Каруха
Кархуха (Кархуха), также известный как Кархухи , был богом-покровителем древнего города Кархемиша . Он был связан с оленями, и предполагается, что его характер был похож на характер хеттского Курунты . Впервые он упоминается в текстах второй половины второго тысячелетия до нашей эры, и среди исследователей нет единого мнения, был ли он хурритским богом по происхождению или, как и тесно связанная с ним богиня Кубаба, он предшествовал хурритскому контролю над регионом. Он появляется в различных хеттских и лувийских текстах, и ему продолжали поклоняться на протяжении первого тысячелетия до нашей эры.
Имя, персонаж и иконография
[ редактировать ]Имя Кархухи писалось как д Кар-Ху-Ха или д Кар-ху-у-хи-иш , клинописью отражающей написание Кархууда, с вариантной формой Кархууи, [ 1 ] но в современной литературе бревы часто опускаются. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Название также может быть представлено логотипом . д ЛАММА и аналогично ЦЕРВУС в лувийских иероглифах , что, по мнению Петра Тарачи, могло привести к изображению Кархухи как бога, стоящего на олене, похожего на Курунту , также представленного этими символами в письменной форме. [ 5 ] Фолькерт Хаас прямо описывает эти два божества как идентичные. [ 6 ] им поклонялись отдельно Альфонсо Арчи допускает, что некоторые из их характеристик могли быть схожими, но утверждает, что их следует хранить отдельно, и указывает, что в Малатье . [ 7 ]
Характер Кархухи описывается как воинственный. [ 3 ] Также утверждалось, что он был связан с охотничьими животными . [ 8 ]
На известняковой стеле, обнаруженной в Малатье, Каруха, имя которого идентифицировано по сопровождающей его иероглифической лувийской надписи, изображено в виде вооруженного божества с изогнутым клинком, свисающим с пояса, копьем в правой руке и неопознанным трехконечным предметом в его левая рука. [ 2 ] Поскольку известны изображения многих лувийских богов с последним из этих атрибутов, это вряд ли может быть символическим изображением молнии, как иногда предполагают, а может быть типом растения. [ 7 ] Он стоит на льве, тогда как другое божество, изображенное на том же предмете, Кубаба, стоит на олене, что, по-видимому, представляет собой обмен между ними символическими животными. [ 2 ]
Поклонение
[ редактировать ]Кархуха впервые упоминается в источниках середины четырнадцатого века до нашей эры. [ 3 ] Джанни Маркези и Николо Маркетти утверждают, что по происхождению он был хурритским божеством и что он вошел в местный пантеон Кархемиша , когда тот перешел под контроль Митаннийской империи . [ 9 ] Однако, по словам Альфонсо Арчи, он, как и Кубаба, предшествовал периоду хурритского контроля над этим городом. [ 10 ] Это были два главных местных божества. [ 5 ] Арчи предполагает, что они были задуманы как пара. [ 10 ] Кархуха функционировал как бог города, но из-за отсутствия свидетельств, датированных второй половиной второго тысячелетия до нашей эры, маловероятно, что его можно отождествить с Иль-Каркамисом («бог Каркемиша»), прозвищем божества. связанный с Каркемишем в старовавилонский период . [ 3 ] Скорее всего, богом-покровителем города в то время был месопотамский Нергал . [ 11 ]
The д Божество ЛАММА, упомянутое в Деяниях Шуппилулиумы I, предположительно является Кархухой. [ 5 ] В этом тексте говорится, что царь восстановил храмы указанного бога и Кубабы. [ 12 ]
В надписи одного из царей Каркемиша, жившего в первом тысячелетии до н. э., Катувы (правил около 880 г. до н. э.), упоминается процессия с участием Кархухи и Кубабы. [ 13 ] В другом тексте его правления упоминаются подношения обоим этим божествам и Тархунзе . [ 14 ] Формула проклятия вызывает эту группу из трех человек рядом с Солнцем, Луной и Паракарами, предположительно являющуюся поздней формой Пиникира , возможно, действующую как представление Венеры в этом контексте. [ 15 ] Другая формула проклятия, призывающая Кархуху, Кубабу и Санту , также была обнаружена на без происхождения . фрагменте чаши [ 16 ]
Каруха упоминается наряду с Кубабой среди иностранных (то есть немесопотамских ) божеств, упоминаемых в разделе договора между ассирийским царем Ашур-Нирари V и Мати-Элем, арамейским правителем Арпада в Бит-Агуси . [ 4 ]
Мифология
[ редактировать ]Альфонсо Арчи предполагает, что хурритский миф « Песнь о д ЛАММА возникла в Каркемише, возможно, именно в период, когда город находился под контролем Митанни, и включала в себя Кархуху, хотя он предполагал, что в известной хеттской версии д ЛАММА читалась как Курунта , подобно тому, как Таршунна служил заместителем Тешуба . [ 7 ] В этой композиции бог, обозначенный логограммой д ЛАММА временно становится царем богов после победы над Тешубом и Шаушкой , но в конечном итоге оказывается непригодным для этой должности, и после игнорирования предложения Кубабы он свергается, а позже оказывается порабощенным богом погоды, которого он сместил ранее. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Арки 2009 , стр. 217–218.
- ^ Jump up to: а б с Аро 2003 , с. 321.
- ^ Jump up to: а б с д Marchesi & Marchetti 2019 , с. 528.
- ^ Jump up to: а б Сало 2021 , с. 220.
- ^ Jump up to: а б с Тарача 2009 , с. 112.
- ^ Хаас 2015 , с. 578.
- ^ Jump up to: а б с Архи 2009 , с. 218.
- ^ Сало 2021 , с. 222.
- ^ Marchesi & Marchetti 2019 , стр. 528–529.
- ^ Jump up to: а б Арки 2014 , стр. 158–159.
- ^ Marchesi & Marchetti 2019 , с. 532.
- ^ Архи 2009 , с. 217.
- ^ Хокинс 1981 , с. 147.
- ^ Хокинс 1981 , с. 149.
- ^ Хокинс 1981 , стр. 162–163.
- ^ Хокинс 1981 , с. 150.
- ^ Архи 2009 , с. 216.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2009). «Устность, прямая речь и цикл Кумарби» . Древние исследования Ближнего Востока . 36 (2). Де Грютер. дои : 10.1524/aofo.2009.0012 . ISSN 0232-8461 . S2CID 162400642 .
- Арчи, Альфонсо (2014). «Аштата: пример религиозной политики Хеттской империи» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 14 (2). Брилл: 141–163. дои : 10.1163/15692124-12341260 . ISSN 1569-2116 .
- Аро, Санна (2003). «Искусство и архитектура». В Мелчерте, Крейг (ред.). Лувийцы . Справочник востоковедения. Раздел 1 Ближний и Средний Восток. Том. 68. Лейден: Брилл. ISBN 90-474-0214-6 . OCLC 995012566 .
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 29 ноября 2022 г.
- Хокинс, Джон Дэвид (1981). «Кубаба в Каркамише и других местах» . Анатолийские исследования . 31 . Британский институт в Анкаре, Издательство Кембриджского университета: 147–176. дои : 10.2307/3642766 . JSTOR 364276 . S2CID 163910722 . Проверено 29 ноября 2022 г.
- Маркези, Джанни; Маркетти, Николо (2019). «Божества Каркемиша в эпоху средней бронзы по глиптическим и текстовым данным» . Жемчужины прошлого: исследования ближневосточного искусства и археологии в честь Фрэнсис Пиннок . Мюнстер: Зафон. ISBN 978-3-96327-058-1 . OCLC 1099837791 .
- Сало, Рееттакаиса София (2021). «Иностранные боги — собственные боги: о неоассирийских описаниях богов». Закон и (бес)порядок на Древнем Ближнем Востоке . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781646021208-021 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .