Быстрее
Рухуратер или Лахуратил [ 1 ] был эламским божеством.
Характер
[ редактировать ]Пол Рухуратера неизвестен. [ 1 ] хотя некоторые исследователи называют его мужским божеством. [ 2 ] Было высказано предположение, что его имя означает «(бог, который является) создателем (человека)» и что он был связан с различными божествами-создателями (вместе известными как Напратеп), но его роль в верованиях эламитов остается неопределенной. [ 2 ] Вполне возможно, что его считали божеством-создателем в определенной области Элама, а не во всем регионе. [ 2 ]
Многие документы, в которых упоминается Рухуратер, представляют собой юридические тексты, в которых он выступает в роли божественного свидетеля наряду с месопотамским Шамашем . [ 1 ] Он также описывается как способный даровать китен — эламское религиозное понятие, которое можно перевести как «божественная защита». [ 1 ] Воутер Хенкельман отмечает, что его роль в них можно сравнить с той, которую играет Иншушинак в аналогичных текстах из Суз . [ 1 ]
Поклонение
[ редактировать ]Самое старое свидетельство о Рухутатере происходит из Тепе Борми , возможно, его можно отождествить с древним эламским городом Хухнур. [ 1 ] В упомянутом тексте, надписи Амар-Сина , месопотамского царя из Третьей династии Ура , говорится, что Хухнур был культовым центром этого бога. [ 1 ] Амар-Син, видимо, перестроил расположенный там храм Рухуратера и вернул в него статую бога. [ 3 ] Связь между ним и Хухнуром также засвидетельствована в двух текстах периода Суккалмы . [ 1 ] Другой храм Рухуратера, общий с Хишмитиком, находился в Чогха-Занбиле . [ 4 ] Было высказано предположение, что Хишмитик была его супругой, но это остается недоказанным. [ 1 ]
Два эламских царя носили теофорное имя Тан-Рухуратер, «покорный Рухуратеру». [ 5 ] Тан-Рухуратер I был восьмым правителем из династии Шимашки. [ 5 ] а Тан-Рухуратер II принадлежал к династии Кидинуидов. [ 6 ]
Рухуратер упоминается на стеле неоэламского царя Атта-Хамити-Инсушинака, правившего в шестом веке до нашей эры. [ 1 ] Хотя Рухуратер прямо не упоминается в Административных архивах Персеполя , вполне возможно, что подношения неуказанным богам, сделанные в упомянутом в нем Хухнуре, представляли собой ахеменидское продолжение его культа. [ 1 ]
В Месопотамии
[ редактировать ]В месопотамских научных текстах Рухуратер считался эквивалентом Нинурты . [ 1 ]
Эламит, носивший теофорное имя, отсылающее к Рухуратеру, Кутир-Рухуратер, также упоминается в записях из архивов месопотамской Первой Силендской династии . [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Хенкельман 2011 , с. 449.
- ^ Jump up to: а б с Джахангирфар 2018 , с. 113.
- ^ Мальбран-Лабат 2018 , с. 465.
- ^ Поттс 1999 , с. 223.
- ^ Jump up to: а б Де Граф 2013 , с. 443.
- ^ Де Граф 2013 , с. 444.
- ^ Садок 2014 , с. 225.
Библиография
[ редактировать ]- Де Граф, Катриен (2013), «Тан-Руруратер» , Reallexikon der Assyriologie , получено 25 марта 2022 г.
- Хенкельман, Wouter FM (2011), "Ruhurater" , Reallexikon der Assyriologie , получено 25 марта 2022 г.
- Джахангирфар, Милад (2018). «Эламитские триады: размышления о возможной преемственности иранской традиции» . Ираника Антиква . 53 : 105–124 . Проверено 25 марта 2022 г.
- Мальбран-Лабат, Флоренция (2018). «Эламитские царские надписи». Эламский мир . Абингдон, Оксон, Нью-Йорк, Нью-Йорк: Routledge, Taylor & Francisco Group. ISBN 978-1-315-65803-2 . OCLC 1022561448 .
- Поттс, Дэниел (1999). Археология Элама: становление и трансформация древнего иранского государства . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-511-48961-7 . OCLC 813439001 .
- Садок, Ран (2014). «О группах населения в документах времен первой династии Силендов». Тель-Авив . 41 (2). Издательство Мани: 222–237. дои : 10.1179/0334435514z.00000000036 . ISSN 0334-4355 .