняются в Эламе, такими как Хумбан, Манзат (чье происхождение было аккадским). [ 9 ] ) и Симут . [ 33 ] Она является первым из тридцати семи божеств, внесенных в список божественных свидетелей, что заставило ряд исследователей прошлого предположить, что изначально она была главным божеством Элама. [ 33 ] Однако сейчас эта теория считается недостаточно доказанной. [ 33 ]
Пиникир редко появляется в эламских теофорных именах. [ 12 ] Тем не менее в ее честь была названа дочь царя Шилхак-Иншушинака Уту-эхиххи-Пинигир. [ 34 ] [ 3 ]
Во время правления Унташ-Напириши был построен храм Пиникира . (ок. 1275-1240 гг. до н. э.) в Дур-Унташе ( Чога Занбил ) недалеко от зиккурата [ 29 ] Царь подарил ему золотую статую богини. [ 16 ] Храм располагался справа от царского входа в сооружение, за ним следовали храмы, посвященные Ададу (чье имя было представлено в надписях логографически как д В [ 35 ] ), Шала , Симут и Белет Али («Госпожа города», возможно, эпитет Манзат [ 36 ] ) и боги Напратепа. [ 37 ] При раскопках храма Пиникира обнаружено множество фриттовых сосудов в форме женских голов. [ 38 ]
Унташ-Напириша также построил аштам Пиникира. [ 16 ] Этот термин, возможно, заимствован из аккадского аштамму (таверна). [ 39 ] [ 40 ] понимается Камьяром Абди как «богатая таверна», [ 16 ] но как тип регулярного храма Флоренс Мальбран-Лабат . [ 41 ] Воутер Хенкельман предполагает, что это был сиан Хусаме . [ 39 ] так называемый «храм в роще». [ 42 ] Дэниел Т. Поттс отмечает, что в эламских источниках термин аштам , по-видимому, обозначает только храмы Пиникира. [ 40 ]
По крайней мере, два неоэламских царя были особенно преданы Пиникиру: Шутрук-Наххунте II (правил около 717–699 гг. До н.э.) и Тепти-Хумбан-Иншусинак (правил около 660 или около 520 г. до н.э.). [ 16 ] Последний построил храм, посвященный ей, после победы над балахутеппе и лалариппе. [ 43 ] Воутер Хенкельман считает, что это общие собирательные термины для обозначения злодеев или врагов, а не имена собственные. [ 43 ] но Дэниел Т. Поттс предполагает, что они относятся к конкретным группам. [ 44 ] В четырех надписях из Суз говорится, что во время правления Тепти-Хумбан-Иншушинака велись работы над расположенными в этом городе храмами Пиникира и Иншушинака . [ 45 ] Царь Шутур-Наххунте также построил в том же городе новый храм Пиникир из глазурованного кирпича. [ 46 ] Во время разграбления Суз Ашшурбанипалом храм Пиникира был разграблен, а затем сровнен с землей. [ 16 ]
В Сирии и Анатолии
[ редактировать ]Помимо ее присутствия в Эламе, Пиникир поклонялись еще и хурриты . По словам Альфонсо Арчи, она «занимала определенное важное положение» в хурритском пантеоне. [ 47 ] Ее называли «Владычицей земель», «Владычицей богов и королей», «Королевой Небес». [ 48 ] а также просто как «эламская богиня». [ 10 ] Ее также можно было назвать эпитетом allai , «госпожа», хурритским эквивалентом шумерского gašan и аккадского bēltu . [ 49 ] Другие хурритские богини, например Хебат. [ 50 ] или Шаушка, тоже может называться аллай . [ 49 ] Кроме того, отсюда произошло имя богини подземного мира Аллани. [ 51 ]
Петр Тараха считает ее одним из божеств, полученных хурритами из Месопотамии, возможно, еще в третьем тысячелетии до нашей эры, наряду с такими божествами, как Эа и Нингал . [ 52 ] Гэри Бекман по лингвистическим соображениям предполагает, что маловероятно, что она была получена непосредственно из Элама. [ 10 ] Он также предполагает, что предшественники ритуалов позднего бронзового века, посвященные хурритским божествам, таким как Пиникир, «Богиня ночи» (DINGIR.GE 6 ), Кумарби и «бывшие боги» ( karuileš šiuneš ), вероятно, возникли в «шумеро-хурритском мире». Культура конца третьего и начала второго тысячелетия». [ 53 ] Записи об отношениях между месопотамскими (например, Третья династия Ура ) и хурритскими (например, Ниневия , Уркеш , Нагар ) государствами в этот период времени показывают взаимообмен религиозными идеями. [ 54 ] Хотя в настоящее время нет свидетельств поклонения эламским божествам при дворе Третьей династии Ура (несмотря на присутствие хурритских божеств, а также божеств из районов Верхнего Евфрата и Диялы ), значительное количество эламитов засвидетельствовано в записи тоже. [ 55 ] Кроме того, имеются сведения о том, что цари Ура проявляли интерес к храмам эламских божеств: Иншушинака в Сузах ( Шульги ) и Рухуратера в Хухнуре ( Амар-Син ). [ 56 ] Также было отмечено, что хурро-хеттские ритуальные тексты сохраняют знания о связи Пиникира с Сузами, которые, вероятно, были заимствованы из более древней месопотамской научной литературы. [ 57 ]
В одном хурритском списке жертвоприношений (КУБ 34.102) Пиникир появляется среди божеств из круга Тешуба , наряду с «Иштар Небесной», Аллани, Чешуи (бог войны) и Иршаппой . [ 58 ]
Хетты переняли Пиникир от хурритов в среднехеттский период. [ 4 ] вошли и другие хурритские божества, подобные Иштар, такие как Шаушка . в хеттский пантеон В то же время [ 59 ] Обращения ко «всем Иштарам земли Хурри» известны из хеттских источников. [ 60 ] Ни одно божество этой разновидности не играло значительной роли в древнехеттский период, и их присутствие является признаком хурритского влияния. [ 59 ] Ни один из них не был связан с древнейшими хеттскими центрами, такими как Нерик , Анкува или Зиппаланда . [ 60 ]
В хеттских ритуальных текстах (CTH 644) Пиникир ассоциируется с лошадьми, предположительно предназначенными именно для запряжки боевых колесниц. [ 4 ] Она также является божеством, к которому обращаются в серии хеттских заклинаний. [ 14 ] так называемые вавилонские ритуалы, названные в честь языка, на котором они написаны, аккадского ( называемого вавилонским ). в хеттских комментариях [ 61 ] В то время как хеттские ритуальные тексты часто содержат заклинания на иностранных языках, таких как хурритский, хаттский , лувийский и палайский , аккадский язык используется в них очень редко, и только заклинания бабилили и так называемый «ритуал против бессонницы» (CTH 432) содержат более длинные Аккадские разделы. [ 62 ] В силу ряда лингвистических особенностей не исключено, что тексты были скопированы с неизвестных ныне сочинений, составленных на периферии Месопотамии в древневавилонский период . [ 53 ]
Ритуалы, посвященные Пиникиру, часто совершались ночью. [ 14 ] Она также часто появляется в текстах рядом с хурритской «Богиней Ночи», например, в тексте CTH 481 она получила кельди (так называемое «подношение доброй воли») на крыше храма последнего божества, находясь в различных в фрагментарных поврежденных текстах упоминаются ритуалы очищения, призывающие их обоих. [ 1 ] Связь между ними особенно очевидна в текстах Самухи , [ 1 ] где Пиникиру поклонялись в храме «Богини Ночи». [ 58 ]
В хеттском тексте описан обет Шаушке, данный царицей Пудухепой , в котором упоминаются некоторые культовые принадлежности Пиникира. [ 13 ]
Гэри Бекман утверждает, что Пиникир встречается в одном алфавитном угаритском ритуальном тексте, написанном как prgl . [ 10 ] Однако Петр Тарача считает это свидетельство неопределенным. [ 3 ]
В Каркемише Пиникир сохранял определенную актуальность, по крайней мере, до середины девятого века до нашей эры. [ 63 ] [ 11 ] В лувийской формуле проклятия из этого города Пиникир («Паракарас») появляется рядом с Тархунзой , Кархухой , Кубабой , луной и солнцем. [ 64 ]
Теофорное имя, начинающееся с божественного имени Пиренгир (Пиникир), засвидетельствовано на административной табличке неоассирийского происхождения, найденной в Тушхане (современный Зиярет-Тепе). [ 11 ] Хотя из-за неполной сохранности языковая близость носителя неизвестна, [ 11 ] в этом месте зарегистрировано несколько человек, носящих хурритские имена, [ 65 ] хотя ни один из них не был идентифицирован как эламитский. [ 11 ] Фразеология упомянутого текста указывает на то, что перечисленные в нем люди могли быть переселенцами из других частей Ассирийской империи. [ 66 ]
В надписях Асархаддона упоминается, что он приказал царю Шуприи собрать ассирийских беглецов в храме божества по имени Пириг-гал. [ 11 ] Джон МакГиннис идентифицирует это божество как Пиникира. [ 11 ] Возможно, что шуприи были родственниками хурритов, хотя это далеко не точно, и это предположение основано лишь на нескольких именах царей. [ 66 ]
Опровергнутые теории
[ редактировать ]Вальтер Хинц, один из первых исследователей Элама, считал, что Пиникир — это одно и то же, что и Киририша, и что последнее было просто «табуированным именем». [ 7 ] Теория эламских божественных «табуированных имен» в целом и в частности о предполагаемой эквивалентности между Пиникиром и Кириришей (а также между Хумбаном и Напиришей ) считается дискредитированной современными исследователями эламской религии, такими как Воутер Хенкельман и Франсуа Валла. [ 7 ] Киририша и Пиникир происходят из пантеонов разных частей Элама ( Лиана и Авана соответственно), [ 8 ] поклонялись отдельно в Чогха-Занбиле, [ 37 ] и оба появляются в надписи, сопровождающей бронзовый рельеф из Суз. [ 67 ] Кроме того, хотя Пиникир сравнивается как в древних текстах, так и в современной науке с Иштар, [ 4 ] Вместо этого Киририша считается похожим на Нинхурсаг . [ 68 ]
Мнение о том, что Пиникир и Кирирша были одним божеством, выдвинуто Хинцем. [ 7 ] привели к формированию теории о том, что Пиникир была богиней-матерью. [ 3 ] Однако титул «матери богов» присвоен только Киририше и Машти. [ 8 ] Хайдемари Кох , которая принимает многие предположения Хинца о религии эламитов, заключает, что Пиникир в лучшем случае мог вобрать в себя материнские черты других божеств. [ 69 ]
Хинц также утверждал, что Пиникир изначально был главным божеством Элама. [ 70 ] но нет никаких доказательств этого, кроме ее позиции в Нарам-Синском договоре, [ 71 ] [ 33 ] и она очень редко упоминается в известных эламских текстах. [ 12 ] Также было отмечено, что божества в договоре Нарам-Син не обязательно упорядочены по богословской важности. [ 32 ] Например, хотя Хумбан указан вторым, а Иншушинак только шестым, последний впоследствии упоминается несколько раз, а первый - нет, что, возможно, указывает на большее значение. [ 72 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Бекман 1999 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Тарача 2005 , с. 570.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бекман 1999 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бекман 1999 , с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Бекман 1999 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хенкельман 2008 , с. 354.
- ^ Перейти обратно: а б с д Валлат 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б Поттс 1999 , с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бекман 1999 , с. 28.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г МакГиннис 2012 , с. 18.
- ^ Перейти обратно: а б с Кох 2005 , стр. 568.
- ^ Перейти обратно: а б с Бекман 1999 , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бекман 2002 , с. 37.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 266.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Абди 2017 , с. 10.
- ^ Альварес-Пон 2015 , с. 37.
- ^ Альварес-Пон 2015 , с. 42.
- ^ Альварес-Пон 2015 , с. 38.
- ^ Бекман 1999 , стр. 38–39.
- ^ Перейти обратно: а б Бекман 1999 , стр. 25–26.
- ^ Бекман 1999 , стр. 27–28.
- ^ Тарача 2005 , стр. 570–571.
- ^ Поттс 1981 , с. 141.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 86.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 92–93.
- ^ Миллер 2008 , с. 68.
- ^ Тарача 2009 , с. 128.
- ^ Перейти обратно: а б Абди 2017 , стр. 9–10.
- ^ Перейти обратно: а б Альварес-Пон 2015 , с. 19.
- ^ Миллер 2008 , с. 69.
- ^ Перейти обратно: а б с Хенкельман 2008 , с. 355.
- ^ Перейти обратно: а б с д Абди 2017 , с. 9.
- ^ Поттс 1999 , с. 240.
- ^ Поттс 2010 , с. 61.
- ^ Ламберт 1987 , с. 345.
- ^ Перейти обратно: а б Поттс 1999 , с. 223.
- ^ Поттс 1999 , с. 227.
- ^ Перейти обратно: а б Хенкельман 2008 , с. 444.
- ^ Перейти обратно: а б Поттс 2010 , с. 58.
- ^ Мальбран-Лабат 2018 , с. 476.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 441.
- ^ Перейти обратно: а б Хенкельман 2008 , с. 9.
- ^ Поттс 1999 , с. 299.
- ^ Поттс 1999 , с. 276.
- ^ Хенкельман 2008 , с. 33.
- ^ Архи 2013 , с. 8.
- ^ Бекман 2002 , с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Вегнер 1980 , с. 27.
- ^ Архи 2013 , с. 6.
- ^ Шарлах 2002 , с. 99.
- ^ Тарача 2009 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Бекман 2002 , с. 41.
- ^ Шарлах 2002 , стр. 111–114.
- ^ Шарлах 2002 , с. 106.
- ^ Мальбран-Лабат 2018 , с. 465.
- ^ Миллер 2004 , стр. 366–368.
- ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 416.
- ^ Перейти обратно: а б Бекман 1998 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Бекман 1998 , с. 4.
- ^ Бекман 2002 , с. 35.
- ^ Бекман 2002 , с. 36.
- ^ Хокинс 1981 , с. 163.
- ^ Хокинс 1981 , стр. 162–163.
- ^ МакГиннис 2012 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б МакГиннис 2012 , с. 19.
- ^ Поттс 1999 , с. 217.
- ^ Гарнизон 2007 .
- ^ Кох 1995 , стр. 1960–1961.
- ^ Хинц 1973 , с. 42.
- ^ Кох 1995 , стр. 1960.
- ^ Хенкельман 2008 , стр. 355–356.
Библиография
[ редактировать ]- Абди, Камьяр (2017). «Эламо-Хиттика I: Эламская богиня при хеттском дворе» . Цифровой архив кратких заметок и обзора Ирана (DABIR) . 3 . Иорданский центр персидских исследований . Проверено 29 января 2022 г.
- Альварес-Мон, Хавьер (2015). «Как гроза: воины-боги бури Сибитти из Хайленд Элама» . AION: Анналы Неаполитанского университета «Л'Ориенталь» . 74 (1–4): 17–46. ISSN 0393-3180 . Проверено 29 января 2022 г.
- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Бекман, Гэри (1998). «Переосмысление Иштара Ниневийского» . Журнал клинописных исследований . 50 . Американские школы восточных исследований: 1–10. дои : 10.2307/1360026 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 1360026 . S2CID 163362140 . Проверено 28 января 2022 г.
- Бекман, Гэри (1999). «Богиня Пиринкир и ее ритуал из Хаттуши (CTH 644)» . Ктема: Цивилизации Востока, Греции и антиквариата Рима . 24 (1). Программа ПЕРСЕЕ: 25–39. дои : 10.3406/ktema.1999.2206 . hdl : 2027.42/77419 . ISSN 0221-5896 .
- Бекман, Гэри (2002). «Babyloniaca Hethitica: «Ритуал бабилили» из Боазкея (CTH 718)» . Последние события в хеттской археологии и истории . Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 35–42. дои : 10.1515/9781575065267-004 . hdl : 2027.42/77465 . ISBN 9781575065267 . S2CID 140806448 .
- Гаррисон, Марк А. (2007), «Нинхурсага» (PDF) , Иконография божеств и демонов на древнем Ближнем Востоке , получено 28 января 2022 г.
- Хаас, Волкерт (2015). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 02 марта 2022 г.
- Хокинс, доктор медицинских наук (1981). «Кубаба в Каркамише и других местах» . Анатолийские исследования . 31 . Британский институт в Анкаре, Издательство Кембриджского университета: 147–176. дои : 10.2307/3642766 . JSTOR 3642766 . S2CID 163910722 . Проверено 29 января 2022 г.
- Хенкельман, Воутер FM (2008). Другие боги, которые есть: исследования эламско-иранской аккультурации на основе текстов укреплений Персеполя . Лейден: Нидерландский институт Ближнего Востока. ISBN 978-90-6258-414-7 .
- Хинц, Вальтер (1973). Затерянный мир Элама: воссоздание исчезнувшей цивилизации . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 0-283-97863-5 . OCLC 633902 .
- Кох, Хайдемари (1995). «Богословие и богослужение в Эламе и Ахеменидском Иране». Цивилизации Древнего Ближнего Востока . 3 : 1959–1969.
- Кох, Хайдемари (2005), «Пиненгир» , Настоящий лексикон ассириологии , получено 28 января 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1987), "Manziat/Mazzi'at/Mazzât/Mazzêt" , Reallexikon der Assyriologie , получено 28 января 2022 г.
- МакГиннис, Джон (2012). «Свидетельства о периферийном языке на неоассирийской табличке из губернаторского дворца в Тушане» . Журнал ближневосточных исследований . 71 (1). Издательство Чикагского университета: 13–20. дои : 10.1086/664450 . ISSN 0022-2968 . S2CID 164078488 .
- Мальбран-Лабат, Флоренция (2018). «Эламитские царские надписи». Эламский мир . Абингдон, Оксон, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Routledge, Taylor & Francisco Group. ISBN 978-1-315-65803-2 . OCLC 1022561448 .
- Миллер, Джаред Л. (2004). Исследования происхождения, развития и интерпретации ритуалов Киццуватна . Исследования текстов Богазкея. Харрасовиц. ISBN 978-3-447-05058-6 . Проверено 29 января 2022 г.
- Миллер, Джаред Л. (2008). «Настройка Богини Ночи отдельно» . Анатолийские интерфейсы: хетты, греки и их соседи: материалы Международной конференции по межкультурному взаимодействию, 17-19 сентября 2004 г., Университет Эмори, Атланта, Джорджия . Оксфорд: Книги Оксбоу. ISBN 978-1-84217-270-4 . OCLC 880878828 .
- Поттс, Дэниел Т. (1981). «Отголоски месопотамского божества на цилиндрической печати из юго-восточного Ирана» . Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 75 (2). Presss Universitaires de France: 135–142. ISSN 0373-6032 . JSTOR 23282325 . Проверено 29 января 2022 г.
- Поттс, Дэниел Т. (1999). Археология Элама . Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9780511489617 . ISBN 978-0-521-56358-1 .
- Поттс, Дэниел Т. (2010). «Здание Эламского храма» . От фундамента до зубцов: очерки храмового строительства на Древнем Ближнем Востоке и еврейская Библия . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-031-9 . OCLC 618338811 .
- Шарлах, Тоня (2002). «Иностранные влияния на религию двора Ура III» . Общие исследования и раскопки в Нузи 10/3 . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-68-4 . OCLC 48399212 .
- Тарача, Петр (2005), «Пиренгир» , Reallexikon der Assyriologie , получено 28 января 2022 г.
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Валла, Франсуа (2012), «ЭЛАМ vi. Эламская религия» , Encyclopædia Iranica , получено 28 января 2022 г.
- Вегнер, Ильза (1980). Форма и культ Иштар-Шавушки в Малой Азии (на немецком языке). Кевелаер Нойкирхен-Флуйн: Буцон и Беркер Нойкирхенер Верлаг. ISBN 3-7666-9106-6 . OCLC 7807272 .